Евгений Павлович Никольский, участник Поместного собора 1917–1919 гг., в 1919–1921 гг. протодиакон Благовещенского кафедрального собора Казани, в 1921–1926 гг. священник церкви села Сарсасы Старо-Шешминской волости Чистопольского кантона, в 1926–1927 гг. – села Булдырь Галактионовской волости Чистопольского кантона. 1 декабря 1928 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. Осужден на 3 года концлагерей. Освобожден досрочно с лишением права проживания в 12 промышленных пунктах, погранполосе и ТАССР, переведен в ссылку на поселение в Курган. Реабилитирован. Владимир Александрович Рудольский (1887 г. р.), до 1917 г. служил псаломщиком в пригороде Новошешминске, Троицком соборе Мамадыша, селе Ракашево-Романовка Чистопольского уезда. С 1917 г. диакон, с 1918 г. священник Кошлоушского чувашского женского монастыря Ядринского уезда, сел Новошешминска и Остолопова Алексеевского района (1936–1937 гг.); с 1936 г. протоиерей. В 1939 г. осужден, приговорен к 2 годам лишения свободы. В 1940-х гг. священник церкви села Гари Юдинского района, с 1946 г. протоиерей, 2-й священник Николаевской церкви села Тавели Таканышского района, затем церкви села Аркатово (Богородское) Пестречинского района ТАССР. Так в документе. Так в документе. Григорий Алексеевич Хомутинников, священник-обновленец церкви села Саконы Алексеевской волости Чистопольского кантона, уполномоченный Казанского епархиального управления по Чистопольскому кантону. Михаил Самсонович (Семенович) Беспалов (1866–1930 гг.), священник, член СРН. Арестован 1 января 1930 г. по обвинению в «противодействии проводимым кампаниям», распространении антиколхозных слухов и др. Расстрелян. Реабилитирован. Е. Ф. Сосунцов, один из лидеров казанских обновленцев. Сергей Лихорадов, в 1923 г. священник-обновленец села Остолопова 4-го округа Чистопольского кантона. В 1929 г. уполномоченный КЕУ по кантону. Михаил Андреевич Озерский (1877 г. р.), в 1923 г. священник-обновленец церкви в селе Красный Каратай (Барский Каратай), на ноябрь 1929 г. протоиерей, настоятель храма в селе Камское Устье. В апреле 1933 г.уполномоченный обновленческого Казанского областного митрополитанского управления (КОМУ) по Камско-Устьинскому району.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Тавели. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1815 и 1823. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Мамадышский район, село Тавели, перекресток улиц Заречная и Нагорная. Координаты: 55.866704, 50.990961 Проезд:Выезд из Мамадыша в западном направлении на Ишкеево, через 30 км после пересечения с объездной города повернуть направо на перекрестке на объездной села Ишкеево. Через 4 км церковь будет слева от дороги. Или с автодороги Мамадыш-Кукмор повернуть на Тавели и Ишкеево (налево со стороны Мамадыша) с объездной села Нижний Таканыш. Через 8 км церковь будет справа от дороги в середине села Тавели. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Однопрестольный каменный храм святителя Николая Чудотворца с. Тавели был построен в 1815-1823 гг. В 1833 году к нему был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1885-1890 гг. на средства помещика Е.А. Лебедева в храме был проведен капитальный ремонт. В 1930-х гг. храм был закрыт, но с 1946 года вновь стал действовать. Еще раз храм был закрыт уже в начале 1960-х гг. В настоящее время он вновь передан верующим, ведутся восстановительные работы. Приход пока не имеет своего священника, богослужения совершаются нерегулярно. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. В 1818-1823 гг. построен однопрестольный каменный храм, в 1833 г. - придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1860 г. храм горел, перестроен и освящен в 1863 г. Основные средства на реконструкцию предоставил помещик приходской деревни Нагашево Иван Алексеевич Юнисов. В 1866 г. храм снова слегка обгорел, от гибели его спас церковный староста крестьянин д. Кабы-Копры Сергей Порфирьев. Новый капитальный ремонт, изменивший облик храма, проведен в 1885 1890 гг. на средства помещика приходской деревни Лебедевки Евграфа Алексеевича Лебедева. Средних размеров храм, крестообразный в плане, с двухъярусной колокольней, после перестроек приобрел формы и декор, характерные для византийского стиля проектов К. Тона.

http://sobory.ru/article/?object=21013

Тавели славились по всей Казанской губернии знаменитой иконой Святого Николая, обретенной в начале XVII в. Тысячи паломников посещали храм и место обретения иконы на ключе 9 мая. Пожертвования паломников способствовали благополучию храма и прихода. В 1801-1830 гг. в приходе служил священник Алексей Васильев, в 1839-1860 гг. - Ефим Алексеевич Вознесенский, в 1860-1883 гг. - Эраст Гаврилович Ястребов, замечательный проповедник, переведен в Чистопольский собор, в 1870-1891 гг. - Гавриил Гаврилович Спасский (1838-1891), окончил КДС в 1864 г., в 1890-1917 гг. - Николай Александрович Боголюбов (1852-?), окончил КДС в 1875 г. Татары-кряшемы составляли почти половину прихожан, с конца XIX в. второй священник назначался из татар. В 1909-1918 гг. и позже здесь служил Василий Никитич Никитин (1859-?), выпускник Центральной крещено-татарской школы, педагог. С с айта Татарстанской митрополии РПЦ МП Село Тавели – Никольское одно из древнейших селений Казанской губернии. Постройку первой церкви в селе относят к началу XVII в., она была однопрестольная - во имя св. и чудотв. Николая. В 1741 г. 23 сен. Епископом Лукой дан указ на постройку новой церкви, на место прежней, ветхой. Новая церковь строилась на средства прихожан около 5 лет и освящена в 1746 г. Она была тоже однопрестольная, холодная, с одной главой, с алтарем прирубным, пятистенным. Над папертью устроена небольшая восьмириковая колокольня с пятью колоколами. В 1785 г. Елабужское дух. правление предписывало священнику Борису Семенову: в церковные окошки вставить новые оконницы; церковную крышу перекрыть; ограду возобновить; двери, что под церковью, наглухо запереть, прежде вычистив; на престол и жертвенник возложить шелковые одеяния. Вероятно, за неимением средств исполнение этого распоряжения затянулось до 1805 г. В 1805-06 гг. возобновлялся иконостас, возобновление обошлось в 450 руб.; в следующие годы были приобретения для ризницы и библиотеки храма; в 1818 г. сделана деревянная ограда и куплена материя для риз на 95 руб. Несмотря на все наружные поправки, сделанные несвоевременно, церковь постоянно требовала ремонта. Деревянная крыша, неисправленная как следует, во время дождей давала течь, особенно купол.

http://sobory.ru/article/?object=21013

28 декабря 1945 года был наречен, 18 февраля 1946 года хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского (в марте 1949 титул изменен на «Казанский и Чистопольский»). Хиротонию в Воскресенской церкви в Брюсовом пер. в Москве возглавил патриарх Алексий I , ему сослужили епископы Можайский Макарий (Даев) и Кировоградский Сергий (Ларин) . Приехав в Казань , восстановил епархиальное духовное управление, разместившееся в двухэтажном деревянном доме на улице Лесгафта, 40, где поселился и сам. В 1946 году добился открытия в Казани Николо-Низской церкви, которая стала кафедральным собором , а также церквей в селах Тавели Мамадышского района и Красная Горка (ныне Юдино в черте Казани). Архиепископ Гермоген в 1947 - 1948 годах " настойчиво требовал " открытия и ряда других церквей, но не добился успеха. 28 октября 1947 года назначен ректором Московских духовных академии и семинарии , а также зам. председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде. 10 декабря 1947 года еп. Гермоген принял в ведение МДАиС ряд зданий («Чертоги», митрополичий корпус, надвратный храм Иоанна Предтечи, несколько помещений в крепостной стене) от Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. По поручению Священного Синода организовал и возглавил ремонтную комиссию по подготовке переезда МДАиС из Москвы в Троице-Сергиеву лавру . К началу 1948/49 учебного года были подготовлены корпуса под аудитории и общежитие. Продолжил исследования в области инославия, публиковал статьи по вопросам обличения религиозной политики Ватикана в «Журнале Московской Патриархии», а также по истории Казанской епархии. Читал в академии курс истории западных исповеданий. Как магистру богословия ему было присвоено звание профессора. Проводя много времени в духовных школах, редко бывал на своей кафедре - так, в 1948 году побывал в Казани всего пять раз, приезжая на одну-две недели . На Пасху 1948 года был возведен в сан архиепископа . С 8 по 18 июля того же года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей .

http://drevo-info.ru/articles/23710.html

мон. В уезде 2) Во имя трех святителей Казанских – Гурия, Варсонофия и Германа муж. татарский мон. при дер. Некрасовой. Мамадышский уезд I благочиние Город (две цер.) и села: Заошма. Берсут. Владимирово. Гороховое Поле – III Лаишевского окр. Дигитли. Кирмени. Красная Горка. Омары. Отарка. Пеньки. Секенеси. Секенеси Верхн. Сокольи Горы. Усы-Малмьшка. II благочиние Абди Арняши (Албаево). Дюсьметево. Елышево. Ершовка. Икшурма Старая. Кукмор. Лыябаш-Кляуши. Никифорово. Нырты. Нырья. Оштормо-Юмья. Отары Верх. По речке Синерь. Савруши Большие. Тавели. Тулба Новопосел. Урясь-Учи. Уча Нижняя. Чура. Чурилино. Юкачи. Шеморбаши. – III Лаишевск. окр. Второклас. мужск. ц.-пр. шк. в с. Дюсьметеве . Монастырей нет. Свияжский уезд I благочиние Город с 5 церкв. и села: Введенская слоб. Вязовые. Исаково. Татарское Бурнашево. Тихий Плес. Ходяшево. Ширданы. Юматово. II благочиние Арасланово. Багаево. Бежбатман. Берлибаши. Бушанча. Воробьевка. Кирмели. Кичкеево. Кобызево. Корноухово. Косяково. Куланга. Молькеево. Муратово. Паново. Подберезье. Турминское. Ульянково. Утяково. Эбалаки-Владимирское. Феодоровское. III благочиние Буртасы. Бурнашево. Егидерово. Ивановское. Каинки. Кильдеево. Ключищи. Клянчино. Коргуза. Красновидово. Майдан. Макулово. Меми Большие. Моркваши. Соболевское. Ташевка. Теньки. Уланово Услон Верхний. Услон Нижний. Шеланга. 1) Второкл. ц.-пр. мужск. школа в с. Теньках. 2) Второкл. жен. ц.-пр. школа в с. Юматове. Монастыри В г. Свияжске 1) Богородице – Успенский муж. мон. 2) Иоанно-Предтеченский ж. мон. В уезде 3) Макарьевская муж. пустынь. Спасский уезд. I благочиние Город с 2 церкв. и села: Куралово. Ново-Мордово. Пичкасы. Салмань. Спасский Затон. Шербеть. II благочиние Бездна. Болгары. Бурнаево Чуваш. Волосниковка. Грязнуха. Гусиха. Жедяевка. Кокрять. Колчурино Верх. Кошки. Красная Слобода. Кузнечиха. Лебяжье. Маклашеевка. Матвеевка. Никольское. Памфамировка. Полянки. Порфировка. Сихтерма. Танкеевка. Тенишево. Тохтала Ст. Три озера. Хурада. Юрткули Базар. Юрткули Рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

8 июля 1857 года в Петербурге состоялась свадьба Николая Ивановича с Екатериной Степановной Колеровой. На 1859 год приходятся его служебные нестроения. Несмотря на то, что Ильминский был близок и к Казанскому преосвященному Григорию (Постникову) и имел много заслуг, на него падает подозрение ректора академии в пропаганде ислама среди студентов. Печальным результатом чего становится выход Н.И.Ильминского из числа учащих Казанской духовной академии. Будучи уже профессором тюрско-татарского языка в Казанском университете, Николай Иванович Ильминский после сравнительного изучения татарского, казахского, арабского, господствующих европейских языков пришел к оригинальному заключению, что лучше приспособить русский алфавит для поволжских нерусских народов с изменением некоторых букв по начертанию и с добавлением диакритических значков для точнейшего выражения звуков разговорного наречия. Понятно, что в период опытов по выработке диакритических знаков Ильминский работал " без надлежащих разрешений " . В 1862 году Ильминский ставит черту под своими прежними переводами, и с помощью Василия Тимофеева, жителя д. Никифоровой (Чиябаш) Мамадышского уезда работает над алфавитом и букварем для кряшен (по новой системе). Текст был проверен священниками с. Чуры о. Кремковым и с. Савруши о. Пеньковским и был издан под фамилией его бывшего ученика Я.И.Фортунатова в русской транскрипции, приспособленной к кряшенской фонетике, для обучения грамоте на родном языке по звуковому методу. " Летом 1863 года, - вспоминает С.В.Смоленский, - Николай Иванович опять меня взял с собою, но на этот раз мы проехали по Каме до станции Соколки. Оттуда мы побывали в городе Мамадыше и попали в село Тавели того же уезда. Конечно, я не подозревал тогда, что судьба привела меня быть свидетелем первых лучей христианского света для крещения татар (терминология, характерная для XIX столетия, а речь идет о кряшенах. - П.П.), а за ними и всех, главным же образом, поволжских инородцев (нерусских народов) " . Сам Ильминский на эту тему выразился следующим образом: " " Меня Бог привел стоять при колыбели духовной христианской жизни крещёно-татарского населения " . Таким образом, у истоков христианизации кряшен стоит Николай Иванович Ильминский - православный библеист, востоковед со своим незаменимым помощником Тимофеевым Василием Тимофеевичем - священником, переводчиком Библии.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/14/...

В 1866 г. 7 мая во время бывшего в Тавелях большого пожара, храм снова обгорел снаружи. Капитальный ремонт обгоревшей церкви произведен на пожертвованные суммы в 1866-67 гг. и обошелся свыше 500 руб. К 1868 г. церковь приняла благоустроенный вид. Прихожане для большего благолепия купила за 1158 руб. 50 коп. в г. Слободском у братьев Бакулевых большой колокол в 82 пуд. 30 фун., вместе с ним куплено два колокола малых. В 1876 г. крестьянином с. Тавелей Михаилом Федоровичем Кочугуровым и женою его Акилиной Димитриевной пожертвован в церковь колокол весом 42 пуд. 27 фун., отлитый по их заказу в г. Слободском братьями Бакулевыми… В марте 1886 г. у перемещенного в г. Чистополь священника Э.Г. Ястребова куплен на церковные суммы для помещения старшего священника деревянный дом с надворными постройками за 625 руб. 27 мая 1890 г. дом сгорел и вместо него на страховые деньги в 795 руб. с добавлением церковных сумм в 216 руб. 89 коп. построен новый деревянный дом; в 1887 г. у священника Г. Г. Спасского куплен на церковные суммы для второго священника деревянный дом за 450 руб. В 1888 г. у псаломщика Ф.И. Соколова для двух псаломщиков куплен деревянный дом за 493 руб. из церковных сумм… Храм имеет форму продолговатого креста, построен в русско-византийском стиле, с восьмигранным куполом над серединой храма и с настенными украшениями из кирпича в виде зубчиков и полуколонок. Стены отличаются толщиной и прочностью. На церкви и колокольне два глухих купола; кресты на церкви и колокольне железные, окрашены желтой масляной краской, крыша на всей церкви железная. Каменная двухъярусная с тонким шпилем колокольня в одной связи с церковью, построена одновременно с нею; на ней 8 колоколов. Церковная ограда на каменном основании и столбах, с железными решетками с двумя калитками и воротами, устроена в 1881-82 г. Перед церковью большая площадь, занятая местным базаром, застроенная лавками, что опасно для церкви в пожарном отношении. Кроме икон, находящихся внутри церкви, имеются иконы на паперти, на церковных крыльцах и в окнах церковного фонаря над куполом, в человеческий рост, написанные на жести и в рамах за стеклами. Рядом с церковной папертью, под колокольней, с левой стороны, находится церковная сторожка для сторожей. Пол во всей церкви и на паперти каменный из цокольных плит.

http://sobory.ru/article/?object=21013

В 1929 г. окончил агрономические курсы при Ростовском гос. ин-те практических знаний. Заочно окончил 2 курса исторического отд-ния МГУ. 21 сент. (по другим данным, в нояб.) 1931 г., оставаясь в браке, хиротонисан председателем обновленческого синода митр. Вениамином (Муратовским) и А. И. Введенским во «епископа Темрюкского, викария Кубанской» обновленческой епархии. 7 марта 1932 г. назначен «епископом Кубанским». С 13 апр. 1932 г. «архиепископ». С марта 1934 г. «архиепископ Терский», временно управляющий Северокавказской обновленческой митрополией. В сент. 1934 г., на осенней сессии обновленческого синода, был назначен членом комиссии по изысканию средств борьбы против староцерковничества. 5 дек. 1935 г. стал обновленческим «митрополитом Северокавказским и Ставропольским». После 1936 г. Кожину стала подчиняться также Бакинская обновленческая епархия. Со слов Введенского, он видел в Кожине своего преемника. В 1937 г. Кожин был арестован, 7 месяцев провел в ставропольской тюрьме, затем освобожден. В 1942 г. эвакуировался в г. Грозный. В 1942 г., находясь в Грозном, организовал сбор средств для Красной Армии. В 1943 г. был членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию зверств немцев на Сев. Кавказе. В 1943 г. награжден Введенским 2-й панагией. 1 февр. 1945 г. введен через покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Чин покаяния принимал Ставропольский и Бакинский архиеп. Антоний (Романовский , впоследствии митрополит). Благодаря участию Кожина к Ставропольской епархии Московского Патриархата присоединилось 50 приходов Северокавказской обновленческой митрополии. Кожин был назначен настоятелем ц. арх. Михаила в Грозном и благочинным церквей Грозненской обл. 27 окт. 1945 г. архиеп. Антонием разведен с женой. 1 нояб. 1945 г. архим. Иоанном (Мирожниковым) пострижен в монашество с именем Ермоген. 1 февр. 1946 г. возведен в сан архимандрита. 28 дек. 1945 г. наречен, 18 февр. 1946 г. хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского (в марте 1949 титул изменен на «Казанский и Чистопольский»). Хиротонию в Воскресенской ц. в Брюсовом пер. в Москве возглавил Патриарх Алексий I . Е. восстановил в Казани епархиальное управление (временно управлявший до того Казанской митрополией еп. Иларий (Ильин, с 1950 архиепископ) как епархиальный архиерей пребывал сначала в Ульяновске, затем в Чебоксарах). 6 нояб. 1946 г. добился возвращения Церкви Николо-Низского храма, к-рый стал кафедральным собором. В том же году были переданы Церкви храмы в с. Тавели Мамадышского р-на и в 1948 г. в с. Юдине (ныне в черте Казани).

http://pravenc.ru/text/190197.html

Особенно почитаются иконы: св. и чудотв. Николая, Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» и св. вмч. Пантелеимона. В селе три часовни: деревянная близ села - на месте явления иконы св. и чудотв. Николая; другая часовня каменная, по правую сторону св. врат, построенная одновременно с церковной оградою, в память 25-летнего царствования императора Александра II, внутри часовни устроен небольшой иконостас, в котором помещены св. иконы: св. и чудотв. Николая, икона св. и благ. великого князя Александра Невского и резное деревянное изображение Спасителя; часовня на кладбище, деревянная и ветхая. Причт состоит из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков, казенного жалования причт получает: старшему священнику 160 руб., второму священнику 106 руб., псаломщику 53 руб., второму псаломщику 40 руб., диакону жалования от казны не положено. Причт получает доход от приношений прихожан и исполнения треб и ругу; пользуется процентами с 3230 руб. 42 коп. Члены причта, кроме диакона, помещаются в церковных домах, диакон живет в собственном доме. Церковные дома куплены в 1886 – 88 гг. на церковные суммы у бывших членов причта. В 1899 г. в приходе было 277 дворов, 840 душ муж. пола и 915 жен. Главное занятие прихожан - хлебопашество, торговых людей и ремесленников весьма мало. Молодые проживают в отхожих промыслах, преимущественно на заводах Пермской губернии и в Баку. В с. Тавелях с 1845 г. существовало казенное сельское училище, до 1867 г. оно зависело от Палаты гос. имуществ, с 1867 г. перешло в ведение Мамадышского земства и помещается в наемной квартире. В дер. Чаксах, Васильеве, Кабык-Купере земские школы и в дер. Нагашеве церковно-приходская школа. В 1868 г. приходе существует попечительство. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии». Выпуск 6. Казань. Типография Императорского Университета 1904 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

http://sobory.ru/article/?object=21013

Прихожане в 1817 г. решили построить новую каменную церковь, и в том же году приступили к заготовке материалов. С этой целью близ села устроен кирпичный завод, наняты из Мешинского завода (ныне с. Ныртов) кирпичные мастера; вскоре был нанят мастер для кладки церкви из приготовленного кирпича. В приходно-расходной книге за 1818 г. в августе месяца записано: употреблено на каменное строение 500 руб. Храмозданной грамоты на построение каменного храма нет, есть только план и фасад на него, составленный казанским губернским архитектором. Храм заложен еще в 1819 г., освящен в 1823 г. Построен иждивением прихожан и попечением бывшего в то время землевладельца дер. Лебедевки обер – брегместера Евграфа Алексеевича Лебедева. Храм по плану одноглавый, с фонарем на куполе о четырех окнах. Каменная колокольня с тонким шпицем устроена над папертью одновременно с храмом. Первоначально храм был с одним престолом во имя св. и чудотв. Николая, холодный. Внутреннее устройство его самое простое. Иконостас и иконы перенесены из прежнего храма. Пол в церкви первоначально был из дикого камня; в 1829 г. в трапезе сложена печь. В 1832 г. с благословения архиепис. Филарета в трапезе, с правой стороны, устроен и в 1833 г. освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1842 г. пол во всей церкви настлан из опоки за 300 руб. В таком виде храм существовал до 1860 г. В этом году церковь значительно пострадала от пожара; снаружи она вся обгорела. Купол на церкви, крытый железом с главою и крестом, а также крыши на алтаре и на трапезе погорели. Огонь хотя и не проник во внутрь, но в храме во время пожарной суматохи все было поломано. После пожара церковь требовала капитального ремонта. Благодаря энергии молодого священника Эраста Гавриловича Ястребова церковь на приходские средства и пожертвования в том же году начала исправляться. Прежде всего исправлен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в декабре 1860 г. освящен. Тогда же поправлена ограда и устроена на всей церкви новая крыша. В 1861 г. устроены новые рамы и двери; крыша окрашена, исправлена наружная штукатурка стен и произведена побелка их. В том же 1861 г. нанят за 1275 руб. мастер - крестьянин Осокина завода Елабужского уезда Николай Петрович Башкиров устроить заново иконостас и четыре заклиросных киоты столярной резной работы с позолотою для холодной церкви. Написать иконы для иконостаса в количестве 38 взялся казанский иконописец Тимофей Терентьевич Гагаев за 550 руб. В 1862 г. в храме сложены две новые печи, таким образом, храм весь стал теплым, одновременно исправлена внутренняя штукатурка стен и купола, полы в алтаре и среднем храме перестланы. Прихожане радовались благоустройству и пожертвования поступали щедро, с 1861-65 гг. пожертвовано 2425 руб. 51 коп. Обновленный храм торжественно освящен 10 мая 1863 г. великим освящением при громадном стечении богомольцев…

http://sobory.ru/article/?object=21013

  001     002