К этому типу отнесена часть горшков варианта 4 и варианта 5. Вариант 7. Датируется XIII–XIV вв. С. 152–153; 22. Табл. 23, 6/, 25, 413; 23. С. 132, 139 и др.]. Аналогичная керамика по технологическим и морфологическим особенностям была найдена при исследовании городищ Серенек, Спас-Городок, Любутск и может быть датирована XIII–XIV вв. Тип 3. Возросло качество обработки гончарного теста: шире применялись мелкоразмерные добавки и светложгущиеся глины, реже встречаются естественные крупные включения. Обжиг, как правило, проводился при температуре каления глины (излом светлый или с темной полосой в центре). Орнамент сгруппирован в несколько полос, реже сосредоточен на плечике сосуда. По форме профиля верхней части среди фрагментов сосудов типа 3 выделено несколько вариантов. К этому типу отнесена часть горшков вариантов 2, 5. Вариант 8. 12 % коллекции венчиков из раскопок 1997 г. и 2% коллекции из раскопок 1992 г. В археологических коллекциях из раскопок памятников эти горшки датируются XIV–XV вв., широко представлены в культурных слоях городищ Любутск (Ферзиковский район Калужской области), Вязьма (Смоленская область) и др. С. 152–154; 19. С. 110. Табл. 9, 60 и др.]. Вариант 9. В XIV в. появляются горшки с прямой вертикальной или слегка наклоненной внутрь шейкой, с губой в виде валика на внутренней стороне. С. 110. Табл. 9, 58; 24 и др.]. Вариант 10 появляется во второй половине XV в. Тип 4. Изделия сформованы из тонких масс с примесью песка мелкой и средней размерности, реже без видимых включений. Обжиг полный или кратковременный (с темной полосой в изломе). Орнамент линейный, волнистый, тычковый (углубления различной конфигурации) по плечику; есть неорнаментированная посуда. Внутри типа 4 преобладают горшки варианта 9 (с вертикальной слабо отогнутой или вогнутой шейкой, губой в виде валика на внутренней стороне): 63 % вёнчиков всей коллекции из раскопок 1992 г. и 27 % в раскопках 1997 г. Горшки с венчиками варианта 9 на поселениях бассейна Верхней Оки, появившись в XIV в., заняли доминирующее положение в XVI в. Появление горшков варианта 9 (подвариант 1) в бассейне Средней Оки относится к XIV в. С. 48. Рис. 3, 13–15]. На имеющемся материале можно отметить, что развитие горшков с венчиками варианта 9 в бассейне Верхней Оки шло по пути уменьшения длины шейки: подвариант 1–XIV–XVI вв., причем на XIV–XV вв. приходится его наибольшее распространение, подвариант 2 – XV– XVI вв. С. 33–34], подвариант 3 – XVI–XVII вв. Наряду с уменьшением длины шейки увеличивалась массивность губы. Для XIV–XV вв. характерны горшки с небольшим валиком. В конце XV–XVI вв. преобладающими были горшки с массивными валиками на внутренней стороне. Этот вариант горшков широко распространен на археологических памятниках Верхнего Поочья в XVI в: городище Воротынск, культурный слой Боровска, Пафнутьев-Боровского монастыря (Калужская область) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

б. на месте нынешних Дамасских ворот, точнее посреди северной стены (ср. 2Пар.33,14 . Соф.1:16 ; м.б. ­ «средние ворота» Иер.39:3 ). На сев.-зап. же должны быть«старые ворота» ( Неем.3:6 ; ср. «первыя ворота» Зах.14:10 ) и «Угловые, Угольные ворота» (sch.-hapinnah: 2Пар.26:9 . Зах.14:10 ). При повороте стены к югу должны были лежать «Ефремовы ворота» ( Неем.8:16, 12:39 ; ср. 4Цар.14:13 ), тожественные с Вениаминовыми воротами ( Иер.20:2 . Зах.14:10 ). Далее следуют уже известные из Неем.2:13–15 ворота Долины, Навозные, Источника ( Неем.3:13–15 ). Вновь называются: «Водяныя ворота» (sch.-hammaim: Неем.3:20 ) против Офела, где жили нефинеи. – несомненно на востоке И.; «Конские ворота» (sch.-hassusim: Неем.3:28 . 2Пар.23:15 ) и «ворота Гаммифкад» ( Неем.3:31 ) – все на сев.-вост. близ храма. В Неем.12 в этом же районе упомянуты «ворота. Темничные» (sch.-hammattarah: ср. Неем.3:25 ). Кроме стен И., восстановленных в 52 дня ( Неем.6:15 ), Неемия построил и др. здания: дом первосвященника ( Неем.3:20 ), дома священников (ст. Неем.3:28 ) у Конских ворот и нефинеев (ст. Неем.3:26 ), как и царский дворец (ст. Неем.3:25 ). См. рис. 1 «Иерусалим времен Неемии». В течение столетия после Неемии нет известий об И.; как и вся Иудея, он находился под персидским владычеством. В 332 г. Иерусалим должен был подчиниться Александру Македонскому. О посещении им И. рассказывает И. Флавий (Древн. 11,8, §§ 4–5); этот факт, м.б., исторический (упоминается и в Талмуде: Иома 60 а), хотя и изукрашен; по И. Флавию, первосвященник иудейский получил. от Александра Вел. разрешение жить по своим законам и не платить податей в год субботний. После распадения монархии Александра В., Иерусалим сделался предметом спора Птоло(е)меев и Селевкидов. В 312 г. он был занят Птоломеем Лаги-Сотиром. В 203 г. Иудеею и И. овладел Антиох великий, царь сирийский. Но время Птоломеев и Селевкидов были периодом относительного спокойствия И. Этим воспользовался первосвященник иудейский Симон Праведный для укрепления и украшения Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

М., в Кизическом м. – девяти кизическ. мучеников, в Зилантове м. – Смоленской Б.М,, Господа Саваофа, Собора Богородицы с надписью «О тебе радуется» и др. В Казани до последнего времени существовало до 10 крестных ходов; из них особенно торжественны 2 окт. в память взятия Казани – два к памятнику на братской могиле воинов из Зилантова м. и в ц. св. Киприана и Устиньи в кремле из собора, 26 июня в день встречи в Казани Смоленской иконы Б. М., приносимой из Седмиозерной пустыни и пребывающей в Казани месяц, и в день проводов ее 27 июля: 20 июля по старым границам русского города Казани. Рис. 8. Главная мечеть. VII. Население Казани по этнографическому составу – русских ок. 117 тыс., татар ок. 23 тыс., евреев ок. одной тысячи, поляков тоже, немцев, французов ок. 500 чел.; черемис, чуваш и мордвы более 100 чел., по вероисповеданию – православных более 115 тыс., раскольников до 2-х тыс., католиков более тысячи, лютеран до 500 чел., иудеев с караимами ок. тысячи, магометан до 22 тыс. Римско-католики имеют свой костел, лютеране – кирку с церковным училищем. У татар-мусульман в г. Казани имеются 13 мечетей; при каждой из них устроена приходская начальная школа («медресе»). Главная или соборная мечеть называется Юнусовской (см. рис. 8). Настоятелем ее состоит местный мусульманский ахун. У евреев своя синагога, у раскольников – молельная. Церковно-приходских школ в Казани 15. VIII. Благотворительность и общественное призрение. 1) Попечительный о бедных Комитет открыт 16 июля 1816 г. по инициативе местного масона первой четверти XIX стол. В. В. Романовского. Комитет числится в ведомстве Императорского человеколюбивого общества и располагает домом имени Александра II с 62 бесплатными квартирами для бедных семейств, начальным училищем для сирот, дешевой столовой; при комитете дамское отделение попечительного о бедных комитета с хозяйственно-рукодельной школой, убежищем для женщин и детей. 2) Попечительный о тюрьмах Комитет с 1833 г. 3) Губернское попечительство детских приютов ведомства Императрицы Марии с Николаевским детским приютом, открытым в 1844 г.; второй детский приют с 1845 г. Александровский 18 . 4) Местное отделение Мариинского попечительства о слепых с 1885 г. с училищем для слепых детей, ныне на Арском поле. 5) Местный Отдел Красного Креста с 1876 г. с общиною сестер милосердия и больницей. 6) Отдел Православн. Палестин. Общества с 1895 г. 7) Общество попечения о бедных и больных детях с 1889 г. со школой-приютом в Плетенях. 8) Общество призрения и образования глухонемых с 1887 г. со школой. 9) Общество трезвости с 1892 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Тип 4. Композиция из круга, совмещенного со знаком «угол» (рис. 1, 17). Группа А. Круг и вписанные в него символы (середина, вторая половина XIII–nepbaя половина XIV вв.). В это время продолжает бытовать посуда с клеймами типа 2 (рис. 1, 5–7), типа 3 (рис. 1, 13, 14), типа 4 (рис. 1, 16). В XIV веке данная группа усложняется за счет «усиления» ранее существовавших типов: тип 3 (рис. 1, 8, 9). Тип 3. Клеймо в виде двух и четырех концентрических кругов, вписанных один в другой. В центре меньшего расположена небольшая горизонтальная линия (рис. 1, 8, 9) Тип 4. Клеймо в виде концентрических кругов, соединенных между собой одной спицей и диаметральной линией, проходящей через обе окружности (рис. 1, 18). Клеймо в виде двух концентрических кругов, соединенных четырьмя перемычками, причем одна из них продлена до центра внутреннего круга (рис. 1, 19). Клеймо в виде двух концентрических кругов, соединенных диаметральной линией и двумя перемычками, одна из которых выходит за пределы внешнего круга и образует подобие прямоугольной фигуры, примыкающей к его внешней части (рис. 1, 20). Все типы клейм группы А символизируют центр, вокруг которого происходит движение. Эту группу клейм правомерно соотносить с символикой солярного культа. В тех же случаях, когда внутри круга заключена другая фигура или композиция, сам круг воспринимается как «усилитель» или «защитник» символа, размещенного посередине. Группа Б. Крестообразные символы (конец XII– первая половина XIII в.). Тип 1. Клеймо в виде зачеркнутого креста (рис. 2, 1). Тип 2. Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом концами, направленными по часовой стрелке (рис. 2, 14). Тип 4. Клеймо в виде колеса – круга со спицами, пересекающимися в центре (рис. 2, 25–27). Группа Б. Крестообразные символы (первая половина XIII– начало XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде косого креста с дополнительными элементами (рис. 2, 6). Тип 2. Клеймо в виде трехконечной свастики с лопастями, направленными по часовой стрелке (рис. 2, 15). Клеймо в виде свастики со спиралевидными окончаниями, направленными против часовой стрелки, вписанной в круг (рис. 2, 8). Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом спаренными концами, направленными по часовой стрелке. Изображение заключено в круг (рис. 2, 7). Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом концами, направленными против часовой стрелки (рис. 2, 17). Клеймо в виде многолучевой свастики с неравномерно изогнутыми лопастями, направленными против часовой стрелки (рис. 2, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Для днищ горшков постройки 4 характерен ярко выраженный, сильно профилированный и одновременно изящный переход дна в стенку сосуда. Он достигается, во-первых, как уже отмечалось, за счет стремящегося к прямому угла отгиба стенки; а во-вторых, за счет Таблица 1 Параметрические характеристики целых форм горшков из заполнения постройки 4 и из слоя над ней Тип и подтип Общая высота (Н) Диаметр устья Диаметр наибольшего расширения (D) Диаметр дна Соотношение высоты и максимального диаметра ( H / D ) Угол отгиба стенки от линии дна рисунка h6C Рис. 2, 10 h6C Рис. 2, 1 h6C Рис. 2, 4 h6C Рис. 3, 3 h6C Рис. 1, 24 h6C Рис. 1, 6 h6C Рис. 4, 2 h6C Рис. 4, 1 h6C Рис. 4, 10 небольшой разницы между толщиной стенки придонной части сосуда и толщиной его днища. Она в подавляющем большинстве случаев меньше или равна средней толщине стенки. Днища из слоя над постройкой, напротив, отличаются слабовыраженной профилировкой и плавным переходом дна в тулово, образующим в месте перехода заметное утолщение, придающее некоторым донцам массивность. Из постройки 4 было получено шесть целых форм горшков, а из слоя над ней – три формы. Для сравнительного анализа их основные параметрические характеристики приведены в таблице 1. Анализ целых форм горшков и их частей позволяет сделать выводы, распространяющиеся на всю серию горшков из постройки 4. 1 . Судя по целым формам, днищам и придонным частям горшки из постройки 4 характеризуются вытянутыми пропорциями, чем существенно отличаются от приземистых горшков из слоя над постройкой, сближаясь скорее с керамикой древнерусского времени XII–XV веков С. 37, рис. 1; 2. С. 163–164, рис. 9–10; 3, табл. 78, 7; 5. С. 108–116, рис. 1–9; 6. С. 38, рис. 3]. В основе этих различий лежат, главным образом, параметрические характеристики горшков, важнейшей из которых, применительно для данного керамического комплекса, является соотношение высоты сосуда и его максимального диаметра (H/D). Этот показатель у горшков из постройки близок к 0,8 (для миниатюрных сосудов он иной). Горшки таких пропорций известны из закрытых комплексов Подмосковья, датирующихся последней четвертью XV–haчaлoм 60-х гг. XVI в. С. 51, 58, 184, табл. 121 А, табл. 123, 5], т. е. совпадающих по времени с периодом функционирования постройки 4. У горшков из слоя над ней H/D меньше 0,6 (табл. 1, 7–8). Исключение составляет красноглиняный неорнаментированный горшок с обильной примесью в тесте речного крупнозернистого песка (рис. 4, 10). На фоне керамики из заполнения постройки и из слоя над ней он выглядит весьма чужеродно. С горшками из постройки 4 он сближается лишь своими пропорциями (H/D=0,74). Почти идентичные по пропорциям и оформлению верхних частей горшки известны в московском регионе как «белоглиняные грубые», бытующие приблизительно с последней четверти XV до 60-х гг. XVI в. С. 58, рис. 2].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Группа Д. Символ «усеченный угол» (конец XII– первая половина XIII вв.). Тип 1. Клеймо в виде фигуры «угол», острие которого отсечено прямой линией, а окончания расходящихся линий под углом отогнуты наружу (рис. 3, 13). Тип 2. Клеймо в виде угла, выходящего из короткой горизонтальной черты, ниже которой расположена еще одна горизонталь, отделяющая знак от вытянутой аморфной фигуры (рис. 3, 14). Клеймо в виде усеченого угла, под которым горизонтально расположена фигура, напоминающая русскую букву «Н» (рис. 3, 15). Клеймо в виде усеченого угла, ниже которого расположена Т-образная композиция (рис. 3, 16, 17). Клеймо в виде усеченного угла, под которым расположен треугольник (рис. 3, 18). Группа Е. Символы в виде четырехугольных фигур (первая половина XIII–mpemья четверть XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде двух квадратов, вписанных один в другой (рис. 4, 1). Тип 2. Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон, и одной линией, соединяющей углы (рис. 4, 2). Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон (рис. 4, 3). Тип 3. Фрагмент клейма в виде квадрата со сложным изображением тройных линий, проходящих как по диагонали, так и из центров противоположных сторон (рис. 4, 4). Фрагмент клейма в виде квадрата, пересеченного двумя диагоналями (рис. 4, 5). Фрагмент клейма, состоящего из двух квадратов, вписанных один в другой. В центре малого квадрата знак в виде Н-образной композиции (рис. 4, 6). Фрагмент клейма, частью которого является квадрат, пересеченный прямыми линиями, выходящими из противоположных сторон (рис. 4, 8). Фрагмент прямоугольного клейма, в который вписан квадрат, пересеченный диагоналями (рис. 4, 9). Клеймо в виде квадрата, из одного угла которого выходит прямая линия, направленная во внешнее поле. Другая линия, выходящая из соседнего угла, направлена внутрь квадрата (рис. 4, 10). Тип 4. Клеймо в виде ромба с точкой в центре и с остриями, выходящими из углов наружу. Ромб вписан в круг (рис. 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Начну с голубя. На Древнем Востоке и в античном мире голубь — атрибут богини любви. Афродита Кипрская на многих монетах изображается в виде голубки; голубка служит эмблемой ее храмов (рис. 11, Целующиеся голуби — топос античного изобразительного искусства и литературы (рис. 13). Голубка — один из символов богини любви Иштар (рис. 14) и аналогичной богини или богинь, почитавшихся в Израиле (рис. 15) и Иудее (рис. 16). В изобразительном искусстве Сирии, Месопотамии и Греции нередко встречается такой мотив: голубь летает между двумя влюбленными, от одного к другому, как символ или вест­ник любви (рис. 17-22). Поэтому сравнение глаз с голубями можно перевести как «твои глаза внушают любовь, говорят о любви». Цвет и форма здесь, видимо, не имеют значения. Лани и газели на Древнем Востоке связаны с богиней – хозяйкой зверей и поэтому тоже входят в круг эротической символики вместе с голубем (рис. 33-35). В Прит 5:19 жена названа «ланью любимой и прекрасной серной». Когда героиня просит девушек поклясться дикими газелями и ланями, что они не станут будить любовь, пока сама любовь этого не захочет, то любовь здесь персонифицирована, речь идет почти что о самой богине любви. Тогда логично, что клясться нужно ее животными-спутниками, ее символами. Кроме того, в тексте есть еще игра слов, пропадающая в переводе. Цеваот «газели» омонимично эпитету Яхве (в русской передаче: Саваоф), означающему «воинства». Получается довольно смелая шутка. Тем самым подчеркивается, что речь идет о клятве кем-то божественным, но не национальным богом Яхве, а существами и символами, связанными с эротической сферой. «Лилию» в Песни песней следует понимать как водяную лилию, кувшинку. К числу видов кувшинки относится т. н. египетский лотос — белый и голубой, причем оба представлены не только в Египте, но и в Израиле (египетский лотос надо отличать от орехоносного, или индийского лотоса, который не принадлежит к кувшинкам). Отождествление евр. шошанна с египетским лотосом основано, во-первых, на этимологии. Во-вторых, оно подтверждается и контекстуально. Из Сир 50:8 видно, что шошанна означает цветок, растущий «у потоков воды». Согласно 3 Царств 7:19, 22, форму цветка шошанна имели капители колонн, а согласно 3 Царств 7:26 — бронзовый сосуд («море») в иерусалимском храме. Сосуды (рис. 8) и капители (рис. 9) на Древнем Востоке могли иметь форму лотоса. В древневосточном искусстве египетский лотос — символ жизни и возрождения (рис. 10, 25-28). Возрождающееся солнце изображается в виде младенца, сидящего на цветке лотоса (рис. 29-30). Древо жизни нередко изображается с цветками лотоса (рис. 36-37). Возможно, его символика объясняется тем, что цветки лотоса ночью прячутся под водой, а на заре появляются на поверхности. Таким образом, лотос мог ассоциироваться с солнцем, которое ежедневно возрождается, выплывая из подземного мрака. Лотос может изображаться как символический любовный подарок (рис. 26, 27).

http://texts.aquaviva.ru/cantique-des-ca...

Сердцевидные бляшки различных пропорций и с разным орнаментом встречаются часто на территории Восточной Европы: в Ярославском Поволжье С. 31. Рис. 17, 1; 19. С. 67. Рис. 39, 1], на памятниках салтовомаяцкой культуры С. 163. Рис. 44, 18. С. 165. Рис. 45, 7, 21] и в других местах Таб. XXX, 39; 22. С. 180. Рис. 139, 4]. В. А. Мальм, занимающаяся поясными и сбруйными украшениями, считает, что существовали единые центры по производству наременных и сбруйных украшений С. 68]. С. А. Плетнева уточняет эти центры: Сибирь, Заволжье, Крым, Северный Кавказ С. 161]. Накладка-подвеска литая (1,5 х 0,7 см), сегментовидная вверху и прямая снизу. По краю рельефный бортик, а на поверхности четко выделяется узор из кринов. В нижней части бляшки прорезь для подвешивания различных предметов (ножа, оселка и пр.). По сторонам прорези по три рельефных шарика. На обороте три шпенька с плоскими шайбочками для скрепления с ремнем (рис. 8, 3). Аналогичные или близкие по назначению и оформлению накладки из могильника Чми, Салтова датированы второй половиной VIII–IX вв. Рис. 13. Рис. 43; 20. С. 163. Рис. 44, 36–40]. Узор из кринов, подобный узору супрутской накладки, нанесен на бляшке с колечком из Поломского могильника того же времени (VIII–X вв.) Рис. 2, 16]. Бляшки с колечком (61 штук) округлые, литые по восковой модели в двусторонних формах (1,7 х 3,3 х 1,5 х 0,2 см) (рис. 8, 1). В ушко бляшки подвижно продето кольцо. По краю рельефный поясок из петелек и кружков с точкой в центре. На обороте три шпенька с шайбочками. С наружной стороны, в центре, рельефное изображение ревущего когтистого зверя, видимо, льва, с гривой на шее в виде выпуклого пояска, с длинным хвостом метелкой, пропущенным между ног, с округлым ухом, раскрытым ртом, с раздутыми ноздрями. Глаз выпуклый с вогнутым ободком. На шее зверя голова другого нападающего хищника неясных очертаний. Изображение зверя не на всех бляшках четкое, встречались бракованные экземпляры. В Салтовском могильнике найден наконечник боевого пояса, на лицевой стороне которого изображение фигурки льва, напоминающего супрутского С. 163. Рис. 44, 57]. Подобные бляшки попадали в Швецию и Финляндию, сообщает Т. Арне Taf. 95, 8; 15. Р. 163. Fig. 296]. Норманы очень любили пояса с наборными бляшками и пользовались разнообразными. Например, в норманской сопке на Волхове найдены камские поясные украшения IX в. С. 108].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Бусы. Одна из самых многочисленных категорий украшений, установить их точное количество не удалось. Сделаны из различного материала: сердолика, хрусталя, ластового стекла, янтаря, раковины каури, встречаются с позолочением. По форме они также разнообразны: многогранные, призматические, шарообразные, одночленные, многочленные, рубленый бисер (рис. 2, 2). Пуговицы. Бронзовые, литые, с большим, по сравнению с самой пуговицей, ушком (тип I по С. А. Плетневой) (рис. 2, 3) С. 107]. Детали поясного набора. В эту категорию входят поясные пряжки и фигурные бляшки. Находки данных предметов довольно многочисленны, известен поясной набор из 96 бляшек, найденный в составе клада в 1967 году 1) Бронзовые пряжки представлены двумя экземплярами: литая овальнорамчатая со щитком в виде прямоугольной рамки, меньшей по ширине, чем рабочая часть (тип III по С. А. Плетневой) и овальнорамчатая с пятиугольным гладким щитком (тип IV по С. А. Плетневой) (рис. 2, 4) С. 77]. 2) Фигурные бляшки из бронзы, одна с прорезью (рис. 2, 5) С. 77–78]. Бубенчик. Бронзовый с рельефными продольными насечками (типы I, IV по С. А. Плетневой) (рис. 2, 6) С. 107]. Перстень. Литой со вставкой (тип I по С. А. Плетневой) (рис. 2, 7) С. 107]. Браслет. Бронзовый из проволоки с круглым сечением с насечками на концах (тип II по С. А. Плетневой) (рис. 2, 8) С. 115]. 3 группа. Украшения, характерные для автохтонного населения Верхнего Поочья. В эту группу входят: Детали от женского головного убора. Бронзовые скобкообразные пластины с пунсонным орнаментом (рис. 3, 1). Шумящая бронзовая застежка. Найдена в единственном экземпляре (рис. 3, 2) Трапециевидные привески. Бронзовые с пунсонным орнаментом. Всего известно более десятка (рис. 3, 3) Цепочка с колокольчатой привеской 4 группа. Украшения, имеющие широкое распространение и не поддающиеся культурной интерпретации. Железные и бронзовые спиралеконечные подковообразые фибулы, железная тордированная гривна (по С. А. Изюмовой) С. 10] (рис. 4), серебряный перстень с орнаментом «волчий зуб»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Рис. 30. Фрагмент подвздошной кости. Обнаруженные фрагменты тел позвонков имеют полуцилиндрическую форму и размеры до 26х21х18 мм. Поверхность их неровная, с растрескиванием и выкрашиванием вещества кости (рис. 31). Рис. 31. Фрагменты тел позвонков. Среди недогоревших останков были обнаружены два фрагмента головок бедренных или плечевых костей полушаровидной формы и размерами 38х34х29 мм. Суставные поверхности костей не имеют хрящей, неровные, шероховатые, тусклые, покрыты густой сетью трещин различной глубины (Рис. 32). Рис. 32. Фрагменты головок бедренных или плечевых костей. Из недогоревших останков извлечены достаточно крупные фрагменты костей заплюсны. Их размеры достигали 37х32х44 мм. Как и все остальные фрагменты, они имели белый цвет, были лёгкими, с неровными шероховатыми поверхностями, с большими дефектами выкрошившегося вещества и покрыты сетью трещин различной глубины. Представляется вероятной возможность точного определения анатомической принадлежности этих фрагментов (Рис. 33). Рис. 33. Фрагменты костей заплюсны. В останках обнаружены также фрагменты рёбер. Они имеют вид тонких и хрупких пластинок белого цвета, длиной до 91 мм и толщиной до 1,0 мм, и являются внутренними пластинками компактного вещества (Рис. 34). Целые зубы в кострище не обнаружены. Относительно хорошо сохранились части корней зубов, длина некоторых достигает 32 мм. На поверхности фрагментов множественные трещины: от мелких поверхностных извитых, длиной до 1 мм и глубиной менее 0,3 мм до сквозных прямолинейных и извитых длиной до 8 мм, шириной до 0,3 мм. Все фрагменты лёгкие, тонкие, хрупкие, с обширными дефектами ткани и большим количеством трещин (Рис. 36). Рис. 37. Толщина стенок пульпарных полостей и устья зубных каналов. Сохранившиеся части коронок зубов имеют размеры до 12х15 мм при высоте до 5 мм. Поверхности фрагментов коронок неровные, пористые, частично выкрошившиеся, с глубокими, в том числе на всю толщину фрагмента, трещинами (Рис. 38). ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Выполнена проверка прочности подвергшихся воздействию высокой температуры фрагментов зубов.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/17/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010