...Сокровищница человеческого ума... есть надежда, в ней хранится всякий запас для нашей жизни (свт. Григорий Нисский , 19, 81). Источник. ...Надежда будущих благ всегда уменьшает трудности настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст , 47, 715). ...Когда видишь наступающие бедствия, не падай духом; это собственно и есть надежда – стоять твердо среди опасностей (свт. Иоанн Златоуст , 48, 357). Нет ничего слабее... надежды , она слабее паутины; и не только она слаба, но и опасна, – это знают все те, которые надеялись на людей и погибли вместе с ними. Напротив, надежда на Бога не только тверда, но и безопасна, не подвержена никакой перемене (свт. Иоанн Златоуст , 48, 357). ...В том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое (свт. Иоанн Златоуст , 48, 536). ...Каждый из вас, когда впадает в искушения, хотя бы и близок уже был к смерти, не отчаивался в помощи Божией, но ожидал ее до конца (свт. Иоанн Златоуст , 49, 957). ...Ничто так не ведет к благой надежде, как добрая совесть (свт. Иоанн Златоуст , 52, 586). Бог венчает надеющегося так же, как и того, кто трудится, бедствует и переносит бесчисленные напасти (свт. Иоанн Златоуст , 52, 668). Источник. Ничто так не делает душу мужественною и на все готовою, как добрая надежда (свт. Иоанн Златоуст , 52, 762). Какое богатство столь приличествует человечеству, как богатство благочестивых надежд? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 990). И шлем надежду спасения возьмите (ср.: Еф. 6, 17 ). Шлем есть защита головы. Поскольку голова наша есть Христос, то мы должны ее ограждать всегда надеждою будущих благ, как несокрушимым шлемом во всех искушениях и гонениях, и сохранять... веру в Него ненарушимою, неповрежденною. Ибо у кого отняты другие члены, тот хотя и слаб, однакож может еще как-нибудь жить, а без головы никому нельзя и краткого срока прожить (авва Серен, 56, 284). Упование на Бога – незыблемый столп, не только обещающий избавление от бед, но не допускающий смущаться бедами уже постигшими. Ибо кто освободился от всего человеческого и подкрепляет себя внешним упованием, тот не только приобретет самое скорое избавление от бед, но не тревожится и не смущается бедами постигшими, подкрепляя себя чаянием оного священного якоря. Посему воспользуйся упованием, и будешь выше всех горестей (прп. Исидор Пелусиот , 60, 291). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Граббе Ю. П. 355 Грибовьский В. 304, 359 Григорьев В. В. 301 Губонин М. Е. 308, 353 Д Деникин А. И. 3, 5, 6, 8, 15, 16, 23, 27, 28, 33, 36, 42–44, 46–50, 57, 61, 66, 68, 77, 84–86, 88, 117–119, 121, 155, 165, 172, 233, 241–243, 248, 249, 252, 258, 261, 262, 264, 267, 269, 272–275, 277–279, 288–293, 300, 313, 337, 339, 345, 349, 350, 351, 354, 357 Данцев А. 329, 355 Дестивель И., свящ. 18, 355 Джугашвили (Сталин) И. В. 312 Димитрий (Абашидзе), архиеп. 9–11, 20, 23–26, 28, 31, 34–36, 39, 60–64, 84, 88–90, 92, 95, 97, 99, 100, 102, 110, 112, 117–119, 125, 126, 128, 132, 135–137, 142, 144, 146, 147, 151, 154, 170, 173, 175–178, 180–182, 184, 190, 197, 235, 256, 261, 263, 267, 274, 284–286, 300, 302, 311, 313, 355, 357 Димитрий Донской 118, 207 Димитрий (Любимов), еп. 326 Димитрий (Павлович), митр. 309 Дионисий (Сосновский), еп. 296 Добровольский М. К., прот. 84, 95, 102, 106, 127, 147, 156, 179, 180, 189, 235, 285, 294, 319 Добромыслова М. 217 Добросовестный 230 Долгоруков П. Д., князь 118, 123, 266 Досычев В. 234–236 Драгомиров А. М. 50, 57, 273 Дроздовский М. Г. 288 Дэвидсон Р., архиеп. 162, 299 Е Евлогий (Георгиевский), митр. 28, 119, 172, 299, 322, 327, 354 Евсевий (Рождественский), еп. 314 Евтихий 298 Егоров Н. Д. 308, 354, 358 Елизавета Федоровна, вел. кн., мц. 318 З Завитаев И. М., прот. 84, 95, 102, 125, 147, 150, 153, 156–158, 283, 319 Загорский А. 318, 355 Замысловский Г. Г. 341 Захария (Лобов), архиеп., сщмч. 315, 352 Зилитинкевич И. П. 223 Знатное А. В. 318, 355 И Иванов В., прот. 70, 71, 230 Иванов H., прот. 13, 15 Ивановский А. И. 28, 29, 37, 84, 90, 92, 93, 95, 102, 118, 127–133, 135, 147, 150–153, 157, 158, 172, 184, 185, 188–191, 251, 285, 333 Игнатьев А. П. 340 Иеремия, пророк 160 Иннокентий (Бусыгин), еп. 315 Иннокентий (Солодчин), еп. 317 Иоанн Богослов, апостол 144, 159 Иоанн Златоуст , свт. 144, 305 Иоанн (Левицкий), еп. 9–11, 52, 60, 61, 63, 85, 91, 95, 100, 102, 119, 125, 136, 137, 143, 155, 175, 176, 224, 230, 235, 261, 274, 284, 313, 314, 327, 357

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Маловерие - вот камень преткновения и причина подобных недоумений, а чрезмерное доверие чувственному опыту и рационализм - корень, из которого произрастает неправославное евхаристическое богословие. Примечания 1. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. С. 304-305. 2. Свящ. Дмитрий Пашков . О евхаристическом пресуществлении//Богословский сборник ПСТГУ. 13. М., 2005. С. 391. 3. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 236.4. Там же. С. 237.5. Там же. С. 240. 6. Свт. Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение четвертое. М., 1991. С. 332. 7. Свт. Григорий Нисский . Большое огласительное слово. Гл. 37. Киев, 2003. С. 284-285. 8. De mysteriis. IX, 52. 9. Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл.13. 10. Eth 1.10.55-72 (Ed. SC 129. 1967). Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 92. (Вып. 1. С. 306). 11. Eth 1.10.123-135 (Ed. SC 129. 1967). Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 93. 12. Eth 1.10.170-175 (Ed. SC 129. 1967). Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 93. 13. Hymn 20.55-63. Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 99-100. 14. Hymn 30.467-488. Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 101. 15. Там же.16. Свт. Кирилл Иерусалимский. Указ. соч. С. 330. 17. Послание св. Игнатия Богоносца к смирнянам. Писание мужей апостольских. Гл. 7. Рига, 1994. С. 342. 18. Свт. Кирилл Иерусалимский . Указ. соч. С. 329. 19. Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл.13. 20. Eth 14. 248-278 (Ed. SC 129. 1967). Цит. по: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 98. 21. Слова преподобного Симеона Новаго Богослова. Вып. 1. Изд. 2-е. М., 1892. С. 340. 22. PL 120, col. 1269.23. Там же. С. 330.24. Там же. С. 330.25. Там же. С. 332. 26. De sacra coena. P. 101. Цит. по: статья «Беренгар Турский»//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 653. 27. Opusculum. Col. 105. Цит. по: Там же. С. 654.28. Полн. собр. русск. летоп. т. IV. С. 158; т. VI. С. 38.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/22/...

Иоанн Златоуст , 52, 284). ...Бог удалил его , как какого-нибудь разбойника и мучителя, он не смеет напасть, если только не застигнет кого-нибудь в своих владениях безоружным и одиноким, не дерзает приблизиться, если не увидит, что мы идем пустынею, а эта пустыня и жилище диавола есть не иное что, как грех (свт. Иоанн Златоуст , 52, 577). ...Если диавол увидит, что кто-нибудь парит к небу, то, во-первых, он не может наскочить на него, а во-вторых, если и решается, то быстро сам упадет: ведь он не имеет ног, – не бойся, не имеет и крыльев, – не страшись, он ползает только по земле и пресмыкается среди земных дел. Пусть же у тебя не будет ничего общего с землею; тогда тебе не потребуется и труда. Диавол не умеет сражаться открыто, но, как змий, скрывается в терниях, часто притаиваясь в прелести богатства. Если ты посечешь это терние, то он, тотчас придя в робость, убежит, а если ты умеешь заговорить его божественными заклинаниями, то тотчас ранишь его. Есть у нас духовные заклинания – имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это заклинание не только изгоняет дракона из его логовища и ввергает в огонь, но даже исцеляет раны (свт. Иоанн Златоуст , 52, 578). Источник. ...Мы спим и храпим, притом тогда, когда имеем столь лукавого противника. И если бы мы узнали, что притаилась змея у нашей постели, то, конечно, приложили бы все старание к тому, чтобы убить ее, а когда диавол спрятался в наших душах, то мы думаем, что с нами не происходит ничего худого, а между тем мы уже пали. Причина же этого та, что диавола мы не видим телесными очами, хотя вследствие этого нам следовало бы более бодрствовать и быть осторожными. Ведь от видимого врага и уберечься можно легко, а от невидимого мы не можем поспешно убежать, если не будем всегда вооружены, тем более, что диавол не умеет сражаться открыто, чтобы тотчас самому не попасться в плен, но часто под видом дружбы впускает жестокий яд свой (свт. Иоанн Златоуст , 52, 604). Источник. Он может погубить не только тем, что доводит до блудодеяния, но и противоположным способом...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ефрема и «Лавсаик» 970 , да Синаксарь или Пролог, чтения же минейные не предполагаются. Отсюда имеется ряд замечаний подобных следующим: чте златоу. оставша жить стго семеона нд два (5 сентября) 971 ... чте едино златоу два оставшас стго ёвдоксни (7 сентября) 972 … чте в златоу и стго автонома мчнье еди (12 сентября) 973 ... стислови казму едину… и чтее кни сго ефр… и начинае велик ка… и чтеьт житие сты и прпбны мрни на два чте (четверг пятой седмицы поста) 974 . В неделю сыропустную (все списки) и недели первую и третью поста 328 и 380 чтение круга триодного указывают рядом со чтениями из Шестоднева, что согласуется с правилом Евергетидского Типикона, по которому в утрени недель чтения из чередной книги в том или другом числе непременно удерживаются; но о действии того же правила в продолжение целого года (как в Евергетидском) древние списки Иерусалимского Устава сами по себе не имеют указаний; приложенные же (в разном числе) к ним «Марковы главы», 975 вошедшие потом в самый текст Устава позднейших списков, не знают этого правила, а наоборот, при совпадении праздников с неделями, неизменно удерживают лишь на благословении хлебов чтение недельное – в «посланиях», а на утрене чтение указывается только праздника или святого 976 . Вопрос о сочетании чтений круга триодного с минейным в отношении памятей святых рядовых не выясняется. Служба этим святым (ε μ που τχει γου μεγλου μνμη) 977 , если памяти их падают на праздничные дни триодного круга – недели приготовительные, субботы сыропустную и мясопустную, субботы и недели Четыредесятницы, четверг пятой седмицы Четыредесятницы, недели Пятидесятницы, среду Преполовения (равно как и в среду отдания Преполовения), Вознесение (равно и отдание Вознесения), понедельник св. Духа, субботы пред и после праздника Пятидесятницы – отправляются или на ближайших повечериях, или (если падают на дни от субботы Лазаревой до недели Фоминой) на повечериях Четыредесятницы от понедельника второй седмицы, но об отмене или перенесении чтений минейных ничего не говорится, конечно, потому, что и самых чтений этих на месяцы великопостного периода (февраль–март) Уставом почти не назначается (всего около 5 чтений) 978 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Саратов. Домовая церковь Николая Чудотворца при архиерейском доме. Крестовая церковь /// Епархия неизвестна Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1832 и 1838. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, Волжская ул., д. 36 Координаты: 51.530362, 46.036135 Проезд: От Саратовского железнодорожного вокзала на автобусах 246, 248, 274-Б, 282-Б, 284, 284-А, 284-Б, 284-К или троллейбусом 1 до остановки " Улица Радищева " ( " Театральная площадь " ). С улицы Московской нужно свернуть вправо на улицу Радищева и проследовать по ней до пересечения с улицей Волжской, зат ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Саратовского железнодорожного вокзала на автобусах 246, 248, 274-Б, 282-Б, 284, 284-А, 284-Б, 284-К или троллейбусом 1 до остановки " Улица Радищева " ( " Театральная площадь " ). С улицы Московской нужно свернуть вправо на улицу Радищева и проследовать по ней до пересечения с улицей Волжской, затем свернуть на указанную улицу влево. Храм располагался в здании, в котором в настоящее время находится Саратовская епархия. Ориентиром может быть храм " Иконы Божией Матери Утоли моя печали " , расположенный почти вплотную. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Архиерейские домовые церкви по сложившейся традиции принято называть крестовыми. Открытие самостоятельной епископской кафедры состоялось в Саратове в 1828 году. Тогда же в город прибыл Преосвященный Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). Епископу предстояло выбрать место для своей резиденции. Ему понравился деревянный дом напротив Соборной площади, принадлежавший купеческому обществу. Впоследствии там было воздвигнуто каменное здание архиерейского дома, на втором этаже которого, с юго-восточной стороны, и размещалась крестовая церковь. После революции в бывшем архиерейском доме располагался Отдел церковно-художественной старины при Губернском музее, затем была организована клиника детских болезней СГМУ, и только в перестроечное время здание архиерейского дома было возвращено епархии.

http://sobory.ru/article/?object=50487

Свт. Епифаний публично предложил свт. Иоанну осудить Оригена. В результате отношения между свт. Иоанном и свт. Епифанием испортились, причем последний начал открыто обвинять свт. Иоанна в оригенизме. Затем свт. Епифаний прибыл в Вифлеем, где стремился заручиться поддержкой блж. Иеронима, однако последний, боясь вступить в конфликт со своим архиепископом, стал призывать свт. Епифания к примирению со свт. Иоанном. Свт. Епифаний отверг это предложение и покинул Вифлеем. Вскоре он вернулся на о-в Кипр. Весной 394 г. конфликт еще более обострился. Свт. Епифаний составил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, в к-ром опять просил осудить Оригена, настаивая на том, что последний в писаниях порочил супружеские отношения, и обвиняя его в энкратизме. Просьба была вновь отвергнута свт. Иоанном. В результате свт. Епифаний начал кампанию против свт. Иоанна, открыто проповедуя, что тот поддерживает еретическое учение Оригена. Свт. Епифаний убедил блж. Иеронима разорвать церковное общение со свт. Иоанном и рукоположил брата блж. Иеронима, Павлиниана, во диакона, а затем - во пресвитера. Несмотря на то что Павлиниан был рукоположен для Вифлеемского мон-ря, к-рый входил в юрисдикцию архиепископа Иерусалимского, само таинство свт. Епифаний совершил в своем мон-ре в Бесандуке, не подчинявшемся свт. Иоанну. Свт. Епифаний отправил последнему письмо, в к-ром указал на это обстоятельство и повторно призвал свт. Иоанна осудить Оригена. Однако свт. Иоанн не только не ответил на послание, но и обратился за помощью к Феофилу I , архиеп. Александрийскому. Свт. Епифаний вновь направил палестинским епископам и монахам послание, в к-ром содержался призыв к разрыву евхаристического общения со свт. Иоанном. В том же послании свт. Епифаний назвал Руфина Аквилейского еретиком. После того как послание было переведено на лат. язык блж. Иеронимом, Руфин прервал общение не только с ним, но и со свт. Епифанием Кипрским. Примерно в то же время было предпринято неск. попыток примирения враждующих сторон. Так, в 394 г. архиеп. Феофил направил с этой целью в Палестину прп. Исидора Странноприимца , который вскоре привез в Александрию исповедание веры, составленное блж. Иеронимом Стридонским (впрочем, впосл. блж. Иероним называл прп. Исидора оригенистом).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

Источник. ...Есть ли болезнь душевная тягостнее этой ? Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему (свт. Иоанн Златоуст , 52, 30). Откуда же... рождается , эта безумная и неприносящая никакого удовольствия страсть? – Ниоткуда более, как только от души низкой и ничтожной (свт. Иоанн Златоуст , 52, 31). Подверженный этой болезни не знает дружбы, не помнит приязни, нисколько не хочет никого уважить; напротив, все доброе извергши из души, непостоянный, неспособный к любви, против всех вооружается (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Эта страсть все извратила; она породила любостяжание, зависть, клеветы, наветы. Она вооружает и ожесточает людей, не потерпевших никакой обиды, против тех, которые никакой обиды не сделали (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Сила гнева, хотя и она мучительна и несносна, не постоянно, однако же, возмущает дух, а только в то время, когда его раздражают другие. Напротив, страсть тщеславия – всегда, и нет, так сказать, времени, в которое она могла бы оставить, потому что разум не препятствует ей и не укрощает ее; она всегда остается и не только побуждает ко грехам, но, если бы мы успели сделать что-нибудь и доброе, она похищает добро из рук. А бывает так, что она не допускает и начать доброго дела (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Нет ничего столь смешного и унизительного, как эта страсть : ничто столько не преисполнено стыда и бесславия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). ...Страшно преобладание тщеславия; оно может ослепить очи и мудрых людей, если они не станут бодрствовать (свт. Иоанн Златоуст , 52, 59). Раб тщеславия не лучше блудника; даже делает гораздо большие и тягчайшие грехи, чем тот (свт. Иоанн Златоуст , 52, 182). Тщеславие не только влечет ко злу своих пленников, но вкрадывается и в добродетели; и если не может лишить нас их, то делает нам большой вред в самой добродетели, принуждая переносить труды, а плодов лишая (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). ...Если мы отсечем эту страсть , то вместе с головою истребим и остальные члены этого зла, и тогда уже ничто не воспрепятствует нам жить на земле, как на небе (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 52, 183). Зараженный тщеславием – постится ли, молится ли, творит ли милостыню – лишается своей награды. Какое же несчастье может быть больше того, как, изнуряя себя вотще и понапрасну, подвергнуться осмеянию и лишиться горней славы? (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). Источник. Будем убегать тщеславия. Эта страсть сильнее всех страстей. Отсюда – любостяжание и сребролюбие; отсюда – ненависть, вражда, распри (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). Часто и те, которые оставляли большие стяжания и все обольщения мира, ни с кем не имели общения, овладевали самыми сильными пожеланиями, и те, будучи пленены пустою славою, теряли все (свт. Иоанн Златоуст , 52, 189). ...Причина всех зол – тщеславие... Оно-то наиболее возжигает огонь; оно всюду простирает власть свою и мучительски обладает всяким возрастом и всяким званием... оно разоряет целые домы, города, народы, племена (свт. Иоанн Златоуст , 52, 189). ...Страшно славолюбие, страшно и исполнение многих зол. Это терние, с трудом исторгаемое, зверь неукротимый, многоглавый, восстающий на тех самых, которые питают его (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Источник. Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржа снедает железо, в котором появляется, и моль – ткань, так и тщеславие губит душу, воспитавшую его в себе. Поэтому много нам нужно старания, чтобы истребить в себе эту страсть (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Источник. Как же одолеть ? Будем противопоставлять славе славу. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Хотя бы мы имели бесчисленные совершенства, зараза тщеславия может погубить все. Итак, если мы желаем похвал, то будем искать похвал от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 52, 250). ...Будем всячески избегать этого зверя . Он бывает различного рода и вида и разливает свой яд на все – и на сокровища, и на удовольствия, и на красоту телесную.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вскоре после того как свт. Василий Великий был рукоположен в епископский сан, он вступил в борьбу с епископом Тианы Анфимом за влияние в разделенной имп. Валентом Каппадокии. В связи с этим свт. Василий немного ранее Пасхи 372 г. поставил Григория в епископы небольшого города Ниссы 1064 . По мнению свт. Василия, в начале своего епископского служения свт. Григорий не очень хорошо управлял епархией и показал себя малоспособным к церковной политике 1065 . При императоре Валенте свт. Григорий подвергся гонениям. В конце 375 г. на омийском соборе, собранном в Анкире, некий Филохар обвинил свт. Григория в растрате церковных денег. В связи с этим свт. Григорий был взят под стражу и должен был быть доставлен на церковный суд, однако по дороге он бежал 1066 . Поскольку свт. Григорий не явился на суд, он был заочно низложен собравшимся в Ниссе в начале 376 г. синодом и приговорен к ссылке, а его кафедра была занята другим человеком 1067 . Затем в течение трех лет свт. Григорий вел скитальческую жизнь, пока, после смерти в 378 г. имп. Валента, приговор о ссылке не был отменен имп. Грацианом. После этого свт. Григорий вернулся в Ниссу, где был с ликованием встречен паствой 1068 . В конце 370-х гг. сначала умирает брат свт. Григория, свт. Василий, а затем его сестра, св. Макрина. После смерти свт. Василия свт. Григорий участвовал в соборе 1069 , созванном по инициативе Мелетия Антиохийского , на котором обсуждались вопросы отношений с Западом и был подтвержден Никейский символ веры . Возвращаясь с собора, свт. Григорий решил посетить Аннису, где находилась его сестра свт. Макрина; прибыв в Аннису, он застал ее при смерти 1070 . Свт. Григорий похоронил Макрину, и вскоре им был написан диалог «О душе и воскресении». По возвращении в Ниссу свт. Григорию пришлось бороться с омиями и евномианами, которые проявляли там большую активность 1071 . В апреле 380 г. свт. Григорий отправился в Севастию для участия в выборах тамошнего епископа, где неожиданно для себя оказался избран епископом Севастийским 1072 . Вероятно, свт. Григорий оставался епископом Севастии несколько месяцев, которые были для него весьма тяжелыми из-за борьбы с арианами и савеллианами, а также из-за того, что его оппоненты настроили против него светскую власть 1073 . После новых епископских выборов, в результате которых епископом Севастии стал Петр, возможно, брат свт. Григория, – свт. Григорий вернулся в Ниссу, где написал по просьбе брата Петра две первые книги своего сочинения «Против Евномия», а также трактат «Об устроении человека».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010