Мотивация достижения слабее. Она нуждается в постоянной подпитке. Она нуждается в чётко осознаваемой цели. Она возможна лишь при внутреннем локусе контроля. Она и требует настоящей воли. Воли-в-действии. Ручной труд — один из лучших способов развития Воли-в-действии. Ручной труд позволяет реализовать «достижение» зримо и конкретно, подключая в процессе работы все системы: от интеллектуальной (при планировании результата и планировании стратегии и тактики его достижения, при осмыслении и контроле каждого этапа работы) через волевую (необходимую для самой работы, для проведения «мысли в реальность») до эмоциональной (которая работает на всех этапах: в переживании процесса, в формировании воли при преодолении «мук творчества» и достигает своего максимума при получении удовольствия от результата деятельности). Не стоит забывать, что именно ручной труд немало сделал для развития нашей кисти, прямохождения, да и речевого аппарата. Не даром первый из рода Homo, как я писал выше, назывался Homo habilis, и не даром именно это «имя» вынесено в название статьи. Если смотреть глубже, то развитие умелости в результате ручного труда приводит к развитию в любой творческой деятельности через развитие Воли-в-действии, необходимой для творчества. Творчество невозможно в рамках мотивации избегания, но лишь в рамках мотивации достижения. Умелость как основа уверенности в себе Говоря выше об особенностях современного мира, я отмечал его нестабильность. И даже у человека с развитым внутренним локусом контроля высокая нестабильность окружающего мира может приводить к психотравматизации. В этом нет противоречия. Ведь декомпенсация возникает тогда, когда повреждающие факторы начинают превалировать над защитными. И это может происходить как при ослаблении защитных факторов, так и при высокой интенсивности или длительности воздействия факторов повреждающих. Но ручная умелость может служить дополнительным и весьма значимым фактором стабилизации. «Якорем» нестабильного мира. Выше мы говорили, что одним из невротизирующих страхов современного общества является потеря работы и утрата социального статуса. Альтернативные умения могут служить своеобразной «подушкой безопасности» при изменении социального статуса. Заметьте, речь не идёт о дауншифтинге или об эскапизме. Речь идёт именно об альтернативе, смене деятельности без опрощения (интереса ради можете поискать данные по доходам высококвалифицированного сварщика или столяра-краснодервщика). Также не забудем, что умелость может помочь резко снизить финансовые затраты в «безвыходных» ситуациях (если у вас сломался кран в ванной, то самостоятельный ремонт его может сэкономить вам деньги, которых в критических условиях не хватает) или улучшить «материальное» качество вашей жизни с минимальными затратами (от раскраски стандартного «икеевского» столика до авторского ремонта квартиры своими руками).

http://bogoslov.ru/article/4786538

В.Д. Орлова, преподаватель Тамбовской духовной семинарии, канд. ист. наук, доцент.Отражение в переписке святителя Феофана Затворника его отношения к рукоделию Биографы святителя Феофана Затворника Вышенского неоднократно писали о том, что он самоучкой освоил несколько видов рукоделия: переплетное, столярное и токарное дело, резьбу по дереву, выпиливание; и регулярно занимался ими. Архимандрит Георгий (Тертышников) в своем труде поместил параграф «Рукоделие и минуты отдыха святителя Феофана» в главе «Душепопечительная и литературная деятельность в период затвора в Вышенской пустыни» 927 . В музее, созданном в покоях святителя в Успенском Вышенском монастыре, демонстрируются некоторые экспонаты, созданные его руками. Рабочий кабинет на Выше располагался рядом с келейной церковью. В нем были разнообразные инструменты, соответствующие книги и рисунки. Эпистолярные источники позволяют глубже понять отношение святителя Феофана Затворника к ручному труду вообще, месту рукоделия в его собственной жизни и в жизни его духовных чад. В письмах к разным адресатам он касался своих занятий ручным трудом, преподавания рукоделия в духовных учебных заведениях, забот семьи о детском рукоделии, соотношения занятий рукоделием с молитвой. Встречаются в переписке и благодарные упоминания о полученных им в подарок вещах ручной работы. В годы жизни святителя под рукоделием имелся в виду ручной труд, доставляющий человеку пользу и удовольствие. В словаре В.И. Даля говорилось: «Рукодельничать – заниматься рукодельем, ручной работой и более женской: шитьем, вязанием и пр. … Рукодельник, рукодельница – знающая работы эти, охочая до них и прилежная» 928 . За женщиной, а особенно за девушкой, в семье любого достатка всегда оставалось право добровольного выбора вида рукоделия для души. Мужское рукоделие автор словаря живого великорусского языка считал менее типичным, так как в народном быту мужчина исполнял ручные работы не от охоты, а от необходимости. Если же он был весьма искусен в них, то это становилось его промыслом, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

– H. Gunkel, „Бытие“, 1901. – J. Hastings и S. R. Driver, „Библейский Словарь“, 1898 и сл. – Гирцель, Иов, 2 изд. 1852. – Фр. Гитциг (1807–1875), Исаия, 1883; Псалмы, 1863–1865; Иеремия, Иезекииль, Даниил, двенадцать малых пророков, Песнь Песней, Екклезиаст; Библейская теология и мессианские пророчества, опубликованные J. J. Кпеискег’ом. – Фон Гофман, Новый Завет изъясненный, 7 частей, 1862–1874 – H. J. Holtzmann, R. A. Lipsius, P. W. Schmiedel, Ручной Комментарий Нового Завета (продолжает издаваться, 4 фасцискулы in-8°, вышли в 1890, в Фрейбурге, в Брисгау). – Гупфельд (1796–1866), Псалмы, 2 изд. Рим, 4 in-8°, 1867–1871. – K. Justi (1767–1846), Иоиль, 1792; Амос и Михей, 1799; Наум, 1820; Песнь Песней, 1809. – Кейм (1815–1878), История Иисуса Назаретского, 1867–71. – Р. Киттель (R. Kittel), Цари, 1900. – А. Кнобель (1807–1863), Бытие, 1852, Исход, Левит, 1857; Числа, Второзаконие, Иисус Навин, 1861; Исаия, 1843, Екклезиаст, 1836. – R. Krätzschmar, Иезекииль, 1900. – Кюенен. (1828–1891), Критическая история Ветхого Завета, французский перевод Пирсона, 2 in-8, 1866–1879. – Ленгерке, (1803–1855), Даниил, 1835, Псалмы; 1847. – M. Lohr, Плач, 1894. – А. Меркс, Поэма Иова, in-8°, 1871. – Мейер, (H. A. W. Meyer, 1800–1873), Экзегетический и критический комментарий на Новый Завет, продолженный Нитнег’ом, Lünemann’oм и Düsmerdieck’oм, многочисленные издания. – Михаил Николя (1810–1886), études critiques sur la Bible, Ancien Testament, in-8°, 1861, Nouveau Testament, in-8°, 1863. – W. Nowack, Ручной Комментарий Ветхого Завета (продолжает выходить), Геттинген, 1892; Судьи, Руфь, Самуил, 1901; Малые Пророки, 1897. – Ольсгаузен, Псалмы, 1853. – Павлюс, (G. Paulus), (1761–1851), Комментарий на Новый Завет, 1839–1842, и т. д. – Эрнест Ренан (1823–1892), Le Livre de Job, 1885; Le Cantique des cantiques, 1860; Les Origines du Christianisme, 1863–1881; L’ Ecclesiaste, 1882; Histoire du peuple d’Israel, 4 in-8°, 1887–1893. – E. Рейсс (1804–1891), La Bible, n. 143, 12. – Рим, (1830–1888), Ручной библейский словарь, 2 тома in-8°, 1875–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Кто на кафедре возглавляет научную работу? Как она ведется? Научную работу на кафедре возглавляет заведующий кафедрой. К сожалению, область церковного шитья недостаточно освещена в публикациях, мало сохранилось исторических вещественных источников. Наиболее известными являются работы Годуновских, Старицких, Строгановских мастерских, Елены Волошанки и некоторых других представителей этого искусства. Сохранившиеся памятники древнерусского и византийского золотного шитья являются примером и прототипом для наших разработок. На кафедре проводятся интересные разработки, например, митра без поясков. Мы разработали конструкцию митры, в которой применяется нетрадиционное соединение деталей, что обеспечило целостность композиции и уменьшило трудоёмкость изготовления изделия. Сегодня в силу того, что технология не стоит на месте, появляется очень много новых материалов. Мы проводим исследование их свойств с целью дальнейшего применения в церковном шитье. Например, для устранения дефекта стянутости вышитых изделий необходимо применять клеевые прокладочные материалы и проводить предварительную усадку всех материалов, используемых для пошива изделия. Преподаватели кафедры и студенты активно участвуют в научных конференциях, устраивают мастер-классы по золотному шитью. Тематика докладов – это и разработка новых технологий, и создание художественных композиций различных предметов храмового убранства, и совершенствование приёмов вышивки. Зачем нынешним златошвейкам высшее образование? Во все века златошвейными мастерскими руководили жены царей . Поэтому профессия златошвейки — это по сути царская профессия. Все знатные дамы в прежние времена занимались рукоделием и вышивкой, и они имели неплохое для своей эпохи образование. Машин тогда никаких не было, поэтому предметы текстильного убранства храмов и облачения украшались вручную. В настоящее время распространённым способом отделки изделий является машинная вышивка. Однако замена ручной вышивки на машинную не всегда является полноценной, так как это исключает возможность использования некоторых видов нитей (канитель, золотные нити с 5% содержанием золота и серебра) и отделочных материалов (бисер, жемчуг, драгоценные камни). Механизация процесса вышивки ограничивает применение прикрепов, швов «враскол», «восточного» и других приемов шитья, характерных для ручной золотной вышивки и играющих важную эстетическую роль. Важно достичь оптимального сочетания машинной и ручной технологии для пошива изделия с минимальными затратами времени без потери качества и художественной выразительности.

http://pravmir.ru/zlatoshvejka-eto-carsk...

Исследователи обнаружили, что на левой панели, по-видимому, был изображен ашельский ручной топор. На картине Шевалье изображен в малиновой мантии со сложенными вместе руками, как будто он молится, в то время как святой Стефан, его покровитель, стоит рядом с ним и держит в руках Евангелие, на котором лежит каменный предмет, напоминающий первобытный ручной топор. Этот каменный объект символизирует смерть через побивание камнями святого Стефана, первого христианского мученика. Фуке считается одним из самых выдающихся французских художников до эпохи Возрождения, учитывая его способность работать с масляными красками. Историки искусства всегда называли камень из «Меленского диптиха» «зазубренным камнем» или «большим острым камнем», но никто никогда не идентифицировал его как нечто, созданное человеком. Однако Стивен Кангас, старший преподаватель факультета истории искусств Дартмутского университета и соавтор исследования, предположил, что это не просто камень. «Я знал о картине Фуке много лет и всегда думал, что каменный предмет похож на доисторический инструмент», — говорит Кангас. — «Итак, это как бы засело в глубине моего сознания, как то, чем мне нужно было заняться в будущем». Это будущее наступило в 2021 году, когда Кангас посетил семинар в Дартмуте, посвященный местности Исимила в Танзании, известной своими ручными топорами. С докладом выступил научный сотрудник Монтгомери Чарльз Мусиба, профессор антропологии Университета Колорадо-Денвер и эксперт по происхождению человека в Танзании и Южной Африке. После семинара Кангас побеседовал с Мусибой и Джереми ДеСильвой, профессором и заведующим кафедрой антропологии Дартмутского университета и соавтором, показав им изображение левой панели «Меленского диптиха». Коллеги-преподаватели согласились, что каменный предмет на картине напоминает ручной топор. Чтобы исследовать вопрос дальше, ученые сотрудничали с коллегами из Кембриджского университета, которые провели анализ каменного объекта, изображенного на диптихе. Команда провела три анализа. Они исследовали общую каплевидную форму каменного объекта на картине, используя подход, называемый эллиптическим анализом Фурье, который количественно определяет форму объекта. Они обнаружили, что его форма схожа (в пределах 95%) с другими ашельскими топорами из региона, где была написана картина.

http://sedmitza.ru/text/10317924.html

Хищническая вырубка леса и вывоз его на материк со всей остротой поставили перед администрацией Соловецкого лагеря вопрос об альтернативных источниках топлива. Собственно, от решения этого вопроса зависели перспективы островной экономики. Планировалось, что таким источником дешевого топлива на Соловках должен стать торф (болотами на архипелаге занято 13% территории, особенно на Б. Соловецком и Анзерском островах), а его основным потребителем – электростанции и железная дорога. К разработке торфа приступили в середине 1920-х гг., первоначально в районе Кирпичного завода и по дороге на Березовую тоню. Стоимость торфа составляла 25 руб. за 1 куб. сажень – это была чрезвычайно высокая цена по сравнению с дровами, что делало производство нерентабельным. Эту цену необходимо было снизить вдвое. Качество торфа было низким из-за большого содержания в нем влаги, а степень влажности высушенного торфа зависела от времени его выработки. До середины июля процесс сушки шел более-менее нормально, но после 10–15 июля начинали сказываться особенности местного климата с его повышенной влажностью. В это время продолжительность сушки резко возрастала (до 45–50 дней), и торф не досыхал. Кроме того, на разрабатываемых первоначально участках запасы торфа были небольшими, и встал вопрос о переходе на Филимоново болото, расположенное на северо-востоке Б. Соловецкого острова. Его разработка началась в 1929 г., до этого были проведены работы по его осушке и прокладке к нему узкоколейной железной дороги от Кремля. Эта ветка железной дороги стала самой протяженной на Соловках. В районе Филимонова озера возникла большая командировка «Торфогородок», преобразованная в 1930 г. в одно из основных отделений Соловецкого лагеря. Однако уже в конце 1930 г. в докладе руководителя лагерной парторганизации было заявлено, что «научные изыскания показали, что ставка и затрата средств на Филимоновское болото, ввиду небольшого наличия торфа и дорогостоящей его обработки, вызывают сомнения. Себестоимость 1 куб. торфа (учитывая стоимость рабсилы) составляла 6 руб. 20 коп., тогда как себестоимость 1 куб. дров – 10 руб. 25 коп. и даже ниже. Таким образом, вопрос о развитии торфоразработок без введения более совершенных технических приспособлений был неоправдан» 14 . Торфозаготовки продолжались и после этого, однако вместо более совершенных технических приспособлений на них во все большем масштабе применялся ручной труд. В 1931 г. впервые был применен способ ручной резки торфа, а также добыча торфа кадками, причем кадки в работе себя не оправдали, и от них отказались. Торфа было добыто 27 700 куб. м, из них около 30% осталось лежать незаштабелеванными из-за ненастной погоды в сентябре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, найдя местоположение года по кругу луны, находим соответствующее основание луны прямым счётом от начала, следуя указанным правилам. Или, запомнив основания луны на вершинах перстов (14, 28, 12, 26 и 11), считаем вниз от соответствующей вершины. При некотором навыке работы с календарём эти числа на вершинах запоминаются легко. Итак, нужно запомнить основание луны первого года круга – на вершине мизинца, равное 14, и запомнить способ нахождения остальных оснований: каждое следующее + 11 от предыдущего (большой переход + 12), период 30 вычитается. Рис. II.2.13. Соответствие оснований луны местоположениям лет в круге луны Глава 3. Нахождение дня Пасхи по перстам Тема 1. Расположение на перстах пасхальных границ Мы знаем, что пасхальные границы охватывают 35 дней – с 22 марта по 25 апреля включительно. И на руке, как раз, по всем перстам имеется 35 местоположений. Следовательно, каждому местоположению однозначно соответствует определённая дата внутри пасхальных границ. На рис. II.3.1 стрелками показан порядок следования дат с 22 марта (2-й изгиб мизинца), по 25 апреля (вершина мизинца) по перстам левой руки. 23 марта соответствует 1-й изгиб мизинца, 24 марта – основание мизинца, потом переходим на мосталыгу большого перста; далее обходим большой перст от мосталыги через вершину к основанию и переходим на указательный перст; обходя точно так же указательный перст, переходим на мосталыгу среднего, и так доходим до 25 апреля – вершины мизинца. Так как по традиции каждая дата Пасхи обозначается особой КЛЮЧЕВОЙ БУКВОЙ (церковнославянского алфавита), под которой она находится в таблицах Зрячей Пасхалии, то в дальнейшем мы покажем, как легко этот алфавит запомнить, пользуясь расположением букв по местоположениям дат пасхальных границ (см. главу 4, тему 4). Пасху находим по тому же принципу, о котором мы говорили в первой главе, только теперь тот способ применим не к таблицам, а к перстам рук. Следует сказать, что в некоторых дореволюционных книгах о Ручной Пасхалии отсчёт календарных дат начинается с иных местоположений, но система отсчёта, изложенная в этой книге наиболее удобная и, самое главное, согласная с системой отсчёта и расположением ключевых слов (букв), которые использовались с первых веков христианства на Руси, о чём свидетельствует иллюстрация к Ручной Пасхалии рукописи XVI века (см. стр. 121), иллюстрация из книги XVII века «Рука Богословля» (стр. 123) и иллюстрация из книги священника Иоанна Скворцова «Русская Ручная Пасхалия» (Киев, 1836) (см. стр. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В рамках дошкольного и школьного образования. Причем это может происходить не только (и даже не столько) на «уроках труда», но и во время проектной деятельности, лабораторных работ, создания декораций и реквизита для праздников и спектаклей и любой внеурочной деятельности. Замена ручного труда на «компьютерное моделирование» недопустима. Кстати, чистописание и каллиграфия — прекрасный инструмент развития ручной умелости. Я сейчас адресуюсь не только к Министерству образования, но и к частным педагогическим инициативам. В рамках дополнительного образования. Создание и развитие всевозможных технических и домоводческих кружков. Не только «высокотворческих» (которых на сегодняшний день не мало) , но и прикладных. Это крайне важно для того, чтобы у ребёнка не возникал разрыв: «Умелость — отдельно, жизнь — отдельно!». В рамках общественных объединений. Уже сейчас в организациях, подобных скаутским, детей обучают «ручной работе» в формате «туристического похода». И этот опыт можно использовать и расширять на «городские» прикладные сферы. Ведь научается юноша в армии шить, гладить, забивать гвозди? Почему бы не делать это в рамках детских общественных организаций? Обучение взрослых. Здесь всё и сложнее и проще одновременно. Проще потому, что взрослый человек уже имеет навыки обучения и самообучения и, приняв решение о важности «умелости», может развиться достаточно быстро и эффективно. А сложнее потому, что взрослый человек может быть абсолютно уверен, что всё это долго, сложно и вообще «слишком поздно». На первое место здесь выходит необходимость создания программ «короткого обучения». Важно эффективное практико-теоретическое обучение, с максимально быстрым получением первичного результата. Быстрое получение первичного результата крайне важно. Оно даёт то, что психотерапевты называют «вкусом победы», закрепляя человека на пути мотивации достижения. Организационный путь Создание «ремесленных клубов» . Человек — коллективное существо, а значит Умельцам нужно общение, поддержка единомышленников, возможность делиться опытом, возможность арендовать на время сложный и дорогостоящий инструмент и многое другое.

http://bogoslov.ru/article/4786538

Затем нужно натереть гроб составом ли-цин, по вышеизложенному способу, и гроб будет крепок и надежен. Бедные семейства часто покупают готовые гробы, с внутренними и внешними трещинами. Для законопачения их сначала употребляют паклю с известью, а потом несколько раз снова обмазывают гроб составом порошка новой черепицы с кровью свиньи, При последнем способе гроб немного стоит издержек и выходит прочен. Малое одевание (сяо-лянь). После омовения, тотчас надеваются на умершего чистые рубаха и исподницы. Потом начинают обертывать каждый палец руки покойника слоем шелковой ваты; затем, снова окутав ватой все пять пальцев, продолжают таким образом далее вверх до ручной кисти и локтя; ноги крепко завертывают в полотняные треугольники (онучи); остальные же части тела покрывают слоем шелковой ваты, в сгибах между костями обертывают особенно толстыми слоями. Затем из сырцовой шелковой материи сшивают три длинные мешка. Два из них надевают на руки до локтя; оставшиеся от мешков концы разрезывают на ленты шириною слишком в дюйм, и ими, начиная от ручной кисти, пеленают руки до самых плеч и потом, перекрестивши ими спину, завязывают их на груди. Так же точно и ноги они кладут сначала в мешок и, потом разрезав концы мешка на ленты, шириною в три слишком дюйма, обертывают, начиная с подошв ног до лядвий, и завязывают правые концы лент с левыми. Кроме того берут цельное полотнище той же материи, длиною вдвое больше тела покойного, и им окутывают тело, начиная с плеч и нисходя до задних частей; оставшиеся два конца материи разрезывают на три ленты и подстилают под спину. Две крайние ленты верхнего конца опускают с плеч вниз, а двумя крайними лентами нижнего конца обертывают задние части, и затем верхние и нижние концы соединяют на пояснице. Среднею верхнею лентою иногда покрывается голова, и тогда обе средние – верхняя и нижняя идут в дело, а иногда они обрезываются, как ненужные. Под продольные полотнища материи предварительно подстилают два поперечные полотнища той же материи; концы с обеих сторон разрезываются на три ленты; ими пеленают грудь и брюхо. При этом если встретится на материи прореха, то она немедленно должна быть зашита шелком. Наконец облекают умершего в новую одежду и надевают парадную шапку; выпрямив у покойника ноги и руки. Так в настоящее время производится процесс малого одевания! Он краток, удобоисполним и надежен. В домах людей несостоятельных употребляют на этот предмет немного шелковой ваты, а белый холст заменяет при этом все остальное. И это средство также достаточно для сохранения праха покойного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И оба эти сироты считались без вести пропавшими целых три года. Вдруг, однажды, приезжает с ярмарки купец, которому принадлежал давно опустелый постоялый двор «на разновилье», и говорит, что с ним было несчастие: ехал он, да плохо направил на гать свою лошадь, и его воз придавил, но его спас неизвестный бродяжка. Бродяжка этот был им узнан, и оказалось, что это не кто иной, как Селиван. Спасенный Селиваном купец был не из таких людей, которые совсем нечувствительны к оказанной им услуге; чтобы не подлежать на страшном суде ответу за неблагодарность, он захотел сделать добро бродяге. — Я должен тебя осчастливить, — сказал он Селивану, — у меня есть пустой двор на разновилье, иди туда и сиди в нем дворником и продавай овес и сено, а мне плати всего сто рублей в год аренды. Селиван знал, что на шестой версте от городка, по запустевшей дороге, постоялому двору не место, и, в нем сидючи, никакого заезда ждать невозможно; но, однако, как это был еще первый случай, когда ему предлагали иметь свой угол, то он согласился. Купец пустил. Глава пятая Селиван приехал во двор с маленькой ручной одноколесной навозницей, в которой у него местились пожитки, а на них лежала, закинув назад голову, больная женщина в жалких лохмотьях. Люди спросили у Селивана: — Кто это такая? Он отвечал: — Это моя жена. — Из каких она мест родом? Селиван кротко отвечал: — Из божьих. — Чем она больна? — Ногами недужна. — А отчего она так недужает? Селиван, насупясь, буркнул: — От земного холода. Больше он не стал говорить ни слова, поднял на руки свою немощную калеку и понес ее в избу. Словоохотливости и вообще приятной общительности в Селиване не было; людей он избегал, и даже как будто боялся, и в городе не показывался, а жены его совсем никто не видал с тех пор, как он ее сюда привез в ручной навозной тележке. Но с тех пор, когда это случилось, уже прошло много лет, — молодые люди тогдашнего века уже успели состариться, а двор в разновилье еще более обветшал и развалился; но Селиван и его убогая калека всё жили здесь и, к общему удивлению, платили за двор наследникам купца какую-то плату.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010