1 . Главы 17, 15, и 18 «Мистагогии» св. Максима Исповедника , включённые в главу 41 толкования св. Германа. 2 . Фрагменты писем 1, 136, 122 и 228, вставленные в главы 19, 26, 43 толкования св. Германа. 3 . Дополнительная глава о предложении Даров, добавленная к главе 22. Дополнительные разделы включены также в главы, посвящённые Трисвятому (гл. 25) и каждению перед Евангелием (гл. 30). Эти фрагменты резко отличаются от подлинного толкования по форме и по содержанию. 4 . Пространное описание монашеской одежды, включённое в главу 19. Помимо этого, текст, помещённый в квадратные скобки, собран из разных рукописей, чтобы заполнить пробелы в греческом тексте и привести его, таким образом, в соответствие с латинским переводом Анастасия Библиотекаря. Коротко говоря, Н. Борджиа реконструировал греческий текст так, чтобы он соответствовал относящейся к IX в. версии Анастасия Библиотекаря, обозначив при этом и первоначальный вид толкования. Огромное разнообразие рукописных версий толкования св. Германа – результат его большой популярности и широкого распространения, а также принятия его в качестве как бы нормативного объяснения византийского богослужения. Однако на протяжении веков, последовавших за его составлением, сама Литургия продолжала изменяться. Так, уже после того как был выполнен перевод Анастасия Библиотекаря, фрагменты, объясняющие проскомидию, т. е. чин приготовления Святых Даров, со своего изначального места (непосредственно перед выносом Святых Даров) были перемещены на новое – перед Литургией 17 . И, наконец, авторитетность издаваемого толкования в византийском богословии породила множество предположений относительно его автора. Оно приписывалось разным лицам, включая патриархов Германа II 18 и Германа III 19 Константинопольских и даже св. Василия Великого 20 и св. Кирилла Иерусалимского 21 . Н. Борджиа, однако, резонно ссылаясь на свидетельство Анастасия Библиотекаря и на структуру описываемого этим толкованием богослужения, категорически настаивает на авторстве Германа I 22 . Эта точка зрения в основном разделяется современными учёными 23 . Автор

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Воззри, Господи, воззри; возьми Ту, Которую дал; приими Ту, Которую даровал; приими данную нам для разрешения неплодства; чрез Нее Ты отъял бесчадие закона и искупил нас от продолжительного и тягчайшего бедствия. Приими Ту, Которая прекрасно управляет нами, Которую предызбрал, предопределил и освятил; привлеки преданную Тебе и прельщенную благоуханием Твоим, Ту, Которую Ты избрал между нами недостойными, как крин (лилию) среди терния; обними Ее, приносимую Тебе с радостным духом. Вот мы Тебе вручаем Ее и предаем себя. Такова согласная речь праведных; таково единодушие боголюбезного супружества; таково единство действия Богоотцев. Поэтому Захария, приняв Отроковицу, как и следовало, прежде всего говорит родителям: виновники нашего спасения, что вам сказать? Как вас назвать? Ужасаюсь, видя, какой вы приносите плод: он чистотою своею привлекает Бога к обитанию в Себе. Никогда не было и не будет Другой, сияющей такой красотой. Вы явились двумя разделяющимися реками, исходящими из рая, принося лампаду, дражайшую золота и ценных камней, просвещающую всю землю красотою непорочнаго девства Ее и усладительным блистанием. Вы как-бы светлейшие звезды, утвержденные на тверди: вы оба ясно освещаете мрачную тьму темной буквы и закона, данного среди бури; мудро и непреткновенно путеводите верующих во Христа к новой благодати нового света. Вы – светлейшие роги умного храма Нового Завета, в недрах своих имеющие разумнейший, освященный и божественный жертвенник священной жертвы. Еще более: вы, в воспитании (Отроковицы), уподобились Херувимам, таинственно осеняющим очистилище Вождя мира и Первосвященника. Вы – выше золота, устроенного в древнее время для покрытия ковчега; потому что укрывали разумный и Божественный кивот Нового Завета, (содержавший) подписавшего нам на кресте оставление. Ваша радость – всемирная радость; ваша слава – общее веселие. Блаженны вы, родители такой Отроковицы! Благословенны вы, принесшие Господу такой благословенный дар! Блаженны сосцы, которыми Она воспитана, и чрево, в котором была носима! Прииди и Ты, дитя, высшее неба.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

И ты, громогласный Иезекииль, держащий Богоданный свиток животворящаго Духа, возгласи хвалу запечатленной двери, обращенной к востоку и проходимой для Бога! А также и другой кто из священноизбранного чина и весь остальной лик прозорливцев, возвысьте голос, видя приближающееся исполнение предсказаний. Что же? И вы, праотцы, разрешаемые от клятвы и опять получающие жилище сладости, из которого извергли себя, – ужели вы не воспоете Виновницу спасения приличными, величайшими похвалами? Не вам ли особенно и надобно взывать, а с вами радоваться мне и всей твари? Мудрая Анна такими мыслями, как и следовало, приспособляя себя к происходящему, с сладчайшим супругом ведя Рожденную ими, в предшествии дев, несущих свечи, достигает храма. Двери (его) отверзаются, принимая умную дверь Еммануила Бога, и порог освящается вхождением Марии. Дом (Божий) весело освещается лампадами, но еще светлее сияет блистанием этой одной лампады: благолепие Ее красуется при Ее входе. Одежды рогов жертвенника покрываются багряницею от пурпуровой и девственной одежды Ее. Захария радуется, удостоившись принять Богоматерь: веселится Иоаким, совершением приношения свидетельствуя об исполнении пророчеств; торжествует Анна при освящении своей дочери; ликуют прародители, избегая осуждения; утешаются Пророки, и с ними радостно движется всякий возраст, украшенный благодатию. Таким образом Богоотроковица вводится и становится у рогов (жертвенника), между родителями молящимися и священником, имеющим благословить (Ее). Опять родители взывают к священнику: приими имеющую принять невещественный и необъятный огонь; приими будущее вместилище Сына и Слова Отца и единого Бога; приими отъявшую от нас поношение бесчадия и неплодство; приведи к жертвеннику Ту, Которая вселяет нас в прежнюю область рая: держи Ту, Которая Своим рождением (т. е. Христом) укротит страшную для нас силу смерти и господство ада; обними Ту, Которая прикроет нашу природу, обнаженную в Едеме; возьми рукою Ту, Которая повиет пеленами Удерживающего нашу неудержимо, бурно и гордо простертую руку; принеси Богу принесшую нас, в Которой сокрыто исполнение надежд наших.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Кто еще после Сына Твоего заботится о человеческом роде так, как Ты? Кто еще столь сильно сострадает нам в нашем горе? Кто с такой быстротой избавляет нас от посещающих нас искушений? Кто еще столь неусыпно внимает мольбам и защищает грешников? Кто еще столь сильно печется о неисправимых? Имея материнское дерзновение просить у Сына Твоего, Твоими молитвами и посредничеством Твоим, Ты спасаешь и избавляешь от вечных адских мук нас, осужденных за грехи наши, не дерзающих даже поднять взоры свои на небеса. И потому в печали к Тебе прибегаем, от несправедливостей ищем у Тебя защиты, удрученные несчастьями просим у Тебя помощи. Тебя же Саму не вмещает в себя человеческий разум. Все сверхприродно, все превышает человеческий разум и силы, потому и заступничество Твое непостижимо. Ибо отосланных, изгнанных, преследуемых помирила Ты с Сыном Своим и сделала их Его сынами и наследниками. Ты погибающим ежедневно в пучине грехов протягиваешь руку помощи и спасаешь их из бурного моря. Ты отводишь стрелы лукавого от рабов Твоих и спасаешь их одним лишь призванием имени Твоего. Ты, Всенепорочная, избавляешь призывающих Тебя от любой напасти и искушения. И потому спешим мы со рвением в храм Твой и, стоя в нем, ощущаем себя, как на небе. Славословя Тебя во храме, думаем, что воспеваем Тебя вместе с Ангелами. Какой другой род человеческий, кроме христиан, насладился столь великой славой, получил такую великую помощь и такое великое заступничество? Кто, глядя с верой на Твой Честной Пояс, Богородица, не исполнится сейчас же радостью и благодарностью? Кто, ревностно поклонившись ему, ушел, не получив ответа на свои затруднения? Кто, посмотрев на образ Твой, не забыл немедленно все печали свои? Тем же, кто не пришел во всечтимый храм Твой, в котором пожелала Ты находиться Честному Твоему Поясу, положение которого мы празднуем сегодня, не можем мы описать великую радость, веселье и наслаждение, которого могли бы они удостоиться. Но Ты, Богородица, Ты есть ручка, из которой испили прохладную манну мы все, измученные бедами! Богородица, Ты есть трапеза, на которой насытились Хлебом Жизни все голодные. О Богородица, Ты есть светильник, наполнивший великим светом всех сидящих во тьме! Ты, Богородица, получила от Бога достойную Тебя и подобающую Тебе похвалу. Не отвергни же и нашу недостойную похвалу, которую со рвением приносим Тебе. Не отвернись от молитвенного слова, исходящего из недостойных губ. Но, Богославная, воззрев на рвение наше, даруй нам прощение грехов, наслаждение вечной жизни и избавление от любой порчи.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Можно было бы удобно сказать, что яд, излитый живым змием, уничтожает мертвая плоть змия, употребленная в качестве противоядия и исцеляющая ужаленного. И действительно, разве не живым змием я был умерщвлен в Едеме? – Но вот теперь я возведен к жизни умершем на древе крестном Христом, прообразом Которого был змий неодушевленный, – медный, от смертоносного яда свободный, Который и Сам облекается в образ змия. Именно мой Владыка и Бог – Христос – стал поистине человеком, однако, и облекшись в поврежденное лукавым змием естество человеческое, был свободен и совершенно чист от яда греховного; нам же, поражаемым змиями, стерегущими пяту нашу, и от Него, повешенного на крестном возвышении, ожидающим спасения, источает жизнь и бессмертие. Так, несомненно, предызобразило тайну крестную возношение змия медного в пустыне, и слова Моисея: „И будет живот твой висящ пред очима твоима” ( Втор. 28, 66 ), – относятся к сему змию не потому, что изображение змия имела какую-либо целебную силу, а потому, что она была прообразом Христа. Подобно сему и купина не сгорала, хотя и опалялась силою огненною, – не ради самой себя, но ради Марии, понесшей в смертном, но непорочном естестве огнь Божества. Здесь должно поучиться иконоборцу: достойны почитания образы, хотя и имевшие грубый вещественный вид, но указывавшие на великие события. И действительно, если статуя змия, ставшая видимою всеми через возношение на древо и предизображающая восхождение на Крест Богочеловека, была так жизнедейственна для погибающих горькою смертию, то не указывалось ли сим на то, сколь спасительным и жизнедейственным будет для людей предызображаемый этою статуею вид распятого Бога? Ведь если бы медное изваяние не было прообразом Христа, оно вовсе не было изваяно и никогда не стало бы источником спасения устремляющим на него взоры свои, ибо гласит заповедь: „Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу” ( Исх. 20, 4 ; Втор. 5, 8 ). И, в самом деле, естественно было бы недоумевать: почему, когда был изваян из золота бык и искусно выделан в виде тельца, делатели золотого изваяния стали жертвою железного меча, а теперь, когда из меди изготовляется статуя змия, Бог избавляет от горькой смерти благосклонно осеняемых изображением? Будем так смотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Посему, наг я – домовладыка, посему лишен светлых одеяний и уже не устремляю взоры свои к славе небесной и к пребывающей на небесах святости. Теперь склоняются они к собственному моему сраму и о нем имеют попечение. Именно, тотчас же начинают толпой идти страсти. Впереди идет слабость живота – следствие наслаждения плодом. Ее сменяет страсть, гнездящаяся под чревом. Ведь уже самые листья смоквы, как говорят, по естественному свойству были началом страстного щекотания. Посему-то и Царственный пророк, впав в эту страсть, жалобно воспевает: „Лядвия мои наполнишася поруганий” ( Пс. 37, 8 ). Хотя так говорит он про себя, но, скорее, вменяет себе дела прародителей. И в самом деле, не потому ли терпит поругание человек, что сатана прельстил прародителя высокими надеждами быть равным Богу, а затем таковой яд надежд перелил в листья смоквы? – Посему-то и Самсон терпит поругание: ослепляется он ведьмою Далилою и выставляется на посмеяние иноплеменникам. Знает страстное удовольствие, как чтить его искателей. Так я – состоящий в чине ангельском, приложихся скотом несмысленным ( Пс. 48, 13 ), устремив свое желание к чреву и склонившись к тому, что под чревом. Теперь свидетельствует о моем неразумии шкура овечья, однако уже не могу я наслаждаться с пастбища райского, когда Бог судил против меня, так как даже не послушал я, как слушает овца зов пастыря, глас Того, Кто пас меня на месте злачне ( Пс. 22, 2 ) и ничего не лишил меня. От всякого древа райского дозволил Он есть мне, а я превзошел неразумием и животных, не положив никакого различия между вредным и полезным. Итак, вот каковы произросшие из древа цветущего мои несчастия: из-за него я изгнан из отечества и лишен несказанного блаженства. Но смотри, какой плод приносит мне древо сухое. Жизнь вместо смерти оно мне дарует. Облекает меня – обнаженного – во одежду светлую. Вместо проклятия источает мне благословение. Вместо возвращения в землю обещает сожительство с ангелами на небе. И самый жар страстей, происшедший от древа цветущего, погашает древо иссохшее.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Св. Герман родился между 630 и 650 гг. Точную дату его рождения определить невозможно, но наиболее вероятной представляется середина 40-х годов 24 . Он был византийцем из знатной семьи: его отец приходился родственником императору Ираклию (610–641), во время правления которого занимал высокий пост. Впоследствии он оказался замешан в убийстве императора Константа II (641–668) и предан казни по приказу сына Константа Константина IV (668–685). С начала царствования Константина IV св. Герман, стал членом клира кафедрального собора в КонстантинополеСвятой Софии. Будучи образованным человеком, он принимает деятельное участие в жизни Церкви. Св. Герман сыграл ведущую роль на VI Вселенском соборе (680–681), осудившем монофелитство (учение, согласно которому Иисус Христос имел только одну волю – Божественную). Некоторое время спустя св. Герман был поставлен митрополитом в Кизик – кафедру константинопольской юрисдикции. Он был активен в церковных делах и в политике и снискал известность как проповедник, учитель и толкователь Священного Писания . Поэтому в 715 г., уже в преклонном возрасте, он был избран патриархом Константинопольским; В этом сане св. Герман пребывал пятнадцать лет, пока не был низложен иконоборческим императором Львом III (717–741). Умер он спустя несколько лет в 733 г. Именно в патриаршество Германа I разразился первый иконоборческий кризис. Он был вызван совместным действием целого ряда обстоятельств того времени. Во-первых, монофизиты, утверждавшие, что Христос имел одну только Божественную природу, и подчёркивавший Божественность Христа в ущерб вочеловечению, естественно, с подозрением относились к любым изображениям Христа в образе человека. Во-вторых, павлиниане, находившиеся под сильным влиянием манихейства, считали всякую материю злом, а это вело к отрицанию любых материальных изображений. Соприкосновение с исламом, также отвергавшим всякие изображения, стало дополнительным фактором ввиду нужд полемики и проповеди . Решающую роль сыграло, однако, принятие и поощрение иконоборчества императором. Первый серьёзный кризис имел место в 725 г., когда император Лев III издал указ, запрещавший иконы и предписывавший; их уничтожение. Св. Герман отказался подчиниться, открыто и решительно отстаивая православность почитания икон В 730 г. собор, составленный из верных императору церковных иерархов и представителей светской власти, низложил св. Германа и поставил его преемником иконоборца Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Активно участвовал Герман и в политических событиях своего времени; в частности, он стал посредником в свержении кратковременного императора Феодосия и победившего его Льва Исавра. Можно предполагать, что последний первоначально доверял Герману. Во всяком случае, патриарху было поручено налаживание добрых отношений с Армянской церковью. Об этом свидетельствует его «Послание к Армянской церкви», где ясно излагается православное учение о двух природах и двух естественных волях и действованиях во Христе. Причем «Герман отнюдь не думает призывать громы небесные на мыслящих иначе, зная очень хорошо, что такие приемы защиты способны не убедить, а только оскорбить и утвердить в заблуждении» . Конечно, главные события в его жизни связаны с иконоборческой смутой. Поскольку иконоборческая реформа подготавливалась самим императором Львом и его ближайшим окружением, то в ней невозможно было обойтись без участия некоторых церковных иерархов, которые могли подготовить «общественное мнение» для успешной реализации данной реформы. «Прежде всего иконоборческое течение укрепилось в византийской Малой Азии, где создалась влиятельная партия иконоборцев. Во главе ее стояли высокопоставленные представители малоазийского клира – митрополит Фома Клавдиопольский и епископ Константин Наколийский, духовный отец византийского иконоборчества, которого православные византийцы называли “ересиархом”» . К ним и обращался Герман с посланиями, увещающими не предавать Православие, но они умело «маскировали» свои иконоборческие воззрения, обманывая престарелого патриарха; одновременно за спиной его вели тайные переговоры с императором. Лев III также пытался убедить патриарха в том, что иконопочитание является разрушением «истинного христианства». Феофан на сей счет сообщает, что император, «беснуясь против православной веры и призвав к себе святого Германа, начал обольщать его льстивыми словами; но блаженный архиерей отвечал ему: “Слышали мы, что будет истребление святых и досточтимых икон, но не в твое царствование”. Царь спросил: “А в чье же царствование?” “Это будет при Кононе”, – отвечал Герман. “Мое имя при крещении истинно было Конон”, – сказал царь. “Да не будет, чтобы в твое царствование совершилось зло сие, – говорил патриарх, – предтеча антихриста, истребитель Домостроительства Божественного Воплощения совершит это”. За такие слова тиран прогневался на блаженного, как некогда Ирод на Предтечу. Патриарх напомнил ему о присяге, данной при вступлении на престол, что он представлял ему Бога во свидетели не колебать Божию Церковь ни в одном из апостольских и Богом данных учений. Но несчастный и тут не устыдился, но ловил каждое слово его и, свои примешивая, старался как-нибудь поймать его как оскорбителя величества и потом низложить с престола не как исповедника, но как возмутителя» .

http://pravoslavie.ru/put/131293.htm

Полна и многообразна была деятельность святого патриарха, но основные труды и скорби были еще впереди: с восшествием на престол в 726 г. Льва Исаврянина началось гонение на святые иконы. Святой старец-патриарх неоднократно сам беседовал с императором, убеждал его, говоря что тот, кто отвергает святые иконы, есть “враг Божию воплощению”, напоминал Льву о нерукотворном образе Спасителя, посланном царю Авгарю в Едессе, приводил и другие доказательства. В это же время святитель Герман писал послания о почитании святых икон. “Писания его (Германа — М. И .) славятся по всей вселенной”, — свидетельствует VII Вселенский собор, на котором были прочитаны три из них. Император настаивал на своем; святой патриарх вразумлял его и говорил, что готов пролить кровь, если будет утвержден “беззаконный образоборный догмат”, и что для решения вопроса об иконопочитании должен быть созван Вселенский собор. Когда в 730 году император созвал частный собор, патриарх Герман, по слову Четий-Миней, оставил свою кафедру, положив патриарший омофор “в Божественном алтаре на святой трапезе”. После этого воины по повелению императора с побоями изгнали Святителя из патриаршего дома. Последние десять лет жизни святой патриарх провел в наследии своих родителей в Платаниуме, или, по другим указаниям, в монастыре Хоре в подвижничестве и молитве. Он скончался в 740 г. в возрасте 95 лет. Мощи Святителя во время погребения и позднее были прославлены многими чудесами. Изгнание святителя Германа с патриаршей кафедры тяжело переживалось современниками. Преподобный Иоанн Дамаскин писал в одном из своих посланий: “Вот и блаженный Герман, славный по жизни и по учению, доведен до побоев и изгнан в заточение” 7 . А другой современник, говоря о ярости Льва и низведении святителя Германа, пишет о нем: “Сошел с престола великий первосвященник, улетела из гнезда любезная ласточка, украшавшая великий покой Церкви сладким говором, украшающая до ныне праздники Господни ” 8 . В своем историческом обзоре песнопевцев преосвященный Филарет приводит свидетельства жизнеописателя святителя Германа, говорящего о том, что “на кафедре Константинопольской просвещал он народ учением утешал Церковь словами похвальными и проповедями, тяжесть бдений облегчал мелодическими песнями своими” 9 . В последних словах мы видим указание на то, что патриарх-исповедник и в свое время был признанным церковным песнопевцем.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

«Да не будет, чтобы совершилось зло сие!» – говорил патриарх об истреблении икон. За такие слова тиран прогневался на блаженного И все дальнейшие попытки императора были бесплодными: Герман оставался непреклонным, придерживаясь того фундаментального тезиса, что христиане, поклоняясь иконам, чтут не материю, а то, что материя изображает. Для него, «как и для его последователей-богословов, икона всегда поначалу есть образ лица. Если на картине представлен ложный бог, несуществующий божок – то перед нами идол. Изображение болвана. Если же речь идет об иконе Иисуса Христа, Богоматери или кого-либо из святых, то такие изображения заслуживают почитания, поскольку почитаемы и сами изображаемые лица» . Поскольку же иконоборчество было, по выражению одного исследователя, «императорской ересью», то есть «порфирородной» и «рожденной во дворце» , а сам «Лев III считал себя религиозным реформатором» и «ощущал себя призванным восстановить в империи подлинную веру, которая якобы хулится и попирается иконопоклонством» , то никакого компромисса достичь было невозможно. Поэтому неудача императора, не сумевшего переубедить патриарха, сыграла решающую роль: в 730 году Герману был предложен выбор либо подписаться под иконоборческим эдиктом императора, либо подвергнуться процессу осуждения за оскорбление его величества. Патриарх выбрал среднее: он отказался от патриаршества и сложил с себя омофор. Его место занял синкел Анастасий, предавший своего патриарха и подписавший эдикт. После этого святитель удалился в свое родовое поместье недалеко от Константинополя, где доживал свои последние дни; скончался он уже столетним старцем. Оценивая его личность, ученые констатируют его приверженность церковной «икономии» и отсутствию в его личности духа бунтарства: он никогда не выступал против светской власти в лице императора . Высказывается иногда даже мнение о существовании «легенды о Германе», восходящей якобы к патриарху Тарасию, и говорится, что, «хотя патриарх и выступил против зарождающегося иконоборчества, его позиция была пассивной, а реакция запоздалой. Никаких дисциплинарных мер против поборников ереси Герман не принял и на прямой конфликт с Львом III не пошел, благодаря чему и оставался на престоле до 730 года. Только когда от него потребовали подписать иконоборческое исповедание веры, он отказался и добровольно сложил с себя сан. После отставки Герман не был сослан, но жил в собственном имении» .

http://pravoslavie.ru/put/131293.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010