> Дело дня: Помогите ребёнку <

свт. Кирилла

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Преемственность мистагогической традиции свт. ...Искать в Источникеkateheo.ru
... мистагогической традиции свт. Кирилла Иерусалимского в катехизическом наследии свт. Амвросия Медиоланского Преемственность мистагогической традиции свт. Кирилла Иерусалимского в катехизическом наследии свт. Амвросия Медиоланского В статье приводится краткий обзор с точки зрения обряда и смысла таинства Крещения и таинства Евхаристии в контексте таинствоводственных бесед свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Амвросия Медиоланского с целью показать преемственность мистагогической традиции восточного епископа западным. 21 ноября 2018 К IV в. можно говорить о вполне сложившейся в церкви огласительной практике. Общая ее структура на Западе и на Востоке в главных чертах совпадала. Тем не менее, каждая поместная церковь имела свою традицию, что конечно находило свое отражение и в катехизации. Наиболее существенное отличие отмечается в практике тайноводственного катехизиса, но в то же время существовала и преемственность мистагогической практики. Зачатки тайноводственного периода катехизации появились к концу II в. На Западе, в школе св. Ипполита Римского, этот этап сводился к одной беседе, на которой епископ разъяснял неофитам смысл происходящего после их ... далее ...
Замечания к отзыву священника Георгия Максимова ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... выдать единый складный текст. Все таки, составление Катехизиса это дело в значительной степени индивидуальное, авторское. В противном случае мы в опасности получить на выходе набор несогласованных и даже противоречивых статей. Попытка представить такой Катехизис как канонический, общеобязательный текст приведет к новому расколу. И эта тенденция просматривается, поскольку такие не бесспорные и уязвимые в богословском отношении документы как " Основы соц. конц. РПЦ " и " Осн. принципы отн. РПЦ к инославию " обявлены не подлежащими обсуждению. Дмитрий 27 сентября 2017, 23: 30 " Огласительные " свт. Кирилла или преп. Иоанна " Точное изложение " и по объему больше, и по изложению пространней, и во многом труднее тексты, но читается куда легче, чем " новый " катехизис. Виталий Ю. 27 сентября 2017, 22: 47 Отзыв свящ. Георгия Максимова, на мой взгляд, по существу на порядок более убедителен и глубже критической заметки прот. Андрея Новикова. Действительно, выбранная о. Георгием форма отзыва местами достаточно резка, но, все же, это вполне оправдано. Пётр 27 сентября 2017, 15: 03 Прочёл статью о. Андрея. Проект Катехизиса обрёл лицо, утерял анонимность, на которую пенял о. Георгий. ... далее ...
Сиро-Палестинцы и святитель Кирилл АлександрийскийИскать в Источникеpravmir.ru
... собственно говоря, исключает всякое Боговидение, всякое непосредственное общение с Богом; точно так же исключается им и какая-либо возможность обожения (в истинном смысле этого слова) тварных существ. Здесь — крайность, без сомнения обратная той, что мы отметили в александрийской школе (у Климента и Оригена) , где интеллектуальная гноза (то есть познание — Пер.) , созерцание Божественной Сущности подменяет собой личную встречу со Христом — в самом ближайшем общении с Богом Живым 27. В V в. александрийское богословие находит свое выражение — более совершенное и более православное — в мысли свт. Кирилла Александрийского (370–†444) , — мысли, в которой доминирует идея обожения как высшей цели для тварных существ. Это — традиция свт. Афанасия, обогащенная богословским вкладом трех великих каппадокийцев: александрийское богословие обожения освобождается от всяких следов оригенизма с его спиритуалистическим идеалом “бегства” путем созерцания. Это есть чистое богословие, богословие Пресвятой Троицы, и в нем нет места Богу философов, ›n (‘единое’) неоплатонизма, духовной монаде. Для свт. Кирилла имя “Отец” — высшее среди именований Бога. “Его называют Отцом, — говорит он, — по ... далее ...
ИИСУС ХРИСТОС • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в Логосе: «Мы говорим, что человечество Спасителя от начала Воплощения существовало не в своей особенной, но в Ипостаси Слова) ἐν τῇ τοῦ Λόγου ὑποστάσει (») Leont. Byz. Contr. Nestor. et Eutych. PG. 86α. Col. 1368A (. Леонтий, с одной стороны, отвергает предсуществование человечества Христа, но, с др. стороны, отвергает «одну ипостась из обоих» как несторианское представление) Idem. Sol. argument. Severi. 8 PG. 86β. Col. 1944D-1945A (. В таком значении богословие «воипостасного» явилось результатом истолкования христологии IV Вселенского Собора с применением богословского языка свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Халкидонский Собор провозгласил ипостасное соединение двух природ Христа в одном лице Бога Слова, оставив необъясненным, каким образом человеческая природа Христа могла быть совершенной, не имея своего собственного лица. Согласно Леонтию Византийскому, природа может быть «воипостазированной» в иноприродной ипостаси, оставаясь при этом совершенной природой. Человеческая природа во Христе, т. о., хотя и не имела особого человеческого лица, оставалась совершенной природой. С помощью богословия воипостасного удалось объяснить ипостасное соединение двух ... далее ...
Молитвы утренние и вечерние в составе печатных ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... это первая книга-молебник, содержание которой составляли исключительно собрания молитв и текстов для совершения келейного правила по уставу конкретной православной общины — Свято-Духова братства [5]; в этой книге впервые предложены для совершения келейного правила собрания молитв, полной аналогии которым не находится в предшествующей рукописной традиции сборников подобного рода; здесь впервые напечатан составленный свт. Кириллом Туровским (XII в.) цикл молитв на каждый день седмицы, широко представленный в восточно- и южнославянской книжности списками XIII-XVI вв. Собрание молитв свт. Кирилла занимает основную часть сборника по объему. Употребление этих молитв изначально предполагалось свт. Кириллом как дополнение к службам суточного круга (т. е. к последованиям Часослова) [6]. Несколько молитвенных собраний из книги, на наш взгляд, имеют местное происхождение — скомпилированы книжниками Свято-Духова братства. Судя по составу молитв, вошедших в собрания, видно, что редактор-составитель использовал характерные для восточнославянской книжности XVI в. тексты, однако результатом компиляции стали вполне самобытные подборки. Первым из таких собраний укажем «Молитвы при ... далее ...
Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... (1111–1134 гг.) [92]. А. Е. Мусин предложил свое объяснение причин, по которым Иоанн вынужден был отказаться от Софийской кафедры и впоследствии не поминался в Новгороде. По мнению исследователя, поминовения лишало Иоанна именно отвержение его от епископства, согласно каноническим установлениям относительно лиц, самовольно оставивших свою кафедру. Ссылаясь на ряд канонов, предусматривающих отказ епископа от кафедры (9-е правило III Вселенского Собора, 17-е правило Антиохийского Собора, 16-е правило Двукратного собора, 10-е правило свт. Петра Александрийского, 2-е и 3-е правила свт. Кирилла Александрийского, и др.) , Мусин отмечает, что «при соблюдении определенной процедуры, предполагавшей подачу письменного отречения митрополиту, епископ сохранял свое епископское достоинство… естественно, при условии невмешательства в управление своей бывшей епархией… Более того, согласно церковному праву, епископ сохранял свой сан, если он изгонялся с кафедры народным волнением или интригами духовенства (имеется в виду, очевидно, 36-е правило святых апостолов. – М. П.) . Однако ни один епископ не имел права оставить вверенной ему кафедры, ссылаясь на пастырские трудности или ... далее ...
Тема проникновения огня в железо и ее ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... уничтожается. В самом деле, если не железо будет для огня горючей материей, что же тогда назвать горючим? » (пер. М. А. Солоповой) . В то время как стоическая концепция смешения предполагает сохранение идентичности обоих природ, и именно этот момент является принципиальным для Оригена - как в плане иллюстративного материала, который он привлекает (железо в его примере постоянно раскалено в огне, не разрушаясь и не сгорая) , так и в плане того, что Ориген хотел проиллюстрировать своим примером. [11] Greg. Nyss. Eun. I 110: 5-14 [GNO], Hall p. 76, ср. Bas. Spir. 26. 63; см. также аргументацию свт. Кирилла Александрийского, вероятно, опиравшегося на св. Григория Нисского: Cyr. Jo. 6, 57. Краткое обсуждение вопроса: Barnes 1998, 76-77, n. 75. [12] Bas., In s. Chr. Gen. PG 31 1457 - 1461 (впрочем, аутентичность этой гомилии до конца не установлена) . Мы не будем здесь рассматривать тему проникновения огня в железо в христологическом контексте. Отметим только, что эта тема в качестве иллюстрации сосуществования Божественной и тварной природ во Христе стала весьма распространенной в святоотеческом наследи после Каппадокийцев. Восходит она, вероятно, к Аполлинарию Лаодикийскому (с ... далее ...
О неизменности христологического учения святителя ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... части: 1. ранние творения (до 428 г.) ; 2. творения, написанные в период противонесторианской полемики ( 428-433 гг. ) ; 3. поздние творения (434–444 гг.) . После начала полемики с Несторием произведения святителя Кирилла становятся в немалой степени полемически заостренными. Возможно, именно эта полемическая заостренность и стимулировала интерес к изучению ранних творений святителя Кирилла, написанных в более спокойном тоне. И именно они позволяют дополнить представление об основных идеях кирилловой христологии. Известно, что специфическая и не очень четкая терминология в христологии свт. Кирилла породила многие раздоры в Церкви в период антинесторианской полемики. Изучение же его ранних творений (особенно «Толкований на Евангелие от Иоанна», написанных им, скорее всего, до начала полемики) позволит более четко выявить богословское видение этих проблем александрийским святителем. Л. Коэн сопоставляет взгляды протестантских богословов, считающих, что «Толкования…» не отражают богословской полноты поздней христологии свт. Кирилла, с позицией римско-католических богословов, считающих богословие свт. Кирилла до полемики с Несторием столь же глубоким, как и после полемики ... далее ...
Святоотеческая концепция эйдоса человека : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... человеческой [13]. Из слов преподобного, а также из принципа целостности и неделимости души каждого вида [14] логически следует весьма важный принцип соответствия и непреложности типов души и тела: каждый тип живых существ (растения, животные, люди) имеет соответственный тип души, который неизменен в течение всей жизни живого существа, со времени, как оно получило бытие (родилось) . Как указывает С. Л. Епифанович [15], термин εἶδος, вместе с терминами οὐσία и γένος, был привлечен из аппарата Аристотелевской логики также и Леонтием Византийским, и он использовал его для согласования идей свт. Кирилла Александрийского с халкидонским догматом. «При этом εἶδος принимался равным φύσις или οὐσία в тесном смысле. Все отмеченные термины – лишь абстрактные («общие») понятия» [16]. Эйдос характеризуется «своими особенными признаками (διαφοραί ‘различия’) , которые играют большую роль в логических определениях. Эти различия бывают то соединительные (συστατικαί) , то разделительные (διαιρετικαί) , смотря по тому, расширяют или суживают они объем образуемого понятия» [17]. Таким образом, понятие эйдоса очень близко к понятию природы. Насколько близко – это помогают нам понять следующие ... далее ...
Учение святителя Кирилла Иерусалимского о ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... в воплощенном Его явлении», а вместе с этим и участниками «в Божественной Его благодати» [73]. Это последний и важнейший аспект учения святителя об освящении мира и человека, на который уже, безусловно, обращали внимание предыдущие исследователи. Однако некоторые православные авторы, на наш взгляд, недооценивают степень реализма в учении свт. Кирилла о Евхаристии [74], в то время как даже инославные англиканские исследователи признают святителя чуть ли не основателем «терминологии превращения» [75] элементов Таинства. В заключение нашего обзора представим анализ терминологии свт. Кирилла, использованной им для описания веществ, стихий и предметов материального мира. При описании последних, в оригинальных текстах святителя мы встречаем чаще всего (около 70 раз) термин φύσις, который везде имеет весьма общее значение «естества» или «существа». Этот термин используется им, правда, и для обозначения Божественного, нематериального естества, но когда речь идет о материальном мире, то термин употребляется очень часто и многообразно: для описания разумной природы ангелов и человека, естества животных, птиц и пресмыкающихся. Он также может обозначать существо растений, ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: свт. Кирилла
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера