ч. от количества зависимых (клиентов). Существовало 2 вида клиентской зависимости (céilsine) - свободная и несвободная, клиенту (céile) предоставлялись скот, земля или др. имущество, которые должны были быть постепенно возвращены. Известно о свободных (bóaire) и полусвободных (fuidir) крестьянах. На самых низких ступенях общества стояли крестьяне, прикрепленные к земле (senchléithe), и рабы (mug). Высокое положение в ирл. средневек. обществе занимали поэты - филиды (file, мн. ч. filed) и др. представители «благородных» профессий. Статус поэта определялся его профессиональной квалификацией (поэт высшего класса (оллам) по статусу был равен правителю). Друиды (ирл. drui, лат. magus) после распространения христианства утратили влияние в ирл. обществе, хотя упоминания о них в источниках встречаются. Распространение христианства. Церковное устройство Родословие Христа в Евангелии от Луки. Книга из Келлса. Кон. VIIIнач. IX в. (Dublin. Trinity College Library. A. I (58). Fol. 200r) Родословие Христа в Евангелии от Луки. Книга из Келлса. Кон. VIIIнач. IX в. (Dublin. Trinity College Library. A. I (58). Fol. 200r) В V в. благодаря контактам с рим. Британией в И. проникли сведения о христианстве, появились христианские общины. Об этом свидетельствует наличие в ирл. языке древних заимствований церковной лексики, пришедших из устной речи (ирл. cruimther - от лат. presbyter; ирл. Casc - от лат. Pascha). Согласно «Хронике» Проспера Аквитанского (сер. V в.), в 431 г. к «ирландцам, верующим во Христа» (ad Scottos in Christum credentes - Prosper. Chron.//MGH. AA. T. 9. P. 473) был направлен еп. Палладий . В соч. «Против Собеседника» (Contra Collatorem) (432) Проспер утверждал, что папа Римский св. Келестин I «варварский остров» (т. е. И.) сделал христианским, направив туда епископа ( Prosper. Contr. Collat.//PL. 51. Col. 271). В средневек. ирл. традиции сведения о еп. Палладии немногочисленны, его деятельность представлена как неудачная. Однако к успехам ирл. миссии Палладия могут относиться слова свт.

http://pravenc.ru/text/674067.html

В 1349 г. кор. Эдуард III разрешил ему совершать любые действия, предусмотренные статусом митрополита и примаса Ирландии. Архиепископ на 3 дня вступил в Д. и повелел во всеуслышание объявить о правах и привилегиях кафедры Арма, подтвержденных папскими буллами. Однако после рукоположения на кафедру Д. архиеп. Иоанна IV (Джона де Сент-Пола; 1349-1362), личного друга англ. кор. Эдуарда III, королевские указы в пользу Арма были аннулированы. Архиеп. Иоанн получил новые указы, подтверждавшие независимость Д. от Арма. В 1533 г. возобновился спор с архиеп-ством Арма (архиепископ Д. утверждал, что видел в регистре Римского папы Иннокентия IV постановление о том, что архиепископ Арма является примасом всей Ирландии, но архиепископ Д. имеет право носить титул примаса Ирландии, подобно архиепископам Кентербери и Йорка). Ист.: «Crede Mihi»: The Most Ancient Register Book of the Archbishops of Dublin before the Reformation/Ed. J. T. Gilbert. Dublin, 1897; Registrum prioratus omnium Sanctorum juxta Dublin/Ed. R. Butler. Dublin, 1845; Chartularies of St. Mary " s Abbey, Dublin/Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. 2 vol.; Calendar of Archbp. Allen " s Register: C. 1172-1534/Ed. C. McNeill. Dublin, 1950; Repertorium Novum//Diocesan Hist. Record. Dublin, 1955. Vol. 1. N 1; 1956. N 2; Ussher J. Veterum Epistolarum Hibernicarum Sylloge//The Whole Works of the Most Rev. J. Ussher/Ed. C. R. Elrington. Dublin, 1847. Vol. 4. P. 383-572. Лит.: Ware J. The Whole Works/Ed. W. Harris. Dublin, 1739. Vol. 1. P. 299-378; Cotton H. Fasti Ecclesiae Hibernicae. Dublin, 1848. T. 2. P. 1-221; 1860. T. 5. P. 77-141; Archdall M. Monasticon Hibernicum/Ed. P. F. Moran. Dublin, 1873. Vol. 1. P. 293-336; Ronan M. V. Union of the Dioceses of Glendaloch and Dublin in 1216//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Dublin, 1930. Vol. 60. P. 56-72; Gwynn A. Henry of London, Archbishop of Dublin//Studies: An Irish Quarterly Rev. Dublin, 1949. Vol. 38. P. 295-306, 389-402. Тринити-колледж (основан в 1590). 1752-1759 гг.

http://pravenc.ru/text/180517.html

Король Генрих VIII-й, Magdalen college. Внлльям Вайнфлит, первый член Мэртон-колледжа н поеле еп. Винчестерский. New college. Вилл. Викгэм, еп. Винчестерский. Merton college. Вальтер Мэртон, еп. Рочестерский. All soules college. Генр. Чайчли, арх. Кентерберийский. Corpus Christi college. Рич. Фокс, еп. Винчестерский. Lincolne college. Рич. Флеминг, еп. Линкольнский. Auriell college. Адам Браун, милостынник Эдуарда II-ro. Queenes college. Эгльсфильд, каиелланъ жены Эдуарда III-ro. Balioll college. Джон Бальолль, кор. Шотландский. S. Iohns college. Сэр Том. Вайт, иайтъ. Trinitie college. Сэр Том. Поуп, найтъ. Excester college. Вальтер Стэйнльтон, еп. Экзетерский. Brasen nose. Вильям Смит, епископ Линкольнский. Universitie college. Вильям, архидиакон Дурсайнский. Glocester college. Джон Джиффорд. S. Marie college. Iesus college. Гуго аи-Райс, доктор права. Свое описание двух важнейших университетов Англии Гаррисон оканчивает выражением желания, чтобы им предоставлено было право оказывать влияние на замещение церковных должностей. По его проекту, если сделается вакантною какая-либо бенефиция, патрон её должен уведомить о том местного епархиального епископа, а епископ посылает уведомление патрона какому-либо из университетов. Получив такое уведомление, корпорация университета поручает вице-канцлеру и нескольким его ассистентам позаботиться о назначении подходящего человека, который, по их мнению, способен был бы запять открывшееся место. Если бы такой порядок был усвоен, говорит Гаррисон, церковь имела бы добрых пастырей, которые трудились бы во славу Божию, университеты не имели бы недостатка в воспитанниках симония многих патронов уничтожилась бы сама собою, и народ с большим успехом воспитывался бы в повиновении Богу и государю. В Лондонском университете студенческие общежития, т.е. то, что в Оксфорде и Кембридже называется колледжами, носят наименование «Inns». Этих иннов там насчитывается двенадцать, a именно: Sergeants Inn, Furnivals Inn, Graies Inn, Cliffords Inn, The Temple.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Не случайно; 1907), к-рый предписывал воспитывать детей от смешанных браков в католичестве. В 1972 г. была закрыта певч. школа при соборе Св. Троицы. В 80-х гг. примыкающее к собору здание Генерального синода Церкви Ирландии перестало использоваться по назначению и было продано городу (в наст. время музей и выставочный зал). С 2002 г. «архиепископом Дублина, епископом Глендалоха, примасом Ирландии и митрополитом» является Дж. Нил, бывш. председатель ирл. Комитета по рукоположению женщин (1988-1991), выступавший за посвящение женщин в пресвитеры. Во 2-й пол. XX в. оформилась совр. структура Церкви Ирландии. В церковную провинцию Д. входят объединенные еп-ства, расположенные в Республике Ирландии: Мит и Килдэр (с 1976); Кашел и Оссори; Корк, Клойн и Росс; Лимерик, Киллало и Ардферт. В нач. XXI в. наблюдается увеличение числа членов Церкви Ирландии, преимущественно за счет иммиграции из Африки. В городах прослеживается тенденция к переходу из католичества в протестантизм (в Д. проживает ок. 12 тыс. членов Церкви Ирландии - 2,47% населения города). Ист.: Archbp. Bulkeley " s Visitation of Dublin, 1630/Ed. M. V. Ronan//Archivium Hibernicum. Dublin, 1941. Vol. 8. P. 56-98; A Great Archbishop of Dublin, William King, D. D.: 1650-1729: His Autobiography, Family, and a Selection from His Correspondence/Ed. C. S. King. L., 1906; Erck J. C. An Account of the Ecclesiastical Establishment Subsisting in Ireland. Dublin, 1830. Лит.: Maxwell C. A History of Trinity College, Dublin: 1591-1892. Dublin, 1946; Wheeler H. A., Craig M. J. The Dublin City Churches of the Church of Ireland. Dublin, 1948; Brynn E. P. A Political History of the Church of Ireland: 1800-1841. Dublin, 1968; Whiteside L. George Otto Simms: A Biogr. Gerrards Cross, 1990; Jones V. A. Recruitment and Formation of Students into the Church of Ireland Training College: 1922-1961. Dublin, 1990; Hurley M. George Otto Simms: 1910-1991//Studies. Dublin, 1992. Vol. 81. N 322. P. 212-216; Armstrong R. M. Protestant Ireland and the English Parliament: 1641-1647.

http://pravenc.ru/text/180517.html

1992. P. 269). Особой грамотой предписывалось больше не выбирать в Глендалохе нового епископа, после смерти действующего иерарха кафедра должна была перейти под контроль архиепископа Д. Однако после смерти еп. Глендалоха Маэл-Каланна О " Клеркена на его место был избран новый епископ - Макробий (ирл. имя неизв.). В 1213 г. была издана новая грамота, в к-рой архиепископу Д. разрешалось распоряжаться кафедрой Глендалох в период отсутствия епископа и самостоятельно назначать нового иерарха. Конфликт с кафедральным капитулом Д. побудил архиепископа построить новый соборный храм. На месте древней ц. св. Патрикия, располагавшейся за чертой города, был воздвигнут собор, освященный в 1192 г. в честь «Бога, блаженной Девы Марии и св. Патрикия». Рядом с ним была сооружена новая архиепископская резиденция (Дворец Св. Гроба). При архиеп. Иоанне был основан ряд новых мон-рей, наиболее значительные среди них - муж. мон-рь св. Вульфстана на р. Лиффи, жен. мон-рь Пресв. Богородицы (Грас Дьё) близ Сорда (ок. 1190). Ист.: The Annals of Ulster: To AD 1131/Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983; Annala Rioghachta Eireann: Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters/Ed. J. O " Donovan. Dublin, 19903. 8 vol.; The Writings of Bishop Patrick: 1074-1084/Ed. A. Gwynn. Dublin, 1955; Eadmerus. Historia novorum in Anglia/Ed. M. Rule. L., 1884. P. 73-74, 297-298; Vie et miracles de S. Laurent, archevêque de Dublin/Éd. Ch. Plummer//AnBoll. 1914. Vol. 33. P. 151-186; The Book of Obits and Martyrology of the Cathedral Church of the Holy Trinity, Commonly Called Christ Church, Dublin/Ed. J. C. Crosthwaite. Dublin, 1844; Gwynn A. Provincial and Diocesan Decrees of the Diocese of Dublin during the Anglo-Norman Period//Archivium Hibernicum. Dublin, 1944. Vol. 11. P. 31-117. Лит.: Cotton H. Fasti Ecclesiae Hibernicae. Dublin, 1848. T. 2. P. 1-221; 1860. T. 5. P. 77-141; Butler W. The Cathedral Church of the Holy Trinity, Dublin. L., 1901; O " Doherty J. F. Laurentius von Dublin u. das irische Normannentum: Diss.

http://pravenc.ru/text/180517.html

J. North West Ulster: The Counties of Londonderry, Donegal, Fermanagh and Tyrone. Harmondsworth, 1979; Lober R. A Biographical Dictionary of Architects in Ireland, 1600-1720. L., 1981; Craig M. The Architecture of Ireland: From the Earliest Times to 1880. L., 1982; Richardson D. S. Gothic Revival in Ireland. N. Y., 1983. 2 vol.; Werner M. Insular Art: An Annotated Bibliography. Boston, 1984; Rae E. C. Architecture and Sculpture, 1169-1603//A New History of Ireland. Oxf., 1987. Vol. 2: Medieval Ireland, 1169-1534. P. 737-779; Horn W. W., Marshall J. W., Rourke G. D. The Forgotten Hermitage of Skellig Michael. Berkeley, 1990; McMahon M. Medieval Church Sites of North Dublin. Dublin, 1991; Galloway P. The Cathedrals of Ireland. Belfast, 1992; Swinfen A. The Forgotten Stones. Dublin, 1992; Wallace P. F. The Viking Age Buildings of Dublin. Dublin, 1992. Vol. 1. Pt. 1-2; Manning C. Clonmacnoise. Dublin, 1994; idem. Early Irish Monasteries. Dublin, 1995; idem. References to Church Buildings in the Annals//Seanchas: Studies in Early and Medieval Archaeology, History and Literature in Honour of F. J. Byrne/Ed. A. P. Smyth. Dublin, 1999. P. 37-52; O " Keeffe T. Lismore and Cashel: Reflections on the Beginnings of Romanesque Architecture in Munster//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1994. Vol. 124. P. 118-152; idem. The Romanesque Portal at Clonfert Cathedral and Its Iconography//From the Isles of the North: Early Medieval Art in Ireland and Britain/Ed. C. Bourke. Belfast, 1995. P. 261-269; idem. Romanesque as Metaphor: Architecture and Reform in Early 12th Cent. Ireland//Seanchas: Studies in Early and Medieval Archaeology. 1999. P. 313-322; idem. Romanesque Ireland: Architecture and Ideology in the 12th Cent. Dublin, 2003; idem. Ireland " s Round Towers. Stroud, 2004; Studies in Insular Art and Archaeology/Ed. C. E. Karkov, R. T. Farrell. Oxf. (Ohio), 1991. (American Early Medieval Studies; 1); Berger R. Radiocarbon Dating of Early Medieval Irish Monuments//Proc.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Oxf., 1987. Vol. 2: Medieval Ireland, 1169–1534. P. 737–779; Horn W. W., Marshall J. W., Rourke G. D. The Forgotten Hermitage of Skellig Michael. Berkeley, 1990; McMahon M.Medieval Church Sites of North Dublin. Dublin, 1991; Galloway P.The Cathedrals of Ireland. Belfast, 1992; Swinfen A. The Forgotten Stones. Dublin, 1992; Wallace P. F.The Viking Age Buildings of Dublin. Dublin, 1992. Vol. 1. Pt. 1–2; Manning C.Clonmacnoise. Dublin, 1994; idem. Early Irish Monasteries. Dublin, 1995; idem. References to Church Buildings in the Annals//Seanchas: Studies in Early and Medieval Archaeology, History and Literature in Honour of F. J. Byrne. 1999/Ed. A. P. Smyth. P. 37–52; O’Keeffe T. Lismore and Cashel: Reflections on the Beginnings of Romanesque architecture in Munster//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1994. Vol. 124. P. 118–152; idem. The Romanesque Portal at Clonfert Cathedral and Its Iconography//From the Isles of the North: Early Medieval Art in Ireland and Britain/Ed. C. Bourke. Belfast, 1995. P. 261–269; idem. Romanesque as Metaphor: Architecture and Reform in Early 12 th Cent. Ireland//Seanchas: Studies in Early and Medieval Archaeology, History and Literature in Honour of F. J. Byrne. 1999. P. 313–322; idem. Romanesque Ireland: Architecture and Ideology in the 12 th Cent. Dublin, 2003; idem.Ireland’s Round Towers. Stroud, 2004; Studies in Insular Art and Archaeology/Ed. C. E. Karkov, R. T. Farrell. Oxf. (Ohio), 1991. (American Early Medieval Studies; 1); Berger R. Radiocarbon Dating of Early Medieval Irish Monuments//Proc. of the Royal Irish Academy. Sec. C. Dublin, 1995. Vol. 95. 159–174; Harbison P. The Biblical Iconography of Irish Romanesque Architectural Sculpture//From the Isles of the North: Early Medieval Art in Ireland and Britain. 1995. P. 271–280; idem.L " arte medievale in Irlanda. Mil., 1999; Herity M.Studies in the Layout, Building and Art in Stone of Early Irish Monasteries. L., 1995; O’Brien J., Harbison P. Ancient Ireland: From Prehistory to the Middle Ages.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

P. 1118. N 2619). Вставки литургического характера содержат 3 ирл. Евангелиария. В Книге Диммы (по имени писца Диммы, сына Нати) (Dublin. Trinity College. 59 (A IV 23), 2-я пол. VIII в., Рос-Кре (Роскрей, графство Типперэри)), Четвероевангелии небольшого формата, к-рое, как и Миссал Стоу, было помещено в реликварий, между Евангелиями от Луки и от Иоанна добавлен чин Последнего помазания и Причащения больных (Fol. 52-54). Хотя вставка датируется X-XI вв., само чинопоследование близко к Миссалу Стоу. В Книге Молинга, Евангелиарии IX в. (Dublin. Trinity College. 60 (A I 15)), помимо такого же чина Посещения больных (выписан после Евангелия от Матфея - Fol. 49v - 50) содержатся краткие богослужебные указания о некой службе, вероятно суточного круга, но без псалмов (после Евангелия от Иоанна - Fol. 94v). Издание и исследование: Lawlor H. J. Chapters on the Book of Mulling. Edinb., 1897. P. 145-166. В Книге из Дира, Евангелиарии X в. из Шотландии (Cantabr. 1911 (LI VI 32)), присутствует чин Причащения больных с рубриками на шотл. гэльском (Fol. 28v - 29r) (изд.: Stuart J. The Book of Deer. Edinb., 1869). Чин Посещения умирающих сохранился также на ирландском языке в составе Liber Flavus Fergusiorum (Dublin. RIA. 23 O 48 a - b. Vol. 1. Fol. 22v, ок. 1437-1440, из Коннахта) ( Gwynn E. J. The Manuscript (R.I.A. 476) Known as the Liber Flavus Fergusiorum//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C: Archaeology, Celtic Studies, History, Linguistics, Literature. 1906. Vol. 26. P. 15-41). Нелитургические сборники и приватные молитвословы Наиболее важным для истории К. о., но не использовавшимся за богослужением сборником является ирл. Liber Hymnorum (Книга гимнов). Она сохранилась в 2 рукописях: Dublin. Trinity College. 1441 (E.4.2), кон. XI в.; Killiney. Franciscan House of Studies. A.2, нач. XII в. (изд.: Bernard J. H., Atkinson A., ed. The Irish Liber Hymnorum. L., 1897-1898. Vol. 1-2; см. также: Bieler L. The Irish Book of Hymns: A palaeogr. study//Scriptorium. 1948. Vol. 2. P.

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

Münch., 1933; Ronan M. V. The Diocese of Dublin in its Beginnings//Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. Dublin, 1933. Vol. 42. P. 471-487; 1934. Vol. 43. P. 12-26, 137-154, 369-386, 486-509; idem. Anglo-Norman Dublin and Diocese//Ibid. 1935. Vol. 45. P. 148-164, 274-291, 485-504, 576-595; Vol. 46. P. 11-30, 154-171, 257-275, 377-393, 490-510, 577-596; 1936. Vol. 47. P. 28-44, 144-163, 459-468; Vol. 48. P. 170-193, 378-396; 1937. Vol. 49. P. 155-164; Gwynn A. Bishop Samuel of Dublin//Ibid. 1942. Vol. 60. P. 81-88; idem. The Irish Church in the 11th and 12th Cent./Ed. G. O " Brien. Dublin, 1992; McGovern A. J. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Dublin, 1995; Augustinians in Christ Church: The Canons Regular of the Cathedral Priory of Holy Trinity, Dublin/Ed. S. Kinsella. Dublin, 2000. XIII-XVI вв. После смерти архиеп. Иоанна (окт. 1212) на объединенном собрании капитулов соборов Св. Троицы и св. Патрикия на кафедру был избран англ. королевский чиновник Генрих (1212-1228), к-рый впосл. назначался юстициарием Ирландии (в 1213 и 1221). В 1215 г. архиепископ присутствовал на IV Латеранском Соборе, получил согласие папы Иннокентия III на упразднение кафедры Глендалох и присоединение ее земель к архиеп-ству Д. (1216). По возвращении в Ирландию с санкции папы Гонория III архиепископ подчинил церковь в Глендалохе дублинскому приорату Всех святых. Наделенный полномочиями папского легата, он созвал Генеральный синод (1217) для проведения в жизнь постановлений Латеранского Собора. В 1219 г. папа Гонорий III передал архиепископу права на управление еп-ством Содора и о-ва Мэн. При Генрихе в архиеп-стве появились монахи нищенствующих орденов - доминиканцы (1224), а затем и францисканцы (1231-1232). Архиеп. Генрих получил от папы Гонория III подтверждение статуса кафедрального собора св. Патрикия (1221) и в 1225 г. начал строительство нового храмового здания, что привело к конфликту с канониками собора Св. Троицы (поводом для разногласий был вопрос о том, капитул какого из 2 соборов может избирать архиепископа).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Следующий этап в развитии иллюминирования рукописей связан с усложнением их структуры и более высоким качеством декорирования - появляются полностраничные цветные иллюстрации, окончательно оформляется структура островного Четвероевангелия. Все инициалы имеют устойчивую схему, отличаясь лишь степенью разработанности и качеством исполнения. К этому периоду относятся т. н. Книга из Дарроу (Dublin. Trinity College Library. A. 4. 5. (57); кон. VII - нач. VIII в.), Эхтернахское Евангелие (Paris. Lat. 9389; кон. VII - нач. VIII в.), Линдисфарнское Евангелие (Lond. Brit. Lib. Cotton MS Nero D. IV; нач. VIII в.), Евангелие из Личфилда (Lichfield Cathedral Library. MS. 1; VIII в.) и Книга из Келлса. Во всех этих кодексах есть полностью орнаментальные, т. н. ковровые, страницы, инципиты и изображения символов евангелистов. В Евангелии из Дарроу 4 апокалиптических животных соотносятся с евангелистами иначе, чем принято в континентальной традиции (не по блж. Иерониму Стридонскому, а согласно свт. Иринею Лионскому): символом евангелиста Марка является орел, евангелиста Иоанна - лев. В Линдисфарнском Евангелии, иллюстрации к-рого представляют собой копии миниатюр Амиатинского кодекса, образы евангелистов выполнены под влиянием образца, но фигуры распластаны на плоскости, пространственная среда отсутствует, предметы обстановки превращены в орнамент. В миниатюрах Евангелия из Личфилда иногда выделяют следы коптского влияния (напр., евангелист Лука представлен со скрещенными на груди руками и 2 жезлами, подобно Осирису). В Книге из Келлса появляются переработанные и более адаптированные к островному стилю сюжетные изображения - «Взятие Христа под стражу», «Искушение Христа», «Богоматерь с Младенцем и ангелами». Здесь впервые в истории ирландской миниатюры можно видеть признаки 3-мерного восприятия изображения - одни фигуры представлены за другими, напр., за обрамлением портрета евангелиста Иоанна видна фигура Иисуса Христа, «обнимающего мир». В декор страницы, заполненной инициалом «Хи Ро Йота», включены фигуры людей, ангелов, кошки, ловящие мышей - свидетельство своеобразия ирландской изобразительности.

http://pravenc.ru/text/674067.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010