В монастыре же одном, смотря по числу братий, бывает по тридцати или сорока домов; причем три или четыре дома соединяются в отдельную общину, частию для совместного выхода на работы, частию для очередных седмичных услуг. Кто первым вступил в монастырь, тот первым садится, первым встает, первым поет псалом, первым протягивает руку за столом, прежде других причащается в церкви. Внимание у них обращается не на возраст, а на образ жизни. В кельях они не имеют ничего, кроме исатия (рогожа, служащая постелью.- Л. Л.), двух лебитонариев (это род одежды египетских монахов, не имеющей рукавов) и одного уже изношенного - для спанья или работы; имеют они также по льняному покрывалу, по два клобука, козью кожу, которую называют милотью, льняной пояс, башмаки, да посох - спутник в дороге. Больные пользуются чрезвычайным уходом и пищею, приготовленною в полном изобилии; здоровые же отличаются способностью к большому воздержанию… Братия, занимающиеся одним и тем же ремеслом, живут в одном доме и под ведением одного настоятеля; например, ткущие полотно живут вместе; приготовляющие рогожи составляют особую семью; швецы, мастера, делающие повозки, валяльщики сукон, башмачники - каждые порознь управляются своими настоятелями. По прошествии каждой недели все вообще представляют отцу монастыря отчеты в своих работах. Во главе всех монастырей стоит один главный начальник… Во дни Пасхи, исключая самых необходимых в монастыре людей, к нему собираются все, так что страсти Господни празднуют вместе до пятидесяти тысяч человек» ( Hieron. Praegatio ad Regulam Pachomii// Pachom. Praecepta. P. 5-8). Руины монашеского комплекса Келлии, Египет Руины монашеского комплекса Келлии, Египет После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать. М. распространяются через Палестину далее в Каппадокию, Армению, а также в Галлию, Испанию, Италию. От анахоретства - одного из основных видов визант. подвижничества - нужно отличать жизнь келлиотскую. Келлиотами (κελλιται) назывались монахи, жившие в келлиях, т.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

В монастыре же одном, смотря по числу братий, бывает по тридцати или сорока домов; причем три или четыре дома соединяются в отдельную общину, частью для совместного выхода на работы, частью для очередных седмичных услуг. Кто первым вступил в монастырь, тот первым садится, первым встает, первым поет псалом, первым протягивает руку за столом, прежде других причащается в церкви. Внимание у них обращается не на возраст, а на образ жизни. В кельях они не имеют ничего, кроме исатия (рогожа, служащая постелью. – А.С.), двух лебитонариев (это род одежды египетских монахов, не имеющий рукавов) и одного уже изношенного – для спанья или работы; имеют они также по льняному покрывалу, по два клобука, козью кожу, которую называют милотью, льняной пояс, башмаки да посох – спутник в дороге. Больные пользуются чрезвычайным уходом и пищей, приготовленной в полном изобилии; здоровые же отличаются способностью к большому воздержанию... Братия, занимающиеся одним и тем же ремеслом, живут в одном доме и под ведением одного настоятеля; например, ткущие полотно живут вместе; приготовляющие рогожи составляют особую семью; швецы, мастера, делающие повозки, валяльщики сукон, башмачники, каждые порознь управляются своими настоятелями. По прошествии каждой недели все вообще представляют отцу монастыря отчеты в своих работах. Во главе всех монастырей стоит один главный начальник... Во дни Пасхи, исключая самых необходимых в монастыре людей, к нему собираются все, так что Страсти Господни празднуют вместе до пятидесяти тысяч человек» 198 . Таким образом, идея строгого устава общежития, рожденная преп. Пахомием, упорядочила и регламентировала стихию иноческой жизни, ввела ее в четко определенное русло. И недаром преп. Пахомий остался в памяти своих учеников как «возвышенный толкователь воли Божией», будучи для них своего рода, «недосягаемой вершиной монашеского предания» 199 , ибо благодаря ему появилась еще одна форма иноческой жизни, позволяющая богатому содержанию ее быть более доступной для многих христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Посмотрим на Еврейскую супругу в ее незавидной доле бедности. Пред нами шалаш или лачуга с вертикальными стенами и плоскою крышей; она слеплена из глины или сделана из высушенного на солнце необожженного кирпича; в нее ведет дверь, служащая для входа как людей, так и домашнего скота, напр., осла, теленка 580 , для которых отведено место в той же лачуге; та же самая дверь, при которой обитатели лачуги проводят большую часть дня в своих домашних занятиях, служит для снабжения светом скромного жилища; только иногда в самом верху, почти под крышей, в стенах лачуги прорезаны небольшие отверстия, образующие род окошек 581 . На ровной поверхности ее крыши, образующей род нашей повети, или, выражаясь архитектурным языком, род террасы, вьется какая-то сухая и тощая трава 582 ; на этой террасе развешено только что вымытое белье, там сушатся зерны, фиги, виноград 583 . Войдем в эту лачугу. Пол земляной; сделанная из сухой травы рогожа, скромная постель, на которой бедняк отдыхает прикрываясь своим манто или покрывалом, ручная мельница – вот вся мебель этого жилища. Кредитор не может за долг отнять у Еврея ни покрывала, которым он прикрывается во время ночного покоя, ни мельницы, которая обеспечивает ему дневное пропитание 584 . Жена бедняка вертит жернов мельницы: работа трудная и богатый предоставляет ее узнику или рабу 585 . Но супруга бедняка не привела с собой служанки, и она сама одною рукою вертит тяжелый камень, а другою подбрасывает зерна ячменя 586 . Она замешивает тесто, разделяет его дает хлебам круглую форму и сажает их для печения 587 ; она приготовляет салат и цикорий, варит бобы и чечевицу, сушит плоды; из расплющенных фиг она делает род лепешек, которые она засушивает на солнце, разрезывая их потом на ломтики 588 . Когда наступает час возвращения домой супруга с поля или других внедомашних работ, она его ждет. «Пусть муж ея будет только шестобит, говорит Талмуд, она с радостию приветствует его на пороге своего жилища и садится рядом с ним; муж не больше, как полевой сторож, жена довольна и не требует от него больше» 589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Рогожа. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Рогожа. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Построена в 1838 г. Закрыта в 1937-м. Вновь действует с 1946 г. Церковь Рождества Богородицы в селе Рогоже Село Рогожа находится в 175 вер, от Петербурга и в 13 от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, в 2 верстах от Ладожского озера. Происхождение имени «Рогожа» объясняют следующим преданием: За 170 лет на месте села был бор, принадлежавший монастырю Саввы Вишерского. Для хозяйства и для сбора податей, на реке Сяси, при устье реки Валгомы, жил монах, обязанный бесплатно перевозить чрез реку Сясь. Однажды, в бурную и дождливую ночь, когда монах лежал уже на постели, он услышал голос: «перевези меня». Когда монах не хотел встать с постели, он услышал слова: «перевези, а не то я на рогоже перееду». Побуждаемый как бы повелением свыше, монах вышел из избы и увидел, что на рогоже плывет, на ту сторону реки, образ собора Пресвятой Богородицы. На другой день монах нашел там образ. В память этого-то события и построена церковь во имя собора Пресвятой Богородицы, а село названо «Рогожею». Но предание относит это событие ко временам очень недавним, но церковь существовала здесь раньше 1582 года. В писцовых книгах «Обонежской Пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 г.при описании погоста Богоявленского на Сяси, сказано: «В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке на Сяси, церковь Пречистые Богородицы без пенья». Что тут разумеется Рогожская церковь, видно из имен здешних деревень, там упоминаемых, как-то: большая и меньшая Опока, Судине, Отова, Пульницы. И что тут разумеется не Успенская в Сясьских Рядках церковь, видно из дальнейших слов того же описания: «Никольского ж Медведцкого монастыря Рядок на речке на Сяси Межутки, а в нем двадцать два двора пусты, а жили в нем крестьяне не пашенные и рыбные ловцы; разошлись от войны безвестно в девяносто в первом году». О церкви здесь не говорится, тогда как в других местах указаны не только церкви, но и места, где они стояли. Да и самое население Рядков относит свою церковь к началу 18-го столетия и, притом, не Успения, а Алексея человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=01266

Ногинск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан на месте прежнего храма во имя свт. Николая был возведен новый каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая. Тогда же сооружена двухъярусная колокольня, к которой через 20 лет надстроили еще один ярус. В 1876 г. по просьбе прихожан на месте старого храма был выстроен более просторный, новый, с теми же приделами, но он уже стал называться собором. В 1890 г. на надстроенную колокольню торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой в то время из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего в здании было 13 колоколов. В 1895 г. настоятелем назначен будущий сщмч. Константин Богородский - протоиерей Константин Алексеевич Голубев. Его честные мощи были обретены 20 ноября 1995 г. и в настоящее время почивают в Тихвинском храме города. Собор был закрыт в 1938 г., в здании размещалось сапоговаляльное производство. В 1953 г. со стороны местного исполкома были предприняты попытки сломать купол и разобрать колокольню — но храм отстояли верующие. Храм передан православной общине в 1989 г. В ноябре 1997 г., после неудачного захвата собора в 1993 г. раскольнической группой, храм окончательно возвращен Православной Церкви. Постепенно тут восстановилась приходская жизнь, были проведены большие восстановительные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами. Село Рогожа, которое находилось на месте города Ногинска и которое в XVIII веке было преобразовано в уездный город Богородск Московской губернии указом императрицы Екатерины II, с 6 марта 1930 года Богородск стал именоваться Ногинском в честь большевистского деятеля Виктора Ногина (1878-1924), впервые упоминается в духовной грамоте (завещании) Великого Московского князя Ивана Калиты, которую датируют 1339 годом. Императрица Екатерина Великая по пути во Владимир вышла из кареты на берег Клязьмы и увидела плывущую по воде икону с образом Богородицы. Императрица поняла это как знак свыше и повелела основать на этом месте город, назвать его Богородском. По второй легенде,  Екатерина II, проезжая по Владимирскому тракту, в пути была застигнута грозой. Она остановилась в одном из домов села Рогожа и обратилась с молитвою к Богородице, чтобы гроза прекратилась и она смогла продолжить свой путь. Скоро туча ушла, выглянуло солнце, умытая листва искрилась в его лучах, в воздухе разливалась благодать. «Бог родился», - произнесла императрица и в знак сего доброго события повелела на месте села учредить город, наименовать его Богородском.

http://sobory.ru/article/?object=02854

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Максимилиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Сегодня Вы совершили богослужение на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших свою горячую веру. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершил сюда свой пастырский визит. А 20 лет назад, когда совершалось перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий служил здесь всенощную, пребывал здесь, а наутро направился дальше сопровождать святые мощи и совершил Божественную литургию в Орехово-Зуеве». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону священномученика Константина Богородского с частицей мощей. Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом . В память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал Богоявленскому собору список Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки священномученика Константина Богородского с Патриаршим благословением. В XVII в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. На месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

http://patriarchia.ru/db/text/1839860.ht...

Село Рогожа находится в 175 вер. от Петербурга и в 13 от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, в 2 верстах от Ладожского озера. Происхождение имени «Рогожа» объясняют следующим преданием: За 170 лет на месте села был бор, принадлежавший монастырю Саввы Вишерского. Для хозяйства и для сбора податей, на реке Сяси, при устье реки Валгомы, жил монах, обязанный бесплатно перевозить чрез реку Сясь. Однажды, в бурную и дождливую ночь, когда монах лежал уже на постели, он услышал голос: «перевези меня». Когда монах не хотел встать с постели, он услышал слова: «перевези, а не то я на рогоже перееду». Побуждаемый как бы повелением свыше, монах вышел из избы и увидел, что на рогоже плывет, на ту сторону реки, образ собора Пресвятой Богородицы. На другой день монах нашел там образ. В память этого-то события и построена церковь во имя собора Пресвятой Богородицы, а село названо «Рогожею». Но предание относит это событие ко временам очень недавним, но церковь существовала здесь раньше 1582 года. В писцовых книгах «Обонежской Пятины, Заонежской половины, писма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 г., при описании погоста Богоявленского на Сяси, сказано: «В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке на Сяси, церковь Пречистые Богородицы без пенья». Что тут разумеется Рогожская церковь, видно из имен здешних деревень, там упоминаемых, как то: большая и меньшая Опока, Судинье, Отова, Пульницы. И что туг разумеется не Успенская в Сясьских Рядках церковь, видно из дальнейших слов того же описания: «Никольского ж Медведцкого монастыря Рядок на речке на Сяси Межутки, а в нем двадцать два двора пусты, а жили в нем крестьяне не пашенные и рыбные ловцы; разошлись от войны безвестно в девяносто в первом году». О церкви здесь не говорится, тогда как в других местах указаны не только церкви, но и места, где они стояли. Да и самое население Рядков относит свою церковь к началу 18-го столетия и, притом, не Успения, а Алексея человека Божия. Из приведенного отрывка писцовых книг видно также, что местность Рогожского и смежного с ним Успенского прихода принадлежала не Савво-Вишерскому, а Никольскому Медведскому монастырю; и вообще в погостах по Волхову, начиная с Михайловского-на Сяси, и во всех, вотчины, исключая владений Митрополита Новгородского, принадлежали местным Ладожским монастырям, а из Новгородских только Радоговскому. Нужно прибавить еще, что в описаниях погостов – Солецкого, Городищского и Вороновского, упоминаются многие монастыри Новгородские, а о Саввовишерском не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Судя по реставрированным фрагментам композиции Страшного суда, фигурам и ликам святых, роспись Воскресенского собора станет интересным памятником живописного искусства, выполненным местными, осташковскими, мастерами. По своим размерам и композиции Троицкий собор почти не отличается от Воскресенского. Однако четверик храма получил более стройные пропорции, а декор стал нарядней. В этом отразились дальнейшие изменения русской архитектуры, нарастание ее «узорочья». Наибольшие изменения претерпели завершение собора и традиционное пятиглавие. Барабаны стали чуть уже, плотнее поставлены друг к другу, кокошники на углах четверика с переломами, так, что угловые украшают сразу два фасада. Подобный прием размещения кокошников несколько раньше нашел широкое применение в церквах Москвы, Замосковья, очень быстро был подхвачен и полюбился мастерами Ярославля, повторился в Осташкове в Троицком соборе, а позже - в Торопце. Четкая плоскость верхней части фасада здания, ранее фронтально обращенная к зрителю, - нарушалась. Кокошники становились не продолжением фасада, а превращались как бы в развитый постамент для пятиглавия, непрерывным поясом обегая по периметру здание. Отсюда оставался один шаг до того, когда мастера, пытаясь придать древним формам новое, «барочное», звучание, превратят кокошники вообще в декоративные пояса, сочетающиеся с классическими формами карнизов, как, например, в церкви села Рогожа ( Рогожа. Спасо-Преображенская церковь ). Воскресенский собор был расписан во второй половине XVIII столетия местными, осташковскими, живописцами. В отличие от яркого красочного колорита росписей Воскресенского собора, где лики персонажей словно списаны мастерами с окружавших их людей, а одеяния святых празднично нарядны, живопись в Троицком соборе более сдержанна, сумеречного коричневато-охристого колорита, в котором словно выхвачены ярким светом отдельные фигуры. Живописные композиции в богатом лепном барочном обрамлении исполнены местными мастерами. Наличие богатого лепного убранства в Троицком и Воскресенском соборах и в других церквах окрестностей города свидетельствует о работе в Осташкове продолжительное время высококвалифицированных мастеров-лепщиков. Это подтверждается многочисленными архивными документами, а также тем, что осташковские лепщики были известны далеко за пределами города.

http://sobory.ru/article/?object=00100

Как правило, знакомство со святынями Богородского Благочиния и старинного текстильного городка Ногинска (Богородска) начинается с главного собора Ногинска - храма Богоявления Господня. Собор небесного голубого цвета с выделением архитектурных деталей белой колористикой, возвышающийся своей колокольней и мощной ротондой основного объёма, виден со всех окраин города. Виден он и с моста через железнодорожные пути, что возле вокзала станции г. Ногинска, куда туристы и паломники чаще всего приезжают в этот город. К храму ведёт улица Соборная, с 1911 года – улица Богоявленская, в советское время улицу назвали именем Карла Либкнехта – немецкого коммуниста. В XVII в. Рогожа была ямским селом. В ней, у переправы через Клязьму, на месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755—1767 гг. в селе Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. Святой Никола Мирликийский считается покровителем всех путешествующих по суше и по воде. От храма начиналась Малая Троицкая дорога в Троице-Сергиев монастырь, по которой шли толпы паломников к святым мощам Сергия Радонежского (город Сергиев Посад). Каждое лето на этом месте наводили «живой», т.е. временный из деревянных плотов мост или устраивали паром. Позже был построен постоянный мост, простоявший на этом месте до середины двадцатого века. В 1822—1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В середине века значительным финансовым подспорьем храму стали пожертвования от владельцев открывшегося в городе крупного текстильного предприятия промышленника А. Елагина и его сыновей. Также существенную роль в этом сыграл и богатый предприниматель – фабрикант Шибаев. Благодаря их вкладам собор был расширен, украшен богатой росписью и окружён декоративной оградой. Для размещения Богородского духовного правления был возведён особый двухэтажный корпус, выполненный в лучших архитектурных традициях того времени. В 1853 году по прошению прихожан митрополит Московский и Коломенский Иннокентий на месте храма разрешил построить новый, более просторный собор.

http://sobory.ru/article/?object=02854

Решето, Решетовы : Решето Кузьмин, крестьянин, 1571 г., Новгород; Гаврило Григорьевич Решетов, 1578 г., Москва; Филя, крестьянин, 1624 г., Курмыш [ср. Кравков] Решко , крестьянин, 1539 г., Новгород Ржавский Федор Андреевич, 1584 г., Москва Ржавый Кузьма Семенов, посадский человек, 1566 г., Устюжна Ржаединов Трофим, крестьянин, 1519 г., Суздаль Ржева Федор, пушкарь, 1585 г., Псков Ржевков Исаак, крестьянин, 1495 г., Новгород Рига Владимир Никитич Всеволож, конец XV в. Рига – 1) сарай для молотьбы хлеба, 2) беда, кара судьбы (Даль) Робота Митрофан Яковлев, слуга Кириллова монастыря, 1529 г. Ровдугин Семен Яковлевич, 1596 г., Солова Рог см. Козий Рог Рог Турий см. Турий Рог Рогаль, Рогалевы : Якут Рогаль, крестьянин, 1495 г., Новгород; Афанасий Рогалев, своеземец, 1495 г., там же Рогатый, Рогатого : Образец [см. Образец] Рогатый Бестужев [см. Безстуж], 1569 г., Ярославль; Михаил Образцов Рогатого, казнен в опричнине Рогач, Рогачевы : Федор Рогач, 1496 г., Обонежье; Иван Рогачев, земский староста, 1640 г., Белоозеро [см. Ивач] Рогволод , кн. полоцкий, конец X в. 75 Рогов Василий Данилов, 1455 г., Дмитров Рогожа, Рогожины : Рогожа Иван, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Рогожников Федор, посадский человек, 1625 г., Зарайск Рогульский Иван Михайлович, иноземец, помещик, 1627 г., Углич Рогуля : Иванец Рогуля Толстиков [см. Толстик], холоп Тучка Морозова, 1481 г.; несколько лиц, XV–XVI вв., Новгород; Рогушка Михаил Федорович Вельяминов, середина XV в. Рогулька, рогушка – ватрушка рожком Родислав Васильевич Колзаков [см. Колзак], 1550 г., Кашин Родичевы Гридя [см. Гридя] и Илья Семеновичи, 1498 г., Новгород; Семен Арефьевич, 1556 г., Кашира; Никифор и Василий Степановичи, 1603 г., Новгород [см. Злоух] Рожа Возгривая см. Возгривая Рожа Рожа Очунная см. Очунная Рожа Рожа Угреватая см. Угреватый Рожай, Рожаевы : Карпик Рожай, крестьянин, 1496 г., Обонежье; Дробыш [см. Дробыш] Семенович Рожаев, 1556 г., Кашира Рожкин Онисим, посадский человек, 1636 г., Устюг Рожок , крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Богдан Рожок, крестьянин, 1610 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010