О возросшей силе владычной кафедры косвенно свидетельствуют обстоятельства поставления митрополитами епископов для Рязани. Известны имена двух епископов Рязанских, рукоположенных в первой половине XV столетия. Это выдвинутые из среды московского духовенства Сергий (Азаков) и Иона, будущий митрополит всея Руси. Несомненно, поставление Сергия (Азакова) , в прошлом архимандрита московских кремлевского Спасского и Симонова монастырей, указывает на желание митрополита Фотия обеспечить сторонника митрополичьей политики в лице епископа Рязанского. Можно полагать, что в данном случае митрополит действовал в единомыслии с великим князем московским Василием I, который был бы не прочь видеть проверенного человека, занимающего высокий церковный пост, на землях соседнего независимого княжества и, что не менее важно, в недавно подчиненных Муроме и Мещере. Несомненно, Василий I был лично знаком с будущим епископом Рязанским еще со времен служения Сергия в Москве. Ведь кремлевский Спасский монастырь являлся придворной великокняжеской обителью. Владыка Иона, как и его предшественник Сергий (Азаков), занял архиерейскую кафедру Рязани после длительного монашеского служения в Симоновом монастыре. Он происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в округе Галича Костромского. Иноческий постриг Иона принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли», откуда через непродолжительное, по всей видимости, время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново» . Время рукоположения Ионы в епископы Рязанские точно не известно. Ни духовная грамота святителя Ионы, ни его житие, составленное около 1547 года по поручению Ивана IV и митрополита Макария, не называют даты этого события, однако духовная указывает, что он был поставлен в епископы Рязанские от «господина и отца кир Фотия» . По мнению Л.И. Ивиной и А.А. Зимина, какое-то время после вступления на престол Василия II Темного (февраль 1425 г.) Иона еще находился в Симоновом монастыре . О.А. Абеленцева указала на то, что в Супрасльском списке Белорусской I летописи под 1426 годом есть известие о посылке митрополитом Фотием архимандрита Ионы в Тверь, а в 20–30-е годы XV столетия в Москве известен только один архимандрит по имени Иона – симоновский. Возможно, архимандрит Иона и митрополит Иона – одно и то же лицо . Если все это действительно было так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, между 1426 – началом июля 1431 года.

http://pravoslavie.ru/3702.html

По возвращении в Новгород святитель Иона воздвиг по обету своему храм в честь прп. Сергия Радонежского и часто посещал его. А в Москве в это же время воздвигли храм в честь прп. Варлаама Хутынского. В 1461 г. скончался митрополит Московский Иона, в 1462 г. — вел. князь Василий Васильевич Темный. Перед кончиной своей митрополит выразил желание, чтобы святитель Иона Новгородский прибыл для избрания его преемника и погребения его самого. Но новгородский святитель был сам болен и не мог ехать. «Не скорби, — писал он московскому святителю, — что нам нельзя повидаться теперь. Мы свидимся уже в той жизни по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей». Об избрании же преемника митрополиту он писал так: «Кого Дух Святой изберет и благословит, того и я готов буду принять». В это время Юго-Западная Русь находилась под властью Польши, отделившись от московского престола. Святитель Иона, твердый в церковных канонах, противодействовал этому печальному разделению и поучал паству свою верности московскому престолу. За несколько лет до кончины святителя Ионы по всей России прошло так называемое Симоновское моровое поветрие. Это была чума. Умерло более 200 тысяч человек. В Зверинам монастыре была устроена скудельница, то есть общая могила. В это время там явился образ св. Симеона Богоприимца, и по бывшему откровению свыше был воздвигнут в честь этого угодника Божия однодневный храм. А когда святитель освятил его, то по совершении им Божественной литургии мор прекратился. В 1470 г. святитель Иона скончался и был погребен в Отнем монастыре. Случилось так, что в течение 40 дней могилу его не засыпали, а тело его оставалось нетленным, и поэтому ее вовсе не засыпали, но устроили поверх нее возвышение. В XVI в. весь Отний монастырь целиком сгорел. Гроб святителя Ионы успели вынести на монастырскую площадь, и он только один остался невредим. Несшим его он показался необыкновенно легким, а после пожара его еле подняли, так он был тяжел.

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

Новгородская паства его, исстари буйная и непокорная, любила его и слушалась. Он умел властным словом своим прекращать распри между новгородцами, и при нем вся земля их пользовалась миром и особым Божиим покровительством. А когда подвластный ему Псков сделал неудачную попытку отделиться от Новгорода и захватил некоторые принадлежащие архиепископскому дому земли, то святитель Иона отнесся к псковичам с любовью и не стал требовать вознаграждения за убытки. Тогда и во Пскове стали почитать его. Чтили его также и все князья русские и литовские, и особенно московские. Между последними и новгородцами, которые никак не могли забыть своих вольностей, часто возникали тяжкие недоразумения, и святитель Иона постоянно был между ними посредником. В 1460 г. в Новгород должен был приехать вел. князь Василий II Темный. Вдруг святитель узнает, что на жизнь его составлен заговор. Немедленно он является в собрание заговорщиков и сильным словом своим останавливает преступный замысел. И когда вел. князь приехал в Новгород, то его приняли с честью. Часто беседовал вел. князь с благостным архипастырем, которого он любил как отца и охотно слушал его советы. В это время произошло воскрешение молодого постельничего вел. князя прп. Варлаамом Хутынским (память его 6 нояб.). Но когда вел. князь уехал, до него дошли вести, что новгородцы хотят поддаться Литве, врагу России, и он решил идти на них с войском, чтобы раз навсегда положить конец их мятежным замыслам. Тогда святитель Иона поехал в Москву заступаться за свою буйную паству, причем дал мысленный обет, что в случае успешного исхода дела он воздвигнет в Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского. Под Москвой встретили его бояре и духовенство, а в самом городе принял его с любовью митрополит Московский Иона. Великокняжеский двор был полон давно собравшихся бояр, а в самом дворце, внизу у лестницы, стояли сыновья вел. князя. Они взяли его под руки и повели к вел. князю, который ждал его с нетерпением и радостью. Часто беседовали они о делах церковных и гражданских. Раз в присутствии митрополита архиепископ Иона стал особенно горячо заступаться за свой город и просить вел. князя не карать ни в чем не повинных жителей его за небольшую горсть смутьянов. Во время этой беседы он предсказал вел. князю его близкую кончину (+ 1462) и свержение татарского ига при его преемнике. Последнее предсказание особенно обрадовало вел. князя, так как прозорливость новгородского святителя была ему хорошо известна. Он обещал не держать гнева на Новгород, но даровать ему мир. В конце беседы святитель прослезился. «Кто может, — сказал он, — унизить и смирить такой великий и многолюдный город? Только сами граждане своими усобицами. Лишь о том молю Бога, чтобы не было сего во дни мои!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

«Православная Церковь в Америке — Сестра-Церковь и Дщерь-Церковь Русской Православной Церкви, — сказал в ответном слове Блаженнейший Митрополит Иона. — Наша церковная жизнь и миссия в Северной Америке строится на том основании, которое дано нам Русской Православной Церковью, начиная с валаамских монахов, которые прибыли на Аляску в 1794 году. Также мы вспоминаем с любовью святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, святителя Иннокентия, митрополита Московского, и всех тех, кто был из России, служили в Америке и дали нам фундамент церковного бытия». «Мы являемся Церковью миссионерской, Церковью, в которой множество людей пришло к Православию в сознательном возрасте. Это и есть наследие и дар нам Русской Православной Церкви, ведь она в XVIII–XIX веках служила в Америке как миссионерская Церковь», — подчеркнул Митрополит Иона. На память о своем посещении Русской Православной Церкви Предстоятель Православной Церкви в Америке преподнес Святейшему Патриарху Кириллу икону с частицей мощей святого праведного Алексия (Товта). Вечером того же дня делегация посетила один из концертов Московского пасхального фестиваля в Московской консерватории. 27 апреля Блаженнейший Митрополит Иона посетил Троице-Сергиеву лавру и Московскую духовную академию. У Святых врат обители Предстоятеля Православной Церкви в Америке приветствовал наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Зайдя в Троицкий и Успенский соборы обители, Митрополит Иона затем направился в Покровский академический храм, где его встретил ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений. Делегация Православной Церкви в Америке осмотрела Церковно-археологический кабинет академии. В Малом актовом зале состоялась передача Московской духовной академии 100 экземпляров учебной Библии на английском языке. Днем состоялась встреча делегации с послом США в России Джоном Байерли. Вечером 27 апреля, в канун Радоницы, Блаженнейший Митрополит Иона посетил Новоспасский монастырь, где был встречен наместником обители архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. Члены делегации Православной Церкви в Америке посетили храм-усыпальницу во имя преподобного Романа Сладкопевца, Спасо-Преображенский собор и Покровский храм, в котором присутствовали за вечерним богослужением.

http://e-vestnik.ru/church/blazhennejshi...

Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель, и как известный политический деятель своего времени. Он активно участвовал в государственной жизни Московского княжества, содействуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Причем слово святителя имело большую силу, и его авторитет для князя Василия был непререкаем. Надо сказать, что, имея такое влияние на князя, митрополит Иона старался не слишком часто посещать княжеские покои, но если видели, что старец-митрополит отправился к князю, то было понятно, что стране грозит какая-то внутренняя или внешняя опасность. В спокойное же время святитель любил предаваться уединению и молитве. Это был великий подвижник, кроткий и незлобивый. Он прославился даром прозорливости и чудес. Святитель исцелял больных, он всегда заступался за обиженных и помогал неимущим, ревностно насаждал благочестие и искоренял дурные привычки и обычаи. Большую заботу проявлял святитель в отношении западнорусских епархий, старался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства. Вся жизнь святителя была целенаправленной и напряженной. Тридцать лет святитель Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость. 31 марта 1461 года митрополит Иона скончался. В год кончины владыки ему была уже написана служба известным агиографом Пахомием Логофетом. В 1472 году (через 11 лет) в Успенском соборе были открыты мощи святителя и установилось местное почитание и празднование ему. В 1547 году митрополит Иона был причислен к лику святых и ему было установлено торжественное общецерковное празднование 31 марта/13 апреля (в день кончины) и 27 мая/9 июня (день перенесения его мощей). В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе Московских святителей – 5/18 октября. Церковное предание свидетельствует, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение ужаснуло французов у гробницы святителя Ионы: чудотворец предстал пред нею с поднятою, как бы грозящею рукой. Поэтому его серебряная рака и при ней подсвечник остались нетронутыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  Православные праздники 4 октября — Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). 7 фактов о святителе Димитрии Ростовском Жития святых святителя Димитрия Ростовского Святитель Димитрий Ростовский и его «Руно орошенное» Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709 гг.) был ревностным христианином, развивал православное образование, основал Славянскую-Греко-Латинскую школу в Ростове, боролся с невежеством, пьянством, раскольничеством и католицизмом, написал множество житий святых. В 1752 г. произошло обретение мощей Димитрия, его мощи почитаются чудотворными. Православные праздники 5 октября — Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Иона, неправильный пророк Значение имени Иона Пророк Иона: 40 изображений  Ветхозаветный пророк, жизнь которого описана в «Книге пророка Ионы», один из первых проповедников Единобожия среди язычников. Услышав призыв Господа проповедовать покаяние в городе Ниневия, Иона попытался скрыться от этого призвания за морем, попал в кораблекрушение и был проглочен китом на три дня и три ночи. Раскаявшись и взмолившись, Иона оказывается выброшен на берег. Он принимает призвание и начинает проповедовать покаяние в Ниневии, жители города каются и обретают веру в Бога. Православные праздники 6 октября — Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн Креститель (Предтеча) Родители Иоанна Предтечи, священник Захария и праведная Елизавета, до преклонного возраста были бесплодны, что считалось бесчестьем у евреев. Праведные супруги много молились и их молитвы были услышаны, во время службы в храме Захарии явился ангел и возвестил ему о рождении сына, «который будет велик пред Господом… и многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их».   — Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). 8 таких разных московских святых Святитель Иннокентий Вениаминов (1797-1879 гг.) был миссионером в Русской Америке и Дальнем Востоке, крестил тысячи аборигенов-язычников, строил храмы, школы, боролся с эпидемией оспы, создал алфавит алеутского языка, участвовал в присоединении к России Амурского края, с 1868 г. митрополит Московский. 6 октября 1977 г. причислен к лику святых.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

На молитвенную память от имени прихожан, сотрудников, клириков и себя лично архимандрит Закхей преподнес Святейшему Патриарху Кириллу и Блаженнейшему Митрополиту Ионе святительские облачения. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал список Казанской иконы Божией Матери. В ответном слове Блаженнейший Митрополит Иона отметил, что рад возможности посетить Русскую Православную Церковь и сослужить с ее Предстоятелем. Блаженнейший Владыка выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за дружбу и братскую поддержку, оказываемую как в целом Православной Церкви в Америке, так и ее подворью в Москве, которое, по словам Митрополита Ионы, служит укреплению связей Американской Церкви не только с Московским Патриархатом, но и с другими Поместными Православными Церквами. Блаженнейший Митрополит Иона рассказал о том, как в самом начале существования американского подворья, будучи еще мирянином, он управлял хором за богослужениями, которые тогда совершались в небольшой надвратной часовне Свято-Данилова монастыря. «И так прекрасно видеть развитие, которое произошло с тех пор», — добавил Блаженнейший Владыка. «Я особенно благодарен Вам за Ваше благословение этому подворью и архимандриту Закхею, который много трудится для того, чтобы восстановить эту прекрасную церковь и укрепить общину, — сказал Предстоятель Православной Церкви в Америке. — Благодаря его служению, я надеюсь, Москва в какой-то степени узнает о том, что есть лучшего в американской приходской жизни. Я очень благодарен и поддерживаю не только его усилия, но и самопожертвование и любовь многих людей, которые являются членами этой общины». По случаю 15-й годовщины представительства в Москве Блаженнейший Митрополит Иона передал архимандриту Закхею, приходскому совету и всем прихожанам Синодальную благодарственную грамоту, подписанную всеми епископами Православной Церкви в Америке. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/960429.htm...

Деятельность архиепископа была разнообразна и далеко не ограничивалась делами Церкви и христианской благотворительности. При жизни своей он сумел сохранить мир и тишину в отношениях Новгорода с великими князьями московскими, которым самостоятельность Новгорода была как бельмо на глазу, и не раз увещевал Василия Темного не поднимать оружия на своих соотечественников. Когда новгородцы задумали присоединиться к Литве и тем навлекли на себя гнев Uoahha III , архиепископ Иона, уже в преклонных годах, ездил в Москву ходатайствовать за родной город и еще раз умолил князя пощадить его. Примечательно то, что репрессии Uoahha III против Новгорода, который к тому времени был единственным русским городом, не желавшим склониться перед великокняжеской волей, начались спустя примерно год после смерти архиепископа. Архиепископ Иона заранее готовился к смерти. Еще при жизни он изготовил себе гроб и завещал похоронить себя в Отне. Новгородскую кафедру он занимал до самой кончины. Скончался святитель 5 ноября 1470 года. В течение сорока дней тело его не было предано земле, но не издавало запаха тления. В 1549 году архиепископ Иона был причислен к лику святых. Мощи его находились в Предтеченском храме Отенской пустыни. От них совершались многие чудеса. Труды: Послание митрополиту Феодосию Бывальцеву 8 июля 1461 года//Русская историческая библиотека. – СПб., 1908. – Т. 6. – С. 690–694. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 245–247. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 86. Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп. М. В. Толстого . – М., 1887. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1090, 1111, 1353, 1355, 1356, 1553. Белковский Е. Преподобный Михаил Клопский и Троицкий Михаило-Клопский монастырь. – Петроград, 1917. – С. 1–2. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 122–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

в) «Третий святитель московский, св. Иона», также с юных лет был избран Богом и приготовлен на великое служение церкви и отечеству. Св. Иона родился в г. Солигаличе от благочестивых родителей. «Двенадцати» лет он принял иноческий образ в одном из монастырей своей родины, а потом переселился в обитель Симоновскую близ Москвы. Однажды в эту обитель прибыл митрополит Фотий. Совершив молитвословие в храме и преподав благословение настоятелю и братии, святитель захотел видеть и благословить иноков, трудившихся в разных монастырских службах. В пекарне увидел он юного инока, который, утомившись работою, спал, но правая рука его, на которой покоилась голова, была сложена как бы для благословения. Владыка запретил будить спавшего инока и, благословив его, сказал предстоящим: «монах сей будет великий святитель в странах сих российских и многих на путь спасения наставит». Этот монах был св. Иона, и предсказание владыки буквально на нем исполнилось. г) «А св. Филипп», митрополит московский, разве «не с юных лет» возлюбил Христа и во имя этой любви оставил своих знатных и богатых родителей (они были известные бояре Колычевы) и решился удалиться в пустыню. Улучив удобную минуту, Феодор (так в мире звали Фииппа) заменил богатое боярское платье простым крестьянским кафтаном, надел лапти и, не узнанный ни кем, вышел из родительского дома. В последний раз поклонился юный Феодор св. иконам и мощам святителей в Кремле и направил путь свой к северу. Четыре месяца шел он, пробираясь болотами и дремучими лесами, пока крайнее изнеможение не принудило его остановиться для отдыха на берегу Онежского озера. Здесь, в деревне Хижа, он был радушно принят добрым селянином Субботою, у которого сын знаменитых родителей, воспитанный в неге и покое, взял на себя обязанность пасти овец. Скоро он должен был оставить гостеприимного хозяина и ушел в Соловецкий монастырь. Здешний игумен принял его с ласкою, но прежде чем постричь его в монахи, он заставил Феодора нести суровое послушание. Феодор рубил дрова, копал землю, таскал камни... и нередко случалось, испытывал унижение и побои от неразумных людей; но, подражая Владыке Христу, все переносил со смирением. Наконец игумен, видя твердое желание Феодора отречься от мира, постриг его в иноки с именем Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010