10 января 1697 года после кончины святителя Феодосия архимандрит Иоанн был хиротонисан в Москве патриархом Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвященный Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой пример, достойный подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое скудное достояние. Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиепископ Иоанн находился с ним в духовной близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиепископа Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиепископа Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился в молитве за помощью к своему предшественнику архиепископу Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвященному Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после чудесного явления Иоанн, к удивлению всех окружавших его, встал с одра болезни и смог служить Божественную литургию. Будучи сам замечательным для своего времени богословом и писателем, архиепископ Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум, по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям Русской Церкви духовные семинарии. В начале 1711 года (11 марта) архиепископ Иоанн был возведен в Москве в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет, и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 года. Здесь он продолжал с прежней ревностью и любовию нести свое высокое послушание. Много труда положил владыка на улучшение обучения будущих церковнослужителей в славянолатинской школе и жертвовал на это свои личные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Теперь мы дошли до самого интересного для жителей Сибири вообще, а особенно для жителей Тобольска – периода жизни митрополита Иоанна. Но, к сожалению, нет возможности удовлетворить вполне любопытство чтущих память святителя: современники для себя не имели нужды вести записок о его жизни и делах, преемники довольствовались рассказами стариков, а рассказы в течении 135 лет большею частью забыты. Будем же довольствоваться немногим. Нет сомнения, что епархиальные дела озабочивали преосвященнаго Иоанна. Тобольская епархия в XVII веке и в начале XVIII века чрезвычайно была обширна: – простиралась с запада на восток от Ачитской крепости (на запад от Уральских гор, след. уже в европ. Росии) до Камчатки, а с юга на север от Бухтармы и Кяхты до Обдорска и Колымы. К тому же в Сибири тогда вовсе не было образованного духовенства; между тем раскольники, толпами бежавшие из России, множество простодушных увлекали в свои заблуждения, и сотнями, даже тысячами сожегались и сожегали обольщаемых ими 10 . Особенно, кажется, трудно было митрополиту Иоанну управлять епархией, когда (в 1714 г.) викария его, иркутского епископа Варлаама Коссовского, перевели в Тверь, и он остался без помощника. Кроме исправления обыкновенных епархиальных дел, митрополит Иоанн Максимович, находясь в Тобольске, трудился, хотя не лично н не непостредственно, над обращением в христианство остяков, вогуличей и других сибирскх инородцев, а именно: в 1712 году, вместе с тогдашним губернатором сибирским, предприимчивым князем Гагариным, он убедил своего предместника митрополита Филофея Лещинского, отшедшего было на покой и принявшего схиму в тюменском монастыре под именем Феодора, отправиться с проповедью к остякам Тобольской губернии, а после к вогуличам, татарам и другим языческим и магометанским народам; давал ему в помощь священнков и монахов; а раз преосвященный Иоанн н сам от себя отправил в Кошуцкие юрты священника, который, при содействии тамошнего князьца, обласканного и щедро одаренного в Тобольске Иоанном Максимовичем , окрестил инородцев, недавно было принявших магометанство, около 300 душ. Сюда же надобно отнести и то, что в 1714 г. преосвященный Иоанн, согласно воле Петра I, открыл в Пекине православную духовную миссию, назначив начальником оной архимандрита Илариона Лежайского родом из Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

В период своего служения в городе Тобольске митрополит Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню. Служение митрополита Иоанна на Тобольской кафедре продолжалось в течение четырех лет. В день своей кончины, 10 июня 1715 года, он отслужил последнюю Божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве перед иконой Божией Матери. Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна, в 1916 году Церковь установила Всероссийское празднование в день его преставления к Богу – 10 июня. Честные мощи святителя были оставлены в гробнице для поклонения в Тобольском соборе Покрова Божией Матери, где почивают и доныне. Служба святителю Иоанну Тобольскому была написана митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым, – 1956) и издана по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского, † 1970) в 1947 году. Труды: Нравоучительное зерцало. – Чернигов, 1703 и 1707. Алфавит, рифмами сложенный. – Чернигов, 1705. Богородице Дево (стихи). – Чернигов, 1707. Толкование на 50-й псалом. – Чернигов, 1708. Толкование на «Отче наш» и «Осьм блаженств евангельских». – Чернигов, 1709. Царский путь Креста. – Чернигов, 1709. Богомыслие в пользу правоверным. – Чернигов, 1710; 1711. Илиотропион . – Чернигов, 1714; Киев, 1896. Синаксарь о победе под Полтавою. – 1710. Духовные мысли. – М., 1782. Феатрон, или позор нравоучительный. – 1708. Путник (рукопись). Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905, ч. 2. – С. 166–181. Сулоцкий А. И., протоиерей. Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского//Странник. – СПб., 1864, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В числе лиц, которым посвящены статьи XXIII тома, — святитель Иоаким Корсунянин (+1030), первый епископ Новогородский; преподобные Иоаким Опочский (XV-XVI вв.), Иоаким Сийский (XVI в.), Иоаким Шартомский (XVII в.). Обширная статья посвящена выдающемуся русскому церковному деятелю — Предстоятелю Русской Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савелову, +1690 г.). Также в томе присутствуют статьи о Патриархах Константинопольских Иоакиме I (+1504 г.), Иоакиме II (+1878 г.), Иоакиме III (+1912 г.), Иоакиме IV (+1887 г.), Патриархах Александрийских Иоакиме I (1565/67) и Иоакиме II (1668 г.), Патриархе Иерусалимском Иоакиме (+1463/64) и Грузинском Католикосе Иоакиме (XV в.). Отдельные статьи посвящены шести Патриархам Антиохийским XIV-XVI вв., носившихся имя Иоаким. Обращает на себя внимание статья об архиепископе Нижегородском Иоакиме (Левитском, +1921 г.). Практически все последующие статьи (свыше ¾ от всех материалов нового тома) посвящены святым и деятелям Церкви по имени Иоанн. Открывает этот огромный корпус статей публикация, повествующая о св. Иоанне-Илии, архиепископе Новгородском XII в., при котором было совершено обретение чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Отдельные статьи посвящены св. Иоанну, архиепископу Ростовскому (XIII в.) и св. Иоанну, епископу Суздальскому (XIII в.). Среди русских святых по имени Иоанн большим почитанием издревле также пользовался преп. Иоанн Многострадальный, инок Киево-Печерской лавры, которому в новом томе также посвящена отдельная статья. Также том содержит материалы, повествующие о юродивых XV-XVI в. — Иоанне Устюжском, Иоанне Власатом Ростовском и Иоанне («Большой Колпак») Московском. Большой материал в новом томе энциклопедии сообщает о жизни и просветительской деятельности выдающегося миссионера св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири (+1715). За этим материалом следует статья о родственнике св. Иоанна Тобольского, жившем уже в ХХ в., — св. Иоанне (Максимовиче), архиепископе Сан-Францисском, Шанхайском (РПЦЗ), замечательном подвижнике русского зарубежья.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1635 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину. По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года. Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей. Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя. Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призывал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с имением святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.

http://pravicon.com/info-2501

В последние годы своей жизни святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири. На новой кафедре он не оставляет просветительскую деятельность, но берет на себя также и миссионерские труды. Заботясь о распространении христианства, он посылает миссии к остякам, вогуличам и другим народам. В 1714 г. святитель Иоанн отправил в г. Пекин первую духовную миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). Святитель Иоанн отошел ко Господу 10 июня 1715 г. и двести лет спустя, в 1916 г., был причислен к лику святых. Практически все литературные труды святителя Иоанна приходятся на время его пребывания на Черниговской кафедре. Его поэтические сочинения дидактико-нравоучительного характера переиздавались и пользовались большой популярностью. Наиболее известны и значимы его стихотворные произведения — «Алфавит святых» (1705), «Богородице Дево» (1707), «Осьм евангельских блаженств» (1709). Его стараниями переводились и издавались произведения многих западноевропейских богословов и проповедников. В 1708 г. издается книга «Феатрон, или Позор нравоучительный, царем, князем, владыкам и всем спасительный», перевод сочинения папского каноника XVII в. Амвросия Марлиана, выполненный с некоторыми изменениями текста оригинала. В 1709 г выходит в свет «Царский путь креста» — перевод с латинского книги Бенедикта Хефтена «Regia via crucis» (1635). Кроме католических авторов святитель Иоанн перевел и произведение немецкого лютеранского богослова Иоанна Гергарда (+1637) «Medimamiones sacrae». Эта книга, имевшая в русском переводе заглавие «Богомыслие в пользу правоверных», переиздавалась трижды, но позднее в ней усматривается «многая люторская противность», в 1720 году книга была запрещена. Самой же известной и читаемой книгой, связанной с именем святителя Иоанна (Максимовича), несомненно оказывается «Илиотропион». Поскольку первоисточником послужил труд католического монаха, то естественно, что книга изобилует цитатами и ссылками на западных богословов и церковных авторитетов. Конечно, больше всего автор обращается к блаженному Августину, который, кажется, ни в одном из своих значимых произведений не обошел тему взаимоотношений воли Божией и воли человека. Взаимоотношения Бога и свободной человеческой личности подробно излагаются и анализируются в его духовной автобиографии — «Исповеди». Исследованию путей Промысла Божия в истории посвящено обширное сочинение в тринадцати книгах «О граде Божием».

http://pravoslavie.ru/6145.html

О том, что более всего препятствует нам жить по воле Божией  Глава II. О том, как пагубно неразумное наше своеволие, если оно не будет ограничено и укоренится в человеке  Глава III. О том, каким способом наша воля может быть покорной воле Божией во всем, даже и в том, чего бы мы и не желали  Глава IV. Поучительный пример для людей, уклоняющихся от повиновения Божиим распоряжениям  Глава V. О том, что наиболее утверждает в нас непокорность Богу  Глава VI. О том, что нам должно быть готовым к самоотвержению и к покорности своей воли Богу как в тяжких и невыносимых испытаниях, так и во время часа смертного  Часть пятая. О пособиях воле человеческой сообразоваться в своей деятельности с Божественной волей Глава I. О том, что сообразование человеческой воли с Божественной не может состояться без совершенного упования нашего на Бога  Глава II. В чем заключается упование на Господа  Глава III. О том, каким способом мы можем утверждать в себе крепкое упование на Бога при обстоятельствах, противных нашей воле  Глава IV. О том, какое упование на Бога имели все святые Глава V. О том, сколь многими благодатными дарами вознаграждает Бог уповающих на Него  Глава VI. Упование на Бога ослабевает и изнемогает без познания о Провидении Божием  Глава VII. О том, как велико Провидение Божие о наших потребностях в жизни  Глава VIII. Провидение Божие о праведниках  Глава IX. О провидении Божием, относящемся к друзьям и врагам Глава X. Каково сомнение или маловерие у многих людей  Глава XI. О том, что от познания Божественного Провидения происходит величайшее упование на Бога, от истинного же упования рождается в нас согласие с Богом и Его Божественной волей  Глава XII. Заключение, содержащее в себе наименование описанных в этой книге предметов с кратким обозначением их сути      Предисловие B 1714 году в Чернигове была издана книга с длинным заглавием « Илиотропион , то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича , впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири, изданный по его же благословению в типографии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

К началу XVIII века Свято-Троицкий (Преображенский) монастырь был в ветхом состоянии. Особо возлюбив эту обитель, митрополит Филофей решил привести ее в благоустройство и великолепие. Поскольку ссыльных людей в Тюмени было немного, особенно каменщиков (6 человек, 4 из которых занимались строительством Благовещенского собора), то к строительству церкви вскоре стали привлекать местных жителей. Указом от 12 июня 1709 года император Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство церкви тысячу рублей, кроме листового железа на крышу. Теперь, когда Петром I была пожалована тысяча рублей, стало возможным использовать труд наемных рабочих. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Гагарин, который распорядился отправить строить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось также кузнецами и плотниками. На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 году митрополит Филофей принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Свято-Троицкий монастырь. До прибытия 14 августа 1711 года митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) управлял епархией из монастыря. Схимонах Феодор остается в обители, и строительство собора идет теперь под его непосредственным руководством. 9 декабря 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга, каменное строительство. Но в Тюменской обители строительство продолжалось. В процессе строительства собора названия Престолов, их расположение претерпевали некоторые изменения, но центральная часть, Троицкая, осталась такой, какой задумал ее святитель Филофей. В 1715 году собор был построен, и схимонах Феодор просил у правящего архиерея, святителя Иоанна, благословенной грамоты на его освящение. Вскоре эта грамота была получена: «Великий господин преосвященнейший Иоанн, Божиею милостию митрополит Тобольский и всея Сибири преосвященному архиерею, схимонаху Феодору радоватися о Господе. В нынешнем 115 году в июня в 3 день нажелание преосвященства вашего мы великий господин позволяем в Тюмени при Спасове монастыре, новопостроенную каменную церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы посланным от нас освященным антиминсом посвятить паствы вашея архимандриту или игумену, из которой обители преосвященство ваше призвать изволит, с прочими града Тюмени с протопопы и со священники соборне, по приданию святыя апостольския восточныя Церкви малым освящением. И по сей нашей благословенной архиерейской грамоте, преосвященству вашему о посвящении тоя церкве по вышеписанному велеть исполняти невозбранно. К сей благословенной грамоте великий господин преосвященнейший Иоанн митрополит Тобольский и всея Сибири велел печать свою приложить».

http://sobory.ru/article/?object=05565

27 июля 1692 года архимандрит Феодосий прибыл в Москву. 9 сентября 1692 года, после некоторых затруднений, его наречение состоялось. 11 сентября 1692 года в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Тогда же святитель Феодосий обратился к царям с просьбой о выдаче напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября 1692 года. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам. Черниговским же архиепископам это право давалось, так как их кафедра стояла первой между другими архиепископиями. После этого владыка Феодосий возвратился в Чернигов. Святитель Феодосий исполнял обязанность архимандрита Елецкого монастыря и управлял всеми делами епархии, по-прежнему считаясь помощником архиепископа Лазаря. Видя, что преосвященный Лазарь уже очень стар и близок к смерти, святитель Феодосий постарался укрепить за собой право на вотчины Черниговской архиепископии. 17 мая 1693 года он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины. В декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией. Святитель обратил особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых. Для этого он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 году по его благословению была основана Печеницкая женская обитель и Любецкий скит. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооружённый храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1695 году освятил величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Во время управления им Черниговской епархией замечался особый подъём и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева учёных монахов, среди которых был Иоанн (Максимович ; † 1715, память 10/23 июня), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири. Вскоре Иоанн (Максимович) стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ. Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, – не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотой своего любвеобильного сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Помимо управления монастырём, архимандрит Феодосий оказывал неоценимую помощь преосвященному Лазарю в деле управления Черниговской епархией. Желая видеть Феодосия своим преемником на Черниговской кафедре, Преосвященный владыка отправил прошение Патриарху Адриану в Москву о назначении Феодосия Углицкого своим помощником. Эта просьба была удовлетворена. А в следующем – 1662-м – году архимандрит Елецкий по ходатайству того же Лазаря (Барановича) был возведён в сан архиепископа. Хиротония была совершена в Москве, в Успенском соборе Кремля, 11 сентября. Кроме того, архиепископ Феодосий получил право совершать богослужение в саккосе, что в те времена было привилегией исключительно митрополитов и Патриарха. Однако недолго двум выдающимся святителям довелось совместно управлять Черниговской епархией. 3 сентября 1693 года архиепископ Лазарь (Баранович) закончил свой земной путь. Теперь все заботы о Черниговской кафедре легли на плечи архиепископа Феодосия. Своё служение он нёс с большим радением о духовном благочестии до конца своих дней. Святителем Феодосием был основан Печеницкий женский монастырь и Любецкий скит. Ещё одно важное событие произошло в 1665-м году, когда был освящён Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова. Заботился святитель Феодосий и о высоком уровне духовного образования – большим его попечением пользовались духовные школы Черниговской епархии. Одним из учеников такой школы стал Иоанн (Максимович), впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири. Именно его и назначил владыка Феодосий наместником Елецкого монастыря, предчувствуя близость своей кончины. Ко Господу святитель Феодосий преставился 5 (18) февраля 1696 года. Он был погребён в Борисоглебском соборе Чернигова, в специально сооружённом склепе. Канонизация святого После преставления Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому Сразу же после преставления архиепископа Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому. Особо примечательным был один из них. Однажды Преосвященный Иоанн (Максимович) сильно заболел – у него случилась горячка. Архиепископ усиленно молился святителю Феодосию об исцелении. Вечером ему явился сам святой и сказал: «Служи завтра, и будешь здоров». На следующее утро владыка Иоанн, к великому удивлению окружающих, сам отслужил литургию, после чего совершенно исцелился. В благодарность за это чудо он написал особенную «похвалу» святому, а также благоустроил его склеп.

http://pravoslavie.ru/115885.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010