Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простёрта; когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаёшь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину» . В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям. ПРИМЕЧАНИЯ Поучение Владимира Мономаха. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 59. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Лихачёв Д.С. Литература Древней Руси//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 4. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 54 – 55. Там же. – С. 55. Там же. Там же. – С. 57 – 58. Там же. – С. 58. Там же. Там же. Там же. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 200. Там же. Там же. Там же. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. – СПб.: Фонд «Благовест», 1996. – С. 156. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 205. Там же. – С. 208. Wed, 12 Mar 2014 15:58:29 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Мономах: Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков http://www.zavet.ru/a/post_1394625509.html Автор: А.А. Новикова-Строганова , доктор филологических наук, профессор, г. Орёл. Памяти Владимира Мономаха. В минувшем году исполнилось 960 лет со дня рождения и 900 лет княжения в Киеве великого князя Владимира Мономаха (1053 – 1125) – выдающегося государственного деятеля древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель.

http://zavet.ru/a/rss_1394625509.html

Сохранились два письма к Мономаху митрополита Никифора, знаменитого своими познаниями и красноречием. Одно из писем содержит не только хвалу истинным добродетелям князя, но и необходимое указание духовного пастыря главе государства: «Не имею нужды во многоречии: ибо ум твой летает быстро, постигая смысл каждого слова. Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простёрта; когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаёшь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину» . В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям. ПРИМЕЧАНИЯ Поучение Владимира Мономаха. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 59. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Лихачёв Д.С. Литература Древней Руси//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 4. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 54 – 55. Там же. – С. 55. Там же. Там же. – С. 57 – 58. Там же. – С. 58. Там же. Там же. Там же. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 200. Там же. Там же. Там же. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. – СПб.: Фонд «Благовест», 1996. – С. 156. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 205. Там же. – С. 208. Wed, 12 Mar 2014 15:58:29 GMT

http://zavet.ru/a/rss_1394625509.html

Протоиерей Максим Козлов о православно-католических отношениях в свете папского визита ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ Протоиерей Максим Козлов о православно-католических отношениях в свете папского визита Протоиерей Максим Козлов, интервью Стране.Ру от 21 июня 2001 года Протоиерей Максим Козлов среди прихожан Фото Православие.Ру Кандидат богословия, специалист по инославным конфессиям, настоятель университетской церкви святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов дал интервью Стране.Ru, где высказался о православно-католических отношениях в свете папского визита на Украину: - О.Максим, аргументы которые выдвигает Русская Православная Церковь против визита Папы в Украину, в настоящее время подвергаются критике в прессе, как вы считаете, может быть, некоторые из них стоит уточнить или пересмотреть? - Мне представляется, что нуждается в уточнении - по крайней мере, а может, и в богословском и в каноническом осмыслении - введение понятия " каноническая территория " , которое последние несколько лет стала активно употребляться сначала сотрудниками Отдела внешних церковных связей, а потом и православными публицистами, пишущими на тему отношений к инословным конфессиям: от Римско-Католической Церкви до тоталитарных сект. Действительно, понятие канонической территории в полном смысле корректно употреблять по отношению к межправославным связям и статусам Поместных Церквей. К тому древнему церковному принципу, который, к сожалению, ныне так часто не соблюдается: когда в одном городе должен быть один епископ, а в одной стране - одна юрисдикция. А не пять православных епископов - как в Нью-Йорке, двое или трое - как в Париже и т.д. Что же касается понятия " каноническая территория " по отношению к инословному миру, мне представляется даже и богословски, она, по крайней мере, двусмысленной.

http://zavet.ru/kozlov.htm

  Игорь , видеопаспорт 13iqr, родился в апреле 2005 года. – (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). – С.58.   Катя , видеопаспорт g6dc, родилась в марте 2006 года;         (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). – C.58. Куда обращаться будущим родителям или опекунам Игоря и Кати. – С.59.   Вопросы родителей: Как сделать так, чтобы ребенку стало интересно читать? Рекомендациями делится писатель и многодетный отец Дмитрий Емец //Фома. - - август   2018. – С.59. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Вопросы родителей »).   Путешествие с «Фомой»: Дмитрий Володихин . Тобольск. Владыка Сибири [Дата основания: 1587 год; Епархия: Тобольская; Население: 98 тысяч человек]. Ил.: Тобольск и Тобольский Кремль. Фото Сергея Буторина/ТАСС; Портрет Ермака Тимофеевича. Неизвестный художник. Конец XVII в.; Панорама Тобольска. Фото С. М. Прокудина-Горского. Начало ХХ в.; Дом, в котором содержалась царская семья во время Тобольской ссылки. Фото 1917; Великие княжны Ольга, Анастасия, Татьяна и цесаревич Алексей в Тобольске. Фото 1917; Центр Тобольска в праздничный день. Открытие фестиваля «Сибирский разносол». Фото со страницы группы «Тобольск МероПриятный» «ВКонтакте»//Фома. - – август 2018. – С.60-65. – (раздел « Люди », рубрика « Путешествие с “ Фомой ”»). впервые опубликован в Спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города – герои России» (2015, С.170 -173.).                     КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.   Кисти тянутся к небу. Он узнал, что умирает и написал тысячу картин о Христе. Памяти заслуженного художника России Александра Лепетухина (1948-2016).  Автор статьи – священник Игорь Сальников . Ил.: Александр Лепетухин на фоне своих картин. Фото свящ. Игоря Сальникова; Репродукции работ А. П. Лепетухина: «Испытание Петра»; «Исцеление прокаженных»; «Два пастыря»; «Рождество»; «Восхождение»; «Материнская молитва»; «Отдых у озера»//Фома. - – август 2018. –С.66-71. – (раздел « Культура »).   См. также: Зураб Чавчавадзе, советник директора православной гимназии святителя Василия Великого//Фома. - – август  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-184-...

И. выступал решительным противником применения насильственных мер по распространению Православия среди местного населения, в частности среди сторонников унии, особое внимание уделял духовному просвещению и делам милосердия, реформе духовного суда. В период служения на Варшавской кафедре пожертвовал 40 тыс. р. на устройство сиротского приюта-школы варшавского Свято-Троицкого правосл. братства для детей от смешанных (православно-католич.) браков, который получил его имя, и 5 тыс. р.- на устройство богадельни; выделял содержание Вировскому во имя Всемилостивого Спаса и Радочницкому мон-рям, Седлецкой церкви-школе во имя свт. Леонтия Ростовского (освятил 30 нояб. 1900), Холмскому жен. училищу и мн. др. епархиальным учреждениям, расширил 3 приюта при жен. мон-рях - Леснинском, Вировском и Теолинском и учредил новый при Радочницком монастыре (1899); основал Общество вспомоществования нуждающимся учащимся при Варшавском ДУ и первую в Варшаве церковноприходскую школу (1900), ежегодно присутствовал на экзаменах по Закону Божию в гимназиях и Александро-Мариинском ин-те. В 1900 г. был расширен Николаевский приют для солдатских детей, в к-ром 23 июля 1902 г. И. совершил чин закладки ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В память о своем сыне, худож. Иване Экземплярском, скончавшемся от нефрита в авг. 1902 г. в Пятигорске, И. устроил на Вольском кладбище храм во имя прп. Иоанна Лествичника. Для строительства храма, предполагаемого в качестве семейной усыпальницы, И. приобрел участок в 1 га к востоку от старого правосл. кладбища, основанного в 1834 г. на вольских редутах. Мемориал создавался в память о погибших при штурме в 1831 г. рус. воинах (официально открыт в 1841 г. с освящением на нем Владимирской ц., перестроенной по инициативе ген.-фельдмаршала И.Ф. Паскевича-Эриванского из костела св. Лаврентия). Старый храм при И. в 1901 г. был отремонтирован и заново освящен. Закладка новой церкви состоялась 28 июня 1903 г. После заупокойной литургии в ее основание была положена серебряная доска «на вечное поминовение души усопшего раба Божия Иоанна». Проект небольшой одноглавой церкви в стиле древней архитектуры Сев.-Вост. Руси с усыпальницей в нижнем этаже и крытой галереей составил варшавский епархиальный архит. В. Н. Покровский. Иконы в «васнецовском стиле» написал киевский худож. А. А. Мурашко. Освящение храма И. состоялось 1 окт. 1905 г.

http://pravenc.ru/text/293716.html

(Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария). На эстампах с таким сюжетом И. изображен 1-м слева в 9-м ряду: на гравюрах кон. XVIII - 1-й трети XIX в., на литографиях 1893 и 1894 гг. мастерской лавры (ГЛМ, РГБ). На раскрашенной литографии А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- 2-й справа в 6-м ряду левой группы. В монументальной живописи образ И., трактованный в академической манере, был помещен в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов - Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре И. введен в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) , на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках совр. иконописцев (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) фигура И. расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. На лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг., выполненных мон. Иулианией в виде прорисей (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. [Jyväskyla], 2000. P. 38), образ И. (в клобуке, с округлой бородой средней величины) помещен под 5 окт., между фигурами преподобных Дамиана и Матфея (согласно тропарю: «…тем же Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Нея же благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете…»). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Иркутские иконы: Кат./Иркутский обл. худож. музей; Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ.

http://pravenc.ru/text/293632.html

На этом основании к изъятию предназначены 20 – сразу 32 панагии, 23 – 6 потиров, 24 – ковши, 28 – блюда, 29 – блюда, 22 – кадила. При точном изучении этих предметов выяснилось, что в каждом из указанных есть, несомненно, вещи высокохудожественные, громадной художественной и исторической ценности. Среди панагий – есть редкая работа 16 и 17 века и вещи, непосредственно связанные с именами исторических лиц. Среди потиров – один большой с высокохудож[ественной] эмалью, другой – работа 17-го века. На одном из ковшей надпись 17-го века, показывающая его происхождение из Ростова, другой – оригинальной формы и редкой чеканки – того же времени. Из блюд – одно Анны Иоанновны, единственный экземпляр в провинции. Из числа 2 блюд меньших – одно времен Грозного, другое – с надписью и датой 16-го века. Из кадил – одно стариной работы 1803 г., характерной для местного края. Поэтому я думаю, эти описи следует просмотреть подробно на месте еще раз, выбрать художественно и исторически ценные, взять на учет и передать на хранение в Отдел музеев и Главнауки согласно инструкции. В описи для изъятия намечен ряд вещей, нарушающих худож. ансамбль храма: сюда относятся 4) 6 риз с икон нижнего ряда иконостаса, 6) 6 подвесных лампад-подсвечников с тонким орнаментом и оригинальными цепями, ризы с икон, привезенных преп. Гурием (раб. 1845 г.), 21) епископский жезл, 19) 2 дикирия и трикирий, 22) одно кадило позолоченное. Все эти предметы – художественно целое со стилем иконостаса Александр[овского] времени. По отношению к некоторым другим предметам опись высказалась слишком поспешно и неосторожно за изъятие. Так, 12) риза на иконе чуд. Николая 1850 г., но басма и поля очень старой и высокохудожественной работы. Поэтому не имеет большой худож[ественной] ценности только середина ризы как позднейшее добавление и притом малохудожественное. В 5, хотя венец на иконе и иного стиля и иного времени, однако не подлежит изъятию ни в коем случае. Такой работы шитья херувимов, цветов, бутонов мы не имеем в Казани; в 1 подлежит изъятию, согласно инструкции, или все одеяние престола или все должно быть оставлено.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Также недопустимо брать лишь одни камни из 13. Из других описи ценны в худож[ественном] отношении: 3. оклад (небольшой) нерукотворенного [o] образа 17 века – редчайшей работы и высокого мастерства, 24. Водосвятная чаша с надписью времени Михаила Федоровича, оригинальной формы, ювелирной работы. 25. Сосуд для благословения хлебов – работы 17-го века – по форме и художественному замыслу единственный в России. Эти последние вещи немедленно должны быть взяты Коллегией на учет. В той же описи с 35 по 50 уже на учете [Центрального] музея. В той же описи под 33 ценное худож[ественное] Евангелие 18 века из Крестовой ц[еркви] архиерейского дома, которое должно быть сохранено в Казани. Вл. Сокол [p]. 1922-8-IV.   22   В Ком[иссию] по изъятию ценностей из церквей [Казани]. Каз[анский] отд[ел] по делам музеев, осведомленный в том, что в самом непродолжит[ельном] времени Комиссия приступит к фактическому изъятию ценностей из церквей и мон[астырей] Казани, просит отложить изъятие тех немногих предметов [q], относительно которых были поданы особые мнения экспертов Комиссии, членов Отдела до принятия окончательного решения о них из Центрального Отдела по делам музеев Главнауки, куда согласно инструкции из Центра должны быть посылаемы постановления Комиссии вместе с особыми мнениями экспертов местных отделов. Зам[еститель] пред[седателя] Отдела проф[ессор] Миронов. За секретаря проф[ессор] Воробьев. 21 апр[еля] 1922 г., 29.   23   В Комиссию по изъятию церковных ценностей. Отдел охраны памятников старины и искусства просит вас дать распоряжение подкомиссии, 1) чтобы изъятие вещей, не вошедших в предварительную опись, не допускалось, как то было в кафедральном соборе 22 апр[еля] 1922 [г.] при т[оварище] Капралове, где был снят ряд серебряных риз, в том числе старой редкой работы, с иконы Б[ожией] Матери. 2) Чтобы выковыривание отдельных камней (вопреки инструкции) и тем более с предметов, оспариваемых экспертизою (см. особое мнение проф[ессора] Миронова) как то было 23 апр[еля] 1922 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

В это время лежал в расслаблении один крестьянин Евфимий. К нему пришел нищий, именем Павел, и сказал: — Евфимий! На Абалаке по повелению Божию строится церковь во имя «Знамения» Богородицы, святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Дай обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть, Господь, по вере твоей и усердию, простит тебя и освободит от болезни. Как ангела Божия выслушал Евфимий Павла и тогда же дал обет написать икону «Знамение» с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской. И Господь внял трудам страждущего. В тот же день после полудня Евфимий начал владеть правой стороной своего тела. Испросив благословение у преосвященного Нектария, Евфимий заказал образ Богородицы «Знамение» протодьякону Тобольского Софийского собора Матфею, который славился тогда по всей Сибири как искуснейший живописец. По мере того, как писалась икона, Евфимию день ото дня становилось легче. Наконец, здоровье его совершенно укрепилось. Тогда он пришел к живописцу и сам понес от него написанный образ в собор для освящения. Удивленный и обрадованный архипастырь возблагодарил Господа за Его чудесную помощь к недужному. Окропив образ святой водой, он отслужил в соборе молебен, после чего с великой честью препроводил икону в Абалацкий погост для поставления ее в новосозданном храме. Когда совершалось перенесение иконы и шествие церковное достигло деревни Шакталык, где теперь находится Ивановская обитель, Богоматерь прославила Свой образ новым чудом. У крестьянина этой деревни Василия была дочь, которая долгое время страдала глазной болью и уже два года ничего не видела. Услышав, что в Абалак несут образ, Василий вышел со своей несчастной дочерью навстречу иконе. Припав к образу с верой и слезами, скорбящий отец умолял Пречистую Деву помиловать его несчастную дочь, и, к радости и удивлению его и всех присутствовавших, девица прозрела. Летом 1665 г. Тобольск и его окрестности постигло тяжкое бедствие: продолжительное время здесь шел проливной дождь, и водой затопило хлеба, овощи и травы. Растительность вся погибла, и народ пришел в отчаяние. Тогда Тобольский архиепископ Корнилий распорядился 8 июля принести из Абалака чудотворную икону «Знамение» Богоматери в Тобольск. После торжественной встречи образа архиепископом с градоначальником и множеством граждан и совершенного перед иконой молебствия образ внесен был в собор, где тотчас же началась литургия. Не успело еще богослужение окончиться, как, к удивлению и радости всех, небо прояснилось, проглянули сквозь облака лучи солнца и дождь прекратился. В воспоминание этой милостивой помощи Богоматери архиепископ Корнилий установил ежегодно, 8 июля, переносить образ «Знамение» из Абалака в Тобольск и оставлять его здесь до 23 числа этого месяца.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

Протоиерей Максим Козлов ЖМП 9 сентябрь 2017 /  2 октября 2017 г. 16:50 Протоиерей Максим Козлов: " Церковь активно формирует единое образовательное пространство " Нынешний год для Учебного комитета Русской Православной Церкви юбилейный: этому синодальному учреждению исполняется ровно полтора века. Первый заместитель его председателя протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, почему иногда духовные школы просят проинспектировать их вне очереди, когда новоиспеченные регенты превратятся в бакалавров и в каких семинариях можно претендовать на диплом государственного образца. Бакалаврам — новые стандарты — Ваше Высокопреподобие, 150 лет для любой общецерковной структуры — срок солидный. На его протяжении в различные исторические эпохи деятельность комитета наверняка складывалась по-разному. Обозначьте, пожалуйста, основные вехи развития вашего комитета за полтора века. — Действительно, создание Учебного комитета связано с александровскими реформами, отчасти коснувшимися и Церкви — прежде всего ее административного управления. Первый, дореволюционный, период оказался для комитета очень важным. Именно в ту эпоху впервые сложилось единое образовательное поле Русской Православной Церкви, а уровень образования в духовных академиях достиг университетского, по крайней мере в профильных дисциплинах. Выпускник любой семинарии с полным правом мог претендовать на обучение в академиях. Если же он не имел склонности к принятию священного сана, то с легкостью становился преподавателем семинарии, учительствовал в системе народного образования или поступал на другую службу в светские учреждения. В Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевской академиях, в свою очередь, трудились многие видные ученые того времени (особенно это касается библеистики, патрологии, церковной истории). Именно в это время сформирован корпус переводов святоотеческого наследия на русский язык, в чем главная заслуга принадлежит именно академической профессуре. В то же время объективности ради следует признать: напрямую, через собственные распорядительные документы, сам Учебный комитет какой-то выдающейся роли в развитии церковного образования за предшествовавшие революции полвека не сыграл. Его управительские функции по отношению к семинариям и к духовным училищам ограничивались рамками внутриведомственных компетенций. Академии оставались достаточно автономными, с собственными уставами, в содержание которых Учебный комитет вмешивался минимально. Как финансирование, так и администрирование духовных школ шло через Синод, и Учебный комитет не стал полноценным общецерковным «министерством образования». Возможно, это и к лучшему: как мы все хорошо знаем, наивысшего образовательного уровня высшая школа достигает там, где ее лицо определяют университеты, а не ведомственная чиновничья бюрократия.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_ma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010