11. С. 61; Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской ркп. 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М.; СПб., 2008. Вып. 12. С. 38-90. Лит.: Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 405; Martinov I. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus. Brux., 1863. P. 221; Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 42-43; Ключевский. Древнерусские жития. С. 275; Верюжский. Вологодские святые. С. 299-325; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 36-37; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Каменского Духова мон-ря, испр. и доп. Н. Суворовым. Вологда, 1885. С. 16-18; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 56-59; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902. С. 268-273; Голубинский. Канонизация святых. С. 149; Белоброва О. А. Житие Иоасафа Каменского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 269-270; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991; Кобрин В. Б. Мат-лы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI вв. М., 1995. С. 20-21; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 129; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. С. 323-330; Семячко С. А. Проблемы изучения региональных агиогр. традиций (на примере вологодской агиографии)//Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 139-142; она же. Старчество и сборник «Старчество» на Руси//Рус. лит-ра. 2008. 1. С. 144-154; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий»//Рус. агиография. СПб., 2005. С. 32; Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1о)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242-260; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008. С. 305. С. А. Семячко Иконография Прп. Иоасаф Каменский с житием. Икона. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Прп. Иоасаф Каменский с житием. Икона. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Под 10 сент. иконописные подлинники рекомендуют изображать И. следующим образом: «Млад, в клобуке черном, кудерцы знать, риза преподобническая, схима на плече, в руке свиток». Текст на свитке: «Владыко Исусе, Царю, призри с высоты небесныя» (ИРЛИ ПД. Перетц. 524. Л. 58 об.). В др. рукописи к этим словам на свитке приписано: «...на место сие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 31 об.); «Млад, в схиме» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130). Более подробное описание содержит ряд уточнений: «...подобием млад, в клобуке черном, кудерцы знать из-под клобука, ризы монашеския; нецыи пишут схима на плечах, в руках свиток; а в нем написано: Владыко Иисусе Царю, призри с высоты небесныя» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 32)

http://pravenc.ru/text/578044.html

Ист.: Житие Иоанна-Игнатия Угличского//Ярославские ЕВ. 1873. 28. Ч. неофиц. С. 223-224; Житие Кассиана Учемского//Там же. 14. Ч. неофиц. С. 114-115; Житие Паисия Угличского//Там же. 17. Ч. неофиц. С. 137; Житие прп. Игнатия, Прилуцкого чудотворца (в мире князя страдальца Иоанна). Вологда, 1911; ПСРЛ. Т. 12. С. 214; Т. 13. С. 135; Т. 20. Ч. 1. С. 357; Т. 24. С. 209; Т. 25. С. 330, 333; Т. 26. С. 287; Т. 28. С. 161, 321-322; Т. 29. С. 39; Т. 30. С. 202; Т. 34. С. 26, 178, 180; Т. 37. С. 97-98, 195-196; Угличский летописец: По списку Е. В. Барсова из собр. рукописей Ростовского музея/Отв. ред.: А. А. Севастьянова; подгот.: Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996. С. 43-44, 46; Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского: Тексты и словоуказатель/Ред.: А. С. Герд. СПб., 2009. С. 49-60, 5-17. Лит.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 271; Верюжский. Вологодские святые. С. 387-404; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 149-150; Добряков Д. К. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», находящейся в вологодской тюремной церкви. Вологда, 1897; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Прил. 3. С. 556; Голубинский. Канонизация святых. С. 153, 420, 421, 425, 432-434; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 1914. С. 25, 41-45; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 290-291; Каган М. Д., Прохоров Г. М. Логгин//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 69-71; Старая Вологда, XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. 181; Шульгина Э. В. Лицевой сборник житий Вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242-261; Биланчук Р. П. Иван Угличский (Игнатий Прилуцкий) (1480-1522): Благоверный князь, вологодский и угличский святой//Вологда в минувшем тысячелетии: Человек в истории города. Вологда, 2007. С. 24-25. А. А. Булычёв, А. А. Романова Иконография Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг.

http://pravenc.ru/text/293415.html

«Хризограф»: Вып. 2/Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; ФАКК; ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря — М.: изд-во «Сканрус», 2005. — 336 с. 7 сентября 2005 г. 17:58 В очередном выпуске «Хризографа» рассматриваются проблемы изучения древнерусских, греческих и латинских рукописей, в том числе палеографии, кодикологии, текстологии и истории искусства. Уделено внимание технико-технологическим аспектам древнерусской живописи, методам работы средневековых мастеров. Ряд памятников публикуется впервые.   Содержание сборника Быкова Г. З. Пергамен как основа средневековых рукописей Фонкич Б. Л. Греческие рукописи собрания М. П. Погодина Bruni A. M. Sulla datazione del codice Vat. gr. 460 delle Orazioni di Gregorio di Nazianzo ( Бруни А. М. О датировке кодекса Слов Григория Назианзина Vat. gr. 460) Добрынина Э. Н. О датировке миниатюр греческого Евангелия 999 г. ГИМ. Муз. 3644 Смирнова Э. С. Русский лицевой Служебник XIV в. в Нью-Йорке Парпулов Г. Р. Художественное оформление Четвероевангелия болгарского царя Георгия II Тертера (Афон, Хиландар, 18) Лифшиц Л. И. Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея Игошев B. В. Исследование и атрибуция орнаментального тиснения на кожаном переплете Евангелия ГИМ. Син. 742 Жемайтис C. Г. К вопросу о происхождении и бытовании Киевской Псалтири (1397–1518 гг.) Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV–XVI bb. Moussakova E. Pimen of Zograph " s Manuscripts as an Example of Collaboration among Scribes ( Мусакова Е. Рукописи Пимена Зографского как пример сотрудничества писцов) Афанасьева Т. И. Некоторые особенности состава славянских Служебников XI–XV вв. в сравнении с греческими Евхологиями этого периода Уханова E. В. Новые данные о переводах Студийского устава в 1-й пол. XIII в., происходящие из библиотеки Иосифа Волоцкого Мошкова Л. В. Западнорусская Кормчая особого состава Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1) Иванова Ж. Н. Уникальный экземпляр киевских гравированных «Святцев» 1-й трети XVII в. в составе сборника ГИМ. Муз. 293 Лифшиц А. Л. Кириак Ястребенский — неизвестный книжник 2-й четв. XVIII в. Лебедева И. Н. К проблеме взаимоотношения русской книжной миниатюры и иконописи (о некоторых лицевых рукописях из коллекции Н. П. Лихачева) Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/39056.html

16Некрасов И. О портретных изображениях русских угодников в их житиях//Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1866, Отд. 2. С. 128. Попутно следует отметить, что данному автору принадлежит исследование, в котором он рассматривает первоначальные редакции Житий святых (Некрасов И. Зарождение национальной литературы в Северной Руси. Ч. 1. Одесса, 1870). 17 См. о нём: Лебедев В. Иконописные труды преподобного Дионисия Глушицкого Чудотворца. Вологда, 1900. 18 Антонова В.И.; Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Т. 1: XI - начало XVI века. М., 1963. С. 305. См. также: Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1994. С. 69, Табл. 61; Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XVII - XVIII вв. М., 1995. 19 Антонова В.И.; Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. С. 306; Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Изд. 3. СПб., 1882. Месяцы: май - Август. С. 184. Клеймо иконы, на котором изображен преподобный Дионисий, пишущий образ святого Кирилла Белоезерского см. на вклейке к статье Ю.Н. Дмитриева (О творчестве древнерусского художника//ТОДРЛ. Т. 14) между стр. 552 и 553, С образа преподобного Кирилла Белозерского, написанного преподобным Дионисием Глушицким, в последующее время делались копии. Одну из них см.: Мартынова М.В. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII - XVII веков. М., 1973. Табл. 8. 20 Антонова В.И.; Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Т. 1. С. 306. Как отмечает А.И. Анисимов об иконографии преподобного Кирилла, «на протяжении одного столетия совершился сложный процесс иконизации святого, переход от реального, натуралистического портрета к условной, обобщающей идеализации облика и иконе... Реальный тип, запечатленный Дионисием Глушицким, еще долго продолжает жить, и с портрета пишутся копии, более или менее близкие к исходному оригиналу» (Анисимов А.И. Иконизация Кирилла Белозерского). Из истории портрета в древнерусском искусстве//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1987. М, 1988. С. 194- 195.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В составе Собора русских святых изображение И. встречается на иконе из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (1-я пол. XIX в., ГМИР) - 2-й слева в 1-м ряду левой группы святых, с надписью на нимбе «Ihokehmiu Вол[ог]одск». И. представлен в ряду подвижников XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия, еп. Ковровского, ризница ТСЛ) и на ее авторских и совр. повторениях - 2-м слева во 2-м ряду группы Вологодских чудотворцев. И. в рост, с четками в руках изображен на рисунке для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 200). И. изображен слева среди Вологодских святых на поле иконы Божией Матери «Вологодская» (ок. 2002) работы А. М. Зубова из иконостаса придела прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде. В среднике - поясное изображение Богоматери с Младенцем на левой руке, над Ней - образ благословляющего Спасителя с раскрытым Евангелием. По периметру расположены поясные образы угодников, прославившихся на Вологодской земле. Образ И. в молении (с волосами до плеч и клинообразной бородой) соседствует со святыми, к-рые изображались в сонме Вологодских, Новгородских и Белозерских чудотворцев. Существуют совр. иконы, на к-рых И. представлен прямолично в рост с благословляющей десницей. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 120; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 94. Кат. 37, 39, 41, 42; Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 251-252, 258; Шамина И. Н. Прп. Иннокентий Комельский и основанный им мон-рь//ВЦИ. 2009. 1/2(13/14). С. 26-99.

http://pravenc.ru/text/389625.html

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54; Иоанн (Калинин). Описание Нило-Сорской муж. общежит. пуст. Новгородской епархии. М., 1913; Чугреева Н. Н. «Собор Белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51; Романенко Е. В. Первый скит России: страницы истории XV-XX вв.//К свету: Край Кирилла Белозерского. 1996. 15. С. 62-92; она же. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003; она же. Древнее житие прп. Нила Сорского//ВЦИ. 2009. 3-4(15-16). С. 93-106; она же. Иконография Нила Сорского: Традиции почитания//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2017. Т. 3. С. 159-175; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 189, 227; Т. 2. С. 184-185; Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. М., 1999; Прохоров Г. М., ред. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Соч. СПб., 2005; Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 249, 258. Ил. 5; Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006; Казакевич Т. Е. Стенопись Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря//Ферапонтовский сб. М., 2006. Вып. 7. С. 79-115; Творения прп. Нила Сорского: 500-летию со дня преставления посвящается. Кириллов, 2008; Прп. Нил Сорский и основанная им пуст. (к 500-летию со дня преставления святого): Кат. выст./КБМЗ. Кириллов, 2008; Шевченко Е. Э. История создания Жития прп. Нила Сорского//Рус. агиография: Исслед. Публикации. Полемика. СПб., 2008. С. 744-760; Армеева Л. А. Часовня прп. Филиппа Ирапского в г. Череповце//Ферапонтовские чт. Вологда, 2010. Вып. 3. С. 123-131; Басова М. В. «Благословение Нило-Сорской пустыни наследнику цесаревичу» (об одной иконе из собр. ГМИР)//Ферапонтовские чт. Вологда, 2010. Вып. 3. С. 14-18; Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 168-169, 230-231. Ил. 101, 143; Прил. к альбому: Компакт-диск/ГРМ. СПб., С. 267-269, 357-359. Кат. 233, 234, 311, 312; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания. СПб., 2011; Алёхина Л. И., Башлыкова М. Е. Собрание рукописей//Сокровища Валаамского мон-ря/Сост. архим. Сергий (Раяполви). [Хельсинки,] 2013. С. 70; Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 86, 89, 259. Кат. 51, 52; Русские святые: Избранные иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 208-213. Кат. 37; Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст. Кириллов, 2017. С. 272-278, 282-283. Кат. 94, 97.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

3 Антонов А. В. Вотчинные архивы Московских монастырей и соборов XIV — начала XVII века//Русский дипломатарий. Вып. 2. М., 1997. С. 90. 4 Там же. С. 90, 91, 92, 93, 94, 95; Антонов А. В.; Баранов К. В. Неизвестные акты XIV–XVI века из архива Московского Чудова монастыря//Там же. С. 20–21; Кистерев С. Н. Акты Московского Чудова монастыря 1507–1606 годов//Русский дипломатарий. Вып. 9. М., 2003. С. 63–64, 71–74, 75–84, 86–88, 89–90. 8 Там же. С. 32–33. Более подробно об этом говорится в Степенной книге (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 380–383). 10 Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 62. Некоторое время в Чудовом монастыре в эти годы находился “чернец Васьян Рушенин крылошенин” (Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 295). 11 Последние годы своей жизни он провел, подвизаясь в Спасо-Каменном монастыре Вологодской епархии (Архимандрит Макарий. Сосланы на Спас-Ка­мень//Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 216; Архимандрит Макарий (Веретенников). Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533)//Альфа и Омега. 2002. 4(34). С. 97–98). 12 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 83. См. также: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 215. Как предполагает Г. С. Гадалова, автором “Канона и Сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков”. — Гадалова Г. С. Канонизация преподобного Макария Колязинского: Службы и жития святого//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 3(9). С. 47. 13 РНБ. Ф. 304. Сборник житий. Л. 38 об.–39; Иеромонах Павел (Крылов). Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. С. 17–19. 14 Титов А. А. Суздальская иерархия. Материалы для истории Русской Церкви. Вып. 4. М., 1892. С. 54. 15 Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977. С. 286. 16 Титов А. А. Суздальская иерархия. С. 54.

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Из жития Михаила Клопского (Сборник НСБ. 1491. Л. 243 об.) и жития Александра Свирского (Сборник НСБ. 1491. Л. 253). В житии Сергия Радонежского (Сборник НСБ. 1274. Л. 275 об.). В житии Сергия Радонежского (Сборник НСБ. 1274. Л. 275); в житии Димитрия Прилуцкого (Новг. Четьи-Минеи митрополита Макария. 1320. Л. 75 об.); в похвальном слове Дионисия Глушицкого (Сборник НСБ. 1491. Л. 45) и др. Сборник НСБ. 1424. Л. 55–55 об.56:62; 1491. Л. 8–8 об. Сборник НСБ. 1491. Л. 356; 1424. Л. 7–7 об. Сборник НСБ. 1320. Л. 79–79 об. Сборник НСБ. 1491. Л. 160 об. Из слова похвального Пафнутию Боровскому (Сборник НСБ. 1424. Л. 30 об). Сборник НСБ. 1491. Л. 183, то же и в других похвальных словах. Из жития Прокопия Устюжского XVI в. (Соловецк. Библ. 826. Л. 505). В житии Михаила Клопского (Сборник НСБ. 1491. Л. 248), в житии Димитрия Прилуцкого (Четьи-Минеи митрополита Макария; рукопись НСБ. 1320. Л. 75). Сборник НСБ. 1491. Л. 160. Летописи русск. литер. и древн. кн. VI. С.72:77–79. Иона сам прекрасно описал житие архиепископа Евфимия, своего друга и предшественника (Сборник НСБ. 1491. Л. 428). Сборник НСБ. 1424. Л. 41–41 об. Житие Пафнутия Боровского описал ученик его Вассиан, архиепископ Ростовский и Ярославский (Сборник НСБ. 1424. Л. 1). Так составлено было похвальное слово Александру Невскому. В начале его читаем “многим убо летом мимошедшим никтоже исписа опасно, ниже воспомяновение сотвори о блаженных и приснопамятных отцех, просиявших в странах русския земли, ихже прослави Бог в последния времена. Егда же достигшу лет в ня же скипитры русскаго царства держащу, благочестивому царю великому князю Ивану Васильевичу всея Русии, и сему вложи Бог в сердце мысль благу еже прославити непобедимаго воина великаго князя Александра, и мине убогаго понудившу сплести сие похваление”. — Сборник НСБ. 1491. Л. 165–165 об. Тогда же по повелению великого князя и митрополита Макария составлено похвальное слово митрополиту Ионе, новому чудотворцу (Сборник НСБ. 1491. Л. 187), Михаилу Клопскому (Там же. Л. 242–251), Иоанну архиепископу Новгородскому (Там же. Л. 156); в это время Зиновий Отенский пишет слова на память Соловецких чудотворцев (Православный Собеседник . 1859. Кн. 2 и 3); Пахомий Логофет, кроме слова на память святителя Алексия (Макарьевские Четьи-Минеи; Сборник НСБ. 1320. Л. 278), переделывает похвальное слово Сергию Радонежскому (Сборник НСБ. 1274. Л. 275); так переделано и дополнено новыми вставками слово благоверной княгине Ольге (Сборник НСБ. 1424. Л. 148 и след.).

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

Позвольте, Милостивый Государь и Архипастырь, при настоящем случае поднесть мне маленький труд, который еще не был особо издан. – Таблицу древних русских княжеств нашего западного края. Думаю теперь ее пополнить галицкою и венгерскою Русью. Мне будет дорог Ваш просвещенный взгляд и на мою лепту для пользы общей. Убедительно испрашивая Ваших святых молитв и благословения, с отличным высокопочтением и искреннею преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства Милостивого Государя и Архипастыря всепокорнейший слуга К. Сербинович С.-Петербург. 2 августа 1867 г. XLVI. Письмо епископа тульского Алексия Еп. Алексий, в мире Руфин Иван. Ржаницын, сын протоиерея вологодск. ей., обучался сначала в вологодск. семин., затем в московск, академии; 1837 г. нояб. 12 – пострижен, 13 нояб. – иеродиак.; 1838 г. июня 29 – иером., 22 авг. – инспект. московск. семин.. 1 декаб. – магистр; 1843 г. февр. 8 – рект. москов. семин. и настоят. Заиконоспасск. м., 14 февр. – архим.; 14 марта 1847 г. – рект. москов. акад.; 25 авг. 1853 г. – еп. дмитровский, хиротон. 20 сент.; 20 июля 1857 г. – еп. тульский; 29 авг. 1860 г. – еп. таврический; 28 нояб. 1867 г. – архиеп. рязанский; 9 сент. 1876 г. – архиеп. тверский. Сконч. 9 июня 1877 г. CCLXXXII Высокопреосвященнейший Владыко, Благодетельнейший Отец мой и Архипастырь. И еще о мне поскорбите и пожалейте: от графа Александра Петровича 31 вчера получил я письмо, которое привело мне на память совет благоразумия: не всякому слуху верь, – и отеческое наставление Вашей мудрости: да творит дело по возможному разумению и по совести, и положит его к стопам Господа. Впрочем, из письма видно, что и Александр Петрович добр, как христианин. Жаль только, что он рассуждает о награде, (которой, без сомнения, мне заслужить некогда), а не о поддержке, которая по обстоятельствам нужна. Видно Господь научает меня терпению и смирению. Спокойно и со благодарением Господу внимаю, и всю надежду в дальнейшем действовании среди несмирной паствы, на Него возлагаю. Не могу ли научиться побеждать терпением, и равнодушно бороться с затруднениями? Одного боюсь: скоро киевский владыка 32 будет заседать в Св. Синоде 33 , Вашему Высокопреосвященству опять дает Господь труд, приучать к делам нового викария 34 . И двенадцатый 35 да будет не последний, хотя и прочный более предшественника 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

По обеим сейчас указанным причинам и в рассматриваемое нами время могло бы быть написано у нас житий наших святых немного более, чем в период до-монгольский. Но особые исторические обстоятельства нашего времени вызвали предков наших на то, чтобы они озаботились прославлением своих святых посредством житий с нарочитым старанием. После собора Флорентийского и вскоре за ним последовавших окончательного разрушения Турками византийской империи и взятии ими Константинополя, высокая роль представительницы православного христианства перешла, по представлениями предков наших, на нашу Россию; представительница православного христианства должна была украшаться тем, что составляет венец этого украшения – сонмом святых: это и заставило предков наших не таить и не полагать под спудом славу своих святых, но с нарочитым старанием извести её на свет общего ведения и видения. В продолжение двухсот лет от нашествия Монголов до Флорентийского собора у нас написано было житий святых только одним или двумя более чем в период до-монгольский, т. е. шесть или семь. Тотчас после собора Флорентийского – взятия Константинополя Турками, у нас началось усиленное писание житий святых, что и продолжалось до митрополита Макария включительно, так что в течение ста двадцати пяти лет от собора до его смерти житий написано было [до 49, а если считать отдельно редакции одних и тех же житий, – до 52; кроме того составлены: надгробные слова 5 святым, целый патерик Волоколамского монастыря и до 7 новых редакций прежних житий]. Точнейшим образом за эти сто двадцать пять лет история писания житий святых такова: тотчас после собора Флорентийского начали писать жития с возможной поспешностью; по некоторому времени эта спешка улеглась и писание житий пошло ровным постепенным ходом, против прежнего времени форсированным; митрополит Макарий и книжные русские люди его времени, при которых государь наш формальным образом возложил на себя венец царей византийских и государство наше формальным образом заняло место империи византийской, по этому именно поводу, о чём мы говорили выше, показали заботливость о написании житий святых ещё несравненно большую, нежели как это было тотчас после собора Флорентийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010