Ионийские острова, входившие в состав древнего восточного Иллирика, до 732 – 733г. были в церковном отношении подчинены юрисдикции римского папы, а когда византийский император Лев III Исаврянин отнял у Рима Иллирик, здесь распространилась духовная власть константинопольского патриарха. С того времени на «Семи островах» учение веры и церковные обряды стали храниться по руководству восточной церкви, а нововведения папизма, здесь водворившиеся, постепенно исчезли. В IX-XII веках здесь во всей полноте и силе царил церковный византинизм, самым благотворным образом отражаясь на церковной жизни и просвещении. Во время четвертого крестового похода (1195 г.) католики завладели Византией и, постепенно проникая в южные пределы империи, покорили и Ионийские острова. Исполняя приказание современного папы Иннокентия III, католики изгнали из епархий православных епископов Керкиры, Кефаллинии и Закинфа и водворили здесь своих епископов, завладели многими православными храмами и отстранили греческое духовенство от совершения богослужения, стали служить здесь по латинскому обряду, заставляли греческое духовенство и народ совершать крещение и таинства по уставу латинской щеркви, поминать папу за богослужением, признавать над собою его власть. Кроме того, латиняне похитили в Керкире мощи св. Арсения и Апостолов Иасона и Сосипатра, завладели церковными имуществами на Кефаллинии и Закинфе. Для православных византийцев наступило тяжелое время борьбы с сильными пришельцами за веру отцов, церковное наследие и достояние, – борьбы, сопровождавшейся тяжкими для них испытаниями. Сравнительно спокойнее греки жили на островах Левкаде и Кифире. Ввиду притеснений со стороны латинян, греки Ионийских островов прилагали всевозможные усилия к тому, чтобы обеспечить себе более или менее удобный modus vivendi в области церковных отношений и оказать противовес папистическому влиянию. Борьба между неаполитанцами и венецианцами из-за политического первенства на островах с одной стороны, а с другой – стремления византийских императоров возвратить их под свою власть лишь обостряли положение греков и подавали многочисленные поводы для новых коллизий в сфере церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ORDINES ROMANI [Лат. Римские чинопоследования], принятое в литургике наименование раннесредневек. уставных указаний для совершения мессы и др. таинств по римскому обряду . Название введено в научный оборот 1-м издателем Г. Кассандром ( Cassander G. Ordo Romanus de officio missae... Coloniae Agrippinae, 1561). В рукописях сами сборники не имеют общего заглавия, а входящие в их состав чинопоследования всегда называются по-разному: наряду с ordo используются термины «capitulare», «breviarium», «instructio», но чаще всего описательные конструкции, начинающиеся с De или Quomodo (лат. «О [том, как]…» или «Каким образом [совершается]…»). Амаларий Мецский, ссылаясь на O. R., использует выражение «римское чинопоследование» всегда в ед. ч. ( Amalar. Ord. antiphon. LII 1). Изучение O. R. имеет огромное значение, т. к. ранние литургические книги содержат в основном только тексты изменяемых молитв и песнопений при минимальном количестве рубрик; обрядовые же действия священнослужителей в них не описываются, что не позволяет реконструировать богослужение в полном объеме. Благодаря тому что в O. R. тексты молитв и песнопений отмечены инципитами, разные литургические книги могут быть соотнесены друг с другом. Однако, как именно на практике использовались O. R., неизвестно: одни исследователи считают их просто своего рода учебниками по литургике, памятками или примерными образцами, другие видят в них полноценные уставы, обязательные к исполнению. Издания Кассандра, а затем М. Хитторпа ( Hittorp M. De divinis catholicae Ecclesiae officiis et mysteriis. Coloniae Agrippinae, 1568) базировались на поздних интерполированных рукописях. Первым значительную часть аутентичных древних чинов из корпуса O. R. издал Ж. Мабильон (Мабийон) ( Mabillon J. Antiqui libri Rituales//Museum Italicum. Lutetiae Parisiorum, 1689. T. 2. P. 1-548=PL. 78. Col. 851-1406). Всего им было издано 15 чинопоследований. При издании древних O. R. он опирался на рукописи St. Gallen. 140 (X в.); Paris. lat. 2399 (XI в.); Vat. Palat. lat. 487 (долгое время эту рукопись датировали IX в., однако Б. Бишофф передатировал ее рубежом VIII и IX вв., что делает ее одним из самых ранних источников). Однако часть опубликованных текстов относится к более поздней эпохе (литургические разделы Liber politicus каноника Бенедикта и Liber Censuum камерария Ченчо Савелли (буд. папа Римский Гонорий III ), а также более поздние папские Церемониалы). После Мабильона отдельные чины из O. R. издавали Ф. Бьянкини, М. Герберт, Ж. Б. де Росси, Ф. Пробст, Л. Дюшен, К. Сильва-Тарука и др.

http://pravenc.ru/text/2581497.html

Между тем как власть пап в Риме была беспрестанно подвержена мятежам и своеволию знатного и развратного народа, а ещё более развратной аристократии и её дружин, как самая жизнь их подвергалась нередко опасности и как императоры делались, по-видимому, самовластными хозяевами римского престола, угрожая ему той же зависимостью, с которой византийские императоры держали патриархов, значение пап становилось всё важнее и важнее на Западе. Путь к их будущему величию был проложен в народных убеждениях чувством необходимости правительственного авторитета в делах духовных, как скоро мир духовный был признан не миром всехранящей любви и благодати, но миром права внешнего, подчинённого тем же законам и тем же расчётливым соображениям, каким подчиняются все другие земные явления. Идея римская не могла не прийти к такому выводу, а она одна и правила всею духовной сущностью Запада. Лже-Исидоровы декреталии были первым оружием, которым вооружилось папское всевластие, и оно сломило сопротивление местных владык-епископов, свободу местных церквей, которую Карл Великий надеялся обеспечить организацией метрополий, и самонадеянность государей, осмелившихся в деле духовном ослушаться папского приговора. К готовому оружию присоединилось, по расчёту ли, или по естественному ходу развивающейся мысли, могучее войско – бенедиктинское монашество. Франция и Германия, особенно северная, покрылись сетью их обителей, богатых, учёных, не зависимых от местного духовенства, ревностных к проповеди, тесно связанных между собой, крепко связанных с Римом. При Дунстане завоевали они Англию; при императорах дома саксонского вместе с распространением Христианства в землях прибалтийских Славян раскинули они свои религиозные колонии за прежние пределы христианского мира, и везде, как знаменосцы строго построенного учения, сопровождаемого особенным стремлением к великолепному обряду и к какому-то обрядовому идолопоклонству, они завладели мыслью и сочувствием народа, готовя в нём безусловных подданных папскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Ко времени начала Реформации в Англии при кор. Генрихе VIII (1509-1547) богослужение в англ. католич. Церкви соответствовало нормативному для католич. Церкви лат. римскому обряду однако имело ряд существенных местных отличий и обрядовых особенностей. Хотя в англ. католич. Церкви не существовало единого официально узаконенного богослужебного обряда, наиболее распространенной и фактически общепринятой формой секулярного (т. е. совершавшегося во всех храмах, кроме монастырских) богослужения в юж. диоцезах Англии к XV-XVI вв. стал сарумский обряд , получивший наименование от латинского названия г. Солсбери, где он сформировался (общий обзор истории англ. богослужения со времени появления христианства в Англии до Реформации см.: Pfaff. 2009; ср. также: Procter, Frere. 1910. P. 3-22; Morison. 1949. P. 6-43). Отражающие сарумский обряд богослужебные книги использовались как в кафедральных соборах многих диоцезов, в т. ч. архиеп-ства Кентерберийского, так и в приходских храмах. Богослужение при королевском дворе также совершалось по сарумскому обряду; соответствующие богослужебные книги были и в личной б-ке кор. Генриха VIII (см.: Cummings. 2011. P. XIX). Разрыв церковных отношений с Римом, завершившийся в 1533-1534 гг. отлучением кор. Генриха VIII от католич. Церкви папой Римским Климентом VII (1523-1534) и образованием самостоятельной Церкви Англии, возглавляемой англ. королем, первоначально не привел к изменениям в привычном католич. богослужении. Так, бракосочетание кор. Генриха VIII с Анной Болейн (ок. 1507-1536) в 1533 г. было совершено по традиц. католич. обряду. Хотя в нач. XVI в. уже существовали англ. переводы Свящ. Писания, Псалтири и мн. католич. молитвенных текстов, которые были известны кор. Генриху VIII, до нач. 40-х гг. XVI в. духовенство Церкви Англии по большей части продолжало совершать богослужение на латыни. В 1541 г. было опубликовано одобренное королем издание лат. Бревиария сарумского обряда как офиц. богослужебной книги Церкви Англии (Portiforium secundum usum Sarum noviter impressum et a plurimis purgatum mendis. L., 1541. 2 vol.). В этом издании из богослужебных текстов были исключены все упоминания о Римском папе, а также о прославившемся верностью Папскому престолу католич. св. Фоме Бекете ( 1170), архиеп. Кентерберийском, и сделаны некоторые др. мелкие исправления, однако радикальных изменений в основные чинопоследования внесено не было; последнее издание такой исправленной версии католич. Бревиария вышло в 1544 г.

http://pravenc.ru/text/ Книга общих ...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 12. Польская Православная Церковь 12.1. Краткий очерк истории Польской Православной Церкви 12.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Польше Христианство проникало на территорию славянской Польши с запада из Великой Моравии и Германии, и с востока из Киевской Руси. Археологи находят большое количество древнерусских нательных крестов XI–XIII в.в. не только в восточных, но и в западных районах Польши. До объединения в Центральной Европе отдельных славянских племен в единое Польское государство под властью Мешко I (Мечислава) здесь существовали небольшие княжества, куда христианство проникало в разное время. Так, в IX в. оно пришло в княжество Вислян. Миссия святых братьев Кирилла и Мефодия в Моравии в 863 г. способствовала распространению в Польше богослужения по византийскому обряду на славянском языке. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велеградской епархии. Археологические раскопки в районе Кракова свидетельствуют, что в XII–XIII в.в. в Кракове и его окрестностях еще сохранялся славянский церковный обряд. После разгрома Великой Моравии венграми в начале Х в. многие православные осели в Польских княжествах. Считается, что сам князь Мешко I, впервые объединивший Польшу в единое государство, в 966 г. принял крещение по православному обряду. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле. Однако после его женитьбы на саксонской принцессе, в 990–992 г. знаменитой грамотой «Dagome iudex» он посвятил свои земли Римскому престолу. С этого времени начинает усиливаться католическое влияние среди западных славян. К 999 г. относится образование Польского архиепископства. Ко времени крещения Руси земли по западной стороне р. Буга, где находятся такие ныне известные польские города, как Холм и Перемышль, входили в состав Киевского княжества. В этих краях христианство усиливало свое влияние одновременно с распространением его в других русских землях. В XI в. на Западной Руси возникли два самостоятельных княжества – Галицкое и Волынское, которые в конце XII в. были объединены в единое Галицко-Волынское. В XIII в. при князе Данииле Романовиче княжество достигает своего могущества. В его столице – Холме – заботами князя была учреждена православная епископская кафедра. В том же столетии была открыта епископская кафедра в Перемышле. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность Православию, но во второй четверти XIV в. род Галицко-Волынских князей в мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазовецким князьями. Волынь попала во владения Литовского князя Любарта, который был верен Православию, но с Галицией дело обстояло иначе. Сын Мазовецкого князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но впоследствии стал католиком и, став галицким князем, теснил православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (VIII в.), свт. (пам. зап. 30 дек.), еп., почитаемый с кон. VIII в. в г. Медиолан (ныне Милан, Италия). Хронист Ландульф Старший в «Медиоланской истории» (нач. XI в.) со ссылкой на проповедь Медиоланского архиеп. Фомы (759-783) рассказывает историю о Е., заальпийском (transmontanus), видимо галльском, епископе, к-рый стал ревностным защитником амвросианского обряда . Согласно легенде, франк. кор. Карл Великий по инициативе Римского папы Адриана I решил провести в гос-ве франков унификацию богослужебного обряда по рим. образцу. С этой целью он повелел изымать из обращения книги др. лат. богослужебных обрядов. После взятия г. Папия (ныне Павия) в 774 г. Карл прибыл в Медиолан и обнаружил там богослужебный обряд свт. Амвросия , отличный от римского. По его приказу богослужебные книги амвросианского обряда сжигались или, «подобно изгнанникам», отправлялись в Галлию. Вероятно, там с ними ознакомился Е., к-рого Ландульф вслед за Фомой называет «духовным отцом» Карла. Осознав богодухновенность этих книг, святитель выступил в защиту амвросианского обряда. Присутствуя на Соборе в Риме, Е. смело защищал древние обычаи Медиоланской Церкви. Вызванный для собеседования к папе Адриану, Е. отметил, что обряд, восходящий к свт. Амвросию, «украшению всей Церкви, как латинской, так и греческой», не может быть неправильным и что хороши обе богослужебные традиции - и восходящая к Амвросию Медиоланскому, и римская, приписываемая свт. Григорию I Великому , «блаженному учителю и наставнику», к-рый сам не пытался уничтожить амвросианский обряд. Прислушавшись к доводам Е., папа решил предоставить решение вопроса Божию суду. На алтарь в оратории ап. Петра были положены 2 книги, одна содержала богослужебные тексты по амвросианскому обряду, другая - по григорианскому. Обе книги и двери оратория были запечатаны печатью Римского понтифика. После этого был объявлен 3-дневный пост и молебствие о том, чтобы Бог открыл Свою волю,- пусть та книга, обряд к-рой более угоден Ему, будет найдена открытой.

http://pravenc.ru/text/186923.html

Папа Римский Иоанн Павел II совершает Божественную литургию по визант. обряду в сослужении духовенства Вен-герской греко-католической Церкви. Мариапоч (Венгрия). 18 авг. 1991 г. большинство из к-рых являются католич. аналогами ряда Поместных Православных Церквей, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей и Ассирийской Церкви Востока , напрямую связано с униональной политикой Римско-католической Церкви. Уже после разрыва между К-польским Патриархом и папой Римским (1054) греч. храмы на территории Италии, где сохранялось визант. богослужение, утратили каноническую связь с К-польским Патриархатом и были введены в церковную юрисдикцию Рима. С началом крестовых походов и созданием крестоносцами Антиохийского княжества (1098) и Иерусалимского королевства (1099) были образованы лат. патриархаты, деятельность к-рых была направлена на обращение в католицизм правосл. верующих. Захват крестоносцами К-поля в 1204 г. и учреждение в том же году лат. К-польского патриархата ознаменовали окончательный разрыв между Православием и Римско-католической Церковью. Одновременно с этим в католицизме развивается и формулируется учение о примате Римского епископа и его власти над всем христ. миром, что выразилось в провозглашении Латеранским IV Собором (1215) главенства Римского престола над всеми вост. патриархатами. Однако создание параллельной католич. иерархии на Востоке не способствовало обращению большинства правосл. христиан в католицизм. С сер. XIII в. Рим предпринял ряд безуспешных попыток заключить с правосл. Патриархами унию, предполагавшую сохранение их автономности и употребление вост. обрядов при условии подчинения Римскому папе и принятия лат. Символа веры (с прибавлением Filioque ). Формальное принятие епископатом Греко-Православной Церкви унии на Лионском II (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) Соборах не привело к упразднению лат. патриархатов и лат. иерархии на Востоке и к прекращению католич. прозелитизма в целом. Выработанные на Ферраро-Флорентийском Соборе условия и форма присоединения христиан к католич. Церкви после Тридентского Собора (1545-1563) были переосмыслены в пользу признания истинности только римско-католич. вероисповедания и легли в основу рим. униатизма, следствием к-рого стало образование большинства В. к. Ц.

http://pravenc.ru/text/155376.html

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Несбывшаяся мечта: попытка воссоединения Церкви Англии и Католической Церкви в кон. XIX века Отношения Римско-Католической Церкви и Церкви Англии неоднократно вызывали интерес исследователей. В ходе диалога, который на протяжении более чем столетия ведут католики и англикане, прояснялись позиции указанных сообществ по самым актуальным богословским и каноническим вопросам. Тому, с чего начинался диалог Католической и Англиканской Церквей, посвящена статья священника Антония Борисова. Статья Это конец прекрасной мечты. Аббат Фернанд Порталь В задачу публикации входит описание процесса установления контактов между представителями Римско-Католической Церкви (далее — РКЦ) и Церкви Англии (далее – ЦА) как начального этапа развития богословского диалога между данными христианскими сообществами. Предложенный вниманию читателей текст включает изложение исторической канвы данного этапа, а также определение и анализ основных причин, побудивших изначальных участников англикано-католического диалога предпринять попытку начать в конце XIX века процесс восстановления общения между РКЦ и ЦА — общения прерванного еще в XVI столетии и не восстановленного по сей день. Говорить о том, что именно личные контакты группы лиц, представлявших РКЦ и ЦА, стали началом для официального диалога Католической и Англиканской Церквей, нам позволяет ряд исторических фактов. Самым ярким историческим доказательством приведенных выше слов является следующий факт – именно неофициальные попытки церковных энтузиастов восстановить диалог между РКЦ и ЦА вынудили Папу Римского Льва XIII опубликовать в 1896 году буллу “ Apostolicae Curae ” , в которой впервые с момента отпадения ЦА от РКЦ была предельно ясно выражена позиция Ватикана по вопросу признания англиканских рукоположений: «Мы произносим и определяем, что рукоположения, совершенные по англиканскому обряду, были и есть совершенно недействительны и лишены всякой силы» .

http://bogoslov.ru/article/1271046

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Др. названия этой традиции - персид., несторианская, ассир., ассиро-халдейская, месопотамская,- хотя встречаются в лит-ре, в наст. время по разным причинам признаны менее удачными. Название «В.-с. о.», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сир., с другой - подчеркивает ее обособленность от грекоязычной визант. традиции. Богослужение в Церквах В.-с. о. до наст. времени ведется преимущественно на сир. языке (диалект арамейского), хотя также используются араб. и язык малаялам (в инд. шт. Керала). Происхождение и история Восточно-сир. литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от р. Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История В.-с. о. разделяется на 3 периода: персид., араб. и период католич. влияния. Персидский период (224-651) Христиане присутствовали в Месопотамии уже с сер. II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Тем не менее центром христианства долгое время оставался г. Эдесса, к-рый с 216 г. входил в состав Римской империи. Ок. 300 г. персид. христиане были объединены под упр. Католикоса Селевкии-Ктесифона на р. Тигр (недалеко от совр. г. Багдада), к-рый позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского Патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персид. царя Яздигерда I, одобрил каноны Вселенского I и Константинопольского I Соборов, а также ряд канонов Антиохийских Соборов . Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесенному в Персию из Антиохии еп. Мартирополя Марутой и одобренному Католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон; см.: Chabot. Synod. orient. P. 266). Однако до сер. VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями (см., напр., ответы патриарха Ишоява I (582-595) на письмо Иакова, еп. Дарайского (Ibid. P. 428)). После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским , отпала от общения с Церковью Византии. После того как при имп. Зиноне (474-491) начались изгнания несториан из Византии, контакты вост. христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились инд. христиане ап. Фомы, иерархия к-рых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период (651-1258)

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с православной церковью западно-русских униатов: обзор событий воссоединения в царствование имп. Николая I-ro Источник При вступлении на престол Императора Николая I-ro униатская церковь в России состояла из четырех епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Брестский епископ Иосафат Булгак был (с 1817 г.) митрополитом греко-униатских церквей в России. По происхождению поляк, по убеждениям католик, но не фанатик, он был ума и учения недальнего, но нрава кроткого; делами мало занимался и был послушным орудием базилиан. Виленской епархией, образованной в 1810 г. из обломков бывшей митрополичьей епархии, управлял Адриан Головня, не имевший, по своему незначительному характеру, никакого влияния на общий ход дел, но доведший своим дурным управлением епархию до крайнего расстройства. Полоцкой или Белорусской епархией, старейшей после митрополии, управлял со званием архиепископа, переведенный из Луцка Иаков Мартусевич, преданный иезуитам и ненавидевший все русское, православное. Он старался возвратиться к прежнему искаженному униатскому обряду, но не был допускаем к тому духовенством, державшимся введенного Лисовским правильного обряда. Луцким епископом (на Волыни) был низведенный из Полоцка (после известного возмутительного процесса) архиепископ Иоанн Красовский, из белого духовенства, человек отличных способностей и правительственной деятельности, преданный России, но сделавшийся жертвою базилианской интриги. Управление униатскими делами сосредоточено было во 2-м (униатском) департаменте Римско-католической коллегии, состоявшей в ведении департамента иностранных исповеданий, под главным управлением министра народного просвещения. Адмирал А. С. Шишков, назначенный в 1824 году министром народного просвещения (после князя А. Н. Голицына), в тоже время принял в свое заведывание и департамент иностранных исповеданий. Директором департамента был с того же 1824 года (после А. Тургенева) Г. И. Карташевский. Римско-католическая коллегия, начальствовавшая над униатским департаментом, давала направление всем делам, касающимся униатской церкви, в духе латинства. Председательствовавший в униатском департаменте митрополит Булгак был на стороне римлян. В общих собраниях обоих департаментов, под председательством католического митрополита, в которых решались важнейшие дела, голоса униатских членов не имели никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010