...Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости (свт. Григорий Палама , 26, 99). Источник. Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие; целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 317). Источник. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 517). Источник. Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 415). Источник. В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 214). Источник. ...И доктора по Божию благоволению помогают. Поэтому будем молиться (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 97). Источник. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 100). Источник. Бог, когда хочет сим образом исцелить, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 101). ...Если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья, – буди воля Божия! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 109). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вообще памятование вездесущия и всемогущества Божия удерживает сердце от того колебания, в которое усиливаются привести его помыслы неверия, опираясь на тщеславие и неправильную любовь к телу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 329). Источник. Таково свойство любви! Она непрестанно памятует о любимом: она непрестанно услаждается именем любимого. Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 252). Источник. Что значит пребывать в любви к Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 308). Источник. Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 254). Источник. Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Исполнение Евангельских заповедей составляет собою памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Источник. ...Превосходным средством к памятованию Бога служит молитвенное обращение к Богу пред всяким начинанием, с прошением у Него благословения, наставления,помощи, милости (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 256). Высокое занятие – непрестанное памятование Бога!.. По эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 497). Источник. ...Не выпускайте из ума мысли, что Бог видит вас – им под оком Его состоите, – и блюдитесь от всего неугодного Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 135). Источник. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 163). Источник. Положи холодную вещь на солнце – она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который естьУмное Солнце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Самоубийство ...Насильно разлучающий душу с телом и предающий себя или удавлению, или закланию, будет ли прощен? Таковых древние и после смерти признавали проклятыми и бесславными, даже руку самоубийцы, отрубив, погребали отдельно и вдали от прочего тела, почитая непристойным, как послужившей убийству, воздавать ей ту же с остальным телом честь. Если же рука и по смерти подвергаема была наказанию людьми, то получит ли какое помилование душа, подвигнувшая и руку? (прп. Исидор Пелусиот , 62, 324). Смертные грехи суть следующие: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, пьянство, святотатство, грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида. Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 374). Источник. ...Отчаяние – злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями, тождественными самоубийству. Самоубийство – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище. За самоубийством следуют по тяжести своей грехи смертные, каковы: убийство, прелюбодеяние, ересь и другие подобные им. Эти грехи хотя и менее пагубны, нежели самоубийство и ведущее к самоубийству отчаяние, хотя совершившему их остается возможность покаяния и спасения, но называются смертными (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 467–468). Источник. О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном – не очищенном покаянием... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 129). Источник. Житель города Унжи, преданный пьянству, часто, будучи нетрезвым, жестоко бил жену свою. Не в силах более переносить его жестокости, она решила утопиться в колодце. Но так как она была благочестива и имела особую веру к угоднику Божиему Макарию, готовя всегда в день его памяти трапезу для нищих, то преподобный не дал ей погубить душу свою. Уже она подошла к колодцу, но внезапно увидела старца-инока и в ужасе отступила. Он сказал ей: «Отойди от колодца и не дерзай исполнить злой умысел свой, чтобы не постигли тебя горькие муки в вечной жизни. Я, Макарий Желтоводский, пришел избавить тебя от утопления и вечной смерти». Смущенная, бросилась она к ногам старца, но, когда поднялась с земли, уже не увидела его перед собою и с миром возвратилась в дом свой. Опомнился и ее муж – оставил нетрезвую жизнь (115, 353).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Какой страшный недуг душевный – самомнение! Оно в делах человеческих лишает гордого помощи и совета ближних, а в деле Божием, в деле спасения, оно... лишает... дара Божия, принесенного с неба Сыном Божиим... лишает Божественного откровения и соединенного с принятием этого откровения, блаженнейшего общения с Богом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 170). Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на который обыкновенно восседает Святой Дух, разрушает то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 348). Источник. Самомнение есть недуг духа нашего, непримечаемый не внимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе, его в числе духов отверженных, враждебных Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 380). Самомнение вскоре начинает проявляться в тайном осуждении ближних, в явном расположении поучать их (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 103). Источник. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов Света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их на жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 347). Источник. Самомнительный, признающий в себе какое-нибудь достоинство, не может отразить бесовского обольщения извне, будучи объят и окован им внутри (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 379). Источник. Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 433). Источник. Коль скоро начнут показываться помыслы, что вы хороши... знайте, что вы сбиваетесь с дороги... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 175). Источник. Как только на себя саму склонится у вас мысль, благодать умалится и, если не опомнитесь, совсем перестанет действовать, тогда плач и вопль мног (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 207). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Человек участвует в падении отверженных ангелов, и если последует злым внушениям, приносимым ими и возникающим из падшего естества, то делается подобным демону (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 50). Источник. Вступая подвижничеством в мир духов для приобретения свободы, мы встречаемся, во первых, с духами падшими. Хотя втайне руководит нас... и поборствует за нас Божественная благодать, данная нам при Святом крещении, без которой борьба с духами и освобождение из плена их невозможны; однако сначала мы бываем окружены ими и, находясь, по причине падения, в общении с ними, должны насильственно для себя и для них исторгнуться из этого общения (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 52). Источник. Обличает духов лукавых сердце; ум недостаточен для сего: ему не различить одними собственными силами образов истины от образов лжи... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 59). Источник. Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам, при посредстве избранных сосудов своих, что пространство между небом и землею... воздух, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 132). Источник. Вращающееся пламенное оружие в руках воздушного князя... есть власть демонов вращать умом и сердцем человека, колебля и разжигая их различными страстями (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 160). Источник. ...Только содевающему все без исключения заповеди возможно устоять против врага (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 162). Источник. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти...(свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 81). Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая несвойственные им, возвышеннейшие добродетели (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 54). Источник. Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их... заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 137). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покаяние рождает молитву, и в сугубом количестве рождается от дщери своей (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 149). Источник. ...Чтобы последовало к нам благоволение Божие, нужно предочищение себя покаянием. В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин сперва в страх Божий, потом в Божественную любовь (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 74). Источник. Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле; зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 127). Источник. Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней дьявола: бежит дьявол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 162–163). Источник. При крещении мы рождаемся водою и Духом; при покаянии возрождаемся слезами и Духом (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 395). Источник. ...Спасемся мы от гнева покаянием, которое исправляет все проступки наши, поддерживает нас во все время земного странствования нашего, извлекает нас из всякой греховной пропасти, как бы она ни была глубока (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 65). Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстановляет разрушенное святилище Божие (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 412). Источник. Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие, соделывается достоверным залогом на получение вечных благ (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 440). Кающемуся и дается благодать, которая образует в нем решимость угождать Господу, не щадя живота (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 227). Источник. ...Когда они обращаются к Нему с покаянием и желанием исправиться и обещанием, и приступают к сему, тогда Господь оставляет всех праведных и обращается к грешникам... и милует их (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 111).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Жительство по заповедям Господа доставляет нам таинственное явление Господа. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа – понятия, образовавшиеся и усвоившиеся уму из Евангелия, – соберутся в сердце, заключат его двери, чтобы не проникли туда иудеи – помышления враждебные Господу, отвергающие всесвятое учение Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 142). Источник. Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, Единого Посадника и Ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 167). Вечное блаженство – духовно, божественно. Тот только может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 253). ...Господь наш Иисус Христос – посреди нас. Его нет только для того, кто отвергает Его присутствие,.. Сам Господь сказал ученикам Своим: со Аз с вами есмь, во вся дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 273). Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 479). Источник. Чтобы восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим беспредельным Богом (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 479). Источник. ...Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим... (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 33). Источник. Когда она вся всеми силами и чувствами обращена к Господу, в ней все светло, радостно и покойно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 210). Надо отворить Ему дверь. Ключ от двери сей: огненная ревность и безжалостное самоотвержение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Убоимся и все соделаем, дабы не явиться нам, вследствие бездушия, чуждыми любви к Богу: ибо не любяй брата своего, егоже виде, говорит Евангелист, Бога, егоже не виде, како может любити? ( 1Ин. 4, 20 ), а не любящий Бога, как возмог бы быть с Ним? А тот, кто не с Ним, тот отойдет от Него, а отходящий от Него, конечно, впадет в геенну (свт. Григорий Палама , 26, 54–55). Источник. ...Проявим дела любви к нашим во Христе братьям: оказывая милость нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы это ни было заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая в немощи лежащих, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или же по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также и перенося поступающих против нас, и угождая друг другу, хотя бы кто и имел на кого недовольство, потому что и Христос угождал нам; и просто молвить: всеми способами и всеми делами и словами, всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, дабы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными от Него и наследовать обетованное нам, уготованное для нас от сложения мира, Небесное и Вечное Царство... (свт. Григорий Палама , 26, 55). Источник. Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека богоподобным (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 522). Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием (см.: Мф. 5, 48 ), не какою другою добродетелью... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 522). Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в крещении и возделанной заповедями (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 407). Источник. На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 42). Источник. Свойственно милости рождать веру, и вере – милость (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 236). Милость должна сретаться с истиною (ср.: Пс. 84, 11 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 198). Источник. Ища милости у Господа, сами милости оказывайте другим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 151).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Многие, упоенные жизнию для плоти, не только забыли о предметах духовных, но начали из упоения своего отвергать существование Бога, невидимого мира, самойдуши своей (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 231). Главное плоти угодия бегать... Ее надо строго наказать – умертвить (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 32). Источник. Над умерщвлением сих движений надо потрудиться: ибо они имеют свою основу в естестве, потому живучи очень... пост сильный, постоянный, малоспание, утруждение тела... паче же молитвенное трезвение... достигают, наконец, того, что они стихают (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 175). Самый лукавый враг – плотоугодие... Эта лягавая прикидывается окалевающею, но только поблажь ей... уже и удержи нет... подай одно, подай другое (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 219). Источник. ...Всякая победа над плотью дает венец. Как врагу невыгодно доставлять венцы; то он и удаляется и не нападает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 97). Источник. Сласть плотская стала отрицанием христианства внутри нас. И ничто так не подавляет радости духовной ныне... как сия сласть (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 106). Источник. Вражду и неприязнь непримиримую к плоти имейте... и преследуйте ее своеволие... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 111). Источник. Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плотиумертвить страсти (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82,154). Источник. Телесная, плотская, чувственная, – неодобрительная в нравственном отношении жизнь есть та, когда человек, увлекаясь крайне животолюбием и телолюбием, поставляет главною для себя целию и заботою покой тела... (свт.Феофан, Затв. Вышенский, 88, 17). Источник. Авва Пимен говорил: «Должно удаляться всего плотского. Человек, близкий к плотскому искушению, подобен человеку, стоящему над глубокою пропастью. Враг человека, в какое бы время ни захотел, легко низвергает его в эту пропасть. Но удаляющийся от всего плотского подобен стоящему далеко от пропасти. Хотя враг повлечет его, чтобы низвергнуть в бездну, но пока будет влечь его с принуждением, Бог пошлет ему помощь» (97, 201).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 549). Источник. ...Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя, – так и утихает волнение сердечное. От слов этих, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются преобладания над человеком (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 96). Источник. С креста мы способны исповедовать и славословить Бога, в благополучии мы способнее к отвержению Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 292). Во время скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна нам молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 326). Источник. Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они – дар Божий! Они – знамение усыновления Богу! (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 371). Источник. Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего всходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, которых верными залогами служат земные скорби (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 372). Источник. Скорби и искушения действуют гибельно на сынов погибели, зло низлагает их, они не умеют победить его и прежние свои законопреступления навершают новыми законопреступлениями (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 146). Источник. ...Противящийся и ищущий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, стремится в слепоте своей разрушить порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 147). Источник. ...Неприятности Бог попускает для испытания и нам самим показания, насколько прочно наше доброе внутреннее направление... что и обязывает нас держать себя в таких случаях благодушно, веруя, что Сам Бог смотрит на нас в эту минуту... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 245). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010