Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРМЕНГАРДА Ворота и надвратная капелла арх. Михаила мон-ря Фрауенкимзе. 60-е гг. IX в. Ворота и надвратная капелла арх. Михаила мон-ря Фрауенкимзе. 60-е гг. IX в. [лат. Irmgart, Irmingart, Irmengardis; нем. Irminhart, Irmengard] (832 или 833 - 16.07. 866), блж. (пам. зап. 16 июля), дочь восточнофранк. кор. Людовика II Немецкого. Считается, что И. была настоятельницей мон-рей Бухау (на оз. Федерзе) и Фрауэнкимзе. Из-за практически полного отсутствия источников сведения о ее жизни и деятельности крайне скудны. И. была 3-м (после Карломана и Хильдегарды) ребенком кор. Людовика II Немецкого и Эммы Баварской. Исходя из того что родители венчались в 827 г., исследователи полагают, что И. род. в 832 или 833 г., вероятно, в Регенсбурге, где находилась постоянная королевская резиденция. Эта датировка подтверждается сведениями из некролога Санкт-Галленского мон-ря, где сообщается, что она умерла в возрасте 34 лет, и результатами экспертизы мощей И. Старшая сестра И. Хильдегарда была настоятельницей монастыря Мюнстершварцах, в 856 г. ее преемницей стала их младшая сестра Берта. И. получила в управление мон-ри Бухау и Фрауэнкимзе. Единственным документальным свидетельством деятельности И. в Бухау является грамота кор. Людовика Немецкого, подтверждавшая обмен между «возлюбленной нашей дочерью» И. (не названа аббатисой) от монастыря Бухау и аббатом монастыря Райхенау Фольквином. Согласно распоряжению короля, к Бухау отходили 4 владения (kilstriones) в Заульгау (ныне Бад-Заульгау) и его окрестностях; Райхенау получал земли близ Хайденхофена. Грамота датирована 28 апр. 857 г. и является одним из древнейших (наряду с пожалованием 819) документов, касавшихся основанного ок. 770 г. мон-ря Бухау. В обители Фрауэнкимзе не сохранилось сведений о том, что И. была аббатисой Бухау (Das Bistum Konstanz. 1994. Bd. 4. S. 217). Не известно ни одного современного событиям письменного свидетельства о пребывании И.

http://pravenc.ru/text/674069.html

Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший [лат. Conradus, Chuonradus, Chunradus; нем. Konrad] (ок. 900 — 26.11.975, Констанц, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия), св. (пам. зап. 26 нояб.), еп. г. Констанц в Швабии (с 934). Сведения о К. содержатся в документах Соборов оттоновской эпохи (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 203–207), в дипломах герм. кор. и имп. Оттона I (MGH. Dipl. Reg. Imp. N 85. P. 166-168; N 236. P. 327–328; N 418. P. 570–571), а также в Санкт-Галленской монастырской хронике аббата Эккехарда IV (2-я треть XI в.). Имя К. указано в списке епископов Констанца 2-й пол. XII в. (MGH. SS. T. 13. P. 325). Основным источником сведений о К. считается его Житие (BHL, N 1917), составленное мон. Одальскальком из аббатства св. Ульриха и св. Афры в Аугсбурге в 1122-1123 гг., в ходе подготовки канонизации К. В 1-й книге рассказывается о жизни святого, во 2-й — о чудесах, происходивших на его могиле. После возвращения из Рима, где на Латеранском I Соборе папа Римский Каллист II причислил К. к лику святых, Одальскальк дополнил Житие 3-й книгой, в которой описал торжественное перенесение мощей святого (26 нояб. 1123); по-видимому, работа над Житием была завершена к концу года ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93). Все 3 книги Жития сохранились только в одной рукописи XII в. из Венской национальной б-ки (Vindob. 573) (Ibid. S. 87–90). Еще 6 рукописей XII–XVII вв. содержат либо 2 первые книги, либо фрагменты Жития и «Историю св. Конрада» (Historia Sancti Konradi) — рифмованную службу святому ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93–94; idem. Historia S. Konradi. 1975. P. 107–128). Вероятно, между 1127 и 1134 гг. на основе 1-го Жития было написано 2-е Житие (BHL, N 1918; MGH. SS. T. 4. P. 436–445); его составителем предположительно был каноник аббатства Кройцлинген или монах монастыря Петерсхаузен ( Maurer. 2003. S. 125). Текст 2-го Жития сохранился в 2 рукописях XII и XIV вв. ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 94).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛ (сер. VI в.- ок. 650, Арбон), прп. (пам. 16 окт., пам. зап. 16 окт.), отшельник, к к-рому возводится история аббатства Санкт-Галлен (Швейцария), возможно один из спутников св. Колумбана . Существует неск. Житий Г. Первое, анонимное, было написано неким клириком по образцу «Vita S. Columbani» Ионы из Боббио в кон. VII в. По инициативе Госберта, аббата Санкт-Галлена, были составлены еще 2 жития - мон. Веттином из Райхенау (816-824) и Валафридом Страбоном (между 817 и 837). Существует стихотворное переложение жития (сер. IX в.). Житие, датируемое кон. IX в., приписывается Ноткеру Заике , монаху Санкт-Галленского мон-ря. Проповедь, опубликованная под именем Г. (PL. 87), ему не принадлежит. Согласно данным житий и сохранившейся в одной из рукописей Санкт-Галлена родословной Г., святой род. в Ирландии, в знатной семье и поступил в мон-рь Бангор . Уже в Ирландии он был рукоположен во пресвитера. По нек-рым сведениям, Г. был братом св. Деикола , основателя мон-ря в Люре. Г. покинул Ирландию вместе со св. Колумбаном ок. 590 г. и сопровождал его в Галлии до тех пор, пока Колумбан не был изгнан оттуда в 610 г. франк. кор. Теодорихом II. Позднее святые отправились в герм. земли - в Турег (ныне Цюрих) и оттуда в Тукконию (ныне Тугген),- где пытались обратить местных жителей в христианство. Согласно житиям, Г. хорошо владел как латынью, так и местным герм. (аллеманским) языком. После того как Г. поджег языческое святилище и ему пригрозили смертью, Г. и Колумбану пришлось бежать в Арбон, где они были приняты местным пресв. Виллимаром, посоветовавшим им отправиться в Брегенц. Там, как сообщают жития, святые восстановили ц. св. Аврелии , где местные жители поклонялись идолам, и перенесли туда мощи святой. В этом храме стояли 3 медные статуи, «прикрепленные к стене»; скорее всего речь изначально шла о языческом святилище, к-рое позднее освятили во имя св. Аврелии. По преданию, Г., ловивший на озере рыбу, услышал разговор 2 демонов, водяного и горного; горный демон жаловался на свое изгнание из храма.

http://pravenc.ru/text/161557.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Тексты 2271. Иоанн Дамаскин , прп. Ямбический канон на Рождество Христово (VII–VIII в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 101–103. 2272. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Служба-проект исповеднику святого православия, доктору богословия протопресвитеру Гавриилу Костельнику, положившему душу свою за веру отцов своих, на искони православной Галицкой земле//BiP. 2000. 1. С. 277–284. Служба написана митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом в янв. 2000 г. 2273. Роман Сладкопевец , прп. Кондак на брак в Кане/Пер., введение и коммент.; М. В. Асмус//БСб. 1999. 3. С. 163–180. 2274. Стихиры Святейшему патриарху Тихону//БСб. 1997. 1. С. 298–300. 2275. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Молитва святого патриарха Тихона//БСб. 2000. 6. С. 330–331. 2276. Туотилон Санкт-Галленский. Троп на Рождество (X в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 103. История литургической науки в Росси 2277. Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 393–400. 2278. Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 73–80. 2279. Георгиевский А. И. Выступление по докладу еп. Питирима (Нечаева) : [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 227–229. Обзор важнейших рус. литургических исследований кон. XIX – нач. XX в. 2280. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Благословенный юбилей//БТ. 1975. Сб. 13. С. 5–7. Посвящ. 75-летию Н. Д. Успенского . 2281. Сове Б. И. Русский Гоар и его школа/Предисл.: Н. Д. Успенский //БТ. 1968. Сб. 4. С. 37–84. Об А. А. Дмитриевском . 2282. Сове Б. И. История литургической науки в России/Вступ. ст., подгот. текста: А. Г. Кравецкий//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 21–98. 2283. Стойков В., прот. Актовая речь, посвященная памяти заслуженного профессора СПбДА Н. Д. Успенского (к 100-летию со дня рождения)//ХЧ. 2θ0θ. 19. С. 21–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[церковнослав.  ], название колокола в слав. богослужебных книгах. Происходит от средневек. лат. названия этого инструмента - campana или campanum. В античный период этим словом называлась любая бронзовая утварь, производившаяся в италийской обл. Кампания (напр.: сатрапа supellex - Horat. Serm. 1. 6. 118). Обозначение этим словом колокола встречается в средневек. лат. текстах широкой хронологии и локализации: в Житии ирл. св. Дага († 586) (ActaSS. Aug. T. 3. P. 657, 659), в «Церковной истории англов» (4. 23) Беды Достопочтенного († 735) (PL. 95. Col. 211; рус. пер. В. В. Эрлихмана: СПб., 2001. С. 139), в Житии св. Галла († ок. 650) (2. 4), написанном Валафридом Страбоном († 849) (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 315), к-рый в др. сочинении приводит объяснение термина campana, замечая, что колокола меньшего размера называют tintinnabula - по их звучанию и nolae - по г. Нола в Кампании ( Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 5//PL. 114. Col. 924; Idem//MGH. Capit. T. 2. P. 479), в «Liber Pontificalis», где записано, что папа Стефан II (752-757) на построенной им колокольне базилики св. Петра поместил 3 колокола (LP. Vol. 1. P. 454), а папа Лев IV (847-855) построил колокольню для ц. св. Андрея и повесил там колокола (Ibid. Vol. 2. P. 119), в «Деяниях фонтанелльских аббатов» (10) (1-я пол. IX в.) (MGH. Script. Rer. Germ. [T. 28]. P. 33), в «Венецианской хронике» диак. Иоанна (нач. XI в.), где сообщается о дарении в кон. 70-х гг. IX в. дожем Орсо визант. имп. Василию I Македонянину 12 колоколов для построенной последним в К-поле Новой ц. (PL. 139. Col. 910), в «Деяниях Карла Великого» (1. 29) Ноткера Заики (884-887) (MGH. Script. Rer. Germ. N. S. T. 12. P. 39), в «Хронике» (6. 12, 40) Титмара , еп. Мерзебургского († 1018) (MGH. Script. Rer. Germ. N. S. T. 9. P. 140, 158), в «Продолжении Хроники св. Галла» (6) Эккехарда IV Санкт-Галленского († после 1057) (MGH. SS. T. 2. P. 112), в грамоте герм. кор. Генриха IV жителям г. Пизы (1081) (MGH. Dipl. Reg. Imp. Bd. 6. Tl. 2. P. 443. N 336), в 58-м каноне IV Латеранского Собора (1215) ( Mansi. T. 22. Col. 1045) и др. Этим словом называли колокола, сделанные не только из меди, но и из др. металлов,- см. «Историю Иерусалимского похода» (6. 40) (1100-1140) Альберта Ахенского (PL. 166. Col. 557). Встречается уменьшительная форма - campanulum, напр. в Житии св. Эммерама, написанном Арнольдом Санкт-Эммерамским (сер. XI в.) (PL. 141. Col. 1017). В поэме «Войны града Парижа» мон. и диак. Аббона из Сен-Жермен-де-Пре († после 921) для обозначения колоколов используются слова campana и metalla (MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 87, 105).

http://pravenc.ru/text/1470141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III († 24.07.574, Рим), папа Римский (с 29 июля 561). Сын знатного римлянина Анастасия, упомянутого в Liber Pontificalis , с титулом «inlustris», что, вероятно, указывает на принадлежность к высшим чинам визант. администрации в Италии. После смерти папы Римского Пелагия I (4 марта 561) И. был избран на Папский престол, однако возведение на кафедру состоялось через 4 месяца. Возможно, все это время И. дожидался утверждения своего избрания из К-поля или от Нарсеса, командующего визант. войсками в Италии. В жизнеописании И., приведенном в Liber Pontificalis, нашли отражение нек-рые легенды о Нарсесе, известные в записи св. Исидора Гиспальского (Севильского), что свидетельствует об относительно позднем происхождении биографической заметки. Из Liber Pontificalis эти предания были заимствованы Бедой Достопочтенным и помещены им в хронику, а также Павлом Диаконом для «Истории лангобардов». Иоанн III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иоанн III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) В Liber Pontificalis сообщается о победе Нарсеса над вождем герулов Синдивалой (Синдвалой, Синдвальдой) и над франкским полководцем (лат. dux) Амингом. О мятеже Синдивалы известно из хроники Мария Авентикского и из Санкт-Галленских отрывков. Герулы были расселены Нарсесом в Сев.-Вост. Италии в качестве союзников Византии; они восстали после смерти имп. Юстиниана I (565), но к 567 г. мятеж был подавлен. Аминг пришел на помощь восставшему в Сев. Италии гот. комиту Видину, однако он также потерпел поражение от Нарсеса. Согласно легенде, изложенной в Liber Pontificalis, римляне оклеветали полководца перед имп. Юстином II и его супругой, обвинив в стремлении подчинить Италию варварам. Узнав об этом, Нарсес отправил письмо лангобардам, жившим в Паннонии, в котором предлагал им захватить Италию. Исидор Гиспальский, знавший эту легенду, полагал, что полководец желал т. о. отомстить императору и августе Софии, которая интриговала против него при дворе. Однако авторы VI в. (Марий Авентикский, Секунд Тридентский) сообщили лишь о прибытии лангобардов по приглашению Нарсеса, не уточняя, явились ли они в Италию первоначально в качестве врагов или союзников византийцев. В Liber Pontificalis упоминается, что И. поспешил к Нарсесу в Неаполь, уговорил того вернуться в Рим и простить обидчиков. Вероятно, предание об оскорблении Нарсеса и о приглашении им лангобардов возникло в результате совпадения фактов: отставки полководца и вторжения лангобардов в 568 г. Возможно, римляне, напуганные появлением варваров, попросили готовившегося к отплытию в К-поль Нарсеса вернуться в Рим. Однако руководил борьбой с лангобардами стратиг Лонгин.

http://pravenc.ru/text/469674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЙ V СОБОР Источники V Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. V Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. [II Константинопольский]. Акты Собора известны только в лат. версии, в 2-х редакциях (пространной и краткой), возникших уже в 553 г., т. е. вскоре после окончания Собора и составления первоначального греч. текста деяний, от к-рого до наст. времени сохранились лишь отдельные фрагменты. Пространная редакция, вероятно появившаяся сразу же после закрытия Собора, существенно отличается от краткой, особенно в тех местах из деяний 1, 2 и 7, в к-рых дискредитируется Римский папа Вигилий , не принимавший участия в работе Собора (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 11-12, 24-28, 184-188, 198-199, 200-202). Эта редакция представлена в единственной рукописи IX-X вв., хранящейся в Национальной б-ке Франции (Parisin. lat. 16832, бывш. Notre Dame 88). Краткая редакция была составлена после того, как 8 дек. 553 г. папа Вигилий согласился анафематствовать «Три Главы»; тогда же были устранены все неудобные для него места в актах. Эта редакция в наст. время существует в единственной дефектной рукописи - Codex Sangallensis 672, IX в., из собрания Санкт-Галленского мон-ря (текст обрывается на 4-м деянии: ACO. T. 4. Vol. 1. P. 63, далее следует текст канонов и подписи участников Собора: Ibid. P. 215). Др. 2 утерянных манускрипта этой редакции использовали в своих изданиях соборных актов Лаврентий Сурий, воспроизводивший рукописный текст не всегда критично (Conciliorum omnium... tomus primus: [In 4 vol.]. Coloniae Agrippinae, 1567. Vol. 2. P. 490-602), и Э. Балюз ( Baluzius S. Nova collectio Conciliorum. P., 1683. T. 1). В основе перевода соборных деяний на рус. язык, осуществленного в сер. XIX в. в КазДА, лежит издание Ф. Лаббе и Г. Коссара ( Labbeus Ph. , Cossartius G. Sacrosancta Concilia. P., 1671. T. 5. P. 416-586), к-рое в общем повторяет издание Сурия.

http://pravenc.ru/text/155498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИБОРАДА [герм. Wiborada] († 926), св. дева (пам. зап. 2 мая), мц. Санкт-Галленская. Сохранилось 2 жития В., первое написано мон. Санкт-Галленского мон-ря Хартманом между 993 и 1047 гг.; второе житие составил мон. того же мон-ря Эриман между 1072 и 1076 гг. О мученической кончине В. при нападении венгров также упоминает аббат Эккехард IV († 1060) в «Истории Санкт-Галленского монастыря», составленной по просьбе братии в качестве продолжения к хронике Ратперта. К менее значительным источникам относятся «Старшие Санкт-Галленские анналы» и анонимное «Продолжение истории Санкт-Галленского монастыря», рассказывающее о почитании и канонизации В. Согласно житиям, В. происходила из знатной герм. семьи из Турговии, с ранних лет отличалась благочестием и милосердием. По совету В. ее брат Иттон стал священником, а впосл. монахом в Санкт-Галлене. После смерти матери в 912 г. В. покинула родительский дом и подвизалась в келлии возле ц. св. Георгия, недалеко от Санкт-Галлена, в 916 г.- в келлии возле ц. св. Магна. Святая отличалась даром пророчества. Мн. монахи и иерархи Санкт-Галлена просили совета и помощи В.; между 920 и 922 гг. ее посетил еп. Аугсбургский Ульрих . В 926 г. незадолго до нападения на Санкт-Галлен венгров В. посоветовала аббату Энгильберту спрятать церковные книги и сокровища, к-рые были перенесены в мон-рь Авгия (Райхенау). В. приняла мученическую кончину 1 мая 926 г. при взятии Санкт-Галлена язычниками-венграми. Между 946 и 952 гг. ее мощи были перенесены в ц. св. Магна. Канонизация В. была совершена в 1047 г. папой Климентом II в присутствии имп. Свящ. Римской империи Генриха III. В. изображается с книгой в одной руке и алебардой, орудием, к-рым, по преданию, ее пытали венгры,- в др. Ист.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 284-308; MGH. SS. T. 4. P. 452-457. Лит.: Duft J. Wiborada//LTK. Bd. 10. Sp. 1088-1089; Irblich E. Die Vita sanctae Wiboradae: Ein Heiligen-Leben des 10. Jh. als Zeitbild. St. Gallen, 1970; idem. Viborada di S. Gallo//BiblSS. Vol. 12. Col 1072-1073. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОТМАР [Лат. Otmarus, нем. Otmar] (ок. 689-759), прп. (пам. зап. 16 нояб.), аббат Санкт-Галленский. Житие О. (Vita S. Othmari) составил (830) аббат Гозберт, настоятель мон-ря Санкт-Галлен (816-837), текст дошел до нас в сокращенном виде; эту работу проделал Валафрид Страбон . Памятник сохранился в 9 рукописных списках: St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. Cod. 553, 560, 562, 564, 572. Appr. 265, 393, 553, 587 (XV в.). О. род. в богатой алеманнской семье. Получил образование в школе при соборе г. Кур (ныне кантон Граубюнден, Швейцария). По окончании ее был назначен настоятелем мон-ря св. Флорина. В 719 г. при поддержке магната Вальтрама, просившего епископа г. Кур Виктора найти аббата в пустовавший на тот момент Санкт-Галлен, О. стал настоятелем этой обители. Он приступил к строительству Санкт-Галлена, разрушенного почти до основания, организовал в мон-ре школу и скрипторий. Вскоре ему удалось собрать 53 монаха, обрести покровительство окрестной знати и получить множество земель в дар мон-рю, а также добиться формального признания владений мон-ря кор. франков Пипином Коротким. В 744 г. О. был переизбран аббатом. После покорения алеманнов франками мон-рь признал власть франк. короля. Тем не менее сменившиеся владельцы окрестных поместий были заинтересованы в лишении обители земель. О. был ложно обвинен неким монахом Ламбертом в насилии над женщиной и приговорен к голодной смерти. Однако после вмешательства знатного покровителя О., гр. Гозберта фон Эшенца, удалось заменить смертную казнь на пожизненное заключение. Аббата сослали на остров на р. Рейн около г. Штайн-ам-Райн, где он и умер. Спустя 10 лет стало известно, что преподобный не был причастен к беззаконному действу. В 867 г. его мощи торжественно перенесли в мон-рь. Ист.: BHL, N 6386-6389; MGH. SS. Scr. T. 2. P. 40-52. Лит.: Kirchenlexikon, oder Encyklopädie der katholischen Theologie/Hrsg. H. J. Wetzen, B. Welte. Freiburg i. Br., 1895. Bd. 9. S. 1149; Duft J., Raggi A. M. Otmaro//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1300-1303; Stangel A. L. The Abbey of Saint Gall, 1200-1350. Los Ang., 1976. P. 133; Vollmer W. Die evangelische Pfarrkirche St. Othmar zu Dinker: Versuch einer Deutung. Dinker, 1988. S. 1-95; idem. Das Kirchspiel Dinker im Mittelalter: Ritterschaft, Stadt Soest, Grafen von der Mark, St. Kunibertstift in Köln, Erzbischöfe und Päpste bestimmen über unsere Gemeinde. Norderstedt, 2013. S. 177; Maurer H. Das Bistum Konstanz zur Zet Karls des Großen im Vorfeld von Churrätien und Oberitalien//Wandel und Konstanz zwischen Bodensee und Lombardei zur Zeit Karls des Grossen: Kloster St. Johann in Müstair und Churrätien, Tagung 13.-16. Juni 2012 in Müstair. Zürich, 2013. P. 179-186, здесь P. 180. Рубрики: Ключевые слова: АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)

http://pravenc.ru/text/2581715.html

Первым из церковных авторов, упомянувшим об этой перикопе в своем труде, был римский историк Евсевий (Памфил) Кесарийский (263-340). В своей книге «Церковная история» Евсевий пишет: «Он [Папий] же пользуется Первым посланием Иоанна, а также Петра и рассказывает о женщине, которую обвиняли перед Господом во многих грехах. Рассказ этот есть в “Евангелии от евреев”» . Эти короткие слова о Папии и указание на Евангелие от евреев дают нам следующие факты: Христианский писатель и богослов Дидим Слепец (313-398) в своих трудах также упоминает историю о женщине, взятой в прелюбодеянии. Он пишет, что она есть в Евангелии, но в каком именно – не упоминает . Автор «Толкования на тринадцать посланий святого апостола Павла» Амброзиастер (IV век) также ссылается на этот рассказ . Стоит отметить, что Амброзиастер пользовался только латинскими рукописями, считая, что если греческий текст отличается от латинского, то виноват, безусловно, греческий . Отсюда можно сделать вывод, что Амброзиастер знал рассматриваемую евангельскую перикопу из латинских рукописей, но из каких именно, не ясно. В книге «Апостольские постановления», которая датируется концом IV века, можно найти упоминание об эпизоде с женщиной, взятой в прелюбодеянии: «Когда старцы поставили пред Ним некоторую согрешившую и, предоставив суд Ему, вышли, Он, сердцеведец Господь, после того, как спросил ее, осудили ли ее старцы, а она сказала: “нет”, сказал ей: “итак, иди, и Я не осуждаю тебя“» . По версии епископа Кассиана (Безобразова), в «Апостольские постановления» этот эпизод попал из Дидаскалии (250 г. ).  Историческое вхождение перикопы в Евангелие от Иоанна Возникает следующая проблема. Во многих авторитетных новозаветных рукописях эта история отсутствует. Ее нет в Афинском кодексе Великой Лавры (условное обозначение – Ψ; IX или X век), Вашингтонском кодексе (W, или 032; V век), в кодекс Коридети (Θ, или 038; IX век), в Санкт-Галленском кодексе (Δ, или 037; IX век), в Петербургском Пурпурном кодексе (N, или 022; IX век). Также этот эпизод мы не найдем в Пешито (IV век), «Диатессароне» Татиана (II в.), в древних рукописях коптских церквей. Нет упоминаний и в армянских и старогрузинских рукописях Нового Завета. В Александрийском кодексе (А, или 02; V век) эта история есть, но она имеет дефект как раз в том месте, где написан рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии, что наводит на мысль о том, что это поздняя вставка . Однако это всего лишь научное предположение.

http://bogoslov.ru/article/6167829

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010