Если Милосердый врачует кого, то не требует от него иного воздаяния, кроме сетования, слез и исключительной любви (прп. Ефрем Сирин , 33, 156). Источник. Кто домогается прощения, желает испросить у Него оставления долгов своих, тот орошай слезами дверь Его, и будет очищен от прегрешений своих (прп. Ефрем Сирин , 33, 180). Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но смотри, не питай ненависти к братиям своим, когда просишь оставления долгов (прп. Ефрем Сирин , 33, 212). Источник. ...Опасайтесь того, чтобы солнце не зашло (ср.: Еф. 4, 26 ) и (чтобы) не оставило нам прегрешение дня. Ведь если наступит тьма, и вы дойдете до прегрешения, то и враг овладеет тогда нами, и его дух отвратит и отклонит нас от той чистой молитвы ночной, которую мы воссылаем к Богу (прп. Ефрем Сирин , 36, 193–194). Источник. ...Прощение нередко ведет ко спасению, обуздывая обидчика стыдом, из состояния страха приводя его в чувство любви и самое твердое благорасположение (свт. Григорий Богослов , 13, 125). Источник. Прощай – получивший прощение; милуй – помилованный. Человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть к тому время (свт. Григорий Богослов , 15, 147). ...Чем более кто согрешил против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов (свт. Иоанн Златоуст , 45, 233). Источник. ...Если мы искренно хотим примириться, то не отступим (от врага), пока не победим его своими усиленными просьбами, пока не привлечем к себе и не заставим прекратить вражду против нас. Разве ему через это мы оказываем какую-либо милость? Нет, на нас самих переходят плоды доброго дела: мы этим привлекаем на себя благоволение Божие, приобретаем себе прощение грехов, получаем великое дерзновение пред Господом (свт. Иоанн Златоуст , 47, 283). Если... пренебрежем эту заповедь , то какому подвергнемся осуждению, поступая вопреки словам своим, дерзая произносить слова молитвы безрассудно и легкомысленно, скопляя для себя более и более огня (геенского) и возбуждая против себя гнев Господа? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 283).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 46, 547). Источник. ...Диавол имеет обыкновение вовлекать неосторожных в обман, даже и при посредстве того, что часто приносит пользу, если это полезное получает не должное применение (свт. Иоанн Златоуст , 46, 575). Источник. ...Так как у нас борьба не с людьми, а со злыми духами, то и упражнение наше и воздержание должны быть духовные, потому что и оружия наши, в которые облек нас Христос, суть духовные (свт. Иоанн Златоуст , 46, 826). Что же это за стрелы лукавого? Злые похоти, нечистые помыслы, пагубные страсти, гнев, клевета, зависть, раздражительность, вражда, корыстолюбие и все прочие худые наклонности (свт. Иоанн Златоуст , 47, 20). ...Злой диавол, когда видит собранное духовное богатство, приходит в ярость, скрежещет зубами и неусыпно старается, как бы найти удобное время и похитить что-либо из сокрытого внутри нас (свт. Иоанн Златоуст , 47, 32). ...Когда злой... демон видит, что душа заботится о предметах божественных и об них только непрестанно помышляет, ими занимается, то он не смеет и приблизиться, но тотчас удаляется, гонимый силою Духа, будто огнем каким (свт. Иоанн Златоуст , 47, 117). ...Демон, который сам пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерности злости ниспал с той высоты, употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим (свт. Иоанн Златоуст , 47, 128). Таковы ухищрения врага: он возводит лестью на большую высоту, низвергает затем в глубокую бездну (свт. Иоанн Златоуст , 47, 131). Источник. Таковы-то козни диавола: когда он найдет послушных себе, то, обольстив их кратковременным удовольствием, низвергнув в самую глубину зла и покрыв стыдом и бесчестием, оставляет их в этом низком положении на жалкий позор зрителям (свт. Иоанн Златоуст , 47, 156). Источник. Никто не думай и о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь, ведущий к добродетели; прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не указывай мне на такого, который обижен и терпит, ибо случается терпеть и по бессилию; но на такого, который в отношении к равносильным и к тем, кому он мог бы мстить, показал бы терпение... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 137). Источник. ...Если и мы покажем терпение, подобное терпению праведных, если и мы покажем искусство, соразмерное с добродетельною их жизнию, то получим блага, уготованные святым, любящим Бога... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 866–867). Источник. Если у нас недостает терпения слушать слова о добродетели, то кто поверит нам, что мы подымем самые труды добродетели? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 113). Источник. ...Показав, что терпение скорбей сопровождается славою, знаменитостию и радостию, он говорит о другом величайшем их следствии, о некотором величайшем и дивном плоде их... Ведяще, говорит он, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит ( Рим. 5, 3–5 ). Что значит: ведяще, яко скорбь терпение соделовает? От этого происходит тот величайший плод, что человек, подвергающийся скорбям, делается более крепким (свт. Иоанн Златоуст , 47, 156). ...Не будем никогда падать духом, представляя, сколько пользы от терпения... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 164). Имей терпение, чтобы ты был услышан, потому что хотя Бог иногда и отсрочивает подаяние, но делает это не по ненависти и отвращению, а желая медленностию подаяния постоянно удерживать тебя при Себе... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 328). Источник. Он говорит: аще кто ударит тя в десную ланиту, обрати ему и другую (ср.: Мф. 3, 59 ). Не сказал: только перенеси обиду благодушно и с кротостию, но: пойди еще дальше в любомудрии, будь готов терпеть больше, чем сколько хочется обидчику; великостию твоего терпения победи дерзкую наглость его, пусть он удивится необычайной кротости твоей и с тем отойдет прочь... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 362). ...Терпение, при надлежащей степени развития, делает своих питомцев испытанными, мужественными и решительно непобедимыми (свт. Иоанн Златоуст , 47, 707). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   Преп. Иоанн Лествичник. Слово 11, § 8.    Он же. Слово 11, § 2.    Об осуждении, злословии и злоречии: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 841, II, 272; X, 99, 101; IV, 317; VII, 259 и далее, 659, 263; I, 131; II, 49—52, 271; VII, 156, 159, 351; XI, 128; IX, 581; XII, 13—14 и далее.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 24, §§ 9, 15, 16, 19, 20, 21, 22, Слово 47, § 48; Слово 4, § 21; Слово 12, § 6. См. о лести: Еп. Виссарион. Сборник для любителей духовного чтения. СПб., 1897. С. 243—247.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, § 21.    Он же. Слово 24, § 20, 21.    Еп. Виссарион. Указ. соч. С. 241—247 (О лжи, лести, лукавстве) Ср.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II, § 95—98. С. 170—172.    Свт. Василий Великий. О посте. Творения. T. IV. С. 2. О лицемерии; свт. Иоанна Златоуста. Творения. T. I, 159; V, 179; VII, 217, 218, 232—233, 261—262, 738. Пример лицемерия приведен в житии преп. Онисифора Печерского (лицемерная жизнь его духовного сына и друга была обнаружена после смерти)//Киево-Печерский Патерик. См. также: Прот. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. СПб., 1900, С. 282.    Преп. Иоанн Кассиан (IV-V век) дал первый такое деление. Преп. Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Ефрем Сирин и др. указывают следующие восемь главнейших страстей, борющих людей: 1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние, 7) тщеславие и 8) гордость (см. Добротолюбие. Т. II).    См.: Свт. Григорий Богослов. Слово 39-е на Богоявление; преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 1. Семь смертных грехов насчитывается и в Православном исповедании.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 1; ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 457.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 2.    См. Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 238, 245, 247; преп. Нил Синайский. О тщеславии (см.: Добротолюбие. T. II, § 19. С. 261; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 192—193).    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 26.    Признаки тщеславия излагаются по учению свв. Иоанна Лествичника, Иоанна Кассиана, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

...От скорбей происходит величайшая слава, хвала и радость, а известно, что слава доставляет и удовольствие, потому что где удовольствие, там, конечно, есть и слава... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 156). не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцом (свт. Иоанн Златоуст , 47, 679). ...Пусть никто не плачет, подвергаясь сиротству и бедности, потому что в какой мере возрастают они, в такой же мере увеличивается и помощь Божия (свт. Иоанн Златоуст , 48, 132). Источник. Искусство, являющееся из скорби, внушает нам надежду на будущее, и пребывание в искушениях заставляет нас иметь хорошие надежды на будущее (свт. Иоанн Златоуст , 52, 20). Источник. ...Кто здесь не имеет скорби, тот чужд и радости (о Боге) (свт. Иоанн Златоуст , 52, 159). Будь терпелив в скорбях, потому что венцы подвизающимся в них (прп. Нил Синайский , 72, 250). Источник. Если после великой радости постигла вас горесть, то ожидай, что Бог, призванный в помощь, великую печаль преложит, без сомнения, на веселие еще большее прежнего (прп. Нил Синайский , 72, 288). Источник. Где скорбь, где великий плач, там, когда придет время, будет великая радость (прп. Нил Синайский , 73, 187). Источник. За скорби уготовано людям благое, а за тщеславие и наслаждение – злое (прп. Марк Подвижник , 69, 11). Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости (прп. Марк Подвижник , 89, 530). ...Скорбями великими и неисчетными сплетается тебе венец (прп. Иоанн Карпафский , 91, 81). Чем больше здесь (на земле) попечалимся и поскорбим, победствуем и поугнетаемся, тем большие там встретим утешения (прп. Феодор Студит , 92, 299). ...(По смерти) жалеть будете, что не пришлось вам понести гораздо больших подвигов, скорбей и теснот, чем понесли (прп. Феодор Студит , 92, 333). ... биет же всякого сына, его же приемлет ( Евр. 12, 6 ) болезнями и скорбями, чтобы к Себе его притянуть и иметь всегда с Собою, и за труды и подвиги, с благодарностью переносимые, увенчать его венцом терпения и сделать сыном приятным (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 72).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   По творениям свт. Иоанна Златоуста, преп. Иоанна Кассиана, Варсонофия Великого, свт. Тихона Задонского, Оптинских старцев Макария, Амвросия и Анатолия, Иакова, архиеп. Новгородского, еп. Феофана Затворника, Петра, еп. Томского, старицы Матрены Задонской и мн. др.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 42. С. 83.    Прот. Петр Миртов. Источник утешения. Слово в память погибших при Цусиме//Прибавл. к церковн. Ведомостям. 1912, 20. С. 820.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, §§ 427 и 428.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, гл. 125//Добротолюбие. Т. III. С. 261—262.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 10 на посл. Римл. С. 590—591.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 149. С. 293—294.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 289. С. 470.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI. С. 79.    Он же. Беседа 6 на послан. к Титу.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами. С. 47.    Там же. § 56.    Еп. Феофан. Письма//Духовный Вестник. 1896, 43—44. С. 682.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 159. С. 165.    См.: Пролог на 21 июля.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Евангелие от Матфея.    Иаков, архиеп. Нижегородский//Прот. Гр. Дьяченко. Практическая симфония. С. 474.    Еп. Гермоген. Минуты пастырского досуга. T. I. М., 1882 г.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Беседа 28 на Евангелие от Матфея. С. 268.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, §§ 168 и 141.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 156.    Свт. Василий Великий//Прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония. С. 485.    Преп. Нил Синайский. Мысли, отводящие от тленного, § 36//Добротолюбие. T. II. С. 282.    Там же, § 9. С. 280.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 411. С. 691; п. 53. С. 115; п. 336. С. 598.    Преп. авва Дорофей. Поучение 12.    Листок издания Троице-Сергиевой Лавры, 135. М., 1882. С. 1—2.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 111.    Игум. Антоний. Письма, п. 21 и 255. С. 24 и 323.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

ATHANASIUS Theol. Fragmenta varia Volume 26 column 1324 line 10//Thesaurus Linguae Graecae. κα ες τ Πνεμα τ γιον, τι τς το Πατρς στιν οσας· κα συναδιον τ Πατρ κα Υ τυγχνει τ γιον Πνεμα, κα ο κεχρισται τ θετητι. Божественная литургия Свт. Григория Богослова.//Элекстронный ресурс. Режим доступа: GREGORIUS NAZIANZENUS Theol. Liturgia sancti Gregorii [Sp.] Volume 36 page 732 line 47//Thesaurus Linguae Graecae. τ τε θεον, κα γιον, κα μοοσιον, κα μοδναμον, κα μδοξον, κα συναδιον Πνεμα καταπμψας π τος γους σου μαθητς, κα ποστλους Лев Мудрый, император. Император Лев Мудрый (†911), ученик патр. Фотия, был в свое время известным церковным оратором и поэтом. Он является автором 11 евангельских стихир на недельных утренях, перефразирующих утреннее Евангелие; стихир на Лазареву Субботу, на 16 августа и ряд других. Киприан Керн. Эортолгия. Выражение «Треипостасное Божество» впервые встречается у свт. Афанасия Великого ATHANASIUS Theol. Quaestiones aliae [Sp.] (A.D. 4) Page 777 line 34//Thesaurus Linguae Graecae. Это же наименование Святой Троицы мы несколько раз встречаем у свт. Григория Нисского и у Иоанна Златоуста: GREGORIUS NYSSENUS Theol. Ad imaginem dei et ad similitudinem [Sp.] (A.D. 4) Volume 44 page 1329 line 21//Thesaurus Linguae Graecae. JOANNES CHRYSOSTOMUS Scr. Eccl. In ramos palmarum [Sp.] (A.D. 4-5) Volume 59 page 706 line 78//Thesaurus Linguae Graecae. Не менее десяти раз в своих творениях Святую Троицу так именует прп. Иоанн Дамаскин: JOANNES DAMASCENUS Scr. Eccl. et Theol. Expositio fidei (A.D. 7-8) Section 54 line 50//Thesaurus Linguae Graecae. Цит. по: Давыденков Олег, прот. Догматическое богословие. Курс лекций.//Электорнный ресурс. Режим доступа: http://azbuka-h.com/new/p/perixorezis.html CLEMENS ALEXANDRINUS Theol. Paedagogus Book 1 chapter 5 subchapter 24 section 3 line 1//Thesaurus Linguae Graecae. ORIGENES Theol. Commentarii in evangelium Joannis (lib. 1, 2, 4, 5, 6, 10, 13, 19-20, 28-32) (A.D. 2-3) Book 20 chapter 18 section 156 line 2.//Thesaurus Linguae Graecae.

http://bogoslov.ru/article/5117156

δι τς ν ατος νεργουμνης δωρες τε κα εεργεσας τ ρχικν τε κα πρωτουργν ατιον πιγινσκομν τε κα δοξολογομεν. Свт. Фотий Великий. Амфилохия 1. Но не единственная, как пишет в своей заметке «Зачем христианам паломничество» Наталья Адаменко: «Христиане всегда ехали и шли не к местам (ведь везде присутствует Воскресший Господь), не для принесения жертв (в каждом храме возносится бескровная Жертва), а к людям» URL: http://gazetakifa.ru/content/view/3546/ . Житие Николая Сионского 35:10–13. Марк Диакон. Житие Порфирия, еп. Газского 4:12–20. Житие св. Афанасия Метеорского 241:9–10. Нил. Типикон монастыря Махера на Кипре 11:2–3. Георгий Сикеота. Житие св. Феодора Сикеоты 47:11–16. Ср. в Сотницах у прп. Никиты Стифата. Прп. Симеон Новый Богослов. Катехитическое слово 11:151–156. Ср. об освящении того, кто поклоняется святым мощам, у прп. Никиты Стифата: Исповедание веры 16. Свт. Иоанн Златоуст. О молитве PG 62, 737:57–63. Св. Николай Кавасила. Объяснение Божественной литургии 42, 5. См.: Георгий Сикеота. Житие св. Феодора Сикеоты 62. Луг духовный 180. Р. 3052:28–42. Все повествование: 1–42.   Источник: I Международная конференция «Традиции православного паломничества и перспективы его развития» в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений 25 января 2013 г.: Сборник материалов конференции. Изд. Паломнического центра Московского Патриархата, 2013. 60 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Смысл паломничества в духовном наследии Византии. 7–22 с. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6174003

Игнатий Брянчанинов , 42, 371). Признайте и исповедуйте Бога правителем мира; благоговейно с самоотвержением покоритесь и предайтесь воле Его: из этого сознания, из этой покорности прозябнет в душах ваших святое терпение (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 85). Источник. Взятие креста своего, т. е. благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере; во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (см.: Мф. 17, 24 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 151). Источник. Опытный земледелец не предается унынию и малодушию, когда увидит, что нива его покрывается плевелами: с терпением, постоянством и трудом он исторгает и исторгает их (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 435). Источник. Совершенство терпения – благодушно терпеть, а паче с радостью, и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо прямое и существенное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 214). Источник. Восставьте веру, что, терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников, и радуйтесь тому (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 214). Источник. Терпение во всяком деле и во всяком служении требуется, и без него нигде ни в чем успеха не бывает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). Источник. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет, – на пять, десять, двадцать. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай перед глазами... за терпение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Что для вас особенно потребно – есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения – в рай (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Терпеть все тяжело, что ни случится терпеть... Между тем сильнее восставляйте веру, что все от Господа... Он единое имеет в намерении – спасение наше. Принимайте же все как живительное врачевство, хотя и горькое, но полезное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 203). Источник. ...Колесница, на коей туда достигают, есть терпение. А терпеть как, когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 9). Мирное терпение – могущественное средство (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 42). Ударение в ланиту не буквально только надо понимать... всякий вообще поступок ближнего, которым, как нам кажется, не отдано нам должного внимания и почета, которым чувствуем себя униженными, от которого страдает... гонор наш (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). ...Если мелочи... не умели мы перетерпеть, куда же потерпеть нам больше? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). Источник. ...Надо всякий случай неприятный претерпевать, не пропуская, и претерпевать с радостью, без нарушения мирных отношений (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). Источник. Первый предмет терпения есть – терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Помимо аскетических подвигов святители занимались в Понтийской пустыне лит. деятельностью; в частности, свт. Григорий помогал свт. Василию в составлении нравственных и аскетических правил. В 115-м письме Г. Б. упоминает сборник фрагментов из сочинений Оригена под названием «Добротолюбие» (Filokal…a); традиционно считается, что он был составлен им вместе со свт. Василием (впрочем, М. Харл, подготовившая этот сборник к изданию (SC; 302), сомневается в общепринятой атрибуции). Через нек-рое время свт. Григорий вернулся домой. Это возвращение было связано не только с его обязанностями по управлению поместьем и чувством долга перед родителями, но и с внутренним колебанием между стремлением к созерцательной жизни и сознанием необходимости приносить общественную пользу. Свт. Григорий искал для себя промежуточный, «средний» путь, идя по к-рому он мог бы сочетать аскетический образ жизни с учеными трудами и, не лишаясь уединения, приносить пользу людям. Но отец, престарелый еп. Назианза, сделал его своим помощником в управлении епископией. В 361/2 г. он настоял на том, чтобы свт. Григорий принял от него пресвитерскую хиротонию. Впосл. свт. Григорий называл этот поступок отца «тиранией», а себя упрекал в малодушии за то, что согласился на пресвитерство (De vita sua//PG. 37. Col. 1053–1054; иную оценку того же поступка отца как «благой тирании»: Or. 1. 1). Дальнейший жизненный путь свт. Григория пролегал между церковным служением и стремлением к уединению («кафедрой» и «пустыней» — см.: Otis. The Throne and Mountain...). Не вынося суеты и шума большого города, он сразу же после рукоположения ушел в Понт к свт. Василию. После мн. усиленных просьб отца ему пришлось вернуться в Назианз и приносить извинения отцу и его пастве за свое бегство. Священство и епископство в Назианзе. Свт. Григорий служил в Назианзе пресвитером ок. 10 лет, помогая отцу в управлении епископией. Летом 362 г. имп. Юлиан Отступник издал эдикт об учителях, запрещавший христианам преподавание в ун-тах и школах. В христ. среде религ. политика императора вызвала негодование. В «Словах против Юлиана», опубликованных после его смерти, свт. Григорий обрушился на бывш. соученика по Афинской академии с резкими обличениями. Император, по свидетельству свт. Григория, послал в Назианз солдат для того, чтобы захватить христ. храмы. Однако свт. Григорий (старший) не только лично противостоял начальнику гарнизона, но и возбудил против него паству до такой степени, что если бы тот притронулся к христ. святыням, то «был бы растоптан ногами» (Or. 18. 32). В кон. 363 г. свт. Григорий (старший) поставил подпись под омиусианским символом веры (вероятно, под формулой Антиохийского Собора 363 г.— Benoit. 1973. P. 182–183; Bernardi. Introduction. 1983. P. 32; Calvet-Sebasti. Introduction. 1995. P. 30–31; нек-рые исследователи предполагают, что свт. Григорий подписался под 4-й Сирмийской формулой (омийской) — Tillemont. Mémoires. T. 9. S. 347; Ullman. S. 58 ff., что менее вероятно).

http://sedmitza.ru/text/413330.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010