...Бесы, слуги гнева и злобы, радуются, когда умаляется добродетель, и весь труд свой обращают на то, чтоб увлекать души наши в срамные мечтания (свт. Феодор Едесский, 90, 323). ...Желающий устоять против обходов диавола и сделать их безуспешными, и сделаться причастным Божественной славы должен со слезами и воздыханиями, с ненасытимым желанием и пламенною душою, ночь и день Божией искать помощи и Божественного заступления. Желающий же получить таковые должен соделать душу свою чистою от всякого сладострастия мирского и от всех страстей и похотей (свт. Феодор Едесский, 90, 335). ...Из противоборствующих нам демонов первыми вступают в брань те, коим вверены чревоугодливые желания, кои внушают сребролюбие и склоняют к тщеславию, другие же все, идя позади их, забирают пораненных ими (свт. Феодор Едесский, 90, 360). ...Победа над бывает удобна для тех, которые как следует проходят уединенническую жизнь, по причине неимения ими в себе ничего, ему принадлежащего, по причине отречения их от мира, по причине их высоких добродетелей и по причине того, что мы имеем Поборающего по нас. Ибо кто, скажи мне, приступив к Господу и страх Его приявши в ум, не претворился естеством и, осияв себя Божественными законами и делами, не соделал душу свою светлою и способною сиять Божественными разумениями и помыслами? Праздною же быть он никогда не дозволяет ей. имея в себе Бога, Который возбуждает ум ненасытно стремиться к свету. И душе, таким образом непрерывно воздействуемой, дух не попускает разблажаться страстями, но как царь какой, дыша странным гневом и прещением, нещадно посекает их. Такой никогда не возвращается уже вспять, но практикою (добродетелей) с воздеянием рук на небо и умною молитвою одерживает победу в брани (прп. авва Филимон, 90, 369–370). Сладостная память о Боге... с гневом сердечным и огорчением спасительным, обыкновенно разрушает все обаяние помыслов, разные внушения, слова, мечтания, мрачные воображения, и кратко сказать, все, чем вооружается и с чем дерзостно выступает всегубительный враг, ища поглотить души наши (прп. Филофей Синайский, 90, 412).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Феодор Тирон, великомуч. Амасийский, ок. 306 года. 17 февр. Феодор, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодор, еп. Киринейский, муч. при Диоклетиане. 4 июля. Феодор, Миан, Иулиан и Кион, из Кандавал, мучч. при Максимиане. 4 сент. Феодор Стратилат, великомуч., пострадавший в Ираклее Понт. при Ликинии, в 319 году. 8 февр. (Перенесение мощей его в Евхаиты 8 июня). Феодор, муч. Антиохийский при Иулиане. 23 ноября. Феодор, муч. Александрийский. 12 сент. Феодор, муч. Цареградский при Валенте, с Урваном и др. 5 сент. Феодор муч., с Серапионом Египтянином, 24 мая. Феодор Освященный, преп. Фиваидский, ученик Пахомия Великого , ум. 368. 16 мая. Феодор Эннатский, преп. Египетский. В субб. с. Феодор Фермский, преп. 4 в. В субб. сырн. Феодор, архиеп. Александрийский. муч. ок. 609 года. 3 дек. Феодор Сикеот, еп. Анастасиопольский, ум. 613. 22 апр. и 15 июня (Перенесение мощей). Феодор, архиепископ Цареградский, ум. ок. 686. 27 дек. Феодор, преп. Студийский, ум. 826. 11 ноября, и 26 янв. (Перенесение мощей его). Феодор Кратер, протосиафарий, из 42 Амморейских мучч. ок. 840. 6 марта. Феодор преп., начертанный, исповедник, ум. 840. 27 дек. Феодор, еп. Едсский 9 в. 9 июля. Феодор преп., Трихина. 20 апр. Феодор преп., чудотворец. 5 июня. Феодор Варяг и Иоанн, сын его, мучч. Киевские в 983 году. 12 июля. Феодор и Василий, препп. Печерские, ум. 1091. 11 авг. Феодор Ярославич, благоверный князь, ум. 1233. 5 июня. Феодор, князь Смоленский, ум. 1299, и чада его Давид и КонстантИн.19 сент. и 5 марта. (Перенесение мощей). Феодор, князь Муромский 13 века, с Константином, своим отцом. 21 мая. Феодор, боярин Черниговский, муч. от Батыя в 1245 г , с Михаилом князем. 20 сентября. Феодосий, преп. Антиохийский, ум. ок. 412. 11 янв. Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. ум. 529. 11 янв. Феодосий муч., с Мануилом. 27 марта. Феодосий, столпник Едесский 9 в., с Феодором, еп. Едесским. 9 июля. Феодосий преп., игумен Печерский, ум. 1074. 3 мая и 14 авг. (Обретение мощей в 1091).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Феаген (рождение богиня. греч.), муч. милитийский, 7 ноября. Фекла (совершевие, евр. или надежда, арамейское или удивительная, греч. θκλεον) первомученица, 24 сент. Фекла , преподобномуч. салернская, 6 июня. Фекла , мученица газская, 19 августа. Фекла , муч. персидская, 20 ноября. Фекла, Марфа и Мария мучч., 9 июня. Фемелий (основной, греч.), мелит. муч., 7 ноября. Фемистоклей (законопрославленный или за правосудие прославленный, греч.) пастырь, муч. ликийский, 21 дек. Феоген (Богорожденный, греч.), еп. парийский, 2 янв. Феогнид (тоже) муч. кизический, 29 апр. Феогний (тоже), муч. едесский, 21 авг. Феогност (известный Богу, Богом знаемый, греч.), митрополит московский, 14 мар. Феодора (Божий дар, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 марта. Феодора дева, муч. александрийская, 27 мая. Феодора , преп. египетская, 11 сент. Феодора царица, супруга Иустиниана, 14 ноября. Феодора преп. кесарийская дева, 30 дек. Феодора царица, супруга Феофила, 11 февр. Феодора , преп. солунская, 5 апр. Феодора , преп. цареградская, 30 дек. Феодорит , (Богодарованный, греч.) пресв. антиохийский, муч., 8 марта. Феодор (Божий дар, греч.), муч. в Пергии памф. с дружиной, 21 апр. Феодор , муч. африканский, 6 апр. Феодор , муч. апамейский, 22 февр. Феодор Тирон, великомуч. амасийский, 17 февр. Феодор , муч. мелитинский, 7 ноября. Феодор , еп. киринейский, муч., 4 июля. Феодор , из Кандавал, муч., 4 сент. Феодор стратилат, великомуч., 8 февр. и 8 июня. Феодор , муч. антиохийский, 23 нояб. Феодор , муч. александрийский, 12 сент. Феодор , муч. цареградский, 3 сент. Феодор , муч. с Серапионом египтянином, 24 мая. Феодор освященный. 16 мая. Феодор архиеп. александрийский муч., 3 дек. Феодор Сикеот, еп. анастасиопольский, 22 апр. и 15 июня. Феодор , архиеписк. цареградский, 27 дек. Феодор , преп. студийский, 7 ноября и 26 янв. Феодор Кратер, протоспафарий, из 42 амморейских мучч. 4 марта. Феодор , преп. начертанный исповедник, 27 дек. Феодор , еп. едесский, 9 июля. Феодор , преп. Трихина, 20 апр. Феодор , преп. чудотворец, 5 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

48 Здесь надо разуметь того человека, который прежде всего сам возлюбил Бога и хочет спастись. «Бог любит любящих Его» (Притч. 8:17), но не спасет любимых без их желания. Это ясно видно из нижеприведенного текста: «Искуси их, и обрете их достойны». 49 Значит, Бог принял праведников в число избранных не ранее, как по испытании их в добродетелях. 50 Святые отцы различают пять причин, по коим Господь попускает нам искушения, соблазны и беды. 1) Чтобы, бодрясь, боримые навыкали различать истинное добро ото зла, которое умеет прикрываться мнимой добродетелью. 2) Чтобы добродетель, стяженная трудом в борьбе, была тверже и неприкосновеннее. 3) Чтобы, преуспевая в добродетели, мы не возносились, но укреплялись в смирении. 4) Чтобы за терпение и труд в борьбе сподобиться большей награды. 5) Чтобы, достигши бесстрастия, мы не забывали о своей немощи и о силе Божией, или благодати, помогшей нам (Сборник аскетических писаний обители св. Саввы Освященного. М., 1891. С. 156). Без борьбы, искушений, бед и скорбей человек способен забываться и все доброе приписывать себе, а не благодати Божией. Как только подумает, как только засмотрится на себя, так и падет с высоты; надо, чтобы смирился, а не превозносился. 51 Напротив, гордый, тщеславный, самолюбивый, за всякую малость оскорбляется. Часто он видит оскорбление там, где его нет, и старается воздать ближнему тем же или еще худшим. 52 По Петру Дамаскину, кн. 1-я о второй заповеди. 53 Потому, что принимают все, как от руки Божией, за все благодарят Бога и вражеские прилоги прогоняют в самом начале. 54 Деятельные главы св. Феодора Едесск. 89 глава, т. III Русского Добротолюбия. 55 По Петру Дамаскину, 4-я часть славянского Добротолюбия. 56 Закон вечного Бога должен быть вечен, не изменяем временем или мнением плотского человека; но сам человек, хотящий спастись, обязан подчинить себя закону Господню. Апостолы учились у самого подвигоположника нашего Христа Спасителя. От них, преемственно, учились все святые. И теперь, кто хочет быть святым, должен учиться у святых, иначе как он святым будет! Для этого святые отцы оставили нам свои писания. Кто их держится и, по совету преуспевших в духовной жизни, исполняет, тот на верном пути; а противоположное сему само собою ясно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2987...

18. Муч. Флора и Лавра. Апостол. Евангелие. С. мч. Емилиана, еписк. х 19. Мч. Андрея стратилата, и с ним 2503. Сл. см. Июня 17. Муч. Тимофея, Агапия и Феклы. Праздн. пресв. Богородице, ради милосердия от иконы Ее Донской. (Сл. Богор.) 20. Прор. Самуила. 21. Ап. Фаддея, ед. от 70-ти. Мчц. Вассы и чад ее. – Пр. Аврамия, архим., Смоленск чудотв. Сл. Препод. х Муч. Агафоника, Зотика, Феопрепия и др. Сл. Мучен. Мучц. Евлалии дев. и Анфусы. Праздн. ради иконы пресв. Богор. Иверской, или Грузинской. 23. Мч. Луппа, и отдание праздника Успения пресв. Богородицы. Ап. и Ев. дне и праздн. С.мч. Иринея, еп. Лугдунского. Преп. Евтихия и Флорентия. 24. С.мч. Евтихия, ученика св. Иоанна Богослова. – Пренес. мощей св. Петра митрополита. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Свят.) Мчц. Сиры, дев. Персидской. 25 Возвращение мощей Ап. Варфоломея, и память Ап. Тита. Апостол. Евангелие. Св. испов., Варсиса и Евлогия, еписк. Едесск., и Протогена, еп. Каррийск. Св. Мины, патр. Констант. 26. Муч. Адриана и Наталии. – Сретение иконы пресв. Богородицы Владимирской. Сл. Богор. 27. Преп. Пимена великого . Апостол. Евангелие. Св. Осии испов., еп. Кордубек. Преп. Кукши С.мч. и Пимена постника, Печерских. 28. Пр. Моисея Мурина. 29 Усекновение честныя главы св. Иоанна Предтечи (Пост). Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 30 х Празднов. заключения мира со Шведами. х – Пренес. мощей св. благов. вел. кн. Александра Невского. Апостол. Евангелие. (Парем. рбщие Препод.) –. Св. патр. Константиноп., Александра, Иоанна и Павла. – Пр. Александра Свирского . Сл. Препод. Пр. Христофора. 31 Положение честнаго пояса пресв. Богородицы. Сл. Июля 2. С.мч. Киприана, еп. Карфагенск. Св. Геннадия, патр. Констант. Примечание. Службой называется вообще все Богослужение в тот или другой день, – К которому в особенности, принадлежать положен пые па известные дни чтения: Паремии, Апостолы и Евангелия. В.) Апостолы и Евангелия на молебнах во дни царские, торжественные и высокоторжественные, а также во дни викториальные, т.е. в воспоминание отечественных побед

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 196. Ер. II, 151. Migne, 1472 А (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Migne, 341 В, 428 Д, 34 А, 425 С (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). κλσις, προσηγορα – название, наименование (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958). Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 196–197. Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. – М.: Ладомир, 2009. С. 78–80. Ниже цитаты из прп. Феодора приводятся не по тексту В.В. Бычкова, а по более точному переводу в изд.: Феодор Студит, прп . Творения: В 3 т. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010–2012. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, III, 10//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 316. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 80. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, III, 14//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 317. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 81. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 6//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 321. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 2//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 319. Феодор Студит, прп . Против иконоборцев семь глав, 5//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 364. PG 99, Col. 496 B. (Adv. iconomach. 5). Бычков В.В. Феномен иконы. С. 82. Феодор Студит, прп . Третье опровержение иконоборцев, IV, 12//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 322–323. Бычков В.В. Феномен иконы. С. 82–83. Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, II, 1//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 309. Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, II, 2//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 310. PG 99. Col. 417. Курсив наш. – В.Н. Феодор Студит, прп . Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. – 761 с. – С. 131–134. Ep. Platonem. PG 99. Col. 500–505.

http://bogoslov.ru/article/6193373

17. Феодор, построивши монастырь близ Птолемаиды, что в Фиваиде, населил его монахами, в числе коих был некто Карур, что на фивском языке значит: обсеченный. Сей монах часто был ленив в ночных молитвах, и Феодор делал ему выговоры. Случилось, что Феодор некогда по захождении солнца, бывши в собрании между всеми братиями в монастыре Вав, который находился в дальнем расстоянии от Птолемаидского монастыря, вдруг с великою радостью сказал: «Объявляю вам, братия, о милости, которую Бог оказал Каруру, находящемуся в Птолемаиде. Бог сейчас освободил душу его от тела, и с великою славою вознес его на небо; потому, что Карур старался строго следовать церковным догматам, сохранил чистоту тела своего, и имел другие добродетели, а грехи свои он очистил различными болезнями, которым был подвержен». По прошествии восьми дней пришли два брата из Птолемаидского монастыря, и сказали нам о дне и часе, в которые умер Карур, и мы все пришли в изумление. 18. Некогда Феодор, будучи в собрании всей братии, сказал Псарфию, первому монаху монастыря Вав: «Пошли кого-нибудь в келью к Патхелфию, и прикажи ему придти сюда с тем молодым монахом, который у него в кельи; призови также сюда и старшего сына Патхелфиева». Как скоро Патхелфий пришел, Феодор сказал ему: «Скажи мне, чему ты учил ночью сего молодого монаха?» Он ему отвечал: «Чему учил? Страху Божию». Феодор на сие сказал ему: «Сам Бог чрез Ангела Своего открыл мне о тебе; скажи правду, учение твое есть ли истинное?» поскольку Патехелфий не хотел открыть оное, то Феодор сказал пред всеми: «Он говорил молодому монаху, что тело наше не воскреснет, и охуждал оное». Потом Феодор спросил Патхелфия: «Точно ли это было так, или нет?» На сие сын Патхелфиев громко отвечал: «И меня в прошедший вечер он убеждал так же думать». В сие время некто Ор, который от природы был скопец, смело сказал Феодору: «Дай приличное наставление молодому монаху, которого Патхелфий ввел в заблуждение». Феодор отвечал ему: «Души, как сего монаха, так и сына Патхелфиева, тверды, как алмаз, и ничего не приняли из Патхелфиева учения». Молодому монаху Феодор сказал: «Богу приятна твердость твоего сердца». Далее начальнику дома, в котором жил сей монах, Феодор приказал не наказывать его за то, что он ночью уходил из дома тайно без свидетеля и сведения его. Наконец Феодор словами Святого Писания долго убеждал Патихелфия верить, что смертное тело наше воскреснет из мертвых, и утверждал, что оно должно восстать из мертвых в славе, бессмертным и нетленным. Патхелфий, слушая сие, плакал в присутствии всех братий, потому что слова Феодора достаточны были к тому, чтобы уверить его в истине сей; потом повергся на землю и признавал истинными церковные догматы ; наконец просил всех монахов молиться о нем, чтобы Бог простил ему грех сей. Когда все братия охотно молились о нем, он со слезами пред всеми прославлял Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Максим Исповедник, Главы богословские и домостроительные, 2, 90, PG 90, 1168С. 693 1 Кор. 15:49. 694 Максим Исповедник, Главы богословские и домостроительные, 2, 93 — PG 90, 1169А. 695 Отрицания. 696 Ср.: Дионисий Ареопагит, О мистическом богословии, 3, PG 3, 1048В/Сочинения, с. 752–754; См. также там же Схолию 12 Максима Исповедника к главе 3. 697 Ср.: Максим Исповедник, Главы богословские, 1, 7, PG 90, 1085В. 698 Ср.: В неделю на вечерне, глас 4, стихира на стиховне: «Людие беззаконии… неблагодарнии о Благодетеле (λας… γνμων περ τν εεργτην)». 699 «τ θεον φυσιολογοσιν» — возможно также перевести: «рассуждают о божественном с естественнонаучной точки зрения». 700 Символ Веры, 2; Ин. 1:3. Палама здесь, — вероятно, по ошибке, — употребляет форму единственного числа «γγονεν» вместо множественного «γνετο». 701 См.: Триады в защиту священнобезмолствующих, 3, 1. 702 Иоанн Златоуст, Eclogae ex diversis homiliis [Sp.], 21, PG 63, 700A. 703 Вариант: «овладением». 704 Максим Исповедник, Главы различные, 1, 7, PG 90, 1180С. 705 Схолия 18 на Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 644D — 645А. 706 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22, PG 90, 321А; Главы различные, 1, 76, PG 90, 1212А. 707 Он же, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 1, PG 90, 1083А. 708 Флп. 4:7. 709 Василий Великий, Послание 234, 1, Courtonne 3, 42/PG 32, 868С. 710 Максим Исповедник, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 1 — PG 90, 1083А. 711 Цитата не идентифицируется. 712 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1268D–1269A. 713 2, 12, 45–54. 714 Письмо к Афанасию Кизическому 36–38; Письмо к Иоанну Гавре 4–5. 715 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 58 (5, 54), PG 91, 1188АВ. 716 Григорий Богослов, Слово 38, 7, PG 36, 317С; Слово 45, 3, PG36, 628А. 717 Там же, PG 36, 320А; 628В. См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3,14, op. cit., 58, 24–25. 718 См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 14, op. cit., 58, 24–25. 719

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

—556— полнения к П/У; С. 540–544 Указатель мест СП: Быт. –Пс.); 7–8. С. 545–560 (Указатель: Пс. –Ин.); III , 9. С. 561–576 (Указатель: Ин.–Откр.). 1915 ТВОРЕНИЯ ПРП. МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА . ЧАСТЬ 1 ТСО 69/ [АГИОГРАФИЧЕСКИЕ И ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ] 1287 . Жизнь 1353 , дела (акты) и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима. In vitam ас certamen sancti patris nostri ac confessoris Maximi. C. 4–50. PG 90, 68–89. BHG 1234, 1233m. Cp. CPG 7707/1. 1288 . Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца между господином аввой Максимом и его учениками (с одной стороны) и начальниками (с другой). Relatio motionis factae inter domnum abbatem Maximum et socium ejus atque principes in secretario (=Acta I). C. 50–83. PG 90, 109–129. BHG 1231. 1289 . Святого аввы Максима к Анастасию монаху. Sancti Maximi abbatis ad Anastasium monachum. C. 85–89. PG 90, 132–133. BHG 1232. 1290 . Святого отца нашего и исповедника Максима, о деяниях (актах) в первой его ссылке, то есть в Визии: прения, бывшие между Феодосием епископом Кесарии Вифинской и им (Том второй). Gesta in primo exilio seu dialogus Maximi cum Theodosio episcopo Caesareae in Bithynia (=Acta II). C. 90–152. PG 90, 136–172. BHG 1233. 1291 . [Житие] (продолжение). C. 153–171. PG 90, 104–109. BHG 1233m, 1234. 1292 . Окончание жития, (пер. c грузинского) 1354 . C. 171–176. По груз. тексту, изданному прот. К. Кекелидзе в: Труды КДА. Ноябрь. С. 481–484. 1293 . Окончание письма св. Анастасия. С. 176–183. PG 90, 174–180 1355 (лат.). BHG 1233d. —557— 1294 . Примечание. Scholium 1356 . С. 183–184. PG 90, 178–180 (лат.). 1295 . Предисловие к нижеследующим священным свидетельствам. С. 184–185. 1296 . Святого Ипполита, епископа порта или гавани Римской и мученика истины. Против Верона и Илика еретиков о богословии и воплощении отрывков]. С. 186–197. PG 90, 180–188. 1297 . Рассуждения о вышеизложенных богомудрых свидетельствах и других – того же святого Анастасия. Syllogismi de suppositis divinitus sapientibus testimoniis, et aliis ejusdemque sancti Anastasii. C. 197–208. PG 90, 187–194.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В «Книге видений» образы животных можно считать аллегорическими указаниями на определенных лиц священной истории: белый телец указывает на Адама, жен. рогатое животное - на Еву, красный теленок - на Авеля, черный - на Каина, собаки - на филистимлян. Цвета животных дополнительно их характеризуют: белый цвет означает чистоту, черный - грех, красный - кровь, пролитую мучениками ( Charles. 1913). В «Апокалипсисе животных» (1 Енох 90) усматривают аллегорическое описание событий, к-рые будут сопровождать наступление мессианского царства ( Isaac. 1983. P. 5). В 1 Енох 90. 1-5 описаны бедствия, постигшие иудеев (в тексте «Апокалипсиса животных» - овцы) в период борьбы между Селевкидами и Птолемеями за обладание Палестиной. Орлы и др. хищные птицы символизируют войска селевкидского царя Антиоха III Великого (победившего в этой борьбе в 197 г. до Р. Х.), а собаки - войска Птолемеев. Под белыми овцами, возможно, подразумевали иудейских священников (1 Енох 90. 6), в среде к-рых появляются агнцы - те священники, к-рые стремились реформировать жизнь общины и храмовое богослужение (1 Енох 90. 6-7). Агнцы ведут борьбу с воронами, орлами, коршунами и ястребами. В критический момент в среде агнцев появляется овен, у которого вырастает большой рог (1 Енох 90. 9). Овен открывает глаза агнцам, и они становятся стадом (главы 9-10). Он воюет против воронов и побеждает их (1 Енох 90. 11-13). Овны при помощи Господа побеждают своих врагов (1 Енох 90. 18-19), после чего наступает Суд, и нечестивцы наказываются огнем (1 Енох 90. 20-22). Господь дает «новый дом больше и выше первого», к-рый, по-видимому, символизирует Новый храм, где Он будет присутствовать вечно (1 Енох 90. 29-36). Рождается «белый телец с большими рогами», к-рый может ассоциироваться с новым Адамом (ср.: 1 Енох 85. 3), затем наступает период мессианского царства (1 Енох 90. 37-38). Образы овна «с большим рогом» и «белого быка» нек-рые связывают с представлениями послепленного иудаизма о Мессии, напр. о священническом и царском Мессиях ( Тантлевский. 2000. С. 48-51). Образ Еноха

http://pravenc.ru/text/189987.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010