В числе лиц, которым посвящены статьи XXIII тома, — святитель Иоаким Корсунянин (+1030), первый епископ Новогородский; преподобные Иоаким Опочский (XV-XVI вв.), Иоаким Сийский (XVI в.), Иоаким Шартомский (XVII в.). Обширная статья посвящена выдающемуся русскому церковному деятелю — Предстоятелю Русской Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савелову, +1690 г.). Также в томе присутствуют статьи о Патриархах Константинопольских Иоакиме I (+1504 г.), Иоакиме II (+1878 г.), Иоакиме III (+1912 г.), Иоакиме IV (+1887 г.), Патриархах Александрийских Иоакиме I (1565/67) и Иоакиме II (1668 г.), Патриархе Иерусалимском Иоакиме (+1463/64) и Грузинском Католикосе Иоакиме (XV в.). Отдельные статьи посвящены шести Патриархам Антиохийским XIV-XVI вв., носившихся имя Иоаким. Обращает на себя внимание статья об архиепископе Нижегородском Иоакиме (Левитском, +1921 г.). Практически все последующие статьи (свыше ¾ от всех материалов нового тома) посвящены святым и деятелям Церкви по имени Иоанн. Открывает этот огромный корпус статей публикация, повествующая о св. Иоанне-Илии, архиепископе Новгородском XII в., при котором было совершено обретение чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Отдельные статьи посвящены св. Иоанну, архиепископу Ростовскому (XIII в.) и св. Иоанну, епископу Суздальскому (XIII в.). Среди русских святых по имени Иоанн большим почитанием издревле также пользовался преп. Иоанн Многострадальный, инок Киево-Печерской лавры, которому в новом томе также посвящена отдельная статья. Также том содержит материалы, повествующие о юродивых XV-XVI в. — Иоанне Устюжском, Иоанне Власатом Ростовском и Иоанне («Большой Колпак») Московском. Большой материал в новом томе энциклопедии сообщает о жизни и просветительской деятельности выдающегося миссионера св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири (+1715). За этим материалом следует статья о родственнике св. Иоанна Тобольского, жившем уже в ХХ в., — св. Иоанне (Максимовиче), архиепископе Сан-Францисском, Шанхайском (РПЦЗ), замечательном подвижнике русского зарубежья.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя. Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, — сказал он, — но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове. 11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами. Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келье, он долго-долго коленопреклоненно молился, часто до утра. Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», — и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания. Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.

http://pravicon.com/info-2501

Сам святитель Иоанн проповедовал преимущественно среди жителей Тобольска. Он усовершенствовал школу, открытую его предшественником, и занялся неустанным наставлением и благотворительностью, заботясь о душевном покое и телесном благополучии верующих. Он вел подвижническую жизнь, не жалея собственных сил, но всегда снисходил к немощам других, был полон сострадания и неизменной тишины. Его никогда не видели праздным, и больше всех других трудов святитель Иоанн предавался молитве. Святой редко бывал в домах богатых людей, он любил тайно помогать бедным, особенно вдовам. Святитель посылал им милостыню через других людей или приходил к ним ночью и стучал в окно со словами: «Прими это во имя Иисуса Христа!» Он навещал также заключенных в темнице и всегда был там, где скорбь или нужда. Благодаря дару прозорливости святой предрек царю Петру Великому победу над шведами и предсказал нашествие Наполеона на Россию. Заранее зная день своей кончины, святитель Иоанн отслужил последнюю литургию 10 июня 1715 года. После этого он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Потом, простившись со всеми, святитель удалился в свою келью. Когда к нему пришли просить благословения благовестить к вечерне, нашли его усопшим. Святитель Иоанн скончался в молитве, стоя на коленях перед Черниговской иконой Божией Матери. В тот же день в далеких и пустынных степях его друг Филофей сказал сподвижникам: «Наш брат Иоанн только что преставился. Вернемся же в Тобольск!» Мощи святителя были положены в Тобольском соборе, где от них совершилось множество чудес. Святитель Иоанн был официально канонизирован Церковью через два века после кончины – в 1916 году. 23 июня 2013 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 509 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 25 декабря 2022, 19:58 СВЯТИТЕЛЬ Иоанн помоги понять волю Божью.Пошли мысли угоднии Вседержителю.Прости угодниче Христов за дерзновенную к тебе просьбу. р.Б.Лариса 23 июня 2020, 06:14 Слава Богу за всё! Сподобил Господь,Царица Небесная и Св.Иоанн быть у Святых мощей Его в Тобольском Свято Софийском Соборе.Благодарю эа такую Милость и прошу Святых молитв о всем нашем роде.

http://pravoslavie.ru/62351.html

Особое почитание святых, связанных с Киевскими духовными школами, зародилось в начале ХХ века, когда в Киеве шла активная подготовка к 300-летнему юбилею академии. К концу XIX века было прославлено лишь два святых угодника, вышедших из стен Киевской академии: святители Димитрий Ростовский и Иннокентий Иркутский. В годы правления императора Николая II, когда в Русской Церкви заметно оживился процесс канонизаций, Киевская духовная академия способствовала причислению к лику святых еще нескольких своих воспитанников. Так, профессор КДА протоиерей Федор Титов приложил немало усилий к тому, чтобы в 1911 году был прославлен святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский; а в 1916 году — святитель Иоанн (Максимович), мит­рополит Тобольский. К сожалению, в дореволюционный период не удалось завершить процедуру канонизации святителя Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского. По замыслу отца Федора Титова, его прославление должно было состояться в 1915 году во время торжественного празднования 300-летия Киевской академии. Однако первая мировая война помешала провести эти торжества, и потому тогда канонизация не состоялась. В результате святитель Павел был включен в святцы Русской Православной Церкви лишь в 1984 году (в составе Собора Сибирских святых). Таким образом, к 1917 году к лику святых было причислено пять воспитанников Киевской академии: святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский и Иоанн Тобольский. В 1915 году отец Федор Титов писал, что Киевская академия «является доселе единственным учебным заведением не только в России, но и во всем православном христианском мире, воспитавшим столь много не просто только замечательных, но и высоконравственных деятелей». Он также свидетельствовал, что в начале ХХ века существовало местное почитание многих выходцев из киевской школы, которые не были еще канонизованы. «Такое отношение народной совести к воспитанникам Киевской академии является, по нашему мнению, самым лучшим и ярким признанием ее высоких исторических заслуг перед Вселенской Православной Церковью», — завершает свои размышления отец Федор.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

Особое почитание святых, связанных с Киевскими духовными школами, зародилось в начале ХХ века, когда в Киеве шла активная подготовка к 300-летнему юбилею академии. К концу XIX века было прославлено лишь два святых угодника, вышедших из стен Киевской академии: святители Димитрий Ростовский и Иннокентий Иркутский. В годы правления императора Николая II, когда в Русской Церкви заметно оживился процесс канонизаций, Киевская духовная академия способствовала причислению к лику святых еще нескольких своих воспитанников. Так, профессор КДА протоиерей Федор Титов приложил немало усилий к тому, чтобы в 1911 году был прославлен святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский; а в 1916 году — святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский. К сожалению, в дореволюционный период не удалось завершить процедуру канонизации святителя Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского. По замыслу отца Федора Титова, его прославление должно было состояться в 1915 году во время торжественного празднования 300-летия Киевской академии. Однако первая мировая война помешала провести эти торжества, и потому тогда канонизация не состоялась. В результате святитель Павел был включен в святцы Русской Православной Церкви лишь в 1984 году (в составе Собора Сибирских святых). Таким образом, к 1917 году к лику святых было причислено пять воспитанников Киевской академии: святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский и Иоанн Тобольский. В 1915 году отец Федор Титов писал, что Киевская академия «является доселе единственным учебным заведением не только в России, но и во всем православном христианском мире, воспитавшим столь много не просто только замечательных, но и высоконравственных деятелей». Он также свидетельствовал, что в начале ХХ века существовало местное почитание многих выходцев из киевской школы, которые не были еще канонизованы. «Такое отношение народной совести к воспитанникам Киевской академии является, по нашему мнению, самым лучшим и ярким признанием ее высоких исторических заслуг перед Вселенской Православной Церковью», — завершает свои размышления отец Федор.

http://patriarchia.ru/db/text/4347534.ht...

Святители: 1. Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (+ 1123, память 5/18 августа и в Соборе Печерских Святых). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 2. Святитель Феогност. Митрополит Киевский и Московский (+1353, память 14/27 марта). Жил некоторое время в Брянске. 3. Святитель Феодосий, Архиепископ Черниговский (+1696. память 5/18 февраля и 9/22 сентября). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 4. Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский (+1715. память 10/23 июня). Был наместником Свенского монастыря. 5. Святитель Филофей, Митрополит Тобольский, в схиме Феодор (Лещинский; +1727, память 31 мая/13 июня и в Соборе Сибирских Святых). В 1701-1702 гг. был наместником Свенского монастыря. 6. Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Херсонский (+1857, память 25 мая/7 июня). 7. Святитель Филарет, Митрополит Киевский, в схиме Феодосий (Амфитеатров: +1857, память 21 декабря/3 января и в Соборе Сибирских Святых). Был учителем, а затем ректором Сенекой Духовной Семинарии и настоятелем Свенского монастыря 8. Святитель Игнатий, Епископ Ставропольский и Кавказский (Брянчанинов; +1867, память 30 апреля/13 мая). Подвизался послушником в Площанской пустыни. 9. Священномученик Макарий, Епископ Орловский и Севский (Гневушев; +1918, память 22 августа/4 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 10. Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов; +1937, память 28 ноября/11 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1906-1908 гг. был Епископом Орловским и Севским. 11. Священномученик Дамаскин, Епископ Стародубский (Цедрик; +1937, память 2/15 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 12. Священномученик Серафим, Архиепископ Орловский и Севский (Остроумов: +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.

http://pravicon.com/info-1882

М 23 июня 2019, 15:05 Святитель Иоанн!моли Господа Бога о нас грешных! Фаина 21 июня 2017, 15:17 Святитель Иоанн Митрополит Тобольский! Помолись Господу о нашей семье! Аминь! римма 23 июня 2016, 11:10 Святитель Иоанн,помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, помоги нам в работе и учебе, исцели меня грешную, помоги р.б. Александру. Константин 23 июня 2015, 05:52 Святителю славный отче Иоанне!Моли Господа Бога Иисуса Христа обо мне грешном и недостойном рабе о даровании мне исцеления от напасти пьянства и избавления от блудных помыслов.Славный отче Иоанне моли Бога о нас.рБ Константин р.Б. Людмила 10 июня 2015, 08:27 Святителю отче Иоанне, моли Господа Иисуса Христа о р.Б. Анастасии, о спасении ее, о здравии душевном и телесном и чтобы Господь устроил ее в жизни ко спасению и благоплучию! Господи, молитвами святителя Иоанна Тобольского спаси и помилуй Ольгу, Екатерину, Аллу и Александра, Романа!. Почитаю святую память твою, отче Иоанне! р.Б. Людмила. Галина 14 апреля 2015, 01:23 Иоанн Тобольский спаси моего сына от болезни его Галина Людмила Кобулова 24 июня 2014, 12:04 Святителю отче Иоанне, моли БОГА о моих детях р.б. Дмитрия р.б.Валентина устроиться им по жизни. римма 23 июня 2014, 16:38 Святитель Иоанн, митрополит Тобольский, помолись, пожалуйста, о мне недостойной грешной рабе, Господу Богу о даровании мне исцеления от болезней. Помоги мне выздороветь, как когда-то тебе помог Святой Феодосий. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Ксения Мерещенкова 23 июня 2014, 09:24 Святителю Отче Иоанне моли Бога о нас грешных! Наталия 24 июня 2013, 10:40 Святителю отче наш Иоанне, моли Бога о нас!!!!!несколько раз были в Тобольске,Благодать и Красота, особенно восхищает Софийско-Успенский Собор!!!!! Анна 24 июня 2013, 08:26 Спаси Господи Вас за эту статью! Имела радость когда-то приложиться к мощам этого святого, но житие его подзабыла. Сейчас с удовольствием вспомнила и помолилась. Слава Богу за все! ludmila toll 23 июня 2013, 07:13

http://pravoslavie.ru/62351.html

10 января 1697 года после кончины святителя Феодосия архимандрит Иоанн был хиротонисан в Москве патриархом Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвященный Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой пример, достойный подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое скудное достояние. Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиепископ Иоанн находился с ним в духовной близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиепископа Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиепископа Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился в молитве за помощью к своему предшественнику архиепископу Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвященному Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после чудесного явления Иоанн, к удивлению всех окружавших его, встал с одра болезни и смог служить Божественную литургию. Будучи сам замечательным для своего времени богословом и писателем, архиепископ Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум, по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям Русской Церкви духовные семинарии. В начале 1711 года (11 марта) архиепископ Иоанн был возведен в Москве в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет, и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 года. Здесь он продолжал с прежней ревностью и любовию нести свое высокое послушание. Много труда положил владыка на улучшение обучения будущих церковнослужителей в славянолатинской школе и жертвовал на это свои личные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В этом жизнеописании читателю встретятся некоторые отступления, в которых сказано не о самом святом, а о тех испытаниях, что выпали на долю его духовных чад, так как мне показалось необходимым принести дань памяти народу, преданно шедшему вслед за владыкой. Мне хотелось бы выразить особую признательность тем, кто познакомил меня с архиепископом Иоанном. Это – протоиерей Чедомир Остоич († 1990), а также схиигуменья Феодора († 1977), игуменья Магдалина († 1987) и инокиня Флавиана († 1979) – монахини Леснинской обители во Франции. Мне хотелось бы также поблагодарить Преосвященного Амвросия, епископа Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви, и его предшественника по кафедре архиепископа Серафима (f 2003), сообщивших мне немало важных сведений; составителя нынешней книги протоиерея Петра Перекрестова и протоиерея Андрея Папкова, предоставивших мне неопубликованные документы; Жана Бесса, любезно согласившегося прочитать этот труд и высказавшего некоторые полезные замечания, и, наконец, всех, кто так или иначе мне помогал. Пусть строки этой биографии, несмотря на все их несовершенство, станут призывом к тому, чтобы подражать святому владыке, «подобящеся того вере, и теплоте, и смирению», как сказано в службе свт. Василию Великому . Бернард ЛЕ КАРО Женева, Швейцария 3/16 января 2005 г., св. Геновефы Парижской Глава 1. В Харькове. Первые уроки благочестия ...воспитывайте их в учении и в наставлении Господнем. Еф. 6:4 Архиепископ Иоанн родился 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии, на юге Российской империи. Его родители, Борис и Глафира Максимовичи, принадлежали к малороссийскому дворянству. Одним из самых известных членов этого рода был святой Иоанн Тобольский († 1715), автор выдающегося богословского труда, озаглавленного « Илиотропион , или сообразование человеческой воли с Божественною волею». Основная мысль этого сочинения св. Иоанна Тобольского состоит в том, что душа должна быть постоянно обращена к Богу – так же, как подсолнух, поворачиваясь, всегда обращается к солнцу. Св. Иоанн Тобольский , основатель первой богословской семинарии в России, в 1712 году был назначен на митрополичью кафедру в Сибири, где занимался миссионерской деятельностью среди местного населения, а также участвовал в учреждении Русской духовной миссии в Китае. Этот святой обладал даром чудотворения при жизни и после кончины; его нетленные мощи и по сей день находятся в Тобольске. Архиепископ Иоанн, получивший имя этого святого при монашеском постриге, несомненно, унаследовал миссионерский дух своего далекого предка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Об одной ошибке, которая вовсе не была ошибкой Будущий святитель Иоанн Шанхайский, а тогда Михаил Максимович, принял монашеский постриг на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1926-м году в Мильковом монастыре, который на тот момент был единственным монастырем в Сербии с русским уставом и братией. Там собрались русские монахи из Валаамского и других монастырей. Настоятелем обители был бывший Оптинский послушник и духовное чадо Оптинского старца Нектария, иеромонах Амвросий (Курганов), а среди братии подвизались будущие архиереи, а также будущий великий старец Фаддей (Витовницкий) (1914–2003). Старец Фаддей вспоминал о настоятеле Милькова монастыря так: «Он никогда никого не наказывал, ни о ком не думал плохо, ни на кого не смотрел с раздражением. Каждого любил таким, каков он есть, и молился Богу, чтобы Он просветил человека» Митрополит Антоний (Храповицкий) с братией монастыря в 1926. Настоятель Амвросий справа от митрополита Фото: pravoslavie.ru В этом монастыре Михаил Максимович и был пострижен в честь своего родственника – святителя Иоанна Тобольского (Максимовича), прославленного в 1916-м году Российской Церковью в лике святых. Вскоре после пострига отец Иоанн был рукоположен в диаконы, а затем в священнический сан, и стал иеромонахом. Смиренный отец Иоанн объяснил, что произошла путаница и какого-то другого иеромонаха Иоанна собираются хиротонисать во епископы С 1927 года будущий святитель Иоанн Шанхайский жил в городе Битоле, где преподавал Пастырское богословие и Церковную историю в духовной семинарии. Когда семинаристов отпускали на летние каникулы, отец Иоанн часто гостил в Мильковом монастыре, то есть его можно было встретить либо в Битоле, либо в монастыре. Поэтому моя 18-летняя мама, увидев в трамвае отца Иоанна в июне 1934 года, очень обрадовалась, но также была удивлена и спросила, что он делает в Белграде. Скромный и смиренный отец Иоанн объяснил, что произошла какая-то путаница, и его вызвали в город по ошибке, поскольку какого-то другого иеромонаха Иоанна собираются хиротонисать во епископы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/01/ob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010