920 Августин, блаж. Письмо 194-е. К римскому пресвитеру Сиксту. 27//Августин, блаж. Антипелагианские сочинения. С. 114. 921 Там же. 14//Там же. С. 105. Как отмечает P. X. Уивер, в учении блаж. Августина «человек никогда не оказывается виновным пред Богом просто в частных преступлениях, но эти самые преступления приобретают свою греховную реальность как связанные с превосходящей виной Адама» (Уивер P. X. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров//Августин, блаж. Антипелагианские сочинения. С. 41). 922 Августин, блаж. О даре пребывания. Гл. 11, 27//Августин, блаж. Антипелагианские сочинения. С. 407. 923 Например, см.: Тышкевич С., свящ. Католический катехизис. Харбин, 1935. С. 46. Впрочем, в современном католическом богословии существует тенденция к смягчению крайностей этого учения, что приводит к очевидной непоследовательности. Так, в «Катехизисе Католической церкви» 1996 г., с одной стороны, говорится, что «все люди – соучастники греха, совершенного Адамом», а с другой – утверждается, что «первородный грех не носит характера личной вины». См.: Биффи Дж. Я верую: Катехизис Католической церкви. М., 1996. С. 402, 405. 924 Например, свят. Кирилл Александрийский писал: «Множество людей стало греховными не потому, что они разделяли вину Адама, – их тогда еще не было, – а потому, что они были причастны к его природе, подпавшей закону греха (ν μον... τ ς μαρτ ας)» (Cyrilli Alexandrini. In Epistolam ad Romanos. V. 18//PG. T. 74. Col. 789AB). 929 По словам Оригена , свидетельство которого в данном случае можно рассматривать как голос древнего (не латинского!) Предания, «всякая душа, рождающаяся во плоти, заражена скверною греха», а потому «крещение преподается и младенцам... во отпущение грехов... Если бы ничего не было в младенцах такого, что бы требовало отпущения и прощения, то благодать крещения казалась бы для них излишнею» (Origenis. Homiliae in Leviticum. VIII. 3//PG. Т. 12. Col. 496AB. Рус. пер. см.: Ориген . О крещении младенцев//Прибавления к изданию творений святых отцов. М., 1857. Ч. 16. С. 106). Ср.: Ириней Лионский , сщмч. Против ересей. С. 479. Кн. V. Гл. 15, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

5. Заключение. Как мы постарались показать, преп. Иоанн Кассиан в своем учении об аскетическом делании и мистическом созерцании объединил лучшие элементы восточно-христианской аскетической традиции в целостную систему, подобную системе Евагрия Понтийского, но не ограниченную рамками оригеновского интеллектуализма и обогащенную благодаря введению в нее элементов как западного аскетического богословия с его упором на руководящей роли Божественной благодати, так и восточной «мистики любви», которая впоследствии получила продолжение у таких западных мистических писателей, как папа св. Григорий Великий, св. Бернард Клервоский, Гуго и Ришар Сен-Викторские. В связи с этим преп. Иоанна Кассиана по праву можно считать одним из важнейших западных аскетических писателей IV–V вв., чье мистико-аскетическое богословие стало фундаментальным не только для католического Запада, но и для православного Востока. Этот титул засвидетельствован уже у патриарха Фотия, полагавшего, что родиной Иоанна Кассиана был Рим (Ρωμην λαχοντος πατριδα, Phot. Bibl. Cod. 197). Выдвигалась также гипотеза, что этот титул связан с происхождением Кассиана из Малой Скифии, которая была частью церковного диоцеза Фракии и находилась в юрисдикции патриарха К-поля Нового Рима (см.: Cuper C. De sancto Joanne Cassiano abbate Massiliae in Gallia//Acta Sanctorum Iulii. Paris, 1868. Vol. 5. P. 463–464). Однако наиболее вероятным представляется предположение, что титул «Римлянин» означает только то, что Кассиан был не грекоязычным, а латиноязычным автором (см.: Stewart C. Cassian the Monk. Oxford, 1998. P. 5). См.: Hamman A. John Cassian//Patrotogy. Vol. iv: The Golden Age of Latin Patristic literature/ed. A. di Berardino. Westminster, MD, 1986. P. 518. CPL, N 513; PL. 49. Col. 53–476; CSEL. 17. P. 3–231; рус. пер.: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина/Пер. с лат. еп. Петра. М., 1877; 1892 2 (репринт: СТСЛ, 1993). С. 7–164. См.: Guy J.-C. Institutions//Sources chrétiennes. Vol. 109/Texte latin revue, introd., trad. et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965. P. 11; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006. С. 112.

http://bogoslov.ru/article/1243158

пер.: Уивер 2006) – к сожалению, только на латинском материале и более позднего периода, нежели тот, который нас здесь интересует. 896 I, 32, 3, 1 (ср. II, 15, 13 [рус. пер. 12]). В I, 4, 5, 1 Макарий говорит более осторожно, что грех и снаружи, и внутри, однако и это положение осуждается в 9 пункте Дамаскина! 903 Этой проблеме посвящено много работ, значительная часть которых нам недоступна. О Марке: ИАБ 4 , 1331–1369, и конкретно: Peterson 1932a; Davids E. 1968, 8385; Ware 1970; Hesse 1973 (краткий реферат у Durand 1999, 280–287), Hesse 1983, 121–122 и Hesse 1989; Durand 1999; Plested 2004, 75–132. О Диадохе: ИАБ 4 , 1297–1330; Dörr 1937; Кривошеин 1955/1996, 103–109; Stäniloae 1958, 17–26; Dörries 1966b; Davids E. 1968, 85–90; des Places 1970 (см. также SC 5 ter, 1966, 12–22); Fricke 1983, 126–127; Plested 1997; Durand 1999, 288–294 (отношение к Марку Подвижнику ); Plested 2004, 133–175; Desprez 2006а. Ср. Rahner 1937. 904 В ряде рукописей добавлено «вопросы и ответы о...», в трех рукописях трактат называется «Ответ недоумевающим о божественном крещении». По свидетельству Бабая Великого (Комментарий к Гностическим главам Евагрия III, 85/ed. Frankenberg 1912, 253), трактат написан Марком специально против мессалиан. Обзор позиций ученых о цели написания сочинения Марка: Plested 2004, 80. Греческий текст творений прп. Марка (CPG 6093) мы цитируем по лучшему изданию (из проанализированных 40 рукописей учтено в аппарате 18): Marc le Moine. Traites. I. SC 445 (P., 1999). Нумерация главок в SC по числу вопросов. Добротный русский перевод: Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. В русском переводе. Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2. Сергиев Посад, 1911. При общем анализе трактата указываем далее только номера страниц русского перевода по репринту (с новой пагинацией): Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника , Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова . Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995, 5201. 905 Rahner 1937 (излагаем по Durand 1999, 271–275) обратил внимание на связь утверждений оппонента Марка с трактатом, дошедшим под именем грека Иеронима (PG 40, 859–865, CPG 7817). Ранер показал, что диалог иерусалимского священника Иеронима с иудеем не мог иметь места в VIII в., ибо затрагиваемая в трактате проблематика характерна для мессалианских споров V в. 907 «Ибо сие самое ты ясно проповедуешь, говоря, что грех Адамов истребляется подвигами, а не благодатию Христовою» (с. 85, курсив мой). Такого противопоставления не было в начальном вопросе (с. 76). 917 Durand 1999, 281, излагая наблюдение Hesse 1973, указывает на параллели между Макарием (I, 38, 2, 1) и Марком (О тех, которые думают оправдаться делами, 135, 136 и 154). Главный аргумент – употребление глагола ??? рядом с цитатой Ин.15:5 у Макария и Марка (гл. 154, SC 445, p. 178). Мы, однако, не заметили особого сходства между гл. 135–136 Марка и 38 словом Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1308 О пелагианстве имеется работа на русском языке (Кремлевский 1898), для дальнейшего периода см. Уивер 2006. 1310 Beyer 1982 называет это течение «крипто-мессалианством» (ср. Vööbus 1960, 139: «crypto-Messalian streams» [цит. по: Dörries 1966b, S. 416, Anm. 144a]; Fitschen 1993, 355: «crypto-Messalian movements»), отрицая однако историческую достоверность «теории Зигабена» о генетических связях мессалиан с богомилами. Преследования обоих течений («криптомессалиан» и богомилов), по мнению Х.-Ф. Байера, могли привести к контактам между ними, но если «скрытое мессалианство» проникло через паламизм в официальную догматику, то богомилы продолжали оставаться за рамками христианства. За исключением некоторых нюансов, касающихся происхождения богомильства, в целом этот подход кажется нам – несмотря на нескрываемую антипатию Байера к свт. Григорию Паламе – более правильным, нежели выводы известного специалиста по истории исихазма А. Риго, отрицающего – вслед за св. Григорием Паламой – любую связь исихазма с мессалианством. 1311 Rigo 1989, 59–60 обращает внимание, что среди обвинений против исихастов было и утверждение, что, по их-де учению, πονηρ πνεματα συνουσιωμνα οντα τος ανθρποις (св. Григорий Палама , Триады I, 3, предисл., рус. пер. с. 56). Не были ли источниками обвинений для Варлаама тезисы Дамаскина и Тимофея Константинопольского? 1312 Недоверие к исихастской практике Иисусовой молитвы, впрочем, высказывалось и позднее в монашеской среде в XIV и XV вв. (см. Adnès 1974, 1140). Ср. Rigo 1992a, 282 (с примеч. 166). 1313 В паламитской традиции, напротив, подчеркивался вспомогательный характер подобных приемов (см., например, 24-ю главу Сотницы Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, PG 147, 684 BC). 1314 Например, в современной практике Русской православной церкви не соблюдаются постановления о возрастных ограничениях (ранних пределах) при рукоположении, но строго применяется правило, запрещающее первое венчание после рукоположения. Аналогичные примеры можно умножать чуть ли не до бесконечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1990. Vol. 100. P. 441-481; idem. Church Politics and Chronology: Dating the Episcopacy of Caesarius of Arles//REAug. 1992. Vol. 38. N 1. P. 80-88; idem. Caesarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Camb., 1994; idem. Caesaria the Elder. Caesaria the Younger. Caesarius of Arles//The New Westminster Dictionary of Church History. Louisville, 2008. Vol. 1: The Early, Medieval, and Reformation Eras. P. 112-113; Ferreiro A. «Frequenter legere»: The Propagation of Literacy, Education and Divine Wisdom in Caesarius of Arles//JEcclH. 1992. Vol. 43. N 1. P. 5-15; idem. Petrine Primacy and Episcopal Authority in Caesarius of Arles//StPatr. 2006. Vol. 43. P. 367-372; Césaire d " Arles et la christianisation de la Provence: Actes des journées «Césaire». Nov. 1988, avr. 1989. P., 1994; Zinn G. A. Caesarius of Arles//Medieval France: An Encyclopaedia. N. Y.; L., 1995. P. 161; Sardella T. Caesario di Arles, Cesaria//Patrologia. Genova, 1996. Vol. 4: Dal Concilio di Calcedonia (451) a Beda. P. 290-295; Weaver R. H. The Legacy of Caesarius of Arles in Baudonivia " s Biography of Radegund//StPatr. 1997. Vol. 33. P. 475-482; eadem. Caesarius of Arles: The Culmination of the Controversy// Eadem. Divine Grace and Human Agency: A Study of the Semi-Pelagian Controversy. Macon, 1998. P. 199-234 (рус. пер.: Уивер Р. Х. Кесарий Арелатский: Кульминация споров// Она же. Божественная благодать и человеческое действие: Исследование полупелагианских споров/Пер.: А. В. Кырлежев. М., 2006. С. 248-290); Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 277-297; O " Loughlin Th. Caesarius of Arles//Augustine through the Ages: An Encyclopaedia. Grand Rapids, 1999. P. 115-116; Leyser C. Authority and Asceticism from Augustine to Gregory the Great. Oxf., 2000. P. 81-100; Renna Th. Caesarius of Arles, St.//Encyclopaedia of Monasticism. Chicago; L., 2000. Vol. 1. P. 233-234; Heijmans M. Césaire d " Arles, un évêque et sa ville//Revue d " Histoire de l " Eglise de France.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Wash., 1989; Wickham L. Pelagianism in the East//The Making of Orthodoxy. Camb., 1989. P. 200-213; Solignac A. Semipélagiens//DSAMDH. 1990. T. 14. Col. 556-568; Lamberigts M. Augustine and Julian of Aeclanum on Zosimus//Augustiniana. Leuven, 1992. Vol. 42. N 3/4. P. 311-330; idem. Peccatum originale//AugLex. 2014. Vol. 4. Fasc. 3/4. Col. 599-615; Hauke M. Heilsverlust in Adam: Stationen griechischer Erbsündenlehre: Irenäus - Origenes - Kappadozier: Paderborn, 1993; Dolbeau F. Le sermon 348A de St. Augustin contre Pélage: Édition de texte intégral//RechAug. 1995. Vol. 28. P. 37-63; Delaroche B. Saint Augustin lecteur et interprète de saint Paul. P., 1996; idem., ed. Œuvres de St. Augustin. Ser. 3. P., 2013. T. 20/A: Premières réactions antipélagiennes. (Biblioth. augustinienne); Weaver R. H. Divine Grace and Human Agency: A Study of the Semi-Pelagian Controversy. Macon (Ga), 1996 (рус. пер.: Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: Исслед. полупелагианских споров/Пер.: А. В. Кырлежев, ред.: А. Р. Фокин. М., 2006); Dunphy W. The Acts of the Synod of Diospolis: Text, Translation, and Notes//Akademia. Nagoya, 1998. Vol. 67. P. 185-228; idem. A Lost Year: Pelagianism in Carthage, 411 A. D.//Augustinianum. 2005. Vol. 45. N 2. S. 389-466; idem. Rufinus the Syrian: Myth and Reality//Augustiniana. 2009. Vol. 59. N 1/2. P. 79-158; Rees B. R. Pelagius: Life and Letters. Woodbridge, 1998; Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999; L ö hr W. A. Pelagius " Schrift «De natura»: Rekonstruktion und Analyse//RechAug. 1999. Vol. 31. P. 235-294; idem. Der Streit um die Rechtgläubigkeit des Pelagius 414-418//Augustin Handbuch/Hrsg. V. H. Drecoll. Tüb., 2007. S. 183-197; idem. Augustinus und sein Verhältnis zu Pelagius: Eine Relecture der Quellen//Augustiniana. 2010. Vol. 60. N 1/2. P. 63-86; idem. Pélage et le Pélagianisme. P., 2015; idem. Pelagius (Pelagianer)//RAC. 2016. Bd. 27. Sp. 1-26; Ogliari D. The Conciliation of Grace and Free Will: Cassian " s «Conlatio» 13 Revisited//Augustiniana.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 22 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 98). Там же. 3. 13 (рус. пер.: Там же. С. 122). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 12). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12: PG. 79. Col. 1156D, 1157ВС (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 122). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 116). Там же. 6. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 74). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 242). Ср.: Там же. 19. 6. Apophtegmes. XV. 136. Апофтегмы (систематическое собрание) 16. 16 (рус. пер.: Древний патерик. С. 308–309). Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Там же. 3. 90 (рус. пер.: Там же. С. 132). См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 97–98). Ср.: Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 136. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VI. 1 (рус. пер, он же. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 84–85). Ср.: Евагрий Понтийский. Антирретик. Печаль. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 14. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Ниле. 3 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 615). Ср.: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 16; Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 135. См.: Apophtegmes (serie alphabetique). Syncletique. 21. (рус. пер.: Жизнь и деяния св. Синклитикии. 40//У истоков культуры святости. С. 304. См. эту же апофтегму в переводе на русский язык систематического собрания апофтегм: Древний патерик. 10. 98). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 6. 3.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

62–71, 313, 339– 46–49, 148–158, 162–196, 202–203, 50–57, 239, 247, 146–147, 263, 326– 159, 204– 327,334– (схолии 208, 268– 338. 390– других 270, 272– авторов 281, 283 72, 246, к стихам) 58–61, 256, 262, 73–74, 264–267, 160–161, Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 368, 546 [Dub.] 403–404 407–408 552–555 411–460 516–517, 4078/1– 4078/9 409, 518 522,558 Прп. Иперихий CPG Рус. пер. 5618 [=6072] Прокл Константнопольский CPG Рус. пер. «Лавсаик» Палладия CPG Рус. пер. 480 [отрывок] «Вопросоответы» прп. Анастасия Синаита CPG Рус. пер. 491 [отрывок] Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 248–409 596–641 96–197 411–476 644–680 200–208 480–521 683–689 208–220 524–533 692–693 221–240 94 537–593 696–796 PG 26 PG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 12–145 813–820 1168–1169 145–321 837–976 1169–1179 321–468 978–980 1179–1181 468–524 984–1028 1185–1188 529–607 1029–1048 607–623 1049–1070 623–637 1072–1084 1264–1292 637–676 1085–1089 681–793 1093–1165 796–809 1165–1168 1436–1441 PG 27 PG Рус. пер. 60–545 1364–1389 1392–1404 PG 28 CPG Рус. пер. 1581–1592 Творения св. Василия Великого PG 29 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. nep 209–228 416–432 228–249 432–460 460–469 264–280 469–484 93–117 280–305 484–493 117–148 305–324 497–669, 148–164 324–349 672–768 164–188 349–388 188–208 388–416 PG 30 PG Рус. пер. 118–425 425–668 PG 31 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 164–184 472–481 869–881 185–197 484–489 881–888 197–217 489–508 889–901 217–237 508–525 905–1052 237–261 525–540 261–277 540–564 1080–1305 277–304 564–589 304–328 589–600 329–353 600–617 1321–1428 353–372 620–625 372–385 625–648 385–424 648–652 1705–1714 6 424–444 653–676 1713–1722 444–464 676–692 464–472 692–869 PG 32 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 68–217 664–1033 1092–1093 220–340 1033–1068 359, 360, 348–381 1068–1077 384–452 452–533 1084–1085 536–640 640–664 1088–1089 Творения св. Григория Богослова PG 35 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 396–401 828–832 1044–1064 408–513 832–841 1065–1080 517–525 844–849 1081–1128 532–664 852–856 1132–1152 664–720 857–909

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

«Предопределенный» (Praedestinatus; CPL, N 243), в котором от имени блж. Августина с искажениями излагается учение о предопределении с целью косвенной демонстрации его несостоятельности, а также обосновывается способность человеческой природы свободно стремиться к добру (подробнее см. в ст. «Praedestinatus» ). После кончины прп. Иоанна Кассиана (ок. 435) главным центром сопротивления августинизму в Юж. Галлии стал Леринский мон-рь (на о-ве Лерин, ныне Сент-Онора в архипелаге Лерен). Его настоятелем с сер. 30-х по кон. 50-х гг. V в. был Фавст, впосл. еп. Регийский (см. Фавст , еп. Рейский). Здесь же в 30-40-х гг. V в. подвизался Викентий Леринский. Возможно, против Викентия Леринского и его единомышленников было направлено относящееся к 30-м гг. V в. сочинение Проспера Аквитанского «Ответы на главы Викентиевых возражений» (см.: Уивер. 2006. С. 166). В своем наиболее известном соч. «Памятные записки» (Commonitorium; CPL, N 510) Викентий Леринский избегал прямых нападок на учение блж. Августина, однако упоминал о неких еретиках, к-рые полагают, что есть особая благодать, доступная только избранным, и что эти избранные спасаются без собственных усилий, «не прося, не ища и не стуча» (см.: Vincent. Lirin. Common. 26). В этом карикатурном представлении легко узнается основной тезис августинизма о предопределении и избрании без к.-л. предшествующих усилий и заслуг человека (см.: Уивер. 2006. С. 198-199). Основное внимание Викентий Леринский уделял не критике богословия августинизма, а обоснованию представления о церковной традиции как главном критерии вероучительной истины. Прямо ссылаясь на послание еп. Келестина I галльским епископам, Викентий Леринский настаивал, что единственным средством борьбы с угрожающей чистоте веры «новизной» может быть установление «того, во что верили повсюду, всегда и все» ( Vincent. Lirin. Common. 2), и отказ от любых богословских идей, не находящих подтверждения в церковной традиции, как бы они не обосновывались (подробнее см. в ст. Викентий Леринский ; также см.: Уивер.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

Лит.: Суворов Н. И. Путев. по Вологде с указанием на ее церк. древности и святыни. Вологда, 1897; Суслов В. В. Памятники древнего рус. зодчества. СПб., 1895-1901. Вып. 1-7; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание г. Устюжны с уездом Новгородской губ. М., 1897; Непеин С. А. , свящ. Вологда прежде и теперь (1147-1906). Вологда, 1906; Горностаев Ф. Ф. , Грабарь И. Э. Деревянное зодчество Рус. Севера//История рус. искусства. Т. 1: Допетровская эпоха. М., 1910; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. Вологда, 1914, 1991р; Дунаев Б. И. Северно-рус. гражданское и церк. зодчество: Город Вологда. М., 1914; Макаренко Н. Е. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. Вып. 1: Белозерский край. Пг., 1914; Красовский М. В. Курс истории рус. архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. Пг., 1916 [переизд.: Энциклопедия рус. архитектуры. СПб., 2002]; Евдокимов И. В. Север в истории рус. искусства. Вологда, 1920; он же. Вологодские стенные росписи. Вологда, 1922; Забелло С. Я. , Иванов В. Н. , Максимов П. Н. Рус. деревянное зодчество. М., 1942; Бартенев И. А. , Федоров Б. Н. Архитектурные памятники Рус. Севера. Л.; М., 1968; Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI в: АКД. М., 1969; он же. Успенская церковь в Белозерске//Культура средневек. Руси. Л., 1974. С. 177-182; он же. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского мон-ря в его отношении к строительству Троице-Сергиева мон-ря//ДРИ. М., 1989 [Вып.: Худож. памятники Рус. Севера]. С. 310-319; Кирпичников А. Н. , Хлопин И. Н. Великая государева крепость. Л., 1972; Вздорнов Г. И. Вологда. Л., 1978; Рыбаков А. А. Устюжна, Череповец, Вытегра. М., 1981; он же. Вологодская икона. М., 1995; Бочаров Г. Н. , Выголов В. П. Сольвычегодск. Вел. Устюг. Тотьма. М., 1983; Ферапонтовский сб. М., 1985-2001. Вып. 1-5; Ополовников А. В. Сокровища Рус. Севера. М., 1989; Искусство земли Вологодской XIII-XX вв.: Кат. выст. М., 1990; Устюжна: Краевед. альм. Вологда, 1992-2000. Вып. 1-5; Памятники отечества: Сев. Фиваида: Альм. ВООПИК. М., 1993. Вып. 30. 3-4; Седов В. В. Собор и колокольня Корнилиево-Комельского мон-ря//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 102-109; Белозерье: Краевед. альманах. Вологда, 1994-1998. Вып. 1-2; Вологда: Краевед. альм. Вологда, 1994-2003. Вып. 1-4; Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1994-1998. Вып. 1-4; Кочетков И. А. , Лелекова О. В. , Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов мон-ри: Архит. памятники. М., 1994;Вожега: Краевед. альм. Вологда, 1995; ГТГ: Кат. собр. Т. 1. Кат. 50-52; Тотьма: Краевед. альм. Вологда, 1995-2001. Вып. 1-3; Череповец: Краевед. альм. Вологда, 1996-2002. Вып. 1-3; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Вытегра: Краевед. альм. Вологда, 1997-2000. Вып. 1-2; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997; Чагода: Краевед. альм. Вологда, 1999; Смирнова Э. С. Иконы северо-вост. Руси: Сер. XIII - сер. XIV вв. М., 2004. С. 132-162.

http://pravenc.ru/text/155162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010