Протодиак. Спиридоний, очевидно, служил в Успенском соборе Московского Кремля и переписывал книги при Московской митрополичьей кафедре, к-рую с 1390 по 1406 г. возглавлял свт. Киприан, митр. Киевский. По сообщению московских летописей, святитель с марта 1396 по сент. 1397 г. жил в Киеве. Посетив Смоленск, незадолго перед этим захваченный литовским вел. кн. Витовтом, митр. Киприан «оттоле иде к Киеву и тамо пребысть полтора года» (ПСРЛ. Т. 11. С. 164). Согласно той же летописи, вместе с митр. Киприаном в Киев ездил и бывш. Смоленский владыка Михаил, которого В. В. Майков отождествил с заказчиком К. П. ( Майков. 1902). Московские митрополиты, отправляясь в путь, брали с собой большую свиту. Т. о. Спиридоний оказался в Киеве, где он, очевидно, и жил, исполняя церковные обязанности в Софийском соборе и переписывая заказанную ему Псалтирь. Упомянутый в записи протодиак. Спиридония Михаил в 1383 г. был поставлен Смоленским епископом, а в кон. 80-х гг. XIV в. стал дипломатическим представителем и советником при Московской митрополии. Он постоянно находился в свите митр. Киприана, с которым ездил в 1391 г. в Тверь, в 1396 и 1397 гг.- в Смоленск и Киев. Еп. Михаил, большая часть жизни к-рого была связана с Москвой (где он, вероятно, и родился), умер 6 мая 1402 г. и был похоронен в Троице-Сергиевом мон-ре. К. П., хотя и была написана в Киеве, была заказана жителем Москвы, выполнялась москвичом в московской церковной среде. Рождество Христово. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 128) Рождество Христово. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 128) С К. П. связана еще одна рукопись - Евангелие, переписанное для кн. Владимира Андреевича Храброго боровско-серпуховского (РНБ. F. n. I. 18, 1393 г.). В послесловии сказано, что она написана «благословеньем Киприяна, митрополита Всея Руси, повеленьем благоверного князя Володимира Андреевича… в лето 6801 (1393) индикта 1»; а автор называет себя «многогрешный раб Спиридон диякон» (Л. 207 а-б). Хотя место написания Евангелия не указано, это, несомненно, была Москва, т. к. здесь кн. Владимир Андреевич жил постоянно. Начальная фраза послесловия свидетельствует, что диак. Спиридон работал при митрополичьей кафедре. По заключению А. И. Соболевского, писец К. П. Спиридоний и писец Евангелия 1393 г. Спиридон - одно и то же лицо. Именование в послесловии к Евангелию Спиридона диаконом, а в К. П. протодиаконом не мешает отождествлению писцов, т. к. за 4 года, разделяющие рукописи, Спиридон мог получить повышение в сане. Диалектологические особенности языка Евангелия 1393 г. свидетельствуют, что писец Спиридон был москвич. Поскольку язык К. П. совершенно сходен с языком Евангелия 1393 г., это также доказывает, что К. П. является памятником московской, а не киевской письменности.

http://pravenc.ru/text/1684533.html

Гора Сион. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 181 об.) Гора Сион. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 181 об.) В К. П. различаются 2 художественных почерка. Главным мастером выполнены миниатюры в 23 тетрадях, а его помощником украшено только 6. В иллюстрациях, созданных главным мастером, рисунок всегда точен, фигурки изящные, краски чистые, золото отполировано до блеска, шраффировка лежит густо и плотно. В каждой сцене или отдельно взятой детали виден артистизм исполнения; перо и кисть художника движутся уверенно, свободно, легко. Несмотря на крохотные размеры миниатюр, лики написаны умело и тонко, в зависимости от содержания мастер сообщает им выражение молитвенной сосредоточенности, радости, страдания, стойкости, страха, злобы, величия и меланхолии. Почти воздушными прикосновениями кисти светлой краской намечены освещенные части тела, темной подчеркнуты затенения впадин. Двумя-тремя беглыми мазками художник пишет пряди волос и бороды, зрачки и белки глаз. Созданные им образы, отвечая задаче декоративной отделки кодекса, в то же время обладают индивидуальными характерами, им присущи острота переживания, динамика действия. Миниатюры др. художника написаны старательно, но не отличаются блеском и красочностью. Его палитра тусклая и скучная, звучные тона исчезают: голубой превращается в водянисто-синий, зеленый лишен свежести, красный - нарядной сочности, желтый - прозрачности. Рисунок тоже заметно ухудшается. Эта разница в качестве миниатюр главного мастера и его помощника бросается в глаза прежде всего в композициях на один и тот же сюжет (напр., «Рождество Христово» (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 3 в, 128), «Вознесение» (Там же. Л. 20, 64, 76 об.)). Миниатюры лишь одной московской рукописи имеют общие черты с иллюстрациями К. П. Это Евангелие 1401 г. из собрания Н. П. Румянцева (РГБ. Ф. 256. 118). Источником вдохновения при создании обеих послужили греческие рукописи, в иллюстрациях черты московской живописи рубежа XIV и XV вв.

http://pravenc.ru/text/1684533.html

Число членов-учредителей, действительных членов и подписчиков на издания ОЛДП не должно было превышать 70 чел. Почетными членами избирались лица, оказавшие значительные услуги ОЛДП в его издательской деятельности, их число не должно было превышать 10 чел. (в первые 5 лет должно было быть избрано не более 5). Представители книгохранилищ, обществ и лица, с к-рыми ОЛДП вступало в контакты на предмет содействия как внутри России, так и за рубежом, могли получить дипломы членов-корреспондентов об-ва (Там же. С. 4). Лица, внесшие в казну об-ва единовременно 5 тыс. р., могли при желании передавать свои права по об-ву по наследству (Там же. С. 7). В 1887 г. ОЛДП насчитывало 116 членов (7 почетных, 36 действительных и 73 члена-корреспондента), к 1903 г.- 164 члена (10 почетных, 35 действительных и 119 членов-корреспондентов) (см.: Мещенина. 2009. С. 251), к апр. 1908 г.- 166 членов (10 почетных, 28 действительных, 128 членов-корреспондентов; см.: Отчеты за 1907-1908 гг.//Отчеты о заседаниях Имп. ОЛДР в 1907-1910 г. СПб., 1911. С. 28 (отд. паг.)). Членами ОЛДП в кон. XIX - нач. XX в. состояли выдающиеся ученые: Ф. И. Буслаев , В. В. Стасов , Н. П. Кондаков , Н. В. Покровский , Н. П. Лихачёв, В. Н. Щепкин , Е. К. Редин , Д. В. Айналов и др. ОЛДП взяла под покровительство имп. Мария Александровна († 1880), уполномочив своего секретаря П. А. Морица участвовать в заседаниях. Высочайшим повелением от 3 февр. 1883 г. ОЛДП получило наименование «Императорское» (3 ПСЗ. Т. 3. 1358. С. 31). C 19 авг. 1902 г. находилось под покровительством имп. Николая II. Заседания ОЛДП первоначально проходили в доме кн. П. П. Вяземского на Почтамтской ул., с 80-х гг. XIX в.- в т. н. Фонтанном доме Шереметевых (набережная р. Фонтанки, 34), куда были перемещены музей и б-ка ОЛДП, к-рые формировались с момента основания об-ва. Основу рукописного собрания об-ва составила коллекция кн. П. П. Вяземского (согласно описанию 1902 г.- 544 рукописи, гл. обр. XVI-XIX вв.; см.: Изд. ОЛДП. 1902. 119; согласно описи фонда 166 НИОР РНБ 1985 г.,- 568 рукописей XIII-XIX вв.).

http://pravenc.ru/text/2578103.html

27 . Отрывок из путешествия в Метеорские монастыри в Фессалии в 1859 г. Труды киевск. дух. акад. 1866 г. 4, стр. 477–496 (и отдельно). 28 . Восток христианский. Абиссиния. Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней. Труды киевск. дух. акад. 1866 г. 3, стр. 305–344, 4, стр. 556–604, 5, стр. 3–82, 6, стр. 142–167 (и отдельно). 29 . Участие России в судьбе Абиссинии. Труды киевск. дух. акад. 1866 г. 8, стр. 415–440 (и отдельно). 30 . Успехи и неудачи немецких миссионеров во внутренней Африке. Труды киевск. дух. акад. 1866 г. 10 стр. 289–304 (и отдельно). 31 . Послания иерусалимских патриархов в Грузию. Извлечены из делового кодекса, хранящегося в библиотеке свято-гробского подворья в Константинополе, переведены с новогреческого языка на русский. Труды киевск. дух. акад. 1866, 2, стр. 157–173 (и отдельно). 32 . Суждение о названии «вселенский», которое дается константинопольскому патриарху. Труды киевск. дух. акад. 1866, 2, стр. 157–173 (и отдельно). 1867 33 . Сказания о внешнем виде св. мужей и жен и о возрасте их. Извлечение из разн. рукописей, подробно поименованных. Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 1, стр. 3–47 (и отдельно). 34 . Восток христианский. Сборник рукописей, содержащих наставления в живописном искусстве и описания внешнего вида Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и святых обоего пола. Переведено с эллино-греческого. Рукописи собраны арх. Порфирием Успенским . Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 2, стр. 263–273 (и отдельно). 35 . Ерминия, или наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, вскоре после 1566 г. Первая иерусалимская рукопись 17 века. Перевод с новогреческого. Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 7, стр. 139–192 (и отдельно). 36 . Письма о пресловутом живописце Панселине арх. Порфирия Успенского к настоятелю посольской церкви нашей в Константинополе арх. Антонину. Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 10,стр. 120–164; стр. 266–293 (и отдельно). 37 . Книга о живописном искусстве Даниила священника 1674 г., вторая иерусалимская рукопись. Перевод с новогреческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 12, стр. 463–508 (и отдельно). 1868 38 . Ерминия, или наставление в живописном искусстве, со-ставленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701–1733 гг. Перевод с греческого. Труды киевск. дух. акад. 1868 г. 2, стр. 269–315, 3, стр. 529–570, 6, стр. 494=563, 12, стр. 355–445 (и отдельно). 39 . Египет. Состояние апостольской, православно-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века. Труды киевск. дух. акад. 1868 г. 5, стр. 197–248; 10, стр. 34–77; 11, стр. 153–188. 40 . Путешествие арх. Порфирия Успенского в Нитрийские монастыри, в Ливии, в 1845 г. Труды киевск. дух. акад. 1863 г. 8, стр. 189–234; 1869 г. 1, стр. 52–97; 2, стр. 161–194 (и отдельно). 1869 41 . Восток христианский. Богослужение абиссинов. I. Чин крещения и миропомазания в эфиопском требнике. Труды киевск. дух. акад. 1869 г. 3 стр. 334–372. 42 . – II. Апостольская литургия александрийской церкви, сохранившаяся у эфиопов в апостольских постановлениях и изданная Людольфом, в примечаниях эфиопской истории, на языке латинском. Труды киевск. дух. акад. 1869 г. 4, стр. 14–51. 43 . Образцы русского перевода священных книг ветхого завета с греческого перевода 72 толковников. Образец первый: Бытие. Труды киевск. дух. акад. 1869, 2, стр. 1–36. Образец второй: Псалтирь. Там же, 4, стр. 37–40. Образец третий: Притчи. Там же, 5, стр. 71–101. Образец четвертый: Песнь песней. Там же, 6, стр. 103–119. Образец пятый: Прообразования и пророчества, читаемые в церкви накануне господских и богородичных праздников и других священных дней. Там же, 7–10, стр. 119–214. 1871 44 . Восток христианский. 1. Просопография церковная, 2. Живопись церковная. Перевел с новогреческого. Труды киевск. дух. акад. 1871 г. 4, стр. 105–112 (и отдельно). 45 . История Афона. Труды киевск. дух. акад. 1871 г. 6, стр. 573–686; стр. 333–429, 9, стр. 445–483, 11, стр. 162–274, 1872 г. 6, стр. 393–451, 1873 г. 1, стр. 3–56, 2, стр. 155–213, 4, стр. 443–492, 6, стр. 1–56, – и отдельно: Восток христианский. История. Ч. 1-я. Афон языческий. Киев 1874; ч. II. Афон христианский, мирской. Киев. 1871; ч. III. Афон монашеский (до 1860 г.). Киев. 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Среди его работ, опубликованных в изданиях ОЛДП,- «О древне-русских певческих нотациях» (Там же. 1901. Вып. 145) и «О ближайших практических задачах и научных разыскиваниях в области русской церковно-певческой археологии» (Там же. 1904. Вып. 151). Ок. 7 лет Смоленский работал над текстом «Мусикии» И. Т. Коренева , подготовил к изданию «Мусикийскую грамматику» Н. П. Дилецкого (опубл. посмертно в 1910 на средства гр. С. Д. Шереметева). В 1906 г. Смоленский организовал 1-ю научную музыкально-археографическую экспедицию на Афон при поддержке ОЛДП и финансовой помощи гр. Шереметева (участники - Смоленский, А. В. Преображенский , П. А. Лавров, А. Н. Николов). В фотокопировании и выявлении рукописей большую поддержку экспедиции оказал библиотекарь Пантелеимонова монастыря о. Матфей, к-рый ради этого нарушил свое 5-летнее отшельничество в келье. Было сделано свыше 2 тыс. фотокопий из 7 рукописей Лаврской б-ки, кодексов Андреевского скита, Кутлумушского, Иверского, Ватопедского и Эсфигменского мон-рей. В Пантелеимоновом монастыре было скопировано 39 листов Евангелий VIII-XII вв. Альбомы фотоснимков, отложившиеся в архиве ОЛДП, представляют обширный комплекс богослужебных текстов, различные формы палеовизант. нотации («шартрской», «коаленской», «есфигменской» и «андреевской»), включая рукописи с экфонетическими знаками. К наст. времени в фонде ОЛДП в НИОР РНБ сохранились 9 альбомов и негативы (общее число негативов и фотоснимков - 1314; РНБ ОР. Ф. 536. Оп. 3. Д. 509-550), часть фотоматериалов находится в НИОР РНБ (Ф. 1175), РГИА (Ф. 1119) и РИИИ (Ф. 2). Смоленский и Преображенский занимались составлением сводного указателя греческих и древнерусских песнопений (не завершен, неопубл.), ставшего 1-м исследованием по сопоставительному изучению корпуса певч. книг и памятей византийского и древнерусского певческого круга. После смерти Смоленского Преображенский продолжил его работу по отделу. Неоднократно в археографические экспедиции на Афон ездил чл.-кор. ОЛДП (с дек. 1908) А. А. Дмитриевский , часть собранной коллекции фотоснимков к-рого хранится в фонде ОЛДП (РНБ ОР.

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Писание, разъясняли особенности церковных служб, таинств и обрядов, рассказывали о содержании церковных праздников, а также излагали Жития святых с выводами нравственного характера. Практиковалось общенародное пение, происходила раздача еженедельника «Воскресные беседы». ОЛДП выпускало ряд периодических изданий. В 1863-1894 гг. и 1910 - марте 1917 г. издавался ж. «Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения» (с 1872 - «Чтения в обществе любителей духовного просвещения»; до 1871 представлял собой выходивший нерегулярно сборник статей; в 1871-1894 и 1910-1913 - ежемесячный, с 1914 - 4 выпуска в год). В 1867-1905 гг. ОЛДП издавало еженедельник «Воскресные беседы»; в 1869 - сер. 1906 г. и в нач. 1917 - сент. 1918 г.- «Московские епархиальные ведомости» (в 1880 - апр. 1917 и янв.- сент. 1918 - «Московские церковные ведомости», в мае-дек. 1917 - «Московский церковный голос»). Среди книжных изданий ОЛДП нужно выделить монументальный труд «Правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец с толкованиями» (1876; инициатива издания принадлежала председателю ОЛДП прот. И. Н. Рождественскому; переводы изданы под ред. проф. МДА А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)) и профессора Московского ун-та А. С. Павлова ; в подготовке издания принимали участие прот. М. И. Богословский, священники М. С. Боголюбский и И. Н. Никольский, прот. А. В. Горский и др.). К 100-летию со дня рождения митр. Филарета (Дроздова) ОЛДП издало 2-томный сборник, посвященный святителю (1883), в 1-м томе к-рого были помещены материалы из дел архива Московской ДС и указы Синода за время пребывания митрополита на Московской кафедре (1821-1867) с его полными резолюциями почти по каждому делу; 2-й том содержал статьи о святителе. В 1872 г. члены ОЛДП участвовали в работе Политехнической выставки, в ее педагогическом разделе, занимавшемся разработкой преподавания Закона Божия. Члены ОЛДП были депутатами почти всех археологических съездов . В 1905-1908 гг., во время т.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

н. Московской церковной революции, в обществе возникли нестроения. В результате одни подразделения ОЛДП (напр., Законоучительский отдел и Отдел публичных богословских чтений) нек-рое время не действовали, другие (в особенности Церковно-археологический отдел и Комитет внебогослужебных собеседований) продолжали плодотворно функционировать. Проект фасада Московского епархиального дома. 1901–1902 гг. Архитекторы П. А. Виноградов, Г. К. Олтаржевский. Фото: prihozhanin.msdm.ru Проект фасада Московского епархиального дома. 1901–1902 гг. Архитекторы П. А. Виноградов, Г. К. Олтаржевский. Фото: prihozhanin.msdm.ru Деятельность ОЛДП стала угасать в связи с началом первой мировой войны. Часть помещений об-ва была отведена под госпиталь с авг. 1915 до весны 1917 г. (РГБ ОР. Ф. 206. Коробка 13. Д. 1. Л. 83, 97). В Епархиальном доме, где располагались подразделения ОЛДП, заседал Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в связи с чем собрания нек-рых отделов ОЛДП проходили на квартирах сотрудников, а б-ка временно была открыта только для депутатов Собора (Моск. церк. голос. 1917. 25. С. 1). Деятельность ОЛДП после революционных потрясений 1917 г. продолжала сворачиваться. В янв. 1918 г. представитель об-ва (как владельца крупной б-ки и Церковно-археологического музея) получил место в Комиссии охраны памятников старины (Моск. ЦВед. 1918. 4. С. 5). К нач. 1918 г. еще функционировали Епархиальная б-ка и Церковно-археологический отдел (прекратил существование в 1918); по всей видимости, действовали музей, Комитет внебогослужебных собеседований и Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины. Точное время прекращения деятельности нек-рых из этих подразделений, как и самого ОЛДП, установить не удалось. В кон. дек. 1918 г. Епархиальный дом был реквизирован хозяйственным отделом Моссовета ( Щеглов Г. Э. С. Г. Рункевич (1867-1924): Жизнь и служение на переломе эпох. Мн., 2008. С. 336). Между тем ОЛДП функционировало еще в янв. 1919 г. (зафиксирована уплата членских взносов, см.: РГБ ОР.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

На девство, т. о., смотрели не как на заповедь, а как на обет, как на дело свободной воли, к-рое человек мог взять на себя и мог не брать, но взявши, непременно должен был хранить ради Царства Небесного. Как обет, избираемый добровольно, девство в силу этого считалось подвигом высшим, ему даже приписывалось 2-е место после мученичества. В первые века христианства состояние христ. общества вполне гармонировало с запросами духовной природы его членов. Живое предание о Христе, Его жизни и делах, живая проповедь апостолов, соединенная с воплощением ее в жизни, молитвенность апостолов, особенно молитвенность св. Иакова, брата Господня, девство возлюбленного ученика Христова Иоанна, девство ап. Павла, безбрачие учеников его Тимофея и Тита, нестяжательность апостолов, имеющих при себе лишь необходимое, и т. п.- все это вызывало воодушевление, к-рое имело результатом выбор аскетического подвига как господства духа над плотью ради единения со Христом. Аскетами назывались тогда великие молитвенники, постники, нестяжатели, девственники - лица, осуществляющие в своей жизни тот или иной подвиг. А. воспринимался как обет, а не как заповедь, соответственно и лица, следовавшие ему, назывались «избраннейшими из избранных» (Clem. Alex. Quis dives salvetur. 36). Характерно для А. этого времени, что следовавшие ему оставались жить в гражданском обществе: рим. законы против безбрачия и подозрительное отношение к уединенным обществам служили препятствием для подвига отшельнического, если девственники и девственницы и составляли при церквах нек-рого рода союзы, то это было тайной для рим. правительства. 2-я пол. III в. Прп. Павел Фивейский. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП F6. Л. 140 об. 1397 г.) Прп. Павел Фивейский. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП F6. Л. 140 об. 1397 г.) Со времени гонения Деция , характеризуется появлением А. в форме отшельничества, или анахоретства, еремитства. Христ. общество, испытавшее потрясения, не было столь сплоченным, как в предыдущий период.

http://pravenc.ru/text/76618.html

П. Барсуковым и приобретен гр. С. Д. Шереметевым для ОЛДП. На протяжении всего этого времени состав подлинника соответствовал его совр. виду (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88, XVII в., форзац). Изъятие из подлинника гравюр и разрушение его блока, а вместе с тем и композиции, задуманной Н. С., произошло до покупки подлинника Готье. Переписка Ровинского (в составе коллекции к-рого ныне находятся гравюры из Сийского подлинника) с А. Е. Викторовым (РГБ ОР. Ф. 51. Карт. 11. 42; Карт. 21. 2, 19) свидетельствует о том, что рус. гравюры Ушакова, Бунина (в т. ч. лицевые святцы, находящиеся также в составе Толкового Сийского подлинника), Трухменского и др. были приобретены Ровинским в марте 1872 г. для своей коллекции у Дурова. Гравюры были описаны Ровинским в его сочинениях без указания происхождения ( Хромов. 2006). Бытование подлинника определило его совр. состав. Атрибуция Сийского подлинника Н. С. проводится на основании его авторских помет. Нек-рые надписи отражают процесс собирания образцов: «Кондаков Василий дал мне Васке М[амонтову] Уваровых образ сей», «Дал мне Васке Терентий Силин». Др. надписи свидетельствуют о том, что сам составитель исполнял рисунки для подлинника: «Снимок Василия Мамонтова» ( Покровский. 1898. Вып. 4. С. 162-163). Ряд переводов подписан именем Василия Мамонтова: «Сей образец Васки Мамонтова Каргопольца Уваровых, по реклому Шуренги», «Сей образец Васки Мамонтова иконника Уваровых Онежанина по реклому Шуренги» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 96, 105, 106, 107, 128, 136), др. переводы подписаны именем иером. Никодима. Так, на л. 212(289) имеется надпись: «...чернец Сийскаго монастыря иеромонах многогрешный и архимандрит недостойный, прямое имя Никон» (Там же. Л. 212). Толковый Сийский иконописный подлинник (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205) и сопровождающий его альбом прорисей икон и западноевроп. гравюр (РНБ. ОЛДП. F. 88) позволяют представить высокий эстетический уровень интересов Н. С. Подлинник является образцом целенаправленного собирательства, подобно коллекции гравюр А.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010