Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСПОВЕДЬ [греч. ξομολγησις; лат. confessio (peccatorum)], один из основных элементов таинства Покаяния в христ. Церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их прощение у Бога по молитвам Церкви. И. обычно сопровождают покаянные молитвословия и священнодействия над кающимися, а завершают чины разрешения от грехов и примирения с Церковью. О богословии таинства и о покаянных обрядах см. ст. Покаяние ; см. также Анафема , Говение , Духовник , Епитимия , Пост , Публичное покаяние и соответствующие разделы статей о разных литургических обрядах: Амвросианский обряд , Армянский обряд , Восточно-сирийский обряд , Галликанский обряд , Испано-мосарабский обряд , Коптский обряд , Римский обряд . Принятое в рус. дореволюционной традиции деление И. на 2 типа - общую (публичную) и частную (тайную) не вполне отражает разнообразие ее форм на протяжении истории. Основные критерии для выделения разных типов И.: кто является совершителем И.; участвует ли в И. вся церковная община и какова ее роль; в какой момент и как происходит разрешение от грехов; является ли И. повторяемой и насколько часто возможно ее совершение. Одним из распространенных типов И. в древней Церкви была И., связанная с т. н. каноническим покаянием (покаянной дисциплиной). Основным совершителем таинства в этом типе И. выступал епископ, отлучавший грешников и принимавший кающихся через возложение рук в присутствии всей общины, к-рая выступает свидетелем покаяния грешника, хотя само исповедание грехов чаще всего совершалось тайно (перед епископом или назначенным пресвитером). Епитимией всегда являлось отлучение от причащения на разные сроки. В древности прохождение канонического покаяния, а следов., и И. перед ним часто было однократным в течение жизни и уподоблялось «второму крещению». Эта форма И. официально не была отменена, однако постепенно вышла из употребления.

http://pravenc.ru/text/675011.html

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Скачать epub pdf О книге «Слово «Типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, в которой находятся указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции: в прошлом имелся «Типикон Св. Софии Константинопольской», «Студийский Типикон», «Студито-алексеевский Типикон» и т. д. Ныне все византийские Церкви служат по т. н. «Иерусалимскому Типикону или «Типикону Св. Саввы» (из монастыря в окрестностях Иерусалима), хотя сама Греческая Церковь служит по т. н. «Типикону Великой Христовой Церкви». б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по разным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий. в) Типикон как обряд, то есть как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) – западное. Оно выражает все, что различает одну Церковь от другой в богослужебном плане; существуют, например, византийский обряд, александрийский обряд, римский обряд, испано-мозарабский обряд и т. д.». Список сокращений Русские сокращения БТ ­­ Богословские труды (сборник). Московская Патриархия. ГЕО ­­ Κσμα Γεωργου· Антифонарий Фессалоникийского собора Св. Софии (рукопись Афинск. греч. 2061, XIII в.) (КАК:276–281). ДМИ ­­ Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока: ДМИ-1: 1-й т. (соборные и студитские типиконы). Киев, 1895. ДМИ-2: 2-й т. (евхологии). Киев, 1901. ДМИ-3: 3-й т. (савваитские типиконы). Петроград, 1917. ЕВХ ­­ Арранц М., Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998. ИСТ ­­ Арранц М., Исторические заметки о последованиях Таинств по рукописям Греческого Евхология. Опыт. ЛДА, 1979. ИТИ ­­ Арранц М., История Типикона. Опыт. ЛДА, 1978. КАК ­­ Арранц М., Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. ЛДА, 1979. КЕК ­­ Кекелидзе К., Литургические грузинские памятники… Тифлис, 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Око церковное М. Арранц «Око церковное». Переработка опыта ЛДА 1978 г. История Типикона. История Типикона в предвизантийскую и византийскую эпоху. «Слово «Типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, в которой находятся указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции: в прошлом имелся «Типикон Св. Софии Константинопольской», «Студийский Типикон», «Студито–алексеевский Типикон» и т. д. Ныне все византийские Церкви служат по т. н. «Иерусалимскому Типикону или «Типикону Св. Саввы» (из монастыря в окрестностях Иерусалима), хотя сама Греческая Церковь служит по т. н. «Типикону Великой Христовой Церкви». б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по разным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий. в) Типикон как обряд, т. е. как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) — западное. Оно выражает все, что различает одну Церковь от другой в богослужебном плане; существуют, например, византийский обряд, александрийский обряд, римский обряд, испано–мозарабский обряд и т. д.» Око церковное Переработка опыта ЛДА1978 г. История Типикона ХС КА Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой (Псалом 54:18) Список сокращений Русские сокращения БТ=Богословские труды (сборник). Московская Патриархия. ГЕО=Κσμα Γεωργου· Антифонарий Фессалоникийского собора Св. Софии (рукопись Афинск. греч. 2061, XIII в.) (КАК:276–281). ДМИ=Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока: ДМИ-1: 1–й т. (соборные и студитские типиконы). Киев, 1895. ДМИ-2: 2–й т. (евхологии). Киев, 1901. ДМИ-3: 3–й т. (савваитские типиконы). Петроград, 1917. ЕВХ=Арранц М., Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Святитель Кутберт, епископ Линдисфарнский Святитель Кутберт с детских лет был определен охранять стада в Лодердейльской долине, на границе современных Шотландии и Англии. Однажды ночью, когда он бодрствовал и молился, он увидел, как душа святого Айдана (память 31 августа), епископа Линдисфарнского, возносится на небо, и решил, что и сам он, став монахом, вступит на дорогу, ведущую в Царство Небесное. Кутберт пришел в знаменитый Мелрозский монастырь, которым тогда управляли два великих учителя Кельтской Церкви – святые Эата и Бойсил . Он выказал такое рвение к аскетическим подвигам, что превзошел всех прочих опытных монахов. Часто Кутберт проводил ночи в бдении, стоя в ледяной воде, дабы победить тиранию сна. По преданию, по утрам к нему приходили выдры и, чтобы согреть святого, нежно вылизывали его одеревеневшее от мороза тело. Он также показал пламенную ревность в борьбе против языческих обычаев населения этого края и в проповеди Благой Вести. Много было тех, кто приходил к молодому монаху исповедать грехи и получить его святые наставления, дабы изменить свою жизнь. Спустя несколько лет святой Эата взял его с собой, когда решил основать Рипонский монастырь. Святой Кутберт и там проявил любовь к людям, взяв на себя заботу о гостях. Однажды он принял ангела, который в знак признательности оставил после своего ухода три хлеба необыкновенной белизны. Кельтские монахи были вынуждены покинуть Рипонский монастырь после того, как святой Вилфрид начал вводить римский обряд в этих землях. Кутберт вернулся в Мелроз, где был выбран настоятелем вместо святого Бойсила, скончавшегося от чумы. Заболев в свою очередь, он был избавлен от недуга молитвами монахов. Святой Кутберт распространил свои проповеднические труды на все королевство Нортумбрия . Он проводил иногда целые месяцы в разъездах, проповедуя слово Божие в самых отдаленных местах и исцеляя больных с помощью благодати, дарованной ему Богом в изобилии. Когда римский обряд все-таки восторжествовал на Соборе в Уитби (664), епископ большого Линдисфарнского монастыря-епископии, от которого зависел Мелроз, вернулся на Иону вместе с монахами – приверженцами кельтских традиций. Управление Мелрозским монастырем вновь перешло к святому Эате, которому помогал святой Кутберт.

http://pravoslavie.ru/52624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В католич. Церкви ряд пастырских инициатив в 1-й четв. XX в., целью к-рых было возрождение литургического благочестия и привлечение мирян к сознательному и активному участию в богослужении; после второй мировой войны - движение за литургическую реформу рим. обряда. Истоки Л. д. возникло в Европе как реакция на установившееся с эпохи Просвещения господство рационализма и индивидуализма в церковной жизни. С сер. XIX в. во Франции происходит восстановление монашеских общин после их упадка в период революции и Наполеоновских войн. Именно в монастырях возрождается взгляд на храмовое богослужение как на основу жизни каждого христианина. Ведущую роль в этом процессе сыграл аббат Солема П. Геранже ( 1875), который рассматривал богослужение как наиболее полное выражение Предания Церкви. В проповедях и научных трудах он доказывал, что искажения в области богослужения, ставшие повсеместной практикой во Франции, подрывают основы Предания и уже привели к разрыву между личным благочестием и храмовым богослужением. Т. н. неогалликанские обряды появились в результате произвольного изменения франц. епископами традиц. набора молитв и песнопений и хаотичного умножения вариантов литургических книг в диоцезах. Необходимо было, по мнению Геранже, вернуться к общей молитве Церкви, наиболее чистой формой к-рой является римский обряд. Деятельность Геранже и его сотрудников разворачивалась в 2 направлениях: они популяризовали рим. обряд через книги, объясняющие чин мессы и раскрывающие значение праздников церковного года, а также включились в спор о церковной музыке и пении, настаивая на безоговорочном и повсеместном возврате к григорианскому хоралу. Солемские бенедиктинцы добились в этом споре победы уже после смерти Геранже (в их пользу было издано бреве «Nos quidem» папы Римского Льва XIII (17 мая 1901), а папа Пий X пригласил их в комиссию по пересмотру и новому изданию певч. книг). 1-й период Л. д.

http://pravenc.ru/text/литургическое ...

Глава XIX После достигнутого, торжественно отпразднованного и всюду объявленного «воссоединения», униатский вопрос даже с формальной стороны не мог считаться законченным, так как оставался не воссоединенным еще очень большой класс униатов, – мы разумеем униатов, совращенных в латинство. Совращения происходили в течение всего униатского периода и по временам были чрезвычайно многочисленны. Г.Киприанович говорит, что в 1803 году в одной Полоцкой епархии совратилось в латинство около 100 тысяч человек униатов 1221 , a по словам прот.Наумовича, в 1807–1808 г.г. униатская церковь потеряла еще 50 тысяч человек, перешедших в католичество 1222 . Сколько было совращенных в Полоцкой епархии к 1839 году, этого не могло сказать само Белорусское епархиальное начальство, так как в архиве Белорусской консистории, истребленном в 1812 году неприятелем, не осталось ни перечней, ни именных списков Белорусских униатских прихожан за прежние годы 1223 . Несомненно, однако, что число совращенных здесь было очень внушительно: в Дриссенском уезде почти каждый униатский приход сильно пострадал от совращений: иные, как Россицкий, потерявший 1625 душ 1224 , остались почти ни с чем, а другие, как Дерновичский, состоявший из 1720 прихожан, целиком отошли к римской церкви 1225 . Опытные католические миссионеры умели вырывать жертвы даже из священнических семей. Множество униатских священнических жен и дочерей, как мы уже видели, исповедовали католическую веру. Весь этот громадный класс совращенных влачил нелегальное с точки зрения закона существование. С самого начала 19-го столетия стали издаваться Высочайшие указы о возвращении совращенных, при чем сенатским указом от 8-го августа 1810 г. было разъяснено, что только совращенные до 1798 года имеют право оставаться в римской церкви, прочие же должны вернуться в унию. Как была исполнена Высочайшая воля, можно судить по тому, что в 1814 году консистория бывшей Виленской митрополичьей епархии жаловалась второму департаменту Римско-католической духовной коллегии, что римское духовенство не только не возвращает униатов, прежде перешедших в римский обряд, но еще и новые производить совращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМИНИНГЕЛЬД [Эрменегильд; лат. Hermenegildus; греч. Ηερμηνιγγιλδος] († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта), сын вестгот. кор. Леовигильда (568-586). Сведения о Е. и его мученической кончине содержатся в письменных источниках вестготского («Хроника» Иоанна Бикларского, «История королей готов, вандалов и свевов» свт. Исидора Гиспальского (Севильского)) и франк. («История франков» свт. Григория Турского ) происхождения и подтверждаются нумизматическими и эпиграфическими данными. На рубеже VI и VII вв. Римский папа св. Григорий I Великий посвятил Е. главу в соч. «Диалоги» ( Greg. Magn. Dial. III 31). К VIII в. относятся «Жития святых эмеретских отцов», где упоминается Е. Прп. Беда Достопочтенный ( Beda. Chron. 4557) и Павел Диакон ( Paul. Diac. Hist. langobard. III 21) в основном использовали сведения из сочинений Григория Турского и Григория Великого, к к-рым обращались и более поздние средневек. авторы (напр., Сигиберт из Жамблу). В 572 г., после смерти вестгот. кор. Лиувы, королем стал его брат Леовигильд (с 568 был соправителем Лиувы). Леовигильд от 1-го брака имел 2 сыновей: Е. и Рекареда. Овдовев, Леовигильд женился на вдове кор. Атанагильда Госвинте, арианке. Одна из дочерей Госвинты, Брунгильда, была замужем за франк. кор. Австразии Сигибертом I (561-575), а др. дочь, Галесвинта, вышла замуж за сводного брата Сигиберта Хильперика (561-584), который вскоре отправил жену в Испанию, приказав убить по дороге. Стремясь сохранить добрые отношения с франками, Леовигильд добился заключения брака между Е. и Ингундой, дочерью Сигиберта и Брунгильды. Ингунда была воспитана в кафолической (правосл.) вере, и в 579 г. в Толете (ныне Толедо) Госвинта пыталась насильно обратить невестку в арианство и даже провела над ней арианский обряд крещения (он был признан недействительным). Чтобы избежать скандала, Леовигильд удалил Е. и Ингунду из Толета в Гиспалис (ныне Севилья), поручив Е. управление юж. областями Вестготского королевства, расположенными на границе с визант. владениями в Испании. В отличие от населения Толета жители Гиспалиса преимущественно исповедовали православие. Благодаря супруге Е. сблизился со старшим братом свт. Исидора Гиспальского свт. Леандром , под влиянием к-рого принял правосл. веру.

http://pravenc.ru/text/190161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДОВИК XIII [Людовик Справедливый; франц. Louis le Juste] (27.09.1601, Фонтенбло - 14.05.1643, Сен-Жермен-ан-Ле), кор. Франции и Наварры (с 1610). Из династии Бурбонов; старший сын кор. Генриха IV (1589-1610) и его 2-й жены Марии Медичи. Детство Л. провел в королевской резиденции Сен-Жермен-ан-Ле вместе с др. детьми Генриха IV, рожденными как в браке, так и от связей с фаворитками. Крещен 14 сент. 1606 г. в парижском соборе Нотр-Дам; его восприемником был папа Римский Павел V (1605-1621), от лица к-рого выступал кард. Франсуа де Жуайёз. Ранние годы жизни Л. (с 1601 по 1628) подробно описаны в дневнике королевского медика Ж. Эроара (изд.: Journal de J. Heroard/Éd. M. Foisil. P., 1989. 2 vol.). В нач. 1609 г. Л. переехал в Лувр. Он изучал математику, географию, историю; занимался танцами, игрой на муз. инструментах и рисованием, конной ездой; учился владеть холодным и огнестрельным оружием. Как и мн. франц. короли, всем др. занятиям предпочитал охоту, псовую и соколиную (в 1635 посвятил соколиной охоте «Мерлезонский балет», выступив либреттистом, композитором, автором эскизов декораций и костюмов, а также хореографом и исполнителем неск. ролей). После убийства Генриха IV (14 мая 1610) регентшей при малолетнем Л. была объявлена Мария Медичи. Желая укрепить положение сына, она организовала его коронацию в Реймсе (17 окт. 1610); 21 окт. Л. впервые совершил обряд исцеления золотушных (мальчик коснулся более 900 больных со словами «Король касается тебя, Бог тебя исцеляет»; серьезно относящийся к своим обязанностям «христианнейшего монарха», Л. и впосл. регулярно исполнял этот ритуал). Кор. Людовик XIII. Ок. 1643 г. Худож. Ю. ван Эгмонт (Музей истории Франции. Версаль) Кор. Людовик XIII. Ок. 1643 г. Худож. Ю. ван Эгмонт (Музей истории Франции. Версаль) Во внешней политике Мария Медичи в отличие от Генриха IV стремилась поддерживать дружественные отношения с Испанией и со Свящ. Римской империей.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

Министр Внутренних Дел в ответ на отношение Обер-Прокурора Св. Синода писал, что, по его мнению, совратители из Римско-Католических духовных и светского звания лиц, за намерение привлечения в свою веру или преподание треб людям Православной Церкви и воссоединенной с нею бывшей унитской, за нарушение прав господствующей церкви, не должны быть допущены к даруемому манифестом прощению; но те Римско-Католики, как духовного, так и светского звания, которые подверглись суду за неумышленное привлечение в свою веру православных, могут быть подведены под 1-й пункт манифеста, так как действия сего рода не могут быть сравниваемы с преступлениями: святотатством, смертоубийством, деланием фальшивой монеты и т. п., –устраняемые от прощения, даруемого 1-м пунктом манифеста, а виновные в неумышленных преступлениях наказываются за неосторожность (ст. 114 т. XV Св. Законов). Что касается до приведенного генералом Лашкаревым дела о крещении ксендзами детей умершего Унитского священника, то гр. Строганов находит следующее: постановление об отделении унитского обряда от латинского, изображенное в Высочайшем указе 1828 г. 22 Апреля, не составляло прямого запрещения ксендзам преподавать духовные требы бывшим Унитам, из которых многие, по неимению своих церквей, продолжали исполнять духовные обязанности в костелах, в коих совершались для них требы Римскими или унитскими священниками. Равным образом Униты селений, отдаленных от приходских церквей, получали удовлетворение в духовных нуждах от ксендзов ближайших костелов. Кроме этих случаев обычай крещения Унитов ксендзами продолжался до 1837 года, когда Обер-Прокурор исходатайствовал Высочайшее повеление прекратить этот обычай, а детей Унитов, записанных в метрические книги Римско-Католических церквей с 1828 г., переписать в унитские; причем при возвращении детей в Греко-Унитский обряд не было бы никакого взыскания за записку их в Римский. В 1834 году последовало высочайшее повеление, чтобы унитские священники, которые имели свои церкви, не совершали треб в костелах и не были определяемы начальством к этим костелам, а в 1838 году было предписано Римско-Католическому духовенству, чтобы они не дозволяли унитским священникам совершать требы в костелах. Точное же запрещение Римско-Католическому духовенству совершать требы для Греко-Унитов последовало в 1839 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Новости По указу Папы принимать участие в обряде омовения ног теперь смогут и женщины 22.01.2016 16:49 Ватикан, 22 января, I.MEDIA/Благовест-инфо. Папа Франциск внес изменения в католический служебник, разрешив женщинам принимать участие в обряде омовения ног, который совершается каждый год в Великий Четверг. О новой реформе сообщила 21 января пресс-служба Ватикана. В соответствии с Римским миссалом 1955 года в день, когда Церковь вспоминает Тайную вечерю, священник, возглавляющий богослужение, мог омыть ноги 12-ти мужчинам – клирикам или мирянам. Этот обряд, совершаемый в память о том, как Иисус Христос омыл ноги апостолам, не является обязательным. Однако 6 января этого года, на праздник Богоявления, ватиканская конгрегация богослужения и дисциплины таинств приняла декрет, который, в частности, гласит: «Дабы всемерно показать значение этого обряда тем, кто в нем участвует, Верховный Понтифик Франциск счел благоразумным изменить норму, содержащуюся в Римском миссале» и допустить к чину омовения ног не только женщин, но и мужчин. Желательно, чтобы среди людей, выбранных для участия в обряде, были «молодые и старые, здоровые и больные, клирики, монашествующие и миряне», уточняет декрет. По словам директора пресс-службы Святого Престола священника Федерико Ломбарди, речь не идет о каком-либо «сакраментальном акте»: новый декрет –это «простое указание, как совершать данный обряд». Отныне будет необязательно выбирать именно 12 человек – декрет говорит просто о «небольшой группе» верующих. «Подлинное значение имеет только то, что омовение ног выражает любовь Бога ко всем», -- подчеркнул о. Ломбарди. Ранее на мессе Тайной вечери понтифики умывали ноги 12-ти священникам в Латеранской базилике св. Иоанна – кафедральном соборе Рима. Единственное отступление от этих правил было совершено в 2006 году, когда Бенедикт XVI совершил обряд над представителями объединений мирян Рима. Что касается Папы Франциска, то сразу же после своего избрания на Римский он изменил обычай. В Страстной Четверг 2013 года по его приглашению в древнем обряде приняли участие 12 молодых заключенных (в том числе две девушки) в римской тюрьме для несовершеннолетних Казаль-дель-Мармо. В 2014 он омыл ноги 12-ти мужчинам и женщинам – пациентам римского центра для больных и инвалидов. А в прошлом году Папа Бергольо умывал ноги заключенным обоих полов в тюрьме Ребиббья.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010