Указатель рисунков Рис.1 Икона Б. М. в ц. Св. Марии Новеллы во Флоренции, в капелле Ручеллаи, фот. Андерсона Рис.2 Чудотворная икона Б. М. в абб. Монте-Верджине бл. Авеллино в Ю. Италии      Рис.3 Мозаическое изображение «Рождества Х-ва» в ц. St. М. del Ammiraglio (Марторана), в Палермо             Рис.4 Мозаика, работы мастерской Каваллини, в ц. Св. Марии в Транстевере, в Риме, 1290 годов        Рис.5 Фреска нач. XIV в. в ц. Св. Франциска в Ассизи, фот. Андерсона 15340. Рис.6 «Рождество Х-во» на иконе Нац. Галл. (Корсиниевской) в Риме, XIV в., фот. Алинари 27442   Рис.7 Складень греко-итальянской иконы «Материалы Η. П. Лихачева», т. LXXX, 141.) Рис.8 «Рождество Христово» – фреска собора м. Ставроникитского на Афоне, 1789 г.                Рис. 9. Икона «Рождества Христова» греко-итальянской школы (« Материалы Η. П. Лихачева». LXIII, 103) Рис. 10 Икона «Рождества Христова» в приделе Московского Благовещенского собора Рис. 11. Явление Господа М. Магдалине – тябло иконы Б. Рис. 12. Икона «Явление Господа М. Магдалине» греко- итальянской школы («Материалы», LXVI, 106) М., письма Дуччио в Сиене. Рис. 13. Икона Б. М. в соборе Старой Руссы. Рис. 14. Статуэтка Мадонны с Младенцем, держащим птичку, в Муз. Лувра, Алинари 22240. Рис. 15. Икона Б. М. письма Спинелло Аретино 1391 г. в Акад. галл. Флоренции, фот. Алинари 1620. Рис. 16. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728 Рис. 17 Снимок с оригинала Чуд. иконы «Коневской» Б.М. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. Рис. 23. Икона Б. М. «Млекопитательницы», Джиоттовской школы конца XIV в. в Нац. Галл. Рима, фот. Алинари 27444. Рис. 24. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы» в отд. Ват. Пинакотеки 280.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

священник Николай Антонов 3. Изъяснение Божественной Литургии 69. Происхождение Литургии Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий. Умывши ноги Своим Ученикам для показания им примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф. 24:26–28 ). Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Луки. 22:19 ; 1Кор. 11:24 ). (Рис. 217, 218, л. 54; 221 и 222, л. 55 и 56). Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедовали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине. В первое время образ и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями. Литургия всегда совершалась и будет совершаться до окончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Само слово Причащение (по-гречески χοινονα) или причастие, т.е. общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом. О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» ( Иоан. 6:54–56 ); о втором – в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело если мнози: вси бо от единаго тела причащаемся» ( 1Кор. 10:6–17 ). 70. Содержание Литургии Литургия носит различные названия. Первое название – Литургия – греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Св. Причащения есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, за грехи всех людей живых и умерших 74 . Так как Таинство Св. Причащения есть вместе с тем и благодарственная, хвалебная Богу жертва, а слово «благодарить» по-гречески обозначается словом «εχαριςτεν»=эвхаристинь, то Литургия называется еще Евхаристией. У нас Литургию называют обедней, вследствие совершения ее в полуденное, обеденное время и особенно вследствие того, что Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Причащения, называются трапезой и вечерей Господней ( 1Кор. 10:21, 11:20 ). В Апостольское время Литургия называлась еще «преломлением хлеба» ( Деян. 3:46 ) и «Пасхой» ( 1Кор. 5:7–8 ). На Литургии напоминается верующим о жизни и учении Иисуса Христа, начиная от рождения и до вознесения Его на небо, и о принесенных Им на землю спасительных благах. 71. Разделение литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

#d76a76e6a8 Закрыть Шестоднев, грехопадение и время Василий Иваненков   15:42 11.09.2023 645 Время на чтение 49 минут Источник: Богослов.Ru Статья кандидата биологических наук Василия Васильевича Иваненкова посвящена проблеме соотнесения библейского повествования о сотворении мира (Быт. 1) с научным естествознанием. Рассмотрены свидетельства Священного Писания о качественно различной природе времени и, следовательно, пространства-времени до и после грехопадения. Эти данные дополняют результаты наших предыдущих исследований и дают основание полагать, что первозданный мир Шестоднева (Быт. 1) и наблюдаемая Вселенная соотносятся как два разнонаправленных вектора времени, соответствующих двум состояниям пространственно-временного континуума. Из предложенной двухвекторной модели следует, что время Шестоднева не является частью времени наблюдаемой Вселенной, исчисляемого с момента Большого взрыва, и что «дни» творения принципиально нельзя выразить в единицах времени нашего падшего мира. Развиваемая автором модель позволяет понять и устранить ряд кажущихся противоречий между хронологией Шестоднева и научными знаниями об истории Земли и Вселенной. В работе приводятся новые аргументы из Священного Писания в защиту двухвекторной модели, а также показана возможность её проверки научным методом. Первозданный мир, получивший от Создателя высокую оценку «хорошо весьма» (Быт. 1:31), разительно не похож на мир, в котором мы живём, где, по словам апостола Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Научная реконструкция истории Земли и Вселенной на основании данных астрономии, геологии и палеонтологии также крайне отличается от библейского рассказа о творении мира за шесть «дней» (Быт. 1). Где же на временн ой шкале Вселенной расположены эти «дни», так не похожие на наше время? В поисках ответа было предложено несколько моделей соотнесения библейского повествования о творении мира и научных представлений о происхождении Вселенной, из которых наиболее известны концепции младоземельного креационизма (МЗК) и теистического эволюционизма (ТЭ) (рис. 1). Они представляют два противоположных подхода к решению проблемы: со стороны Божественного Откровения, данного в Священном Писании, (МЗК) и со стороны научного познания мира (ТЭ). Соответственно, в МЗК «дни» творения (Быт. 1) буквально отождествляются с 24-часовыми сутками, причём общий возраст Вселенной принимается за 7,5 тысяч лет (рис. 1, А). Напротив, в концепции ТЭ, согласно научным данным о возрасте Земли и Вселенной, «дни» интерпретируются как эпохи продолжительностью в миллионы и миллиарды лет (рис. 1, Б). В обеих моделях произвольно и в неявном виде принят постулат об однокачественности времени до и после грехопадения, позволяющий сторонникам этих концепций выражать длительность «дней» творения в тех же единицах, что и время наблюдаемого мира.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/11/shesto...

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Приложение Дополнительные сведения о культовых местах и святилищах Аркона на острове Рюген, Германия. Городище-святилище IX–XII вв., расположено на мысу высотой 40 м, обращенном к востоку. С трех сторон омывается морем и в большей степени разрушено. Современные размеры – 90 м с востока на запад и до 160 м с севера на юг, предполагаемые прежние размеры в 2–3 раза больше. Раскопки проводились в 1921,1930 и 1969–1971 гг., когда через площадку и вал были проложены траншеи шириной 1 м (рис. 15). В валу выявлены три строительных периода, обнаружены прослойки обожженной глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходит плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5–6 м и плоским рвом шириной 10 м, сооруженными в IX в. На площадке между валами построек не обнаружено. Частично раскопаны углубления в материке (глубиной до 60 см), имеющие длину 4,1 и 6,2 м и содержащие многочисленные вещи. В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней в углублении найдено 8–11 мужских черепов, частично поврежденных, кости животных, вещи, обломки посуды X–XII вв. В другой траншее в углублении находились остатки ларца с многочисленными вещами. У северного склона городища находится источник воды, к нему проложена дорожка. В окрестностях городища расположены 14 поселений и большой курганный могильник. Schuchardt С., 1926, S. 14–22; Dyggve £., 1959, S. 193–205; Berkekamp Н., 1974, S. 211–252; 1973, S. 285–289; Herrmann J., 1974, S. 177–210; 1978, S. 162–178; Miiller Н., 1974, S. 255–293. Асташково , Смоленская обл., Россия. Городище в лесу среди болот на левом берегу Сожа. Овальная площадка (14,5 х 12 м) окружена расплывшимся валом (ширина 4 м, высота 0,5 м) и рвом глубиной 50 см. Под насыпью вала и в ней встречается уголь. Площадка городища вдоль вала прокалена. Третьяков П.Н., Шмидт Е.А., 1963, с. 124–125. Бабин, Черновицкая обл., Украина . Городище на вершине останца правого берега Днестра. Центральная площадка круглой формы (диаметр 7 м) окружена заплывшим рвом с выступами полукруглой формы (ширина рва 2 м). С напольной стороны по склону останца проходят два дугообразных эскарпа, не доходящих до обрывов. Во рвах найдены угли, кальцинированные кости, обломки гончарной посуды IX–X вв. (рис. 7, 1). Рядом с городищем находится большое синхронное поселение.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нынешний кризис намного хуже «Великой депрессии» Россия проводит наступательную политику, пользуясь тем, что у США дела плохи 13.01.2022 2688 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Цены на продовольствие в мире по итогам 2021 года выросли на 28,1%. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные на сайте Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), сообщают «Известия». Индекс в среднем по году составил 125,7 пункта, а на конец декабря — 133,7 пункта, что на 0,9% меньше, чем в ноябре, но на 23,1% выше, чем в декабре 2020 года. Подорожание стало самым масштабным за последние годы — выросла стоимость всех основных групп сельхозпродукции, а не только зерна и масла. Цены на злаковые культуры достигли максимума с 2012 года, увеличившись на 27,2%. Стоимость кукурузы и пшеницы повысилась на 44,1% и 31,3% соответственно. Единственной культурой, стоимость которой снизилась в прошлом году, стал рис — минус 4%. В организации добавили, что рост транспортных расходов был компенсирован увеличением конкуренции между производителями. Больше всего из продовольствия подорожали растительные масла и сахар. Цены на масла выросли на рекордные 65,8% за год, на сахар — на 37,5%, что стало максимумом с 2016 года. Молочная продукция подорожала на 16,9%, мясная — на 12,7%. Наибольший прирост показала баранина, говядина и курятина. Отмечается, что цены на сыр незначительно снизились из-за увеличения его производства в странах Западной Европы. Эксперты связали рост цен с опасениями из-за последствий штамма коронавируса «Омикрон» для международного спроса, а также с увеличением общих для производителей издержек, в том числе на энергоносители и перевозку. Также на цены повлияли локальный неурожай пшеницы и централизованные закупки в резервы. В ФАО предупреждают, что с учетом «высоких издержек, продолжающейся пандемии и неясных климатических условий» рынок вряд ли стабилизируется и в 2022 году. О причинах подорожания цен на продовольствия рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный специалист в области информационных технологий, заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/13/ny...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Петровская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: В соловецком монастыре доживал на покое свой век знаменитый старец Авраамий Палицын, учавствовавший в 1613 году в крестном хождении посольства с чудотворной Петровской иконой в Кострому. Благодаря этой святыне Михаил Феодорович Романов был умолен на царство. Файл 25856.jpg:   Размер: 768x898, 0.69 MPix, 191 Kb. Дата: 2015-11-30, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (130) , (8) . Описание: Список Петровской иконы Б. М. в ризнице Св. Троице-Сергиевой Лавры. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб, 1910, с. 208, рис. 147 Файл 30019.jpg:   Размер: 1047x1331, 1.39 MPix, 797 Kb. Дата: 2017-10-24, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (107) , (1) . Описание: Петровская Богоматерь. Сафонов С. Россия, 1915 г. Материал: дерево. Техника: темпера яичная. 30,7 х 26,9 см. Государственный Эрмитаж Файл 30153.jpg:   Размер: 955x1080, 1.03 MPix, 237 Kb. Дата: 2017-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (119) , (2) . Описание: Богоматерь Петровская. Середина XIX в. Место создания: Мстёра. Дерево, левкас, темпера. 35,9х30,7х2,3 см. Государственный исторический музей Файл 30344.jpg:   Размер: 650x753, 0.49 MPix, 205 Kb. Дата: 2017-11-12, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (131) , (1) . Описание: Богоматерь Корсунская (Петровская). XV век. Материал, техника: чернь, скань, ткань, дерево, недрагоценный металл, серебро, стекло, басма, золочение, темпера. 29.7 х 23.5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Файл 32641.jpg:   Размер: 644x800, 0.52 MPix, 295 Kb. Дата: 2018-09-10, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (68) , (0) . Описание: Икона Петровской Богоматери. XV-XVI вв. (икона); оклад - подделка под XV в. Материал, техника: Серебро, дерево, камни, золочение, скань, басма. 28 х 20.2 см. Государственный исторический музей, Москва.

http://pravicon.com/icon-248-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Хлыновская " Описания иконы Икона Хлыновская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Происхождение образа и его историческая судьба неясны. На обороте иконы написано: «Лета 7192 (1684 г.) месяца августа этот образ писал ярославский иконописец Семен Иванов в Ярославле в соборную и апостольскую церковь при протопопе Аникии». Возможно, это список с иконы из города Хлынова (позже город Вятка, затем Киров). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Образ Пресвятой Богородицы Хлыновской. XIX в. Дерево, левкас, темпера, золочение. 30,5 х 24,8 х 2,7 см. Место создания: с. Палех (?) Смоленский государственный музей-заповедник. Файл 32054.jpg:   Размер: 600x727, 0.44 MPix, 123 Kb. Дата: 2018-06-10, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (96) , (0) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Хлыновской. XIX век. Дерево, левкас, темпера. 89 х 68 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 32609.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 139 Kb. Дата: 2018-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (100) , (1) . Описание: Снимок Хлыновской иконы Б. М. в Ярославском соборе (Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н.П.Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1910. Рис.53.) Файл 34466.jpg:   Размер: 872x1263, 1.1 MPix, 955 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (37) , (0) . Описание: Богоматерь Хлыновская. Иконный образец. Начало XIX века. Материал, техника: бумага, оттиск с последующей прорисовкой, сажа. 33 х 23 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей, Москва. (Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н.П.Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1910. С.65-66: " Все эти и им подобные иконы представляют Младенца в обычном византийском облачении. К тому же разряду относят[...]

http://pravicon.com/icon-346

С.В. Шумило Сокращения ГАЧО – Государственный архив Черниговской области. ЦГИАК Украины – Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Список иллюстраций Ил. 1. Прп. Паисий Величковский (1722–1794). Ил. 2. Портрет Кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского (1691–1803). Ил. 3. Печать Драгомирнского монастыря на письмах прп. Паисия к П. Калнышевскому, 1768 г. Ил. 4 и 5. Монастырь в Драгомирне. Современный вид. Ил. 6. Запорожская икона Покрова Богородицы с изображением в правом нижнем углу молящегося атамана П. Калнышевского. 2-я пол. XVIII в. Ил. 7 и 8. Монастырь в Драгомирне. Современный вид. Ил. 9. Запорожская Сечь. Реконструкция. Ил. 10. Запорожская Сечь. Реконструкция. Ил. 11. Внутренний вид монастырского храма в Драгомирне. Современное фото. Ил. 12. Первая страница письма прп. Паисия Величковского к П. Калнышевскому, июнь 1768 г. Ил. 13. Подпись прп. Паисия Величковского на письме к П. Калнышевскому. Ил. 14. Конверт от письма прп. Паисия Величковского к П. Калнышевскому. Ил. 15. Прп. Паисий Величковский (1722–1794). Ил. 16. Изображение молящегося атамана П. Калнышевского на Запорожской иконе Покрова Богородицы. 2-я пол. XVIII в. Ил. 17. Икона святого праведного Петра Калнышевского. Ил. 18. Икона святого праведного Петра Калнышевского, утверждённая Священным Синодом УПЦ. Ил. 19. Портрет прп. Паисия, висевший в парадной архондарика основанного им Ильинского скита на Афоне. Ил. 20. Портрет прп. Паисия из музея монастыря Нямц. Ил. 21–23. Фотокопии страниц с показаниями иеродиакона Иоасафа (Петренко). Дело Черниговской духовной консистории. Март-апрель 1760 г. Публикуется впервые. Ил. 24. Портрет прп. Паисия. Гравюра из книги «Sfantul Paisie De La Neamt. Cuvinte Si Scrisori Duhovnicesti», 1817 г. Ил. 25. Монастырь Симонопетра. Современный вид. Фото Юрия Лациса. Ил. 26. Монастырь Симонопетра, 1744 г. Рис. В. Григоровича-Барского. Ил. 27. Монастырь Симонопетра. Французский художник Поль Альфред де Кюрзон (1820–1895), графика. Ил. 28. Монастырь Симонопетра. Фото начала ХХ века.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Иконография Рождества Христова Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 3, 1994 1 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 3, 1994 “ О глубина богатства, и премудрости и разума Божия!” (Рим 11:33; поется в стихире службы Рождества Христова, глас 4) Рождество Христово не имело устойчивого празднования в раннехристианскую эпоху. Восточные Церкви вспоминали это событие в день празднования Крещения (Богоявления). В III в. Ориген увещевает христиан не праздновать дней рождения, ссылаясь на праведного Иова и пророка Иеремию, скорбевших об этом дне (Иов 14:4; Иер 20:14). Однако к началу II в. возникает интерес ко дню рождения Спасителя. Климент Александрийский указывет на 25 декабря как на день Рождества . Впервые Рождество Христово, очевидно, праздновали в Риме во второй четверти IV в. Древнейшую дошедшую до нас службу Рождества Христова ученые относят к V в. В IV в. утверждается празднование Рождества Христова и в восточных Церквях; свт. Василий Великий ввел этот праздник в Константинополе в 379 г., а в 430 г. его начали праздновать в Александрии. Суть праздника воспринимается как утверждение истинности воплощения Бога Слова, пришедшего на землю во плоти ради спасения человечества от рабства греха. Это значение праздника сохранялось в эпоху догматических споров о соединении двух природ в Иисусе Христе в IV—V вв.; оказавших влияние на развитие иконографии Рождества Христова. Самые ранние изображения Рождества Христова встречаются в катакомбах и на саркофагах. В них используются уже сложившиеся в античном искусстве типы изображения роженицы, пастухов, вола и осла, яслей. В катакомбах св. Себастьяна изображаются спеленутый Младенец, вол и осел, а рядом Богоматерь в образе молодой женщины в тунике и со свободно падающими на плечи волосами. Рис. 1. Рождество Христово. Икона XVI в. Тихвин. Рельефы на саркофагах следуют простой схеме: спе-ленутый Младенец Христос в яслях (Лк 2:7), вол и осел, пастухи (Лк 2:8—16), реже — Мария. Нередко в раннехрис-тианских изображениях сцена Рождества соединяется с композицией поклонения волхвов (Мф 2:1—12): волхвы приближаются к Младенцу по указанию звезды или подносят Ему дары. Рождество обычно изображается на фоне пещеры (в византийском и впоследствии в русском искусстве; рис. или под навесом в хлеву, как на многих саркофагах и в западной иконографии. Во времена Оригена показывали пещеру, где, по преданию, соверши-лось Рождество, а в IV в. императрица Елена воздвигла на этом месте базилику, устро-ив алтарь как раз над пещерой. Арка входа в пещеру с решеткой изображена на ампуле из церкви св. Иоанна в Монце (рис. 2); та-кие ампулы для освя-щенного масла палом-ники привозили домой из Святой Земли.

http://pravmir.ru/ikonografiya-rozhdestv...

Глава 2. Методология использования рукописей Мёртвого моря для изучения Священного Писания Прежде, чем перейти к анализу мессианской концепции Ветхого Завета, необходимо выяснить, в какой степени рукописи Мёртвого моря могут быть привлечены для изучения религиозных верований палестинских иудеев в межзаветный период. Для этого надо рассмотреть совместно как внешние (или археологические ), так и внутренние (текстуальные) свидетельства. Рассмотренные во взаимной связи друг с другом, они позволят ответить на ряд вопросов: принадлежала ли библиотека, найденная в 11-ти пещерах неподалёку от Хирбет Кумрана, какой-либо из иудейских религиозных общин, и если да, можно ли однозначно идентифицировать эту общину с ессеями? Все ли книги переписывались в Кумране, или какая-то часть их привозилась извне? Представлены ли в рукописях Мёртвого моря только произведения сектантов или также тексты, возникшие и имевшие хождение в широких кругах палестинского иудейства? Рис. 2.1. Пещеры 4-я и 5-я (обведены), а также 7-я, 8-я, 9-я и 10-я в непосредственной близости от кумранских развалин 2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана Уже первые исследователи Ланкастер Хардинг и отец Ролан де Во обратили внимание на развалины какого-то поселения, находившегося неподалёку от пещер, в которых были найдены свитки: 1-я и 2-я пещеры располагаются примерно в полумиле на север от развалин, 3-я и 11-я – ещё дальше, но зато 4-я и 5-я, а также пещеры с 7-й по 10-ю – в непосредственной близости от кумранского комплекса (см. рис. 2.1) 80 . Встал вопрос: есть ли связь между этим поселением и обнаруженными в пещерах свитками ? Поскольку среди первых найденных в пещерах манускриптов были рукописи, описывающие внутреннюю организацию какой-то религиозной общины, то первые исследователи предположили, что упомянутая община и жила в непосредственной близости от места находок – а именно, в тех строениях, развалины которых находятся в Хиреет Кумране. О наличии определённой связи между рукописями из пещер и Кумраном свидетельствует тождество типа керамических осколков, найденных в Кумране, и сосудов, в которых были спрятаны манускрипты 81 . Из этого первые исследователи сделали вывод, что в Кумране жила религиозная община. Но данный факт легко объяснить и альтернативными теориями: если на месте Кумрана было не религиозное поселение, а феодальное поместье, вилла или крепость, тогда там непременно были сосуды, которые можно было востребовать в нужный момент, чтобы поместить в них и спрятать в пещерах поблизости привезённые из другого места свитки. Таким образом, связь между керамикой Кумрана и сосудами в пещерах может быть объяснена с позиций разных гипотез. 2.1.1 Идентификация Кумрана в качестве религиозного поселения

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010