Д.С. Бирюков Никифор Григора Никифор Григора (р. 1290/91 или 1293/94, ум. 1338/1361) – известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и были разграблены дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/32 г. , описанного в диалоге «Флорентий» (диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В 1334/33 г. Никифор Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; считая, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, он убедил епископов не вступать в прения с католиками. В паламитских спорах Григора начал участвовать с конца 1346 г., когда по просьбе императрицы Анны он стал писать против Паламы, с которым до того был в дружеских отношениях. В 1348 г. Григора публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой «Первый антирритик», направленный против свт. Григория. В свою очередь, после диспутов с Григорой свт. Григорий издает трактат «Сто пятьдесят глав». В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламит-ского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике г. Фессалоники, при деятельном участии св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

PG 40, 604. 330 Амбигва; 91, 1077D; аналогично высказался о реальности Логоса против Павла Самосатского еще Антиохийский собор (260 г.): ς ζσαν νργειαν κα νυπστατον (Mansi I, 1036 В). Иоанн Скифопольский обозначает идеи в платоновском смысле как παραδεγματα νυπστατα «воипостасные парадигмы» (О Божественных именах 5, 4, 332 С), а ангелов — как νεργειαι νυποσταται «воипостасные энергии». (Там же 4, 4, 24 °C). 331 Амб, 91, 1036В. 332 Амб, 91, 1250D. 333 Немецкое Person мы контекстуально переводим либо как личность, либо как лицо. — Пер. 334 Ор. 91, 294АВ. 335 Там же, 205А. 336 Послания 15, 91, 557D–560A. 337 Почти то же самое сказано еще яснее в Творениях 91, 149ВС, ср. 91, 261–264. 338 О Божественных именах 1, 4, 189АВ (Иоанн Скифопольский). 339 Амбигва 91, 1228С. 340 Амбигва 91, 1245А и сл. 341 Там же, 1228D–1229A. 342 Там же, 1184ВС; ср. об этом: комм. Иоанна Скифопольского к «О Божественных именах»: 8; 4, 372В. 343 Амбигва 91, 1189А. 344 Послания, 15, 91, 560А. 345 Творение, 91, 204А. 346 Ταυττης στιν παραλλαξα καθ " ν του σημαινομνου λγος τ παντ κκτηται μοναδικν, μηδεν τρπω διαφορς γνωριζμενον (Послания, 15, 91, 561 А). 347 Вопросоответы…, Пролег.; 90, 245D. 348 Послания 2; 91, 404В. 349 Послания 13; 91, 521С. 350 Там же, В; Творения; 91, 61C. 351 Там же, 73С. 352 Гомилия 4 на кн. Еккл.; 4, 153А. 353 Мистагогия 13; 91, 692D. 354 Там же, 24; 91, 704D. 355 Амбигва; 91, 1312В. 356 Мистагогия 1; 91, 665А. 357 Переводчики благодарят Е. Шохину за помощь в работе. 358 Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г. и (19) за 1999 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes " Verlag, Einsiedeln, 1961. Переводчик выражает глубокую благодарность А. Р. Фокину за помощь в работе. © Перевод, примечания. М. С. Першин, 2000. 359 Straubinger H. Die Lehre des Patriarchen Sophronius. Bonn, 1906. S. 91. 360 K истории этой проблематичной аналогии: дальнейшие места в Grillmeier А., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. 3 Bände. Würzburg, 1951–1954 (далее — Chalk. I). S. 133, 447–451, 473, 705 сл. [См. также прим. 5 в Урс фон Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник.//Альфа и Омега. 1999. (19) С. 104.] В поздних проявлениях она является аполлинаристской. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Р. Христово. Копт. 1338 (собственно 29 число по-коптски). 24. Никиты (с Христофором и Акилиною у нас 9 мая). М. Р. Феозона, Виктора, Емериты (или Емерита) с двумя братьями, Стациана. Капитона, Силвана, Стеркатия, Афиногена и Каритона в Севастии в Армении. Иерон. Тимофея патр. Копт. 1286 и 1338. Мучч. Меркурия и Ефрема ахмименских при Констанции или Константеарианских. Копт. 1425. 25. Св. Аперсии. Арабско-Египет. календ. издан. Грациею Симонием. Муч. Аполлона, сына Иуста при Диоклитиане. Копт. 1425 1425 и 1338 (Апалия у Порфир.). 26. Иовиана, Иулиана, Емилия, Феликса, Маркиана, Максимы, Сатурнины, Глориозы и Емилия другого, мучч. в Лаодикии. Иерон. Пастора аввы в пустыне Скитской. У Петра де Наталибус и в Деян. св. из Vitae patrum. Муч. Дамиана. Копт. 1338. Иакова иерея и друг. Копт. у Порф. 27. Иулии, Иокунды, Ианнуария(и). Иерон. Софии царицы у коптов. Преп. Сисиния чудотворца. Никод. в жизни св. Анфусы. 28. Мучч. фиваидских при Декии и Валериане (в числе их философ у нас 31 мая). М. Р. Деян. св. из Иеронима – из жизни Павла фивейского. Феофила, Авксентия, Пруденция, Филиппа, Александра, Зотика, Биссии, Секунды и Макария, мучч. в Лаодинии во Фригии. Иерон. Муч. Давида и братьев его в Сангоре. Копт. 1425. Меркурия аскета и Матфея пустынника. Абис. у Люд. (сн. 24). 29. Муч. Артемидора. Копт. 1338. Теклы – Михаила певца и Теклы – Иисуса. Абис. у Люд. 30. Виссы аввы, ученика Сценудия. Копт. 1286 и 1338. Тимофея испов., патриарха алекс. Копт. 1338 и 1425 (правил 22 года, след. Тимофей Салофакиол 460–482). 31. Демокрита, Секунда, Дионисия, Фирса в Синнаде во Фригии. М Р. По Деян. св. в Сините в Африке. 350 монахов в Сирии второй, умерщвленных еретиками в 517 году за веру в определения Халкидонского собора. М. Р. Аода судьи. Абис. у Люд. Гевиндянья мучеников в 5 в. Армян. Благовещение Иоакиму о рождении девы. Копт. у Порфир. Август 1. Кирилла. Акилы, Петра, Домициана, Руфа и Менандра мучч. в Томах. Иерон. мР. 788 . Собор мучеников в Аравии в Филаделфии. Иерон. Вход Ноя в ковчег. Копт. у Кальк.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

638 Th. Pol., XII, 144AB(4); Th. Pol., XI, PG 91, 140B(7); Ep., XII, PG 91, 464D(3); Rel. mot., VI, PG 90,120C(8); Ep. Cal., PG 90,136A(9); Ep. An., PG 90,132A(11) 640 Th. Pol., XI, PG 91, 140AB; VII, PG 91, 84A, 88C; VIII, PG 91, 89CD, 92D; IX, PG 91, 116B, 128B; XII, PG 91, 141A, 143CD; 144A; XV, PG 91, 160C; XVII, PG 91, 209D; Ep., XI, PG 91, 461BC; XII, PG 91,464D, 465AB; XIII, PG 91, 532CD; XVII, PG 91, 580C, 581CD; XVIII, PG 91, 584D-584A; Ep. Cal., PG 90, 136A; Rel. mot., VI, PG 90,120C. В Ер., XV, PG 91 преп. Максим приводит цитату из свт. Василия Кесарийского или выражение с той же коннотацией 647 V CROCE, Tradizione e ricerca, II metodo teologico di san Massimo il Confessore, p. 70; см. также: р. 71–72, 79–80 649 Le Corps du Christ vivant», Cahiers théologiques de Iactualité protestante, HS 4,1948, p. 24. См. также: В. Н. ЛОССКИЙ По образу и подобию, гл. IX, «О третьем свойстве Церкви», М, 1995, стр. 154–157: «Мы верим, что соборность является неотъемлемым свойством Церкви постольку, поскольку она обладает истиной» (стр. 154). 650 Здесь не идет речь о численной совокупности, которая возрастает во времени. Как об этом писал прот. Г. ФЛОРОВСКИЙ : «Сегодня Церковь не знает Христа лучше, чем она знала Его с самого начала. На самом деле, Истина дана сразу вся целиком. Но восприятие Истины происходит постепенно. Это то, что развивается в процессе христианского существования. Это не есть Сама Истина, но свидетельство Церкви» («Le Corps du Christ vivant», p. 45). Это очень точно соотносится с концепцией преп. Максима. В сущности, нельзя не согласиться, что преп. Максим привнес в христологию важнейшие идеи. При этом у него самого было четкое сознание не вносить в христианский догмат никаких новшеств (см.: Th. Pol., XIX, PG 91, 224D-225A). В начале одного из своих самых главных богословских посланий он пишет: «Я не буду говорить ничего, что исходило бы от ме ня; я учу только тому, что говорили святые отцы без того, чтобы что- нибудь там изменить» (Ер., XV, PG 91, 544D). Он подчеркивает, что «все Соборы святых и православных людей не вводили абсолютно никаких вероучительных определений, вставляя свои собственные формулировки [...], нет, они исповедовали ту же веру [...], но, истолковывая ее, как бы для того, чтобы вновь разглядеть ее подробно и восстановить ее для тех, кто понимал ее превратно» (Th. Pol., XXII, PG 91, 257А-260С). См.: J. PELIKAN, «Council or Father or Scripture». The Concept of Authority in the Theology of Maximus the Confessor, p. 286.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Мины диакона пустынника. Копт. 1425. 40 мучч . при Диоклитиане. Копт. 1425. 11 . Монтана муч. в Сирмии в Паннонии. Иерон. Димитрия, Аттика, Фаддея в Азии. Иерон. Н. Св. отца Симона . Копт. 1338. Сираха екклезиаста. Абис. у Люд. 12 . Германа игумена и основателя монастыря косинитрского на границах Фракии и Македонии, умершего ок. 886 г. Болландисты поместили жизнь его, ими найденную после Германа патр. Конст., ибо день памяти его неизвестен. Жизнь написана была на греч. языке. Георгия монаха и св. Стефана. Копт. 1338. 13 . Афродисия, Агриппы, Савина, Гриза, Лукия, Кириллы, Кридулы и других двух в Александрии. Иерон. Многих мучч . в Александрии в 372 г. при импер. Валенте в церкви св. Феоны арианами убитых в правление Палладия Египтом. М. Р. Священномуч. Сценудия . Копт. 1338. Св. отца Георгия , друга св. аввы Ефрема. Копт. 1425. Гарахи монаха в Копт. 1286 (он же Георгий). Иосифа единого от 70. Копт. у Порфир. 14 . Пахомия другого пустынника у Скифополя в Египте ок. 400 г. в позднейших Рим. мартир. у Петра де Наталибус, Гревена, Мавролика, Канизия (у Палладия гл. 29 и в Гераклиде гл. 11). Орозия в жизни Пахомия у тех же позднейших писателей. Исаака пресвитера келлий. Копт. 1425. Исидора , сына Беландия. Абис. у Люд. (не Хиоский ли?). 15 . Тимофея и 7 дев в Сирмии в Паннонии. Иерон. Петра и Пелагии мучч. ламозийских в Киликии. Мавролик из более древних. Аммона из горы Туны. Копт. 1338 и 1425. Селезы , ученицы Аммона, Бегора его последователя, аввы Дермы анахорета. Абис. и Копт. у Люд. 16 . Акилина и Викторина мучч. в Исаврии. М. Р. Иерон. Менгена, Гагана и Иовина в Ефесе. Иерон. Память Богородицы . Копт. 1425 и 1338. Мартиана из Дари. Копт. 1425 и у Порфир. 17 . Адриона, Виктора, Василлы, Силвана мучч. в Александрии. М. Р. Иерон. Св. отца нашего Иакова восточного. Копт. 1338. 18 . Патамона, Гортазия, Серапиона пресвитеров, Пантера, Диоскора, Пальма, Петиконда диакона, Ценрона, Датива, Лукия, Максимы, Ермона чтеца и других четырех в Александрии. Иерон. Диоскора чтеца в Египте. Иерон. У. А. Н. с кратким сказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Аввы Риеса. Копт. у Порфир. Луки, Виктурины, Иустина в Никомидии. Иерои. (У Мюллера нет). 19. Вероника, Пелагия и Пелагии и 9 или 49 мучч. в Антиохии сирской. М. Р. Иерон. 20. Евтихия, Промаха. Лукия. Марцеллина, Бермиака, Зосима и Ианнурия, мучч. в Никомидии. Иерон. Дионисия, еп. Корннфа при Диоклитиане (?). Копт. 1425 (в Гр. Мин. 29 ноябр.? Копт. 1338. Дионисия астронома). 21. Мучч. Павла, Лонгина и св. Зины. Копт. 1425 и 1338. Цабалы Мариам. Абис. у Люд. Африга, Макария, Дицея. Прокула, мучч. в Никее в Вифинии. Иерон. 22. Иулия муч. Абис. у Люд. Марка, еп. иерус. и муч. 156 г. М. Р. Марии Саломии матери апп. Иоанна и Иакова. М. Р. мР. А. У. Филиппа еп., Севера пресвитера, Евсевия и Ермы диакона. Севера другого, мучч. в Адрианополе в 304 г. М. Р. Иерон. Р. У. Н. Аполлона и Авива монахов. современников Макария. Копт. 1425. 23. Севера и Дорофеи, мучч. в Адрианополе. Иерон. Севера, еп. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Гуры, мученика в Ефиопии. Абис. у Люд. Муч. Васса. Копт. 1338 (Вариса 1286 у Люд.). 24. Севера, Виталия, Феликса, Рогата. Папира, Виктории, Флавия(ана) и Виктора, мучч. в Никомидии. Иерон. Клавдиана, Евфера (Евкарии), мучч. в Иераполе. Иерон. Макария, еп. Атхуи. Копт. 1338. (еп. Кави на востоке от Нила 1286 и у Люд.). 25. Аввы Иемата. Копт. у Люд. 26. Димитрия, муч. в Сирмии в Паннонии. Мюллер. Р. I. Христа. Копт. 1286 и 1338. (Каждый месяц 29 числа по Положение главы Иоанна Крестителя. Копт. 1286. Лукиана, Флория, Маркиана. Иракла, Тута (Тита), Флора, мучч. в Никомидии в 250 г. М. Р. Иерон. Урсы, девы в Никомидии. Мавролик соединяет с предыдущими. 27. Тарса. Поликарпа, Гаия, Евмина, Никомина (Конона), Лонга, Диодора, Метровия, Евминии, Тута, Тарсея и Комина, мучч. во Фригии. Иерон. Тита в Никомидии. Мюллер. (См. 26 окт.). Анатолия муч. Копт. 1338. Авраамия, монаха мануфенского, современника Пахомию и Феодору. Копт. 1425. 28. Авдия, еп. вавилонского у Мюллера (не Авда ли еп. Суз, 31 мар. в прологе втор. 13 окт., а в Маз. и Мед. 17 окт.). Смарагда (Маранда), Марианы и Арцеллада, мучч. в Антиохии. Иерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Белоны священника. Абис. Аполлония пресвитера в Ансне при Диоклитиане. Копт. 1425. Биссея монаха. 1286. 1425 (у Порф. Пмоя, в 1338 Песоя аввы). Флавия аввы и других. Копт. 1338. Кира , брата Феодосия Вел., монаха. Копт. 1425. 3 . Трифона, Менелая, Кириона, Евлогия, Порфорея, Априка, Хуста, Иулиана, Ерадия, Трифона, Ореста, Кирилла, Емериона и Иулия в Александрии. М. Р. Иерон. Севера, Илиона, Тратега, Монтана, Атрана, Евсуция, Германа, Партена, Павла мучч. в Тарсе. Иерон. Евлогия муч. в Константинополе. М. Р. мР. Мучч. 24 в Константинополе: Евфимии, Акакия, Аммония, Фомы, Трифона, Менелая, Цереала, Ираклия, Евлогия, Евлогия другого, Ционии, Иулиана, Димитрия, Ореста, Илиодора, Стратега, Амедина, Иокунда, Мартирия, Амма, Сустрата, Тимофея, Циония, Кириана. Иерон. Анатолия , еп. лаодикийского († в половине 3 века) и Евсевия его преемника. М. Р. Деян. св. исследование. Перенесение мощей ап. Фомы из Индии в Едессу в Месопотамию в 3 веке я после в Ортону в Неаполит. королевстве. М. Р. Иерон. и друг. Св. Феодора вавилонского. Капт. 1338. Клавдиана , патр. адександр. († 167 г.). Копт. 1425. Арона муч. Абис. у Люд. и 1286 и Кальк. 4 . Иннокентия, Севастии (или Савватии) и других 30 в Сирмии. М. Р. Иерон. Флавиана , патр. антиох. (499–512). М. Р. Илии , еп. иерус., много пострадавшего с патр. Флавиамом от импер. Анастасия за Хадкидон. собор. М. Р. Петра муч. Копт. 1338. Феодора еп. пеитапольского при Диоклитиане. 1425. Лукия и Дигниона , писавших житие Феодора киринейского. Копт. 1425. 5 . Стратора, Феодота, Мероны, Марины (или Марина ), Родофии, Магрина, Секундина, Тома, (или Феона ), Содеры (или Содефы .) в Томах. М. Р. Иерон. Арпота александрянина. Иерон. Афанасия диакона иерус. за противодействие евтихианской ереси убитого в 451 году. М. Р. Аввы Исаии окитского великого пустынника. Копт. 1338 и друг. Мучч. Иоанна и Симеона в Александрии при Диокдитиане. Копт. 1338. 6 . Арта муч. алекс. Иерон. Зотика, Палладия, Севера, Зета, Филиппа и Аратора , мучч. в Сирии. Иерон. Михаила архангела. Копт. 1425.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Лукиана, муч. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Второй день Арх. Михаила. Копт. 1338. Архангела Гавриила. Копт. 1425. 8. Маркиана и Иокунда в Египте. Иерон. Христа (или Евриста), муч. в Кесарии палестинской. Иерон. Марка и Лукия, мучч. в Доростоле в Болгарии. Иерон. Витика, Нестора, Каролапида, Марины или Марцины и Акаика в Никомидии. Иерон. Птоломея, Филиппа, Иоанна и Акры. Абис. у Люд. Кира, Иоанна, Птоломея, Филии, мучч. Даманоренских. Копт. 1425. (Авгаря и Филы сестры его из Дамангора. Копт. 1338). Доростола(ра), Марции, Муцианы(а), Илия, Лукиана, Зотика в Кесарии каппадок. Иерон. Евстола, еп. муч. в Никомидии. Иерон. Сострата, Ираклия, Примола, Кварта, Циллиана в Никее в Вифинии. Феррарий, ссылаясь на греков,но у них доселе не найдено. 9. Максима пресвитера, муч. в Александрии. Иерон. Диомида, Аманция, Муциана, Александра, Ианнуария в Никее в Вифинии. Иерон. и друг. Освящение храма Мины в Мариоте. Копт. 1338 и 1425. Абис. У Люд. 10. Захарии, муч. в Никомидии. М. Р. Иер. Р. У. Н. Ивы, еп. персидского, и 3 его сообщников, в Англии скончавшихся в 7 в. Новейшие западные мартирологи за Вильфордовым в 1526 напечатанным. Астерия, еп. и исповедника в Петре аравийской, сосланного импер. Констанцием в Африну после собора сардикийского. М. Р. Заиезус с Иакуно-Амлаком. Абис. у Люд. 11. Батацуна, Палемона и Гаримы преподобных (сия17 март.). Абис. у Люд. (Батацун в 1286). Преп. Латсония, уч. Исидора. 1338 и 1425 (у Порфир. Летеона аввы). 12. Магдалета. муч. в Триполи в Финикии. Иерон. Амфиона, еп. и исповедника в Киликии при Максимиане. М. Р. Одимпия, еп. и исповедника во Фракии, изгнанного арианами. М. Р. Феодора еп. Копт. 1338. 13. Муч. Виссея, Анувияиз Панейры дамиотской города Атрибы при Арриане. Копт. 1425. Анувия-Виссоя (т. е. чистое золото), муч. в Илиополе, Георгия и Басьелы хены его, Арновия и Петра, Асхириона, Аргенида и Белфия, мучч. в Египте. Абис. у Люд. (Муч. Георгия, Елмехерим во дни аравитян. Копт. у Порфир.). Анфасия, Клисмена и Мозагема табаненского. Копт. 1338 сн. 13 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Творения, 91, 224C. 504 Там же, 212CD. 505 Там же, 193А. 506 Там же, 192ВС. 507 Диспут, 91, 297D. 508 Творения, 91, 117А. 509 Там же, 220В. 510 Творения, 91, 237В. 511 Там же, А. 512 Диспут, 91, 305С. 513 Творения, 91, 237В. 514 Там же, 84ВС; 196D. 515 Там же, 29С. 516 Там же, 81В. 517 Religionsphilosophie (2 Aufl 1840) I, 64 (Glöckner XV, 80). 518 Амбигва, 91, 1048C. 519 Творения, 91, 56В; Диспут; 308D–309A. 520 Творения, 91, 192ВС. 521 Там же, 21D; Диспут, 91, 308С. 522 Диспут, 91, 309А (я читаю: τ θεικς ποστναι «существовать божественным образом»). 523 Толкование на молитву Господню, 90, 880А. Амбигва, 91, 1044А. 524 Τ… φσει λογικν και φσει ατεξοσιον «разумное по природе и свободное по природе»: Диспут, 91, 304В — D. 525 Там же, 301С. 526 Там же, 317С. 527 Там же, 243. 528 PG 40, 1240А и выше. 529 Диспут, 91, 309В–312А. 530 Там же, 324D–325A. 531 Для русскоязычного читателя слово регресс скорее связано с деградацией, что объясняется тем, что слово прогресс «по привычке» воспринимается как обладающее положительным значением. Здесь, однако, «возвращение вспять» мыслится именно как восхождение, что и объясняется автором здесь же. — Ред. 532 PG 14, 536CD (Комментарии на Иоанна, 19, 1). 533 Амбигва, 91, 1356. 534 Вопросоответы 60; 90, 621АВ. Ср. русск. пер. всего фрагмента: Сидоров А. Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX//Альфа и Омега. 2000. (23). С. 42–44. 535 Точное изложение православной веры, 3, 12; 4, 4; PG 94, 1228–9; 1108. 536 3десь Вагеманн (Realencyclopädie für protest. Theol. XX 1 , 129–144 или IX 2 , 430–443) справедливо возразил Штраубингеру (Die Christologie des heiliges Maximus Confessors. 1906, 126, 130). Только если не принимать во внимание собственный характер преподобного Максима как богослова и мистика, можно рассматривать его философскую антропологию в качестве центра его мировоззрения. В такой перспективе, не дающей, однако, объективного образа, человек вводится в средоточие мироздания на место Христа, в то время как Спаситель низводится до средства, обслуживающего спасение. 537

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Гонитель св. Максима император Констант, преследуемый народною ненавистью за монофелитство и за св. Максима, погиб вдали от Константинополя насильственною смертью. А его сын Константин, боясь участи отца, не пошел его дорогою. Напротив, он был предан православию и в 680-м году созвал шестой вселенский собор, осудивший монофелитство и окончательно утвердивший двуволие и двуприродность во Христе. Не смотря на то, что жизнь св. Максима мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемические, богословско-экзегетические, нравственно-аскетические, мистико-литургические, частные письма и гимны. Первоначальные издание сочинений св. Максима Combefis’a Par. 1675 г. 2 тома и Oehler’a Anecdota graeca 1857 – перепечатаны у Migne’я в Patrologia Graeca tt. 90–91, – Бенед. изд. схолий к Дионисию Ареопагиту 1755–1756 у Migne, t. 4, 15–432 и 527–576, – Computus ecclesiasticus ib. t. 19, 1217–1280, – Chronologia succinta изд. Bratke в Zeitschrift für Kirchengeschichte 13 (1892–1893 г.), 382–384. Имеются еще неизданные сочинения. а., Богословско-экзегетические: 1) Объяснение трудных мест Писания, ed Comb. Ι. 1–296, Migne 90, 241–786. – 2) Вопросы -V- и ответы, С. 1, 300–334, М. 90, 785–856, – 3) К Феопемпту схоластику на Лк.18:6 , –6:29 и Ин.20:27 . С. I, 635–640, М. 90, 1393–1400, – 4) Толкование на 59 псалом С. I, 335–343, М. 90, 855–872, – 5) Краткое толкование на молитву Господню С. I, 344–356, М. 90, 871–910, – 6) Сюда же можно отнести и Схолии к трудным местам сочинений Дионисия Ареопагита и Григория Богослова , изд. Oehler’a, перепеч. у М. 91, 1031–1418, – и М. 4, 15–432, 527–576 (в сочинениях Дионисия). б., Догматико-полемические: 1) Письмо к Иоанну против Севера С. II, 259–291, М. 91, 459–509. – 2) К Петру против того же Севера, С. II, 291–307, М. 91, 509–533. – 3) К нему же догматическое С. II, 307–313, М. 91, 533–544. – 4) К Косме об общем и свойстве (личном), то есть о сущности и ипостаси С. II, 313–333, М. 91, 544–576. – 5) О двух природах С. II, 76–78, М. 91, 145–149. – 6) К Феодору о качестве, свойстве и различии С. II, 134–140, М. 91, 245–257. – 7) В защиту Халкидонского собора С. II, 140–142, М. 91, 257–260. – 8) Главы о сущности и природе, ипостаси и лице С. II, 143–144, М. 91, 260–26. – 9) К Иулиану о церковном догмате о воплощении Господа С. II, 336–339, М. 91, 580–584. – 10) От лица Георгия, префекта Африки, к монахиням отпавшим от кафолической Церкви в Александрии С. II, 339–342, М. 91, 584–589. Специально относящиеся к полемике с монофелитством и к раскрытию учение о двуволии и двуприродности Христа: Разговор с Пирром С. II, 159–195, М. 91, 287–353, – и несколько писем к разным лицам С. II, 1–69, 74–116, 123–134, 146–158, 343–347, М. 91, 1–132, 141–216, 227–246, 265–286, 589–597. Сюда же должно отнести письмо к пресвитеру Марину об исхождении Святого Духа С. II, 69–72, М. 91, 133–140.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010