– Да почему вы так говорите, как будто у неё их… – А что, первый он у неё, что ль? Ну, не шестнадцать, поди, ей? – Да, не шестнадцать. И не первый. А если это любовь, Надя? – Кака любовь? – Така – любовь. Диалог из культовой комедии      Не так давно, в статье «Ностальгия по разрушителям» я говорила о том, что в позднесоветских киносюжетах постоянно крутилась тема «доставания импортного дефицита», а преклонение перед иноземными лейблами сделалось не просто общим местом, но уже – привычным фоном. Бэкграундом эпохи застоя. Именно эти прозаические мелочи, детальки неуклонно формировали особую философию потребления, а поскольку с модными-престижными товарами в СССР было туговато, раззадорившийся обыватель не нашёл для себя ничего лучшего, кроме как сокрушить «серый совок» и устремиться по направлению к сияющим витринам буржуинства. Сегодня разговор пойдёт о семье, о мужчине и женщине. О детях. Что предлагали нам на десерт? И вообще – ст о ит ли вообще устраивать акты ностальгии по тому времени? Не там ли кроются причины хаоса 1990-х и росточки нашей современной «глянцевой» бездуховности?      …Искусство никогда не бывает «просто так», ради красного словца – оно всегда что-то выражает: силу или немощь, смысл или его поиски, надежду или безнадёгу. Стремление к свету или – копошение в грязище. Поэтому с писателя и художника – особый спрос. Кроме того, «…поэт в России – больше чем поэт» , а творцы кино для нас не развлекатели, но – созидатели вкусов, истин, стилей жизни. Во всяком случае, мы привыкли так считать. Нынче много спорят о так называемом «перестроечном кино», обо всех этих «Маленьких Верах» с «Интердевочками». Мол, именно в конце 1980-х заржавели наши скрепы, рухнули твердыни, утратилась девическая чистота… и так далее. Вакханалия и похоть. Гнусь, гниль, грязь, мразь. Будто всё это возникло на пустом месте и появилось из ниоткуда. Или из каких-нибудь параллельных сфер. Ан нет, дорогие мои! Вспомните-ка наших положительных (!) героинь предшествующей застойной эпохи – начиная с трепетной стюардессы, которая оставалась ночевать у приглянувшегося ей физика-ядерщика, заканчивая мятущейся бабёнкой из мелодрамы «Прости!». То бишь с середины 1960-х годов и вплоть до пресловутой перестройки нам регулярно показывали ветреных девушек и «опытных» женщин, спокойно меняющих свои привязанности. Ещё раз подчеркну: всё то были правильные советские труженицы, а не размалёванные стиляжки или злостные тунеядки. Авторы сценария как бы говорили нам: адюльтер – это нормально; измена – возможна; любовь – это не штамп в паспорте. А дети? Они – поймут, когда вырастут. Они выросли. Поняли. Просекли смысл. Начитались статеек в Cosmo и Men’s Health, понеслись по клубам, ввели в моду тезис: «Мужчина – полигамен, а женщине для здоровья тоже нужно разнообразие!».

http://pravoslavie.ru/88083.html

Живёт с ним на съёмной квартире, а потом сильно удивляется, что гулёна-Никита оказывается неверным кавалером. Впрочем, и сама Нина – дочь залётного интеллигента, который когда-то устроил себе амурное приключение в далёком затерянном городке. Дело-то житейское. Матери-одиночки и девочки-припевочки – вот были героини того «стабильного» времени! Опять-таки положительная Лида из драмы «Не могу сказать " прощай " » тоже с ходу – с лёту приводит к себе на ночь заводского красавчика Сергея Ватагина. Замечу, это не размалёванная финтифлюшка, а именно – «…хорошая девочка Лида», прямо как из популярного стихотворения. Но… Даже хорошие девочки, судя по всему, не особенно берегутся. Прошли времена Тоси Кислицыной, которая в свои восемнадцать лет не умела целоваться и не знала, что бывает меж мужчиной и женщиной! Что у нас там далее по курсу? Десятиклассница из молодёжного фильма «Школьный вальс»… беременеет накануне выпускного бала, а её бойфренд женится на другой – на обеспеченной. Впрочем, и её скоро бросает – это же так современно!      А уж каким златым кладезем «нравственных уроков» видится «Зимняя вишня»! Три подруги – три судьбины. Оля – разведёнка с ребёнком, на которого ей, в сущности, плевать. Ради своих похотей и прихотей она спокойно кидает Антошку на пятидневку. Самый пронзительный фрагмент кинокартины – это когда мальчик истошно вопит: «Не хочу на пятидневку!» Он-то мечтает хотя бы по вечерам видеть маму, ибо на выходные она предпочитает (если получается!) подкинуть сына бывшей свекрови. Разумеется, женатый любовник. Безусловно, не собирается бросать надоевшую, но привычную жену. А что же Оля? В поисках мужчины она кидается из крайности – в глупости. Это в её нехитрой картине мира именуется «поисками счастья». Могутная баба-конь Лариса – эта тоже без мужика. Сурова, неприступна, каменно-скалиста. Не влезай – убьёт! На протяжении всего повествования транслирует ненависть к «этим тряпкам» мужска пола. Ласковая, надёжная и – вечно побитая Валя – сожительница хоккеиста Саши.

http://pravoslavie.ru/88083.html

Этой – сложнее иных, ибо замазывать синяки и урезонивать бушующего спортсмена – дела скорбные. Вот они – героини времени. Три грации. В 1980 году на экраны вышел замечательный, добрый фильм «Однажды двадцать лет спустя». Повествование строится вокруг встречи выпускников – каждый должен вспомнить самое главное в своей жизни, ибо это не просто вечер воспоминаний, а телесъёмка – тут важно не ударить в грязь лицом! Мы видим серьёзных людей – с состоявшейся карьерой и солидными проектами, а главная героиня вдруг произносит совсем уж странное – с точки зрения всех этих архитекторов, телеведущих и востребованных поэтесс: «Я просто мама». Ни прибавить, ни убавить. Все взволнованы – Надюшка была отличницей, общественницей, гордостью класса и вдруг – домохозяйка, наседка. Допустимо ли? Вот и бывший одноклассник советует: детей на продлёнку, в детсады, а сама – в бой! На реализацию талантов! Его-то жена – работает, как положено в «нормальной» семье. А дети – они и на детсадовском горшке посидят, не треснут. Разумеется, всё проясняется, когда Надя Круглова сообщает, сколько у неё детей – цифра обескураживает и восхищает. Мать-героиня. Уникум. То есть нормальная женская доля – это нечто из ряда вон. Типичные современницы – это те, другие, у которых Антошки – на пятидневках, а любовники – в бегах. И это – только всем знакомые, популярные и до сих пор цитируемые стандарты. Кинематограф эпохи застоя транслировал бесчисленные образы разведённых или брошенных женщин; матерей или отцов – одиночек, молодых пар, живущих «просто так», без отягощающего штампа. Героини были хороши собой, стильно одеты, самостоятельны и – свободны. Лет в тридцать пять. Кстати, одна из причин, по которым сделался популярен сценический (и не только сценический!) имидж Аллы Пугачёвой, кроется в тех же самых деталях. Сильная, красивая, модная и одинокая женщина – она жаждет любви и необязательно – навсегда. Мужчины чаще всего смотрелись этакими слабаками, но если присмотреться, то сплошь – вузовские преподаватели, врачи, доценты с кандидатами.

http://pravoslavie.ru/88083.html

     В великолепном кинофильме «Родня» мы снова наблюдаем привычную коллизию: две одиноких бабы – мать и дочь плюс подрастающая юница, которую по какой-то неведомой мне причине играет мальчик – звезда тогдашнего детского синема Федя Стуков. Хотя… я понимаю, почему именно – Федя, а не какая-нибудь Маша-Наташа. Эпоха требовала и вызывала девочек-хабалок, которые уже с младых ногтей не ждут милостей от природы, а летят на всех парах к своему выстраданному счастью. А кто сможет наиболее сочно и смачно сделать хамоватую детсадовку? Только паренёк, не стесняющийся кинокамер. Больше того – маленькая и одинокая Иришка, слушающая в громадных наушниках забойный хит «Sunny» от Boney-M, никому особо не нужна. Дебелая красавица-мать ищет себе нового мужчину. Бабушка – бабушка в деревне. Папа, точнее – бывший папа, гораздо больше интересуется своим замысловатым хобби, чем налаживанием отношений в семье. В тех фильмах нам весьма часто показывали детей, у которых нет даже традиционного конфликта с отцами – просто отчуждение. Корректное и даже какое-то покорное. Ушла в наушники с Boney-M – и понеслась в дивный новый мир. Кстати, дочка начальницы Тихомировой в «Москве слезам не верит» упивается музыкой той же группы и тоже – в гигантских наушниках. Маме вечно некогда, а девочка – привыкла. А вот и любимая новогодняя сказка – «Ирония судьбы»! За одну ночь взрослые, сформировавшиеся люди ломают налаженные связи и – устремляются к неведомым далям, непознанным ощущениям, романтической феерии. Недаром пьяненький и грустный Ипполит произносит ключевую фразу: старое разрушить легко, а вот создать новое очень трудно. Точнее – невозможно. Однако зрителю давали надежду, аки сладенькую конфетку: любовь и страсть важнее устойчивых привязанностей, а всё тот же Ипполит стал более-менее похож на… живого человека только после того, как нажрался в стельку. Выходило чудное – положительный герой просто обязан крушить систему. Любую. И отношения М + Ж здесь выступают удобопонятным символом.      В музыкальной комедии «Карнавал» нам показывают славную и хорошенькую, но очень уж наивную провинциалку Нину Соломатину – понаехавши в столицу, девушка очень быстро заводит необязывающий роман с «мажором» Никитой.

http://pravoslavie.ru/88083.html

Трудности, преодоление себя, работа, время – закаляют характер, усиливая личность. Благодаря испытаниям человек становится удивительней, крепче внутри и снаружи, духовно и морально сильней и привлекательней. На протяжении жизни, рассказывает Лев Емельянович, сколько он встретил людей с разной судьбой – они повлияли на его творчество, став бесценными образами для произведений. И после долгого расставания их встречи по-прежнему случаются неожиданно – старый писатель замечает, как время помогает им, будто дополняя лучшим материалом. Не сломавшийся, а прогнувшийся под бременем ответственности человек – как творения искусства, с годами оцениваются лишь полнее и серьёзнее. – Какой ни возьми рассказ Виктора Петровича – героям вначале трудно, потому что автор забрасывает их в самое пекло так сказать. В сложные участки реки или тундры, где можно погибнуть. У них есть цель, миссия – они её выполняют до последнего вздоха. Я читаю книгу рассказов и повестей «Царь-рыба» Астафьева в спокойной обстановке – это не наспех сделанные современные детективы-бестселлеры, сваренные как мыло – по схеме. Астафьевскую прозу не почитаешь в автобусе или в самолёте, она будоражит чувства или наоборот – успокаивает, заставляя осмыслить и постичь опыт прошлого. Его герои – своеобразный отчёт времени, наглядный пример взаимодействия старого поколения и нового. Люди у Виктора Петровича – «сгустки нервов», «скрепы памяти», «ржавые болванки» или «скалистые месяцы». Нужно многое пережить, потерять и приобрести, чтобы в один прекрасный момент понять: счастливый и заслуженный человек – это порядочность, помноженная на прочие положительные качества. Стремительный и проживший человек – видный и первостепенный персонаж прозы В.П. Астафьева. Несмотря на автобиографичность трудов деревенского писателя, встречается уйма вымысла в виде того, что могло быть, но не вышло в настоящей жизни, поскольку человеку характерна слабость, безрассудство. Отвечая на риторические вопросы времени, Командор, Игнатьич, даже чудик-Дамка – и не только они обращаются к Богу, просят прощения у людей, которых уже с ними нет и не будет никогда.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/30/ly...

     Люди старшего, пожившего поколения с ностальгическим умилением крутят кинокартины 1970-х, браня блудливую да шалопутную современность. Но чем, к примеру, отличается симпатичная Оля Рыжова из «Служебного романа» от вашей офисной сослуживицы, желающей увести мужа из семьи? Зрителю доказывалось: Оленька – славная, милая и вся такая минорная. Больше того – ей по сюжету «достался» приличный муж, а ещё – взрослый ребёнок. Однако же авторы давали понять: желание измены – это естественно, а Рыжова – не наглая хищница, а – бедняжечка. А кто таков у нас Новосельцев? Отец-одиночка, брошенный и оставленный. Жена – закрутила. Плохо, потому что двое детей «мальчик и… мальчик» – это сложности и треволнения, но вместе с тем – дело-то житейское. Все гуляют, и новосельцевская «половинка» слиняла, свинтила, ускакала. Нормально, ребята! Продолжаем гулять. В культовой мелодраме о Москве, слезах и Катюше Тихомировой явственно показано: главная героиня до встречи с принцем Гошей имела любовника, который и не собирался что-то менять в своей устроенной, упакованной и сытой жизни. Плюс пикантная связь на стороне, да ещё и с женщиной-боссом. Впрочем, и сама Катерина – отнюдь не образец женской сдержанности и стыдливости. Интересно, что крепкая, традиционная семья – только у простоватой Тоси, которая так и не избавилась от своих деревенских обыкновений (как, впрочем, и её хороший, но такой незамысловатый Коля). Идём дальше?      Персонажи «Осеннего марафона» не просто бегут по жизни, но по ходу своего движения рушат свои и чужие судьбы. Семьи. Инфантильная, требовательная и, понятное дело, несчастная Алла требует от своего кавалера окончательного разрыва с женой, тогда как мешковатый увалень Бузыкин вечно увиливает. Ему, разумеется, противно сидеть на двух шатких стульчиках, но он до такой степени погряз во лжи и в своих сиюминутных удобностях, что… всё остаётся на своих местах. Зритель наматывал на ус: это – не грех и не провал. Все так бытуют-обитают, вон и в кино – приличные люди, а шастают по любовницам, врут жёнам, изворачиваются, скользят. Так жить – можно! Чем утешиться, если даже кристально-безупречная, прямо-таки дистиллированная медсестричка из «Афони» с ходу оказывается в постели нетрезвого сантехника? Где искомые скрепы-то?!

http://pravoslavie.ru/88083.html

Зритель хлопал глазами, впитывал и делал выводы.      Мы сейчас идеализируем поздний СССР с его благостной стабильностью, а все эти премилые киношки про Олю да про Катю бесконечно крутятся по всем каналам. Стройным хором ругаем перестроечный бардак и «брутальную» современность. С рефреном: «Раньше было лучше, потому что оно – раньше! И скрепы – были!» Ан нет. Ржавые оказались скрепы – оттого и притопали в сторону «Маленькой Веры». Она – итог. Она – не вдруг. Теперешние сериальчики про офисных милашек и статейки в глянцевой прессе на тему «Как окрутить босса за три дня» – все они родом из «Служебного романа», из позднесоветского вранья. Вранья на всех уровнях – от политического до семейного. Вы всё ещё полагаете, что Маленькая Вера завелась от сырости? скрыть способы оплаты Комментарии Антон 28 марта 2019, 10:04 В молодости, особенно до прихода в Церковь, очень любил фильмы Эльдара Рязанова. А потом, после долгого перерыва, решили с женой посмотреть ещё раз " Гараж " (а, может, какой другой его фильм, уже не помню). И поразились, сколько же там пошлости! С тех пор не могу смотреть ничего рязановского. Несмотря на весь юмор, на талант актёров. Какая-то просто удушающая нечистота. Алексей 22 марта 2018, 16:31 И еще: кино не только отоборажает настроения общества (упали нравы - упало, по нравственности, кино), но сами фильмы формируют у людей представления о том, что является приемлемым в жизни. Это взаимное влияние. На создателях фильмов лежит страшная ответственность! " Научить хорошему " - это, без шуток, обязанность любого режиссера и сценариста. Алексей 22 марта 2018, 12:00 " советское кино отображало тот самый " духовный кризис " , а вовсе не являлось его причиной " - верно сказано! Это всё фильмы о том, как НЕ надо поступать. Но были ли в позднесоветскую эпоху фильмы о том, как надо? Да, были, но они малоизвестны. Например, фильм " Странные взрослые " (1974), о том, как герой Льва Дурова усыновляет (удочеряет) девочку из детдома. Это не совсем " о семье " , но если муж и жена решают взять ребенка, то, чаще всего, у них хорошо сложилась собственная семья.

http://pravoslavie.ru/88083.html

Вячеслав 6 марта 2017, 19:01 Наивно думать, что два-три десятка популярных советских мелодрам стали причиной так называемого " духовного кризиса " сегодняшнего дня, причины которого скрываются, вероятно, в чем-то большем. Советское кино, за редким исключением, как раз малопопулярно у современной " глянцевой " молодежи. Может быть, все как раз наоборот - советское кино отображало тот самый " духовный кризис " , а вовсе не являлось его причиной? А может быть, кино должно всегда рисовать строго положительных персонажей, как какие-нибудь подзабытые уже советские милиционеры из " Следствие ведут знатоки " , которые даже не курили? Подлинно народным стал вовсе не " идеальный милиционер " , а очень сложный и противоречивый, не факт что положительный, но до сих пор не сходящий с телеэкранов персонаж - Глеб Жеглов. Или возьмем упомянутого выше Бузыкина. Маловероятно, что это положительный персонаж, как, кстати, и Платон из " Вокзала для двоих " . Оба - по большому счету неудачники, хотя и талантливые на своем месте, но слабохарактерные, не умеющие сказать твердое " нет " , прячущиеся за женщин в сложных обстоятельствах и поэтому далеко не образцы для подражания в области семейной этики. Думаю, для советского зрителя это было достаточно очевидно. Нет, вовсе не кино, а религия должна заниматься морализаторством. Или надо понимать, такие фильмы, как " Поп " , " Викинг " (2017) или продукция бесконечных " православных кинофестивалей " являют собой образец духовности и не-ржавых " духовных скреп " ? Вот " Викинг " - был князь Владимир блудник и убийца (сцены соития с девицей в окружении верных мюридов - обязательны для фильма на " духовную " тему?), а потом как по щелчку - увидел Корсунь, поговорил со священником и все крестились - вот вам и хеппи-энд. Какой жизненный опыт могут передать, какие вопросы могут поставить такие картины перед молодежью? Очень слабые, простые, абсолютно " глянцевые " опусы, никак не ровня картинам Рязанова, Гайдая и других советских мэтров. Православие-лайт, духовный фаст-фуд.

http://pravoslavie.ru/88083.html

Интересно, Галина повесть о Петре и Февронии Муромских внимательно читала? там ведь тоже не простая история, не гладкая... да и любое житие любого святого не избежало упоминания о ранних грехах подвижников (редкий святой безгрешен с юных лет), тем выразительнее перемены, свершающиеся в душах, подвигающие на истинный путь... Каждый имеет право на собственное, субъективное мнение... но упрощать-то зачем? Человек - существо сложное, противоречивое, способное на многое... в том числе способное подняться с самого дна на невероятные высоты духа! искусство, в том числе и кино, оно должно давать надежду, давать пищу для размышлений о себе, своей судьбе... а не рисовать сладкие картинки идеальной жизни, подавать правильные примеры... Вспомните знаменитый роман Достоевского " Идиот " (хотя допускаю, что это не ваш автор) - кн. Мышкин - редкий человек, руководствующийся в своей повседневной жизни ни чем иным, как 10-тью заповедями, и вот печальный, но закономерный итог... Александра 24 ноября 2015, 14:23 По моему мнению, автор, преувеличивает, значение советского кино на растление общества. Если рассуждать так, то взяв любое светское произведение, можно увидеть разврат и " ржавые скрепы " . Начиная от " Ромео и Джульетта " заканчивая Толстым и Достоевским. Везде сплошной порок можно отыскать. Но, классические произведения помогают нам больше понимать Библию, изучать и оценивать себя и мир вокруг. Илья 24 ноября 2015, 14:15 Все правильно - но я не стал бы иронизировать над словом " скрепы " , уподобляясь невежественным либералам. " Милосердие, сочувствие, сострадание друг другу, поддержка и взаимопомощь, – то, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились " , вот о чем идет речь. Что же до советской нравственности - она всегда была величиной отрицательной хотя бы уже потому, что вся государственная система была построена на страхе и лжи - и развалилась, как только страх исчез. Весь этот " добрый советский " разврат в художественной форме - лишь пена на поверхности котла, в котором варились человеческие души, оторванные от здравых представлений о вере.

http://pravoslavie.ru/88083.html

Alexander Mordvinov 24 ноября 2015, 16:52 Это называется с ног на голову. Синематограф во всём виноват. Сам мистер Second, не иначе. И вы только посмотрите, посредством каких фильмов? - Исключительно народные, ставшие классикой, с высокой долей сатиры. А, ведь, народную любовь как раз они обрели именно из-за того, что оказались очень близки к жизни, не рафинированные, не идеологические. Мда, не все понимают смысл сатиры. Дай волю таким кликушам, так и Шукшина в эротоманы запишут. Маргарита 24 ноября 2015, 16:39 Какое же опять странное понимание искусства, прямо оторопь берет. Как на партсобрании побывала.Все написанное напомнило репризу из Карнавальной ночи, где Огурцов учит клоунов " правильно " смешить. И из скетча " от меня ушла жена " получается в конце концов " Товарищи! Надо серьезно относиться к семейным отношениям! " . Ксения Ивановна 24 ноября 2015, 16:03 Как мне кажется, автор статьи далёк от искусства. Уж как только автор не называла , а правильнее сказать обзывала героинь фильмов 70 -х годов. Фильмы-то были талантливые и светлые. А когда Церковь для большинсьтва в те годы была ещё закрыта, душа наша работала - не страстям училась, а желанию любить, но автор этого не заметила. Статья грязная, а не героини фильмов. Сайт Православие.ру.- один из тех, которые смотрю ежедневно, поэтому не понимаю, зачем на сайте поместили эту статью. Мк 24 ноября 2015, 16:01 Это фильмы про реальную жизнь. А жизнь она бывает очень разной, ситуаций, в которые может попасть человек невероятное количество - и все это про реальных людей, так действительно бывает. А Вы - ханжа Татьяна Крутова 24 ноября 2015, 15:26 Простите меня, но я прямо возмущена. Такое ощущение, что автор статьи неживой человек. Герои этих картин отличаются от более ранних, подчас идеализированных героев советских фильмов. У них всех своя трагедия, показанная тонко, живо, всегда многогранно и, несомненно, эти истории всегда заставляют задуматься. Ну конечно, есть и Бузыкины и разведенки в поисках счастья и они все живые люди и не грешнее нас с вами. И авторы их вовсе не оправдывают, но и не осуждают. Простите еще раз, но характер статьи осушительный и ханжеский, и обидно, что таких статей претендующих на тонкую аналитику довольно много на сайте. Я до замужество тоже такой максималисткой была, но после, о ужас, развода, встретила человека, которого реально полюбила и нисколько не жалею. Мои взгляды стали многогранное, не подумайте, что разболтанне. А за героев Иронии судьбы, честное слово, обидно. Просто подумайте, какова была бы их жизнь, если бы они связали её со своими " стабильными связями " . Богу это точно не нужно, поэтому Он и вмешался. У самой было так. Галина, будьте снисходительнее, эти фильмы снимались не для плоского сознания дурачков и они оставили свой прекрасный след в наших Душах.

http://pravoslavie.ru/88083.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010