оригиналам требует дополнительного исследования. I. Лондонский сборник представлен рукописью Lond. Brit. Lib. Add. 12168, VIII-IX вв., и включает: 1) Пятикнижие с толкованиями свт. Кирилла Александрийского, прп. Ефрема Сирина и Севира Антиохийского на некоторые стихи (фрагментарная катена); 2) Книгу Иова с выдержками из трудов свт. Иоанна Златоуста, Олимпиодора и Севира Антиохийского; 3) текст Книги Судей Израилевых без толкований, но со вставками из анонимного трактата о переводах Свящ. Писания, соч. свт. Епифания Кипрского «О мерах и весах», а также со списком канонических книг ВЗ и НЗ; 4) 1-4-ю Книги Царств с фрагментами сочинений святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Григория Нисского, Прокла К-польского и Севира Антиохийского; 5) 1-2-ю Книги Паралипоменон с неск. толкованиями Севира Антиохийского; 6) текст 1-й и 2-й Книг Ездры без толкований; 7) избранные места из книг Екклесиаста и Притчей Соломоновых с толкованиями святителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, прп. Ефрема Сирина, Исаака Антиохийского и др.; 8) Псалтирь со схолиями свт. Афанасия Александрийского, перемежающимися с толкованиями Севира Антиохийского и свт. Кирилла Александрийского; 9) Книгу Притчей Соломоновых с толкованиями свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и Севира Антиохийского; 10) Книгу Екклесиаста с выдержками из Олимпиодора; 11) Книгу Песни Песней Соломона с толкованиями свт. Григория Нисского и некоего Симмаха; 12) Книгу премудрости Соломона без толкований, за которой следуют выдержки из комментария Иоанна бар Афтоньи († 537) на Книгу Песни Песней Соломона, гомилий свт. Григория Нисского на Книгу Песни Песней Соломона и писем Севира Антиохийского; 13) книги малых пророков с фрагментами толкований свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского; 14) Книгу прор. Иеремии с толкованиями свт. Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского; 15) Книгу прор. Иезекииля с фрагментами толкования Севира Антиохийского; 16) Книгу прор. Даниила с фрагментами толкований свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина; 17) Книгу прор. Исаии с фрагментами толкований свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, свт. Афанасия Великого, свт. Кирилла Александрийского и др.; 18) Послания ап. Павла с фрагментами толкований свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема; 19) Евангелия с толкованиями свт. Кирилла Александрийского, свт. Василия Великого и Севира Антиохийского. Составитель Лондонского сборника использовал в основном толкования греч. отцов, в т. ч. в уже существовавших сир. переводах. В частности, сборник содержит т. н. краткую редакцию схолий свт. Афанасия на псалмы (длинная - в ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 14568, VI в.; изд.: Thomson R. W., ed. Athanasiana Syriaca. Pt. 4: Expositio in Psalmos. 1. Abbreviated Version; 2. Longer Version. Louvain, 1977. (CSCO; 386-387. Syr.; 167-168)). Из 2 редакций только длинная, содержащая много лакун, соответствует греч. оригиналу.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

М., 1852), свт. Амфилохия Иконийского (Амфилохий Иконийский, свт. Послание к Селевку о том, какие книги приемлются//Книга правил. С. 285–286; Его же. Не должно отчаиваться в спасении: Беседа о покаянии. Киев: КПП, 1911), свт. Амвросия Медиоланского (Амвросий Медистанский, свт. Две книги о покаянии. М., 1884; Его же. Творения по вопросу о девстве и браке. Казань, 1901), аввы Евагрия Понтийского (Евагрий Понтийский. Наставления о подвижничестве II Добротолюбие. Т. 1. СТСЛ, 1993. С. 569–638), свт. Епифания Кипрского (Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей Панарий, или ковчег//Творения. Ч. 1–5. М., 1863–1882; Его же. О мерах и весах//Творения. Ч. 6. М., 1885. С. 213–266), пресвит. Руфина (Руфин, пресвит. Жизнь пустынных отцов СТСЛ, 1898), бл. Иеронима Стридонского (Иероним Стридонский, бл. Письмо к папе Дамасу. О Серафимах и угле//Творения. Ч. 1. Киев, 1879. С. 51–72; Его же. Письмо к Евстохии. О хранении девства//Творения. Ч. 1. Киев, 1879. С. 100–145; Его же. Письмо к Марцелле//Творения. Ч. 1. Киев, 1879. С. 217–219; Его же. Жизнь святого Павла, первого пустынника//Творения. Ч. 4. Киев, 1879. С. 3–12; Его же. Книга о знаменитых мужах, написанная к Декстру, преторианскому префекту//Творения. Ч. 5. Киев, 1880. С. 283–344; Его же. Одна книга толкований на пророка Даниила//Творения. Ч. 12. Киев, 1894. С. 1–145; Его же. Одна книга толкований на пророка Иоиля II Творения. Ч. 12. Киев, 1894. С. 351–415; Его же. Две книги толкований на пророка Аввакума//Творения. Ч. 14. Киев, 1898. С. 130–235), прп. Исихия Иерусалимского (Исихий Иерусалимский, прп. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. СТСЛ, 1993. С. 157–202), прп. Исидора Пелусиота (Исидор Пелусиот, прп. Письма//Творения. В 3 частях. М., 1859–1860), прп. Арсения Великого (см.: Достопамятные сказания. С. 17–27; Древний патерик. М., 1899. С. 45, 272–273), бл. Феодорита Кирского (Феодорит Кирский, бл. Церковная история. СПб., 1852; Его же. История боголюбцев. СПб., 1853; Его же.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В Пятикнижии, кроме заповедей, законов и уставов, есть и исторические разделы, и это не противоречит названию книги. Законодатели Древнего Востока имели обыкновение обрамлять юридические и культовые предписания рассказами исторического характера (см., напр., ХДВ. 1981, I, с. 266–271). 2. Состав и содержание. Тора распадается на пять книг, но сохраняет при этом цельность единого произведения. Разделение на пять частей было, по-видимому, связано с особенностями книжного дела в древние времена, слишком большие свитки были неудобны в обращении. По этой же причине на пять книг была разделена и Псалтирь (свт. Епифаний. О мерах, 4,5). Первоначально книги Торы назывались по их первым словам, в греческом переводе они получили другие названия, перешедшие и в русскую Библию: БЫТИЕ (евр. — В начале; греч. — Происхождение). Книга повествует о происхождении мира и человека, о падении людей, об избрании Авраама и заключении Завета с ним и другими патриархами народа Божия. В ней рассказывается о судьбе предков Израиля и их переселении в Египет. ИСХОД (евр. Ве элэ — И эти имена; греч. Книга содержит рассказ об угнетении Израиля фараоном, о призвании пророка Моисея, борьбе его с фараоном и исходе израильтян из Египта, о странствии народа Божия к горе Синай; излагает заповеди и законы Завета (20–23; 25–31; 34; 40); говорит о грехе израильтян, сделавших золотого тельца, и повторном даровании скрижалей. Основная мысль книги — вера в Бога-Спасителя, являющего Свою волю в истории. ЛЕВИТ (евр. Ваикра — И воззвал; греч. Книга содержит богослужебные уставы, а также правила очищения, данные для того, чтобы сохранить телесную и духовную чистоту ветхозаветной Церкви. Основная мысль Лев. выражена в словах: «Будьте святы, ибо Я свят» (11,44). ЧИСЛА (евр. — И сказал; греч. Книга говорит о странствии израильтян от Синая к Кадешу (Кадесу), переписи народа, его колебаниях и маловерии во время путешествия, первых попытках проникнуть в Землю Обетованную, пребывании в Кадеше, где происходит возмущение против Моисея. Вступление в восточную Палестину (нынешняя Иордания) сопровождается военными столкновениями с царями местных городов-государств. Моавитский царь Валак пытается погубить израильтян с помощью волхва Валаама, но попытка остается тщетной. За Иорданом два израильских колена занимают первые территории.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1116 . Книга 14. О том, что хотящим иметь доступ в церковь должно быть чистыми и омовенными от греховной скверны и только такими приступать к Богу. С. 49–82. [С. 586–613.] PG 68, 885–920. ТСО 51/ а ]. Кн. 3. 1117 . Книга 14. С. 83–112. [С. 613–622.] PG 68, 920–948. ТСО 51/ а ]. Кн. 4. 1118 . Книга 15. О том, что должно приступать к Богу чистыми и омовенными, и что очищение наше – во Христе. С. 113–176. [С. 623–659.] PG 68, 948–1009. ТВОРЕНИЯ СВТ. ЕПИФАНИЯ КИПРСКОГО ЧАСТЬ 6 ТСО 52/ а ]. Кн. 2. СЛОВО ЯКОРНОЕ. TLG 2021/1. Ancoratus. CPG 3744. PG 42, 12–236. 1119 . Обозрение книги. С. 5–6. PG 42, 12. 1120 . Пункты 1–52. С. 6–92. PG 42,13–185. ТСО 52/ а ]. Кн. 4. 1121 . Пункты 53–120. С. 93–212. PG 42, 185–236. 1885 ТВОРЕНИЯ СВТ. КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО . ЧАСТЬ 3 (продолжение) ТСО 51/ б ]. Кн. 1. О ПОКЛОНЕНИИ И СЛУЖЕНИИ В ДУХЕ И ИСТИНЕ (17 КНИГ). TLG 4090/96. DE ADORATIONE ET CULTU IN SPIRITU ET VERITATE. CPG 5200. PG 68, 1009–1125. —528— 1122 . Книга 16. О том, что мы должны приносить Богу духовные жертвы и дароприношения. С. 177–232. [С. 660–691.] PG 68, 1009–1061. ТСО 51/ б ]. Кн. 3. 1123 . Книга 17. О святых праздниках. С. 233–302. [С. 692–738.] PG 68, 1061–1125. ТВОРЕНИЯ СВТ. ЕПИФАНИЯ КИПРСКОГО . ЧАСТЬ 6 (продолжение) ТСО 52/ б ]. Кн. 2. 1124 . О мерах и весах. TLG 2021/33. De mensuris et ponderibus. CPG 3746 1315 . C. 213–266. PG 43, 237–293. 1125 . О двенадцати камнях, бывших на одежде Аарона. TLG 2021/4. De duodecim gemmis quae erant in veste Aaronis. CPG 3748. C. 267–278. PG 42, 293–301. 1126 . О камне алмазе, который носил первосвященник трижды в год, входя во Святая святых 1316 . С. 279–282. Quam etiam gestabat summus pontifex, dum ter in anno ingrederetur Sancta sanctorum. PG 43, 301–304. ТСО 52/ б ]. Кн. 4. 1127 . О семидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание. С. 283–290. De septuaginta interpretibus, et de iis qui prave interpretati sunt. PG 43, 373–380. CPG 3747 1317 . Указатель к творениям св. Епифания Кипрского 1318 . I. Указатель мест Священного Писания, изъясняемых в творениях св. Епи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 10. …И вышел от них корень греха – Антиох Епифан…, т. е., от одного из военачальников Александровых произошел Антиох Епифан. Здесь, очевидно, разумеется Селевк Никатор, объявивший себя властителем Сирии, по смерти Александра, и положивший начало фамилии Селевкидов (около 312 г. до Р. X.). От него-то, в пятом поколении 1093 и произошел Антиох, прозванный Епифаном, т. е. знаменитым, за некоторые свои деяния. Но за характер его – подозрительный и жестокий – историки дали ему подобнозвучное прозвание Епимана, т.е. яростного или бешеного. Библейское название «корень греха» вполне обрисовывает свирепый нрав Антиоха. Он был сын …царя Антиоха и был заложником в Риме... Антиох IV Епифан был младшим сыном Антиоха III-ro, прознанного великим. По смерти этого государя (в 187 г. до Р. X.), парствовал сначала старший сын его, Селевк IV-й Филопатор (187–176 до Р. X.), Антиох же Епифан отправлен был заложником в Рим, после несчастной битвы при Магнезии. Впоследствии же, Селевк, желая вызвать к себе брата, послал к нему в Рим на смену сына своего Димитрия, но сам был вскоре отравлен. Тогда-то и воцарился Антиох Епифан (176 г. до Р. X), отняв царство у законного наследника, т. е. у племянника своего, Димитрия. ... и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского... Эти 137 лет считаются от того года, когда Селевк Никатор, поразив Антигона, полководца Александрова, овладел Сузианой и Мидией, и возвысил царство сирийское на высшую степень могущества. Это случилось в 312-м году до Р. X. Таким образом, 137-й год греческого владычества в Сирии, т. е. год воцарения Антиоха Епифана, падает на 176-й год пред Р. X. Ст. 14. …Они (т. е. иудеи, изменившие вере отцов), построили в Иерусалиме училище, по обычаю языческому... Это была, так называемая, гимназия в греческом вкусе, т. е. место, где молодые люди занимались в обнаженном виде телесными упражнениями, как то: борьбой, бегом, прыжками и т. п. Здесь же устраивались игры в честь богов языческих. Ст. 20. …После поражения Египта, Антиох возвратился о сто сорок третьем году (т. е. в 169 г. до Р. X.); и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением… Побуждением к сему нападению, грабежу и убийствам, было то, что Иудеи обнаружили сильнейшую радость, по случаю распространившейся вести о смерти Антиоха. Весть оказалась ложной, – между тем, Антиоху стало известно, какие чувства имеют к нему Иудеи 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вот такие четыре царства – четыре рога, которые восстали на месте единого царства Александра Македонского. Четыре царя, которые были сподвижниками, стали его преемниками. Толкование видения Рог, который вырос – это Антиох Епифан, один из царей селевкидов, правивших в Сирии. Он незаконно пришел к власти, и при этом, начав великие завоевательные походы, в которых отвоевал Египет, задумал в принудительном порядке всех иудеев обратить в язычество. Он действительно сделал то, что предсказано было в книге пророка Даниила: захватил Иерусалим, в алтаре Иерусалимского Храма, вместо Святого Святых был поставлен идол Юпитера – Зевса Олимпийского. По его приказу всех, кто делал обрезание и отмечал иудейские праздники, убивали. Жертвы в Храме были запрещены, всем иудеям в принудительном порядке предписывалось приносить жертвы языческим богам. В это время пострадали мученики братья Маккавейские, день памяти которых мы празднуем первого августа. Из истории мы знаем, что эта эпоха Маккавейских войн. Антиох Епифан из-за гордости возносил себя неким воплощением божества. Он растоптал народ святых, т.е. евреев, вознесся до Господа и воинства Небесного и отнял у Бога ежедневную жертву. Впервые после восстановления Израиля в течение трех с половиной лет была прекращена жертва в Храме. И сказано, что Антиох Епифан будет править «на две тысячи триста вечеров и утр». Так и произошло, он правил с 148 года по 142 год до Рождества Христова в течение 2300 дней, выдавая себя за Бога. Антиох Епифан, «повергая истину на землю, действовал и успевал», т.е., как и было открыто Даниилу, все его дела удавались. Такое часто происходит, когда Господь отступает от своего народа и попускает врагам творить беззаконие. Было предсказано, что после этого святилище будет очищено. Иуда Маккавей поднял восстание против Антиоха Епифана, и в конце ноября – начале декабря 142 г. до Р. Х. святилище было освобождено и восстановлено богослужение. Антиох Епифан был в страшной ярости, когда узнал о том, что его войска разгромлены в Палестине. Он издал указ об уничтожении всех евреев и всех священных книг. Но вскоре Бог поразил его, он сначала выпал на полном ходу из колесницы, а затем у него началась болезнь, которая потом покарала и Ирода-детоубийцу, его тело начали заживо пожирать черви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Свт. Епифаний публично предложил свт. Иоанну осудить Оригена. В результате отношения между свт. Иоанном и свт. Епифанием испортились, причем последний начал открыто обвинять свт. Иоанна в оригенизме. Затем свт. Епифаний прибыл в Вифлеем, где стремился заручиться поддержкой блж. Иеронима, однако последний, боясь вступить в конфликт со своим архиепископом, стал призывать свт. Епифания к примирению со свт. Иоанном. Свт. Епифаний отверг это предложение и покинул Вифлеем. Вскоре он вернулся на о-в Кипр. Весной 394 г. конфликт еще более обострился. Свт. Епифаний составил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, в к-ром опять просил осудить Оригена, настаивая на том, что последний в писаниях порочил супружеские отношения, и обвиняя его в энкратизме. Просьба была вновь отвергнута свт. Иоанном. В результате свт. Епифаний начал кампанию против свт. Иоанна, открыто проповедуя, что тот поддерживает еретическое учение Оригена. Свт. Епифаний убедил блж. Иеронима разорвать церковное общение со свт. Иоанном и рукоположил брата блж. Иеронима, Павлиниана, во диакона, а затем - во пресвитера. Несмотря на то что Павлиниан был рукоположен для Вифлеемского мон-ря, к-рый входил в юрисдикцию архиепископа Иерусалимского, само таинство свт. Епифаний совершил в своем мон-ре в Бесандуке, не подчинявшемся свт. Иоанну. Свт. Епифаний отправил последнему письмо, в к-ром указал на это обстоятельство и повторно призвал свт. Иоанна осудить Оригена. Однако свт. Иоанн не только не ответил на послание, но и обратился за помощью к Феофилу I , архиеп. Александрийскому. Свт. Епифаний вновь направил палестинским епископам и монахам послание, в к-ром содержался призыв к разрыву евхаристического общения со свт. Иоанном. В том же послании свт. Епифаний назвал Руфина Аквилейского еретиком. После того как послание было переведено на лат. язык блж. Иеронимом, Руфин прервал общение не только с ним, но и со свт. Епифанием Кипрским. Примерно в то же время было предпринято неск. попыток примирения враждующих сторон. Так, в 394 г. архиеп. Феофил направил с этой целью в Палестину прп. Исидора Странноприимца , который вскоре привез в Александрию исповедание веры, составленное блж. Иеронимом Стридонским (впрочем, впосл. блж. Иероним называл прп. Исидора оригенистом).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

—262— единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело (послан. к Епиктету, творен. Афанас. ч. III, стр. 330–3 31; Epiph. Haer. LXXVII; Творения св. Епифан. ч. 5, стр. 176)». Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес. Это – Антиохия, где не мало было людей, любивших «предлагать друг другу вопросы, входить в словопрения о бесполезном», «доискиваться чего-то сверх написанного в Никее (Афанас. Послан. к Антиох., ч. III, 195)», и Сирия (Творен. Епифан. ч. 5:176); затем Египет, приведенный «в великое смятение (Епифан., ibid., стр. 177)» разнообразием учений (ср. Афанас. посл. к Максиму, III, 353 см.); и древняя Ахаия с Коринфом во главе, епископ которого вынужден был обратиться с особым посланием к св. Афанасию по поводу возникших там горячих споров и состязаний (Афанас. послание к Епиктету III, 329 см.). Таким образом, к 60-м годам IV-ro века почти весь восток был уже обхвачен стремлением выяснить ближе Лице Богочеловека, точно формулировать учение об отношении Его Божества к человечеству. «Возникновение новых ложных учений и новых споров в церкви не могло не обратить на себя внимания виднейших деятелей. Собранный в 362-м году св. Афанасием собор в Александрии и был первым православным собором IV-ro века, который занялся обработкой христологической доктрины. Высказавши свое осуждение новых мнений, собор в силу своих примирительных стремлений не входил в подробное их обследование; он старался лишь о том, чтобы «довольствоваться и пользоваться теми речениями, катя употреблены в никейском исповедании». Но его значение и состоит в том, что его христологическая деятельность подняла еще бльший интерес к вопросам этого рода и побудила партии к точной формулировке своего учения, к разделению их на типичные христологические группы. Во главе группы, которая по преимуществу стремилась выставить на вид Божеское достоинство и природу Христа, стал Аполлинарий, епископ Лаодикии. В 363-м году в послании к царю Иовиану, сохранившемуся до нашего времени в слове о воплощении, приписанном св. Афанасию, он уже точно формулирует свое учение об одной природе Бога Слова воплощенной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот Селевк Филопатор был родной брат Антиоха Епифана и десятый царственный рог четвертого зверя Даниилова. Нуждаясь в деньгах для уплаты дани римлянам и узнав о великих сокровищах в храме Иерусалимском, он посылает Илиодора (2Макк. 3) похитить сии сокровища из храма, но Бог защитил вверенное Ему. К этому царю относятся слова пр. Даниила: «На месте его (т. е. Антиоха Великого) восстанет некий, который пошлет сборщика податей пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении» ( Дан.11:20 ). Так и показала история. По 12-летнем царствовании Селевк был отравлен телохранителем Илиодором (Библ. ист. Фил. и Богос. Keil и Del. на Дан.р. 370–373), который в отсутствие наследника престола Дмитрия надеялся захватить верховную власть в свои руки, потому что Селевк, желая вызвать к себе брата своего Антиоха, после несчастной битвы при Магнезии, отосланного заложником в Рим, сына своего послал на смену ему. Сему Селевку Филопатору наследовал брат его, по пророку Даниилу – презренный, имеющий прийти в тишине и лестно овладеть царством ( Дан.11:21 ) Антиох IV, вступивший на престол в 176 и царствовавший по 164 г. до Р. X. Этот-то Антиох и есть 11-й хульный малый рог четвертого зверя пророка Даниила, с корнем исторгнувший предшествовавшие ему три рога. Это был один из тех характеров, в которых эксцентричность, граничащая с безумием, и гений, сочетающийся с неограниченной властью и беззаконной страстью, производили чудовищный результат, благодаря которому в истории за ним утвердились два имени: Епифан – «славный» и Епифан – «безумный». О деятельности его вообще, и, в частности, об его отношениях к иудейскому народу, было несколько сказано при разборе 7 гл. кн. пр. Даниила. Здесь добавим, что Епифан предпринимал четыре похода на Египет: первый в 171-м, второй – в 170-м гг. до Р. Х. (2Макк.5:1; 1Макк.1:20), по окончании которого им ограблен Иерусалимский храм (1Макк. 1:20–24; 2Макк.5:11 и след.); третий – в 169-м и четвертый – в 166-м гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Во время последней Иудейской войны при Тите, быть может, Иудеев погибло больше, страдания их были ужаснее, храм и Иерусалим подверглись несравненно большему разрушению, множество Иудеев было рассеяно, и самое существование Иудейского царства прекратилось, т. е. сделано было то, что Антиох только домогался, но не успел сделать; но даже и тогда святыня едва ли подверглась столь злобному и гнусному поруганию, как при Антиохе Епифане. Кроме того, по кровожадности, „презренности” и гнусному сладострастию Антиох Епифан в своём собственном лице и в своей жизни был „мерзостью запустения”, чего отнюдь нельзя сказать о Тите и Веспасиане. Вот почему, между тем как никто никогда не называл прообразами или предшественниками антихриста ни Веспасиана, ни Тита, несмотря на то, что ими был разрушен Иерусалим и осквернён храм Иерусалимский 150 (Веспасиан участвовал в этом не непосредственно, а только как верховный повелитель Римских войск и Римской империи), Антиох Епифан у христианских богословов всегда признавался самым типическим прообразом антихриста, самым ярым из его предшественников. В этом отношении он превзошёл даже Нерона, которого Златоуст и другие считали предшественником антихриста, а иные самим антихристом. Но Антиох Епифан был именно только прообразом и одним из предшественников антихриста 151 , и поставленная им в Иерусалимском храме и вообще в Иудее „мерзость запустения” есть только предизображение и малый предначаток той „мерзости запустения”, которая при антихристе водворится на всей земле. Вот почему и предсказание в 11 и 12 главах книги Даниила о „мерзости запустения” только отчасти относится к злодействам Антиоха Епифана. Во всех своих частях и подробностях и в полной силе это пророчество исполнится в лице и действиях антихриста. Доказательства того, что пророчество во второй половине 11 и в 12 главах книги Даниила относится не исключительно и даже не главным образом к Антиоху Епифану, а относится к антихристу, есть самые твёрдые и даже бесспорные. Во-первых, если бы это пророчество относилось только к Антиоху, то в таком случае Иисус Христос о мерзости запустения, речённой через пророка Даниила, не мог бы говорить как о событии, имеющем совершиться, так как для Его времени времена Антиоха Епифана уже давно миновали.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010