Афанасий (Дроздов), архиеп. Астраханский и Енотаевский 155 (1) Афанасий (Евтич , Ahacmacuje Jebmuч), иеромон. (ныне еп. Захолмский и Герцеговинский) 167 1 , 201 Афанасий Паросский (Парийский), иером., (прп.) 109 Афанасий Псалидас 105 6 , 106 сн. Афиногенов Д. E. 50 1 Балашеску Н. 173 Барн, сотрудник В. Прелипцеану 183 Бегунов Ю. К. 125 2 , 201 Беда Достопочтенный 52 Безобразов П. В. 65 3 Беллармино Р, кардинал 187 1 Белинский В. Г. 162 Бернард Клервоский (Bernard de Clair- vaux) 56, 57 (2) , 84, 221 2 Бибиков M. В. 49 4 , 50 6, 8 , 201 Богданович Д. (Богдановий) 116 5 , 117 1, 2, 6 , 118 1 , 120, 201, 202 Бородай Т. Ю. 86 сн. Бранкован Константин (Constantin Brincoveanu), рум. князь 146 (1) Брациотис Н. 182 Брациотис Π. ( Μπρατσιτης Π.) 175 1 , 181, 209 Бриллиантов А. И. 52 5 Брокгауз Ф. А. 50 2 Бронзов А. А. 203 Бруно, еп. Вюрцбургский (Гербиполенский) 129 (3) Брянцев Д. 63 сн. Булгаков С. Н., прот. 162 3 , 163 1 , 188 (1, 2) , 202 Бухарев А. М. (в мон. до расстрижения – Феодор) 151 Бюхнер Л. 171 (1) Валентин, гностик 23 Вал(ь)тон Бриан, еп. Честерский 134 Вамвас Н. 175 Варлаам Калабрийский, кардинал, еретик 66, 67, 68 3 , 69–71 Варнава (Пс.) 21 Варух, библ. 99, 121 4 , 127 Василий Великий , архиеп. Кесарийский (Каппадокийский) (Basile de Cesaree), свт. 36, 39 (2) , 40 (1) , 41 (1) , 42, 58, 116, 117, 121, 140 (4) , 202, 220 2 Василий Новый, архиеп. Патрский 50 Вдовиченко А. В. 218 3 Веллас В. 181 (4, 5) Велльгаузен Ю. 178 (2) , 179 Вениамин, бенедиктинец 128 Верещагин E. М. 113 2 , 202, 206 Веселинович С. М., прот. 194 Вигуру Ф. Г., катол. свящ. 160 сн., 202, 213 (2) Видакович М. 164 Вишняков Η. Π. 159 1 Виндельбанд В. (Windelband W.) 53 1 , 56 3 , 85 3 , 209 Виссарион Макрис, архим. 103 (3) Владимир (Василий) Всеволодович, Мономах, вел. князь киевский 121 1 Властов Г. 187 Власюк А. Π. 137 2 Вольтер Ф. – М. – А. 105 1, 6 , 106 (3) , 166 3 Вольф X. 165 (3) Воронцов В. В. 202 Врховац Р. 169 3 , 170 2, 3 , 202 Вук см. Караджич Вулгарис Е. см. Евгений Вулгарис Гавриил, архангел, библ. 22, 168

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Заботы ...Имеющие многие заботы согрешают во многом, потому что развлечены своими делами и не служат Богу (св. Ерм , 94, 204). ...Житейские заботы не допускают (человека) заботиться о душе своей и познать, в каком он находится устроении, как то знает... внимающий себе... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 54). Попечение о житейском и смущение вредит обыкновенно и совершенным, и бесстрастным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 159–160). ...Душа не в состоянии преодолеть сопротивных мятежных духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (прп. авва Исаия , 59, 158). Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 194) Если сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном? (прп. авва Исаия , 59, 217). ...Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (свт. Василий Великий , 8, 307–308). Источник. ...Забота и попечение о вещественном производят великое развлечение в душе (свт. Василий Великий , 9, 65). Источник. ...Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. ...Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами (свт. Василий Великий , 11, 254). Источник. ...Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь, славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает вовек (прп. Ефрем Сирин , 31, 154–155). Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабевай и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей... (прп. Ефрем Сирин , 32, 373). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Винопитие Вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий (прп. авва Исаия , 60, 98). Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь (свт. Василий Великий , 6, 176). Источник. Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться... чтобы оно производило помрачение рассудка... (свт. Василий Великий , 8, 74). Источник. Вином гнушаться не должно, если принимают его для врачевания, и не должно домогаться его без нужды... (свт. Василий Великий , 9, 61). Источник. Не принуждай брата своего пить вино до опьянения... ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Укоризна человеку упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся (прп. Ефрем Сирин , 30, 155). Источник. Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобою (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Не пей вина до опьянения, иначе сделаешь, что сердце твое с неистовством устремится к удовольствиям (прп. Ефрем Сирин , 31, 593). Источник. Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания (прп. Ефрем Сирин , 32, 71). Источник. Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди (прп. Ефрем Сирин , 34, 387). Источник. Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает (свт. Григорий Богослов , 15, 365). Источник. Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень (свт. Григорий Богослов , 15, 368). Источник. Кто не знает всего того, что вино, когда оно неумеренностью преступает потребность, бывает пищею к воспалению непотребства и к доставлению удовольствий, растлением юности, безобразием старости, бесчестием для жен, составом, приводящим в неистовство, напутием к бесчинству, отравою души, омертвением разума, отчуждением от добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней Соломона//Творения святых отцов. Т. 39. Ч. 3. С. 300. 208 Свт. Григорий Палама. Беседы. Т. 3. С. 229–230. 209 Свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней. Беседа 5//Творения св. отцов. Т. 39. Ч. 3. С. 139; его же. О молитве. Сл. 3//Там же. Т. 37. Ч. 1. С. 423; его же. Точное изъяснение Песни песней. Беседа 2//Там же. Т. 39. Ч. 3. С. 48; его же. Об устроении человека//Там же. Т. 37. Ч. 1. С. 141. 210 Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла//Творения. Т. 4. С. 156. 211 Свт. Климент Александрийский. Строматы. VI, 11, 12. С. 716–717. 212 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. II. Гл. 12. Репринт. М., 1992. С. 81. 213 Свт. Григорий Богослов. Слово 40, на святое Крещение//Творения. Изд. 3. Ч. 3. М., 1889. С. 263: «Веру, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно… 214 Он же. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана//Творения: В 2–х т. Т. 1. С. 82. 215 Свт. Василий Великий. О том. что Бог не виновник зла//Творения. Ч. 4. С. 155. 216 В. Т. Γιουλτση. θεολογα και διαπροσωπικα σχσεις, κατ τον Μ. Φτιον//νλ. Βλατδων. θεσσαλ., 1974. Σ. 63. 217 Свт. Климент Александрийский. Педагог. I, VIII//Ярославские епархиальные ведомости. 1888. С. 516, 529. 218 Платон. О государстве. X, 617 Е. 219 Архим. Иустин Попович. Человек и Богочеловек. 220 Последование погребения мирских человек. Стихира самогласна. глас 2//Требник. С. 187–188. 221 М. Φωτου. κιστ. «Ταρασω πατρικω δελφω παραμυθητικ πι Θυγατρι τεθνηκυια//Ν. Β. Τωμαδακη. Βυζαντιν Επιστολογραφα Αθναι, 1969. Σ. 225. 222 Свт. Климент Александрийский. Строматы VII, 12. С. 859; III, 9. С. 353. 223 Свт. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария (антикритик)//Творения святых отцов. Т. 44. Ч. 7. С. 88. 224 Свт. Григорий Богослов. Нравоучительные стихотворения. 34: 25. 225 Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении//Добротолюбие. Т. 5. С. 278. 226 Свт. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Сл. 8//Творения. Т. 43. Ч. 6. С. 135: «Ибо относительно плоти жизнию называется деятельность и движение телесных чувств; и наоборот, прекращение их (деятельности) и разрушение именуется смертию». 227

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Свт. Григорий Палама. Богословские главы, 52. 228 Послание к Диогнету, 9–е.//ΒΕΠΕΣ. 2, 255 (12–13). 229 Севериан из Гавалы. О пятом дне творения. Гл. 10: «Не благословенный принимает проклятие, но земля. Один согрешил, а другая поражается. То же и с «проклятием Евы, или, скорее, наказанием (ибо это не было проклятием, но исправлением). […] Наши преступны дела, земля же терзается. Бог печется о творении, как о благородном чаде, и поражает землю как педагог» (т. е. наставник, воспитатель). (В отдельных рукописях эта беседа приписывается святителю Иоанну Златоусту). 230 Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на псалмы. 48, 5//Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 240. 231 См.: Ν. Ε. Μητσοπσυλου. θνατος, Πνευματικς — Σωματικς — Αιωντος. θηναι, 1973. Σ. 46. 232 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. II, 26//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 489. 233 Свт. Григорий Нисский. Надгробное слово Пульхерии//Творения святых отцов. Т. 45. Ч. 8. С. 405: «По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло, по определению мудрого Провидения, сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние». Несколько раньше он пишет, что смерть есть не что иное, как «средство очищения порочности». 234 Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла//Творения. Ч. 4. С. 155. 235 Δ. Г. Τσαμη. πρωτολογα του Μ. Βασιλεου. Θεσσαλ., 1970. Σ. 136. 236 См.: Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων τς πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 67. 237 Свт. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Господа, 6. 238 Свт. Григорий Богослов. Слово 38, 12//Творения. Ч. 3. С. 201: человек, согрешив, делается «изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из Рая, и от Бога». Несмотря на это, человек «приобретает нечто, именно смерть, в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом самое наказание делается человеколюбием. Ибо так, в чем я уверен, наказывает Бог». 239 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 8, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 159; его же. К Стагирию. 1, 3//Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 170. 240

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

5/18 Свт. Феодосий Черниговский (ум. 1696), выдающийся церк. деятель Украины. 12/25 Иверская икона Божией Матери. Свт. Мелетий Антиохийский (ум. 381), уроженец Армении, архиепископ Антиохии, борец против арианства. Свт. Алексий Московский (ум. 1378), глава Русской церкви в эпоху татарского ига, духовник Дмитрия Донского, просветитель, переводчик Евангелия, чудотворец. 17/2 мр. Сщмч. Ермоген, патриарх Московский (ум. 1612), замучен врагами в Смутное время. 18/3 мр. Свт. Лев, папа Римский (ум. 461), зап. Отец Церкви, богослов, борец за Православие; остановил Аттилу, угрожавшего Риму. 23/8 мр. Сщмч. Поликарп Смирнский (ум. 155), епископ, жил в Малой Азии, ученик апостолов; сожжен на костре. 28/13 мр. Прп. Кассиан Римлянин (ум. 435), уроженец Рима, борец за Православие, подвижник и писатель. 2/15 Икона Божией Матери «Державная» (1917). Свт. Арсений Тверской (ум. 1409), епископ, чудотворец. 6/19 Икона Божией Матери «Ченстоховская» (Польша), почитается как православными, так и католиками. 7/20 Сщмчч. Ефрем, Василий и др., пострадавшие в Хер–сонесе (начало IV в.) 9/22 Сорок мучеников, по преданию, пострадавшие на Севастийском озере в правление Лициния (320). 11/24 Свт. Софроний Иерусалимский (560–638), уроженец Сирии, патриарх, борец против монофелитов, писатель. 12/25 Свт. Григорий, папа Римский, Великий, или Двоес–лов (540–604), уроженец Рима, миссионер, богослов, литургист. Прп. Симеон Новый Богослов (949–1022), уроженец Малой Азии, византийский подвижник, мистик и писатель. 14/27 Прп. Венедикт (480–547), уроженец Италии, основатель монашества на Западе. 18/31 Свт. Кирилл Иерусалимский (315–386), епископ Иерусалима, писатель, литургист, борец против арианства. 25/7 апр. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. 30/12 апр. Прп. Иоанн Лествичник (VI в.), подвизался в Синайской пустыне. Автор книги по аскетике «Лестви–ца небесная». 31/13 апр. Свт. Иона Московский (ум. 1461), первый предстоятель Русской церкви с того времени, когда она стала автокефальной (1448). Свт. Иннокентий Московский (1797–1879), апостол алеутов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Лосский В.Н. Капподокийцы//Богословские труды. – М., 1984. – Сб. 25. Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд–во святого Креста, 1994. С.97–99. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.147–155. Макарий, митрополит. Православно–догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.148–149. Малеванный Д.В. Аристотель и Василий Великий: взгляд на свободу воли//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3). Махлак К.А. Мышление и вера. Св. Василий Великий против Евномия//Начало. – СПб., 1999. – 8. Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.188–192, 257. Миллер Т.А. Византийская экзегеза 4: христианское учение о природе и человеке: ( " Шестоднев " свт. Василия Великого и " Беседы " преп. Макария Великого//Альфа и Омега. – М., 1995. – 2 (5). Михаил Арранц. Избранные труды по литургике. – T.I: Таинства Византийского Евхология. – Рим; М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003. – С. 41 – 43, 59 – 60, 144 – 178. Михайловский А.В. Шестоднев//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.  Михалов П.Б. Василий Великий//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».  – Т. VII.  Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2000. – Т. 1. С.194–197. Монашество на Востоке//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.288–294, 323–358. Налимов Т. Причины разделения церквей по воззрению св. Василого Великого//Христианское чтение. – СПб.,  1900. – 4. Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.117–121.

http://bogoslov.ru/person/2615344

7 Преп. Симеон Новый Богослов пишет: «Имя (Его) нам неизвестно, кроме имени «Сущий», неизреченный Бог, как сказал Он ( Исх.3:14 )» (Симеон Новый Богослов, преп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272). 8 Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 98–99. 9 Свт. Василий Великий говорит: «Упражнение в добродетели уподобляется лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба» (Свт. Василий Великий. Творения. Изд. 3. Ч. 1. М., 1891. С. 155). «Лестница» преп. Иоанна четко проводит эту идею взаимообусловленности, как добродетелей, так и страстей в духовной жизни христианина. 10 Св. Исаак Сирии говорит: «Каждая добродетель есть мать другой добродетели. Поэтому, если оставишь матерь, рождающую добродетели, и пойдешь искать дочерей прежде, нежели отыщешь матерь их, то оные добродетели оказываются для души ехиднами. Если не отринешь их от себя, то скоро умрешь» (Преп. Исаак Сирии, Слова подвижнические. М. 1858. Слово 72. С.528). 11 Еп. Игнатий (Брянчанинов) . Соч. Т. 2. С. 334. 12 Преп. Петр Дамаскин . Творения. Кн. 1. Киев. 1902. С. 33. 13 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения, Т. 2. С. 127. 14 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. С. 9. 15 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Троице-Сергиева Лавра , 1904. С. 360. 16 Свят. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. СПб., 1985. С. 187. 17 Препп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 297. 18 Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 3е. С. 36. 19 Св. Иоанн Златоуст выражает эту мысль в следующих словах: «Оно (смирение) есть величайшее ограждение, стена несокрушимая, крепость непреодолимая; оно поддерживает все здание, не позволяя ему пасть ни от порыва ветров, ни от напора волн, ни от силы бурь, но ставит его выше всех нападений, делает как бы построенным из адаманта и неразрушимый, и на нас низводит щедрые дары от человеколюбивого Бога» (Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. СПб., 1898. С. 385).

http://azbyka.ru/svyatost-cheloveka-v-pr...

Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 5. С. 40). 7 Преп Симеон Новый Богослов пишет: ”Имя (Его) нам неизвестно, кроме имени " Сущий " , неизреченный Бог, как сказал Он (Исх. 3, 14)” (Симеон Новый Богослов, преп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272). 8 Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 98-99. 9 Свт. Василий Великий говорит: " Упражнение в добродетели уподобляется лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба " (Свт. Василий Великий. Творения. Изд. 3. Ч. 1. М., 1891. С. 155). " Лествица " преп. Иоанна четко проводит эту идею взаимообусловленности, как добродетелей, так и страстей в духовной жизни христианина. 10 Св. Исаак Сирин говорит: ”Каждая добродетель есть мать другой добродетели. Поэтому, если оставишь матерь, рождающую добродетели, и пойдешь искать дочерей прежде, нежели отыщешь матерь их, то оные добродетели оказываются для души ехиднами. Если не отринешь их от себя, то скоро умрешь” (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 72. С. 528). 11 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 334. 12 Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1, Киев. 1902. С. 33. 13 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2. С. 127. 14 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. С.9. 15 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Троице-Сергиева Лавра, 1904. С. 360. 16 Свят. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. СПб., 1985. С. 187. 17 Препп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, СПб., 1905. С. 297. 18 Преп. Симеон Новый Богослов. Слова Слово 3-е. С. 36. 19 Св. Иоанн Златоуст выражает эту мысль в следующих словах: " Оно (смирение) есть величайшее ограждение, стена несокрушимая, крепость непреодолимая; оно поддерживает все здание, не позволяя ему пасть ни от порыва ветров, ни от напора волн, ни от силы бурь, но ставит его выше всех нападений, делает как бы построенным из адаманта и неразрушимым, и на нас низводит щедрые дары от человеколюбивого Бога " (Свят.

http://radonezh.ru/analytics/svyatost-ch...

48 Х. Тернер отмечает 27 ссылок на 50-й псалом: см. Turner H. Указ. соч., p. 40. Вспомним, что этот псалом читается в монастырях не реже четырех раз в день: он входит в чинопоследование утрени, третьего часа, повечерия и полунощницы. 50 Hymn 21, 280–291//Божественные Гимны преподобного Симеона Нового Богослова/Пер. иером. Пантелеимона Успенского. Сергиев Посад, 1917, с. 273. 52 Eth. 4, 528–636. Это еще не самая высокая частота цитирования: в 25 строках Cat. 20, 110–135 редакторы обнаружили около 20 библейских аллюзий, в 25 строках Cat. 28, 69–94 — более 24 аллюзий, и наконец в 27 строках Cat. 28, 245–271 — не менее 28 аллюзий. 55 См. у J. Darrouzus (“Христианские источники”) обобщение метода цитирования, используемого преп. Симеоном: “Симеон производит впечатление человека, который не читает текст или фразу во всей полноте: он хватает одно слово, один образ, и этого достаточно для его поэтического и образного духа: эта черта резко отличает его от многих византийских комментаторов и компиляторов Цитируя Библию, он ищет в ней не чужие мысли, но отголоски своей собственной внутренней жизни”. — SC 51, 33–34. 56 Cat. 31, 154–155: “и так, постепенно поднимаясь, с одной ступеньки на другую, как по лестнице…” 57 Ср. Толкование Блаженств 2//Gregorii Nysseni Opera VII, 2/Ed. J. F. Callahan. New York–K öln, 1992, p. 89. 59 Толкование блаженств 1, pp. 82–83. Ср. Свт. Василий Великий. Краткие правила 205//PG 31, 1217C]. 61 Свт. Григорий Нисский. Указ. соч. 3, с. 101; Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея 15. Ed. Canterbury, 1839, 15C. 63 См. например Hymn 11:79–94, в котором преп. Симеон описывает видение света и последующую его потерю, о которой он будет ”плакать не переставая”. 70 Преп. Исаак Сирин. Беседа 81//Греч. изд. Феотокиса, с. 306=Сир. изд. Беджана, Беседа 74, с. 507. 75 О любви 4, 72//Творения. Кн. I, с. 142. Ср. Ориген. Комментарии на Евангелие от Матфея 86, с. 50. Обратите внимание на разницу между этими авторами и Златоустом, который не видит никакого мистического измерения в Мф 5:8, но утверждает, что Христос говорил здесь о “мысленном созерцании, которое в нашей власти (например, воображение), а также об идее Бога”. — Беседы на Евангелие от Иоанна 15, 1//PG 59, 99.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010