Посвящается Николаю Николаевичу Розову, хранителю славянских рукописей Государственной Публичной Библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде Рассматривая по просьбе Н.Н. Розова греческие рукописи, принадлежавшие выдающемуся русскому политическому деятелю середины XVI в. Сильвестру 1 , мы обнаружили, что ничем не примечательный греческий Апостол его библиотеки писан той же рукой, что и знаменитая Псалтирь 1540 г., т. е. рукой Максима Грека . До сих пор были известны две рукописи, вышедшие из-под пера Михаила Триволиса – Максима Грека : 1. Парижская Национальная Библиотека, cod. Paris. gr. 1994, написанная, по-видимому, между 1492 и 1495 гг., и 2. ГПБ, Соф. 78 с. подробной записью переписчика и датой – 1540 г. Апостол библиотеки Сильвестра (ГПБ, Кир.-Белоз. 120/125), таким образом, – третья рукопись, где Максим Грек выступает перед нами в качестве книгописца. Рассмотрим подробнее каждую из этих трех рукописей. 1 . Парижская Национальная Библиотека, cod. Parisinus gr. 1994 2 . Бумага с филигранью типа Briquet 2 6560 (1473 г.); А–В–С + 156 лл. (лл. Аоб., Воб., Соб. и 156–156об. – чистые); 275 × 200 (200 × 115); 24 строки; тетради: лл. А–Воб., затем – 16 нумерован. тетрадей, все – квинионы, кроме 6-й тетради (9 лл.) и 8-й (кватернион); сигнатуры расположены в верхнем правом углу лицевой стороны первого листа тетради; переплет 1604 г., доски в коже с тиснением. л. 155 – запись книгописца: Τλος-Μιχαλου (красными чернилами), ниже (черными чернилами): Δς δα(α)δς τσσαρσι τ ν μασι τοτο τ ργον Λασρει Μιχαλ γρψα γεηπονης. Рукопись написана Михаилом Триволисом для Иоанна Ласкариса. лл. l–lO – Индекс; лл. lO–ll – Προσμιον; лл. ll–155oб. – Г е о п о н и к и. Terminus ante quem для определения более точной датировки служит помета на л. С: τει τ π Χριστο γενσεως ‚αυη (=1498) μην ουν α´. Кем писана эта помета? Этот вопрос пока остается без ответа: ни Михаил Триволис, ни Иоанн Ласкарис не могли, судя по почерку, поставить указанную дату. Изучение взаимоотношений М. Триволиса с И. Ласкарисом позволяет предположить, что рукопись была написана во Флоренции между 1492–1495 гг. Водяные знаки бумаги также заставляют считать временем создания кодекса скорее начало, чем конец 90-х гг. XV в., куда, казалось бы, «тянет» дата «21 июня 1498 г.» в помете на л. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

свящ. Александр Тресвятский Вместо предисловия Книга, начинаясь календарными сведениями (пасхалия, месяцеслов по Синодальному, алфавиту имен святых, Чудотворные иконы Божией Матери), заключает три отдела: 1) Законы, касающиеся церкви и духовенства. Указы Св. Синода, епархиальные и правительственные распоряжения (гл. I). Школа. Высочайше утвержденное 26 февраля 1896 года Положение об управлении школами церковноприходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания (гл. II), по церковному хозяйству (гл. III), Церковное письмоводство (гл. IV). Второй отдел посвящен вопросам и указаниям пастырской практики. Третий – излагает полезные для священника заметки (имеют ли право сельские священники пересылать казенные бумаги но почте без оплаты конверта, о вознаграждении за требы и т. под.). В конце приложены образцы разных документов, наичаще требующихся в пастырской практике. В заключение помещен алфавитный указатель ответов, данных в «Церковных Ведомостях» по разным церковно-практическим вопросам и по учебному ведомству. Как видно из самого приведенного перечня предметов, составляющих содержание «Календарь Священника», книга имеет целью дать возможность священнику иметь под рукой для справок важнейшие церковно-гражданские постановления по вопросам пастырской практики. И действительно, как справочную книгу, «Календарь Священника» можно рекомендовать на ряду с другими справочными сборниками. Особенности Сборника свящ. А. Тресвятского в ряду других подобных сборников состоят в том, что в нем правила и распоряжения большей частью приводятся с буквальной точностью, что устраняет возможность неправильного их понимания и применения. Орлов. Еп. Вед. 1897 г. 29 Содержание Пасхальная таблица. 2 Способ Гауса узнать день Пасхи в любом году. 3 Пасхальные дни на 125 лет, с 1876 года по 2000 год. 4 Таблица нахождения дней недели, соответствующих данным числам месяца в настоящем и прошлых столетиях по старому стилю. 5 Месяцеслов (по Синодальному). 6 Алфавит имен святых. 31 Празднество икон Пресвятой Богородицы в переходящие по пасхалии дни. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Третьяковской галерее открывается выставка работ Великой Княгини Ольги Александровны Москва, 14 июня 2007 г. В залах Третьяковской галереи впервые открывается выставка работ Великой Княгини Ольги Александровны - младшей дочери Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны, сестры Императора Николая II, сообщает сайт « Музеи России ».  Великая Княгиня Ольга Александровна Великая Княгиня Ольга Александровна родилась 125 лет назад 14 (1) июня 1882 года в Петергофе. Она была единственным " багрянородным " (т.е. рожденным от царствующего императора) ребенком Александра III. Художественные способности начали проявляться у Великой Княжны в возрасте 4-5 лет. Увлечение царских детей искусством приветствовалось и поддерживалось отцом, который и сам был хорошим рисовальщиком. Император приглашал к детям преподавателей живописи: одним из первых учителей Великой Княжны был Классный художник 1-й степени передвижник Карл Лемох, затем она училась у В.Е.Маковского, С.Ю.Жуковского, С.А.Виноградова. В.К.Ольга Александровна оказалась одаренным художником, она много работала как живописец, акварелист. Еще в 1900-е годы Великая Княгиня устраивала во дворце вернисажи, выставляя свои работы и картины других молодых художников. Деньги, вырученные от продажи полотен, акварельных листов и многочисленных почтовых открыток, созданных ее рукой, шли на благотворительность. В 1912 году она основала " Общество помощи нуждающимся художникам в память академика К.Я.Крыжицкого " .  Помимо живописи и акварели, как глубоко верующий православный человек, Великая Княгиня увлекалась иконописью. Образами своего письма она благословляла своих близких. В годы Первой Мировой войны на свои личные средства Великая Княгиня Ольга Александровна оборудовала госпиталь, где служила сестрой милосердия. Она покровительствовала детским домам, больницам, богадельням, женским курсам.  После революции, в 1920 году, В.К.Ольга Александровна с семьей уехала в Данию, где жила в королевском дворце Амалиенборг в Копенгагене, а летом - на вилле Видор. После смерти Императрицы Марии Федоровны, в 1928 году семья Великой Княгини переехала на ферму в Кнудс-минде неподалеку от Копенгагена. Августейшая художница продолжала писать и часто устраивала выставки в Копенгагене, Париже, Лондоне, Берлине.

http://pravoslavie.ru/22656.html

Трапеза: рецепты блюд для поста и праздника Об авторе Рубрики Архивы Овсяный пирог с чёрной смородиной 17 Янв 2009 18:01 1,5 стакана муки, 1,25 стакана овсяных хлопьев, 150-200 г чёрной смородины (можно использовать замороженную, не размораживая), 1 пакетик разрыхлителя, 8 столовых ложек сахара, 150 г молока, 125 г сливочного масла, 1 яйцо, 1 чайная ложка корицы. Отдельно смешать сухие компоненты: муку, хлопья, разрыхлитель и 6 столовых ложек сахара. Если есть овсяная или злаковая мука, то можно частично или полностью заменить ей обычную муку. Взбить яйцо, молоко и растопленное масло, добавить туда сухую смесь, всё хорошо перемешать. Добавить чёрную смородину, ещё раз перемешать. Выложить тесто в промасленную и обсыпанную мукой форму, распределить его равномерно влажной рукой или кондитерским шпателем. Смешать 2 столовые ложки сахара и корицу, посыпать этой смесью тесто. Выпекать в разогретой до 200 градусов духовке примерно 40 минут. Разместить ссылку на материал Обсуждение статьи на форуме:

http://trapeza.pravmir.ru/ovsyanyj-pirog...

Текст свитка 1QIsaa почти полностью соответствует по составу тексту И. п. к. в наиболее авторитетных средневек. евр. рукописях Библии. Этот свиток датируется 150-125 гг. до Р. Х. и иногда называется «Исаия (монастыря) св. Марка», поскольку до 1954 г. он хранился в сир. мон-ре св. Марка в Иерусалиме (Ibidem). Текст свитка опубликован в неск. изданиях: Burrows, Trever, Brownlee. 1950-1951; Cross e. a. 1972 (только факсимильное, без транскрипции); Qimron, Parry. 1999; Flint, Ulrich. 2009. Исследованию языка и орфографии свитка 1QIsaa посвящена монография израильского ученого И. Кучера ( Kutscher E. Y. The Language and Linguistic Background of the Isaiah Scroll (1QIsaa). Leiden, 1979). Изучение языка свитка имеет большое значение для истории древнеевр. языка: его орфографические и морфологические особенности выделяют этот текст среди др. кумран. свитков, он отличен и от МТ. По общепринятому мнению, его орфографические особенности связаны с принципами некой писцовой школы, к-рой также принадлежит свиток 4QIsac. Кучер приводит список более чем из 100 примеров, в к-рых текст свитка содержит элементы, отсутствующие в МТ, а также ок. 100 случаев, когда МТ содержит элементы, не зафиксированные в свитке. В этой рукописи отмечены неск. добавлений, сделанных 2-й рукой. Специфическим чтениям 1QIsaa, отличающим эту рукопись от МТ, и их интерпретации посвящено много исследований (см.: Tov. 1997); в частности, отмечался мессианский характер некоторых чтений ( Chamberlain. 1955). Особую проблему представляет разделение свитка на 2 части (главы 1-34 и 35-66), между к-рыми оставлен пробел в конце 27-й колонки. Обычно делается вывод, что над свитком работали 2 писца ( Noth. 1951 и др.); этот вывод подтверждается анализом орфографии 2 частей свитка. Тов подчеркивает, что разделение свитка на 2 части - чисто технический момент переписывания, не имеющий никакого отношения к дискуссии о композиционном разделении И. п. к. на 2 книги, границу между ними нек-рые исследователи проводят перед 34-й или 35-й главой.

http://pravenc.ru/text/Исаии пророка ...

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

По предложению Черниговского еп. Онуфрия, сославшегося на поставление у греков императоров рукой св. Иоанна Крестителя (такое представление о поставлении бытовало на Руси, визант. источниками оно не подтверждается), К. был поставлен в митрополиты главой сщмч. Климента , папы Римского,- святыней, вывезенной, по преданию, на Русь из Корсуни (Херсонеса) крестителем Руси равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем . К. был возведен в митрополичье достоинство 27 июля 1147 г., «на память святаго Пантелеимана», т. е. в день именин кн. Изяслава, в крещении Пантелеимона (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 315). К. стал вторым после свт. Илариона митрополитом из русских, возведенным на первосвятительский престол Собором рус. епископов. К-польской Патриархией К. признан не был. Избрание К. и поставление его в Киеве, а не в К-поле объясняются, видимо, тем, что Изяслав был в союзных отношениях с венг. кор. Гезой, противником визант. имп. Мануила I Комнина , и, очевидно, опасался прибытия из Византии враждебного такой политике греч. иерарха. К. впосл. писал, что он не искал славы и «власти» («молихся, да бых избавился власти» - Понырко. 1992. С. 125). В 1147 г., когда киевляне на вече приговорили расправиться с бывш. киевским князем, принявшим к тому времени монашество,- св. Игорем (Георгием) Ольговичем , «митрополит же много взбраняше им» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 317), но не был услышан: расправа произошла. С др. стороны, в Ипатьевской летописи, отразившей черниговское летописание этого времени, сообщается: в ц. арх. Михаила над местом, где положили тело кн. Игоря, сами собой зажглись свечи, новгородские купцы поведали об этом К., «митрополит же запрети, да никому же не поведять, но повеле потаити такую благодать, Богу явлешю над ним» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 354). Основным направлением политики Изяслава Мстиславича как киевского князя было противостояние ростово-суздальскому кн. Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому , его родному дяде, который был противником новопоставленного митрополита. Когда в июле 1149 г.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

А в п.З. ст.1 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 125 сказано: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию». Православное вероисповедание является исторически традиционным для всего российского казачества. Казачий круг, присяга и другие составляющие атрибуты жизни казачества невозможно представить без молитвы и священника. Легитимность проведения круга определяется наличием или отсутствием на нем войскового священника. Если мы обратимся к истории, то без труда найдем огромное количество фактов, подтверждающих монорелигиозность казачества. Известный исследователь казачества Д.И. Эварницкий, автор «Истории запорожских казаков» пишет в своей работе, что «казаки служили душой и рукой православной вере». «Ради своей истинной православной христианской веры казаки готовы были пожертвовать жизнью. «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня — смертью за веру покупают небо», — так говорили донские казаки во время Азовского сидения. «Накануне каждого похода или сражения искренне верующие казаки очищали себя постом и молитвой, исповедовались у своих духовных отцов», — пишет историк Е.П. Савельев. В одном из своих докладов заместитель руководителя Администрации Президента РФ Александр Беглов, председатель Совета при президенте РФ по делам казачества прямо заявил: «Казаки исторически связаны с Православием. Сегодня невозможно представить человека, который именует себя казаком, но открыто выступает против веры своих предков». Объединение граждан на основе каких-либо ценностей, интересов, других особенностей национального, религиозного, профессионального или социального характера не может ущемлять чьих-либо прав. На территории страны зарегистрировано множество национальных диаспор, объединившихся на основе принадлежности к одному этносу. Если мы обратимся к ФЗ «О прокуратуре РФ» то в ст.40 п.1 увидим, что «прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование». При этом никто не говорит, что данным ограничением нарушаются права тех, кто не имеет соответствующего образования.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1859715...

Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (196) , (12) . Описание: Оклад данной иконы найден в часном доме под полом в г.Старый Оскол,Белгородской обл..Написана под оклад в конце 90-х годов ХХ столетия.В левом углу под нимбом Богородицы надпись: " Образ Пресвятые Богородицы Египецкия " .Находится в частном пользовании. Файл 27371.jpg:   Размер: 2376x2736, 6.5 MPix, 2688 Kb. Дата: 2016-06-23, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (235) , (6) . Описание: Изображение явленной иконы Богоматери, именуемой Египетскою. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. ф. Хромолитография А.В. Васильева. Москва. 2. Египетская. Икона явилась в 1060 г. и с самого начала считалась чудотворной. На иконе изображается Богоматерь, которая прижимает к себе правой рукой Младенца, в его левой [...] Файл 30953.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 73 Kb. Дата: 2018-01-12, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (125) , (2) . Описание: Египетская. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под редакцией и с предисловием Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.1. С.115. Российская государственная библиотека, Москва Файл 31322.jpg:   Размер: 543x749, 0.41 MPix, 135 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (113) , (0) . Описание: Египетская Пресвятая Богородица. Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера, сусальное золото, смешанная техника. 13,2 х 11 х 1,5 см. Место создания: Российская Империя. Калининградский областной историко-художественный музей. Файл 33117.jpg:   Размер: 733x800, 0.59 MPix, 247 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (124) , (0) . Описание: Египетская (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.6-7: Январь, 11-го д. Египетская. Явление сей иконы относится к 1060 году.)

http://pravicon.com/icon-102

Литература Толмачева О.Возрождение забытого храма//В.-Полянская 10.-20 янв. Галиева С. Учрежден Союз краеведов России//Литературная 20.- 18 мая. Степанов Г. Поп воду мутит?!//Рабочая трибуна 22.-1 июн. Гильмутдинова А. каждый грех наказуем//Вятский 224.-6 дек. Колесникова А. Многая лета, город, тебе!//Вятско-Полянская 79. Бакина О. Во спасение души//Вятский 227.- 9 дек. Семибратов В. Сухих Алексей Алексеевич//Энциклопедия земли Вятской: В 10 т.- Киров, 1996.- Т.5.- С.431. Мосин А.Г. Экспедиции уральских археографов на Вятку в 1989-1996 гг.//Уральский сборник История. Культура. Религия. – Екатеринбург, 1998.- Вып.2.- С.170. Сухих А.А.//Кто есть кто?: Справочник о краеведах и держателях коллекций/Сост Л.А.Кропачева.- Киров,1998.- Вып.2.- С.64. Гильмутдинова А., Гумеров К., Мельникова Н. Град на реке Серебряной.- Вятские Поляны,1999.- С.8-9, 112-113. Семибратов В. Чтобы знать свою веру (из истории вятской духовной печати)//Журнал Московской Патриархии.- С.49-50. В.-Полянская правда: Из века ХУ1 в ХХ1//Вятский 13.-20 янв. Гильмутдинова А.Праздник, который всегда с тобой//Вятский 2.- 5 янв. Камилина А. Из походов и архивов//Вятский край.- 125.- 8 июл. Бакина О.В. Современная журналистика России.- Киров, 2003.-С.90. 134, 160, 171, 174, 196. Сергеев В.Д. Последователь подвижников//Сухих А., прот. Вспомним поименно.- Киров (Вятка), 2004.- Кн.3.-С.3. За образом нерукотворным/Сост. В.К.Семибратов.- Киров (Вятка), 2004.-16 с. Панькова С. Зная прошлое, думай о будущем//Котельнический 53.- 23 апр. Павлова Г. Боль России//Вятско-Полянская правда.- 109.- 9 сент. Солодянкин П. За гражданское и духовное согласие//Вятско-Полянская правда.- 114.-21 сент. Крупин В.Н. Освящение престола.- М.,2005.- С.26-36. Семибратов В.К. «Напечататься в граде святого Петра»: Из собрания О.Алексея Сухих//Невский библиофил: Альманах.- СПб.,2005.- Вып.9.- С.133-139. Небо на земле: к 20-летию возвращения верующим г. Вятские Поляны Никольского собора.- Киров (Вятка), 2005.- 49 с. Семибратов В.К. Святитель, причастный к Вятке: Штрихи к портрету епископа Виктора (Островидова)//Учемский сборник: Материалы научной конференции.- Мышкин, 2005.- Вып.5.- С.58-59. Памятные даты по Кировской области на 2006 год: библиографический указатель/сост. Т.В. Кузьмина.- Киров, 2005.- С. 18-19. Семибратов В.К. Иначе камни возопиют: Вступ. ст.//Вспомним поименно.- Киров (Вятка), 2005.- Кн.4.-С. 3-5. Вереница прожитых времен//Вятско-Полянская 26.-28 февр. Гильмутдинова А. Нет ценности большей, чем свобода//Вятский 42.- 2 мар. Семибратов В.К. Рукой «кропотливого» ученого//Невский библиофил: Альманах.- СПб.,2006.- Вып.11.-С.137-141. Закирова Н.Н. Наше культурное достояние.- Глазов, 2007 (в печати).

http://drevo-info.ru/articles/16301.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010