Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все следует и служит Божественному повелению (свт. Иоанн Златоуст , 45, 845). ...Какое можешь иметь себе извинение, какое снисхождение, предаваясь такому безумию и глупости, когда желаешь постигнуть непостижимое и доискиваешься основания всякого Промышления Божиего? (свт. Иоанн Златоуст , 46, 500). Источник. Все промышление и даже большую часть его показать было бы нелегко: так оно бесконечно и неизреченно проявляется в малом и великом, в видимом и невидимом (свт. Иоанн Златоуст , 46, 509). Он для того и оказывает нам многие благодеяния, прежде нежели мы сделаем что-либо доброе, и удостаивает нас прощения, когда мы согрешим, и наказания (за грехи) насылает не вдруг, – для того, чтобы всем привлечь нас к Себе – и благодеяниями, и долготерпением (свт. Иоанн Златоуст , 47, 289). ...Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение (свт. Иоанн Златоуст , 47, 322). ...Нередко и через неверных предзнаменуется будущее по устроению Божию... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 429). Источник. Если наш разум не может постигнуть их , то тем более будем благоговеть перед Его судьбами и за все прославлять Его (свт. Иоанн Златоуст , 47, 430). ...Мы и сами не так (хорошо) знаем, что для нас полезно, как Он знает, и не столько сами мы заботимся о себе, сколько Он печется о нашем спасении и все творит и совершает так, чтобы только вести нас к добродетели и исхитить из рук диавола (свт. Иоанн Златоуст , 47, 439). Так всегда Господь творит и устрояет, и каждое событие так направляет, что верно служащие Ему, как светила просиявают, и добродетель их делается известною повсюду (свт. Иоанн Златоуст , 47, 508). ...Не должны мы... много испытывать, много рассуждать о том, что бывает от Бога; а за все выражать Ему нашу признательность и удивляться добродетелям праведников (свт. Иоанн Златоуст , 47, 541).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Беснование Если бы ты увидел горящим дом своего соседа, то, скажи мне, хотя бы этот сосед был злейшим из всех твоих врагов, не побежал ли бы ты гасить пожар, опасаясь, чтобы огонь, распространяясь далее, не дошел и до твоих дверей? Точно так же рассуждай и о бесноватых: демонское обладание есть жестокий пламень и пожар. Смотри, чтобы демон, пролагая себе дорогу, не занял и твоей души, и когда заметишь его присутствие, с великим усердием прибегни ко Владыке, чтобы демон, увидев душу твою пламенною и бодрствующею, признал твой ум недоступным для себя. Если он увидит тебя рассеянным и беспечным, то скоро вселится в тебя, как в пустое жилище; а если увидит тебя внимательным, бодрствующим и стремящимся к небесам, то не дерзнет даже смотреть на тебя (свт. Иоанн Златоуст , 45, 531). Источник. Как от безумных, как от сумасшедших, как от детей не требуют отчета в их действиях, так и от бесноватых; и нет человека столь жестокого, чтобы наказывать за то, что сделано по неведению (свт. Иоанн Златоуст , 53, 365). , говорят или делают то, чего не знают. Известно, они неодинаково терпят влияние духов. Ибо некоторые так бывают овладеваемы, что нисколько не сознают того, что делают или говорят, а некоторые сознают и после вспоминают. О таком влиянии нечистого духа нельзя думать так, чтобы он, проникая в самое существо души, как бы соединившись с нею и некоторым образом облекшись ею, произносил слова и речи устами страдальца. Никак нельзя верить, чтобы это возможно было для них сделать. Это происходит не чрез какое-либо умаление души, а чрез ослабление тела, когда в тех членах, в которых заключается сила души, нечистый дух, заседая и налагая на них невыносимую, чрезмерную тяжесть, умственные способности ее покрывает густейшим мраком и прерывает чувства. Это, как видим, иногда приключается также от вина и лихорадки или от чрезмерного холода и от других болезней, приключающихся отвне. Чтобы блаженному Иову диавол, получив власть над его плотию, не постарался причинить это, Господь запретил ему, говоря: Вот Я предаю его в твои руки, только душу его сбереги (ср.: Иов. 2, 6 ), т. е. только не делай его безумным, расслабив жилище души, овладев рассудком или повредив орган разума, посредством которого ему необходимо противиться тебе; своею тяжестью не подавляй рассудка и мудрости противящегося (прп. авва Серен, 57, 288–289).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Благость Божия Благ и праведен Бог... и по благости Своей дарует нам всякое благо, когда благоразумно пользуемся им, как праведно полученным, ради благодарения; но если оказываемся неблагодарными, то лишаемся благого по правосудию Божию; так что благость Божия и правда Его по естеству подают нам всякое благо, а за злоупотребление его – вечное мучение (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 163). Все доброе и спасительное, соделанное для людей Богом, совершено по благодати и благости, а нами не подано никакой причины к оказанию нам добра. Напротив того, мы пребываем во всяком пороке; Бог же не отступает от собственного Своего естества, но что Он есть, то и творит, так как благому по естеству неестественно было бы соделать что-либо иное, кроме свойственного Ему (свт. Григорий Нисский , 19, 41). Признательному рабу свойственно смотреть на благодеяния, оказанные всем вместе, как на собственные, и пещись и заботиться так, как бы сам был должником за все (свт. Иоанн Златоуст , 45, 161). Источник. Заботясь о нашем спасении, Господь являет нам много таких благодеяний, о которых мы и не знаем, – часто избавляет нас от опасностей, и другие оказывает нам милости (свт. Иоанн Златоуст , 48, 266). ... так многочисленны, что ум наш не в состоянии и исчислить Божии щедроты к нам (свт. Иоанн Златоуст , 48, 268). ...Памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему (свт. Иоанн Златоуст , 48, 270). ...Сколько бы мы ни старались, мы не можем однако ж изобразить и малейшей части ни тех благ, которые нам уже дарованы (от Бога), ни тех, которые ежедневно ниспосылаются, ни тех, которые еще уготованы нам (в будущей жизни), если мы захотим исполнить Его заповеди (свт. Иоанн Златоуст , 48, 284). Если Он благодетельствует недостойным и оказывает человеколюбие к согрешившим, то чего мы не получим, когда отстанем от греха и будем творить добродетель (свт. Иоанн Златоуст , 48, 289).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Золото и по природе своей имеет великий блеск; а когда оно получает еще блеск от огня, то зрелище бывает еще величественнее и поразительнее. Если так бывает с веществом, то, когда это произойдет с золотою душою , тогда будет зрелище вожделенное не только для людей, но и для Ангелов (свт. Иоанн Златоуст , 44, 289). ...Украшающая свою душу имеет любителем красоты ее Бога... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 289). Познание о Бог сокрыл от нас для того, чтобы сильнее заградить нам уста, удержать нас и заставить оставаться внизу, а не любопытствовать и не исследовать того, что выше нас (свт. Иоанн Златоуст , 44, 539). Как сухая земля, никем не поливаемая, изобилует тернием и волчцами, а возделываемая руками земледельцев цветет, красуется и приносит много плодов, так и душа, орошаемая Божественными вещаниями, цветет, красуется и приносит обильные плоды духа, а оставленная в засухе и пренебрежении и редко получающая такое орошение пустеет, зарастает травою и производит множество терния греховного (свт. Иоанн Златоуст , 44, 614). Душа благоразумная видит, что должно делать, не имея нужды во многих пособиях, а неразумная и бесчувственная, хотя бы имела множество руководителей, предавшись страстям, остается слепою (свт. Иоанн Златоуст , 44, 634). Пусть благоухает душа твоя духовным благовонием, чтобы тебе приносить величайшую пользу и себе самому, и живущим с тобою (свт. Иоанн Златоуст , 44, 790). Источник. Ничего так не принимает и не любит Бог, как душу кроткую, смиренномудрую и благодарную (свт. Иоанн Златоуст , 45, 339). Источник. Как чувственный огонь, приняв мягкую глину, делает ее твердою черепицею, так точно и огонь Духа, объяв благомыслящую душу, хотя бы нашел ее мягче глины, делает ее тверже железа, и того, кто незадолго был осквернен нечистотою греховною, вдруг являет светлейшим солнца (свт. Иоанн Златоуст , 45, 515). Смерть души – нечестие и беззаконная жизнь. Следовательно, и жизнь души – служение Богу и приличные тому нравы; нравы же святые и приличествующие служению Богу образует и удивительным образом сберегает в наших душах молитва (свт. Иоанн Златоуст , 45, 832). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 44, 532). Источник. Христос мог бы прогнать его и далеко, но позволил ему рыкать около (стада), чтобы заставить тебя быть бодрым и заботливым, и постоянно прибегать к матери (Церкви), чтобы находящиеся в стаде, слыша голос его, больше соединялись между собою... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 669). Чтобы отворить дверь своим обманам и придать лжи больше благовидности, демоны примешали к ней несколько и истины, подобно тому, как приготовляющие ядовитые составы, обмазывая края сосуда медом, достигают того, что вредное зелье легко принимается (свт. Иоанн Златоуст , 44, 726). Источник. Диавол непрестанно противодействует нашему спасению, сам не получая от этого усердия никакой пользы, но еще испытывая величайший вред; и однако он одержим таким неистовством, что нередко отваживается даже на невозможные дела, и нападает не только на тех, которых надеется непременно побороть и низвергнуть, но и на тех, которые, вероятно, преодолеют козни его (свт. Иоанн Златоуст , 44, 782). Источник. Когда видит , что грузы добродетели сложены и изобильно накоплены, тогда-то и старается причинить более тяжкое крушение (свт. Иоанн Златоуст , 45, 10). Никто, решаясь состязаться, не ожидает стяжать венка без ран, поэтому и ты, начав всеми силами бороться с диаволом, не гонись за безопасной и полной приятностей жизнью, потому что не здесь Бог обещал тебе воздаяния и обетования, а все славное в будущем веке (свт. Иоанн Златоуст , 45, 23–24). Источник. ...Оружие праведного – любомудрие, воздержание, терпение, презрение ко всему настоящему. Имеющий это оружие посмеется не только над злыми людьми, но и над вражескими силами (свт. Иоанн Златоуст , 45, 107). Источник. ...Учение о доставляет нам безопасность: он враг и неприятель, а ясно знать о врагах весьма нужно для безопасности (свт. Иоанн Златоуст , 45, 289). И его Бог оставил здесь для того, чтобы тебя сделать крепче, чтобы подвижника показать в большей славе, чтобы борьба была важнее (свт. Иоанн Златоуст , 45, 298). Вот злоба диавола: служащих ему он предает таким трудам, которые и мучат обольщенных, и делают их смешными больше всех...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Свт. Григорий Палама. Беседа 59. Афины, 1861. С. 244. 1153 Мученичество Поликарпа Смирнского//ΒΕΠΕΣ. 3, 24. 1154 Свт. Климент Римский. К Коринфянам. Послание И. Гл. 7//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89. Это Послание «считается древнейшей сохранившейся христианской проповедью». 1155 Св. Иустин Философ. Апология I. Ст. 28, 52; Диалог с Трифоном иудеем. Ст. 45//Творения. Репринт. М., 1995. С. 58, 82, 203. 1156 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. I. Ст. 14//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 467. 1157 Свт. Кирилл Иерусалимский. Слово огласительное, 18. Ст. 19. М., 1991. С. 305. 1158 Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные… Вопросоотв. 267//Творения. Репринт. Ч. 5. С. 291: «И это плод диавольского обольщения, что многие люди, забывая таковые и столь многие слова и выражения Господа, утверждают о конце мучений, чтобы скорей они могли решиться на грех. Но если когда–нибудь наступит конец мучений, то, во всяком случае, закончится и вечная жизнь […]. Ибо каждому то и другое вечное дается в равной мере. Ибо отойдут, — говорит Он, — «сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). 1159 Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, I, 9, 10//PG. 47, 289–290. 1160 Он же. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 5. Гл. 4//ПСТ. Т. 8. С. 50; На Пс. 48, 9//PG. 55, 236. 1161 Он же. О смерти//PG. 63, 810. 1162 Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25. О будущем Суде//PG. 63, 746. 1163 Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души…//PG. 77, 1072 ВС; 1073 А, 1076 Д. 1164 Νικοδημου γιορετου. Να Κλμαξ… Κωνσταντινουπλει, 1844. Σ. 191. 1165 См.: П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ… θηναι, 1961. T. 3. Σ. 504–505. 1166 Он же. " Υπμνημα ες τς πιστολς της Κ. Διαθκης. T. 1. θηναι, 1956. Σ. 145–146. 1167 См.: Κ. Καλλνικου. αμαρτα κατ την Χριστιανικην αντληψιν. θηναι, 1958. Σ. 125. 1168 Святой Никодим Святогорец отмечает, что «грех беспределен, согласно богословам, как оскорбление беспредельного Бога». Но он не называет имен богословов, которые, по его утверждению, характеризуют грех как «беспредельное» зло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Свт. Иоанн Златоуст. Κ Феодору падшему, 1, 12//PG. 47, 294–295; Толкование на св. Марка евангелиста. Беседа 69. Ст. 2. М., 1993. С. 704 1142 Свт. Василий Великий. На Пс. 33, 4//Творения. Репринт. Т. 1. С. 290. 1143 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Евр. беседа 1, 4//PG. 63, 18. 1144 Геенна — от евр. «Гееном» — долина сына Еннома. Она находилась юго–восточнее Иерусалима. Во времена идолопоклонства там была статуя бога Молоха в виде быка, и когда в его честь возжигали огонь, то бросали туда младенцев и взрослых в качестве человеческих жертвоприношений. Поэтому долина эта и называлась «долиной плача». Царь Иосия (7 в. до P. X.) объявил это место оскверненным и определил, чтобы туда сваливали все нечистое: мусор, трупы животных, людей, осужденных на смерть, непогребенных мертвецов. Уничтожение всего этого производилось путем сожжения, которое имело целью одновременно и очистить местность. Днем столбы дыма, поднимавшегося оттуда, заволакивали окрестности, а ночью на большом расстоянии были видны гигантские языки пламени. Отсюда это место получило название «геенны огненной» и стало символом ада, ибо люди говорили: «Чем–то подобным должно быть и наказание грешников в аду!» Вот почему Господь использовал этот образ, понятный Его современникам, чтобы описать тяжесть наказания и жестокость вечных мучений. 1145 Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40//PG. 45, 104 D–105 А. 1146 Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 10//PG. 47, 289. 1147 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М., 1992. С. 272. 1148 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. Αθναι, 1961. Τ. 3. Σ. 493. 1149 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 23. Ст. 7. М., 1993. С. 271. 1150 Он же. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 31. Ст. 4–5. М., 1994. С. 850. 1151 См.: Η. Бердяев. Истина и Откровение (Афины, 1950). Η. Бердяев, во многом не соглашаясь с отцом Сергием Булгаковым, тем не менее полностью согласен с этой идеей. Кроме того, философ Η. Бердяев в своей книге «О предназначении человека», особенно в 3–й ч. гл. 2 (Геенна) отрицает вечность ада и присоединяется к еретическим учениям Оригена и его единомышленников. Ориген, пытаясь примирить Божественную благость с Божественной справедливостью, сформулировал воззрения, которые наша святая Церковь осудила как нечестивые на V Вселенском Соборе, следуя словам Господа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный», и еще: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 41, 46). 1152

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Свт. Григорий Богослов. Послание 101. Ко Клидонию//Собрание творений. Т. 2. Сергиев Посад, 1994. С. 10. 282 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Первое послание к Коринфянам, 39, 3//ПСТ. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 401. См. также: Беседа на Послание к Римлянам, 13, 5: «Если бы победа совершилась не во плоти, это не так было бы удивительно […]; но удивительно то, что (Христос), имея плоть, воздвиг победный трофей, и та самая плоть, которая тысячекратно была побеждена грехом, одержала над ним блистательную победу. Смотри же, сколько совершилось необычайного: во–первых, грех не победил плоти, во–вторых, он сам был побежден, и притом побежден плотию […], в–третьих, плоть не только победила, но и наказала, так как тем, что (Христос) не согрешил. Он явился непобежденным, а тем, что умер, Он победил и осудил грех, сделав для него страшною ту самую плоть, которая прежде была презираема. Так Он уничтожил и силу греха, уничтожил и смерть, введенную в мир грехом. Пока грех встречал грешников, он по справедливому основанию наносил им смерть; когда же, нашедши тело безгрешное, предал его смерти, то, как сделавший несправедливость, подвергся осуждению»//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 644. 283 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Послание к Римлянам, 13, 5//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. С. 645. 284 Νικοδημου " Αγιορετου. " Εορτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 9. 285 Прот. Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 55. 286 Свт. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. 6, 2//Творения. Ч. 6. М., 1864. С. 42. 287 Свт. Григорий Богослов. Слово 45, 9//Творения. Т. 1. С. 667. 288 Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 3. С. 77. 289 Свт. Кирилл Александрийский. [Беседа] на псалом 44, 8//PG 69, 1040 С: «Вслед за Вочеловечением, сила которого вводит смотрение помазания, как уже помазанной от Отца, Он принимает новое имя, каковое есть Христос. Ибо Он, будучи подателем освящения другим как Бог, с нами освящается по человечеству, отчего и благодать и освящение плоти, святой не по природе, но в причастии ее к Богу. Учеников же Он назвал братьями и причастниками Себе сотворил. Ибо Он освящает как Бог, помазывая Своим Духом ставших причастниками Ему через веру». 290

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Если отношения " епископ – монастырь " находятся в указанных нами рамках, очерченных церковными правилами, то и сам епископ становится подлинным отцом и архипастырем монашествующих, и монашеская жизнь в вверенной ему епархии имеет возможность беспрепятственно развиваться. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 177. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 165–166. Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 28. О том, что настоятель должен с отеческим доброжелательством устраивать нужное для пребывающих в послушании. Древнерусские иноческие уставы. Уставы российских монастыреначальников. М., 2001. С. 44–45. Прп. Силуан Афонский. Писания. XIV. О монахах. Архим. Емилиан (Вафидис). Слова и наставления. Тт. 1–2. Пути обновления и возрождения монашества. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 165–166. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа III на Деяния апостольские. Прп. Феодор Студит. Послание 11. К Анастасию, епископу Кносийскому. Свт. Иоанн Златоуст. Слово о святом Иоанне Богослове. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 169. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. 1. С. 340–341. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 168. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791–792. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791–792. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. 2. С. 289. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Ч. 2-я. Русский пер. Василия Нарбекова. Казань, 1899. С. 426–427. Древние иноческие уставы в пер. Свт. Феофана Затворника. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1994 (репр.М.: 1892), с. 646. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791. Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 87.

http://religare.ru/2_96606_1_21.html

Если отношения " епископ – монастырь " находятся в указанных нами рамках, очерченных церковными правилами, то и сам епископ становится подлинным отцом и архипастырем монашествующих, и монашеская жизнь в вверенной ему епархии имеет возможность беспрепятственно развиваться. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 177. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 165–166. Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 28. О том, что настоятель должен с отеческим доброжелательством устраивать нужное для пребывающих в послушании. Древнерусские иноческие уставы. Уставы российских монастыреначальников. М., 2001. С. 44–45. Прп. Силуан Афонский. Писания. XIV. О монахах. Архим. Емилиан (Вафидис). Слова и наставления. Тт. 1–2. Пути обновления и возрождения монашества. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 165–166. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа III на Деяния апостольские. Прп. Феодор Студит. Послание 11. К Анастасию, епископу Кносийскому. Свт. Иоанн Златоуст. Слово о святом Иоанне Богослове. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 169. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. 1. С. 340–341. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000. С. 168. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791–792. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791–792. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского. Т. 2. С. 289. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Ч. 2-я. Русский пер. Василия Нарбекова. Казань, 1899. С. 426–427. Древние иноческие уставы в пер. Свт. Феофана Затворника. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1994 (репр.М.: 1892), с. 646. Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000. С. 791. Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 87.

http://religare.ru/2_96606.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010