2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р21-140-3557. 4 .         Заявитель: издательство «Православный печатник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Книга первая. Сентябрь» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Книга первая. Январь» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р21-140-3558. 5 .         Заявитель: издательство «Православный печатник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Книга вторая. Октябрь» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Книга вторая. Февраль» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р21-140-3559. 6 .         Заявитель: издательство «Православный печатник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Книга третья. Ноябрь» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Книга третья. Март» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

И. А. Шляпкин IX. Литературная деятельность и частная жизнь святителя за Ростовский период Обстановка архиерейского дома – Недостаток средств – Отношения с Воейковым – Частные события 1702–1703 годов – События начала 1704 года – Обработка Четь-Миней – События 1704–1705 года – Поездка в Москву – Характеристика проповеднической деятельности святителя вообще – Картины современного общества – Отношение проповедника к царю Петру и отдельным сословиям – Вопрос о бедных и богатых – Житье в Москве в 1706 году – Бедность архиерейского дома и духовная св. Димитрия – Раскол и противодействие ему – Летопись келейная и переписка о ней – Характеристика Летописи келейной – Вопрос о церковных имениях – Происшествия 1707 года – Сближение святителя с старомосковской партой – Розыск о Брынской вере – Содержание и источники этого сочинения – последний год жизни святителя и его кончина. В двух главах мы сделали обозрение епархиальной деятельности святителя Димитрия с официально-административной стороны, и показали его борьбу с невежеством подчиненных, выразившуюся в основании школы. Теперь мы перейдем к обозрению литературной деятельности и частной жизни святителя за Ростовский период. Несомненно, что личность его ярче отразилась в проповеднических и богословских трудах, чем в официальных распоряжениях по епархии. С другой стороны мы считаем важным сохранить и самые мелкие факты из жизни святителя: во-первых, потому что в мелочах часто ярче обрисовывается личность известного деятеля, чем в крупных поступках, во-вторых и мелкие с первого взгляда факты с открытием новых материалов или имеющих возникнуть вопросов, или сами получают неожиданное значение или, по меньшей мере, дают возможность определить хотя бы необходимые хронологические данные. Мы делаем ему оговорку именно в виду того, что подбор этих фактов немало мешает ровности и плавности систематического изложения жизни святителя за данный период 1702– 1709 г. Начинаем со времени прибытия святителя в Ростов. Ровная безлесная болотистая равнина окружает древний Ростов, расположенный на берегу мелководного, но обширного озера Неро, с негодной для питья водой и скудным количеством рыбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Откуда взялось зло, ведь Бог благ и зла не творил? И что такое собственно зло? И что такое добро? Все ли, что кажется хорошим и приятным, является таковым на самом деле? Можно ли, делая добро любимому человеку, убить его? И может ли добро быть жестким и даже жестоким? Проблема зла, конечно, тревожила любую христианскую совесть и любой ум. Люди задумывались: если Бог зла не творил, то что такое зло? Глубже всех, пожалуй, понял суть проблемы святитель Григорий Нисский. Он говорит, что зло не имеет сущности, это есть некое удаление от добра, погружение в небытие, тьму. А у тьмы сущности нет. Тьма – это просто отсутствие света. У света сущность есть, а тьма – это его отсутствие. К рождению зла, к счастью, человек не причастен. Зло родилось в мире ангельском. К счастью, мы – жертвы зла, а не его творцы. Конечно, мы напридумывали много чего по части зла, по части его культивации, распространения, его рекламы, его оправдания, но это все не без бесов сделано было, потому, что они – начальники зла, любители всякой нечистоты и хитрые пиарщики всякой грязи. А мы жертвы. Повторюсь: зло родилось в мире ангельском. Это жуткая мысль: «Выше звезд поставлен престол мой, вознесусь выше всего, что называется святыней». И мы должны признать свою ограниченность в способности понимать инфернальные глубины. Глубины сатанинские, к счастью, человек, пожалуй, не может постигнуть. Человек, к счастью, не может узнать зло в той его конечной глубине, в которой оно существует в ангельском мире. Мы – жертва греха, он нас заразил некоей частью своей заразы, он внушил нам претензию на то, чтобы мы были тем, чем мы не были. Зло всегда обещает больше и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато «Будете, как боги». Зло всегда обещает больше, чем дарит, и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато. Оно обещает тебе нечто – заметьте, сегодня это реклама, кредиты, поездки, работа за рубежом… «Да, ты будешь там! Идем, идем, идем!.. Тебя ждет Олимп!» Но ты оказываешься потом в глубине какой-то жуткой грязи, думаешь: а как это я развалил свою семью? потерял здоровье? оказался в чужой стране без денег и средств, опозоренный и униженный? Да, это микросхема, действующая еще с момента обмана Адама и Евы. «Будете, как боги, не переживайте; Он лжет, а я не лгу. Он говорит, что вы умрете, – не умрете. Да не умрете вы, а будете, как боги…» Обещание того, что ты не заслужил, обещание того, что тебе вредно, и безмерное завышение претензий. Это зло в его человеческом измерении. Но приходит оно к нам из ангельского мира. Это не мы его выдумали.

http://pravoslavie.ru/91500.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 15 от 22 августа 2013 года I. Рассмотрение материалов на предмет присвоения им грифа Издательского Совета Русской Православной Церкви: 1 . Заявитель: издательство «Паломник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги " Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского/сост. Рубцова М. Л. " , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги " Звезда от Киева воссиявшая. Почитание святителя Димитрия Ростовского/сост. Рубцова М. Л. " . 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-315-2157 2 . Заявитель: ОАО «Редакция газеты “Вечерняя Москва”». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «10 паломнических маршрутов по России» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «10 паломнических маршрутов по России» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-315-2158 3 . Заявитель: Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги иеромонаха Зосимы (Масягина) « " Скончався вмале, исполни лета долга… " » , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги иеромонаха Зосимы (Масягина) « " Скончався вмале, исполни лета долга… " » при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-315-2159

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Ангел Силен Всесильный Создатель наш Бог хранить нас Сам Собой и без приставления к нам ангельской стражи, слушатели возлюбленные! Силен Владыка наш Сам Собой, не требуя ничьей помощи, управлять жизнью нашей, как и создал нас Сам без помощи Ангелов. Силен, говорю, Сам сохранить нас, как содержащий Сам всю тварь видимую и невидимую, чувственную и духовную. Однако изволил Бог , по неисследимому Своему совету, непостижимой премудрости и бесконечному разуму, создать всемогущей силой Своей горнее и дольнее, Ангелов и людей, и устроить благочинный порядок во всем создании Своем, в явлении Божией Своей силы и Божией Своей премудрости, и чтобы мы славили Его, Создателя нашего, восклицая вместе с псаломником: «Велик Господь наш и велика сила Его, и разум Его непостижим. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил» ( Пс. 146:5, 103:24 ). Создав всю вселенную, видимую и невидимую, чувственную и духовную, Премудрый Создатель расположил ее в трех изряднейших местах, как бы в трех царствах: превысочайшем, нижайшем и среднем. Самое превысочайшее место – это небо превысокое, называемое небом небес. Оно есть и Престол Божий, место Божественной Его славы, неприступного света, где царствует Сам Царь царей и Господь господей: «Бог наш на высоте живущий и на смиренных взирающий» ( Пс. 112:5–6 ). Место нижайшее – это земля, которую Господь дал людям для обитания, согласно Писанию: «Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс. 113:24 ), – и на которой поставил человека царем, увенчав его славой и честью и покорив ему все. Место среднее – это небеса, находящиеся под высочайшим небом. Он отдал его святым Ангелам, сотворив их, чтобы вечно царствовать в благодати Его, поставив их Властями, Началами, Господствами и другими высокими чинами. Расположив таким образом всю вселенную на этих трех местах, Господь наш установил такой порядок, чтобы среднее место управлялось высочайшим и нижайшее – средним, то есть управлять Ангелами изволил Сам Бог , а управлять и хранить людей повелел Ангелам: «Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих» ( Пс. 90:11 ). Чем же управляют, что делают в нас святые Ангелы, будучи посредниками между Богом и нами и охраняя нас? Сколько благодеяний, сколько необходимого творят они нам как для души, так и для тела, присутствуя около нас днем и ночью и на всяком месте, – сего невозможно ни сказать, ни исчислить! (2)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Благодарность (Благодарение) «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним» ( Лк. 8:38 ). Желание неотступного пребывания со Христом является ясным признаком благодарности. Благодарен был тот муж, из которого Господь изгнал бесовский легион. Сидя около ног Иисусовых одетым и разумным, он думал про себя, говоря: что воздам Господу моему, безвозмездному Врачу моему? Чем отплачу Благодетелю моему? Как отблагодарю и что принесу? Принесу я Ему себя самого, отдам Ему в вечное рабство себя самого, пребуду при Нем, усердно и верно служа Ему, пока я живу, до смерти моей, не отступая от Него никуда и не удаляясь от Него даже на короткое время. Господи, прими меня, чтобы я был с Тобою, чтобы я следовал за Тобою всюду, куда бы Ты ни пошел: просил Его, чтобы быть с Ним. Благодарность – это страж всех прочих добродетелей, и как плоды сада или виноградника, при которых стоит бодрствующий страж, не обкрадываются и не расхищаются, так и добродетели, оберегаемые благодарностью, пребывают целыми от душевного или невидимого вора и хищника. Святой апостол, собрав добродетели в одно место, как колосья в сноп, и связав их любовью, приставил стражем благодарность, говоря так: «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно», – это будут колосья, собранные в сноп. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства», – это приставленный страж, который бережет сноп, чтобы его не похитил какой-либо вор. Где нет этого стража, там духовное богатство расхищается ( Кол. 3:12–14 ). Для подтверждения этой истины здесь следует снова вспомнить Иуду. Он имел, как сказано, большое духовное богатство, ибо Господь еще прежде Своих вольных страданий ничем его не обделил сравнительно с прочими апостолами, когда Своих двенадцать учеников по двое посылал на проповедь (см. Мк. 6:7 ). Все те дарования, которые Он дал Петру, Андрею, Иакову, Иоанну и прочим апостолам, – все эти дарования Он дал и Иуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Близость к Богу Если мы хотим, чтобы на нас милостиво взглянул Господь наш Своими милосердными очами и исцелил нашу душевную скорченность, то мы сами должны приходить пред Его очи и стоять, чтобы Он нас видел. В противном же случае, когда мы где-либо далеко будем от Его очей, то как нас увидит? А затем, как же Он над нами умилосердится, не видя нашего несчастья? Или ты скажешь, что Бог – Существо всевидящее, как говорит Давид: «Стезю мою и путь мой Ты исследовал и все пути мои Ты предвидел» ( Пс. 138:3 ); зачем же нам самим становиться перед очами Божиими, когда Бог нас всюду видит? Отвечаю. Господь Бог обладает двояким взором: весьма проницательным и очень как бы недальновидным. Он весьма проницателен, например, по Своему всемогуществу и всеведению: если бы ты удалился на край света, если бы ты замкнулся среди наитолстейших стен в наитемнейших комнатах, если бы ты скрыл себя в самых глубоких пещерах, ямах, хотя бы под саму землю, – то всюду тебя увидит всевидящее око Божие. Так говорит Сирах: «очи Господа намного светлее солнца, проницающие все пути человеческие и смотрящие в тайные места» (см. Сир. 23:27–28 ). Поэтому все, что человек сделает, или же еще только подумает сделать, то уже Бог знает, видит. Прежде чем что-либо будет сделано, это уже все известно Ему: «Неоконченное мое видели очи Твои» ( Пс. 138:16 ). Это – проницательный взгляд Божий. Бывает иногда также, что Господь Бог смотрит как бы весьма непроницательным взглядом. Обычно обознаешься, на кого похож, а затем присматриваешься, оборачиваясь, а невидение и есть незнание. Обратились некоторые лица к Господу: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли?» ( Мф. 7:22 ). А Господь им что в ответ? Не знаю вас, не знаю вас; раз не знает, то, верно, не видал их. Если бы видел когда-либо их, то, наверное, знал бы их. Они, правда, утверждают: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он сказал: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня» ( Лк. 13:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Богатство Говорил Христос и богатому юноше: «продай имение твое и раздай нищим... и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» ( Мф. 19:21–22 ). О чрево! Ненасытное чрево! Не лучше ли тебе иметь в себе Бога, чем много богатства? Но для чрева богатство лучше, чем Бог . Хлопоты и житейские заботы для него слаще сладчайшего Иисуса (1). Идет ко Христу и следует за Ним многочисленный народ, люди простые. А где же их начальники? Книжники, фарисеи и князья народа остались в своих домах в Иерусалиме. Князья не веруют во Христа, как об этом пишется в Евангелии: «Уверовал ли в Него кто из начальников?» ( Ин. 7:48 ). Книжники и фарисеи «замышляют тщетное» ( Пс. 2:1 ), а богатые упражняются в своих промыслах: иной разоряет свои житницы и созидает большие (см. Лк. 12:16–20 ), иной копит от лихоимства и неправды и наполняет свои сундуки, а иной радостно веселится каждый день. Всем таким некогда идти ко Христу и слушать Его учение. Только убогие идут за Ним и с наслаждением слушают Его. Потому-то и труден вход в Царство Небесное для богатых: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф. 19:24 )(1). Человек, служащий похоти своих очей, побежденный привлекательностью земных благ и безмерно и ненасытно ищущий богатств, что породит: гроздья или терние? Поистине, не гроздья, но острые терния, колющие Бога, ближнего и самого его. Колет Бога, ибо и прикасается к святым вещам, и Божие присваивает, и слово Божие, павшее в его тернии, он подавляет, как говорит об этом святое Евангелие в притче о посеянном семени: «иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его» ( Лк. 8:7 ), – толкование чему находится там же: «а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» ( Лк. 8:14 ). Колет он и ближнего, согласно словам святого апостола Иакова: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» ( Иак. 2:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий истинно верующий сын Церкви должен вспоминать смерть Христову, которую Он претерпел по плоти ради нас неповинно: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2, 22 ). Да будешь ты, душа боголюбивая, благодарна Пострадавшему и Умершему ради тебя! Вспомни все, начиная с безлетного рождения Сына Божия. Размышляй только верой одной, как Он неисследованно, неизреченно и непостижимо прежде веков родился от Отца и как Слово Божие, родившееся прежде веков от Отца, неоцененное сокровище сердца Отчего, из чрева прежде денницы рожденный Отцом, – как Это Слово Божие, превозлюбленный Сын Бога Отца, благоволением Отца и содействием Пресвятого Духа соизволил, ради нашего спасения, воспринять человеческое естество и в нем устроить наше спасение. Вспомни, как Он родился от Пренепорочной Девы Марии во времени и воспринял человечество от Ее пречистой крови, как создал словесную душу этому человечеству, так что явился совершенным Человеком, и как в том человечестве Он пришел в совершенный возраст. Когда же пришло превожделенное время нашего искупления, тогда Христос, Спаситель и Бог наш, на Тайной Вечери ученикам Своим и апостолам, а через них и нам всем преподал дивную и страшную Тайну, ибо, приняв в Свои пресвятейшие и Божественные руки хлеб и благословив, преломил и дал ученикам Своим апостолам, говоря: «Прииидите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ). Благодаря за это благодеяние, каждый должен произнести молитву Господню «Отче наш» с таким окончанием: «Яко Твое есть царство и сила, и слава со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (поклон). На той же Своей Тайной Вечери Христос, Сын Божий, приняв в Свои пребожественные и пресвятые руки Чашу, воздав хвалу, подал ученикам Своим, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 27–28 ). Благодари за это благодеяние, ибо Христос, Спаситель наш, сподобил нас таковых престрашных Тайн не по какой-либо нашей заслуге, но по Своей крайней и неизреченной милости и любви к роду человеческому. Он благоволил нашему истлевшему естеству, падшее возобновил на лучшее, воссоздал, примирил с Собой и сделал нас единокровными и единотелесными. Благодаря за это, произноси молитву «Отче наш» (поклон).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Меня веруйте.» ( Ин. 14:1 ) Господь наш Иисус Христос и начал и закончил свое общественное служение призывом к вере. Возвещая людям приближение царствия Божия, Он говорил: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:15 ); Он ублажал проявления непоколебимой веры в Него: на слова сотника, просившего Господа об исцелении слуги, – Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово и выздоровеет слуга мой, – Христос сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры ( Мф. 8:8–10 ); Он упрекал Своих учеников в слабости веры: Что вы так боязливы? Как у вас нет веры? ( Мк. 4:40 ); ободряя учеников пред Своими страданиями, Он говорил им в прощальной беседе: веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Ин. 14:1 ); наконец, по воскресении Своем, явившись ученикам, возлежавшим на вечери, Господь упрекал их за неверие, – за то, что видевши Его воскресшим, не поверили, – и внушительно указал на спасительное значение веры: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16:15–16 ). Что же есть вера вообще и вера христианская в частности? Вера это живое и непоколебимое убеждение в истинности чего-либо, переступающее границы того, что можно доказать фактами или соображениями разума, – убеждение, проникающее собою все существо человека, сделавшееся основным началом его мысли и жизни. Это – убеждение непоколебимое, исключающее даже тень сомнения: вера и сомнение – состояния несовместимые. «Сомневающийся, – по слову апостола, – подобен морской волне, ветром поднимаемой и разбиваемой» ( Иак. 1:6 ); иное дело – верующий: он стоит на камне и потому недоступен ударам волн (Златоуст). Вера – это убеждение, переступающее границы того, что можно доказать фактами или соображениями разума: это – «вещей обличение невидимых» ( Евр. 11:1 ), т.е. уверенность в невидимом, как бы в видимом, и в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Например, – разъясняет наш покровитель и молитвенник, святитель Димитрий Ростовский , – «не видим мы Бога, потому что Бога никтоже виде нигдеже, но несомненно веруем, что Бог есть, – это и есть вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010