«Похвальное слово в честь ап. Андрея» (Εγκμιον ες τν γιον Ανδραν τν πστολον; Laudatio s. Andreae; CPG, N 6571; BHG, N 104; частично PG. 93. Col. 1477-1480; Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 240-260 (Hom. fest. 7)), одна из самых древних гомилий в честь ап. Андрея Первозванного, наряду с 2 др. гомилиями, приписываемыми свт. Проклу К-польскому или свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 103) и архиеп. Василию Селевкийскому (BHG, N 107). Отрывок из гомилии И. И. приводится свт. Фотием К-польским ( Phot. Bibl. Cod. 269//PG. 104. Col. 197-200) в редакции, близкой к тексту ркп. Vat. gr. 1641. Еще один отрывок известен в лат. переводе некоего Карла Фабиани (Carolus Fabianus, XVII в.; Combefis . 1662. P. 19-22). Примерно треть текста занимает комментарий на пророчество Осии о воскресении Мессии (Ос 5. 15-6. 3), а также критика в адрес иудеев, неверно толкующих это пророчество. Д. Эммерденже-Илиаду высказала гипотезу ( Hemmerdinger-Iliadou D. Éphrem grec//DSAMDH. T. 4 (1). Col. 814), согласно к-рой существует прямая текстуальная связь гомилии И. И. с «Похвальным словом в честь св. Апостолов» (греч. текст), приписываемым прп. Ефрему Сирину (BHG, N 158; Assemani. BO. T. 3. P. 462-470). М. Обино находит эту гипотезу необоснованной ( Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 229-231). «Похвальное слово в честь прп. Антония» (Εγκμιον ες τν σιον πατρα μν Αντνιον; Laudatio s. Antonii eremitae; CPG, N 6572; BHG, N 141sq.; Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 280-288 (Hom. fest. 8)), один из древнейших панегириков в честь прп. Антония Великого . Основным источником сведений И. И. о жизни подвижника была «Жизнь св. Антония» свт. Афанасия Александрийского. Значительная часть гомилии посвящена толкованию на Евр 11. 32-40. «Похвальное слово в честь св. Стефана» (Εγκμιον ες τν γιον Στφανον; Laudatio s. Stephani; CPG, N 6573; BHG, N 1657b; Devos . 1968; Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 328-350 (Hom. fest. 9)), сохранилось в единственной ркп. Sinait. gr. 493. Fol. 167-190, VIII-IX вв. По мнению А. Венгера, «это, несомненно, самая красивая гомилия Исихия; автор превзошел самого себя, восхваляя первомученика Стефана, славу Иерусалима» ( Wenger . 1956. S. 462). Помимо восхваления первомч. Стефана, особо чтимого в Иерусалимской Церкви, гомилия содержит апологию мученика в ответ на несправедливые обвинения иудеев в его адрес.

http://pravenc.ru/text/674956.html

М. Пахер (старая Пинакотека, Мюнхен) I. «Жизнь св. Павла, первого пустынника» (Vita S. Pauli primi eremitae//PL. 23. Col. 17-28; CPL, N 617; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 1-12), написано в 375-379 гг. в Антиохии, повествует о прп. Павле Фиваидском (Фивейском), к-рый, согласно И. С., был наставником прп. Антония Великого (см.: Hieron. Vita Paul. Prol.). Лит. прообразом послужила «Жизнь св. Антония» свт. Афанасия Великого в лат. переводе Евагрия Антиохийского. Помимо нее И. С. пользовался устным преданием, исходившим от тогда еще живых учеников прп. Антония Амафа и Макария (Ibidem). Поэтому, хотя в произведении И. С. и содержатся легендарные сказания о кентаврах и сатирах, равно как и романтические представления молодого И. С. о подвижнической жизни, часть приводимых сведений имеет историческую достоверность. Прп. Павел представлен «героем пустыни», образцом строгого пустынножителя, проведшего в пещере 113 лет под тенью пальмы, к-рая доставляла ему пищу и одежду (Ibid. 6-7). «Vita S. Pauli» положила начало новому жанру лат. лит-ры и стала одним из самых известных сочинений И. С., вскоре переведенных на греч., копт., сир. и эфиоп. языки ( Kelly J. 1975. P. 60). II. «Жизнь св. Илариона» (Vita S. Hilarionis//PL. 23. Col. 29-54; Bastiaensen. 1975; CPL, N 618; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 12-44), написано в 386 г. ( Nautin. L " activité. 1983. P. 248; Williams. 2006. P. 281; Gryson. 2007. P. 535) или в 390-391 гг. ( Kelly J. 1975. P. 170), рассказывает об ученике прп. Антония Великого и родоначальнике палестинского монашества. Прп. Иларион был духовным наставником свт. Епифания Кипрского, от к-рого И. С. мог получить необходимые сведения для составления Жития (см.: Hieron. Vita Hilar. 1; Schiwietz S. Das morgenländische Mönchtum. Mainz, 1913. Bd. 2. S. 103-126). На «Vita S. Hilarionis» во многом опирался Созомен в «Церковной истории» при описании жизни прп. Илариона ( Sozom. Hist. eccl. III 14; V 10). III. «Жизнь пленного монаха Малха» (Vita Malchi monachi captivi//PL.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Геннадий Кочук. Дети снежной королевы. Тела трех детей, принесённых в жертву богам почти 600 лет назад, обнаружили учёные в перуанских Андах//Труд. 16.4.1999. 326 Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993, С. 49. 327 «Но обсудите, прошу, свои прошения, посмотрите, во имя ли Иисуса вы молитесь, т.е. просите ли радостей Вечной Жизни? Ибо в доме Иисуса вы ищете не Иисуса, если в Храме Вечности неблаговременно молитесь о временном» (свт. Григорий Великий. Беседа 27,7). 328 Рацингер Й. Введение в христианство. – Брюссель, 1988. Сс. 54-55. 329 “Спасшись один раз, верующий остаётся спасённым навсегда " (Наша Декларация Веры, 6д). Согласиться с «Семьёй» мне мешает такое, например, предупреждение ап. Павла: «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца» (Евр. 3,14). 330 Цит. по: Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. Спб., 2000, с. 448. 331 Смагина Е. Б. Комментарии//Кефалайя («Главы»). Коптский манихейский трактат. М., 1998, сс. 300-301. 332 Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. Спб., 2000, с. 166. 333 Св. Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония. 22//св. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903. С. 236. 334 После всего сказанного понятно, что для христианина визитная карточка того духа, что общается с Рерихами – «Владыка Космоса» – выглядит весьма недвусмысленно. И если человек помнит эти новозаветные свидетельства о «князе власти воздушной» и о духах, которые желают разлучить Христа и человека, он не может не обратить внимания на такое, например, заявление Николая Рериха: «Множество населяющих межпланетные пространства подтвердят охотно мощь мысленного сотрудничества» (Рерих Н. К. Сожжение тьмы. Привет молодым.//Рерих Н. К. Душа народов. М., 1995. С. 101). 335 Прп. Максим Исповедник. Творения. Ч. 1. М., 1993. С. 187. 336 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. С. 438. 337 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 158. 338 Ср. радикальный «евгемеризм» св. Иоанна Златуоста: «Весь список языческих богов состоит из этих людей» (св.Иоанн Златоуст. Творения. т.2. кн.1. Спб. 1896, с.16). 339

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

33. Протоиерей Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Моя жизнь во Христе. Правда о Боге, мире и человеке. СПб., издание П. П. Сойкина. 1903. 34 . «Небо на земле». Учение св. правед. Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии, составленное по творениям его архиепископом Вениамином. Свято-Ильинское издание. Калифорния, 1978. 35 . Служебник. Синодальная типография. 1905. 36 . Настольная книга священнослужителя. Том 8. М., 1988. 37. Владимир Карпец. Муж отечестволюбивый. Историко–литературный очерк. М., 1987. 3. Образ и подобие Божие в человеке по учению Откровения и святых отцов Церкви 38. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского.Ч.1. Изд. второе и дополненное. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1902. Слово на язычников. П. 31–33. 39. Святого отца нашего Антония Великого наставления для нравственности человека и доброй жизни в 170 главах. Хр. Чт., 1821. Ч. 1. С. 237–297. 40. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийских. Изд. третье. Ч.1. М. 1891. а) Беседы на шестоднев. б) Беседа 9 «О животных земных». С. 131–145. 41. Его же. Издание четвёртое. Ч. 4.С–ТСЛ, 1901. а) Беседа 16 на слова: «В начале бе Слово» ( Ин.1:1 ). С. 227–235. б) Беседа 9 о том, что Бог не виновник зла. С. 123–141. 42. Его же, в том же издании. Ч. 5. «Слово о подвижничестве второе». С. 56–65. 43. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольского. Изд. третье Ч. 2. М.,1889. Сл. 22 «О мире, говорённое в общем собрании единоверных, бывшем после примирения». С. 174–186. 44. Его же, в том же издании. Ч. 3. а) Сл. 32 «О соблюдении доброго порядка в собеседовании, и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге». С. 110–135. б) Сл. 39 «На Святые Светы явлений Господних». С. 208–224. 45. Его же, в том же издании. Ч. 4. Сл. 7 «О душе». С. 197–201. 46. Свт. Григорий Нисский . «Слово первое на слова Писания: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт.1:26 )». Хр. Чт., 1840. 7. С. 297–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Израиль (Ефрем) 913-911 910-909 Надва — убит Ваасой 911-870 Аса. Союз с Сирией 909-886 против Ваасы. Борьба с язычеством 886-885 Ила. Замврий правит 7 дней 870-848 Иосафат. Покорение Едома. Союз с Ахавом. Борьба с язычеством 885-874 Омри (Амврий). Основа ние Самарии. Покорение Моава 848-841 Иорам. Брак с дочерью Омри Гофолией. Культ 874-853 Ахав и Иезавель. Храм Мелькарта в Самарии. Борьба с ассирийцами Ваала. Отпадение Едома 853-852 Охозия Охозия. Убит Иегу (Ииуем) 852-841 Иорам (его брат). Убит Иегу 841-835 Гофолия — единовластная царица 841-814 Иегу (Ииуй). Израиль — данник Ассирии. Хазаэль (Азаил) захватывает Галаад 835-796 814-798 Иохаз. Борьба с Бенхададом III 2. Пророк Илия — защитник угнетенных (3 Цар 21). Библейские сказания о пророке Илии являются частью более обширного цикла рассказов о нем. Они включены в Книги Царств, чтобы показать, что истинная вера не погибла даже в годы двоеверия. О происхождении и юности пророка в Писании ничего не сказано. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Образ его овеян почти сверхъестественным ореолом. Само его имя (евр. Элиягу) означает «Ягве — мой Бог». Возможно, оно было принято пророком как знак его призвания и миссии. Как бы в противовес разлагающему влиянию финикийско-ханаанской цивилизации, Илия одевается как житель пустыни. На нем из шкуры и кожаный пояс, какие носили пастухи. Пустыня — излюбленное место его жизни. Поэтому преп. Антоний Великий называл его образцом для подвижников (свт. Афанасий. Жизнь св. Антония, 7). Один из рассказов об Илии повествует, как он открыто выступил против Ахава. Царь желал приобрести виноградник, который примыкал к его дворцу. Но владелец его, крестьянин Навуфей (евр. Набот), отказался продать «наследие отцов своих». Царь огорчился, однако у него не хватило смелости идти против закона. Иезавель была удивлена такой нерешительностью мужа. Она привыкла к мысли, что царь есть самодержавный властелин подданных. Она собрала фальшивые обвинения против Навуфея, и тот был побит камнями как преступник, «хуливший Бога и царя». Сразу же после его казни Ахав завладел желанным участком земли. Но у ворот виноградника его поджидал Илия. «Так говорит Господь: ты убил и еще вступаешь в наследство?» Пророк гневно обличил преступление царя и предрек гибель его дома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«О постановлениях киновитян» в 12 книгах и «Собеседования египетских подвижников» (24 собеседования), в которых преподобный запечатлел для соотечественников драгоценные подробности быта и обычаев Египетских и палестинских монахов. Далее к древнейшим и важнейшим нашим источникам следует отнести: 5 . Житие прп. Саввы Освященного, содержащее ценные сведения о монашеском богослужении 5–6 веков. 6 . Жития прпп. Орсисия и Феодора (учеников прп. Пахомия), прпп. Харитона, Евфимия Вел. и др. палестинских подвижников. 7 . Прп. Орсися аввы Тавеннисийского «Учение об устроении монашеского жительства» (репринт М. «Русск.хронограф», 1994). 8 . Повествование нач. 6 в. о посещении блаж. Иоанном Мосхом  и свт. Софронием аввы Нила Синайского (из рукописи Ватиканской библиотеки BHG, 1438 w.). 9 . Патерики: «Лавсаик» Палладия Еленопольского (репринт М. 1992); «Жизнью пустынных отцов» пресвитера Руфина (Св. Троицк. Сергиева Лавра 1898 г.); «Апофтегмы (Изречения египетских отцов», СПб, 1993) или «Древний патерик (М, 1991), »Луг духовный» Иоанна Мосха  и др. 10 . Иерусалимский канонарь (изданный прот. К. Кекелидзе), т.н. ктиторские типиконы, лекционарии и т. п. материалы. 2. Египетское Монашество и прп. Пахомий Великий Напомню, что согласно современным представлениям феномен монашества возник в начале 4 века одновременно и независимо в Египте, Сирии и Палестине. Со стороны внешней это была реакция ревнителей веры на обмирщение Церкви, вдруг ставшей государственной. Со стороны же внутренней это была опытная проверка (на себе) становящейся (в эпоху Вселенских Соборов) христианской догматики, антропологии и пневматологии. Египет стал образцом классического монашеского опыта. Здесь монашество возникло в 3-х своих основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается прп. Антоний Великий († 356 г.), который ок. 300 г. основал на горе Колизме (правильнее: Кульзум) движение анахоретов. Его ученики (прп. Павел Простой, прп. Исаак, прп. Сисой и др.) селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Образцом для анахоретов стала жизнь самого Антония, прекрасно описанная его младшим другом и епископом Афанасием Великим (см. «Творения», т. III, стр. 178–250). Свт. Афанасий создал бессмертную вещь, которая породила целую эпоху аскетического героизма и вызвала бесчисленное множество подражаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так и в Ветхом Завете мы находим: когда тысячи народа падали от ниспосланного Богом наказания, один “Финеес ста, и умилостиви и преста сечь ” ( Числ.25:7 ). А если бы он сказал: как я осмелюсь пойти против того, что согласно делается столь многими… Итак, прекрасно, прекрасно и одному быть по правде дерзновенным и разрушить неправое согласие многих. Ты предпочитай, если угодно, спасающемуся Ною утопающее большинство , а мне позволь с немногими войти в ковчег. Также присоединяйся, если угодно, к числу многих в Содоме, а я пойду вместе с Лотом, хотя он один спасительно отделяется от толпы . Впрочем, для меня почтенно и большинство, не избегающее исследования, но представляющее доказательства, не отмщающее тяжко, но поступающее отечески, не радующееся нововведению, но соблюдающее отеческое наследие. О каком же большинстве ты мне говоришь? О том ли, которое подкуплено лестью и дарами, обманывается по невежеству и неопытности, предано страху и трепету, предпочитает временное греховное наслаждение вечной жизни? Это многие выразили явно. Не ложь ли ты поддерживаешь большинством? Этим ты показал чрезмерность зла. Ибо чем большее число людей находится во зле, тем большее несчастие » (Прп. Феодор Студит . Творения, 1908, т. II, стр. 302–303, «К Афанасию сыну»). «Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся , достойных избрания от Бога» (блж. Феофилакт Болгарский) «Настанет некогда время, — изрек св. Антоний Великий , — и человеки вознегодуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: “Ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам”» (Отечник, 41). Свт. Игнатий Брянчанинов делает важное примечание к этим словам прп. Антония: «Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены ему демонами и человеками, орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: неужели ты один прав, а все или большая часть людей ошибаются ? Возражение — не имеющее никакого значения.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Подвижническая жизнь И., описанная в ВЗ, дает основание для сравнения пророка с Иисусом Христом. Свт. Ириней Лионский ( Iren. Adv. haer. III 22. 2; V 21. 2) пишет о том, что, как в свое время Моисей и И., Иисус пребывал в пустыне в посте и молитве 40 дней. Однако чаще проводится сравнение между И. и Иоанном Крестителем на основании того, что о последнем говорится уже в НЗ (Ibid. III 11. 4; Iust. Martyr. Dial. 49; 51). Образ жизни пророка рассматривается отцами Церкви как пример христианам для подражания. Блж. Иероним в Послании к Павлину ( Hieron. Ep. 58. 5//PL. 22. Col. 583) говорит об И. как о «noster princeps» в исполнении заповедей Божиих. Сщмч. Климент Римский в 1-м Послании к Коринфянам отмечает, что каждый христианин должен стремиться подражать св. жизни пророка ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 17. 1). Об аскетизме И. и особо о простоте его пищи упоминает свт. Климент Александрийский ( Clem. Alex. Paed. 3. 38). Свт. Григорий в Слове 21, посвященном Афанасию, сравнивает последнего с И., к-рый, так же как и христ. подвижники, бескомпромиссно боролся за чистоту веры ( Greg. Nazianz. Or. 21. 7). Для Тертуллиана И.- пример мученика за веру в Др. Израиле, пророка можно сравнить с мучениками первых веков христианства ( Tertull. Adv. gnost. 8. 3). Подвижническая жизнь И. (ограничения в пище и одежде, а также его внешний вид (4 Цар 1. 8)) рассматривается как прообраз жизни монахов и отшельников. Афраат Персидский в соч. «Demonstrationes», посвященном «сынам завета», к-рые брали на себя обязательства, близкие к монашеским, многократно ссылается на И. ( Aphr. Demonstr. VI 2: «Тот, кто возлюбил девство, пусть станет подобен Илии»). Свт. Афанасий в Жизнеописании прп. Антония Великого ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 7) указывает на то, что Антоний следовал примеру И. и в его судьбе видел отражение своей жизни. Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. 1682 г. (ЦАК МДА) Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. 1682 г. (ЦАК МДА) Сохранившиеся до настоящего времени версии «Апокалипсиса пророка Илии» восходят к иудейским оригиналам, но были отредактированы в период раннего христианства в связи с тем, что пророк рассматривался как свидетель конца времен. В коптской версии «Апокалипсиса...» жизнь праведников в последние дни описывается в тех же терминах, что и жизнь монахов-отшельников в египетской пустыне, подробно изображены аскетические подвиги и мученичество святых. Эти особенности текста «Апокалипсиса пророка Илии» отражают эсхатологические ожидания части египетского монашества во 2-й пол. III в., о которых писал Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. VII 24).

http://pravenc.ru/text/389301.html

—262— единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело (послан. к Епиктету, творен. Афанас. ч. III, стр. 330–3 31; Epiph. Haer. LXXVII; Творения св. Епифан. ч. 5, стр. 176)». Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес. Это – Антиохия, где не мало было людей, любивших «предлагать друг другу вопросы, входить в словопрения о бесполезном», «доискиваться чего-то сверх написанного в Никее (Афанас. Послан. к Антиох., ч. III, 195)», и Сирия (Творен. Епифан. ч. 5:176); затем Египет, приведенный «в великое смятение (Епифан., ibid., стр. 177)» разнообразием учений (ср. Афанас. посл. к Максиму, III, 353 см.); и древняя Ахаия с Коринфом во главе, епископ которого вынужден был обратиться с особым посланием к св. Афанасию по поводу возникших там горячих споров и состязаний (Афанас. послание к Епиктету III, 329 см.). Таким образом, к 60-м годам IV-ro века почти весь восток был уже обхвачен стремлением выяснить ближе Лице Богочеловека, точно формулировать учение об отношении Его Божества к человечеству. «Возникновение новых ложных учений и новых споров в церкви не могло не обратить на себя внимания виднейших деятелей. Собранный в 362-м году св. Афанасием собор в Александрии и был первым православным собором IV-ro века, который занялся обработкой христологической доктрины. Высказавши свое осуждение новых мнений, собор в силу своих примирительных стремлений не входил в подробное их обследование; он старался лишь о том, чтобы «довольствоваться и пользоваться теми речениями, катя употреблены в никейском исповедании». Но его значение и состоит в том, что его христологическая деятельность подняла еще бльший интерес к вопросам этого рода и побудила партии к точной формулировке своего учения, к разделению их на типичные христологические группы. Во главе группы, которая по преимуществу стремилась выставить на вид Божеское достоинство и природу Христа, стал Аполлинарий, епископ Лаодикии. В 363-м году в послании к царю Иовиану, сохранившемуся до нашего времени в слове о воплощении, приписанном св. Афанасию, он уже точно формулирует свое учение об одной природе Бога Слова воплощенной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свт. Епифаний публично предложил свт. Иоанну осудить Оригена. В результате отношения между свт. Иоанном и свт. Епифанием испортились, причем последний начал открыто обвинять свт. Иоанна в оригенизме. Затем свт. Епифаний прибыл в Вифлеем, где стремился заручиться поддержкой блж. Иеронима, однако последний, боясь вступить в конфликт со своим архиепископом, стал призывать свт. Епифания к примирению со свт. Иоанном. Свт. Епифаний отверг это предложение и покинул Вифлеем. Вскоре он вернулся на о-в Кипр. Весной 394 г. конфликт еще более обострился. Свт. Епифаний составил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, в к-ром опять просил осудить Оригена, настаивая на том, что последний в писаниях порочил супружеские отношения, и обвиняя его в энкратизме. Просьба была вновь отвергнута свт. Иоанном. В результате свт. Епифаний начал кампанию против свт. Иоанна, открыто проповедуя, что тот поддерживает еретическое учение Оригена. Свт. Епифаний убедил блж. Иеронима разорвать церковное общение со свт. Иоанном и рукоположил брата блж. Иеронима, Павлиниана, во диакона, а затем - во пресвитера. Несмотря на то что Павлиниан был рукоположен для Вифлеемского мон-ря, к-рый входил в юрисдикцию архиепископа Иерусалимского, само таинство свт. Епифаний совершил в своем мон-ре в Бесандуке, не подчинявшемся свт. Иоанну. Свт. Епифаний отправил последнему письмо, в к-ром указал на это обстоятельство и повторно призвал свт. Иоанна осудить Оригена. Однако свт. Иоанн не только не ответил на послание, но и обратился за помощью к Феофилу I , архиеп. Александрийскому. Свт. Епифаний вновь направил палестинским епископам и монахам послание, в к-ром содержался призыв к разрыву евхаристического общения со свт. Иоанном. В том же послании свт. Епифаний назвал Руфина Аквилейского еретиком. После того как послание было переведено на лат. язык блж. Иеронимом, Руфин прервал общение не только с ним, но и со свт. Епифанием Кипрским. Примерно в то же время было предпринято неск. попыток примирения враждующих сторон. Так, в 394 г. архиеп. Феофил направил с этой целью в Палестину прп. Исидора Странноприимца , который вскоре привез в Александрию исповедание веры, составленное блж. Иеронимом Стридонским (впрочем, впосл. блж. Иероним называл прп. Исидора оригенистом).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010