Лит.: История КДА. Макарий (Булгаков), иером. История Киев. академии. СПб., 1843; Аскоченский В. И. Публичное испытание в КДА. К., 1857; он же. История КДА, по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Малышевский И. И. Ист. записка о состоянии академии в минувшее 50 летие//ТКДА. 1869. 11/12. С. 64–138; Для посетителей портретной залы КДА. К., 1874; Петров Н. И. Описание рукописей Церк. археол. музея при КДА. К., 1875. Вып. 1; 1877. Вып. 2; 1879. Вып. 3; он же. Записка о состоянии церк. археол. музея и об ва при КДА за первое десятилетие их существования//ТКДА. 1882. 12. С. 421–448; он же. 30 летие Церк. ист. и археол. об-ва при КДА//Там же. 1903. 1. С. 134–151; он же. КДА//ПБЭ. 1909. Т. 10. Стб. 678–694; Барсов Н. И. К биографии Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического//ХЧ. 1883. 11/12. С. 629–656; 1884. 1/2. С. 188–224; 7/8. С. 99–161; Сергий (Василевский), архим. Высокопреосв. Антоний (Амфитеатров), архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1885. 2 т.; Мацеевич Л. С. К мат-лам для истории КДА//ТКДА. 1888. 11. С. 118–131; 1893. 1. С. 77–92; Мухин Н. Ф. Киево-Братский училищный монастырь: Ист. очерк. К., 1893; Титов Ф. И., прот. И. И. Малышевский. К., 1897; он же. Очерк из истории КДА: Преосв. Моисей Богданов-Платонов, 1-й ректор КДА//ТКДА. 1897. 10. С. 167–207; он же. Преосв. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический, как ректор КДА//Там же. 1900. 12. С. 493–522; он же. Страничка из 30-летней истории Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА//Там же. 1903. 1. С. 152–158; он же. Преобразование духовных академий в России в XIX в. К., 1906; он же. Преосв. Сильвестр, бывш. еп. Каневский, ректор КДА (1828-1908)//ТКДА. 1909. 1. С. 136–146; он же. Памяти высокопреосв. архиеп. Дмитрия (Муретова), бывш. ученика, профессора и ректора КДА. К., 1911; он же. Памяти П. Д. Юркевича, бывш. ученика и профессора КДА: (1826–1874). К., 1911; он же. Киев. академия в эпоху реформ: (1796–1819). К., 1910-1915. 5 вып.; он же. Имп. КДА в ее 3-вековой жизни и деятельности (1615–1915 гг.): Ист.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

В нач. февр. 1919 г., когда к власти в Киеве в очередной раз пришли большевики, б-ка КДА оказалась под угрозой конфискации. Чтобы этого не допустить, руководство КДА решило передать б-ку в пользование Украинской Академии наук (УАН, с 1921 - Всеукраинская Академия наук, ВУАН). 15 февр. в Совет КДА было направлено письмо за подписями президента УАН В. И. Вернадского и секретаря УАН А. Е. Крымского, в к-ром высказывалась просьба передать б-ку КДА во временное пользование УАН. 27 февр. Совет КДА одобрил эту инициативу, и 7 марта было направлено соответствующее распоряжение библиотекарю Крыловскому. Однако на момент 1-го закрытия КДА советской властью (3 апр. 1919) передача б-ки осуществлена не была. 12 апр. 1919 г. по решению студентов в фонды фундаментальной б-ки КДА была передана студенческая б-ка. С 1 авг. 1919 по 1 окт. 1923 г. б-ка КДА находилась в подчинении Высшего ин-та народного образования, созданного на базе расформированного Ун-та св. Владимира. С 1 окт. 1923 г. б-ка перешла в распоряжение Всенародной библиотеки Украины при ВУАН (ныне - Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского, НБУВ). Все эти годы библиотекарем КДА оставался Крыловский, благодаря к-рому удалось сберечь библиотечные фонды от разграбления. Пополнение б-ки КДА осуществлялось и после ее передачи Всенародной библиотеке Украины. В 20-х гг. XX в. в нее были включены частные б-ки бывш. профессоров КДА архиеп. Василия (Богдашевского), прот. И. Королькова, Н. М. Дроздова, Н. Н. Пальмова и др. В ее составе находятся студенческая б-ка, б-ка ЦАМ, нотная б-ка хора и б-ка Украинского кружка. В наст. время б-ка КДА хранится в отделе библиотечных собраний и исторических коллекций НБУВ. Она насчитывает более 96 тыс. ед. хр. Среди них есть немало уникальных изданий: 12 инкунабул (издания 2-й пол. XV в.), 132 палеотипа (издания 1501-1550 гг.), 450 наименований церковнослав. изданий XVI-XVIII вв. В б-ке сохранились книги из личных собраний свт. Петра (Могилы), митр. Рафаила (Заборовского) , свт. Тимофея (Щербацкого) , митр. Арсения (Могилянского) и др. Рукописи, хранившиеся в б-ке КДА, переданы в Ин-т рукописей НБУВ. Хор и церковное пение

http://pravenc.ru/text/1684525.html

зап. К., 2003; Бродович И. А. 30-летие Церк. археол. музея при КДА//ТКДА. 1903. 2. С. 231–253; Голубев С. Т. Неск. страниц из новейшей истории КДА: (Ответ проф. Голубева проф. Титову и беседы его с разными лицами по вопросам ученым, учебным и житейским). К., 1907; Родосский. Словарь студентов СПбДА. 1907; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1908–1909. 2 т.; Пархомович А. М. КДА (ныне императорская) для Кишинёвской епархии с ее учебными заведениями (1813–1913): Ист. археол. справка к 300-летию Академии (15.10.1615-1915). Кишинёв, 1914; Руткевич П., прот. Мои восп. о КДА за время с 1879 до 1883 гг.//Киевские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. 12/13. С. 285–296; I. старовина в Церк. археол. Укр. науч. товариства в К., 1918. Кн. 17: Зап. Icm. i филол. cekцii. С. 87–91; Микитась В. Л., Микитась Н. Д. Акад. М. I. Петров. К., 1994; Ульчновський В. «Третя складова» icmopuko-цepk. школи Icmopiя Церкви, науки i культури: Npoceмihapiй. К., 1997. Вип. 1. С. 134–144; он же. Церква в Дepжabi 1917–1920 рр. К., 1997. 2 кн.; он же. Дbiчi професор: Степан в yhibepcumemcьkoмy та akaдeмiчhoмy контекстах. К., 2007; Ткачук М. Л. КДА в ocbimяhcьkoмy «abmohoмiзaцiйhoмy» pyci поч. ХХ Akaдeмiя. 2007. Вип. 4. С. 149–165; она же. Фiлocoфcьka спадщина КДА: Стан i перспективи дocлiджehhя//ТКДА. 2009. 11. С. 205–214; она же. За що його засудили?: (До вигнання з КДА проф. В. Akaдeмiя. 2010. Вип. 8. С. 64–78; она же. Свт. Иннокентий (Борисов) и его роль в истории КДА//ТКДА. 2010. 12. С. 207–225; она же. Трансформационные процессы в духовной школе нач. ХХ в.: Опыт КДА//Там же. 2011. 14. С. 109–121; она же. «Академию бесконечно люблю…»: Архиеп. Василий (Богдашевский) как студент, профессор и ректор КДА//Там же. 2012. 16. С. 27–56; Kpaйhiй К. К. Icmopuku лаври XIX — поч. ХХ ст. К., 2000; он же. Цepk.-icmopuчhe та товариство, 1872–1920//Лаврський альм. К., 2001. Вип. 4. Спецвип. 1; он же. Видання Цepk.-icm. та археол. товариства при КДА як джерело до його 2012. 17. С. 38–47; Файда О. В. Kupuлo-мeфoдiяha на cmopihkax «Трудов КДА»//Проблеми слов’янознавства.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНОВИЧ Епифанович Сергей Леонтьевич (15.11.1886, Новочеркасск - 15.09.1918, Киев), проф. КДА, патролог. Род. в семье Леонтия Григорьевича Епифановича, преподавателя Донской ДС. В 1900 г. окончил Новочеркасское ДУ, в 1906 г.- Донскую ДС. В 1906-1910 гг. учился в КДА, окончил с отличием и со степенью кандидата богословия за сочинение о прп. Максиме Исповеднике , с правом защиты магистерской диссертации без экзамена. В течение 1910/11 уч. г. по избранию Совета КДА состоял штатным профессорским стипендиатом для подготовки к преподавательской деятельности при академии по кафедре истории древней Церкви. Указом Святейшего Синода от 25 июля 1911 г. 9863) был утвержден в должности преподавателя КДА по кафедре патрологии в звании исполняющего обязанности доцента с 16 авг. 1911 г. В 1913-1918 гг. Е. вел преподавательскую и научную деятельность: читал в КДА лекции по патрологии I-V вв.; с 10 окт. 1917 г. был назначен также преподавателем греч. языка. Член Богоявленского при КДА братства для вспомоществования служащим в академии и студентам. В нач. 1913 г. защитил магистерское диссертационное исследование «Преподобный Максим Исповедник: его жизнь и творения» (в 3 т.), получившее высокую оценку Совета КДА и похвальные отзывы профессоров КДА М. Н. Скабаллановича и Н. Ф. Мухина . Современники считали, что Е. являл собой идеал православного церковного ученого - синтез «дидаскала» и подвижника: «Как великие каппадокийцы в Афинах, он в Киеве знает только две дороги - в библиотеку и в храм» (ТКДА. 1912. Сент. С. 769; Соколов. С. 5). Становление Е. как ученого происходило в контакте с лучшими представителями рус. церковной науки. Он вел переписку со мн. учеными, такими как проф. КДА и КазДА, ректор КазДА еп. Чистопольский (буд. митр. Одесский, сщмч.) Анатолий (Грисюк) - научный руководитель Е. в КДА, проф. МДА иером. Варфоломей (Ремов) (буд. архиеп. Сергиевский), А. И. Бриллиантов , Н. Н. Глубоковский , Ю. А. Кулаковский , прот. К. С. Кекелидзе , прот. Тимофей Лященко (буд. Тихон , еп. Берлинский (с 1924), архиеп. Берлинский и Германский (юрисдикция РПЦЗ, с 1936)) и др., а также с рядом зарубежных исследователей (см.: Материалы к изучению... С. XXIII-XXIV), сотрудничал с проф. М. Д. Муретовым . Незадолго до кончины Е. близко общался с приехавшим из Петрограда проф. СПбДА Н. И. Сагардой . Сохранившиеся письма свидетельствуют, что одной из главных целей этих контактов был обмен редкими в России научными изданиями и первоисточниками, необходимыми Е. для работы.

http://pravenc.ru/text/190103.html

Фундаментальный вклад в богословскую науку принадлежит ректору КДА епископу Сильвестру (Малеванскому), автору пятитомного «Опыта православного догматического богословия (с историческим изложением догматов)». В области нравственного богословия важные труды оставили М.А. Олесницкий и В.И. Экземплярский. Ряд ценных сочинений по истории западных конфессий принадлежат перу профессора А.И. Булгакова — отца знаменитого писателя М.А. Булгакова. Силами профессоров КДА был переведен на русский язык корпус сочинений западных отцов Церкви. Выдающимися патрологами были профессора К.И. Скворцов, К.Д. Попов, Н.Щеглов, С.Л. Епифанович, М.Ф. Оксиюк (впоследствии — митрополит Макарий).  КДА воспитала целую плеяду ярких философов. Среди них протоиерей Иоанн Скворцов, архимандрит Феофан (Авсенев), Д.В. Поспехов, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич, П.И. Линицкий, П.П. Кудрявцев. Выдающимися церковными историками были профессора КДА И.И. Малышевский, С.Т. Голубев, Н.И. Петров, протоиерей Федор Титов. Классические труды по истории и теории церковной проповеди оставили профессора Я.К. Амфитеатров, протоиерей Назарий Фаворов и В.Ф. Певницкий. В КДА также трудились известные литургисты А.А. Дмитриевский и М.Н. Скабаланович. ХХ — начало XXI века В начале ХХ века значительная часть профессоров КДА выступила за проведение коренных реформ в сфере духовного образования. В ноябре 1905 года под давлением революционной ситуации, сложившейся в империи, Синод ввел в действие так называемые Временные правила, которые предполагали выборность ректора и инспектора академии, расширение полномочий совета академии и ослабление зависимости от власти правящего архиерея.  6 сентября 1907 года в соответствии с Временными правилами совет КДА путем тайного голосования избрал ректором академии священника Александра Глаголева. Однако Синод не утвердил его в должности, настаивая на избрании кандидата из числа монашествующих. В результате 19 декабря того же года ректором был избран епископ Феодосий (Олтаржевский). В марте-апреле 1908 года волынский архиепископ Антоний (Храповицкий) провел ревизию КДА и представил в Синод резко отрицательный отзыв о состоянии академии. Это заставило профессоров КДА опубликовать брошюру «Правда о Киевской духовной академии», в которой доказывалась несправедливость обвинений ревизора. В 1910 году ректором КДА стал епископ Иннокентий (Ястребов), который стремился оттеснить «реформаторов» от влияния на академические дела. 

http://e-vestnik.ru/history/kievskie_duh...

Владислав Петрушко Священноисповедник Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский, и Киевская духовная академия в годы послереволюционной смуты на Украине Источник Скачать epub pdf Архиепископ Василий (в миру Дмитрий Иванович Богдашевский) родился 19 октября 1861 г. в с. Завидово Волынской губернии в семье православного священника Волынской епархии. Первоначальное образование Дмитрий Богдашевский получил дома, под руководством отца. В 1871–1876 гг. обучался в Мелецком духовном училище. По окончании училища был направлен в Волынскую Духовную семинарию, где продолжал учебу до 1882 г. После окончания семинарии как лучший выпускник был рекомендован к продолжению обучения в Киевской Духовной академии (КДА). В КДА Д.И.Богдашевский был принят по результатам приемных испытаний 3-м по списку, «на казенный кошт». Обучался на богословском отделении Академии. Уже в годы учебы в КДА Д.И.Богдашевский начал заниматься церковно-научной деятельностью. В 1885–1887 гг. в «Волынских епархиальных ведомостях» опубликовал свои первые работы – «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII–XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием». В 1886 г. Д.И.Богдашевский окончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента КДА по кафедре Истории древней и новой философии. 17 августа 1889 г. представил в Совет КДА магистерскую диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (работа издана в Киеве в 1890 г.). За эту работу Д.И.Богдашевский был удостоен Советом Академии степени магистра богословия, в которой утвержден указом Святейшего Синода от 17 ноября 1890 г. Вскоре после утверждения в звании магистра богословия Д.И.Богдашевский был назначен доцентом КДА. В период с 1891 по 1896 г. опубликовал многочисленные научные работы в «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА). В 1897 г. по собственному прошению был переведен с кафедры Истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, где с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. Д.И.Богдашевский был удостоен степени доктора богословия за труд «Послание Апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование». С 1905 г. – сверхштатный ординарный профессор КДА по первой кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1907 г. являлся штатным ординарным профессором по той же кафедре. С 1909 г. – инспектор КДА, а с 1910 г. – главный редактор «Трудов КДА».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

В » И. Фаминский баллотировался и был избран доцентом на кафедру латинского языка в заседании Совета КДА 15 июня 1911 г.; утвержден Синодом в должности доцента с 16 августаˆ1911  г.; постановлением Совета КДА от 13 декабря 1911 г., утвержденным Синодом 13 мартаˆ1912 г., перемещен на кафедру русской литературы (см.: Отчет о состоянии КДА за 1911/12 уч. г. С. 36). 124 Попович Григорий Григорьевич, – выпускник КДА (1907), баллотировался и был избран на кафедру еврейского языка и библейской археологии, освободившуюся после перемещения священника А. А. Глаголева на кафедру Ветхого Завета, в заседании Совета КДА 15 июня 1911 г.; утвержден Синодом в статусе исполняющего должность доцента с 16 августа 1911 г. Был и. д. доцента, пока не защитил в 1913 г. магистерскую диссертацию («Книга пророка Аггея» (К., 1913)). 125 Чернышев Серапион Иванович – выпускник КДА (1906); в 1906/07 уч. г. профессорский стипендиат при кафедре истории Русской Церкви; с 1907 г. преподаватель в Киевской духовной семинарии. Баллотировался и был избран на кафедру русской гражданской истории в заседании Совета КДА 15 июня 1911 г.; утвержден Синодом в статусе исполняющего должность доцента с 16 августа 1911 г. 126 Булгаков Георгий Ильич – выпускник КДА (1907); после окончания академии преподавал гомилетику и соединенные с ней дисциплины в Курской духовной семинарии. 127 Курганович Сергей Васильевич – выпускник КДА (1911); в 1911/12 уч. г. профессорский стипендиат при кафедре истории Русской Церкви; с 1912 г. преподаватель в Волынской духовной семинарии; с 1915 г. магистр богословия (дисс. «Дионисий Жабокрицкий, епископ Луцкий и Острожский: Историко-биографический очерк» (К., 1914)). 128 Барвинок Владимир Иванович (1879–1943) – выпускник КДА (1905); в 1905–1911 гг. учился в Петербурге в Археологическом институте и на историко-филологическом факультете Петербургского университета; затем служил в учреждениях Святейшего Синода. С июня 1911 г. магистр богословия (дисс. «Никифор Влеммид и его богословские сочинения» (К., 1909)). После революции вернулся в Киев, работал в Национальной библиотеке, с 1919 г. – в историкофилологическом и археологическом отделах Украинской академии наук (после 1921 – Всеукраинской).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

78 Дашкиев Арсений Георгиевич – выпускник КДА (1895), протоиерей, настоятель КиевоПодольской Успенской церкви. 79 Титов Феодор Иванович (1864–1935), протоиерей – ординарный профессор КДА по кафедре истории Русской Православной Церкви. 80 Браиловский Николай Александрович (1851–1925), протоиерей – ключарь Киево-Софийского кафедрального собора. В дальнейшем принял монашеский постриг с именем Николай; с 1921 г. епископ. 87 Глаголев Александр Александрович (1872–1937), священник, выпускник КДА (1898), экстраординарный профессор КДА по кафедре древнееврейского языка и библейской археологии, настоятель киевского храма Николы Доброго на Подоле, с 1914 г. протоиерей. 88 Чемена Климент Антонович, священник – выпускник КДА (1889), настоятель киевской Сретенской церкви, преподаватель Киево-Софийского училища. 89 Завитневич Владимир Зенонович (1853–1927), ординарный профессор КДА по кафедре русской гражданской истории. 90 Белогорский Николай Андреевич – выпускник КДА (1896), киевский епархиальный наблюдатель церковных школ. 91 Матченко Иван Павлович – выпускник КДА (1878), преподаватель Киевского реального училища и женской гимназии. Во время занятия Киева большевиками был арестован и расстрелян. 92 Капралов Евгений Зотикович, священник – выпускник КДА (1893), законоучитель Киевского военного училища и киевской гимназии Н. П. Науменко. 93 Лобачевский Александр Владимирович, священник – выпускник КДА (1895), настоятель Николаевской церкви при 1-й киевской мужской гимназии, член Испытательного комитета Киевского учебного округа Министерства народного просвещения по Закону Божию. 94 Дмитрев Дмитрий Федорович, протоиерей – настоятель Воскресенской церкви на Подоле, член Киевской духовной консистории. 95 Кулинский Виталий Федотович (1869–1937), священник – выпускник Киевской духовной семинарии, священник Трехсвятительской церкви в Киевской духовной семинарии. С 1923 г. служил в киевской Сретенской церкви; в 1930-х гг. – в Воскресенской церкви города Суздаль; в 1937 г. был арестован и расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

КДА – Киевская Духовная Академия КазДА – Казанская Духовная Академия СПбДА – Санкт-Петербургская Духовная Академия ТКДА – Труды Киевской Духовной Академии ЦАО – Церковно-археологическое Общество ЦИАО – Церковно-историческое и археологическое Общество 2 Титов Федор, прот., проф. Императорская Киевская Духовная Академия 1615–1915. Киев, 2003. С. 385. 6 Извлечение из протоколов заседаний Совета КДА за 1885–86 уч. год. Протокол от 31 октября 1885 г. П. XVI. 7 Бродович И. Тридцатилетие Церковно-археологического музея при КДА//ТКДА. 1903. Февраль. С. 231–232; Ф. Т. Страничка из тридцатилетней истории ЦИАО при КДА//ТКДА. 1903. Январь. С. 153. 8 Бродович И. Тридцатилетие Церковно-археологического музея при КДА//ТКДА. 1903. Февраль. С. 232. 12 Бродович И. Тридцатилетие Церковно-археологического музея при КДА//ТКДА. 1903. Февраль. С. 245. 14 Бродович И. Тридцатилетие Церковно-археологического музея при КДА//ТКДА. 1903. Февраль. С. 247. 27 См.: Извлечение из протоколов Совета КДА за 1885–1886 уч. год. Протокол от 19 февраля 1886 г. П. I. 28 См.: Извлечение из протоколов Совета КДА за 1890–1891 уч. год. Протокол от 23 мая 1891 г. П. X. 29 Здесь и далее биографические сведения даются по: Мень Александр, прот. Библиологический словарь: В 3 т. – М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. 31 См.: Песоцкий С. А. Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира//ТКДА. 1901. 10. С. 228–276; Начало Вавилона//ТКДА. 1902. Т. III. С. 3–77. 32 См.: Фоменко К, свящ. Древняя монолитная колона на погосте Русского храма в Иерусалиме//ТКДА. 1880. Т. III. С. 137–143; Иерусалим и его окрестности. Киев, 1883; Города и села в Святой Земле//ТКДА. 1884. Т. III. С. 3–43; Колодези и цистерны в Святой Земле//ТКДА. 1886. Т. III. С. 450–483; Новые раскопки в Иерусалиме//ТКДА. 1894. 9. С. 171–177; Заметки о гробе царя Давида//ТКДА. 1898. Т. III. С. 439–450. 33 См.: Иваницкий В.Ф. Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. Киев, 1914. 36 См.: Троицкий С. Новейшие открытия в области библейской истории//Странник. 1910. 2. С. 244–248.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

16 августа 1918 г. несмотря на сопротивление митрополита Антония (Храповицкого) гетманом Скоропадским был подписан новый т.н. «Временный Устав КДА», ранее (13 августа) утвержденный Советом министров. Устав предусматривал автономию Академии (свободные выборы ректора, профессоров и преподавателей), а также ее административную зависимость от гетманского Министерства исповеданий и каноническую зависимость от митрополита Киевского. Новый устав также предписывал введение в КДА обязательных курсов украинского языка, литературы, права, истории Украины и Украинской Церкви, в связи с чем предполагалось открытие новых специальных кафедр. Однако в связи с отсутствием денежных средств проект создания новых структур в КДА так и не был реализован. На 3-й сессии Всеукраинского Церковного Собора (15(28) октября – 3 (16) декабря 1918 г.) митрополит Антоний в довольно резкой форме выступил против нового устава КДА и других инициатив министерства исповеданий. Владыка Антоний перед лицом собора заявил, что Академия изъята из ведения Митрополита Киевского и высшей церковной власти и передана министерству. В этой связи митрополит Антоний обратился с жалобой на действия министра исповеданий на имя председателя Совета министров. Совет КДА и ее ректор наряду с министром В.Зеньковским инициировали разработку необычного для своего времени проекта – открытия богословских факультетов при университетах Украины. Однако, как и в случае с уставом, КДА вновь столкнулась с негативным отношением к этой идее митрополита Антония, полагавшего, что в условиях послереволюционной разрухи следует более сосредоточиться на повышении уровня образования в КДА. Тем не менее, через министерство исповеданий КДА было предложено разработать программу университетских теологических факультетов: предполагалось открыть их в Киеве и Каменец-Подольском. 30 июня (13 июля) 1918 г. Совет КДА рассмотрел и, внеся ряд поправок, утвердил программу богословских факультетов, ранее разработанную специальной комиссией, состоявшей из профессоров Академии. Согласно программе, богословские факультеты украинских университетов должны были носить четко выраженный православный, а не интерконфессиональный характер, как предлагал профессор С.Голубев . 22 июля Совет КДА подал подписанный епископом Василием проект программы в министерство исповеданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010