RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91957.html 20 января 2012 Алексей Макаркин Церковь должна напоминать политикам о нравственности Источник:  Интерфакс-Религия Своим мнением о том, что является существенным в рождественском интервью патриарха Кирилла, какую роль Церковь может сыграть в нынешних политических процессах в России, в интервью " Интерфакс-Религия " поделился заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Что Вам больше всего запомнилось в рождественском интервью патриарха Кирилла? Какие моменты показались наиболее значимыми с общественной точки зрения? – Особенно значимым мне показалось то, что патриарх не занял позицию ни одной из сторон, которые появились в ходе декабрьских митингов, дискуссий, которые активно велись в Интернете. В интервью прослеживается стремление Церкви встать над конфликтом – что отнюдь не означает занять полностью отстраненную позицию от общественности. Церковь существует в обществе, это было всегда. Она стремилась выполнять умиротворяющую функцию на разных этапах российской истории. Когда-то это не удавалось, например, в 1993 году политики оказались слишком непримиримыми, чтобы церковное посредничество было эффективным. Но, по крайней мере, такое стремление присутствовало. В своем интервью патриарх как предстоятель Церкви как общественно значимый деятель выступил за диалог общества и власти, за то, чтобы, как он говорит, " протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса " и чтобы " власть воспринимала сигналы извне " . Я думаю, что это важно и справедливо. С одной стороны, как выразился Святейший, Россия исчерпала лимит на революцию. Хотя я с этой формулировкой не совсем согласен. Не думаю, что вообще в какой-то стране есть лимит на революции. Революция – это всегда потрясение, это слом человеческой сути и желательно ее вообще избежать. С другой стороны, я бы обратил внимание на важные слова патриарха, которые формально относятся не к нашему времени, а к совершенно другому историческому периоду – началу ХХ века. Речь об инициативе графа Витте по " использованию системы православных приходов для реформирования России " и о том, как эта инициатива была поддержана священноначалием в лице тогдашнего Петербургского митрополита Антония (Вадковского), а впоследствии сорвана наиболее реакционными государственными кругами. Этот пример показывает: ответственность за волнения в обществе несут не только безалаберные революционеры, но и власть, которая несвоевременно, неадекватно реагирует на запросы людей, не готова сформулировать идею.

http://religare.ru/2_91957_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Алексей Макаркин Церковь должна напоминать политикам о нравственности Источник:  Интерфакс-Религия Своим мнением о том, что является существенным в рождественском интервью патриарха Кирилла, какую роль Церковь может сыграть в нынешних политических процессах в России, в интервью " Интерфакс-Религия " поделился заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Что Вам больше всего запомнилось в рождественском интервью патриарха Кирилла? Какие моменты показались наиболее значимыми с общественной точки зрения? – Особенно значимым мне показалось то, что патриарх не занял позицию ни одной из сторон, которые появились в ходе декабрьских митингов, дискуссий, которые активно велись в Интернете. В интервью прослеживается стремление Церкви встать над конфликтом – что отнюдь не означает занять полностью отстраненную позицию от общественности. Церковь существует в обществе, это было всегда. Она стремилась выполнять умиротворяющую функцию на разных этапах российской истории. Когда-то это не удавалось, например, в 1993 году политики оказались слишком непримиримыми, чтобы церковное посредничество было эффективным. Но, по крайней мере, такое стремление присутствовало. В своем интервью патриарх как предстоятель Церкви как общественно значимый деятель выступил за диалог общества и власти, за то, чтобы, как он говорит, " протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса " и чтобы " власть воспринимала сигналы извне " . Я думаю, что это важно и справедливо. С одной стороны, как выразился Святейший, Россия исчерпала лимит на революцию. Хотя я с этой формулировкой не совсем согласен. Не думаю, что вообще в какой-то стране есть лимит на революции. Революция – это всегда потрясение, это слом человеческой сути и желательно ее вообще избежать. С другой стороны, я бы обратил внимание на важные слова патриарха, которые формально относятся не к нашему времени, а к совершенно другому историческому периоду – началу ХХ века. Речь об инициативе графа Витте по " использованию системы православных приходов для реформирования России " и о том, как эта инициатива была поддержана священноначалием в лице тогдашнего Петербургского митрополита Антония (Вадковского), а впоследствии сорвана наиболее реакционными государственными кругами. Этот пример показывает: ответственность за волнения в обществе несут не только безалаберные революционеры, но и власть, которая несвоевременно, неадекватно реагирует на запросы людей, не готова сформулировать идею.

http://religare.ru/2_91957.html

Рождественское интервью Патриарха: О демократии, гречке, нефтедолларах и войне на Украине (+ВИДЕО) Мы состраждем украинскому народу. Мы видим, что означает война. 8 января, 2015 Мы состраждем украинскому народу. Мы видим, что означает война. В светлый праздник Рождества Христова, 7 января 2015 года, телеканал «Россия-1» показал Рождественское интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста и телеведущего, генерального директора международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрия Киселева. — Ваше Святейшество, это Рождество ваша паства в разных странах мира встречает в период испытаний. Как вести себя в переломные моменты истории – действовать или выжидать? — Для больших человеческих сообществ, для наций, государств, для человеческой цивилизации есть какие-то переломные критические моменты. А сколько таких переломных критических моментов в личной жизни человека? Давайте отталкиваться от личности, потому что, в конце концов, от человеческого сердца исходят и добро, и зло. Так вот, как мы должны встречать свой личный кризис? Мы должны сложить руки, отказаться от всякой борьбы, от всякого преодоления проблем, которые на нас обрушились? Это ведь самая опасная точка зрения и самая опасная позиция. Человек побеждает свой собственный кризис, если он работает над самим собой в первую очередь, потому что, чаще всего, наши личные кризисы опять-таки укоренены в нашей природе, в нашем сердце, в состоянии нашего ума. Я глубоко убежден в том, что в основе всякого общественного кризиса нравственное неблагополучие людей. Вот эта человеческая неправда, которая складывается и умножается на тысячи и миллионы, приводит к общественным и цивилизационным кризисам. Замечательные есть слова у апостола Павла в Послании к Ефесянам, что ведь наша брань, то есть наша борьба, не против этих вещественных и материальных факторов, а против мира держателей тьмы века сего, духов злобы поднебесной. Это, конечно, я бы сказал, метафизическая идея, превышающая всякую физическую реальность, это то, что лежит в основе любого кризиса.

http://pravmir.ru/intervyu-svyateyshego-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью Наместника и игумена Соловецкого монастыря епископа Порфирия В новом выпуске альманаха «Соловецкое море» 05.08.2021 2478 Время на чтение 13 минут Фото: http://solovki-monastyr.ru Январское интервью редколлегии альманаха «Соловецкое море» с епископом Озерским, наместником и игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Порфирием (Шутовым). – Ваше Преосвященство, дорогой владыка Порфирий! Редколлегия «Соловецкого моря» и читатели в очередном номере альманаха ждут нашей с Вами беседы. Благословите задать Вам несколько вопросов о жизни мирской и духовной. – Рад вместе с редколлегией подумать над злободневными вопросами. Вдвойне рад, что ваши читатели находят нечто для себя в наших беседах. Для меня наши традиционные встречи в начале года также стали, пожалуй, самой значительной возможностью публично высказаться по серьёзным темам. Благослови, Христос, и на сей раз нашей беседе быть содержательной! – Говорят, что после пандемии мир изменится. Есть ли у Вас личное мнение на этот счёт? Повлияла ли эпидемия на монастырскую жизнь? Меняется ли монастырская жизнь под влиянием социальных и политических событий или монастырь по определению такое место, где время остановилось? – Мир, безусловно, уже очень сильно изменился. А пандемия, вероятно, – это «новая нормальность», как нам прямо заявляют творцы нового мирового порядка. Но проблема в том, что эти беззаконные «локдауны» и резкое отдаление людей друг от друга – только начало изменений. Чёрной тучей нависла реальность небывалого социального переустройства всего мира. И все здравомыслящие и благонамеренные люди сегодня это понимают. Очень недвусмысленно наш Патриарх в рождественском интервью заявил позицию по этому вопросу. Напомню ход его мысли. Цифровизация создаёт техническую возможность поставить человеческую личность под тотальный контроль, а далее направлять поведение человека. Несогласие человека с предписанными ему правилами влечёт незамедлительное отключение от получения всяческих благ и услуг, а это прямое исполнение Откровения Иоанна Богослова о печати антихриста. Сегодня широко обсуждается новая книга бессменного президента Давосского форума Клауса Шваба, где он открыто объявляет о начале «великой перезагрузки». Его же, в партнёрстве с Линн де Ротшильд, – «совет по инклюзивному капитализму», куда вовлекли и Папу Римского Франциска. На более привычном языке всё это называется «революцией сверху». Её движущая сила – глобальный правящий класс, мировая финансовая элита. Идеология – трансгуманизм. Стратегическая цель – демонтаж национальных государств и передача управления наднациональному мировому правительству. А в социальном плане – новое кастовое общество из господ и рабов, только невиданно жёсткое и жестокое. Вследствие пронизывающей управляемости в мире не останется места политическим изменениям, как это грезилось Жаку Аттали.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/05/interv...

Приезжающие из России говорят: «Ваш Вашингтон Русью пахнет». Интервью с настоятелем собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиереем Виктором Потаповым. Многие православные христиане в США отмечают Рождество Христово по юлианскому календарю. Этой традиции придерживаются и в вашингтонском соборе святого Иоанна Предтечи, настоятелем которого с 1980 года является протоиерей Виктор Потапов. Он был активным участником процесса объединения Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, который завершился в мае 2007 года. В течение трех десятилетий отец Виктор вел на «Голосе Америки» радиопрограмму «Религия в нашей жизни». В интервью он размышляет об отношениях церкви и государства и о праздновании Рождества русскими американцами. — Отец Виктор, мы записываем это интервью накануне великого праздника — православного Рождества. Часть нашей аудитории в России хорошо помнят, как в советские времена этот праздник запрещался, и многие прихожане не имели возможности свободно приходить в храм. Сейчас в России все с точностью до наоборот. Сейчас это государственный праздник, и первые лица государства принимают участие в этом празднике. А вот как обстоят дела в Америке? — В Зарубежной Церкви, и у нас здесь в Вашингтоне, в нашем храме в частности, мы празднуем Рождество Христово по старому стилю, Юлианскому стилю, 7 января, так же, как и в России. Но м ы готовимся к этому празднику с начала декабря, вернее — с конца ноября, 28 ноября мы начинаем Рождественский пост. И все наши прихожане, которые всерьез принимают свою веру, стараются соблюдать Рождественский пост. И в течении всего поста они готовятся к кульминации этого периода года — к Рождеству Христову. На Западе празднование Рождества Христова — очень веселое, шумное, коммерческое время, когда люди думают о подарках, о елках и так далее, то есть о внешней атрибутике Рождества Христова. И мы пытаемся в наших проповедях, на уроках Закона Божьего для детей стараться убедить их, что не это самое главное, а самое главное — духовная сторона поста. Впрочем, и в Америке тоже лучшие пасторы и священники Католической Церкви тоже к этому призывают: не забывайте, братья и сестры, о том, что мы готовимся к Рождеству Спасителя, а все остальное — второстепенно и третьестепенно. Главное — духовное. Так что наш народ мы готовим, и я надеюсь, что они воспринимают наши послания и проповеди.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-rozhdestv...

Во всем мире можно стать доктром теологии, а в России нельзя ЖМП 3 март 2015 /  17 марта 2015 г. 23:00 Полумера. Что в действительности происходит с теологией? 23 января 2015 года на закрытии Международных Рождественских чтений в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки объявила о включении теологии в номенклатуру научных специальностей. При этом запрет на ученые степени по этой дисциплине сохранился. Такой формальный подход может на деле лишь закрепить дискриминацию богословия по сравнению с другими научными дисциплинами. Ректор ПСТГУ, член Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах протоиерей Владимир Воробьев рассказал журналу, почему недавно принятое ВАК РФ решение о включении теологии в номенклатуру научных специальностей вряд ли устроит Русскую Православную Церковь и другие традиционные религии России. — Отец Владимир, прокомментируйте, пожалуйста, эту резонансную новость. Значит, статус богословия как науки теперь всё же признается государством? — Действительно, на первый взгляд, мы стали свидетелями эпохального события, но давайте рассмотрим хронику событий. Председатель ВАК Владимир Филиппов, бывший министр образования, преподнес это решение как подарок Церкви по случаю Рождественских чтений. Эта новость была встречена бурными овациями и восторгом — переполненный Зал церковных соборов просто ликовал, ведь все собравшиеся знали, сколько лет и сил ушло на то, чтобы богословие наконец-то получило признание со стороны государства. Но уже на следующий день в СМИ появилось интервью Филиппова, данное агентству «Интерфакс», а позже появились аналогичные заметки в других изданиях, где председатель ВАК пояснял, что, хотя теологию и ввели в номенклатуру научных специальностей, ни кандидатскую, ни докторскую степени по теологии получить будет нельзя! И диссертационных советов по теологии тоже не будет! Всё равно придется тратить огромные усилия и порой выслушивать унизительные нравоучения некомпетентных в богословии людей, чтобы защитить теологические работы в советах по философии, истории, филологии, социологии, культурологии, педагогике, но не по теологии. А некоторые прекрасные работы, представляющие собой большую научную ценность, так и не удастся «протащить» через эти советы, члены которых зачастую не знают даже базовой богословской терминологии. В своем слове на открытии Рождественских чтений Святейший Патриарх Кирилл выразил свое недоумение по этому поводу: «Во всем мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя!» Какой смысл формального включения теологии в ВАК при сохранении запрета на защиту теологических диссертаций?! Более того, председатель ВАК сообщил, что нужно еще переработать паспорт научной специальности «теология», чтобы сделать ее внеконфессиональной. Но что может означать абсурдное словосочетание «внеконфессиональная теология», кроме того, что употребляющие его люди, видимо, не вполне понимают значения этих слов?

http://e-vestnik.ru/interviews/teologiya...

Αρχεο Интервью настоятельницы Зачатьевского монастыря игумении Иулиании «Журналу Московской Патриархии» 24 Νοεμβρου 2010 τος 17:00 Московскому Зачатьевскому ставропигиальному женскому монастырю исполнилось 650 лет. 25 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятит вновь построенный собор Рождества Пресвятой Богородицы. О восстановлении обители, археологических раскопках и новом соборе ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» Сергею Чапнину рассказывает настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) . Полная версия интервью будет опубликована в «Журнале Московской Патриархии» 12, 2010). — Мать Иулиания, давайте начнем издалека: в начале 90-х годов здесь было захолустье — вокруг старые неопрятные дома с коммунальными квартирами и пустыри. Сегодня этот район называют «золотой милей». Пройдешься по переулкам вокруг монастыря и не понимаешь, в Москве ты или где-то в Европе. Когда Вы начали возрождать монастырь, можно ли было представить, что это место так преобразится? — Было такое ощущение, но не вполне определенное. Когда мы начинали восстановление обители, Господь, вероятно, покрывал нас Своей благодатью, и все казалось нам просто, мы не думали и не предполагали, с какими трудностями придется нам столкнуться. Мы ходили по территории будущего монастыря восторженные, радостные и говорили: «Здесь у нас будет собор...» В этом году на Введение во храм Пресвятой Богородицы будет 20 лет, как в первый раз я вступила на территорию обители. Мы пришли сюда с нашим старшим священником, тогда еще протодиаконом, Николаем Важновым и со старостой храма Ильи Пророка, что в Обыденском переулке , Виктором Ивановичем Горячевым договариваться о проведении первой Рождественской елки для детей из Обыденского храма. На месте собора стояло типовое здание школы, сохранился монастырский надвратный храм, а все остальное, что осталось, мало напоминало монастырь. С того дня все и началось. — Вы сразу решили восстанавливать обитель? — Конечно, желание восстановить здесь монастырь было, но я боялась об этом говорить вслух, настолько эта мысль была сокровенной.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4522697...

Интервью Патриарха: О Рождестве, митингах, переформатировании приходов и тех, кто кошмарит человека (Полная версия) 8 января, 2012. Святейший Патриарх Кирилл В праздник Рождества Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы корреспондентам телеканала Россия-1. В праздник Рождеств а Святейший Патриарх Кирил л ответил на вопросы корреспондента телеканала Россия-1 Евгения Ревенко. Евгений Ревенко: — Ваше Святейшество, добрый день. Уже традиционное Рождественское интервью нашему телеканалу. В этот светлый праздник Рождества Христова в начале нового 2012 года думаю было бы уместно попросить Вас подвести итоги года ушедшего. Что было главным для Вас, для Церкви, для общества, какое событие Вы могли бы поставить на первое место, что стало определяющим? Святейший Патриарх Кирилл: — Это трудный вопрос, потому что на него нет объективного ответа. Каждый человек смотрит со своей точки зрения. А человеческая точка зрения, конечно, не соответствует взгляду Бога на человеческую историю. И поэтому только по прошествии времени, когда более контрастной становится картина, когда уходят полутени и серая краска исчезает, когда видно, где добро, а где зло, тогда люди дают более трезвые оценки происшедшему. Поэтому и мой взгляд на нынешний год будет, конечно, субъективным. И тоже с моей точки зрения. Но я бы хотел сказать, может быть, вот о чем. Было много важных событий в политике, в экономике, в социальной жизни. Было много положительного и было то, что очень разочаровывало людей. Но если взглянуть все это на с религиозной точки зрения, то все эти события отражают некую динамику жизни. И вот эта динамика жизни заставляет меня лично о многом задуматься. Что происходит с современным человеком? Мы реально становимся лучше? У кого-то есть ощущение, что мы, как народ, как личности, как семьи, что мы становимся лучше, крепче, сильнее, разумней? Мы с легкостью используем современные технологии, у нас возникает чувство всемогущества. У одних людей от того, что у них слишком много денег, у других – потому что они прекрасно овладели компьютерными технологиями и делают то, чего не могли делать в прошлом. А на самом деле это является могуществом или нет? От того, что мы называем ценностью, вот и зависит расстановка событий по шкале.

http://pravmir.ru/intervyu-patriarxa-o-r...

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла: Церковь мало что может. Христос может всё 7 января, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста и телеведущего, генерального директора российского международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрия Киселева. 7 января 2014 года на телеканале «Россия» состоялся показ Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста и телеведущего, генерального директора российского международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрия Киселева. — Ваше Святейшество, мы беседуем в праздник Рождества Христова. Для большинства людей это семейное торжество и конечно детское. Можете ли вы вспомнить свои мечты и пожелания, связанные с этим семейным и детским праздником? Патриарх Кирилл: Тяжело вспомнить мечты и пожелания. Конечно, видимо  что-то было, как у каждого ребенка, да и у каждого взрослого человека с Рождеством, с Новым годом связаны какие-то мысли о будущем. Но вообще такое общее мечтание, которое поглощало моё детское сознание, было связано со служением Церкви. Я не помню себя ни в каком возрасте, когда бы я не хотел стать священником. И поэтому праздник Рождества, в контексте вот этой мечты имел очень большое значение. Я вообще с большим теплом вспоминаю свой опыт церковной жизни в детстве. Меня всё привлекало: меня привлекало мерцание лампад, даже рано утром за ранней литургией, запах ладана, песнопения. Но в какие-то моменты особенно чувствовалась детским сердцем Божественная благодать. И я не могу забыть одного Рождества, не помню точно, в каком году было. Я пришел с таким подъемом после вечернего богослужения, а в Ленинграде тогдашнем, по петербуржской традиции, совершалось богослужение утром и вечером, ночных богослужений не было, и вот вернувшись после этого богослужения, я испытывал такой духовный подъем, что сел и написал стихотворение. Я не буду вам сейчас его цитировать, но это, пожалуй, единственное стихотворение, которое я написал в своей жизни.

http://pravmir.ru/intervyu-svyatejshego-...

поиск:   разделы   рассылка Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу " Россия " Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 7 января 2018 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале " Россия 1 " состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста и телеведущего, генерального директора международного информационного агентства " Россия сегодня " Дмитрия Киселева. – Ваше Святейшество, на планете не то что не спокойно, а такое впечатление, что мир сходит с ума. В этих условиях Ваше слово всегда было вдохновляющим, поэтому хочу поделиться с Вами одним своим соображением: Россия будет жива до тех пор, пока сохранит свое своеобразие. В какой степени это так? Если да, то в чем своеобразие России сегодня? – Конечно, у каждого человека есть своеобразие, нет двух одинаковых людей, и у каждой страны тоже есть некое своеобразие. Наверное, этот фактор формируется под влиянием различных обстоятельств, – если говорить о России, то это размеры страны, климат, история и так далее. Но есть нечто такое, что лежит в основе мотивации абсолютного большинства наших людей, если они прислушиваются к внутреннему голосу, который мы называем совестью. Думаю, своеобразие во многом определяется тем, что Россия совестливая, хоть это иногда создавало проблемы для нашей страны. Приведу некоторые очень яркие, известные примеры того, как совестливость брала верх над прагматизмом. Крымская война, защита Православия на Святой земле, Николай I. Кто-нибудь из наших слушателей скажет: " Да, но это была геополитическая программа " . Но не геополитические идеи вдохновляли людей защищать святыни и защищать православных на Святой земле, а совесть. А балканские войны при Александре II? Тысячи и тысячи простых русских людей пошли воевать за братьев-славян, а вместе с ними и генералы, и члены царской семьи, – это что, только прагматизм? Да разве ради прагматизма человек способен умереть? Никогда в жизни! Это движение навстречу опасности, ради того, чтобы защитить, – тоже от голоса совести. А Николай II и начало Первой мировой войны, когда мы заступились за сербских братьев? Кто-то также может сказать " прагматизм " . Но разве люди пошли бы воевать, если бы это был только прагматизм? Так вот, в истории России эта совестливость просматривается очень ясно.

http://religare.ru/2_114760.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010