Закрыть Русский святой в судьбе французского генерала Преподобный Савва Сторожевский и генерал Евгений Богарне 06.06.2018 7968 Время на чтение 9 минут Преподобный Савва Сторожевский (ум. (3)16 декабря 1407) - Звенигородский чудотворец, один из наиболее известных русских святых. Он прославился как исцелитель, прозорливец, «покровитель царей» и «защитник Москве », «всем грешным прибежище»; был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом Маркеллом Хутынским (по прозвению Безбородый). А.С. Пушкин краткое Житие игумена Саввы перевел на современный русский язык. О детстве и ранней юности преподобного Саввы сведений до нас не дошло: неизвестно, в каком году и где он родился, кто были его родители. Из его Жития явствует, что Савва очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия, принял от него иноческий постриг и большую часть своей жизни провел в Троицком монастыре. Вместе с преподобным Сергием он трудился над созданием этой обители. Под руководством богоносного наставника инок Савва научился послушанию, смирению, строгому воздержанию и целомудрию. Он любил безмолвие, вёл аскетический образ жизни: время проводил в непрестанном бдении, питался только растительной пищей, носил грубую одежду. Инок Савва всем казался простецом, хотя мудростью превосходил многих, мнящих себя мудрыми. Он прежде всех приходил на Божественную службу в церковь и после всех из нее выходил. Часто горько плакал, сокрушаясь о своих грехах, чем удивлял иноков обители. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь и уважение, и он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии монастыря. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что и иноки, и миряне открывали ему свои души. После кончины преподобного Сергия (1392г.) братия Троицкого монастыря умолили Савву принять игуменский жезл. В течение 6 лет (по 1398г.) преподобный Савва пас порученное ему духовное стадо. Во время игуменства святой Савва молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождение Свято-Успенского Шаровкина монастыря – настоящее Божие чудо Из праха подняялась обитель 06.11.2023 66 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Вестник Перемышльская земля Калужской области называлась издревле монастырщиной. В самом крохотном городке Перемышле действовало два монастыря – мужской и женский. Несколько обителей было разбросано по деревням вокруг Перемышля и по пути к нему. Об одном из них – о Свято-Успенском Шаровкином монастыре – наш рассказ. Когда-то с монастырской горы видна была широкая долина реки Жиздры, а за ней – дорога в Козельск и Оптину пустынь. Вокруг обители простирались непроходимые леса. В XVI веке на этом благословенном холме поселился отшельник инок Феогност с прозвищем Шаровка, от которого и пошло название монастыря Шаровкин. Со временем создалась и община. Боярские роды Воротынских и Чичериных много сделали для благоукрашения и строительства новой обители. Сам царь Иоанн Грозный бывал здесь и неоднократно жертвовал деньги и церковную утварь. Были построены два храма – Успенский и Сергиевский. В 1545 году основатель Шаровкина монастыря инок Феогност преставился в вечные обители. Монастырь, по всему, обещал славное будущее. Но случилось совсем не так. Расцвету не суждено было совершиться. Пришел час, когда уже малочисленную общину присоединили к Донскому монастырю. В конце XVIII века обитель вследствие пожара была упразднена. Приходские храмы Успенский и Сергиевский действовали вплоть до 1937 года, до закрытия от безбожной власти. Началась новая эра в истории святого места. В советские годы храмы приходили во все большее запустение, и они перешли в собственность колхоза. Отношение к «памятникам архитектуры», которые ревностно «охраняются государством», было халатным и равнодушным. Древние колокола, по преданию, были сброшены и утоплены в болоте под холмом. Сергиевский храм – жемчужина XVI века – рухнул в середине ХХ века. Успенская церковь руками атеистов-колхозников была превращена в стойло для животных. Иконы и драгоценности разграблены и исчезли бесследно.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/06/vozroz...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития русских святых (июнь-август) Жития русских святых за июнь-август. Данные жития это не Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского. Над представленными здесь житиями велась кропотливая критическая работа. Часто это пересказ первоисточника. Начал эту работу А. А. Завьялов. Работу Завьялова продолжил И. С. Смирнов, выдающийся русский историк, ученик Ключевского и Голубинского. Свой окончательный вид «Жития русских святых» приобрели в наше время. Русские святые Июнь–Август   Июнь 1 Дионисий Глушицкий, преподобный Преподобный Дионисий Глушицкий родился в окрестностях Вологды в первых числах декабря 1362 года. Во святом крещении он был назван Димитрием. С юных лет у Димитрия проявилось стремление к иноческой жизни. Оставив родительский дом, он отправился на расположенное неподалеку от Вологды Кубенское озеро. Здесь на скалистом берегу («на камне») находился Спасо-Каменный монастырь, историю которого написал впоследствии в XV веке старец Паисий Ярославов. Игуменом обители был в то время, в период ее духовного расцвета, грек Дионисий, по прозванию Святогорец, покинувший Афон из-за смуты вокруг паламитских споров. Известный своим благочестием и широкой образованностью, Дионисий Святогорец сразу увидел в пришедшем юноше духовно одаренную личность. Приняв монашеский постриг с именем Дионисия, таким же, как и у игумена (это произошло около 1386–1387 гг.), молодой инок полностью отказался от своей воли и всецело предал себя руководству мудрого духовного наставника. В монастыре действовал строгий общежительный устав, запрещавший насельникам иметь какую-либо собственность. Инок Дионисий, изнуряя плоть постом, а дух укрепляя молитвой, старался выполнять самые тяжелые монастырские работы. В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел девять лет. Благодаря подвижнической жизни, кротости и трудолюбию преподобный Дионисий приобрел среди иноков обители высокий духовный авторитет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Разделы портала «Азбука веры» ( 22  голоса:  4.5 из  5) Оглавление Отец архимандрит Афанасий (в миру Анатолий Иванович Нечаев) родился в 1886 г. в Пензенском уезде. Окончил в Пензе духовное училище, а потом семинарию. После революции — миссионер Армии Спасения; с июня 1923 г. живет в Финляндии. В архиве Валаамского монастыря сохранилось прошение послушника Анатолия Нечаева игумену Павлину от 29.08.1926: «Я прошу Вас благословить меня поехать в Академию в качестве питомца монастыря с тем, чтобы после окончания курса я бы продолжал оставаться в послушании монастыря». Академией А. И. Нечаев называет Парижский православно-богословский институт. В Париже митрополит Евлогий постриг его в «мантию», — одновременно с ним постриг принял инок Иоанн, будущий архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Воспоминания архимандрита Афанасия печатаются по публикации в журнале «Русский паломник» 1 и 2 за 1990, Чико, Калифорния). Более сорока лет хранилась в гранках эта нехитрословесная повесть, как валаамский инок видит свой монастырь. Это как бы внутренний сказ о жизни и здравии тысячелетней обители, как бы застывшей в своем историческом расцвете и сохранившейся без основных перемен до нашего времени — ХХ века. Ценность этой ранее не видавшей свет книги воспоминаний в том, что она фотографически точнореально показывает больше прозаичную сторону валаамского иночества, чем, скажем, духовную, и этим как бы подчеркивает практическую сторону иноков, живущих духовной жизнью. Теперь все до последнего валаамского инока ушли в вечность, почти не оставив наследников, сознательно продолжающих творить то иноческое дело, которым был бы научен подлинным носителем валаамского духа. В этом, конечно, и заключается наше духовное лихолетье, когда подделка вершит над гонимым подлинным. Читая строчки отца Афанасия, невольно благодаришь его за всякие мелочи, проливающие столь утешительной, ныне нам недоступной действительности, которая необходима для понимания всего святорусского величия, так безжалостно отнятого от нас.

http://azbyka.ru/fiction/staryj-valaam-a...

Что сделал русский инок иеромонах Аникита Ширинский – Шихматов для Афона? Просто посетил его по дороге в Святую Землю, обошел монастыри, и греки, на которых произвел впечатление его титул («князь!»), отнеслись к нему с большим почтением. Пантелеимонов монастырь, или Руссик, как его тогда называли, в это время находился в критическом состоянии. Протат Святой Горы даже обращался к Константинопольскому Патриарху с просьбой, дабы навсегда вычеркнуть эту историческую русскую обитель из списка афонских монастырей и землю его разделить между другими греческими монастырями. При этом афонские власти позабыли об узаконенной еще в 1626 году неизменности количества монастырей, которое должно равняться двадцати, и ни при каких обстоятельствах число это не может быть нарушено. Видимо, дела русского монастыря были настолько плохи, что для этого случая считалось возможным сделать такое исключение. И вот, греческие монахи Пантелеимонова монастыря, доведенные до крайности долгами и нищетой, обращаются к князю, возможно преувеличивая его роль в делах государства Российского, с просьбой войти с русским братством в монастырь и способствовать его возрождению. Тогда иеромонах Аникита призвал братию, составившуюся в основном из малороссов Ильинского скита, привел их в монастырь, дал деньги на строительство храма во имя новопрославленного святителя Митрофана Воронежского , сам отбыл во Святую Землю. По возращении на Афон он нашел начатое им дело в совершенно расстроенном состоянии: русские не смогли ужиться с греками, и, помолившись, отслужив литургию, крестным ходом смиренный князь-инок вывел русских из монастыря обратно в Ильинский скит. Отслужив там сорокоуст, отправился он в Афины к месту своего назначения – в посольскую церковь – и более при жизни не видел Афона; только его останки, согласно воле усопшего, привезли в Ильинский скит и захоронили там. Вот и все. Но вскоре русские пришли в Пантелеимонов монастырь снова, чтобы остаться там навсегда. И эта маленькая история стала прологом к возрождению русского монашества на Афоне, и ни один историк, пишущий о русском афонском монашестве, не может не упомянуть об иеромонахе Аниките и его роли в возвращении русских монахов в Пантелеимонов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый русский скитоначальник 5. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 12.09.2022 953 Время на чтение 13 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4        Так называют святогорца Нила Сорского. Личность удивительная, поклонения достойная!  Сам преподобный Нил называет себя  невеждою. Но его сочинения, его жизненный путь говорит, что  Святую Русь озарил своим подвигом муж достойнейший. Сейчас пустынь  Нила Сорского возрождается в былой славе. А при большевиках была разорена, унижена, превращена в психиатрическую больницу. Помню, посещение ее оставило след мистического, предреченного пророком Даниилом, зрелища. В центре, внутри монастырских стен,  возвышалась  огромная, выкрашенная под бронзу статуя главного большевика, вокруг бродили тени несчастных душевнобольных, лишенных пастырского окормления и церковных таинств.        Местность пустыни и доселе удивляет  трудностью проживания в ней: болото,  чахлая северная растительность, летом гнус, зимой жестокие морозы. Именно сюда ушел инок обители Белозерского монастыря. В ней он получил и постриг, и  из нее он уходил на Святую Гору.        Как райская пчела, пишется в  «Афонском патерике», носился он среди дивных старцев афонских, и подарил наше русское иночество опытом скитского жития. Если преподобного Антония мы называем первоначальником иночества в России, то  преподобного  Нила, по всей справедливости, можно назвать первенцем  скитского подвижничества. Не только вычитанные им из древне-монашеских Уставов образы скитского безмолвия, но изученная собственным опытом скитская жизнь,  укрепила преподобного в  правильности  созидания скита на родной русской земле.        Сколько он пробыл на Афоне, патерик не сообщает, но известно, что  было это в середине пятнадцатого века. Вернувшись в Россию, он, с благословения, ушел в одиночество из монастыря в Кириллове  на реку Сорку,  в болотистую, безжизненную местность за пятнадцать верст.  Установил крест, выкопал колодезь, поставил часовню, хотел жить один, но к нему собралась братия,  и тогда  они совместно поставили церковь.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/12/...

Скачать epub pdf 601. У мощей преподобного Сергия Счастлив ты, православный русский народ, что есть у тебя перед Богом теплые молитвенники и заступники – святые угодники Божьи! Только ты не забывай их, смиренно притекай к их покрову благодатному и молись своей простосердечной молитвой, а они не забудут тебя: они слышат твои воздыхания сердечные, видят скорби твои, твое смирение, веру твою крепкую, и молятся за тебя непрестанно милосердному Господу. Одним из таких великих печальников перед Богом за землю Русскую был и есть преподобный отец наш и всея России чудотворец Сергий Радонежский. Вот уже пятьсот лет прошло, как отошел к Богу сей досточудный старец, но праведники, по слову святого Писания, «во веки живут» ( Прем. 5:15 ), и преподобный отец наш Сергий для нас, русских, никогда не умирал: он только «преставился», только перешел от земли на небо, и оттуда, с высоты небесной, с любовью призирая на нас, грешных, молится за нас той молитвой, которая много-много может у Господа. И свято чтит наш православный русский народ святую память его: он знает и чтит в нем своего великого наставника и учителя в жизни духовно-благодатной, в подвигах Христоподражательного смирения и беззаветной любви к православной Церкви Божией – нашей матери, – знает и чтит своего теплого молитвенника перед Богом, своего возбранного воеводу и чудотворца преславного. Едва ли какому другому угоднику Божьему, кроме, конечно, святителя Николая Чудотворца, посвящено в пределах древней Московской Руси столько храмов, сколько посвящено их смиренному чудотворцу Радонежскому. Благоговеют к его имени и венценосцы Русской земли: все они издревле любили приходить на поклонение святым мощам преподобного Сергия. Храмы Божьи в его обители блестят дарами от их щедрот, а в сокровищнице монастырской можно видеть, с какой любовью, с каким усердием трудились наши царицы и царевны, вышивая золотом и шелками дорогие воздухи и покровы, чтобы принести эти труды рук своих и возложить на святые мощи преподобного Сергия. Редкий из иерархов Русской Церкви не припадал до праха земного у этих святых мощей; ни один вблизи путешествующий инок не минет обители Сергиевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Догматические темы «Учение веры должно превращать училище в церковь » (19–1:43) В истории отечественного Богословия святитель Филарет известен как учитель веры. Но в его письмах мало уделяется внимания догматическим вопросам – только в тезисах, – к тому же истины веры почти всегда рассматриваются им под знаком христианской нравственности, что, впрочем, весьма ценно. Такой метод являет и учит осторожности в «части введения в Богословие», что особенно нужно было наблюдать в переписке с людьми разного состояния, разной степени подготовки к восприятию Истины. – «Не довольно ли для ума, – пишет Святитель, – чтобы он был малым ковшем, которым почерпают из источника. Осторожно надобно допускать власть ума во введении науки, чтобы он не заупрямился, когда в науке будете доказывать его падение и поврежденность, омраченность мысли, осквернение ума и совести» (4:264). Есть Триединый Бог как круг, «средоточие которого везде, а окружие – нигде». По Своему существу Он – высочайшая Любовь : Распинающая (Любовь Отца), Распинаемая (Сына) и Торжествующая крестной силой, светом веры и теплоты Святого Духа (Святитель Московский Филарет. Выписки. «Русский инок, 2008, январь. С. 24). Когда говорим о существе Божием или сущности, говорим «сие в отличие от ипостаси, именно рождения и исхождения. Следственно, говорить об исхождении от обоих по сущности – значит смешивать понятия, о разграничении которых столько трудились Отцы» (4:289). Бог Сын вечно рождается и есть не просто подобен Богу, «но самый Бог» (29:241). Душа «желает славить Господа нашего Иисуса Христа, Единородного, вечного Сына Божия» (29:375). Святая Троица – это величайшая тайна, превышающая наше разумение, и ее надо принимать с благоговением и смирением. «Идея Пресвятыя Троицы Божественна, как Богопреданная, а человеческие искусственные мысленные построения сего Таинства всегда несовершенны, и никогда не достигают своего предмета. Евангелие учит творить святое во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не испытывать о Божестве, что и как» (21:55).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

А.В. Духанина Жизнь и творчество Епифания Премудрого Скачать epub pdf 1. Биографические сведения о Епифании Премудром Епифаний Премудрый – инок Троице-Сергиева монастыря, живший во второй половине XIV – первой четверти XV в. Выдающийся русский книжник, исключительно образованный для своего времени, известный прежде всего как автор двух замечательных произведений, представляющих стиль «плетение словес» в древнерусской литературе, – Жития Стефана Пермского и Жития Сергия Радонежского, Епифаний уже в древнерусский период получил прозвище Премудрого или Премудрейшего 1 . Наши сведения о жизни и деятельности Епифания Премудрого в основном почерпнуты из его собственных сочинений, при этом они немногочисленны, крайне отрывочны и нередко дискуссионны. Опираясь на Житие Стефана Пермского, можно предположить, что Епифаний, как и Стефан Пермский, учился в ростовском монастыре Григория Богослова , так называемом Затворе, славившемся своей библиотекой [Прохоров 19886, с. 211). Как полагает В. О. Ключевский , он пришел в этот монастырь гораздо позже Стефана, незадолго до ухода последнего на проповедь (поскольку рассказ о подготовке Стефана к миссионерской деятельности изложен Епифанием сбивчиво), то есть до 1379 г. [Ключевский 2003, с. 77]. Именно там, по-видимому, Епифаний познакомился с произведениями славянской и греческой литературы, которые охотно цитирует в своих произведениях, и изучал греческий язык. Немаловажно в этом отношении то, что, как нам известно, в Ростове церковная служба велась параллельно на греческом и «русском» языках (см. сообщение об этом в «Повести о Петре, царевиче ордынском»; текст повести см.: [ПЛДР 1981, с. 20–37]). Впоследствии Епифаний переходит в Троицкий монастырь. В заглавии Похвального слова Сергию Радонежскому Епифаний Премудрый назван «учеником его». Кроме того, в послесловии к нескольким своим редакциям ЖСР Пахомий Серб говорит, что Епифаний «много лет, паче же от самого взраста юности», жил вместе с троицким игуменом (см., например, 4-ю Пахомиевскую редакцию ЖСР по списку Соф. 1248 , л. 374 [Шибаев 2007, с. 319]). Заметим, что и общение его со Стефаном, вероятно, не прекратилось: последний по дороге из Перми в Москву часто заезжал в Сергиев монастырь (об этом упоминается в главе «О епископе Стефане», включенной во все Пахомиевские редакции ЖСР, начиная с 3-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010