протоиерей Лев Левшин Слова и поучения на праздники Господни и Богородичные, на воскресные и другие дни Великого поста, на обыкновенные воскресные дни, на дни святых, на царские дни и другие разные случаи Источник Предисловие По окончании семинарского курса, поступивши во священники в село незначительное, и, по чувству пастырского долга и по призванию своему, стал составлять для своих прихожан поучения. Присматриваясь к сельскому, народному, быту, выслушивай понятия и убеждения прихожан в религиозном отношении я узнал, как иногда неправильны бывают их понятия и убеждения, какими руководятся они, как христиане, в жизни обыденной, и потому поставил существенною своею задачею раскрыть им значение здешней, временной жизни, указывая на жизнь вечную на небесах. В виду такой своей задачи, я указывал, где приходилось, на их суеверия, опровергал неправые толки, обличал греховные обычаи, веками укоренившиеся, как например, уличные сходбища, гулянья, игрища, праздничные, или безвременные разгулы и проч. Во всех поучениях своих я старался быть понятным и простым. Простоты держался я и тогда, когда сказывал проповеди , при архиерейской кафедре, в городе Владимире, в числе других рядовых проповедников. Таковых проповедей, помещенных в этой книге, до 12-ти 1 . Приступая к изданию своих поучений, я имел в виду лишь одно: указать нравственные недостатки нашего простого народа и отдать отчет за прошедшее время своей службы в должности сельского священника. Остается только просить, и усерднейше прошу добродушного снисхождения читателей к моим недостаткам, которых не нет в предлагаемых сих поучениях. Протоиерей Лев Левшин I. На праздники господские В День Рождества Христова изъяснения Евангелия, читаемого на утрени ( Мф.1:18–25 ) В прочтенном ныне Евангелии, свитой Ев. Матфей описывает, братие, обстоятельства рождения Иисуса Христа, которое мы ныне празднуем. Когда приспело время исполниться обетованию Божию о спасении человека, когда, по предвечному Совету Божию, уже надлежало, для искупления рода человеческого, снизойти на землю Сыну Божию, и Ему, по приятии на себя человеческого естества, родиться истинным человеком, кроме греха: то это великое дело Божие начало совершаться таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В книгу включены избранные воскресные проповеди, произнесенные в храме отцом Александром за долгие годы священнического служения. Этот трехтомник является своего рода продолжением книг «Евангелие дня» и «Двунадесятые праздники». Первый том охватывает период от Пасхи до Пятидесятницы и воскресные всенощные бдения. Второй и третий том — от Пятидесятницы до начала Постной Триоди. Воскресные Евангелия — не просто пересказ событий, увиденных живым взором. Они могут быть поняты, только исходя из события Пасхи. Христос хочет открыть наш ум к уразумению того, что происходит в истории человечества и в нашей личной судьбе. Предлагаем читателю предисловие автора к трехтомнику. Предисловие Эта книга — приглашение читателю предпринять самому и для себя в своей конкретной жизни «погружение» (крещение), всегда новое — в живое Слово Божие. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» — таков гимн Церкви посреди Пасхи. Воскресные Евангелия — не просто пересказ событий, увиденных живым взором, они могут быть поняты, только исходя из события Пасхи. Христос — в центре этих воскресных Евангелий. Отныне весь мир устремлен к слушанию Бога, Который говорил с нами однажды и продолжает говорить на человеческом языке. Для тех, кто не может примириться с бессмысленностью жизни, вопрос сегодня, как и две тысячи лет назад, один: какого Спасителя, какого Мессию мы ждем? Этот вопрос может показаться абсурдным, но можно попытаться на него ответить: мы не ждем больше никакого Спасителя, потому что Он уже пришел. В отличие от тех, кто, видя Его и слыша Его, отверг Его, и продолжают ждать того, кто на самом деле будет вместо Него. Этот вопрос не абсурден, и ответ на него не дается сам собой, если мы относимся к нашей вере сознательно и трепетно. Этот вопрос не абсурден, потому что наша вера утверждает, что Иисус есть Христос, и мы ожидаем Его возвращения, Его Второго и славного Пришествия в нетерпении и напряжении всего нашего существования. Кто же этот Царь Славы, Сын Человеческий, Который пришел к нам, и грядет к нам? У кого из нас достаточно веры в Него?

http://moral.ru/way-lent/

Скачать epub pdf Москва. Данилов монастырь. На покое В стенах Даниловой обители Феотокис провел последние семь с половиной лет своей жизни 183 , посвятив их молитве и книжным трудам, заботясь теперь более всего о благе своей страдающей родины. Еще в молодости он говорил: «В каком бы месте и при каких бы обстоятельствах я ни находился, я буду полезен моему народу». Любовь к своей порабощенной родине воодушевляла его на всех поприщах его разнообразной деятельности, на всех отрезках его не без терний прошедшего жизненного странствия. И именно в России он получил наибольшую возможность послужить своим соотечественникам. Все, что он теперь писал, предназначалось для Греции. Он собрал воедино толкования и проповеди на воскресные евангельские и апостольские чтения, произнесенные им большей частью в период архипастырского служения в России. Еще при жизни святителя, в 1796 году, в греческой типографии братьев Зосима в Москве на их средства 184  были изданы толкования на воскресные евангельские чтения с приложением бесед «по подражанию Иоанна Златоустог о» на греческом языке. Они составили два первых тома четырехтомного труда под общим названием «Кириакодромион», то есть «Путь по дням Господним» 185 . Практически весь тираж этого издания (2000 экземпляров) святитель принес в дар своим соотечественникам. Экземпляры «Кириакодромиона» были разосланы по храмам Греции и подарены греческим архиереям. Поскольку первый тираж был скоро исчерпан, уже на следующий год решили выпустить второе издание в Яссах. Толкования и беседы Феотокиса на воскресные апостольские чтения увидели свет уже после его кончины. Они были изданы в той же московской типографии братьев Зосима в 1808 году 186 . Как сам Никифор писал в предисловии к этому изданию, целью его было дать своим современникам толкования «боговдохновенных Писаний», читаемых в храме Божием, на понятном для них языке. Составляя их, он подражал древним пастырям, написавшим свои «премудрые и исполненные благодати толкования», язык которых с течением времени, к сожалению, стал непонятен верующим, и потому они вышли из употребления. При этом он полагался «не на собственную силу, но пользуясь толкованиями святых мужей и почерпая из них, как из спасительных источников, очень многое» 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл против «информационных раскольников» Кто вносит фальшивую ноту в симфонию церкви и государства? 03.04.2020 962 Время на чтение 4 минуты Фото автора Завтра Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объедет вокруг Москвы с одной из величайших православных святынь – образом Богоматери «Умиление», перед которым молился еще преподобный Серафим Саровский. Призыв главы РПЦ к верующим «усугубить в это время свои домашние молитвы», читать акафист Пресвятой Борогодице вместе с текстом специальной молитвы против «вредоносного поветрия» был растиражирован в группах в соцсетях и мессенджерах, объединяющих членов православных приходов. По преданию, именно икона Божьей Матери, облетевшая столицу на борту военного самолета в декабре 1941 года, чудесным образом остановила наступление немецко-фашистских войск. В этом контексте нынешняя инициатива Патриарха Кирилла тонко резонирует с заявлением еще одного влиятельного иерарха РПЦ - митрополита Псковского и Порховского Тихона, который назвал пандемию коронавируса Третьей мировой войной, где нам предстоит биться со злом так же, как когда-то дедам и отцам. Синхронизированными выглядят и позиции двух иерархов по вопросу посещения церквей во время эпидемии. В своей воскресной проповеди Святейший Патриарх призвал воздержаться от посещения храмов в связи с распространением коронавируса, при том, что службы в них будут продолжаться. Обращение Патриарха выглядит осознанным и смелым шагом: он не мог не понимать, что окажется под давлением, в том числе, внутренним. В середине марта на сайте patriarchia.ru была опубликована инструкция, в которой при совершении таинств предписывалось отказаться от целования креста, использовать одноразовые стаканчики, дезинфицировать лжецы (ложечки для причастия) и киоты после прихожан. Но и такие, далеко не радикальные правила спровоцировали внутри церковного сообщества острые дискуссии на тему «можно ли заболеть в храме?» Некоторые «ревнители веры» посчитали саму постановку вопроса кощунственной. Но правы ли они? Те, кто говорит, что в храмах и монастырях невозможно заразиться, лгут. Они нечестивцы, потому что ложь - это нечестие. Это уже слова из воскресной проповеди митрополита Тихона, который также попросил верующих молиться дома вслед за Патриархом Кириллом.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/03/patria...

Закрыть Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас А так же о «Христианах без Христа» 17.04.2024 150 Время на чтение 12 минут Ракетно-дроновая атака Ирана на Израиль в числе прочего отозвалась эхом проповедей в американских протестантских церквях, которые, как мы помним, исповедуют мировоззрение, включающее весьма специфическое осмысление эсхатологии. Об этом очень важно помнить, дабы понимать: чего можно ожидать от заокеанских пуритан, столь симпатичных нам своей бескомпромиссной борьбой с мелкими бесами Содома и Гоморры. Иудео-христианство американских борцов с Содомом Не напрасно американский евангелизм обозначают нередко в качестве иудео-христианства. Нередко можно встретить в тамошних изданиях напоминание о том, что «Спаситель оставил людям три ценности: Церковь, Семью и»… внимание! «…и Израиль». Ни о каком богословии замещения нынче уже и речи не идёт. Даже Лютера недавно полоскали за антисемитизм, в очередной раз рапортуя о том, что наряду с «Израилем Небесным», т.е. Церковью, непреходящую ценность представляет и Израиль Земной, т.е. еврейское государство на Ближнем Востоке. Более того, если традиционное для православных верующих толкование Апокалипсиса делает акцент на то, что великий лжец соблазнит верных своей деятельностью на поприще организации порядка после предапокалиптического хаоса, то американская протестантская мысль больше сосредоточена на обстоятельствах, которые ко всепланетному хаосу приведут. И тут оказывается, что главными негодяями являются даже не агаряне, а Гог и Магог. Гог и Магог Так, согласно сообщению «Христианской Почты» пастор Грег Лори из Harvest Fellowship в воскресной проповеди ( «Дорогу осилит идущий» ) объявил, что нападение Ирана на Израиль является важным библейским знаком, сказал во время своей воскресной проповеди. Он, впрочем, предостерёг от выводов о том, что это событие может привести к сценарию, описанному в Книге Иезекииля , который «подготавливает почву для окончательной победы Божьего народа и признания Божьей силы и авторитета народами».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/ba...

Скачать epub pdf Слово на второй день Св. Пасхи «Небеса убо достойно да веселятся, земля оке да радуется: да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное» Что это за веселие вечное, ради которого св. Церковь словами прп. Иоанна Дамаскина , составителя пасхального канона, призывает праздновать и ликовать весь мир, видимый и невидимый. Это веселие есть наше будущее вечное райское блаженство Небесного Царства Христова, наследниками коего являются все истинно верующие христиане. Оно есть самая высшая и последняя цель всех наших трудов, всей нашей жизни. Это вечное небесное веселие началось на земле со времени воскресения Христа в жизни самых близких к Нему лиц. Первая из всех людей испытала это веселие как небывалую, несказанную и бесподобную божественную радость Пречистая Божия Матерь, и притом – в самый момент этого воскресения. Не раз Господь говорил ученикам и даже прочим лицам, что Он после своей смерти в третий день воскреснет. Мог ли Господь не сказать этого Своей возлюбленной Пречистой Матери и оставить ее без утешения в Ее величайших сердечных муках, когда Она более всех других страдала у креста, взирая на Него, распятого и истекавшего кровью? По свидетельству церковного предания, Божия Матерь, зная, что Божественный сын Ее воскреснет в третий день, не отходила от Его гроба и потому была свидетельницей самого воскресения Христа. «Надлежало, – говорит св. Иоанн Златоуст , – Той, которая больше всех любила Господа и больше всех страдала от Его распятия, первой быть обрадованной от лицезрения Христа воскресшего». После Нее это вечное веселие, или небесное блаженство, испытали жены мироносицы, апостолы и все прочие ученики Христовы, причем и им Господь являлся в течение сорока дней после своего Воскресения, исполняя их божественною радостью. Трудно и даже невозможно нам представить всего блаженства от этих дивных явлений. Из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа двум эмаусским спутникам, Луке и Клеопе, видно, что их сердца горели, таяли от этого блаженства даже тогда, когда явившийся им Христос не был еще узнан ими, а только передавал им свидетельства Свящ. Писания о том, что Ему надлежало пострадать, умереть и в третий день воскреснуть. Какое же блаженство эмаусские спутники в себе почувствовали, когда Господь, приглашенный к ним на вечерню, был узнан ими в преломлении хлеба, а затем стал невидим. От небесной радости они позабыли о своей усталости и, несмотря на поздний час, тут же бросились бежать обратно в Иерусалим к апостолам, чтобы возвестить им сию великую радость. Войдя к апостолам с этой вестью, они услышали из их уст восклицание: «...воистину воста Господь иявися Симону» ( Лк. 24,34– 35 ). Когда эмаусские спутники передавали апостолам о случившемся с ними, то вдруг всем им предстал Господь Воскресший, исполнив их Своею божественною радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

  Слово в Неделю о мытаре и фарисее Божественная Литургия 4 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня наш путь повернул к Великому Посту, и со вчерашнего дня в храме уже звучит Постная Триодь - книга, которую надо иметь каждому православному христианину, потому что в ней сказаны самые главные слова о покаянии. Грубый грех совершаем мы, пропуская воскресную всенощную, хотя это твердое правило и древняя заповедь. А тем более, - пропуская воскресную службу в дни, когда Церковь готовит нас к покаянию. И прежде всего, как основание покаяния, как то, что должно сопутствовать нам в течение всей нашей жизни, сегодня Церковь ставит перед нами пример молитвы людей, которые пришли помолиться в храм так же, как приходим и мы с вами. Один из них фарисей, другой - мытарь. То, что сказано об этих людях в Евангелии, может приводить в недоумение человека, не знающего сути христианской жизни. Один из них, наверное, блудник, а, может быть, и вор, и вообще неизвестно, какими грехами он согрешает (по крайней мере, со стороны это увидеть невозможно), но он уходит из храма оправданным. Другой человек - знаток Божьего Закона (и не на словах только, не теоретически, а и посты твердо соблюдает, и молится Богу, и добрые дела творит, и от своего имения раздает нуждающимся) - уходит из храма осужденным. Что же происходит в мире? Что происходит в Церкви? С самого начала Господь предупреждает нас о том, что есть такая болезнь в роде человеческом, которая называется " фарисейство " . Эта болезнь - самая страшная, на самом деле, и самая опасная, даже для Церкви. Она прогрессирует в роде человеческом из поколения в поколение. И в личном, в индивидуальном плане такая болезнь, как фарисейство, является источником всех искажений, какие только могут быть в жизни человека, потому что это - устремленность, прежде всего, к самоправедности. Устремление к самоправедности в общественном плане приводит к чудовищным последствиям и к оправданию самых страшных преступлений общества. Фарисейскою моралью мы подведены к тем событиям, которые переживаем в наши дни и которые еще более зловеще раскроются в скором будущем. Бездна, которая раскрывается перед человечеством, и особенно перед нашим бедным российским народом, может быть объяснена только этим. Страшно то состояние, в котором находятся сегодня люди, но одновременно они не желают признать над собою суда Божия и еще более утверждаются в своей самодостаточности.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_6....

Мои воспоминания (Тетрадь Марии Михайловны) Все началось с 1920 года, с летних школьных каникул. Я ходила на церковные службы, почти во все храмы, находящиеся около нашего дома. Не буду перечислять их. Так все было, пока к нам не пришел однажды в воскресный день земляк моей матери прямо с обедни и восторженно заявил о своем восхищении, говоря: – «Ой, кума! Я сейчас пришел к вам прямо от обедни из Александро-Невской Лавры! Слушал там проповедь молодого архимандрита отца Николая. Он очаровал меня своею проповедью. Как он говорит! До сих пор я не слышал ничего подобного... Хорошо у нас на Стремянной говорит проповеди отец Иоанн Титов, а этот отец Николай всех покроет! Да и личность его очень приятная, располагающая, симпатичная... Прошу тебя, сходи, брось свои хлопоты, сходи, не раскаешься. Вот увидишь, как тебе будет приятно услышать его и увидеть...» – Я только что пришла из церкви, и, услышав сие, решила в себе, что обязательно побываю в соборе Лавры, хотя Лавра и далековато от нас, и увижу чудо-проповедника. Через несколько дней я решила исполнить свое желание. День был будничный. Пошла я пешком и пришла в собор уже к концу службы. Отец Николай уже стоял на нижней ступени солеи и давал верующим крест. Народу было не так много. Не спеша я подошла к отцу Николаю, поцеловала Крест и его руку, державшую Св. Крест, и отошла в сторону на небольшое расстояние от него и стала его внимательно разглядывать. Первое, что мне бросилось в глаза, это внимательно-приветливое и ласковое выражение его лица. Он как бы каждого подходящего ко Кресту изучал и старался зафиксировать в своей памяти. Постояв еще немного, я направилась к раке Александра Невского и далее, – вышла из собора и направилась к своему дому, неся в своем сердце радостное, непонятное до сих пор, духовное, возвышенное настроение. Следующее мое посещение было в воскресный день. Пришла я в Троицкий собор к началу Божественной литургии. После чтения Евангелия на амвон вышел о. Николай и произнес свою яркую, выразительную, бесподобную проповедь, которая всецело поглотила все мое девичье внимание. Я твердо решила не пропускать его богослужения. Я стала постоянной поклонницей его таланта. На его службы меня тянуло с неимоверной силой, как магнитом; и когда о. Николай служил в храме, – этот день для меня был настоящим праздником, душа ликовала. Почитатели о. Николая заметили меня и познакомились со мной, даже кто-то из них подарил мне фото о. архимандрита Николая. Фотография эта была сильно затемнена, но я и ею была довольна и на своем письменном столе в рамке поставила против себя. Крепко подружилась я с Еленой Андреевной Шнуренко, близко знакомой с Ярушевичами. Она мне рассказывала, как она ухаживала еще за маленьким Борей в больнице, когда он болел. И еще рассказывала, как он маленьким ребенком чуть не умер от яичной скорлупы, и что великомученик Пантелеимон спас его, за что он всегда ему молится с благодарением за свое спасение...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Скачать epub pdf 1. Недели перед Великим постом Подготовительные недели перед Великим постом Когда Великий пост приблизился почти вплотную и отделяет нас от него только один завтрашний воскресный день, не лишне нам вспомнить о том, что когда и наступит этот пост, то подобно тому, как и перед Великим постом, последние воскресные дни, помимо чисто воскресного празднования, еще были связаны с определенными воспоминаниями. Именно, обновив их в воскресный день, именующийся Неделей о Мытаре и Фарисее, в следующей Неделе о Блудном Сыне, далее – в Неделю о Страшном Суде и, наконец, завтра – в «Прощеное Воскресение», т.е. тот воскресный день, в вечер которого христиане вступают в Великий пост, стремятся примириться друг с другом, взаимно прощая обиды и огорчения. Помимо этого, основное воспоминание завтрашнего дня – это воспоминание падения Адамова, того страшного греха, когда прародители наши в раю изменили Своему Творцу и Создателю, ослушались Его, послушавшись Божия врага, искусителя диавола, и из безгрешных, невинных, бессмертных стали грешными, безответными, должными и смертными, и вот это-то и вспоминается завтра. В течение самого Великого поста, точно так же в каждый воскресный день, помимо чисто воскресного празднования своего, имеет еще как бы дополнительное к нему. Первое воскресение Великого поста – это Неделя Православия, когда Церковь празднует победу своей православной веры над всеми лжеучениями. Во второй воскресный день Церковь воспоминает великого борца за истину православия – святителя Григория Паламу . Третий воскресный день, как вы и сами знаете, именуется Крестопоклонная неделя, потому что Церковь , для нашего поклонения, предлагает нам Животворящий Крест, чтобы укрепить своих чад в прохождении постного подвига постных и молитвенных трудов. В четвертый день к празднованию воскресения прибавляется празднование памяти одного из величайших наставников христианского благочестия – преподобного Иоанна Лествичника , а в пятый воскресный день – вспоминается великая грешница, которая стала потом величайшей праведницей и своим примером указывает всем грешникам, стремящимся к покаянию, что не нужно бояться, как бы много не нагрешил человек, ибо искреннее покаяние всецело и совершенно очищает, возрождает и претворяет самого кающегося человека и его душу. Следующий воскресный день, сам по себе большой праздник, большое торжество церковное, им вспоминается Вход Господень в Иерусалим, а в текущем году, он в особенности будет светел и торжественен, потому что к празднованию Входа Господня в Иерусалим присоединяется еще радостный, светлый, весенний праздник – Благовещение Божьей Матери, которое как раз приходится в этом году на Вербное Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Фарисейство в наши дни. «… Несмь, якоже прочии человецы … или якоже сей мытарь» ( Лк.18,11 ) . Едва только успеют отойти торжественные и радостные праздники Рождества Христова и Богоявления, как Святая Церковь начинает нас готовить к Великому посту – этому спасительному поприщу покаяния. Уже в следующий за праздником Богоявления воскресный день – в неделю по просвещении – мы слышим в наших храмах как бы непосредственно к нам обращенный призыв Самого Господа, вышедшего после Своего крещения на проповедь людям, «сидящим во тьме и сени смертной»: покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное!  ( Мф.4,17 ) . А в следующей после того воскресный день – неделю мытаря и фарисея – Церковь влагает нам в уста спасительный, исполненный скорби вопль души: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Что это значит? Почему это дни радости, дни столь торжественного духовного ликования так быстро сменяются днями скорбного сетования, днями решительного призыва к сокрушению о грехах? Этим нам внушается:  мало только ликовать и праздновать по поводу того, что сделал для нашего спасения милосердный Господь – надо и нам самим что-то, с своей стороны, сделать, дабы усвоить себе спасительные плоды этого уготованного нам Богом спасения. В этом как раз заключается большое, коренное отличие нас христиан православных от протестантов и сектантов. Христиане православные, как и протестанты с сектантами, отлично знают, что Бог даровал нам спасение туне , то есть даром , без каких-либо заслуг с нашей стороны  ( Рим.3,24   и Тит.3,5 ) ,  но усвоить себе это спасение «даром», то есть ничего не делая, мы не можем: мы должны покаяться, а истинное покаяние всегда требует «плодов покаяния», то есть добрых дел, которыми мы доказываем искренность нашего покаяния, искренность нашей веры и нашего обращения к Богу от тьмы греха . Сотворите убо плоды достойные покаяния!  ( Лк.3,8 )  – так взывал, приходившим к нему каяться людям, Предтеча Господень святой Иоанн. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их  ( Мф.7,19–20 )  – учит Сам Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010