Великая душа познается в страданиях. И св. Златоуст выступает перед нами в своих письмах, прежде всего, как мученик, страдалец – Златоуст низверженный, Златоуст поруганный. Вот как описывает он свое положение в изгнании:«Живем в пустыннейшем месте, пустыннее которого нет во всей нашей вселенной; мы постоянно в осаде от страха со стороны разбойников и терпим множество скорбей, как это естественно на чужой стороне и в такой пустыне». 4 «Живем в самой жесточайшей пустыни». 5 «Прежде в самый разгар зимы мы постоянно переходили с места на место, останавливаясь то в городах, то в ущельях и лесистых долинах, и повсюду преследуемые исаврийцами. Наконец, когда здешние бедствия несколько поутихли, оставив пустыни, мы поспешно двинулись в Аравис, находя его крепость безопаснее других месть и теперь живем в ней... хуже, чем в любой тюрьме». 6 Особенно много страданий испытал св. Златоуст на пути к месту своего заточения. Из Кесарии Каппадокийской по дороге к месту своей ссылки он пишет Феодоре: «Мы убиты, мы измучены, мы перенесли тысячу смертей. Подробнее могут рассказать тебе об этом податели сего письма... Я должен был ехать и день и ночь, томимый зноем, измождаемый невозможностью заснуть, погибая от неимения самых необходимых предметов и недостатка людей, которые могли бы оказать помощь. Даже участь каторжников и острожников не так тяжела, как то, что мы вытерпели и до сих пор терпим». 7 А в письме к Олимпиаде читаем: «Не говорю уже о бедствиях, какие терплю я в Константинополе, но ты можешь вообразить, сколько потерпел я по удалении из Константинополя, сколько перенес неприятностей во время долгого и тяжкого путешествия моего, а многие из этих неприятностей достаточны были к тому, чтобы уморить человека, сколько перенес по прибыти сюда, сколько по переселении меня из Кукуза, сколько после пребывания моего в Арависе». 8 «Ничем не лучше, даже гораздо хуже, чем мертвецы, провел я эти два месяца. Я жил только для того, чтобы чувствовать одни несчастия, которые со всех сторон обложили меня; все было для меня ночь – и день, и рассвет, и полдень». 9 Святитель не один раз говорить о своей утружденной плоти, о своих разбитых костях. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Беседа когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии Источник Предводитель готов Гайна, один из тех, который добивались ниспровержения Евтропия, злоупотреблял слабостью ленивого и боязливого государя. Он угрожал Аркадию все опустошить своими войсками, если ему не выданы будут Аврелиан, Сатурнин и князь Иоанн. Это были первые люди при дворе и главные личности в империи. Гайна боялся всех их троих, и он не скрывал своей цели, что намерен предать их смерти. Они принесены были в жертву для спасения государства и отправились к Гайне. Вместе с ними отправился и св. Иоанн Златоуст , и его красноречие настолько смягчило сердце жестокого врага, что он, после издевательства над ними, даровал им жизнь и удовольствовался только их изгнанием. 1. Долго я молчал и спустя много времени опять возвратился к вашей любви; впрочем это – не от какой-нибудь беспечности или телесного расслабления, а от того, что я успокаивал смятения, укрощал волны, утешал бурю, спасал терпящих кораблекрушение, старался ввести утопающих в тихую пристань. Я – общий отец всех; мне необходимо заботится не только о стоящих, но и о падших, не только о плывущих при попутном ветре, но и о колеблемых волнами, не только о живущих в безопасности, но и о находящихся в опасностях. Потому и в минувшие дни я на время оставлял вас, и везде ходил, увещевая, упрашивая, умоляя избавить тех господ от бедствия. Когда же те горестные события прекратились, я опять возвратился к вам, находящимся в безопасности и совершающим свое плавание в полном спокойствии. К тем я ходил, чтобы прекратить бурю, а к вам возвратился, чтобы у вас не было бури; к тем я отправлялся, чтобы избавить их от бедствий, а к вам прибыл, чтобы вы не подверглись бедствиям. Мне надобно заботится не только о спящих, но и о падших, и опять – не только о падших, но и о стоящих: о тех, что встали; об этих, чтобы не пали; о тех, чтобы освободились от тяготеющих над ними бедствий, об этих, чтобы не подвергались угрожающим горестям. Нет ничего твердого, ничего постоянного в делах человеческих, но они подобны разъяренному морю и ежедневно испытывают удивительные и жестокие крушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава четвертая. Личное спасение и спасение мира Горячее и многократно выраженное желание святого Силуана, чтобы все люди спаслись, несомненно, являемся важной стороной, лейтмотивом его духовной жизни. И тут следует признать, что эта одна из главных забот старца в основных святоотеческих творениях занимает сравнительно ограниченное место. Правда, вопрос о том, какое именно место в святоотеческих размышлениях должно отводиться стремлению к спасению ближнего в связи с собственным спасением, представляется, по крайней мере, сомнительным и чаще всего спорным. Исследование святоотеческой традиции на эту тему позволит лучше понять и саму проблематику, и способ решения спорных моментов святыми отцами. Вместе с тем оно выявит и несомненную оригинальность позиции преподобного Силуана, безусловно находящегося в русле святоотеческой традиции и продолжающего ее. I. Святоотеческая традиция 1. Личное спасение неотделимо от спасения мира и в определенном смысле предполагает его Личное спасение во многом неотделимо и зависит от усилий ко спасению других людей – мы не можем спастись, если не содействуем спасению ближнего. Святитель Иоанн Златоуст – один из тех отцов, кто особенно настаивает на этом. Он утверждает без обиняков: «.. .сам я не верю, чтобы можно было спастись тому, кто ничего не делает для спасения ближнего» – и затем добавляет: «Несчастному рабу нисколько не помогло то, что он не уменьшил таланта, но погубило его то, что он не умножил и не принес вдвое больше ( Мф. 25:24–30 )» 218 . Основываясь на евангельской притче и обращаясь к другим подобным примерам, Иоанн Златоуст обличает бесплодность и никчемность жизни того, кто не содействует спасению своих братьев, и приходит к убеждению, что такой человек недостоин даже называться христианином: «Таков был зарывший талант в землю, безукоризненный по своей жизни, но бесполезный для другого ( Мф. 25:18–28 ). И как такой может быть христианином? Скажи мне: если закваска, смешанная с мукою, не сообщает своего свойства всему (смешению), то закваска ли это? Также если миро не сообщает благовония приближающимся, то можем ли мы его назвать миром? Не говори: мне невозможно помогать другим; если бы ты был (истинным) христианином, то невозможно было бы этому не быть» 219 . А чуть выше он говорит: «Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Содержание К Стагирию подвижнику, одержимому демоном К тому же Стагирию, о том, что уныние хуже демона К тому же Стагирию, об унынии     Стагирий, происходивший из знатного и богатого дома и воспитанный в правилах христианской веры, по благочестивому настроению своему отказавшись от богатства и мирских занятий в Антиохии, посвятил себя подвижнической жизни отшельников, в которой вскоре, по попущению Божию, подвергся действию демона (беса или злого духа), страдал припадками беснования, причинявшими ему такие мучения и такое душевное уныние, что он покушался даже лишить себя жизни. Св. Иоанн Златоуст , узнав о бедственном состоянии Стагирия, с которым находился в дружеских отношениях, желал доставить ему духовное утешение посредством письменных увещаний, не имея возможности лично посетить его по причине собственной болезни, постигшей его после подвигов в пустыне в конце 380 г. по Р. Х. В это время или в начале 381 года и могли быть написаны предлагаемые три слова святителя. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном Ужасное испытание, постигшее Стагирия, и желание утешить его хотя бы письменно. – Попущение нам испытаний и польза как их, так и самого падения. – Примеры – Адама в Раю, Каина, Ноя во время потопа, Авраама и Иосифа. – Испытание, как одно из средств, которыми Господь увеличивает нам заслуги и приводит наш разум в подчинение Божественному. – Причина, почему Бог допускает благоденствие злых и огорчение добрых. – Неисповедимость путей Божиих. – Вечность, как праведное воздаяние добрым и злым. – Обязанность истинного христианина быть покорным Промыслу Божию. – Увещание Стагирию укрепляться в таком убеждении. 1 . Нам следовало бы теперь быть при тебе, любезнейший мой Стагирий, и принимать участие в твоих страданиях и хоть сколько-нибудь, по мере наших сил, облегчать твое уныние, утешая словом, помогая делом и употребляя все другие средства; но так как телесная слабость и приключившаяся головная боль, принудив оставаться дома, лишила нас возможности послужить в столь полезном деле, то не замедлим исполнить по нашим силам то, что еще остается и для твоего утешения, и для нашей пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Всякое божественное учение обыкновенно имеет в виду пользу любознательных людей, в особенности же праздники, всегда бывающие в определенное время; их можно бы сравнить с потоками воды, к которым стремятся жаждущие и которые, служа к утолению жажды, тем приятнее бывают для пользующихся ими. Но зачем понадобилось мне такое предисловие? Лазарь, четырехдневный мертвец, в эти именно дни поста воскрес. В это время Христос уже шел на свою спасительную страсть, прежде чудес проявляя чудеса, прежде праздника устанавливая новый праздник и прежде дела показывая дело, чтобы, когда Он будет вознесен на крест, ученики Его не усомнились в воскресении своего Учителя, но верили бы, что Он подпал смерти ради других, а сам по Себе ничего ужасного от смерти потерпеть не может. Итак, вполне справедливо – и по времени, и в видах собственной пользы, и ради наступающего праздника – принять участие и нам со своей стороны в радости о воскресении Лазаря, не только в оплакивании его принять участие, но и разделить торжество и радость добрых жен, окружавших Марию, да и наставника нашего Иисуса почтить вниманием к повествуемому об этом событии. Несомненно, кто оказывает честь Его друзьям, тот Ему самому делает приятное: будучи человеколюбивым, Он обыкновенно всегда усваивает Себе честь, им оказываемую. Он сам сказал в евангелии: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Мф.10:40 ). «Был болен некто, – говорит евангелист, – Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее» ( Ин.11:1 ). Без прикрас выливается повествование из уст бесхитростного писателя: недаром Иоанн был рыбак. Приступая к описанию поразительного чуда, он не постарался доставить удовольствие слушателю выбором выражений. А что это так, убедись сам. Он описал, что чудо совершилось в Вифании, способ его совершения, указал женщин, присутствовавших при этом, описал, что было сказано, что было сделано, где встретили Учителя, как Он заплакал, как Его просили, как упрекали, жалуясь самому Господу, что Он не на­ходился близ умиравшего Лазаря, не заключил словом врат смертных, не удержал волн гибели: ведь, конечно, при кормчем судно было бы спасено. И писал он это, находясь в Ефесе, чтобы таким образом – по нестяжательности и бедности – даже собственными чернилами и бумагой не пользоваться. Между тем, когда Иоанн описал это, все стекаются увидеть гроб, потерявший покойника, – цари, простецы, судьи, племена варваров, толпы солдат. Что я говорю – гроб? Место упокоения Лазаря сделалось церковью. Все стремятся помолиться там, где помолился Иисус, из общения в деле извлекая себе пользу. «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа». Пусть никто не относится пренебрежительно к месту: Бог ведь всюду – и в деревне, и в городе, и в горах; Он все видит. Бог везде, но обращает Он внимание не на место само по себе, а на расположение людей благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Предисловие Восемь слов на кн. Бытия произнесены, как обыкновенно полагают (см. Филарета, архиеп. Чернигов., «Историческое учение об Отцах Церкви». 1882 г., т. II, стр. 195; «Migne». Patrologiæ cursus completus, ser. gr. t. LIV, p. 579), в первый год проповеднической деятельности Златоуста в Антиохии, т. е. в 386 г.; некоторым подтверждением этого служат начальные слова 2-й из этих бесед, в которых Злат. говорит о смелости, обнаруженной им в избрании столь высокого предмета для своих поучений, какой представляет история творения мира, и – внушенной ему надеждой не на свои силы, а на силу молитвы Церкви. Выражение такого сознания более свойственно, конечно, начинающему, чем опытному проповеднику, приобретшему некоторую уверенность в силе своего слова; по крайней мере такого приема для начала бесед Златоуст не употреблял в следующем 387 г., когда произносил беседы о статуях. Эти восемь слов произнесены, таким образом, прежде помещенных в первой половине этого тома 67 бесед на ту же кн. Бытия; они помещены, однако, после них, согласно порядку издания, принятому в Патрологии Миня, и в виду того, что 67 бесед, обнимающих вообще все содержание первой кн. Моисея, должны естественно стоять на первом месте. В этих 8 словах, имеющих много общего с предшествующими, виден равн. обр. свойственный Златоусту высокий дар церковного красноречия, проявившийся, между прочим, в замечательном искусстве, с каким он пользовался неожиданными обстоятельствами, замеченными в церковном собрании, для возбуждения внимания слушателей и их назидания (см. в слове 4-м внушение Злат. слушателям, вызванное недостатком внимания их к проповеднику при совершавшемся в храме возжении лампад). Слово 1. Сказанное в начале Четыредесятницы на слова: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1), также о посте и милостыне. 1. Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для души, это истинное умирение помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ПЬЯНСТВО (см. также ВИНО ) Пьянство есть почитание идола Бахуса Знатный был «между языческими праздниками праздник, посвященный идолу «Бахусу», называемый «Бакханалия», а по российскому наречию может назваться «МАСЛЕНИЦА». В сей неистовый праздник всякое пиянство и всякая нечистота у них разливалась. Сему безумию и неистовству языческому последуя, премногие христиане, по имени своему суще «род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» ( 1Пет. 2, 9 ), установили праздновать масленицу, в которую всякое страстей и прихотей излияние совершают (3:262). Пьянство есть излишнее употребление пития (1:137, см. ОБЪЯДЕНИЕ , 624). Пьянство, его причины Не вино причиною пьянства бывает: ибо ежели бы вино того причиною было, то бы вси его употребляющии пьяницы были, но противная самая вещь показует; многие бо употребляют вино, но трезвы суть. Причиною убо пиянства бывает: злое и невоздержное сердце, как и прочиих грехов. «Не вино производит пиянство, глаголет Златоуст святый, но невоздержание» (Бес. 1-я к народу антиохийскому). Праздность, как выше сказано. Частые пиршества, компании, усиленныя потчивания. Со злыми и невоздержными обращение. От частых же повторений делается страсть и злый обычай (2:190). Пьянство бывает от вина и от СТРАСТЕЙ Пиянство, как Златоуст учит, двоякое: иное бывает от вина, иное от страстей. От страстий бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстьми наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближняго, кто сердце скверных похотей, сребролюбия, и прочиих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается (1:137). Есть пиянство от вина и сикера; есть пиянство и не от вина, якоже глаголется: «пиянии без вина» ( Ис. 28, 1 ). Пиянство от вина есть, когда человек выше меры употребляет вино; пиянство не от вина, когда ЧЕЛОВЕК ЛЮБОВИЮ МИРА сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается (4:115–116). Начало пьянства – злая компания Злая компания и частыя пиршества, обеды, – «Второе». Политичныя потчивания, с усильным прощением, и поздравления, ныне в обычай злый вкравшиеся, как-то: «за здравие-де того и того выпьем», и прочая (1:137).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Беседа 3 Евр.1:6–8 .  Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты.. 1. Господь наш Иисус Христос называет пришествие свое во плоти исходом, – например, когда Он говорит: «вот, вышел сеятель сеять» ( Мф. 13:3 ); И еще: «Я исшел от Отца и пришел в мир» ( Иоан. 16:28 ) и во многих местах можно видеть это. А Павел называет пришествие Его входом: " когда, – говорит – вводит Первородного во вселенную», разумея под этим введением воплощение. Почему же они выражаются различно об одном и том же предмете, и для чего говорят так? Это видно из значения самих выражений. Христос справедливо называет пришествие свое исходом, потому что мы были вне Бога. Как узники, оскорбившие царя, находятся обыкновенно вне царских чертогов, и тот, кто желает примирить их (с царём), не вводит их внутрь (чертогов), но сам выхо­дит наружу и беседует с ними, пока не сделает их до­стойными явиться пред взоры царя, так поступил и Христос. Он, вышедши к нам, т.е. приняв плоть и преподав нам угодное Царю, ввел потом нас, очистив от грехов и примирив (с Богом). Потому Он и называет (пришествие свое) исходом. А Павел называет его входом, заимствуя это переносное выражение из примера наследников, получающих во владение какое-нибудь имущество; сказать: «когда вводит Первородного во вселенную», значит показать, что (Бог) вручил Ему вселенную; Он тогда принял ее всю в свое владение, когда был познан. Это говорится не о Боге-Слове, но о воплотившемся Христе; и действительно, если Он «В мире был», – как говорит Иоанн, – «и мир чрез Него начал быть» ( Иоан. 1:10 ), то как иначе он мог быть введен во вселенную, как не во плоти? «И да поклонятся Ему – говорит, – все Ангелы Божии». Намереваясь сказать нечто великое и высокое, он предуготовляет к тому слушателей и располагает к удобнейшему принятию (истины), представляя Отца вводящим Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 42 Ин.6:1–4 . После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. 1. Полезно иногда удаляться от гонительства. – 2. Чудо умножения хлебов. – Заблуждение маркионитов. – 3. С каким тщанием Иисус Христос назидает своих учеников совершением чудес. – 4. Должно презирать славу человеческую и богатства земли. – Почести и богатства мира сего несравнимы с почестями и благами, обещанными нам Богом. – Нужно любить не эту преходящую славу, а славу бессмертную. – Различие между служением миру и служением Иисусу Христу. – Против зрелищ. – Преступно тратить деньги на женщин худой жизни, вместо того, чтобы раздавать их бедным. 1. Не надобно, возлюбленные, входить в состязания со злыми людьми; но научимся, если только это не повредит нашей добродетели, уступать место их злым наветам. Таким образом укрощается всякая дерзость. Как стрелы, попадая во что-нибудь упругое, твердое и противодействующее, с большей силой отскакивают назад – на пустивших их; когда же стремительность их полета не встречает противодействия, то скоро теряет силу и прекращается, – так бывает и с дерзкими людьми. Когда мы идем наперекор им, они еще более свирепеют; когда же уступаем им и отстаем от них, тем легко укрощаем их неистовство. Таким образом и Христос, узнав о дошедшем до фарисеев слухе, что Он приобретает Себе учеников и крестит более, чем Иоанн, отошел в Галилею, чтобы погасить в них зависть и Своим удалением укротить их ярость, которая, конечно, родилась в них от этих вестей. Однако же, удалившись опять в Галилею, Он идет уже не в прежние места, – пришел не в Канну, а на ту сторону моря. «За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил». Какие чудеса? Почему Евангелист не говорит о каждом из них? Потому, что этот Евангелист заботится о том, чтобы большую часть книги наполнить словами и беседами Христа к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 66 «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» ( Мф. 20:29–30 ) Настойчивая молитва преклоняет Бога. – Милосердие Христа простиралось только на достойных. – Чему научает событие беспрекословного отдания ослицы. – Жизнь Христа должна быть примером для нас. – Прообразовательное значение входа Христа на осляти. – Увещание к милостыне. – Недостаточность подаваемой милостыни сравнительно с богатством города (Антиохии). – Неизвинительность предлогов для отказа в милостыни. – Милостыня есть лучшее приобретение. 1. Смотри, откуда идет Спаситель в Иерусалим, и где прежде этого находился: это, по моему мнению, стоит особенного внимания. В самом деле, почему оттуда прежде не пошел Он прямо в Галилею, но через Самарию? Но оставим это любопытным; кто захочет тщательно испытать, тот увидит, что евангелист Иоанн делает на это достаточный намек и приводит причину. Что же касается до нас, мы будем говорить, что следует, и послушаем вышеупомянутых слепцов, которые были лучше многих зрячих. Они, не имея вожатая и не могши видеть приближающегося Господа, имели однако сильное желание дойти до Него, и начали кричать; и тогда как посторонние запрещали им это, они еще более усиливали свой вопль. Вот что значит душа сильная! Самые препятствия доводят ее до цели. И Христос не запрещал заграждать им уста, чтобы чрез это еще более обнаружилось их усердие, и чтобы ты знал, что они достойны были получить исцеление. Оттого Он и не спросил у них: «веруете ли»? – как обыкновенно поступал с другими. Самый крик и усердное желание подойти к Нему уже очень ясно всем показывали их веру. Отсюда-то научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были ничтожны, отвержены, но, с истинным усердием приходя к Богу, сами собою можем испросить у Него все, что ни потребуется. Посмотри, как и эти слепцы, не имея даже ни одного из апостолов на своей стороне, и еще от многих слыша запрещение, победили все препятствия, пришли к самому Иисусу; и хотя евангелист не свидетельствует, чтобы их жизнь сколько-нибудь ручалась за их дерзновение, но вместо всего для них достаточно было одного усердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010