Так, по одному ряду апокрифов, тело Марии на три дня разлучилось с душой, после чего Она, как и Ее Сын, воскресла и с телом вознеслась на небо, где и пребывает до сего дня как живой свидетель того воздаяния праведным, которое ожидает всех людей в день Страшного суда. По другому ряду апокрифов, Христос спустился ко гробу Своей Матери, чтобы принять в Свои руки Ее пречистую душу, в то время как Ее тело осталось на земле спрятанным в потаенном месте, ожидая воссоединения с душой «в конце времен» . Большая часть сказаний об Успении Божией Матери датируется не ранее середины V века. Причиной появления благочестивых преданий скорее всего стали новоявленные ереси, которые, по мнению отечественного профессора М. Скабаллановича, стали появляться в Церкви после еретика Нестория, отрицавшего достоинство Марии как Матери Сына Божия . Самым ранним из достоверных святоотеческих свидетельств об Успении Богоматери считаются слова святителя Епифания Кипрского, который жил в середине IV века и тщательно исследовал данный вопрос: «Умерла ли Святая Дева и погребена: во славе упокоения Ея, в непорочности кончина, в девстве – венец; а если умерщвлена, как написано: “и душу Ее пройдет оружие” (Лк. 2: 35), и в таком случае с мучениками слава Ея и в блаженстве святое тело Ея, через которое Свет воссиял миру. А может быть, Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога всё, что Он хочет делать (Лк. 1: 37), ибо о кончине Ея никому не было известно» . Итак, святитель Епифаний предлагает три гипотезы в отношении Успения Марии (естественная смерть, мученичество и бессмертие), но сам не отдает предпочтения ни одной из них . Идея о том, что Мария умерла смертью мученицы, была впоследствии отвергнута Церковью (свт. Амвросий Медиоланский и др.). А в отношении тела святые отцы последующих эпох отдавали предпочтение идее перенесения тела Марии от земли на небо (свв. Григорий Турский, Андрей Критский). В православном богослужении праздника Успения раскрываются следующие особенности почитания кончины Божией Матери: чудесное и торжественное собрание апостолов у одра Божией Матери, прославление Ее ангельскими силами, предание духа Ее в руки Сына – Господа Иисуса Христа, Ее подверженность смерти и нетление по смерти, упоминание об отсечении рук дерзкого иудея (св. Косма Маиумский, тропари на утрени канона праздника Успения). Тело Пречистой было положено в родовой гробнице в Гефсиманском саду, но уже на третий день Господь переселил Свою Матерь в небесные обители (св. Иоанн Дамаскин, тропари на утрени канона праздника Успения).

http://pravoslavie.ru/115370.html

Догмат о телесном вознесении Девы Марии еще менее, чем предыдущий может быть подкреплен Свящ. Писанием и только при помощи чисто спекулятивной экзегезы. В святоотеческой письменности первым о возможности телесного вознесения Богородицы упоминает св. Григорий Турский , целый ряд восточных отцов – свв. Герман Константинопольский , Андрей Критский , Иоанн Дамаскин и Феодор Студит также свидетельствуют об особой кончине Богоматери, что далеко не во всем совпадает со смыслом позднейшего западного догмата. Развитие его в раннем Средневековье было достаточно сдержанным, Мартирологий Усуарда (IX в.), получивший широкое богослужебное распространение, оставляет вопрос об образе кончины Богородицы открытым. Лишь в XII–XIII вв. идея телесного вознесения Девы Марии получает значительное распространение, в частности у Бернара Клервосского и Фомы Аквинского. В середине XVI в. она закрепляется в новой редакции бревиария, проведенной Пием V; в середине XVIII в. Бенедикт XIV объявляет учение о телесном вознесении благочестивым верованием, которое, однако, не принадлежит к сокровищнице веры. В середине XIX в. оно получает новое развитие, во многом под влиянием принятия первого мариального догмата, на I Ватиканском соборе около 200 епископов выступили в его поддержку, которая стала преобладающей в опросе епископата, проведенном в 1946 г. перед окончательной догматизацией. Учение о телесном вознесении Девы Марии довольно скоро обнаружило свою догматическую небезупречность, что явно подтверждает порочность папской непогрешимости и принципа догматического развития. Сам текст апостольской конституции Пия XII не определяет ясно образ исхода Пресвятой Богородицы из земного бытия. Слова «закончив путь Своей земной жизни» позволяют с равным основанием допускать два различных толкования. С одной стороны, не исключается получившее название иммортализма представление о том, что Дева Мария была совершенно избавлена от плена смерти, но это явно противоречит общему свидетельству Свящ. Предания о смерти Богородицы. С другой стороны, преобладающее распространение в католическом мире получило именуемое морталистическим представление о том, что Пресвятая Дева претерпела кратковременную смерть пред тем, как Господь восхитил ее в небесную славу. Хотя этот взгляд не противоречит общецерковному преданию, но он порождает серьезную богословскую проблему, ибо смерть есть следствие и признак первородного греха, и единственный, кто умер хотя «в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ) – это Спаситель, претерпевший смерть добровольно, за грехи людей, поэтому Его смерть имеет искупительное значение. Если же Богородица претерпела смерть, будучи свободной первородного греха, то ее смерть была добровольной и поэтому приобретает некое соискупительное значение, подобное искупительному значению смерти Христовой, что явно противоречит вере неразделенной Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Скачать epub pdf Предисловие Святые Отцы, руководимые Святым Духом, писали свои творения, которые должны были стать достоянием всей Церкви на все времена. Их авторитет покоился не только на личной образованности, даре красноречия или проникновенности автора, но именно на гораздо более драгоценном – на озаренности их ума действием Св. Духа, на чистоте их небесного созерцания и на глубокой непреложности истины того, что ими говорилось и писалось. На основании их учения выносились догматическия и каноническия постановления и на основании их толковалось Священное Писание . Они давали и нравственные указания и наставления, обладающия силой благословенного опыта и божественной убедительности, так что можно было бы сказать, что они указывали дорогу в рай и к небесным наслаждениям. Поэтому, сознавая такое большое значение творений Свв. Отцев, Церковь делала все возможное, чтобы и клир и миряне постоянно находились в общении со Свв. Отцами, то есть читали бы их творения, исполняли их советы и просили их предстательства и молитв пред Богом. Поскольку же творения Свв. Отцев были написаны на разных языках (в основном: греческий, латинский и сирский), то сразу же явилась нужда и в переводах тех Свв. Отцев, которые писали на языках непонятных в широком масштабе для чад той или иной поместной Церкви. Можно сказать, что почти все творения греческих Свв. Отцев были переведены на латинский язык, в время как ряд творений латинских Свв. Отцев были переведены на греческий язык. Сирские Свв. Отцы, в свою очередь, были переводимы на греческий язык. В прошлом веке возник большой интерес к Свв. Отцам и в протестантских странах, особенно к Свв. Отцам и Учителями Церкви до-Никейского периода, творения которых, сопровождаемые научным аппаратом, появились в немецком и английском переводах. Наша великая Русская Православная Церковь едва ли не шла впереди в работе по переводу Свв. Отцев на отечественный язык, и в этом трудились и Духовные Академии и отдельные просветители. Некоторые Свв. Отцы были переведены полностью, некоторые частично. Благодаря сим переводам много восточных и западных Свв. Отцев стали достоянием русского читателя. Но все же очень много Свв. Отцев не были переведены на. русский язык (как ни на какой иной язык вообще), то ли по причине трудности и медленности дела переводов с уже мертвых, архаических языков, то ли по каким иным причинам. Так из греческих Свв. Отцев остался непереведенным (лишь за незначительным исключением) Св. Григорий Палама , Св. Марк Ефесский и др., а из числа латинских Свв. Отцев, где пробел в переводах особенно значителен, не переведены многия драгоценные творения Бл. Августина, Св. Григория Двоеслова , совершенно непереведен Св. Фульгентий Руспийский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

вв.). Св. свщмуч. Александр Епископ, св. муч. Ираклий воин и св. мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия в гор. Адрианополе Фракийском. г. Свв. свщмуч. Епископ Филипп, Север пресвитер и св. муч. Ерм Адрианопольские Фракийские. (IV в.). Свв. свщмуч. Север пресвитер и муч. Дорофей Адрианопольские Фракийские. г. Свв. два мученика во Фракии, раздавленные между двумя камнями. г. Св. вмуч. Димитрий Фессалоникский и св. муч. Лупп в Фессалониках (Солунь). вв.). Св. муч. Димитрий в гор. Сирмиуме (Срем). г. Св. муч. Нестор Фессалоникский. 30.X/12.XI вв.). Св. муч. Феохарис Дакийский. 31.X/13.XI, а так же и 4/17.I (I в.) Св. свщмученик Амплий, Епископ Одессоский (Варна). (I в.). Св. ап. из 70-и Апеллий (Апеллес), Епископ Ираклии (Гераклеи) Фракийской. 6/19.XI вв.). Свв. мученики Евстазий и Евсевий Адрианопольские. 7/20. XI вв.) Св. муч. Авкт, Таврион и Фессалоникия, позднее и св. муч. Александр в Амфиполисе в Македонии, близ Фессалоник. 10/23.XI (середина IV в.). Св. свт. и исп. Епископ Мартиан в изгнании во Фракии, сосланный арианами. г. Свт. Мартин, Епископ Фракийский. 13/26.XI (IV в.). Свв. свщмуч. Идист пресвитер, Едикт и еще три мученика во Фракии, в гор. Перинфе на берегу Мраморного моря. 13/26.XI вв.). Свв. мученики Едикт, Евтиций, Феликс, Гермоген и Аггест во Фракии. 14/27.XI (IV в.). Свв. священномученики Феодот и Димитрий пресвитеры и свв. мученики Клементин, Феодот, Филомен и мн. др., и еще Ираклий, Марциал и Донат в гор. Перинфе, Гераклее (или Ираклии) во Фракии у Мраморного моря. 18/31.XI вв.). Свв. мученики Ерм и Таксий в гор. Аксиополисе на правом берегу р. Дуная в Малой Скифии (Добруджа). или Свв. мученикиДасий (Узий) и Дионисий Доростольские. вв.). Св. мученица Васса и свв. мученики Дионисий, Орион и Дассий в Гераклее Фракийской. 28.XI/10.XII.361 г. Свв. свщмученики, преподобномученики и мученики Тивериопольские (Струмицкие) – Тимофей и Феодор Епископы, Петр, Иоанн, Сергий, Феодор и Никифор иереи, Василий и Фома диаконы, Иерофей, Даниил, Харитон, Сократ, Комасий и Евсевий монахи и муч. Етимасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4 449 Заглавия нет. Внизу показаны разности от него месяцеслова при апостоле импер. публичной библиотеки IX-X века Опущенные внизу числа показывают согласие обоих в памятях. Слова в тексте в скобах показывают, что их нет в апостоле, знак ап. также означает варианты апостола. Сентябрь. 450 1 Начало индикта и память Симеона столпника. 2 св. муч. Мамонта и иже во св. о. н. (ап. преп. о. н.) Иоанна Постника . 3 св. священномуч. Анфима. 4 св. священномуч. Вавилы и св. отроков. 5 св. прор. Захарии и св. муч. Фуфаила. 6 св. архистратига Михаила Хониата . 8 Рождество (Пресв.) Богородицы. 9 (св.) Иоакима и Анны. 12 Кунута (так) и Автонома. Суббота пред Воздвижением. 13 на Воздвижение честного древа (чтение). 14 Воздвижение честного креста. Суббота по Воздвижении. Неделя после Воздвижения и память Симеона, сродника Господня. 15 св. священномуч. (ап. св. мученика) Акакиеи (св. муч.) Никиты. 16 св. муч. Евфимии. 18 св. мучч. Трофима, Доримедонта и дружины их. 20 св. муч. Евстафия (и дружины его). 21 св. муч. Исаакия, еп. кипрского. 22 св. муч. Фуки (так) и дружины его. 24 св. первохуч. Феклы. 26 преставление (св.) Иоанна Богослова. 27 свв. мучч. Калутиана (калутианских) Александра, Зосимы и дружины их. 30 св. Григория великия Армении (ап. епископа Армении и иже с ним). Октябрь. 451 1 св. Домития и Романа. 2 св. священномуч. Киприана (и Иустины). 3 св. (священномуч. Ареопагита) Дионисия. 6 св. Фомы. 7 (свв.) Сергия и Вакха. 9 св. Иакова, брата Божия (?). 11 св. патриархов: Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 12 свв. мучч. Прова, Тараха и Андроника. 13 свв. мучч. Барпа, Павла и друживы. 14 свв. мучч. Гервасия и дружины. 18 св. ев. Луки. 20 св. муч. Артемия. 21 пр. Илариона. 23 Иакова, брата Божия. 24 св. Арефы и дружины. 25 свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). 26 св. (ап. великомуч.) Димитрия. 30 свв. мучч. Кириака и Астерия. Ноябрь. 452 1 св. бессребников (ап. свв. бесср. Космы и Дамиана). 2 свв. мучч. Акиндина, Аффония, Пигасия и дружины. 6 (св.) Павла исповедника. 7 свв. мучч. в Мелитине. 8 собор арханг. Михаила. 11 муч. Мины. 13 св. (Иоанна) Златоустого. 14 св. ап. Филиппа. 15 свв. исповедн. Гурия, Самона и Авива. 16 св. ап. и ев. Матфея. 17 св. Григория Чудотворца . 20 св. патриархов Максима и Геннадия. 21 Введение Пресв. Богородицы. 25 свв. отец Климента римского и Петра александрийского . 30 св. ап. Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В Апреле: 12-го – преп. Василия Парийского, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 95)», по Актам (§ 3-й) указано время жизни святого (при Льве Исаврянине) и географическое положение Парии (§ 1); 18-го – св. Космы, епископа Халкидонского, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 532)», на основании их сделано замечание к житию, где различаются два Авксентия; 19-го – преп. Иоанна ветхия лавры, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 625)», но кроме Актов и Пролога, Святитель пользовался еще житием блаж. Харитона; – свв.мм. Христофора, Феоны и Антонина, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 747)», отсюда (§ 3-й) и сделаны к Проложному сказанию (§ 2-й) некоторые добавления; – св. Трифона, патриарха Цареградского, в Прологе: «Акты свв. (апр., т. II, 627)», Святитель использовал §§ 2, 4 и 3, находящегося здесь исторического исследования, дополнив сказание Пролога; 20-го – преп. Феодора Трихины, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 756)», отсюда взяты дополнения к Прологу о мире (§ 3) и демонах; – преп. Анастасия Синайского, в Прологе: «Акты свв. (апр. II, 850)», отсюда (§ 13) взято начало жития – о ереси акефалов; о Петре Могосе в Актах краткие сведения, и Святитель здесь пользовался еще каким-то источником; примечание к житию составлено по Актам; 24-го – преп. Елизаветы чудотворицы, в Прологе: «Акты свв. (апр. III, 272)», отсюда взято начало жития и его конец (§ 3), а также некоторые факты, дополняющие Проложное сказание; – свв.мм. Пасикрата и Валентина, в Прологе: «Акты свв. май, VI, 23)», отсюда и взяты дополняющие Пролог сведения. В Мае: 28-го – преп. Никиты епископа Халкидонского, краткое проложное сказание дополнено из службы святому. В Июне: 5-го – св. Дорофея епископа Тирского, во втором месяцеслове: «несть ничого, только взменка о нем у Никифора (X, 9-я) et Comel. a Lapide»; в Пологе ссылка на того же Никифора и – «в апостоле напочатку о нем зри»; из указанных источников дополнено повествование Пролога; 6-го – преп. Илариона Далматского, в месяцеслове: «только що в Прологе, также в Чете»; ВЧМ (июнь, л. 111 об.) и жития Феодора Студита и сделаны добавления к проложному сказанию, которое передано свободно; 16-го – св. Тихона, епископа Амафунтского, в месяцеслове: «нет нигде ничого»; Святитель дал распространенный пересказ проложного синаксаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

28 марта – в Африке свв. мучч. Рогата, Суксеса и 16 иных . Отмечены мартирологом Иеронимовым. 29 марта – комита Армогаста, архимима Маскула и Сатурна , пострадавших от короля Гензериха за Православие. Известия о них находятся в летописи Виктора епископа Витского. 31 марта – в Африке свв. мучч. Феодула, Анезия, Феликса, Конелии и дружины их . Отмечены Иеронимовым мартирологом. 5 апреля – в Африке страдания свв. мучч., во время гонения арианского короля Гензериха, избитых в церкви во время Пасхальной службы. Об их мученической кончине сообщает Виктор, епископ Витский. 6 апреля – в Карфагене св. муч. Флавий Маркеллин за защиту Православной веры был убит еретиками-донатистами в 411 году. О его мученичестве сообщается в послании Карфагенского Собора 411 года императору Гонорию. 7 апреля – в Африке свв. мучч. епископа Епифания, Доната, Руфина и 13 иных . Упоминаются Иеронимовым мартирологом. 8 апреля – в Африке свв. мучч. Януария, Максима и Макария. В Карфагене св. Концессы . Упоминаются Иеронимовым мартирологом. 9 апреля – в Африке свв. мучч. Массилийцев (Марсельцев) , о коих блаженный Августин произносил проповедь . О них говорит и Иеронимов мартиролог, и древний календарь Карфагенский. Пострадали в гонение Диоклетиана. 17 апреля – в Африке св. муч. Маппалия . о котором в своем послании говорит св. Киприан. Пострадал при императоре Декии в 250 году. Упоминается и мартирологом Иеронимовым. В тот же день – свв. мучч. Фортуната и Маркиана , упоминаются Иеронимовым мартирологом. 20 апреля – в Галлии свв. Маркеллина. епископа Ембоонского и его двух сотоварищей, Викентия и Домнина, просветителей южной Галлии . По происхождению они были из Африки. Существует древнее житие. 24 апреля – обращение блаженнаго Августина . 29 апреля – в Цирте (ныне Константина) в Нумидии страдания свв. Агапия и Секундина, епископов, воина Емелиана, дев Тертуллы и Антонии и жены некоей с двумя младенцами , при императоре Валериане. Их имена сообщает Римский мартиролог. 30 апреля – в Ламбезе в Нумидии свв. мучч. Мариана, чтеца, и Иакова, диакона, пострадавших во время Декиева гонения. Есть древнее повествование «Страдания свв. Мариана и Иакова». О них говорит в проповеди «На рождение в небеса мучеников Мариана и Иакова» блаженный Августин . В их память есть высеченная на скале около Константины надпись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Иоанна милостивого, «списанное от Леонтия епископа Неаполитанского и от Метафраста», – Жизнь свв. Отцов, кн. 1-я, с. 178–205; Святитель излагает житие сначала по Метафрасту (Сурий I, 570, § 2–6), а затем по Жизни свв. Отцов. На основании того же Леонтиева жития Святителем составлены еще жития: 22 октября – св. Петра, «иже прежде мытарь бе», представляющее выбор некоторых эпизодов из жития Иоанна милостивого и 22-го апреля – Виталия монаха; источник в Четиих-Минеях не указан, но в Прологе заметка: «Bollandus 1 iann., die II-u f. 702 sed vide librum de Vitis ss. pp. 197 и 198 in vita Ioannis Elemosinarii»; 19-го ноября – преп. Варлаама и Иоасафа Индийского, «от Иоанна Дамаскина вкратце собранное», – Жизнь свв. Отцов, кн. 1-я, с. 242–338; 15-го января – преп. Павла Фивейского, «от Иеронима и Чет’и» – Жизнь свв. Отцов, кн. 1-я, с. 17–20, ВЧМ, январь, л. 405; 17-го января – преп. Антония великого , «от св. Афанасия, архиепископа Александрийского списанное, зде же отчасти сокращенно» – Жизнь свв. Отцов, кн. 1-я, с. 35–60; 26-го марта – преп. Малха, «из св. Иеронима сокращение» – Жизнь свв. Отцов, кн. 1-ая, с. 93–96; 1-го апреля – преп. Марии Египетской, «списанное Софронием патриархом Иерусалимским», – Жизнь свв. Отцов, кн. 1, с. 381–392; 12– го июня – преп. Онуфрия великого и других пустынножителей, «повествованное и написанное Пафнутием, Египетским пустынником», – Жизнь свв. Отцов, кн. 1-я, с. 99–103. 208 Святитель, составление Луга духовного приписывает не одному И. Мосху, а и Софронию, впоследствии патр. Иерусалимскому (см. житие его 11 марта). 209 Сюда относятся: В Октябре: 4-го – преп. Аммона, «списанное Палладием, Руфином и Афанасием Александрийским » – Жития свв. Отцов, кн. VIII, с. 8; кн. II, с. 30 и кн. 1, с. 32; – Павла препростого, «Руфин гл. 31; Палладий гл. 28», но только во втором издании Четиих-Миней, в первом источники совсем не указаны – Жития свв. Отцов, кн. II, гл. 31 и VIII, гл. 28. В Январе: 13-го – преп. Иакова Низибийского , «Феодорит в истории Боголюбивых» – Жития свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

559 Четии-Минеи, 26 ноября и Сурий, т. VI, с. 632, §§ 9, 16, 19 и 6. Подобное же изменение порядка событий наблюдается в житиях: св. Иоанна Златоуста , 13 ноября – ВЧМ, лл. 413, 359 и 387; св. Павла исповедника, 6 ноября – Сурий, III, 653, § 4-й; св.м. Иерона, 7 ноября – Сурий, VI, 136, § 8; св. Феодора Студита , 11 ноября и ВЧМ, л. 396 и далее. 560 Георгий рассказывает, что в Сикее, вблизи дороги была diversorium, где находила себе приют и заработок corpore красивая девушка Мария, жившая с сестрой и матерью. Мимо их жилища проходил Косьма, завернул туда и, увлеченный красотой Марии, cum еа concubuit. Мария зачала от него и оставила vitam meretricis... Выдержано это и дальше: злой дух называет Феодора filius meretricis; бабка Елпидия прославляет Бога за то, что Он meretriciis spermis вывел плод, производящий розы и фрукты и т.д.См. Acta SS., апрель, т. III, л. 33, §§ 3, 6, 18, 26. Ср. Четии-Минеи, 22 апреля, л. 361 об. 566 См., напр., жития: св.м. Конкордия (ср. Четии-Минеи, 4 июня, Акты свв., январь, I, 9) и свв.мм. Фронтасия, Севериана, Северина и др. (Четии- Минеи, – то же число Акты свв., ibid., с. 79-я); свв.мм. Петра, Дионисия и иже с ними (Четии-Минеи, 18 мая, Акты свв., май, III, 452); свв.мм. Феопемпта и Феоны (ср. Четии-Минеи, 5 января, Акты свв., январь, I, 1087); св.м. Лукии (ср. Четии-Минеи, 13 декабря, Сурий, VI, 987); св.м. Серафимы (ср. Четии-Минеи, июля 29-го и Сурий, V, 30); св. архидиакона Лаврентия (ср. Четии-Минеи, 10 августа, Сурий, IV, 607, §§ 8–22-й); свв.мм. Тараха, Прова и Андроника (ср. Четии-Минеи, 12 октября и Анналы Барония, т. II, с. 665–672); св.м. Саввы готского (ср. Четии-Минеи, 15 апреля, Акты свв., апрель, II, 88 или Сурий, II, 695); преп. Зосимы Финикийского (ср. Четии-Минеи, 8 июня и Евагрия «Церковная история», кн. IV, гл. 7); свв.мм. Едесских (ср. Четии-Минеи, 25 августа и Феодорита «Церковная история», кн. IV, гг. 15–16) и др. 567 Мы перечислим здесь буквальные переводы из Метафраста, которые в предыдущей главе не были указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010