Автор размышляет о том, как понимать, что Христос пребывает в Церкви. Церковь, пишет он, есть «живое существо», появившееся из события Божественного и вместе с тем человеческого, из события Пятидесятницы, сошествия Св. Духа на апостолов (Там же. С. 113); этот «живой организм» растет сквозь века истории, развивается, страдает. «Содержание же Церкви - Христос» (Там же. С. 120). Г. приводит места из Посланий ап. Павла (Гал 2. 20; Еф 1. 22-23 и др.). Христос не только единственный, Кто делает возможным познание Бога, но также Тот, через Кого проходит и завершается движение человека к Богу (Там же. С. 130). «Сущность христианства» является продолжением и обобщением книг о Церкви: отвечая на вопрос, чем отличается христианство от др. религий, в чем сущность христианства, Г. пишет, что в центре христ. общины стоит Христос, Он является Посредником между Богом и человеком, Путем, к-рым человек может прийти к Богу (ср.: Ин 14. 6). «Существо христианства - это Сам Христос» (Там же. С. 228). В работе рассматриваются темы Искупления, Крещения, Евхаристии, составляющие жизнь «Тела Христова» - Церкви. Л. В. Л. Соч.: Vom Sinn der Kirche: Fünf Vorträge. Mainz, 1922; Der Gegensatz: Versuche zu einer Philosophie d. Lebendig-Konkreten. Mainz, 1925; Der Mensch und der Glaube: Versuche über die religiose Existenz in Dostojewskijs grossen Romanen. Lpz., 1932 (рус. пер.: Человек и вера. Брюссель, 1994, 2003); Der Herr: Betrachtungen über die Person und das Leben Jesu Christi. Rothenfeld a/M., 1937 (рус. пер.: Господь. Брюссель, 1995); Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch z. Orientierung. Basel, 1950 (рус. пер.: Конец Нового времени//ВФ. 1990. 4. С. 127-163); Vom Lebendigen Gott. Mainz, 1950 (рус. пер.: О Боге Живом. Брюссель, 1962); Познание веры. Брюссель, 1955; Werke. Mainz; Paderborn, 1990; О Церкви. М., 1995. Лит.: Аверинцев С. С. Ж. Маритен, неотомизм, католич. теология искусства//Вопр. лит-ры. 1968. 10. С. 126-143; он же. Лит-ра христ. направления в ФРГ//Философия. Религия. Культура. М., 1982. С. 104-134; Babolin A. R. Guardini filosofo dell " alterità. Bologna, 1968-1969. 2 vol.; Balthasar H. U. , v. R. Guardini: Reform aus d. Ursprung. Münch., 1970; Wechsler F. R. Guardini als Kerygmatiker. Paderborn, 1973; Schlette H. R. R. Guardini: Werk u. Wirkung. Bonn, 19852; Гайденко П. П. Философия культуры Р. Гвардини//ВФ. 1990. 4. С. 121-126; Knoll A. Glaube und Kultur bei R. Guardini. Paderborn, 1993; Kurth B. Das ethische Denken R. Guardinis: Gehorsam gegenüber Gott u. Freiheit d. Geistes: Eine moraltheologische Studie. Paderborn, 1998; Ascenzi A. Lo spirito dell " educazione: Saggio sulla pedagogia di R. Guardini. Mil., 2003.

http://pravenc.ru/text/161766.html

Ист.: Harper Th. The Metaphysics of the School. L., 1879-1884. 3 vol.; Peillaube É . Théorie des concepts: Existence, origine, valeur. P., 1895; Mercier D. J. Cours de philosophie. Louvain, 1897-1899. 4 vol.; idem. Les origines de la psychologie contemporaine. P., 1897; Garrigou-Lagrange R. Le Sens commun: La philosophie de l " être et les formules dogmatiques. P., 1909, 19223; idem. La synthèse thomiste. P., 1946; Gilson E. Le Thomisme: Introd. à la philosophie de St. Thomas d " Aquin. Strasbourg, 1919. P., 19656 (рус. пер.: Жильсон Э. Избранное. М.; СПб., 2000. Т. 1: Томизм: Введ. в философию св. Фомы Аквинского); idem. Le Réalisme méthodique. P., idem. L " être et l " essence. P., 1948; Sertillanges A. G. La vie intellectuelle: Son esprit, ses conditions, ses méthodes. P., 1921; Maréchal J. Le point de départ de la métaphysique: Leçons sur le développement historique et théorique du problème de la connaissance. Bruges, 1922-1947. 5 cah.; 1926. Cah. 5: Le Thomism devant la philosophie critique; Maritain J. La philosophie de la nature: Essai critique sur ses frontières et son objet. P., 1935; idem. Science et sagesse: Suivi d " éclaircissements sur la philosophie morale. P., 1935 (рус. пер.: Маритен Ж. Знание и мудрость: Сб. тр. М., 1999); idem. Humanisme intégral: Problèmes temporels et spirituals d " une nouvelle chrétienté. P., 1936; idem. Principes d " une politique humaniste. N. Y., 1944; Mullahy B. I. Thomism and Mathematical Physics: Diss. Québec, 1946; Lonergan B. Insight: A Study of Human Understanding. L., 1957 (рус. пер.: Лонерган Б. Инсайт: Исследование человеческого понимания: (Предисл. и Введ.)/Пер.: Г. В. Вдовина//Мера вещей: Человек в истории европ. мысли. М., 2015. С. 922-942); idem. Method in Theology. N. Y., 1972 (рус. пер.: Лонерган Б. Метод в теологии/Пер.: Г. В. Вдовина. М., 2010); Coreth E. Metaphysik: Eine methodish-systematische Grundlegung. Innsbruck, 1961 (рус. пер.: Корет Э. Основы метафизики/Пер.: В. Терлецкий. К., 1998); McInerny R. M. Thomism in an Age of Renewal. N. Y., 1966; Rahner K. Grundkurs des Glaubens: Einf. in den Begriff des Christentums. Freiburg, 1976 (рус. пер.: Ранер К. Основание веры: Введ. в христ. богословие/Пер.: В. Е. Витковский. М., 2006); MacIntyre A. C. After Virtue: A Study in Moral Theory. Notre Dame (Ind.), 1981 (рус. пер.: Макинтайр А. После добродетели/Пер.: В. В. Целищев. М., 2000); Wallace W. The Modeling of Nature: Philosophy of Science and Philosophy of Nature in Synthesis. Wash., 1996; Pouivet R. Après Wittgenstein, st. Thomas. P., 1997; Smith W. From Schrödinger " s Cat to Thomistic Ontology//The Thomist. Wash. etc., 1999. Vol. 63. N 1. P. 49-63; O " Callaghan J. Thomist Realism and the Linguistic Turn: Toward a More Perfect Form of Existence. Notre Dame, 2003; Stump E. Aquinas. L.; N. Y., 2003 (рус. пер.: Стамп Э. Аквинат/Пер.: Г. В. Вдовина. М., 2013); Davies B. An Introduction to the Philosophy of Religion. Oxf., 20043.

http://pravenc.ru/text/2564952.html

Наконец, Гвардини в своей книге “Конец нового времени” (1950 г., см.; Современные концепции культурного кризиса на Западе: Реф. сб./ИНИОН АН СССР. М., 1976. С. 184-207) потребовал строго отделить вопрос о культуре “лица” (как субъекта нравственного выбора) от вопроса о культуре “индивидуальности” в том смысле, который был придан этому слову Гёте и его либеральными наследниками. “Незаменимость в акте ответственности” — все дело в том, сумеет “человек массы” удержать это свое достояние или оно будет у него отнято. Впрочем, нелепо требовать от Жильсона того, чего он не мог дать. Мы можем с ним спорить, но мы никогда не сможем вернуться к дожильсоновской картине средневекового мышления. Он дал целостное видение схоластической мысли, пожалуй, не превзойденное до сих пор. Это не мало. 1101 Новообращенный Маритен был далек от либерализма своего позднего периода. Когда появилась первая из мистерий Пеги о Жанне Д " Арк, Маритен присылал поэту свои эпистолярные “анафемы” (ср. Delaporte J. Pegui et ses amis//Rev. de Paris 1966, 73, P. 84-98). 1103 Freudenthal J. Spinoza und die Scholastik//Philosophische Aufsaze: Eduard Zeiler zu seinem fimfzigjahrigen Doctor- Jubilaum gewidmet. В., 1887. S. 83-138. 1104 Сейчас, по прошествии стольких десятилетий, трудно понять, действительно ли Пеги был так абсолютно неправ в своей характеристике Сорбонны. Как-никак, Жильсон столкнулся с ней в молодые годы, еще не определившись в качестве философа; не объясняется ли этим хотя бы отчасти восхваляемое им великодушие мэтров? У Пеги был иной опыт; к нему мэтры не могли отнестись со снисхождением, как к новичку, Важна и разница темпераментов: Пеги - прирожденный борец, и в его страсти остается нечто несводимое к эксцессам мнительности или агрессивности. 1106 Достаточно вспомнить отношение к нему другого кардинала - Маннинга. Для Ньюмена характерна часто цитируемая фраза: “Я замечаю в определенных кругах духовную узость, которая не от Бога”. 1107 Запоздалое выражение эти чувства нашли в книге Бернаноса “Великий страх благомыслящих” (Bemanos G. La grand peur des bien-pensants. P., 1931), странном памятнике роялистской юности писателя, в котором мы слышим эхо давно отзвучавших (и обессмыслившихся) речей, 1109 Chardin T. de. Le Phenomene humain. P., 1955. Рус. пер.: Шарден Т. де. Феномен человека. М., 1965. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России. " Русская мысль " , 1991, 27 декабря, и в кн.: Христианство и культура в Европе. Память о прошлом, сознание настоящего, упование на будущее. Ч. 1, Москва, " Выбор " ,1992, с. 16—25.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

2007. S. 345-346). При этом у Сузо и последующих мистиков все более сильным становилось акцентирование страдания как способа избавления от эгоизма и связанного с ним З.: добровольно принимая выпадающие на его долю страдания, человек аскетически упражняется в добродетели терпения и учится отрекаться от себя, приближаясь тем самым к Богу (см.: Haas. 2007. S. 348-351). Если человеку удалось такое приближение, то З. и грех, бывшие в его жизни, теряют свое злое содержание и становятся добром, поскольку они стали средством к спасению. От человека требуется лишь довериться Богу и не отчаиваться, даже впадая в грех, поскольку Бог не допустил бы этого, если бы не «желал, чтобы из этого вышло нечто лучшее» для человека (см.: Meister Eckhart. Die deutschen Werke. Bd. 5. S. 232-235). В конечном счете Бог допускает любое З. лишь для того, чтобы человек «познал Его великое милосердие» и ответил на него большей любовью к Богу (Ibidem). Лит.: Fronm ü ller M. Die Lehre des Johannes Scot Eriugena vom Wesen des Bösen nach ihrem inneren Zusammenhang und mit Rücksicht auf eigene verwandte Systeme der neueren Zeit//Tübinger Zschr. f. Theologie. 1830. H. 1. S. 48-89; H. 3. S. 74-105; Wagner F. Der Begriff des Guten und Bösen nach Thomas von Aquin und Bonaventura. Paderborn, 1913; Luckey H. Die Bestimmung von «gut» und «böse» bei Thomas von Aquin. Kassel, 1930; Dondaine A. Le «Liber de doubus principiis»: Un traité néo-manichéen du XIIIe siècle; suivi d " un fragment de rituel cathare. R., 1939; Parente P. Il male secondo la dottrina di S. Tommaso//Acta Pont. Acad. Romanae S. Tomae Aquinatis et Religionis Catholicae. R., 1939/1940. P. 3-34; Maritain J. St. Thomas and the Problem of Evil. Milwaukee, 1942; idem. St. Thomas d " Aquin et la problème du mal// Idem. De Bergson à Thomas d " Aquin: Essais de métaphysique et de morale. N. Y., 1944 (рус. пер.: Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. М., 2006); Billicsich F. Das Problem des Übels in der Philosophie des Abendlandes. W., 1955 2. Bd. 1: Von Platon bis Thomas von Aquino; Welte B.

http://pravenc.ru/text/199913.html

Но был еще один лагерь, непримиримо враждебная реакция которого больно ранила новообращенного Пеги. Это был лагерь католиков. Не пытаясь даже понять всей красоты, глубины и искренности веры Жанны и Пеги, всего величия этого произведения, они заклеймили его с позиций католической доктрины и отвернулись от Пеги, чьего обращения они очень ждали и чья вера не только разочаровала, но и испугала их. Ярким примером тому служит конфликт, разгоревшийся после выхода «Мистерии» между Пеги и Жаком Маритеном, его бывшим учеником, сотрудником Тетрадей, сыном его доброй приятельницы Женевьевы Фавр. В 1906 году Маритен, его жена Раиса и ее сестра Вера Уманцевы обратились в католичество и стали практикующими католиками. Примерно через год после этого они узнали об обращении Пеги и со всем пылом неофитов принялись поучать его в вопросах соблюдения католических обрядов. «Непрактикующий» Пеги раздражал Маритена, записавшего в своем дневнике: «…он христианин, но еще не католик».  В письмах к Пеги Маритен со своей женой настойчиво убеждали его принять церковь со всеми ее догмами, следовать катехизису, а главное, принять смирение, диктуемое церковью. Как позже напишет Раиса Маритен: «Для Пеги не все было так однозначно».  Конфликт достиг своего апогея после выхода «Мистерии». Маритен выдвигает следующие обвинения поэту: «Само предназначение Блаженной Жанны совершенно искажено. Вы лишили его Высшей силы и кротости Святого Духа, …простоты и покоя веры, … полного забвения собственного Я, …вы лишили его всего и подменили это …романтической приподнятостью натуры, современной концепцией Бога, совершенно современными и материалистическими представлениями об ответственности за совершающееся зло и о сущности веры святых…».  Как догматичный католик Маритен и многие иже с ним не смогли принять художественное видение там, где затрагивались догмы церкви. Из лагеря католиков только Жозеф Лотт сумел понять, что поэт проник в самую сущность «святости, которая зарождается, которая расцветает …прежде голосов, прежде костра».  Заметим здесь, что много лет спустя, в 1988 году, папа Uoahh-Nabeл II дал такую оценку «Мистерии»: «Все корни теологии сконцентрированы в этом произведении. Теологии, не только осмысленной, не только умозрительной, но, главное, пережитой». 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 1960 Маритены вернулись во Францию. После смерти жены Маритен  переехал в Тулузу, где он решил жить в ордене малых братьев Иисуса. В течение этого времени он написал множество книг, наиболее известна из которых «Крестьянин с берега Гаронны» (Le paysan de la Garonne), работа, остро критикующая реформы Ватиканского собора, опубликованная в 1967. В 1970 он подал прошение о вступлении в орден и умер 28 апреля 1973 г. в Тулузе. К моменту смерти, Маритен был наиболее известным католическим философом в мире. Широта его философских исследований, его влияние на социальную философию католической церкви, и его горячее оправдание прав человека сделали его одной из центральных фигур эпохи. Философские работы Маритена были переведены на 20 языков. Наиболее ценные работы Маритена касаются моральной и политической философии, а влияние его работ на права человека можно видеть только в Декларации ООН 1948 года, но и во многих национальных декларациях, таких как Канадская Хартия Прав и Свобод и преамбула к Конституции четвертой Французской Республики (1946), последняя была результатом переписки Шарлем Де Голлем. Христианский гуманизм и персонализм Маритена оказал значительное влияние на энциклики Папы Павла VI и мысль Иоанна Павла II. Интересно, что с окончанием холодной войны происходит возрождение политических идей Маритена в Центральной и Восточной Европе. Хотя обычно Маритен считается томистом, степень, в которой он принадлежал томистской философии, является вопросом споров, томизм Маритена, по меткому указанию Этьена Жильсона, касался только эпистемологии, а потому не был вообще томизмом. Неудивительно, поэтому, что общий характер философии Маритена сложно определить принадлежностью к какой-либо конкретной философской школе. Работы Маритена, тем не менее, продолжают оказывать влияние. С 1958 г. в США в университете Нотр Дам действует центр Жака Маритена, существует множество журналов, посвященных его наследию, таких как Études maritainiennes, Maritain Studies, Notes et documents, и Cahiers Jacques et RaïssaMaritain. Кроме того, в настоящее время существует около 20 национальных ассоциаций, которые проводят регулярные конференции и семинары, посвященные наследию Жака Маритена, включая Международный институт Жака Маритена (Institut International Jacques Maritain).

http://bogoslov.ru/person/286102

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Маритен Жак. Фотография. Сер. ХХ в. [Франц. Maritain] Жак (18.11.1882, Париж - 28.04.1973, Тулуза), франц. философ, один из главных представителей неотомизма . Жизнь и сочинения Дед М. по матери - Ж. Фавр, известный политический деятель, один из основателей Третьей республики. Родители Поль Маритен и Женевьева Фавр придерживались идей либерального протестантизма , в связи с чем отношение юного М. к Церкви было почти враждебным. М. обучался в Лицее Анри IV, а с 1900 г.- сначала на философском, затем на естественнонаучном фак-те Сорбонны, где познакомился с Раисой Уманцовой, дочерью евр. эмигрантов из России, ставшей в 1904 г. его женой и оказавшей значительное влияние на его творчество. М. был глубоко разочарован во всех господствовавших тогда в Сорбонне философских течениях, однако встреча с А. Бергсоном , лекции которого он посещал в Коллеж-де-Франс, возродила в нем интерес к философии. Впоследствии М. писал: «Бергсон был первым, кто ответил на нашу глубокую потребность в метафизической истине; он раскрыл в нас чувство абсолютного» ( uvres complètes . 1991. Vol. 11. P. 27). В 1905 г. М. получил академическую степень, дающую право преподавать философию. Знакомство в том же году с Л. Блуа привело М. и его супругу к обращению в католичество, в 1906 г. они приняли крещение. Вскоре М. уехал в Гейдельберг, где в течение 2 лет изучал биологию под рук. Х. Дриша. С 1908 г. духовным наставником М. стал доминиканец Ю. Клериссак, по совету к-рого он начал изучать тексты Фомы Аквинского , определившие его дальнейшую философскую судьбу. С тех пор основой всех трудов М. стало стремление ответить на вопросы современных философии, искусства и политики с позиций томизма. Так, в томистском ключе были осмыслены идеи Бергсона: в 1914 г. было опубликовано 1-е самостоятельное философское произведение М. «Бергсоновская философия» (La philosophie bergsonienne). В 1914 г. М. начал читать лекции по истории совр. философии в Католическом институте Парижа, где преподавал вплоть до 1938 г. По поручению церковных властей работал над составлением учебника по философии. В результате были изданы 2 тома: «Общее введение в философию» (Introduction générale à la philosophie, 1920) и «Малая логика» (Petite logique, 1923). В 1920 г. появилась 1-я книга М., посвященная искусству: «Искусство и схоластика» (Art et Scolastique).

http://pravenc.ru/text/2562070.html

См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 22 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 98). Там же. 3. 13 (рус. пер.: Там же. С. 122). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 12). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12: PG. 79. Col. 1156D, 1157ВС (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 122). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 116). Там же. 6. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 74). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 242). Ср.: Там же. 19. 6. Apophtegmes. XV. 136. Апофтегмы (систематическое собрание) 16. 16 (рус. пер.: Древний патерик. С. 308–309). Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Там же. 3. 90 (рус. пер.: Там же. С. 132). См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 97–98). Ср.: Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 136. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VI. 1 (рус. пер, он же. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 84–85). Ср.: Евагрий Понтийский. Антирретик. Печаль. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 14. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Ниле. 3 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 615). Ср.: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 16; Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 135. См.: Apophtegmes (serie alphabetique). Syncletique. 21. (рус. пер.: Жизнь и деяния св. Синклитикии. 40//У истоков культуры святости. С. 304. См. эту же апофтегму в переводе на русский язык систематического собрания апофтегм: Древний патерик. 10. 98). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 6. 3.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

62–71, 313, 339– 46–49, 148–158, 162–196, 202–203, 50–57, 239, 247, 146–147, 263, 326– 159, 204– 327,334– (схолии 208, 268– 338. 390– других 270, 272– авторов 281, 283 72, 246, к стихам) 58–61, 256, 262, 73–74, 264–267, 160–161, Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 368, 546 [Dub.] 403–404 407–408 552–555 411–460 516–517, 4078/1– 4078/9 409, 518 522,558 Прп. Иперихий CPG Рус. пер. 5618 [=6072] Прокл Константнопольский CPG Рус. пер. «Лавсаик» Палладия CPG Рус. пер. 480 [отрывок] «Вопросоответы» прп. Анастасия Синаита CPG Рус. пер. 491 [отрывок] Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 248–409 596–641 96–197 411–476 644–680 200–208 480–521 683–689 208–220 524–533 692–693 221–240 94 537–593 696–796 PG 26 PG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 12–145 813–820 1168–1169 145–321 837–976 1169–1179 321–468 978–980 1179–1181 468–524 984–1028 1185–1188 529–607 1029–1048 607–623 1049–1070 623–637 1072–1084 1264–1292 637–676 1085–1089 681–793 1093–1165 796–809 1165–1168 1436–1441 PG 27 PG Рус. пер. 60–545 1364–1389 1392–1404 PG 28 CPG Рус. пер. 1581–1592 Творения св. Василия Великого PG 29 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. nep 209–228 416–432 228–249 432–460 460–469 264–280 469–484 93–117 280–305 484–493 117–148 305–324 497–669, 148–164 324–349 672–768 164–188 349–388 188–208 388–416 PG 30 PG Рус. пер. 118–425 425–668 PG 31 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 164–184 472–481 869–881 185–197 484–489 881–888 197–217 489–508 889–901 217–237 508–525 905–1052 237–261 525–540 261–277 540–564 1080–1305 277–304 564–589 304–328 589–600 329–353 600–617 1321–1428 353–372 620–625 372–385 625–648 385–424 648–652 1705–1714 6 424–444 653–676 1713–1722 444–464 676–692 464–472 692–869 PG 32 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 68–217 664–1033 1092–1093 220–340 1033–1068 359, 360, 348–381 1068–1077 384–452 452–533 1084–1085 536–640 640–664 1088–1089 Творения св. Григория Богослова PG 35 PG Pyc. пер. Pyc. пер. Pyc. пер. 396–401 828–832 1044–1064 408–513 832–841 1065–1080 517–525 844–849 1081–1128 532–664 852–856 1132–1152 664–720 857–909

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Лит.: Суворов Н. И. Путев. по Вологде с указанием на ее церк. древности и святыни. Вологда, 1897; Суслов В. В. Памятники древнего рус. зодчества. СПб., 1895-1901. Вып. 1-7; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание г. Устюжны с уездом Новгородской губ. М., 1897; Непеин С. А. , свящ. Вологда прежде и теперь (1147-1906). Вологда, 1906; Горностаев Ф. Ф. , Грабарь И. Э. Деревянное зодчество Рус. Севера//История рус. искусства. Т. 1: Допетровская эпоха. М., 1910; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. Вологда, 1914, 1991р; Дунаев Б. И. Северно-рус. гражданское и церк. зодчество: Город Вологда. М., 1914; Макаренко Н. Е. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. Вып. 1: Белозерский край. Пг., 1914; Красовский М. В. Курс истории рус. архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. Пг., 1916 [переизд.: Энциклопедия рус. архитектуры. СПб., 2002]; Евдокимов И. В. Север в истории рус. искусства. Вологда, 1920; он же. Вологодские стенные росписи. Вологда, 1922; Забелло С. Я. , Иванов В. Н. , Максимов П. Н. Рус. деревянное зодчество. М., 1942; Бартенев И. А. , Федоров Б. Н. Архитектурные памятники Рус. Севера. Л.; М., 1968; Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI в: АКД. М., 1969; он же. Успенская церковь в Белозерске//Культура средневек. Руси. Л., 1974. С. 177-182; он же. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского мон-ря в его отношении к строительству Троице-Сергиева мон-ря//ДРИ. М., 1989 [Вып.: Худож. памятники Рус. Севера]. С. 310-319; Кирпичников А. Н. , Хлопин И. Н. Великая государева крепость. Л., 1972; Вздорнов Г. И. Вологда. Л., 1978; Рыбаков А. А. Устюжна, Череповец, Вытегра. М., 1981; он же. Вологодская икона. М., 1995; Бочаров Г. Н. , Выголов В. П. Сольвычегодск. Вел. Устюг. Тотьма. М., 1983; Ферапонтовский сб. М., 1985-2001. Вып. 1-5; Ополовников А. В. Сокровища Рус. Севера. М., 1989; Искусство земли Вологодской XIII-XX вв.: Кат. выст. М., 1990; Устюжна: Краевед. альм. Вологда, 1992-2000. Вып. 1-5; Памятники отечества: Сев. Фиваида: Альм. ВООПИК. М., 1993. Вып. 30. 3-4; Седов В. В. Собор и колокольня Корнилиево-Комельского мон-ря//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 102-109; Белозерье: Краевед. альманах. Вологда, 1994-1998. Вып. 1-2; Вологда: Краевед. альм. Вологда, 1994-2003. Вып. 1-4; Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1994-1998. Вып. 1-4; Кочетков И. А. , Лелекова О. В. , Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов мон-ри: Архит. памятники. М., 1994;Вожега: Краевед. альм. Вологда, 1995; ГТГ: Кат. собр. Т. 1. Кат. 50-52; Тотьма: Краевед. альм. Вологда, 1995-2001. Вып. 1-3; Череповец: Краевед. альм. Вологда, 1996-2002. Вып. 1-3; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Вытегра: Краевед. альм. Вологда, 1997-2000. Вып. 1-2; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997; Чагода: Краевед. альм. Вологда, 1999; Смирнова Э. С. Иконы северо-вост. Руси: Сер. XIII - сер. XIV вв. М., 2004. С. 132-162.

http://pravenc.ru/text/155162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010