В Тбилиси: патриарший кафедральный собор Тбилисский Сиони (V-VII вв.), самая древняя тбилисская ц. Анчисхати в честь Рождества Пресв. Богородицы (V в.), церкви во имя вмч. Георгия в Диди Дигоми (VII-VIII вв.), во имя Андрея Первозванного (Лурджи-Монастери, XII в.), во имя Св. Троицы рядом с Национальной парламентской б-кой Грузии (XIII в.), Метехи в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.), Верхний и Нижний Бетлеми в честь Рождества Христова (ул. Бетлеми), Кашвети во имя вмч. Георгия (VI, XIX вв.), русская во имя блгв. кн. Александра Невского (XIX в., ул. И. Джавахишвили), Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда (XIX в.), во имя вмц. Варвары, в честь Вознесения Господня в Сабуртало, в честь Вознесения Господня на Вознесенской улице и др.; в Мцхете и окрестностях: патриарший кафедральный собор Светицховели (Животворящий Столп) во имя 12 апостолов (XI в.), церкви Барбарети (во имя вмц. Варвары; X-XI вв.), во имя Св. Троицы (XI в.), во имя вмч. Георгия в Калоубани (XII в.), во имя Пресв. Богородицы (XII в.) в историческом монастыре Армази и др.; в муниципалитете Мцхета: 3-нефная базилика (V-VI вв., с. Ксани), церкви Дзвели-Сакдари (VIII в., в с. Дзалиси), Кехиджвари (VIII в., с. Церовани), во имя Пресв. Богородицы (VIII-IX вв., с. Глдани), Укугма (VIII-IX вв., с. Сасхори), в честь Честного Креста (VIII-IX вв., с. Ксовриси), комплекс Веджини (VIII-IX в., с. Глдани), церкви во имя свт. Григория Богослова (IX-X вв., с. Глдани), во имя Пресв. Богородицы (IX-X вв., с. Карсани), Вантеди (IX-X вв., с. Земо-Ничбиси), Адгурис-Сакдари (IX-X вв., с. Сагурамо), Бодзис-Сакдари (X в., с. Дзегви), Киколаант-Сакдари (X в., с. Квемо-Ничбиси), Онагири во имя вмч. Георгия (X в., с. Дигоми), вмч. Георгия (X-XI вв., с. Дигоми), во имя вмч. Георгия (XII-XIV вв., с. Дигоми), Дзвели-Сакдари (XII-XIV вв., с. Лелоби), во имя свт. Николая (XVI-XVII вв., с. Квемо-Ничбиси), в честь Фомина воскресенья (1669 г., с. Схалтба), во имя Пресв. Богородицы (1676-1700 гг., с. Дзегви), во имя Пресв. Богородицы (1692 г., с. Ахалубани), во имя Архангелов (1704 г., с. Сасхори), во имя Пресв. Богородицы (1716 г., с. Дзегви), во имя вмч. Георгия и во имя Пресв. Богородицы (XVII-XVIII вв., с. Тхинвали) и др.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

С.Б. Сорочан Список общественных сооржений Херсона в вв. 1427 Культовые памятники Церковь св. муч. Луппа-воина (V–VI вв.) Церковь св. Лонгина (V–VI вв.) Храм и птохион св. Фоки Навта (V–VI вв.; возможно, с ними связана постройка с кладкой opus mixtum, раскопанная в 1902–1904 гг. в восточной оконечности портового района) Церковь св. великомуч. Феодора (VI в.) «Базилика на холме» – (вторая половина – конец VI в.) Базилика Крузе – (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в базилике» – (вторая половина VI – начало VII вв.) Баптистерий в северной галерее «базилики в базилике» (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в квартале L (вторая половина VI – начала VII вв.) «Базилика на агоре с пристроенной к ней с севера крещальней (вторая половина VI – начало VII вв.) Одноапсидный и однонефный храм, открытый в 1958 г. на месте античного театра (VI в.) Загородный ранний одноапсидный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г. (VI–VII вв.) Южный загородный крестовидный храм Богоматери Влахернской (середина – вторая половина VI в.) Баптистерий в южном пастофории храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Церковный комплекс жилых и хозяственных помещений, возможно, птохион с северной стороны храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Молельня с сиденьями в стенах и ограда-перивол с кладкой opus mixtum монастыря Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Тетраконхиальный теофанический мартирий – посвященный чуду епископа Капитона (третья четверть VI в.) Гробничный мартирий с криптой в квартале III (третья четверть VI – начало VII вв.) Гробничный мартирий св. Василия – «часовня рядом с Западной базиликой (вторая половина – конец VI в.) Западная базилика – – церковь св. Леонтия Киликийского с южной галереей, вероятно, носокомионом (конец VI в.) Баптистерий Западной базилики (конец VI – начало VII вв.) Восточная базилика – она же – храм апостола Петра (конец VI – начало VII вв.) Одноапсидная молельня – открытая в 1908 г. рядом с Восточной базиликой (вторая половина VI – начало VII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1120). Юрьевское Евангелие (ГИМ. Син. 1003, между 1118 и 1128) было создано для Георгиевского собора княжеского Юрьева мон-ря. Рукопись не содержит миниатюр, однако буквицы и заставки по содержанию и манере исполнения во многом аналогичны рисункам в башне Георгиевского собора, ряд инициалов имеет сходство с украшениями деревянных изделий и др. произведениями искусства малых форм того же времени. Великомученики Георгий и Екатерина. Миниатюра из Пантелеимонова Евангелия. Рубеж XII и XIII вв. (РНБ. Соф. 1) Великомученики Георгий и Екатерина. Миниатюра из Пантелеимонова Евангелия. Рубеж XII и XIII вв. (РНБ. Соф. 1) Нек-рые вопросы вызывает миниатюра из Милятина Евангелия (РНБ. F. п. I.7, 1188 или 1215 гг.) - вставка из кодекса рубежа XI и XII вв. с изображением сидящего ап. Иоанна Богослова и стоящей за его спиной фигурой, к-рую Вздорнов идентифицирует как ап. Павла, а Т. А. Сидорова - как Спасителя - Слово Божие, вдохновляющего евангелиста ( Сидорова Т. А. К вопросу о миниатюре из Евангелия попа Домки//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 208-211). Одни исследователи связывают ее стиль с эпохой, когда были написаны фресковые образы святых Константина и Елены в Мартириевской паперти Софийского собора, другие - с более широким кругом провинциального восточнохрист. искусства. Одной из важных черт рукописи Евангелия-апракос (Пантелеимонова Евангелия, или «Евангелия Тошинича», по имени писца Максима Тошинича - РНБ. Соф. 1. Рубеж XII и XIII вв.) являются усложнение орнаментальных мотивов и появление элементов тератологического стиля, широко распространенного в XIII-XIV вв. Евангелие украшено миниатюрой с изображениями святых, вмц. Екатерины и вмч. Пантелеимона, видимо, небесных покровителей заказчика; заставки и инициалы относятся к визант. типу, фигуры геометрически упрощены и подчеркнуто линейны. Новгородские рукописи 2-й пол. XIII в. по стилю во многом напоминают иконы: в пределах целого листа размещаются довольно крупные изображения святых в торжественных позах, написанные плотными красками и нередко на цветном фоне.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Ни одно из сочинений К. полностью не сохранилось. Число приводимых античными авторами отрывков из произведений К., способных служить источниками для установления особенностей их философского учения, крайне невелико. Наиболее подробным источником сведений о раннем кинизме является сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», где кинизму посвящена целиком 6-я кн. ( Diog. Laert. VI; см. также: Ibid. IV 46-58). Вместе с тем отдельные сообщения Диогена Лаэртского о К. совр. исследователи подвергают сомнению ввиду их расхождения с иными, более достоверными источниками (подробный анализ содержания 6-й кн. см.: Goulet-Caz é . 1992; Gugliermina. 2006). Отдельные повествования о К. и их изречения приводили мн. греч. и лат. философы и писатели, в т. ч. Ксенофонт (V-IV вв. до Р. Х.), Аристотель (IV в. до Р. Х.), Страбон (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.), Филон Александрийский (I в.), Луций Анней Сенека (I в.), Плутарх (I-II вв.), Секст Эмпирик (кон. II - нач. III в.), Гален Пергамский (II-III вв.), Иоанн Стобей (V в.) и др. Кроме того, важность ввиду их древности (III-I вв. до Р. Х.) представляют краткие сведения о К., содержащиеся в античных папирусах, исследованных в XIX-XX вв. (см.: Gallo. 1980; Giannattasio Andria. 1980; Dorandi. 1982; Bastianini. 1992; Brancacci. 1996). Во II-IV вв. учение К. подробно обсуждали некоторые греч. авторы, не принадлежавшие по своему образу жизни и убеждениям к кинической школе, однако с симпатией относившиеся к идеям кинизма: стоик Эпиктет (I-II вв.), философствующий оратор Дион Хризостом (I-II вв.), философ и сатирик Лукиан Самосатский (II в.), платоник Максим Тирский (II в.), неоплатоник рим. имп. Юлиан Отступник (361-363). В отечественной науке они получили условное наименование «кинизирующие писатели» ( Нахов. 1982. С. 26-30). Из ранних христианских авторов различные сведения о К. приводят Климент Александрийский (II-III вв.), Тертуллиан (II-III вв.), Лактанций (III-IV вв.), Евсевий , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), Феодорит , еп. Кирский (IV-V вв.), свт. Иоанн Златоуст , архиеп. К-польский (сер. IV - нач. V в); блж. Августин , еп. Гиппонский (IV-V вв.), блж. Иероним Стридонский (IV-V вв.) и др. (см. указатель: SSReliq. Vol. 3. P. 93-238). Популярность кинизма в эллинистическую эпоху привела к появлению ряда псевдоэпиграфических сочинений, в которых идеи позднего кинизма приписываются ранним представителям кинической философии. Наиболее крупным памятником такого рода являются «Письма» сократиков и К.- сборники подложных писем Антисфена, Диогена, Кратета, Мениппа и др. философов.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

Базилика при византийском претории в «цитадели» (первая половина X в.) Баптистерий в южной пристройке базилики в «цитадели» (первая половина X в.) Монастырь св. Феодора в портовом квартале 1, в углу, образуемом 16 и 18 куртинами (X–XI вв.). Светские постройки общественного характера Комплекс потестарных зданий около «малой агоры» (IV–VI вв.) «Здание Г» («дворец»), открытое в 1903–1905 гг. (IV–VI вв.) 30-местный афедрон в многокамерном здании у куртины 14 и Южных (так называемых «Мертвых») ворот города, раскопанный в 1905 г. (VI в.) Больница (ятрина) св. великомуч. Феодора около 13 куртины (VI в.) Большое городское водохранилище (castellum aquae) около 13 куртины (VI в.) Одноместный афедрон в 25 куртине около башни XXII, раскопанный в 1898 г. (начало VII в.) Предполагаемое здание апофики с кладкой opus mixtum в портовом квартале 2 (начало VII в.) Перестройка зала II больницы св. великомуч. Феодора (VII–VIII вв.) Перестройка помещения афедрона у 14 куртины и устройство в его полу квадратной цистерны (VII–IX вв.) Закрытая цистерна с камарным сводом на агоре (VI–VII вв.) Прямоугольное здание («палаты Анны») на расстоянии 5 м от апсиды крестовидного храма на агоре (VIII–IX вв.) Прямоугольная постройка с эмволом («палаты Владимира») между базиликой и крестовокупольным храмом на агоре (VIII–IX вв.) Баня в «цитадели» (кардинальная перестройка в VI в., обновления в VII–VIII вв.) Баня в «цитадели» (постройка в VII в., разрушение при строительстве раннего претория второй половины IX в.) Дом с помещением 17 (бывший «дом командира») в «цитадели» (перестройка и обновление в VI–VII в.) Общественное здание вдоль 19 куртины в «цитадели», открытое в 1926 г. (VI–VII вв.) Баня рядом с крещальней и экзонартексом Уваровской базилики (VI–VII вв.) Баня рядом с Северной базиликой (конец VI – первая треть VII вв.) Баня в квартале III (VI–VII вв., перестройка в X в.) Баня в юго-западном углу квартала VII (VI–X вв.?) Ранний византийский преторий в «цитадели» (вторая половина IX в.) Архитектурный комплекс помещений с двором позднего византийского претория в «цитадели» (конец IX–XI вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Критические заметки о завещании Евстафия Воилы (1059 г.)//ВВ. 1961. Т. 19. Бартикян Р. Г. Миграция армян в XI в. Причины и последствия//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Rapports et co-rapports. I. His-toire. Athenes, 1976. Бартикян Р. Г. О феме «Ивирия»//ВОН. 1974. « 12. Бартикян Р. Г.; Каждан А. П., Удальцова 3. В. Социальная структура восточных границ Византийской империи//Actes du XIVe Congres intern, des etudes byzantines. Bucarest, 1976. Бapuiuh Ф. Дипломатар Фессалщских монастирей//ЗРВИ. 1976. Т. 16. Безобразов П. В. Завещание Воилы//ВВ. 1911. Т. 18. Безобразов П. В. Патмосская писцовая книга//ВВ. 1900. Т. 7. Васильевский В. Г. Материалы для внутренней истории Византийского государства//ЖМНП. 1879. Ч. 202; 1880. Ч. 210. Вернадский Г. В. Заметки о византийских купчих грамотах XIII в.//Зборник в чест на В. Н. Златарский. София, 1925. Вернадский Г. В. Заметки о крестьянской общине в Византии//Ученые записки, основанные Русской ученой коллегией в Праге. 1924. Т. I. Вып. 2. Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматина//Право в средневековом мире. М., 1996. Вин Ю. Я. Право предпочтения в поздневизантийской деревне//ВВ. 1985. Т. 45. Горянов В. Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Жаворонков П. И. Состав и эволюция высшей знати Никейской империи//ВО. М., 1991. Каждан А. П. Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. М., 1952. Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. Каждан А. П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа//ВВ. 1971. Т. 31. Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960. Каждан А. П. Из экономической жизни Византии XI-XII вв.//ВО. М., 1971. Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974. Каждан А. П. Формы условной собственности в Византии в Х-ХИ вв. М., 1960. Каждан А. П. Экскуссия и экскуссаты X-XI вв.//ВВ. 1953. Т, 5. Культура Византии/Под ред. 3. В. Удальцовой. Т. 2. М., 1988; Т.З. М., 1991. Курбатов Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

была Столовая гора. Там располагались 3 языческих святилища, посвященные 3 «патронам» И.: Мятцели, Мятер-Дала и жен. божеству Сусон-Дала. Гора считалась священной: ввиду природных условий она преграждала путь в горную И. холодным ветрам. В день летнего солнцестояния на Столовой горе устраивался праздник в честь 3 божеств. Жители И. и соседних регионов (Хевсурети, Мохеви, Осетии, Тушети) поднимались на гору с жертвенными животными и возносили молитвы Мятцели и др. божествам о здоровье и благополучии в сельскохозяйственных делах. Последним жрецом И. был Элмарз Хаутиев, проживший 157 лет,- он выполнял свои религ. обязанности до 20-х гг. XX в. (см.: Мужухоев М. Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам//Археол. памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1979. С. 51). Христианство Храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье. Рубеж X и XI вв., XII и XIII вв., XVI-XVII вв. Храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье. Рубеж X и XI вв., XII и XIII вв., XVI-XVII вв. Башня с изображением Голгофского креста в сел. Верхний Лейми. XVII-XVIII вв. Христианизации аланов содействовал также абх. (западногруз.) царь Георгий II (922/9-957), к-рому К-польский патриарх Николай I Мистик писал: «Ты немало приложил стараний в деле просвещения аланов и тех, которые удостоились крещения». Аланов крестил греч. миссионер еп. Евфимий. Впоследствии была учреждена Аланская епархия (сначала архиепископия, преобразованная затем в митрополию). Она занимала 61-е место в составе К-польской Патриархии и шла вслед за Русской митрополичьей кафедрой. Аланские митрополиты ездили в К-поль для участия в церковных Соборах, поддерживали тесное общение с Патриархией. Архиеп. Харьковский Макарий утверждает, что по росписи Палеолога в XIII в. Аланская митрополия титуловалась Вичинской - по имени города на Кубани. Араб. историк аль- Масуди указывает, что аланы «приняли христианство во времена халифов Аббасидской династии, но после 932 г. вновь вернулись к язычеству, изгнав из своей страны епископов и священников, присланных византийским императором».

http://pravenc.ru/text/389549.html

Давайте устроим тут мини-побоище, чтоб даром время не терять. Вы в детстве в солдатики не наигрались? 43. 41. Метафора По-моему, провокатор - это вы. Послушайте хотя бы Аксенова. Я не про этот ролик даже говорю, а вообще и в частности его обращение, сделанное в Москве, на имя России и органов государственой власти. 42. Re: Крым – только рубеж. России нужно идти дальше http://www.otechestvo.org.ua/main/201403/2011.htm 41. Re: Крым – только рубеж. России нужно идти дальше Это провокация. Думают, мы ничему не научились и бросимся устанавливать мир и справедливость. 40. Re: Крым – только рубеж. России нужно идти дальше Никого насильно мы больше не осчастливим. Пошли они все. Кому плохо - милости просим. Кому хочется повоевать - поезжайте и воюйте. 39. 36. Натали " пуристка Елена пишет: " Нужно их оставить в покое. Сейчас они начнут выяснять, кто майданнее. Кушанье еще не сварилось. " Вы с ума сошли? Там люди ГИБНУТ и это НАШИ дюди. Там ФАШИЗМ, там хотят устроить НАТО и поставить ПРО США под ХАРЬКОВОМ. Вам понятно, ЧТО происходит? Вам понятно, отчего плачут иконы? Вот и Русский сталинист готов ждать 15 лет. А есть у нас 15 лет? Нет!... " . Полностью с Вами согласен. А насчет оговорки Путина про Николая II. повторю свой комментарий к другому материалу. Он, Путин, для красоты словца упоребил цитату (в неудачно сокращеннм виде и мало кому понятную из-за этого). Видно откуда-то из глубины молодости ему всплыла цитата из " Золотого теленка " . Был там такой колоритный персонаж - вечный зиц председатель Фунт, который получал деньги за то, что отсиживал сроки за других, для чего его и оформляли на работу. Его слова стали нарицательными: " Я сидел при Александре втором-освободителе, я сидел и при Александре третьем-миротворце. Я сидел и при Николае втором-кровавом, при Александре Федоровиче Керенском сидел. Вот при военном коммунизме я не сидел, не было работы " . Некстати и глупо в этом месте получилось у Путина, но это не означает, что он высказал свое отношение к Николаю II. 38. Ответ на 33., РодЕлена:

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/19/kr...

Београд, 2002. С. 541-553; Максимович К. А. «Законъ судьныи людмъ»: Источниковедческие и лингвист. аспекты исслед. слав. юрид. памятника. М., 2004; он же. Древнейший слав. Номоканон Мефодия: История и перспективы изучения//ЕжБК. 2007. Т. 1. С. 157-166; Калугин В. В. «Житие Мефодия, архиеп. Моравского» в Егоровском сборнике//Архив РИ. 2007. Вып. 8. С. 602-612; Чешмеджиев Д. Култът на Кирил и Методий в бълг. средновековие//Slavica Slovaca. Bratislava, 2007. Ro. 42. N 1. S. 20-36; Темчин С. Ю. Исследования по кирилло-мефодиевистике и палеославистике. Kraków, 2010; Христова-Шомова И. Служебният Апостол в слав. ръкописна традиция. София, 2012. Т. 2. С. 619-621; Пентковский А. М. Славянское богослужение в архиепископии свт. Мефодия//Свети и Memoдuje: 863-2013. Београд, 2014. С. 25-102; Мирчева Б. Опис на преписите на слав. извори за Кирил и Методий и техните ученици. София, 2015. (КМС; Кн. 23: Кирило-Методевски извори; Т. 2). А. А. Турилов, Б. Н. Флоря Иконография Перенесение мощей свт. Климента из Херсонеса в Рим в 867 г. Роспись в нижней базилике ц. Сан-Клементе в Риме. Рубеж XI и XII вв. Перенесение мощей свт. Климента из Херсонеса в Рим в 867 г. Роспись в нижней базилике ц. Сан-Клементе в Риме. Рубеж XI и XII вв. (подробно см. в ст. Кирилл , равноап.). Единоличные образы М. редки. Атрибуция уже ранних изображений святого основана на парности образов его и равноап. Кирилла, а также на житийном контексте. Так, предположительно святые М. и Кирилл представлены припадающими к восседающему на троне Спасителю на фреске кон. IX в. в нартексе базилики Сан-Клементе в Риме; их небольшие (относительно масштаба др. изображений) фигуры в церковном облачении включены в деисусную композицию, где ходатаями за св. братьев выступают арх. Гавриил, ап. Андрей (по правую руку от Христа), арх. Михаил и свт. Климент, папа Римский (по левую руку). Возможно, М. представлен на фреске в одном из люнетов галереи нижней базилики Сан-Клементе (рубеж XI и XII вв.) в композиции «Перенесение мощей свт.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

С XVII-XVIII вв. в мон-рях Г., где продолжалось служение (лавра, Натлисмцемели и Додос Рка), наметились продиктованные временем изменения: были созданы оборонительные системы с оградами и башнями для защиты от участившихся набегов (в периоды правления Вахтанга VI (1703-1714, 1716-1724) был разработан проект строительства и переделки оборонительных сооружений в лавре), построены новые церкви и трапезные. В строительстве келий проявились различные подходы: часть их сохраняла простоту и аскетизм форм, другая - приобрела черты светского жилого помещения, с просторным ложем, резными и расписными декоративными деталями, отражающими вост. влияние, многочисленными нишами, колоннами, полуколоннами (ряд келий в зап. части Натлисмцемели). Одним из последних образцов такого рода помещений является келья Георгия XII в верхнем дворике лавры. Росписи Древнейшие росписи Г. датируются предположительно VII-VIII вв. (Тетри Удабно). Начиная с этого времени, особенно со 2-й пол. IX до нач. XIV в., многочисленные фресковые ансамбли Г. позволяют проследить этапы формирования и развития местной школы монументальной живописи. Она отличается от совр. ей росписей др. регионов Грузии самобытной иконографической традицией и оригинальными художественными особенностями. Росписи в пещерах Г. выполнены в основном местными красками характерного теплого колорита: золотисто-желтой, темно-красной, зеленой, голубой и белой. Наряду с композициями евангельского цикла здесь встречаются изображения преподобных отцов - аскетов и столпников, прп. Давида с житийным циклом разного времени, сыгравших важную роль в формировании иконографии груз. святых. В росписях трапезных встречаются сюжетные композиции «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов». Фрески отличаются непосредственностью художественного видения, характерной для монастырского искусства, в частности Каппадокии. Живописная школа Г. представлена росписями в мон-рях: Тетри Удабно; Саберееби (4 церкви с росписями IX-X вв.); Мравалцкаро (сер. IX в.); Додос Рка (купольная церковь, рубеж IX-X вв.); Цамебули (малая церковь, X в.); Удабно (1-й слой росписи с житийным циклом прп. Давида в диаконнике собора (X в.), собор (1-я пол. XI в.), усыпальница Моцамети (XII в.), ц. Благовещения (90-е гг. XIII в.), ц. Вознесения (кон. XIII - нач. XIV в.)); Натлисмцемели, Бертубани, Колагири (везде - соборы, рубеж XII-XIII вв.).

http://pravenc.ru/text/161684.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010