Александрова О.В. (МГУ) Филология: традиция и современность Чуприна О.Г. (МПГУ) Культурно-языковая парадигма как способ существования концептов сферы языка Магидова И.М. (МГУ) Проблема чтения в преподавании английского языка на современном этапе Андронова Р.Е. (МПГУ) Влияние рунической письменности на ручное письмо в английском языке Левашова В.А. (МГУ). Языковые и культурные различия между Югом и Севером Англии Перерыв Начало заседания: 14.00 Мнацаканян К.А. (ПСТГУ) Психологизм пейзажной детали в прозе Джейн Остин Рыбина П.Ю. (ПСТГУ) " Пьеса о хорошей женщине " : " Веер леди Уиндермир " О. Уайлда и " Луна для пасынков судьбы " Ю. О " Нила Бакулина А.С. (МГУ, ПСТГУ) Христианская и языческая лексика готского языка: сравнительный анализ Небольсина П.А. (МГУ, ПСТГУ) Идиоматика английского языка как отражение языковой картины мира его носителей ПОДСЕКЦИЯ РОМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) Начало заседания: 10.30 Место заседания: 1-й гуманитарный корпус МГУ им. М.В. Ломоносова Десятова М.Ю. (ПСТГУ) Типология отличий в системе глагола итальянских диалектов Нарумов Б.П. (Ияз РАН) Место далматинского языка в классификации романских языков Подгорнова Г.О. (РУДН, ПСТГУ) Обращение как отражение ценностной системы (сравнительный анализ: испанский, русский и некоторые другие языки) Кузнецова И.Н. (МГУ, ПСТГУ) О лексическом смешении ( интерференции) - французский и русский языки Денисова А.П. (РУДН) Национальная обусловленность пресуппозиции на примере концепта птицы (на материале испанского языка) Семенова Е. (МГУ) Романизация Дакии: факты и гипотезы Перерыв Начало заседания: 14.00 Фейгина Е.В. (МГУ) Музыкальность как поэтическая категория и как объект изображения (Иудженио Монтале. Цикл " Мотеты " ) Линкова Я.С. (ПСТГУ) Теория символа во французском символизме Устинова И.В. (ПСТГУ) Мифологические аллюзии у Гонгоры Смирнова В.В. (МГУ) Жанровые соотношения " рассказа о чуде " и миракля Пахсарьян Н.Г. (МГУ, УРАО) О литературной и социокультурной роли французского романа-фельетона XIX b.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Мероприятие началось в полной темноте: ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев представил отчет о работе вуза, сопровождая его показом слайдов. В докладе были отмечены большие и положительные изменения в отношении  университетских помещений: так, ПСТГУ получил в собственность здание в Лиховом переулке, где в 1917-1918 гг. проходили заседания Поместного собора. Кроме учебных помещений, в здании после ремонта планируется открыть домовый храм и музей, посвященный патриарху Тихону и новомученикам российским. Кроме того, ряд факультетов получили свои отдельные здания: на Поклонной горе, на территории храма Николы в Кузнецах (бывшее помещение Российского Библейского общества) и т.д. Как следует из отчетного доклада, ПСТГУ расширяет спектр специальностей: появился новый факультет экономики и права, открылось певческое училище, дающее среднее образование. Продолжается «борьба за теологию», как выразился о.Владимир: сейчас в России уже 31 отделение (или кафедра) теологии в различных вузах, а также 10 центров дистанционного обучения на базе ПСТГУ. Ректор отметил, что студенты-теологи пользуются большим спросом, конкурс на теологические отделения весьма значительный, однако приходится «отстаивать» эту специальность, так как «не все в Министерстве образования с этим согласны». Особое внимание в докладе было уделено крепнущим международным связям ПСТГУ, а также росту научного и богословского потенциала вуза, активной миссионерской, издательской и социальной работе. Приведена была и статистика: на 8 факультетах ПСТГУ учится более 4 000 студентов; в истекшем году вуз окончило 325 человек, а всего за 12 лет существования ПСТГУ вручил дипломы более 1 800 выпускникам. Далее, также в сопровождении слайд-шоу, прозвучали краткие отчеты представителей факультетов. Отметим лишь некоторые фрагменты. Так, представитель богословского факультета сообщил, что каждый второй его выпускник становится священником и все без исключения выполняют послушания в храмах. Центральной темой для исторического факультета является разработка Филаретовского проекта: обработка, издание и популяризация наследия святителя Филарета (Дроздова), 140-летие кончины которого будет отмечаться в 2007 году.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сортировать по Исключить новости Почему одеждам священников не грозят реформы Что символизируют детали церковных облачений священника? Разобраться в этом нам помогли специалист по церковным облачениям, старший преподаватель факультета церковного шитья ПСТГУ, доцент Елена ХОЛОДНОВА и преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО 2 ноября, 2009 Что символизируют детали церковных облачений священника? Разобраться в этом нам помогли специалист по церковным облачениям, старший преподаватель факультета церковного шитья ПСТГУ, доцент Елена ХОЛОДНОВА и преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО Священник в рясе или подряснике, встретившийся на улице, вне церкви, выглядит удивительно, даже сказочно. Хотя, как оказалось, изначально ряса произошла от обычной мирской одежды. Но как же получилось, что современные русские священники ходят в одеждах более традиционных для стран Ближнего Востока? Что символизируют различные детали церковных облачений? Разобраться в этом нам помогли специалист по церковным облачениям, старший преподаватель факультета церковного шитья ПСТГУ, доцент Елена ХОЛОДНОВА и преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО. Лишенная ворса Распространено мнение, что одежды современного священства произошли от одежд ветхозаветных служителей Иерусалимского Храма, но это мнение не точно. « Ветхозаветные облачения и церковные облачения — это две различные системы; первая оказала влияние на вторую только потому, что христиане продолжали читать Ветхий Завет и часто воспринимали описываемые там облачения как некий идеал или образец для подражания, данный самим Господом, — объясняет преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр Ткаченко . — Отсюда, например, и молитвы, основанные на текстах из Ветхого Завета, которые священники читают и сейчас при облачении в свои священные одежды. Однако прямого преемства с дохристианской эпохой здесь нет. Даже при существовании определенного сходства между церковными облачениями и ветхозаветными, они существенно различаются как по внешнему виду, так и по своей символике».

http://pravmir.ru/pochemu-odezhdam-svyas...

Сортировать по Исключить новости Протоиерей Владимир Воробьев: «Трудностей много и мы призваны их преодолевать» В 2012 году исполняется 20 лет одному из главных вузов Русской Православной Церкви —Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. В интервью корреспонденту газеты «Возглас» ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал о современном положении вуза. 22 сентября, 2011 В 2012 году исполняется 20 лет одному из главных вузов Русской Православной Церкви —Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. В интервью корреспонденту газеты «Возглас» ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал о современном положении вуза.  2012 году исполняется 20 лет одному из главных вузов Русской Православной Церкви —Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. В интервью корреспонденту газеты  «Возглас»  ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал о современном положении вуза. — Отец Владимир, в преддверии нового учебного года и юбилея университета в следующем году, что на сегодняшний день представляет собой ПСТГУ?ПСТГУ сегодня — это высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, которое имеет государственный аккредитационный статус университета. Сейчас университет включает в себя 10 факультетов и все формы обучения. На очном отделении дается бесплатное образование, на заочном и вечернем оно платное, но плата небольшая. Преподавательский состав ПСТГУ — примерно 600 человек. Что касается учащихся, то по примерным подсчетам их порядка 3000 человек. Однако эта цифра постоянно меняется, достигая максимума в начале учебного года и минимума — в конце. ПСТГУ — это негосударственное учебное заведение, которое реализует государственные стандарты и выдает дипломы государственного образца. В состав университета входит богословский факультет, который является главным, самым большим, на нем реализуются четыре стандарта. В отличие от того, что было в первые годы существования университета, сегодня на богословском факультете могут учиться все, кто желает. Никаких особых требований к православным студентам, кроме учебных и нравственных, мы не предъявляем. Студенты, которые в дальнейшем желают принять священный сан, могут одновременно с учебой в университете поступить в Богословский институт при ПСТГУ. Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ) — это, по организационно-правовому статусу, религиозная организация, духовная школа. Студенты, поступающие в ПСТБИ, активно участвуют в богослужениях, на 4-м курсе проходят хиротесию во чтеца. Выпускники получают диплом духовной школы, такой же, как и в Московской духовной академии. Таким образом, те, кто помимо университета оканчивают и Богословский институт и принимают духовный сан, при выпуске получают два диплома.

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vo...

(12,25 п.л.). 20. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами/С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2009. — 262 с. (16,5 п.л.). 21. Дивногорцева, С.Ю. Методические материалы к проведению летней педагогической практики/С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2006. — 72 с. (3 п.л.). 22. Дивногорцева, С.Ю. Дневник проведения летней педагогической практики/С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2006. — 53 с. (1 п.л.).   Научные статьи 23. Дивногорцева, С.Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры/С.Ю. Дивногорцева//Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. — 2006. — С. 68–87 (1 п.л.). 24. Дивногорцева, С.Ю. Принципы воспитания в православно ориентированной педагогической концепции/С.Ю. Дивногорцева//Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. — 2007. — С. 70–90 (1 п.л.). 25. Дивногорцева, С.Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования/С.Ю. Дивногорцева//Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. — 2007. — С. 21–39 (1 п.л.). 26. Дивногорцева, С.Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования (окончание)/С.Ю. Дивногорцева//Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. — 2007. — С. 41–63 (1,1 п.л.). 27. Дивногорцева, С.Ю. Влияние христианского вероучения на становление идеалов духовно-нравственного воспитания в русской педагогике/С.Ю. Дивногорцева//Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. — 2009. — С. 42–49 (0,6 п.л.). 28. Дивногорцева, С.Ю. Религиозно-мировоззренческий компонент в системе подготовки магистров педагогики к преподаванию православной культуры в школе/С.Ю. Дивногорцева//Актуальные проблемы современного обучения и воспитания. Вып. 1. Православные традиции в системе духовно-нравственного воспитания современных школьников. — Арзамас: АГПИ, 2010. — С. 79–89 (0,45 п.л.). 29. Дивногорцева, С.Ю. Православная культура в школе: интеграция педагогических и религиозных аспектов/С.Ю. Дивногорцева//Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. — М.: Издательский дом «Этносфера», 2010. — С. 181–187 (0,3 п.л.).

http://bogoslov.ru/article/2533712

8. Протоиерей Лев Махно, доцент, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета, кандидат богословия. «Опыт развития теологии на гуманитарном факультете светского университета». 9. Меньшиков Владимир Михайлович, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, д. пед. н. «Богословские дисциплины: значение для современной вузовской психолого-педагогической науки». 10. Священник Константин Польсков, проректор ПСТГУ по научной работе, докторант III cmenehu Сорбонны (Франция), магистр Парижского богословского института, к. филос. н. «Развитие системы теологического образования в России». 11. Иерей Геннадий Егоров, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ. «Теология в сфере дополнительного профессионального образования: проблемы и перспективы». 12. Меланина Татьяна Владимировна, заведующая отделением интернет-обучения ФДО ПСТГУ, к. т. н. «Реализация проекта дистанционного обучения на основе сетевой технологии в ПСТГУ». 13. Когай Евгения Анатольевна, профессор, заведующая кафедрой социологии и политологии Курского государственного университета, д. филос. н. 14. Чумакова Татьяна Витаутасовна, доцент, в. н. с. Института философии РАН, д. филос. н. «Спецкурс: Православие для студентов кафедры религиоведения». 15. Дивногорцева Светлана Юрьевна, доцент, заместитель проректора ПСТГУ по учебной работе, заведующая кафедрой методики и педагогики начального образования, к. пед. н. «Духовные ценности православия в контексте  общего педагогического образования студентов вузов». 16. Человенко Татьяна Григорьевна, заведующая кафедрой религиоведения и теологии Орловского государственного университета, к. пед. н. «Феноменологический диалог: теологическая актуальность в условиях религиозного плюрализма». 17. Склярова Татьяна Владимировна, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, к. пед. н. «Высшее педагогическое образование: проблемы формирования религиозного мировоззрения». 18. Бездетко Елена Владимировна, преподаватель агиологии и агиографии РПИ св.

http://pravoslavie.ru/423.html

По-видимому, произошла досадная ошибка и в скором времени, как и после опубликования мониторинга государственных вузов, будет объявлено о корректировке мониторинга. Тем не менее, эта ошибка дает возможность заявить о некоторых принципиальных соображениях, касающихся деятельности Свято-Тихоновского университета. Минобрнауки объявило критерий отнесения к неэффективным вузам, согласно которому к вузам с «признаками неэффективности» могут быть отнесены вузы, не удовлетворяющие сразу четырем из пяти показателей. Однако, если ПСТГУ и не удовлетворяет требованиям, то только по одному показателю. Это — не средний уровень баллов ЕГЭ, не размер занимаемых площадей и не доля иностранных студентов. ПСТГУ не удовлетворяет требованиям Минобрнауки только по такому показателю как доходы вуза. Однако этот показатель представлен в мониторинге в двух позициях: доход вуза из всех источников и доходы на научную деятельность в расчете на одного научно-педагогического работника. При этом расходы на науку таковы, что составляют 7,7% всего бюджета вуза. В то время как даже по самым жестким критериям достаточно тратить лишь 6,3 % бюджета на науку, а от негосударственных вузов требуется и вовсе 4,5%. Да и не во всяком вузе есть четыре научных журнала, входящих в перечень Высшей Аттестационной Комиссии. ПСТГУ является негосударственным университетом, который на 85 % финансируется из средств благотворительных и научных фондов. По объему привлеченных средств он опережает многие государственные вузы. Имеет научные подразделения и поддерживает самостоятельные научные проекты за счет собственных средств. В Свято-Тихоновском университете учится более 1000 студентов на очной форме обучения. За всю историю существования ПСТГУ студенты очного отделения никогда не платили за свое обучение вне зависимости от факультета – будь то математика, история, теология или филология. Университет обеспечивает студентов стипендиями из собственных средств. ПСТГУ в силу своей специфики считает важной идею социального служения в образовании и реализует проекты, направленные на поддержку студентов, которые по тем или иным причинам не могут оплатить получение высшего образования. Сегодня в Европе идет дискуссия о значении третьей миссии университетов, их вкладе в сообщество в широком смысле.

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-eme...

Плотникова Н.Ю. (ГИИ, МГК им. Чайковского) Неизменяемые песнопения Всенощного бдения в памятниках партесного многоголосия конца XVII-XVIII вв. Лебедева-Емелина А.В. (ГИИ) Протестантская обедня Д. С. Бортнянского Садикова Е.Н. (ПСТГУ, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РАМ им. Гнесиных) О вокальных особенностях церковного пения Медушевский В.В. (МГК им. Чайковского) Соловьева П.А. (ПСТГУ, ГМПИ им. Иполлитова-Иванова) О принципах организации обиходного лада в творчестве русских композиторов XIX-XX вв. СЕКЦИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 20 ЯНВАРЯ (ЧЕТВЕРГ) Начало заседания: 14.00 Место заседания: конференц-зал 1-го гуманитарного корпуса МГУ Белозерцев Е.П. (Елецкий ГУ им. И.А.Бунина.) Культурно-образовательная среда малого города России архимандрит Зиновий Корзинкин (Курск) Христианские категории этики как ценностные основы в процессе воспитания Расторгуев В.Н. (МГУ) Культурообразующая миссия Православия игумен Георгий (Шестун) (Самара) иеромонах Киприан (Ященко) (ПСТГУ) Лазарев В.Н. (МГОПУ им.М.А. Шолохова) Обзор науки в Открытом Университете им. Шолохова Захарченко М.В. (СПб) Изучение Православной культуры в системе повышения квалификации учителей в контексте преемственности поколений Шеховцова Л.Ф. (СПб, Академия повышения квалификации послевузовского образования) Развитие ума, чувства и воли. Христианский и психологический аспект Дивногорцева С.Ю. (ПСТГУ) Духовно-нравственное воспитание в контексте православной духовной традиции Склярова Т.В (ПСТГУ) Проблема воспитания воли в педагогике, психологии и святоотеческом наследии ПОДСЕКЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) Начало заседания: 10.00 Место заседания: 1-й гуманитарный корпус МГУ им. М.В. Ломоносова Белозерцев Е.П. (Ецкий ГУ им. И.А.Бунина) протоиерей Виктор Дорофеев О духовно-нравственном воспитании священник Валентин Васечко (ПСТГУ, Тверской ГУ) Опыт подготовки педагогических кадров для преподавания основ православной культуры Калиганов И.И. О тематическом блоке " Святые и Святыни славян Православного мира "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Представляется, что возвращение к богословской рефлексии над историей станет возможно после осуществления критического пересмотра существующих концепций богословия истории на предмет положений, определяющих их герменевтические принципы, и определения концепций, в которых преодолевается проблематика историзма и прослеживается подлинная церковная вера.   Михайлов П.Б. Между веком и вечностью. Богословие истории в истории богословия//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2021. 1. С. 141-155. Михайлов П.Б. История как предмет богословия//Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. М.: ПСТГУ, 2012. Вып. 6(44). С. 30-40; Он же. История как призвание богословия//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2012. Вып. 4(47). С. 7-22; Он же. Анри де Любак в борьбе за сверхприродное//Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. М.: ПСТГУ, 2020. С. 148-153. Сизенко Д., прот. Католическое богословие истории XX века: между эсхатологизмом и инкарнационизмом//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2022. С. 81-93; Он же. От логического к теологическому пониманию Церкви: переворот в католическом богословии XX века//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2021. С. 45-57; Он же. История мира и история спасения в фундаментальном богословии Карла Ранера//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2023. С. 145-160; Он же. «Возвращение к Центру»: богословие истории Ганса Урса фон Бальтазара//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2022. С. 156-166. Хулап В., прот. «Линия Христа»: время и история в богословии Оскара Кульмана//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2022. С. 106-120; Он же. Богословие истории в немецком протестантизме XX века//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2022. С. 148-155; Он же. История и время в диалектическом богословии Карла Барта//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2022. С. 94-109; Он же, Сизенко Д., прот. Время и вечность в богословии истории Анри де Любака//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2021. С. 75-92; Он же, Сизенко Д., прот. Богословие истории Жана Даниелу//Христианское чтение. СПб.: СПбДА, 2022. С. 121-135.

http://bogoslov.ru/article/6192558

Отчетные доклады ректора ПСТГУ и деканов факультетов – вполне традиционная и предсказуемая часть собрания, однако в этом году все выступления были очень краткими, но насыщенными, и сопровождались слайд-фильмами и видео-роликами, смонтированными на высоком уровне. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев привел в своем докладе статистику: всего за 14 лет ПСТГУ выпустил 2 326 дипломников; сейчас в вузе учится более 2 тыс.человек, а в этом году на все отделения поступило более полутысячи человек. О.Владимир рассказал о введении новых специальностей – социальной работы, экономики и права,  культурологии, о подготовке к открытию отделения информатики. Был подробно освещен вопрос об освоении новых помещений, о строительстве нового корпуса певческого факультета; студенты аплодисментами встретили известие о приобретении ПСТГУ здания для студенческого общежития. Большое место в докладе ректора занимал рассказ о научной деятельности вуза, о его участии в международных научных конференциях и проектах. О.Владимир гордится также широким размахом работы Центра духовного образования военнослужащих при ПСТГУ, который «фактически занимается подготовкой капелланов». «Создана целая армия военных священников», -- отметил ректор. В отчетах факультетов прозвучали свои акценты. Так, богословский факультет (декан - священник Георгий Ореханов) развивает международное сотрудничество: помимо постоянных научно-богословских связей  с Гумбольдт-университетом (Берлин), в этом году начинается сотрудничество с католическим Фрибургским университетом в Швейцарии. Декан филологического факультета священник Олег Давыденко сообщил, что по инициативе факультета в ВАКовский перечень филологических специальностей введена новая номинация – «Древние языки христианского Востока» -- ПСТГУ является одним из немногих вузов, где столь широк диапазон изучаемых древних языков. Замдекана факультета церковных художеств о.Стефан Ванеян рассказал об участии студентов факультета в росписях московских храмов. Каждый декан завершал свое выступление кратким рассказом о миссионерских поездках студентов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010