...Хула усиливает настоящую уже потерю и заставляет нас лишиться еще больше сверх того, что мы уже потеряли (свт. Иоанн Златоуст , 45, 24). Источник. Ты лишился имущества?.. Если ты будешь хулить, то потерял и свое спасение; и того не возвратил, и душу, которую имел, и ту убил (свт. Иоанн Златоуст , 45, 24–25). Источник. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение и, если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди (свт. Иоанн Златоуст , 45, 25). Источник. Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом, и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство (свт. Иоанн Златоуст , 45, 26). Источник. Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души, находящейся в таком положении, ниспавшей до такой степени порочности ... Подлинно нет, нет греха худшего, чем этот, нет даже и равного ему; в нем – умножение зол, в нем – то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение. Кто же злословящие Бога? Те, которые противопоставляют мудрости Его провидения обусловливаемое роком нестроение и необходимость (свт. Иоанн Златоуст , 45, 802). ...Когда ты увидишь, что кто-нибудь порицает дела Божии, то не осуждай этих дел согласно с его злобою, но считай это величайшим знаком его безумия, при мысли о Промысле Божием. Подобно тому как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство собственной слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, не уменьшает его сладости, но обнаруживает собственную болезнь, так точно и осуждающий дела Божии (свт. Иоанн Златоуст , 48, 298). ...Клеветать на Бога – самое тяжкое, потому что Бог, для нас и Отец, и Владыка, и Питатель, владеющий всем... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 837). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 44, 532). Источник. Христос мог бы прогнать его и далеко, но позволил ему рыкать около (стада), чтобы заставить тебя быть бодрым и заботливым, и постоянно прибегать к матери (Церкви), чтобы находящиеся в стаде, слыша голос его, больше соединялись между собою... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 669). Чтобы отворить дверь своим обманам и придать лжи больше благовидности, демоны примешали к ней несколько и истины, подобно тому, как приготовляющие ядовитые составы, обмазывая края сосуда медом, достигают того, что вредное зелье легко принимается (свт. Иоанн Златоуст , 44, 726). Источник. Диавол непрестанно противодействует нашему спасению, сам не получая от этого усердия никакой пользы, но еще испытывая величайший вред; и однако он одержим таким неистовством, что нередко отваживается даже на невозможные дела, и нападает не только на тех, которых надеется непременно побороть и низвергнуть, но и на тех, которые, вероятно, преодолеют козни его (свт. Иоанн Златоуст , 44, 782). Источник. Когда видит , что грузы добродетели сложены и изобильно накоплены, тогда-то и старается причинить более тяжкое крушение (свт. Иоанн Златоуст , 45, 10). Никто, решаясь состязаться, не ожидает стяжать венка без ран, поэтому и ты, начав всеми силами бороться с диаволом, не гонись за безопасной и полной приятностей жизнью, потому что не здесь Бог обещал тебе воздаяния и обетования, а все славное в будущем веке (свт. Иоанн Златоуст , 45, 23–24). Источник. ...Оружие праведного – любомудрие, воздержание, терпение, презрение ко всему настоящему. Имеющий это оружие посмеется не только над злыми людьми, но и над вражескими силами (свт. Иоанн Златоуст , 45, 107). Источник. ...Учение о доставляет нам безопасность: он враг и неприятель, а ясно знать о врагах весьма нужно для безопасности (свт. Иоанн Златоуст , 45, 289). И его Бог оставил здесь для того, чтобы тебя сделать крепче, чтобы подвижника показать в большей славе, чтобы борьба была важнее (свт. Иоанн Златоуст , 45, 298). Вот злоба диавола: служащих ему он предает таким трудам, которые и мучат обольщенных, и делают их смешными больше всех...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. 110, 2//Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 310–312; его же. Беседы на Посл. к Рим. 10, 3//Творения. Т. 9. С. 597. 267 Свт. Иоанн Златоуст. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим, 1//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 769–770. 268 Бердяев Н. О назначении человека. С. 220. 269 В некоторых рукописях эти беседы приписываются святителю Иоанну Златоусту, по этой причине они включены в тот том Миня (т. 56), где содержатся творения этого святого отца. 270 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе, 3. «В следующий день…», 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 298–299. 271 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 2–3//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 299–300. 272 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 4//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 300. 273 Свт. Иоанн Златоуст. Большое огласительное слово, 2, 7. 274 Свт. Григорий Палама. Богословские главы… 53, 54. 275 О том, как телесная смерть стала благодеянием и как человеколюбие Божие обратило ее на пользу человека, см. также: N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς και Ανθρωπισμς. θηναι, σ. α. Σ. 376–380. 276 Свт. Афанасий Александрийский. О воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения. Сергиев Посад, 1903. Ч. 1. С. 198–199. 277 Свт. Григорий Богослов. Слово 45, 9; Слово 38, 13//Собрание творений. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 528–529, 666–667. 278 Свт. Афанасий Александрийский. Указ. соч. С. 200–201. 279 Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 16: «Как начало смерти, происшедши в одном, перешло на весь человеческий род; таким же образом и начало воскресения чрез Единого распростирается на все человечество»//Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 49–50. См. также: Опровержение Евномия. Кн. 5, 4: Единородный Сын Божий Своим благоволением «человеческое естество […] опять чрез Себя же привлек к бессмертной жизни чрез человека, в котором вселился, восприяв на себя целую человеческую природу, и Свою животворную силу примешал к смертному и тленному естеству»//Творения. Ч. 6. М., 1864. С. 24. 280 Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 3. М., 1993. С. 77. 281

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Афанасий Великий , 1, 215). Слову Божию, истинной Жизни, как неприлично было Самому нанести смерть телу Своему, так несвойственно было избегать смерти, наносимой другими, и не преследовать смерть до истребления... (свт. Афанасий Великий , 1, 219). Источник. ...Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево, – изгоняется там всякий демон (свт. Афанасий Великий , 1, 256). Источник. ...Крепость врага сокрушена силою Честнаго Креста Спасителя нашего Иисуса Христа (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Христос победил смерть, когда возведен был на Крест (прп. Ефрем Сирин , 37, 308). Источник. Иисус умер для мира, чтобы никто не жил для мира, и находился в теле, прибитом ко Кресту... чтобы никто не держал в роскоши (своего) тела (прп. Ефрем Сирин , 37, 327). Источник. ...Христос заклан, и Кровь Его, окропившая нас, соделала окрыленными, потому что дала нам крыла Святаго Духа невозбранно воспарять в воздухе Божества (прп. Макарий Египетский , 67, 298). ...Если кто-либо из неверных скажет тебе: «Почему распят Христос?» – то скажи ему: «Чтобы распять диавола». Если скажет тебе: «Почему Он был повешен на древе?» – то скажи ему: «Чтобы отозвать назад грех, привзошедший в раю через древо» (свт. Иоанн Златоуст , 45, 896). Источник. Как лев бывает страшен не только тогда, когда бодрствует, но и когда спит, так и Христос был грозен не только до Креста, но и на самом Кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса, помрачая солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 17–18). Источник. Как для жаждущих приятна чаша, так для Него распятие на Кресте; поэтому Он и говорил: желанием возжелах сию пасху ясти с вами ( Лк. 22, 15 ), сказав это не без причины, но потому, что после вечери предстоял Ему Крест (свт. Иоанн Златоуст , 46, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Какие бы скорби ни терпели мы ради Господа, имеют ли они какое сравнение с будущею, обетованною нам, вечною жизнию, или с утешением Святаго Духа, свыше подаваемым душам, пребывающим в терпении, или с избавлением от греховной тьмы, и с теми долгами, какие лежат на нас от множества грехов наших... (прп. Ефрем Сирин , 31, 529). Каждая сретившая тебя скорбь уготовит тебе высокое достоинство (прп. Ефрем Сирин , 34, 297). Источник. Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзут тебе райскую дверь (прп. Ефрем Сирин , 34, 298). Источник. ...И в скорбях, ради Него претерпенных, хвалимся, зная, что скорбь производит терпение (ср.: Рим. 5, 3 ) в нас, и мы переносим испытания, ибо имеем надежду, которая никогда не смутит нас (прп. Ефрем Сирин , 36, 17). Скорбь не остается без утешения (свт. Григорий Богослов , 12, 257). Когда же душа войдет в оный град святых, – тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений, потому что нет там заботы, или скорби, или труда, или старости, или сатаны, или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение (прп. Макарий Египетский , 89, 275). Источник. Следствием скорбей настоящей жизни, как и естественно, соделается то, что не будем погрешать. А когда преуспеем в этом, предоставится нам в уповании обещанная благодать веселия (свт. Григорий Нисский , 19, 396). Источник. ...Когда увидишь, что кто-либо печется о добродетели и терпит бесчисленные искушения, ублажи его и подражай ему, потому что ему и здесь разрешаются все грехи, и там уготовляются многие награды за терпение... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 816). Источник. ...Если наши добродетели велики и многочисленны, а грехи малочисленны и незначительны, между тем мы потерпим какое-либо бедствие, то, сложив с себя здесь и эти немногие грехи, мы там получим чистое и совершенное воздаяние за добрые дела (свт. Иоанн Златоуст , 44, 816). Источник. ...Скорбь много пользы приносит нам и здесь, делая нашу душу более разумною и любомудрою, но после она доставит нам и бесчисленные блага в будущем, блага, неравноценные трудам, но далеко превосходящие подвиги и в количестве, и в качестве (свт. Иоанн Златоуст , 45, 472). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV. Гл. 6. М., 1992. С. 124. 291 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Первое послание к Коринфянам. 24, 2//Полн. собр. творений. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 237. 292 См.: Он же. Беседа на Послание к Ефесянам. 5, 3//Полн. собр. творений. Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 45. 293 Он же. О девстве//Полн. собр. творений. Т. 1. Кн. 1. М., 1991. С. 372: «Природа человеческая разделялась сама в себе, и была непримиримая борьба». См. Рим. 7, 23. 294 Он же. Беседа на Послание к Римлянам. 12, 3//Полн. собр. творений. Т. 9. Кн. 2. С. 624 и далее; там же. 13, 5. С. 644: «Таким образом, Кто спас душу, Тот и сделал плоть благопокорною». 295 Он же. Беседа на Евангелие от Иоанна. 11, 1//Полн. собр. творений. Т. 8. Кн. 1. С. 74. 296 Свт. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария. Гл. 21//Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 99. 297 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 20. С. 257: «Мы исповедуем также, что Христос воспринял все естественные и беспорочные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все свойственное человеку, кроме греха […]. Естественные же и беспорочные страсти, не находящиеся в нашей власти, — те, кои привзошли в человеческую жизнь, вследствие осуждения за преступление, как например голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление […], предсмертная мука […]. Итак, Христос все воспринял, чтобы все освятить». 298 Свт. Кирилл Александрийский. Слово на Воплощение Господне. 15//PG. 75, 1444 А. 299 Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария. Кн. 2. Ст. 9//Творения. Ч. 3. Сергиев Посад, 1903. С. 349–350. 300 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 20. С. 257: «Дабы естество, некогда побежденное, обратило победившего некогда в бегство с помощью тех нападений, посредством коих само было побеждено». 301 Свт. Кирилл Александрийский. На Воплощение Господне. 15//PG. 75, 1444А. А также: Слово 2. Гл. 36//PG. 76, 1384. 302 Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария. Кн. 1. Ст. 7//Творения. Ч. 3. С. 322. 303

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

11. Зайбель В. Указ. соч. С.303-308. 12. 3айбель В. Указ. соч. С.297-298. 13. Тышкевич С., свящ. Католический катехизис. С.46. 14. Волконский А., свящ. Указ. соч. С.417. 15. Катехизис. 375-377. 16. Катехизис. 374. 17. Катехизис. 356. 18. Ср.: Катехизис. 404. 19. Катехизис. 416-417. 20. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.46. 21. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.77-78. 22. Лосский В. Указ. соч. С.101. 23. Лосский В. Указ. соч. С.253. 24. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.154. 25. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.103. 26. Катехизис. 404-405. 27. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.46. 28. Катехизис. 613. 29. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.46. С последним предложением связана экзегетическая проблема в толковании Рим.5:12 (потому что в нем все согрешили). Блж. Августин относит " в нем " к Адаму. Свт. Иоанн Златоуст относит эф " о [εφ ω] ( " в ней " ) к смерти (ср.: Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985. С.218-219). 30. Катехизис. 402-404. 31. Катехизис. 492. 32. Катехизис. 491. 33. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.55. 34. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.47. 35. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.177. 36. Тышкевич С., свящ. Указ. соч. С.55. 37. Катехизис. 411,420. 38. Катехизис. 421. 39. Катехизис. 615. 40. Катехизис. 431. 41. Катехизис. 614. 42. Катехизис. 1263. 43. " La catechese recente a bien percu la difficulte, et, pour eviter de sembourber dans des explications discutables, elle a tendance a eviter cette question de 1 " origine au moment de parler du peche " . La foi des catholiques. Catechese fondamentale [ " Новый Катехизис хорошо понимал эту трудность и, во избежание спорных толкований, стремился, когда заходила речь о грехе, уклониться от вопроса о его происхождении " . Католическая вера. Основной катехизис]. Париж, 1984. С.360. 44. Катехизис. 457. 45. Кстати, по-славянски это звучит: посла Сына Своего очищение о гресех наших. В современном критическом издании Библии: Traduction Ecumenique de la Bible [Экуменический перевод Библии] (Париж, 1973) также переводится как " очищение " (expiation) со сравнительной ссылкой на Исх.29:36-37, где говорится о жертве очищения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с духом тщеславия//Добротолюбие. T. II. С. 420.    Преп. Иоанн Кассиан. О страсти тщеславия//Добротолюбие. Т. II. С. 74.    Там же.    Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II. С. 75.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 5.    Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II. С. 79.    Архиеп. Антоний. Собрание лекций и статей по пастырскому Богословию. М., 1909. С. 72—79.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 215, 219.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, §§ 2, 3.    Преп. Иоанн Лествичник. Слова 22, 28.    Он же. Слово 22, § 36.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 37. Преп. Ефрем Сирин говорит: «Кто выдает себя подвижником, за братской трапезой выдает себя постником и воздержным, а наедине и у себя в келлии тайно ест и пресыщается, тот готовит паутинную ткань (т. е. его дело, доброе только по видимости, подобно паутине), и идет он путем человекоугодников, одержим лукавой страстью тщеславия» (Добротолюбие. T. II. § 276. С. 422).    Преп. Нил Синайский. О тщеславии. Творения. Ч. I. С. 217//Добротолюбие. T. II, § 16. С. 217.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 6.    Он же. Слово 22, § 44.    Он же. Слово 22, §§ 23, 45.    Он же. Слово 22, 46. Слово 25, § 25. О тщеславии и славолюбии — Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 87, 158, 187, 421; IV, 864; VIII, 250; III, 53; VII, 121, 212, 215, 219, 234, 287; VIII, 32, 189, 224; IX, 714; XI, 260. T. I. С. 38, 65, 465, 575; IV, 39, 325; V, 103; VI, 219, 273; VII, 48, 737; V, 251, 572; VIII, 30, 31, 33, 190; 250, 291; IX, 262, X, 360, XI, 260, 284, 340, 589, 850, 852—853; XII, 628. О тщеславии также см.: Добротолюбие. T. II — у преп. Иоанна Кассиана, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Ефрема Сирина и др. О славолюбии и честолюбии см.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. §§ 128—134.    Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий (I, Тип. IV, 3). С. 298—300; ср.: Толкование посл. Тит. (I, 15). С. 73—79.    Св. Климент Александрийский. Педагог. II. 1, 8.    С. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. Кн. 2. T. I. С. 262—263.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Игнатий Брянчанинов , 42, 371). Признайте и исповедуйте Бога правителем мира; благоговейно с самоотвержением покоритесь и предайтесь воле Его: из этого сознания, из этой покорности прозябнет в душах ваших святое терпение (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 85). Источник. Взятие креста своего, т. е. благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере; во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (см.: Мф. 17, 24 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 151). Источник. Опытный земледелец не предается унынию и малодушию, когда увидит, что нива его покрывается плевелами: с терпением, постоянством и трудом он исторгает и исторгает их (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 435). Источник. Совершенство терпения – благодушно терпеть, а паче с радостью, и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо прямое и существенное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 214). Источник. Восставьте веру, что, терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников, и радуйтесь тому (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 214). Источник. Терпение во всяком деле и во всяком служении требуется, и без него нигде ни в чем успеха не бывает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). Источник. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет, – на пять, десять, двадцать. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай перед глазами... за терпение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Что для вас особенно потребно – есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения – в рай (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Терпеть все тяжело, что ни случится терпеть... Между тем сильнее восставляйте веру, что все от Господа... Он единое имеет в намерении – спасение наше. Принимайте же все как живительное врачевство, хотя и горькое, но полезное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 203). Источник. ...Колесница, на коей туда достигают, есть терпение. А терпеть как, когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 9). Мирное терпение – могущественное средство (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 42). Ударение в ланиту не буквально только надо понимать... всякий вообще поступок ближнего, которым, как нам кажется, не отдано нам должного внимания и почета, которым чувствуем себя униженными, от которого страдает... гонор наш (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). ...Если мелочи... не умели мы перетерпеть, куда же потерпеть нам больше? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). Источник. ...Надо всякий случай неприятный претерпевать, не пропуская, и претерпевать с радостью, без нарушения мирных отношений (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 235). Источник. Первый предмет терпения есть – терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Помимо аскетических подвигов святители занимались в Понтийской пустыне лит. деятельностью; в частности, свт. Григорий помогал свт. Василию в составлении нравственных и аскетических правил. В 115-м письме Г. Б. упоминает сборник фрагментов из сочинений Оригена под названием «Добротолюбие» (Filokal…a); традиционно считается, что он был составлен им вместе со свт. Василием (впрочем, М. Харл, подготовившая этот сборник к изданию (SC; 302), сомневается в общепринятой атрибуции). Через нек-рое время свт. Григорий вернулся домой. Это возвращение было связано не только с его обязанностями по управлению поместьем и чувством долга перед родителями, но и с внутренним колебанием между стремлением к созерцательной жизни и сознанием необходимости приносить общественную пользу. Свт. Григорий искал для себя промежуточный, «средний» путь, идя по к-рому он мог бы сочетать аскетический образ жизни с учеными трудами и, не лишаясь уединения, приносить пользу людям. Но отец, престарелый еп. Назианза, сделал его своим помощником в управлении епископией. В 361/2 г. он настоял на том, чтобы свт. Григорий принял от него пресвитерскую хиротонию. Впосл. свт. Григорий называл этот поступок отца «тиранией», а себя упрекал в малодушии за то, что согласился на пресвитерство (De vita sua//PG. 37. Col. 1053–1054; иную оценку того же поступка отца как «благой тирании»: Or. 1. 1). Дальнейший жизненный путь свт. Григория пролегал между церковным служением и стремлением к уединению («кафедрой» и «пустыней» — см.: Otis. The Throne and Mountain...). Не вынося суеты и шума большого города, он сразу же после рукоположения ушел в Понт к свт. Василию. После мн. усиленных просьб отца ему пришлось вернуться в Назианз и приносить извинения отцу и его пастве за свое бегство. Священство и епископство в Назианзе. Свт. Григорий служил в Назианзе пресвитером ок. 10 лет, помогая отцу в управлении епископией. Летом 362 г. имп. Юлиан Отступник издал эдикт об учителях, запрещавший христианам преподавание в ун-тах и школах. В христ. среде религ. политика императора вызвала негодование. В «Словах против Юлиана», опубликованных после его смерти, свт. Григорий обрушился на бывш. соученика по Афинской академии с резкими обличениями. Император, по свидетельству свт. Григория, послал в Назианз солдат для того, чтобы захватить христ. храмы. Однако свт. Григорий (старший) не только лично противостоял начальнику гарнизона, но и возбудил против него паству до такой степени, что если бы тот притронулся к христ. святыням, то «был бы растоптан ногами» (Or. 18. 32). В кон. 363 г. свт. Григорий (старший) поставил подпись под омиусианским символом веры (вероятно, под формулой Антиохийского Собора 363 г.— Benoit. 1973. P. 182–183; Bernardi. Introduction. 1983. P. 32; Calvet-Sebasti. Introduction. 1995. P. 30–31; нек-рые исследователи предполагают, что свт. Григорий подписался под 4-й Сирмийской формулой (омийской) — Tillemont. Mémoires. T. 9. S. 347; Ullman. S. 58 ff., что менее вероятно).

http://sedmitza.ru/text/413330.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010