Ос.10:11 . Ефрем – обучен­ная телица, при­вычная к молотьбе, и Я Сам воз­ложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить. «Ефрем – обученная телица, привычная к молотьбе». Молотьба на востоке производилась так, что связанных волов гоняли по разложенным снопам, и они выбивали зерна копытами; или особыми молотилками, которые они возили. При этом, согласно заповеди Моисея ( Втор 25.4 ), на волов не надевали намордников, так что они могли есть хлеб, который молотили. Вследствие этого молотьба для вола была нетрудной, выгодной и как бы любимой работой. Образ телицы, привыкшей к молотьбе, в отношении к Израилю, означает то, что он привык пользоваться благами, посылаемыми Иеговою, и потому «утучнел, отолстел, разжирел» ( Втор 32.15 ; Ос 13.6 ) и забыл Бога своего. В наказание за это Израиль и Иуда должны будут исполнять тяжкую работу. – Вместо чтения рус. текста «привычная к молотьбе» в слав.: «еже любити прение». LXX вместо ladusch ( молотить), очевидно, читали ladun (от dun судить, препираться). Вместо чтения рус. текста «Иуда будет пахать» LXX гл. jacharo ch (от charach) приняли в несоответствующем контексту значении – быть немым, молчать, а jesaded ( боронить) пунктировали, как jeschadede (от schadad – превосходить силою, осиливать). Ос.10:12 . Сейте себе в правду, и по­жнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Го­с­по­да, чтобы Он, когда при­дет, дождем про­лил на вас правду. Пророк призывает к обращению от греховной жизни. «Пожнете милость» – с евр.: пожните милость. «Распахивайте у себя новину» – образное выражение, имеющее смысл: оставьте греховную жизнь, приготовьте почву для новой жизни. – В слав. вместо слов «пожнете милость» (lephi chesed) читали – «соберите плод живота», греч. εις καρπον ζως (LXX читали по-видимому liphl-chajjim). Вместо слов «дождем пролил на вас правду» в слав.: «дондеже приидут вам жита правды». Ос.10:13 . Вы воз­делывали нечестие, по­жинаете беззаконие, едите плод лжи, по­тому что ты надеял­ся на путь твой, на множе­с­т­во ратников тво­их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как реки текут в море, так души людей к Богу. Духовная и телесная жизнь расходятся, не согласуются: по телу чувствуешь себя иногда прекрасно, а по духу, по сердцу – нет. Стань молиться, и увидишь, что одебелело сердце, утучнело, отолстело и разжирело, и забыло Бога [ Втор. 32, 15 ], и тяжело тебе молиться, хотя и здоров ты, и крепок силами; перестанешь молиться – опять легко будет. Но это греховная легкость. Вот как бывает! Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [ Мф. 6, 21 ]. Знай, о чем думают молящиеся во храме. Кто чему предан сердечно, тот о том и думает. Слава Тебе, Триипостасная Любовь ! Славлю троичность, потому что без троичности Лиц в Боге кто бы за нас принес жертву правосудию Божию, разгневанному безмерно нашими грехами? Если сердце будет сомневаться о Духе Животворящем, то не будет в нем жизни, а скорбь и теснота – и поделом, потому что жизнь от Духа Животворящего. Скорбь от сомнения – верный признак того, что мудрование это – ложь и от диавола-убийцы происходит. Доселе я жил Богом (мыслил, чувствовал, питался) – и впредь буду жить Им же. Всякое беспокойное попечение отлагаю и полагаюсь на надежду мою, на дыхание мое – Христа. Как должно верует во Христа тот, кто не позволяет себе усумниться ни на мгновение в истине того, что сказал Он в святом Евангелии Своем, чему учит от смысла чистая невеста Его – Церковь . Надобно стяжать в вере такую твердость сердца, чтобы оно по свободной нашей воле нимало, ни на минуту не колебалось двоедушием, склонением на сторону противоположную, чтобы христианин не был волнением морским, которое ветром поднимается и потом опять разметается. Вера наша во Христа – ей и аминь: в Нем Самом ей [рус.: да] бысть ( 2Кор. 1, 20, 19 ). Помяни, что сердечно и твердо веровавшие во Христа спаслись в жизнь вечную, и помяни, как Святая Церковь верных своих последователей никого не погубила, а всех спасла благодатию Божиею. Дела Спасителя и Церкви над верующими говорят сами за себя. Дела сомнения и неверия в душе человека, убивающие его душу и тело, говорят также сами за себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Притча пръваа. Въпрос царевъ . Царь индйскый въпрашаше нкоего от своих философ, глаголя: «Хощу, яко да притчею покажеши ми, како лукавый муж льстивый, посред себ вложивъ, въ вражду предлагаеть, еже посред нкых составленную любовъ же и дружбу». Онъ же, въсприемъ, рече: Глаголется, яко купець нкый, многославенъ сы и житье доброволно по сотворению имы, и дти имы умовредны, не хотяше лности ради художство нкоего рукодлиа навыкнути. И наказателными отець к ним бесдоваше словесы, глаголя: «О чада, иже в житии сем възращаемы, 3 вещи требуем: доволно богатьство и славу от человкъ и получение благым онм, еже съ праведными. Си же 3 вещи инако не пребывають никомуже, точию 4-ми вещми: еже събирати богатьство мрами праведными и благословенными, и еже стяжаемая добр разстваряти и сматряти, таже раздаати от стяжаемых требующим, еже ползует в будущем житии и еще же уклонятися от приключающих падений, елико по сил. Иже бо в коем от 3-хъ сих мимотечеть, никтоже ползуеть. Аще бо ни богатьство приобрящет, не возможет убо развращатися в житьи, ни же благодйствовати кого. Аще убо богат будеть, не добр же житье растваряеть, скоре убо нищим сый причастенъ будет; аще бо и малоястие творить, не пребывающу им нкоему приложению, по малу все богатьство его изнурится. . Аще бо и богатьство притяжится, и в худо будет попечение его нищь и имя таковае богатьство во истинну вмняется и повиненъ есть всякой погибели. Якоже сопусы разсыпаються, 198 егда же и в них вода умножаема бываше и исхожению путь не обрящеть». Сих слышавше отроци наказание и покоришяся отеческому совту. И пръвый убо их на куплю посланъ бысть, имяше же съ собою кола, двоими телци влекома. И приклучися на пути в тин единому от телець углебнути. На него же устремися купець вкуп съ своими, възведошя и от кала, и нужи ради, яже подъят влеком, и изнемог и оставленъ бысть, ниякоже могий ходити. И недоумниемъ одержим бывъ, и тихо походивъ семо и овамо, поле обрте травоносно и водно, в немже пребысть питаяся. Немьного еже посред 199 и зло отолст и отучн Телець и нача ргъма земьля рыти и велми рыкати .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И мы, православные Христиане во всех делах наших крестом Христовым да хвалимся, и ни коего же дела без крестного знамения да не делаем: но, или востающе от ложей наших, или ложащеся на ложе наше, или кое дело хотим делати, или ясти, или пити, пли в путь шествовати, – вся сия от креста да начинаем: десныя руки три первые персты, еже есть палец, и указательный и великосредний, сложивше вместе, два же последние пригнути к ладони крепко. И тако первое полагаем на главу, обносяще во уме нашем главу Христа Бога нашего, нашего ради спасения терновым венцем обложенную. Егда тыяжде персты возлагаем на пуп, поминаем, яко посреде земли содела крестом спасение, и ног Его Божиих крестному древу пригвождение, за поползновение ног праотца Адама ко древу, с него же ясти не повелено. А егда полагаем на правое плечо и на левое, воспоминаем рук Его Божественных простертие и ко древу крестному пригвождение, и ими же вся расточенная собра. А по иному образу тыяжде три персты сложа воедино, полагаем я на чело, обносящее сланную к вам малую книжицу о перстосложениях. Еще прочитайте книгу Преосвященного Никифора, Архиепископа Астраханского, Ответы на Соловецкую Челобитную, и противу 15 вопросов Старообрядческих. Эта книга написана природным Греком, и совершенно в Духе Евангельского Учения. Вы в ней увидите как об означенном предмете, т. е. о перстосложении, так и прочих раскольнических лжемудрованиях и клеветах на Св. Церковь и Пастырей её, ясные и неоспоримые доказательства и опровержения. Оная книга весьма достаточно удовлетворить вас и все сомнения решит; а наиболее уверен я в том потому, что ты не раскольник, а сын Святой Церкви, точию единым членом недугующий. Неверного же и ожесточенного раскольника, хотя бы и со всего света писание собрать, не уверишь его. Они по безверию своему ко всему святейшему, что им Св. Церковь предлагает, не доверяют, соблазняются и остаются в ожесточении. Для них всё, как для жука и прекрасная и благовонная роза ядовита. О сих людях пристойно сказать Господни слова, изреченные некогда об ожесточенных Иудеях, сице: «слухом услышите, и не имате разумети, и зряще узрите, и не имате видети: отолст бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

238 Паче же праведенъ есть миловати и щедрити его, зане таковыа пострада бды и заушениа. Подобает убо того хранити, еже бо питати враги велиа есть похвала». Повл убо царь с честию и говнием пребывати гаврану. Пръвосовтникъ он, иже убити его повелвый, рече: «Понеже того не убисте, поне да будет въ сохранении и да пребывает у насъ, яко враг назираем. Аз бо вм, яко лютъ есть гавранъ сей и льстивъ, и мнит ми ся, яко прелщениа ради пришел есть зд». Начат убо гавранъ бесдовати с выпли наедин и любитися с ними. Во един убо от дни рече к ним гавранъ: «Услышах от древних муж, глаголющих, яко аще хто себе во огнь въврьжет, скоре, еже просит у Бога, прииметь. Хощу убо и азъ таковое сотворити и умолити Бога, яко да преложит естество мое на выплевьско видние, яко да с вами на гавраны брань сотворю и въздам имъ о нихже, они мене содлавше». Бяше же ту, иже на убиение его совтовавый, и рече: «Подобна суть сия твоа словеса питию, исплънену яду. Аще бо не сожжемъ тобе, не можем естьство твое преложити». Пребысть убо гавран тамо, сматряа начинаниа выплем вся. И толст и утучн, и возрастоша ему перия, и нкогда время обрте и отбже. И ко гавраном пришед, рече къ царю их: «Радуйся, о царю, се бо желание съвръших. Уже бо вси выплеве въ древ нкоем скрышяся. Въстанем убо вси, поидем убо вземше коиждо нас сучиа, елико можем понести, и положим на устх язвины и огнь вложим, и крилы и раздуим, яко быти пламыку въздушну. И сим образом овии внутрь дымом удавлени будут, овии же исходяще опалени будут». Иже и сотворше, гаврани до конца враги своа побдиша, и возвратися гавраном царь въ своа си обители победоносець. И рече ко гаврану оному: «Како трьпл еси выплем бесдования неподобнаа?» Гавран же рече: «Мудроумен муж, аще и в бды нкыа впаднет, покоряеться и худым, Дóндеже съвръшит желание свое». Царь же рече: «Скажи ми, разум выплем каковъ есть?» Гавран же рече: «Не видх имъ единого выпля разумна, точию рекша совт на мое убьение. Прочии же далече бяху от мудрости. Подобает бо царемъ своа съблюдати тайны и не оставляти тужда нкоего къ писанием приникнути, или к вод, с неюже хощет мытися, или къ постели, или ко одежи, или оружью, или къ ястию и питью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...