Перенесение мощей свт. Филиппа — событие не только в истории Русской Церкви, но и значительный государственный акт на рубеже 1640–1650-х гг. Алексей Михайлович принес покаяние от имени своего предка Ивана Грозного, виновного в смерти митр. Филиппа. Христианское покаяние царя показало смирение светской власти перед церковной, и это укрепило авторитет митр. Никона накануне избрания нового патриарха и позволило ему выступить со своей программой реформ (Макарий, митр. История Русской Церкви. Кн. 6. С. 366–369 наст. изд.; Полознев Д. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в середине XVII в.//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 283–293). Эта челобитная до настоящего времени не обнаружена (Гудзий Н. К. Комментарии//Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Архангельск, 1990. С. 248). Церковные нестроения (невежество паствы и духовенства, пережитки язычества, лень и недостойное поведение священнослужителей и др., см: Челобитная нижегородских священников (Чтения в ОИДР. 1902. Кн. 2. Отд. 4. С. 1–31) и «Память тиуну Манойлову» 1636 г. (ААЭ. СПб., 1836. Т. 3. 264) явились причиной возникновения на рубеже 1640–1650 гг. «кружка боголюбцев», или «ревнителей благочестия», среди приближенных к царю. Возглавлял реформистски настроенных членов этого кружка царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев. В условиях, когда епископат во главе с патр. Иосифом не стремился к исправлению церковной жизни, «кружок боголюбцев» при поддержке царя взял на себя подготовку программы будущей церковной реформы. Первым шагом на этом поприще стала борьба за введение единогласия на Соборах 1649–1651 гг. (Латкин В. Материалы для истории земских Соборов XVII столетия (1619–1620, 1648–1649 и 1651 годов). СПб., 1884; Челобитная царю Алексею Михайловичу патриарха Иосифа и всего освященного Собора на благовещенского протопопа Стефана Нифантьева 1649 г.//Чтения в ОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 5. С. 79–80; Белокуров С. А. Деяние Московского церковного Собора 1649 года (Вопрос об единогласии в 1649–1651 гг.)//Чтения в ОИДР. 1894. Кн. 4. Отд. 3. С. 29–52; Преображенский А. Вопрос о единогласном пении в Русской Церкви XVII в.: Исторические сведения и письменные памятники. СПб., 1904; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1. С. 1–105; Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 31–42). Поиск подходящей кандидатуры для поставления в патриарха составил одну из главных забот «ревнителей благочестия». До настоящего времени недостаточно ясны мотивы отказа от патриаршества Стефана Вонифатьева. Окончательный же выбор в пользу митр. Никона был сделан лично царем Алексеем Михайловичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Правильный ответ: null Верно! Комментарий: С обретением новых земель появлялась необходимость и их просвещения. Так, прп. Трифон был первым после свт. Стефана, просвещавшим пермяков, уже не соседей, но подданных Московского князя. Постриженник Соловецкого монастыря прп. Феодорит уходил к лопарям на север, где в устье р.Колы основал монастырь. Свт. Гурий стал первым епископом завоеванной Казани. А в покоренную Астрахань был направлен иг. Кирилл. Ответить 11. Что послужило поводом для формального разрыва отношений Москвы и Константинополя в 1470 году? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Литовский митрополит Григорий в 1470 году перешел в Православие и был принят патриархом Дионисием не только в общение, но и поставлен митрополитом всей Руси. На это великий князь Московский Иван III написал Новгородскому архиепископу послание, в котором велел патриарших послов не впускать и «иметь патриарха чужа и отреченна». Ответить 12. Особую обеспокоенность митрополита Филиппа вызывала Новгородская архиепископия. Почему? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Стремление к освобождению от Москвы заставляло новгородцев обращать свои взоры на запад, к тому же, появился православный митрополит Григорий. Увещевания митр. Филиппа оставили Новгород в церковном подчинении Москве, но политические договоренности с ней побудили Ивана III в 1471 году захватить Новгород и лишить его вольностей. Ответить 13. Строительство современного Успенского собора в московском кремле было начато при: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Ввиду аварийного состояния построенного еще при свт. Петре московского Успенского собора, а также необходимости соответствовать столичному положению, свт. Филипп предпринял перестройку собора. Дожить до ее окончания митрополиту было не суждено. Ответить 14. В связи с каким происшествием был выписан в Москву архитектор из Венеции? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Расширение Успенского собора московского кремля имело, в том числе, политическое значение. Поэтому, когда следствием ошибки московских мастеров стало обрушение северной стены храма, сам великий князь взялся за решение этого вопроса, пригласив Аристотеля Фиораванти.

http://azbyka.ru/test/istoriya-russkoj-p...

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского . Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Новомучеников и исповедников Российских в Коммунарке Видновского р-на  иерей Феодор Сидоров, клирик храма свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине  иерей Андрей Силин, клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове  иерей Димитрий Сорокин, клирик храма Воздвижения Креста Господня в Чистом (Пометном) вражке иерей Валерий Степанов, клирик храма свт. Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой слободе иерей Сергий Тарасенко, клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино иерей Михаил Уйбоайд, клирик храма Ризоположения (Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Леонове иерей Игорь Филоненко, клирик храма свт. Филиппа в Мещанской слободе иерей Василий Форкавец, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино иерей Феодор Харитошкин, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках иерей Алексий Харламов, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке иерей Александр Чурочкин, клирик храма ЖивоначальноЙ Троицы в Останкино иерей Георгий Шаламберидзе, клирик храма Архангела Михаила в Тропарево иерей Михаил Шманов, настоятель строящегося храма свт. Спиридона Тримифунтского — Патриаршего подворья в Нагатинском затоне; клирик храма ЖивоначальноЙ Троицы (в память 1000-летия Крещения Руси) — Патриаршего подворья в Орехово-Борисово иерей Александр Шумский, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Хамовниках иерей Олег Яньшин, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве иерей Иоанн Воробьев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах, преподаватель ПСТГУ иерей Филипп Ильяшенко, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах, преподаватель ПСТГУ иерей Владимир Духович, настоятель храма свт. Алексия, митр. Московского (Феодоровской иконы Божией Матери), в Рогожской слободе иерей Марк Кравченко, клирик храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино Права ношения камилавки удостоены: иерей Алексий Бабурин, клирик храма Живоначальной Троицы в п. Воскресенском Видновского р-на иерей Сергий Байдаков, настоятель храма иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» в г.

http://patriarchia.ru/db/text/2933725.ht...

В то же время со стороны правительства в адрес М. поступали требования более решительных действий. Так, в грамоте патриарха Иосифа от 26 июля 1650 г. М. предписывалось отлучать бунтовщиков от Церкви, «запрещать и служить… не велеть» священникам, которые поддерживают мятеж, «за то их воровство и клятвопреступление... по своему разсмотрению, смотря по тамошнему делу, покамест они в чювство придут» ( Тихомиров. 1969. С. 273). 30 июля того же года к М. пришла делегация челобитчиков по делу об устроении крестного хода. Он призвал их повиниться перед царем. На следующий день М. был арестован и посажен на цепь в богадельне (отписка М. об обстоятельствах его ареста до наст. времени не опубликована (РГАДА. Ф. 141. Оп. 2. Д. 85. Л. 94-101 (21 сент.- 2 нояб. 1650))). Вероятно, что М. пробыл под арестом 10 дней; 9 авг. в Псков была направлена отписка о скором прибытии делегации Коломенского еп. Рафаила , и сразу по ее получении, как сообщал еп. Рафаил, М. был выпущен ( Тихомиров. 1969. С. 292). 17 авг. М. во главе духовенства встречал делегацию Коломенского епископа, служил с ним литургию, Рафаил, «с ним идучи, говорил и в печалех его утешал» (Там же. С. 305). Усилия переговорщиков увенчались успехом, и к 24 авг. к крестному целованию было приведено ок. 3 тыс. псковичей. В 50-х гг. XVII в. М. часто уезжал из своей епархии, будучи привлечен к решению др. общецерковных дел. 4 июня 1652 г. по царскому указу М. возглавил погребение Новгородского митр. Аффония (на покое с 1649), поскольку действующий Новгородский митр. Никон в это время выехал в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь за мощами митр. Московского свт. Филиппа II (Колычева) (ААЭ. Т. 4. С. 75). Затем М. отправился в Москву, где во время избирательного церковного Собора 1652 г. он был одним из 12 кандидатов на Патриарший престол. М. принимал участие в Соборах, состоявшихся весной 1654 г. (об исправлении богослужебных книг и обрядов) и в мае 1656 г. (о рассмотрении и одобрении кн. «Скрижаль», где также было принято решение о проклятии прот. Ивана Неронова как двоеперстника и его единомышленников).

http://pravenc.ru/text/2561368.html

В 1472 г., во время пожара в Кремле, в обители укрывался митр. Московский и всея Руси Филипп I . В 1522 г., когда на Москву напали татары, некая слепая инокиня рассказала настоятелю М. Г. м. игум. Давиду о чудесном видении - предстательстве «Собора святительска» и др. рус. святых, защитивших город (Там же. Т. 13. Стб. 39-41). До 1531 г. в келье-мастерской М. Г. м. работал известный книгописец и каллиграф М. Я. Медоварцев . Согласно Житию митр. Московского и всея Руси свт. Филиппа II (Колычева) , в 1568 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича он был заточен «во обитель святаго Николы, нарицаемаго Старого». В 1556 г. грамотой царя Иоанна IV Васильевича М. Г. м. был предоставлен для временного проживания монахам афонского мон-ря Хиландар (Россия и греч. мир. 2004. С. 199-203). Нек-рые исследователи ошибочно полагали, что мон-рь не только служил Хиландарским подворьем, но и был основан в год передачи хиландарским монахам ( Шахова. 2005. С. 96). В 1652 г. прибывший в Россию из афонского Иверского монастыря архим. Климентий (Клим) привез патриарху Московскому и всея Руси Никону икону Божией Матери «Одигитрия» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 2). Архим. Климентий просил царя Алексея Михайловича пожаловать приезжающих с Афона монахов «на Москве монастырем на прибег моления греческих властей и прочих мирских людей». Исследователи относили передачу М. Г. м. ивиритам к 1653 г. ( Каптерев. 1914. С. 385) или к 1654 г. ( Шахова. 2015. С. 336-337). По-видимому, расхождение в датировке произошло из-за разного истолкования даты, указанной в челобитной архим. Дионисия Грека 1669 г., в которой он писал: «В прошлом, государь, во 162-м году (т. е. в 1653/54. Авт.) пожаловал ты, великий государь, нас, богомольцов своих, Никольской монастырь быть нашим, Иверского монастыря, в подворье и держать нам в церковь службу Божию на греческой язык ради приезжих архиере[ев] и протчих греческих властей, и по се время нам, богомольцам твоим, твоей, великого государя, жалованной грамоты не дано» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. Д. 13. Л. 1). Однако не исключено, что уже в кон. 1652 г. повелением царя мон-рь свт. Николая Чудотворца «Большая Глава» был передан в качестве подворья Иверскому монастырю (Там же. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 18, 20; Фонкич. 2004. С. 8). Впрочем, в это время статус М. Г. м. оставался неясным, а греч. насельники были немногочисленны ( Фонкич. 2004. С. 8; Ченцова. 2010. С. 246-247). В 1654 г. в мон-ре было разрешено служить иверскому архимандриту с братией (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 13. Л. 2-4).

http://pravenc.ru/text/2564226.html

В янв. 1841 г., во время пребывания в лавре еп. Алеутского Иннокентия (Вениаминова) , уполномоченного отбирать нужных ему людей, желавших служить при нем, Краснопевков обратился к епископу с просьбой принять его в число миссионеров, но получил отказ. По словам еп. Саввы (Тихомирова) , опытный еп. Иннокентий «сообразил, что молодой светский юноша, едва начавший знакомиться с богословскими науками, не может принести много пользы в деле евангельской проповеди...» ( Савва (Тихомиров). 1877. С. 7). В 1842 г. Краснопевков окончил академический курс по 1-му разряду со званием магистра и был определен преподавателем гражданской истории, катехизиса и греч. языка в Вифанскую ДС. Дис. «Жизнь св. Филиппа, митр. Московского и всея России» была напечатана с некоторыми изменениями в 1861 г. 23 сент. 1845 г. в Троице-Сергиевой лавре Краснопевков был пострижен в монашество с именем Леонид, 30 сент. того же года рукоположен во диакона, а 1 окт. в московском Покровском соборе митр. Филаретом - во иерея. 23 апр. 1848 г. Л. был определен бакалавром патристики в МДА, а 9 мая получил должность помощника библиотекаря академии проф. А. В. Горского . 19 дек. 1849 г. назначен ректором и профессором догматического богословия Вифанской ДС, членом Московской духовной консистории и утвержден членом конференции внутреннего правления МДА; 1 янв. 1850 г. возведен в сан архимандрита и стал настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря . Первоначально у Л. возникли трудности при преподавании догматического богословия, недостаточно им изученного. Желание ректора поднять уровень преподавания встретило непонимание членов корпорации; кроме того, он впервые столкнулся с незнакомой ему прежде неблаговоспитанностью учеников. Отдых от семинарских забот Л. находил в совершении богослужений и беседах с духовными людьми. «Я почитаю свое священническое и монашеское служение выше всякого другого,- признавался он,- и несмотря на то, что меня называют с усмешкою пустынножителем, ежедневно хожу к обедне, несколько раз в неделю служу сам; стараюсь поддерживать общение с отцом наместником [Антонием (Медведевым)]» (цит. по: Гуличкина. 2012. С. 10). За время ректорства Л. здание Вифанской ДС было перестроено.

http://pravenc.ru/text/2463437.html

За 7 лет до преставления А. С. его ученик и духовный сын Даниил, впавший в тяжелую болезнь, видел во сне А. С. с братией в раю. А. С. повелел Даниилу подвизаться и спасаться, если он хочет быть вместе с ним. После видения Даниил проснулся исцеленным, построил церковь в своем селении. Перед смертью А. С. избрал 4 преемников и просил свт. Макария поставить одного из них игуменом и позаботиться о мон-ре. Погребен А. С. был в «отходной пустыни», близ ц. Преображения Господня, с правой стороны алтаря. У А. С. было много учеников, его подвиги имеют большое значение для развития севернорус. монашества. Один из первых его учеников - боярин Андрей Завалишин (в иночестве Адриан). Житие свт. Московского Филиппа (Колычева † 1569); свидетельствует, что при постриге в Соловецком мон-ре он был поручен старцу Ионе (Шамину; † 1566), к-рый назван «сопричастником преподобному отцу нашему Александру Свирьскому». А. С. посылал к прп. Кириллу Новоезерскому († 1532) своего ученика прп. Никифора Важеозерского († 1557). По благословению А. С. прп. Геннадий Костромской († 1565) принял постриг у прп. Корнилия Комельского († 1537). А. С. дважды являлся прп. Никандру Псковскому († 1581) и наставлял его. Прп. Александр Свирский. Икона. XVI в. (ЦМиАР) Прп. Александр Свирский. Икона. XVI в. (ЦМиАР) Почитание святого началось сразу после его преставления. Уже в 1545 г. (об этом сообщает завершающая глава жития - «О списавшем житие святого») ученик, постриженик и преемник святого по игуменству Иродион (Кочнев) написал житие А. С. по благословению митр. Московского Макария и архиеп. Новгородского Феодосия . В 1547 г. А. С. был канонизирован на Соборе к общецерковному почитанию. В 1561 г. в честь А. С. был освящен один из приделов собора Покрова на Рву в Москве. После Собора житие А. С. в числе др. житий новопрославленных рус. святых вошло в состав 2 списков Макарьевских Четий-Миней . Один из списков - Успенский (ГИМ. Син. 997) был вложен в кафедральный московский собор в 1552 г., хотя закончен был, вероятно, уже в 1550 г. В XIX в. было высказано предположение о том, что Успенский список содержит первоначальный текст жития А. С., написанный игум. Иродионом. Все исследователи отмечают компилятивный характер текста: игум. Иродион заимствовал фрагменты из лучших древнерус. житий: преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского , Пафнутия Боровского. Тем не менее рассказ получился стройным и цельным, тесно связанным с историческими реалиями XVI в., хотя и не лишенным отдельных сюжетных неувязок. Житие А. С. сохранилось в большом числе списков и послужило источником для нек-рых позднейших житий др. святых. Предполагается, что служба А. С., тесно связанная с житием, также написана игум. Иродионом (списки службы XVII в.: ГИМ. Син. 649; ГИМ. Син. 650).

http://pravenc.ru/text/64396.html

Решением монастырского собора 8 июня 1658 г. новопечатные Служебники были отвергнуты (см.: Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосиб., 1998. С. 26-27). Эти обстоятельства нарушили внутренний мир в обители (как писал Е. в Житии, «святии отцы и братия начаша тужити и плакати горько» - Житие протопопа Аввакума. 1994. С. 73), Е. разделял эти настроения. Немного времени спустя, по всей видимости в кон. 1657 г., «от тоя тоски и печали» он покинул мон-рь по благословению своего духовного отца Мартирия, взяв с собой «книги и иная нужная потребная пустынная». Ок. года Е., как он сообщает в Житии, прожил в «Андомской пустыне» у прп. Евфросина Куржеского (Курженского) (Там же. С. 87; по-видимому, речь идет о Курженской пуст.- месте подвигов прп. Евфросина, которая находилась на острове Курженского оз. в Вытегорском у., у истока р. Андомы (ныне Вологодская обл.), и в 60-х гг. XVII в. являлась одним из центров старообрядчества). Затем Е. отправился «в дальнюю пустыню» на Виданский о-в на р. Суне, где ок. 7 лет прожил вместе с иноком Кириллом Сунарецким (Сунским) в Троицком Сунарецком мон-ре. В автобиографической Записке и в Житии Е. описывает обстоятельства своего пустынножительства. Неоднократно он испытал нападения бесов, в борьбе с вражескими искушениями его укрепляли явления Пресв. Богородицы, прп. Евфросина Куржеского, свт. Филиппа , митр. Московского, в пустыни инок обрел умную Исусову молитву. После 1659 г. Е. было видение умершего к тому времени соловецкого архим. Илии, к-рый велел ему «книги писать на обличение царю и на обращение его ко истинней вере Христовой святей, старой». Следуя этому знамению и вдохновившись почерпнутыми из Житий примерами св. отцов, явивших «подвиги о благочестии», Е. приступил к этой работе (можно предположить, что какие-то материалы могли быть им принесены с Соловков). Судя по словам автора («начах писати от Божественных словес евангельских, апостольских, по чину поставляя, и во уряд полагая, и из иных книг присоединяя благопотребнейшая...

http://pravenc.ru/text/190079.html

С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380. М. В. Печников Иконография Г. известна в составе композиций Соборов Новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и Г. в 6-м ряду находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом Г.- икона свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 г. (ГТГ). Оглавное изображение Г. помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными Новгородскими святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - поясной образ Г. в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- на голове святой светлый плат. Г. включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг. XX в. того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди). В иконографии Соборов русских святых изображение Г. находится в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/165131.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010