число писем Письма свидетельствуют о дружеских отношениях между автором и его корреспондентом: здесь расспросы и рассказы о здоровье собственном и родных (мамы у Михаила Новоселова и старшей дочери у Самарина), рассказы о летних путешествиях, встречах с общими знакомыми и др. Много упоминаний о заботах и хлопотах, связанных с помощью Новоселова различным больным, о чем сообщается между делом, но что ярко характеризует его постоянное стремление оказывать конкретную помощь ближнему. Но главное содержание писем – вопросы, связанные с деятельностью «Кружка ищущих христианского просвещения» и его молодежных «филиалов»: обсуждаются темы предстоящих заседаний, кого можно пригласить в качестве докладчиков и т. д. Помимо этого, Новоселов делится с Самариным издательскими планами, сообщает о вышедших выпусках «Религиозно-философской библиотеки», интересуется богословскими занятиями Федора Дмитриевича, рассказывает об аналогичных занятиях других членов Кружка, в том числе Флоренского и Кожевникова. Поскольку и Михаил Новоселов , и Ф. Д. Самарин живо интересовались вопросами духовного образования молодого поколения (Новоселов был даже членом Отделения Училищного совета Святейшего Синода), то в ряде писем обсуждается работа проходившего в 1909 году Всероссийского съезда законоучителей, на который от имени «Кружка ищущих христианского просвещения» был направлен проект положения о новой постановке преподавания Ветхого Завета. Видно также стремление к обсуждению среди кружковцев имеющих важное значение публикаций Священноначалия, например, статей архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) . В качестве дополнения к публикуемым письмам прилагаются три текста, также извлеченные из архива Самарина и связанные с деятельностью «Кружка ищущих христианского просвещения»: 1 . О задачах и характере устраиваемых «Кружком» бесед (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 23). 2 . Устав «Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения» (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 24). 3 . Краткие сведения о деятельности «Кружка ищущих христианского просвещения» за 1908 г. (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Этнографический указатель 1212 Абасги (авасги) – западнокавказские племена, обитавшие севернее колхов, от р. Сингам (совр. Ингури) до Питиунта (Пицунда) 69, 79, 80, 82, 122, 123, 168 Абтаат – см. Залдапы Абхазия – см. Авасгия Авария – страна авар 118 Авары – кочевой народ, переселившийся в Центральную Европу и создавший там Аварский каганат 65, 82, 94, 97–101, 104–106, 108–113, 115, 117, 149 Авасгия (Абасгия, Абхазия) – территория современной Абхазии, место расселения авасгов 80, 122, 123, 150 Авид – город близ Галлиполи 265 Аврит – город в Мезии 19 Авсонии – у Приска архаизирующий термин для обозначения римлян – жителей Италии; у Иоанна Геометра – ромеи-византийцы 45, 188 Агатополь – 284, 285, 299 Адраиг (Адрабиган, Атропатена) – Южный Азербайджан 114 Адрианополь (Орестиада) – город во Фракии, совр. Эдирне в Турции 50, 78, 105, 112,190, 199, 284, 285, 290, 291, 293, 296–298, 303, 305, 307, 308 Адриатическое море – см. Ионийский залив Азербайджан – см. Адраиг Азия (Асия) – часть света; в некоторых текстах так именуется полуостров Малая Азия, а также область с центром в Эфесе 16, 17, 15, 22, 24, 76, 86, 88, 93, 168, 255, 256 Азовское море – см. Меотийское озеро Аифор (Неасит, Ненасытец) – один из днепровских порогов 162, 163 Акилисена – см. Келесена Акис (Гамизграде) – город на Балканах, совр. Гамизграде в Сербии 104 Аксара (Аксарай) – город в Малой Азии, совр. Аксарай в Турции 310 Аламаны – германское племя; в поздневизантийских текстах обычно обозначают германских крестоносцев 22, 37, 257, 265, 269 Алания – область на Северном Кавказе, в долинах Кубани и Терека 122–124, 150, 168–171 Аланский проход – см. Ивирийские ворота Аланы – ираноязычные племена, обитавшие между предгорьями Урала и Северного Кавказа, в дальнейшем осевшие на Южнорусской равнине восточнее Дона и на территории Северного Кавказа распространившиеся от верховьев Кубани до Дагестана; предки совр. осетин 19, 42, 60, 63, 69, 79, 80, 122–124, 148, 168, 169, 264

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Опубликована новая статистика Католической Церкви Общее количество членов Католической Церкви составляло на конец 2016 года 1.299.059.000 человек ВАТИКАН. Новые статистические данные по составу Католической Церкви опубликовало агентство «Фидес» – орган ватиканской конгрегации евангелизации народов. По обычаю, «Фидес» приурочило такую публикацию к Всемирному дню миссии, который отмечался в этом году 21 октября. Данные взяты из ежегодника «Статистическая книга Церкви», последнее издание которого отражает сведения на 31 декабря 2016 года. Увеличение или сокращение по тому или иному параметру отмечено цифрами (иногда они стоят в скобках) со знаками «+» или «-». Население мира На 31.12.2016 население всего мира составляло 7.352.289.000, то есть на 103.348.000 больше, чем годом ранее. Рост населения отмечался на всех континентах: в Азии оно увеличилось на 49.767.000, в Африке – на 42.898.000, в Америке – на 8.519.000, в Европе – на 1.307.000 и в Океании – на 857.000 человек. Католики Общее количество членов Католической Церкви составляло на конец 2016 года 1.299.059.000 человек, что на 14.249.000 больше, чем годом ранее. Рост католического населения отмечался на всех континентах кроме Европы, где их стало меньше на 240.000. Самый заметный рост числа католиков был отмечен в Африке (+6.265.000) и Америке (+ 6.023.000), за ними следуют Азия (+ 1.956.000) и Океания (+ 254.000). В целом доля католиков в населении Земли снизилась на 0.05 % и составила 17.67%. При этом в Америке, Азии и Океании этот показатель вырос (соответственно, + 0.06, + 0,01 и + 0.02), а в Африке и Европе снизился (- 0.18 и - 0,11). Количество католиков на одного священника За 2016 год количество католиков на одного священника выросло на 39 пунктов и составило в среднем 3.130. По континентам эти данные выглядят следующим образом: Африка +7, Америка +74, Европа +22, Океания +52, Азия -13.

http://sedmitza.ru/text/8461499.html

Golgotha. What is the Purpose of Christ’s Death on the Cross? A Russian Orthodox Church Website About Pages About %20%20 Donate Contact Us Проекты «Правмира» Pravmir.ru Матроны.RU Не инвалид.RU Pravmir.com Форум Книги Лекторий Благотворительность Raising Orthodox Children to Orthodox Adulthood The Daily Website on How to be an Orthodox Christian Today Twitter Telegram Parler RSS Donate Navigation News В данной категории нет материалов. Family Before marriage Bringing up children Children's page Divorce In the Family What is Christian Love in Marriage? Family Life and Spiritual Warfare Should People Limit Marital Relations in Lent? Pastoral Advice Library Holy Fathers Lives of Saints New Russian Martyrs Other Media Sermons, Lectures The Importance of Patiently Letting Down Our Nets in Obedience Do We Have A Reaction To The Gospel? What Does the Cross Mean for us Today? Our Faith History of Christianity Icons In the Church Liturgical Life Missionary work Orthodoxy around the World Prayers Religions Sacraments Social Life Theology “Le monde entier reste silencieux au sujet de l’Artsakh” : 120 000… “The whole world is silent about Artsakh.” 120,000 people are in the blockade,… The Importance of Patiently Letting Down Our Nets in Obedience Calendar Fasting Feasts The Tree Heals the Tree The Lights of an Approaching Rescue Preparing the Way of the Lord in our Own Lives family В данной категории нет материалов. Multimedia Contact us Искать Искать Golgotha. What is the Purpose of Christ’s Death on the Cross? The Cross is the main symbol of Christianity. The Cross is the focus of sorrow. But the Cross is also the protection and the source of joy for a Christian. Why was the Cross necessary? Why were Christ’s sermons and His miracles not enough? Why was it not enough for our salvation and union with God that God, the Creator, became man, a creature? Why, in the words of Saint Gregory the Theologian, did we have a need not only of an incarnated God but also for a sacrificed One? Protodeacon Andrei Kuraev 22 April 2011 On Secular Churches and the Mystical Sacrifice The Reason Christ Revealed Himself This is The Purpose for the Whole Earth Good Friday: A Call from Christ to Die with Him On Passover night, lambs were supposed to be slaughtered and eaten. A Passover meal had to include a roasted lamb. But the rules of Kashrut (that which is allowed by Judaism) mandate that meat must not contain any blood. According to Josephus Flavius, 265 thousand lambs were slaughtered in Jerusalem for Passover. Herod Agrippa, in order to estimate the number of pious families, ordered that the number of sacrifices should be counted; they turned out to be 600 thousand… And it was necessary to drain all blood from all these hundreds of thousands of animals. If one keeps in mind that Jerusalem did not have a sewer system, one can imagine the amount of blood flowing down the city’s streets toward the stream of Kedron.

http://pravmir.com/golgotha-what-is-the-...

архим. Модест (Никитин) V глава „Никто из вас, намеревающихся слушать меня, да не думает, что я, предпочтя славу людей известных в составлении речей, буду следовать законам внешней языческой мудрости; так как мы не составляем льстивой речи искусственным сочинением, но стремимся представить вам в истинном виде добродетель боголюбезных дум» (Encom. in Ss. Petrum et Paul., р. 265). Ораторы родятся, но риторами делаются. Дух оратора свободен и могуч; он дышит, где хочет: для вдохновения нет законов. Но словесная форма выражения этих ораторских порывов подчиняется известным законам. Для порывов вдохновения только один закон – творческая сила и оригинальность гения. Но техника ораторской речи всегда безусловно определены строгими правилами, неизменными для данного времени требованиями. Поэтому сила и дух известного оратора, существо его таланта только чувствуются, но не изучаются, не исследуются. Ораторская же форма его произведений, их техника всегда находятся в зависимости от состояния в известное время ораторского искусства. Вот почему и проповеди, как ораторские произведения, должны изучаться всегда в исторической перспективе, в связи с состоянием ораторского искусства данного времени. Содержание свое христианская проповедь брала с неба, почерпала в Евангелии. Форму ей давала земля. Она находила ее в риторике того времени. Это особенно нужно сказать о времени расцвета христианской проповеди, – IV веке, веке Златоуста и Астерия. Церковное красноречие этого времени всецело развивалось под влиянием античной риторики. Об этом ясно говорит сравнение речей Отцов Церкви по форме с речами современных языческих софистов. Поэтому, чтобы выяснить отношение св. Астерия к классической риторике мы должны взять какой-нибудь род его произведений, оценить их с точки зрения ораторских правил и законов того времени, и, если можно, сравнить их с каким-нибудь произведением языческого оратора. Наиболее подходящими для этой цели являются похвальные слова св. Астерия, его γκμιοы. Этот род ораторских произведений был особенно распространен в языческой древности. Задача их – прославление человека, героя – дает очень удобный повод для сближения христианского проповедника с языческим оратором. Но с другой стороны особенность христианского взгляда на человека и его подвиги обусловливает здесь ясное отличие церковного красноречия от языческой риторики.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Беседа десятая Мы с вами изучили жизнь патриарха Авраама и теперь приступаем к изучению жизни Исаака, но уже не в контексте сыновства Аврааму, но самостоятельный период его жизни. И мы читаем с вами Книгу Бытия, 25-ю главу с 11-го стиха: « По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои » ( Быт. 25:11 ). Давайте вспомним, что Беэр-лахай-рои – это источник, при котором Агарь собеседовала с Божьим Ангелом, и этот источник означает следующее: «Ты Бог видящий меня» ( Быт. 16:13 ). То есть это то место, где Господь видит страдания человека, видит его проблемы и готов ему помочь. И это очень знаменательно, что мы обнаруживаем после смерти Авраама его сына при этом источнике. Таким образом, создается прецедент посещать знаковые и святые места. «Вот и все благословение, которым Господь благословил Исаака: чтобы тот жил у колодезя видения. Однако сколь велико это благословение для посвященных. Если бы только и меня благословил Господь, чтобы и я заслужил жить у колодезя видения… И если кто может знать каждое видение в Пророках и в Законе, знать и понимать, – то он живет у колодезя видения. Однако не упусти из виду, что Исаак заслужил благословение Господа на жизнь у колодезя – но когда же мы сможем вполне заслужить благословение, чтобы хотя бы пройти у колодезя видения? Он заслужил пребывания и жизни в видении; мы же, которые в столь малой степени освещены милосердием Божиим, едва ли в состоянии видеть или даже подозревать в себе хотя бы одно видение» 265 . Действительно, когда умирает такой духовно значимый человек, как патриарх Авраам, его сын, который становится патриархом, нуждается в особой Божьей помощи, в особой поддержке. Сын, который привык во всем опираться на опыт своего отца, теперь будет действовать самостоятельно. Но в некотором смысле жизнь отца продолжается в жизни сына. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Например, в Библии сказано, что грехи родителей наследуются детьми «за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ). Естественно, и добродетели, какие-то положительные нравственные качества – тоже сохраняются в жизни потомства благочестивых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В.В. Петров ЧАСТЬ III. ДИЭРЕЗА КАК МЕТОД ДИАЛЕКТИКИ И МЕТАФИЗИКИ 3.1. Деление и соединение как диалектические методы В Трудности XLI говорится о делениях и соединениях тварного. Какой традиции следовал Максим Исповедник в своих построениях? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим какую функцию выполняли деления (и в меньшей степени соединения) у предшественников Максима. 3.1.1. Четыре метода диалектики Комментаторы Аристотеля и Платона учили, что диалектику 264 составляют четыре метода: деление, определение, доказательство, анализ. Об этой четверке неоднократно говорят философы – Прокл 265 , Аммоний (сын Гермия), Элий, Давид 266 , а у христиан – Иоанн Дамаскин 267 и Иоанн Скотт 268 . Ср. Аммоний: Диэретический метод рассекает роды на виды, а аналитический собирает виды в роды. Опять же, определяющий соделывает из частей нечто целое, а аналитический переходит от целых к частям, из которых возникает целое. Опять же доказательный из причин доказывает причиненное, а аналитический переходит от причиненного к причинам. Таким образом, у всех имеется противоположное. При этом, всеми этими методами многократно пользуется божественный Платон, и воспевает их по разному, как в Федре – диэретический и определительный, в Филебе – аналитический и в другом месте – доказывающий... Аналитический противоположен трем другим методам диалектики 269 . По словам Прокла, затруднения, связанные с исследованием идей-видов, с проблемой взаимоотношения единого и многого легко разрешаются теми, кто овладел искусством диалектики 270 . Диалектика при этом определяется им как способность обсуждать вещи, которые всегда остаются тождественными себе 271 . Она составляется из четырех диалектических методов ( α διαλεκτικα μθοδοι), посредством которых мы познаем сущее 272 . Если распределять методы по их значимости, то «наименее важным» является «доказательный», его превосходит «определительный», а наиглавнейшим является «диэретический». Как сказано, «диэреза» предоставляет «определению» его начала, но не наоборот 273 . «Аналитический» противоположен всем трем вышеназванным: он противоположен «доказательству», как отправляющийся от следствий к причинам, и «определению» – как переходящий от составных к более простым, «делению» – как возвращающийся от более частных к более общим 274 . Что касается делений, то они отличают многое от единого, разграничивают сущности, единовидно предсуществующие в Целом, на их собственные различия, не добавляя различия извне, но усматривая их как существующие внутри целого, в самих родах, как отделяющие виды друг от друга 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В.С. Брачев Биография американского профессора – эмигранта «второй волны» И.М. Андреевского. В центре внимания – усилия Ивана Михайловича по организации работы православных религиозно-философских молодежных кружков в Ленинграде, разгромленных ОГПУ в 1928 году. Именно в это время на почве противостояния политике власти по отношению к церкви вкупе с тяжелыми впечатлениями от пребывания в Соловецком концлагере в 1928–1932 годах сформировались, делает вывод автор, антикоммунистические взгляды И.М., что и предопределило, в конечном счете, его коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны и антисоветскую направленность публицистики послевоенного времени. Благодаря работам В.В. Антонова автора этих строк и опубликованным воспоминаниям Д.С. Лихачева с. 131–136, 264–265], имя американского профессора русского происхождения Ивана Михайловича Андреевского хорошо известно специалистам. В 2011 году появилось, наконец, и жизнеописание профессора. Речь идет о статье архимандрита Ианнуария (Недачина) «Четыре русских эпохи в судьбе профессора И.М. Андреевского» Но до полноценной научной биографии И.М. еще далеко: слишком много остается неясностей и т.н. «белых пятен» в его непростом, как оказалось, жизненном пути. Родился И.М. 1 (14) марта 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец – коллежский асессор (1898) из обер-офицерских детей, Михаил Петрович Андреевский (1870–1916) служил архивариусом Санкт-Петербургско-Псковского управления землеустройства и государственных имуществ. Мать, Ольга Адольфовна, урожденная Нейман, была дочерью немца – скрипача Мариинского театра. Кроме Ивана в семье было ещё четверо детей: Михаил (род. 11.06.1896 г.), Сергей (род. 25.09.1900 г.), Мария (род. 03.10.1891 г.) и Ольга (род. 20.02.1898 г.) л. 19]. Известность из них получила только дочь, поэтесса Мария Шкапская (1891–1952). После окончания реального училища А.С. Черняева мальчик оказался в 1907 году во Введенской гимназии. Под влиянием идей Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского И.М. организовал здесь ученический кружок полуанархического, полухристианского толка. В 1912 году 18-летний юноша, будучи учеником 6-го класса этого учебного заведения, был привлечен к суду за участие в антиправительственных выступлениях учащихся гимназии О.К. Витмера («Витмеровское дело») и приговорен к высылке в Олонецкую губернию. Но был взят на поруки московским богачем Н.А. Шаховым и на его деньги вместо олонецкой ссылки оказался в Париже, где набирался «ума-разума» на философском отделении факультета словесности Парижского университета с. 102].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Глава 9. Павел в Риме. Последние годы Рим был не только главным, но и одним из самых крупных городов империи. Современников Павла впечатляли не только размеры самого города, раскинувшегося на семи холмах и занимавшего внушительные площади, но и наличие в нем величественных многоэтажных зданий. Плиний Старший пишет: При императорах и ценсорах Веспасианах, 609 в 826 году от основания Рима 610 длина стен города составляла 13 с половиной миль. 611 Они заключают в себе семь холмов и 265 перекрестков, на которых поклоняются богам-ларам. 612 Рим делится на 14 кварталов. Ворот у него теперь 37... Длина линий от милевого столба у входа на Римский Форум 613 до каждых из 37 ворот составляет [в сумме] 20 765 шагов. Суммарная же длина линий, проведенных от того же столба через кварталы до дальних концов преторианских лагерей, составляет немногим более 60 миль. Конечно, еще более показательными были бы результаты, если бы при измерениях приняли в расчет высоту зданий: мы увидели бы, что во всем мире ни одного города нельзя сравнить с Римом по величине. 614 Население Рима, по оценкам ученых, составляло не менее миллиона человек. 615 Аристократия жила в собственных домах и виллах, плебс ютился по квартирам, комнатам и углам в многоквартирных домах. Основным разговорным языком был латинский, но в официальных делах и переписке широко использовался греческий. В архитектурной панораме города доминировал Колизей, остатки которого и сейчас производят сильное впечатление на туристов, посещающих Вечный город. Другим крупным строением был цирк Максимус, куда римляне приходили посмотреть на эффектные кровавые зрелища – гладиаторские бои и травлю зверей. В городе было множество языческих храмов и святилищ, некоторые из них, такие как Пантеон, отличались внушительными размерами, архитектурным совершенством и великолепием внутреннего убранства. 1. Павел в Риме Прибытие в Рим Сообщение о прибытии Павла в Рим у Луки вмещается в одну фразу: «Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» ( Деян. 28:16 ). В наиболее древних греческих рукописях слова о том, что «сотник передал узников военачальнику», отсутствуют. 616 Если считать, что эти слова не являются частью оригинального текста, трудно понять, кто принял решение поместить Павла под домашний арест. Если признать, что они были в тексте изначально, остается предположить, что решение принял военачальник по рекомендации сотника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ГЛАВА III. О СОЕДИНЕНИИ ДУШИ С ТЕЛОМ 264 Теперь нужно исследовать каким образом происходит соединение души с телом, которое лишено души? Это – дело не легкое. Если же человек состоит не только из души и тела, но еще и ума, как думают некоторые, вопрос становится гораздо труднее; а если человек составляет и еще нечто иное, кроме этого, как утверждали другие, вопрос становится неразрешимым. В самом деле, все, входящее в состав одной сущности, всецело объединяется, а все объединенное изменяется и не остается тем, чем было раньше, как это будет показано относительно стихий 265 : ведь, будучи соединены (между собой), они образуют нечто иное 266 . Итак, каким образом, с одной стороны, тело, соединившись с душой, остается все-таки телом, а, с другой, душа, будучи сама по себе бестелесной и субстанциальной, соединяется с телом и становится частью живого существа, сохраняя в то же время свою сущность неслитной и неповрежденной? По-видимому, необходимо допустить, что душа и тело или соединены между собой так, что взаимно оба изменены и повреждены, подобно стихиям, или не соединены таким образом, вследствие сейчас указанной несообразности, а приложены (друг к другу), как танцоры на сцене, как камешек к камешку, или, наконец, смешаны так, как смешиваются вино и вода. Но что душа не может быть приложена к телу, это показано в главе «О душе»: ведь тогда одна только ближайшая к душе часть тела была бы одушевлена, а часть, не соприкасающаяся с ней, не была бы одушевлена; притом же, нельзя называть единым то, что составлено через приложение ( κατ παραθεσιν) одного К другому, как, например, дрова (бревна) или железо или иное подобное 267 . Затем, смешение воды и вина портит и то, и другое (и воду, и вино): ведь такая смесь не есть чистая вода или вино. Это смешение происходит через приложение, которое, хотя и не может быть воспринято чувством по причине тонкости частиц смешиваемых веществ, однако становится очевидным из того, что эти вещества опять можно отделить одно от другого. В самом деле, губка, пропитанная маслом, как и папирус, привлекает чистую воду: разъединить же то, что соединено действительно и тщательно, так, чтобы это разъединение могло быть воспринято внешними чувствами, совершенно невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010