Пантелеймон (Успенский), иеромонах. Лекции по патристике. – Сергиев Посад, 1910. Парийский Л. Лекции по патрологии, читанные студентам III курса ЛДА. – Л., 1951–1952. Попов И. Идея обожения в древневосточной Церкви.//Вопросы философии и психологии. – М., 1906. – Кн. 97. – С. 165 – 213. Попов И. Конспект лекций по патрологии. – Сергиев Посад, 1916. Порфирий (Попов), архимандрит. Об авторитете Святых Отцов Церкви и важности их писаний. – М., 1866. Поснов М. История христианской Церкви. – Брюссель, 1964. – То же. – Репринт. – Киев, 1991. Сагарда Н. Древнецерковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (IV -V вв. ).//Христианское чтение. – СПб., 1910. – Апрель. – С. 443–503. Сагарда Н. Лекции по патрологии. – СПб., 1912. Созомен Эрмий. Церковная история. – СПб., 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. – СПб., 1850. – Тоже. – М, 1996. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. – Т. 1. – Сергиев Посад, 1906. – То же. – Репринт 2-го изд. – М., 1995. Старокадомский М. Лекции по патрологии для студентов III курса МДА, – б. г. Тальберг Н. История христианской Церкви. – Репринт. – М., 1991. Терновский Ф. Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов. – Киев, 1883. Тьери Ам. Несторий и Евтихий. – Казань, 1881. Удальцова З. В. Византийская культура. – М., 1988. Успенский Ф. История византийской культуры. – Т. 1. – М., 1948. Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. – СПб., 1891. Феодорит, епископ Кирский, бл. Церковная история. – СПб., 1852. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. – Т. 2. СПб., 1859. – То же. – 2-е изд. – СПб., 1882. Флоровский Георгий , протоиерей. Восточные Отцы V-VIII веков. —2—е изд. – Париж, 1990.Репринт. – Москва, 1992. Шмеман Александр , протопресвитер. Исторический путь Православия. – NY., 1954. – То же. – Париж, 1985. – То же. – Репринт. – М., 1993. Adam A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. – Bd. I. – Guttersloh, 1965. Amann E. La dogme catholique dans les Peres de l " Eglise. – Paris, 1922.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

714. Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие//Богосл. тр. — 1972. — Сб. 8. — С. 215–230. Упоминание о свт. Игнатии среди «стяжателей Духа»: прп. Паисия Величковского, свт. Тихона Задонского, свт. Феофана Затворника — с. 227. 715. Памяти игумена Марка (Лозинского)//Журн. Моск. Патриархии. — 1973. — С. 28–29. Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — 2-е изд. — Париж, 1981. О богословии свт. Игнатия — с. 393. 717. Осипов А. Основы духовной жизни по творениям еп. Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. — 1983. — С. 71. 718. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — 3-е изд. — Репринт. изд. 1937. — Париж: Ymca-Press, 1983. — 600 с. — По указ. именем.: Игнатий Брянчанинов, еп. — с. 584. 719. Ильичева Н. Святитель Игнатий Брянчанинов о духовной жизни//Журн. Моск. Патриархии. — 1989. — С. 56–57. 720. Исайя (Белов). Предисловие [перед публикацией соч. «Слово о человеке»]//Богосл. тр. — 1989. — Сб. 29. — С. 284. 721. Бубнова В. А. Дорогою к Ниловой пустыни//С.-Петерб. епарх. вед. — 1990. — С. 78–80. Упоминание о свт. Игнатии как продолжателе духовной традиции старца Нила Сорского. 722. Исайя (Белов). Предисловие к «Слову о ангелах»//Богосл. тр. — 1990. — Сб. 30. — С. 305. 723. Новоселов М. А. Забытый путь опытного богопознания: (В связи с вопросом о характере православ. миссии)/Братство Всемилостивого Спаса. — Репринт. изд. 1902 г. — М., 1991. — 69 с. — (Религиоз.-филос. б-ка; Вып. 1). О сочинениях свт. Игнатия — с. 56, 60. 724. Серафим (Роуз). Душа после смерти: Соврем. «посмерт.» опыты в свете учения Православ. Церкви (с прил. рассказа блаж. Феодоры о мытарствах): Пер. с англ. — М.: Макао и К°, 1991. — 247 с., 1 л. портр. — Из содерж.: Прил. IV. По поводу критики еп. Феофаном еп. Игнатия. — С. 219–226. О свт. Игнатии см. также — с. 10–11, 32–33, 35–36, 65–66, 68–70, 72, 84, 117. 725. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа. — Репринт. изд. 1937 г. — Вильнюс: тип. «Вильтис», 1991. — 600 с. — По указ. имен см.: Игнатий Брянчанинов, еп. — с. 584.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

E. М. Верещагина: Богословский вестник. Новая серия. N° 5–6 (2005–2006). С. 650–669.] Творения Тихона Задонского . – Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . Изд. 5 [сверенное с рукописями, дополн.] Т. 1–5. М., 1889 (репринт: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994). Тихон Задонский . Избранные труды. – Святитель Тихон Задонский . Избранные труды, письма, материалы. М., 2004 (Русская богословская библиотека). Уивер. Божественная благодать. – Уивер Р. X. Божественная благодать и человеческое действие: Исследование полупелагианских споров/Пер. с англ. М., 2006. Пер. работы 1996 г. по изд.: Weaver R. Н . Divine Grace and Human Agency: A Study of the Semi-Pelagian Controversy. Macon GA, 1998 (Patristic Monograph Series; 15). Феофан Затворник . Псалом 118. – Псалом Сто-осмнадцатый, истолкованный Епископом Феофаном. Изд. 2. М., 1891 (репринты: Jordanville, 1976; М., 1993). Феофан Прокопович . Диалогисм. – Феофан Прокопович . Диалогисм, сиесть беседа о догматах Православной Церкви. Вена, 1785. [Изд. установить не удалось.] Филарет. Обзор русской духовной литературы. – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. 2. 1720–1863 [гг.] 3 СПб., 1884. Философия природы. – Философия природы в Античности и в Средние века/Ред. Π. П. Гайденко и В. В. Петров. М., 2000. Флоровский. Восточные отцы V-VIII веков. – Флоровский Г. В., свящ. [прот.] Восточные отцы V-VIII веков: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. Париж, 1933 (репринт: Paris: YMCA-PRESS, 1990). Ряд переизданий. Флоровский. Пути русского богословия. – Флоровский Г. [В.], прот. Пути русского богословия. Париж, 1937 (репринт: Вильнюс, 1991). Ряд переизданий. Фома Аквинский. Сумма теологии. – Св. Фома Аквинский. Сумма теологии/Под ред. проф. Н. Лобковица и канд. филос. наук А. В. Апполонова; пер. А. В. Апполонова. Т. 1. Ч. 1. Вопросы 1–64. М., 2006; Т. 2. Ч. 1. Вопросы 65–119. М., 2007. ХЧ. – Христианское чтение. Чистович. Исправление текста славянской Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

260 . Успенский Ф.И. История византийской империи. В 3-х тт. Т.1. М., 1996; т.2. М., 1997; т.3. М., 1997. 261 . Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892. 262 . Успенский Ф.И. Синодик в неделю Православия: Сводный текст с приложениями. Одесса., 1893. 263 . Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. 264 . Феодор, архим. ( А.М. Бухарев ). О духовных потребностях жизни. М., 1991. 265 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Репринт. изд.: М., 1996. 266 . Философская Энциклопедия. Тт.1–5, М., 1960–1970. 267 . Флоренский П.А. Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева //«Пастырь добрый». Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева . М., 1997, сс.583–602. 268 . Флоренский П.А., [Сочинения]. T.I(Kh. 1–2): Столп и утверждение истины; Т. II: У водоразделов мысли. М., 1990. 269 . Флоринский Т. Византия и Южные славяне во второй половине XIV в. Вып. I-II, СПб., 1882. 270 . Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VIII веков. Репринт. изд.: М., 1992. 271 . Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV-ro века. Репринт. изд.: М., 1992. 272 . Флоровский Г.В. Отцы первых веков. Кировоград, 1993. 273 . Флоровский Г., прот. Святой Григорий Палама и традиция Отцов//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 1996. (9/10), с.107 – 116. 274 . Флоровский Г.В. Тайна Фаворского Света.//Сергиевские листки, (89), Париж, 1935. 275 . Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета IX-XV вв. М., 1978. 276 . Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. М., 1994. 277 . Хоружий С.С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия.//Богословские труды, сб. 33, М., 1997, сс. 233 – 245. 278 . Хоружий С.С., Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991. 279 . Хоружий С.С. Исихазм в Византии и России: исторические связи и антропологические проблемы.//Страницы. 1997, сс.48–61 280 . Хоружий С.С. После перерыва. Пути российской философии. СПб., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Флоренский П. А., свящ. Философия культа/«Богословские труды», Сб. 17. М., 1977. С. 85–248. Новое дополн. изд.: Флоренскии П. А., свящ . Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи)/Сост. игумен Андроник (Трубачев) ; ред. игумен Андроник (Трубачев). М., 2004. – (Филос. наследие). Шмеман А. , протопресв. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1984 (несколько переизданий). Общедоступные переводы и объяснения литургических текстов Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1–5/Сост и пер. А. Л. Катанского , И. Мансветова , Е. Ловягина /«Христианское чтение» 1874–1878 и отд. (СПб.) Репринт: М. Вып. 1. 1997; Вып. 2. 1998; Вып. 3. 1998; Вып. 4–5. 1999. Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян)/Пер. на рус., объясн. и примеч. Нахимов Н. СПб., 1912. Изд. испр. и доп. Киев, 2003. Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1803; 1999 (19-е изд.). Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии/Подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ю. Барабаша. – М., 1990. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии... С приложением «Книги о храме» Симеона, Митрополита Солунского. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 [репринт с изд. 2-го: СПб., 1897]. Свято-Троице-Серафимо-Дивеев монастырь [репринт с изд.: СПб., 1884 г. Из репринта изъята «Книга о храме» Симеона Солунского ]. Рахманов Ф. И. Изложение Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста . М., 1882. Михайловский В., прот. Всенощное воскресное бдение с русским переводом шестопсалмия, стихир, тропарей, богородичное, воскресных ирмосов всех восьми гласов и с необходимыми пояснениями. СПб., 1880. Святоотеческие толкования Литургии Переводы Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Ч. 1–3. СПб., 1855–1857. Герман Константинопольский , св. Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение об их значении/Писания св. отцев и учителей Церкви... Ч. 1. СПб., 1855. С. 375–426 [интерполированный текст по РС]; Он же , Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995 [реконстр. греч. текст параллельно с рус. пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О свт. Игнатии – с. 11, 20:710. Сергеенко А. О братолюбии в сочинениях русских святителей: (Мысли еп. Игнатия о любви к ближнему и об обществ. обязанностях христианина//Журн. Моск. Патриархии. – 1966. – 4. – С. 73–77. 711. Аверкий (Таушев) . «Соль обуевает» – знамение приближения конца: К столетию блаженного преставления епископа Игнатия (Брянчанинова) //Православ. путь. – Jordanville; New York, 1967. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 712 . Марк (Лозинский) . Завершение многолетнего богословского труда//Журн. Моск. Патриархии. – 1968. – 2. – С. 21:713. Марк (Лозинский) . Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) : Автореф. одноим. дис. представл. на соискание учен. степени магистра богословия//Богосл. тр. – 1971. – Сб. 6. – С. 226–231:714. Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие//Богосл. тр. – 1972. – Сб. 8. – С. 215–230. Упоминание о свт. Игнатии среди «стяжателей Духа»: прп. Паисия Величковского , свт. Тихона Задонского , свт. Феофана Затворника – с. 227:715. Памяти игумена Марка (Лозинского) //Журн. Моск. Патриархии. – 1973. – 3. – С. 28–29. 716. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа . – 2-е изд. – Париж, 1981. О богословии свт. Игнатия – с. 393:717. Осипов А. Основы духовной жизни по творениям еп. Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. – 1983. – 8. – С. 71:718. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа . – 3-е изд. – Репринт. изд. 1937. – Париж: Ymca-Press, 1983. – 600 с. – По указ. именем.: Игнатий Брянчанинов , еп. – с. 584. 719 . Ильичева Н. Святитель Игнатий Брянчанинов о духовной жизни//Журн. Моск. Патриархии. – 1989. – 5. – С. 56–57:720. Исайя (Белов). Предисловие [перед публикацией соч. «Слово о человеке " ]//Богосл. тр. – 1989. – Сб. 29. – С. 284:721. Бубнова В. А. Дорогою к Ниловой пустыни//С.-Петерб. епарх. вед. – 1990. – 5. – С. 78–80. Упоминание о свт. Игнатии как продолжателе духовной традиции старца Нила Сорского . 722 . Исайя (Белов). Предисловие к «Слову о ангелах»//Богосл. тр. – 1990. – Сб. 30. – С. 305:723. Новоселов М. А. Забытый путь опытного богопознания: (В связи с вопросом о характере православ. миссии)/Братство Всемилостивого Спаса. – Репринт. изд. 1902 г. – М., 1991. – 69 с. – (Религиоз.-филос. б-ка; Вып. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Балевиц З. В.Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944). Рига, 1967. [iv] Мануил (Лемешевский), митрополит.Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 годы. Т. 1-6. Эрланген, 1979–1989; Кузнецов А. И.Обновленческий раскол в Русской Церкви//" Обнов­ленческий " раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характери­стики. Сост. И. В. Соловьев. М., 2002; Сергеенко А.О положении Церкви в России. Париж, 1947. Рукопись; Цыпин Владислав, протоиерей.История Русской Православной Церкви, 1917-1990. М., 1991; Его же. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997; Сорокин Владимир, протоиерей. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005 и др. [v] Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Сортавала, 1993; Его же. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 2005. [vi] Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2005; Его же. Тоталитаризм и вероисповедание. М., 2003; Его же. A History of Marxist-Leninist atheism and soviet antireligions policies. London, 1987; Struve N.Les chretiens en URSS. Paris, 1963: Fletcher W. The Russian Orthodox Church underground, 1917-1970. Oxford, 1971; Smricker G. Religion in Russland. Darstellung und Daten zu Geschichte und Gegenwart. [vii] Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. В 3 т. М., 1993. [viii] Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. Париж, 1977; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 1-3. [ix] Регельсон Л.Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Париж, 1977. (Репринт – М., 1996). [x] Польский М. Новые мученики российские. Т. 1-2. Джорданвилл, 1949, 1957; Григорий (Граббе), епи­скоп.К истории русских церковных разделений за границей. Опровержение ошибок и неправд в сочинении Д. Поспеловского " The Russian Church under the soviet re­gime 1917 –1982 " . Джорданвилл, 1992. [xi] Алексеев В. А.Иллюзии и догмы. М., 1991; Его же. " Штурм небес " отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Одинцов М. И.Государство и церковь (История взаимоотношений: 1917-1938 гг.). М., 1991; Его же. Государство и церковь в России, XX век. М., 1994; Его же. Русские патриархи XX века. (Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов). М., 1999; Его же. Русская православная церковь в веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002; Бессонов М. Н.Православие в наши дни. М., 1990; Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и совре­менность Симферополь, 1991.

http://religare.ru/2_93917.html

165 . Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976. 166 . Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X – XI вв. Проблемы истории одного столетия: 976–1081. М., 1977. 167 . Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974. 168 . Литаврин Г.Г. Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары» императора/ВО. М., 1982. 169 . Литаврин Г.Г. Представления «варваров» о Византии и византийцах в VI-X вв./ВВ. Т. 46. 1986. 170 . Лихачев Н.П. Моливдулы греческого Востока. М., 1991. 171 . Лихачев Н.П. Некоторые старейшие типы печатей византийских императоров. М., 1911. 172 . Лихачев Н.П. Печати патриархов Константинополя. М., 1899. 173 . Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV веков. Л., 1981. 174 . Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX-XV веков в собраниях Советского Союза. М., 1977. 175 . Лопарев Хр. Византийские жития святых VIII-IX BB./BB. Т. 17–19. 1911–1915. 176 . Л опарев Хр. Об униатстве императора Мануила КомнинаУ/ВВ. Т. 14за 1907, изд. 1909. 177 . Лопарев Хр. Повесть об императоре Феодосии II/ВВ. Т. 5, вып. 1/2. 1898. 178 . Любарский Я.Н. Михаил Пселл: личность и творчество. К истории византийского предгуманизма.М., 1978. 179 . Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. 180 . Медведев И.П. Византийский гуманизм Х1У-ХУвеков.Л., 1976. 181 . Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973. 182 . Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990. 183 . Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в./ТОДРЛ. Т. 29. 1974. 184 . Митрофанов П. Изменение в направлении IV Крестового похода/ВВ. Т. 4, вып. 3/4. 1897. 185 . Морозов Н.А. История возникновения Апокалипсиса. Откровение в грозе и буре. М., 1991 (репринт). 186 . Оскар Пио. Из жизни римских императриц2. М., 1991 (репринт). Ко многому изложенному у г. Пио стоит относиться критически). 187 . Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования/Византия, южные славяне, Древняя Русь, Западная Европа. Сб. статей в честь В.Н.Лазарева. М., 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Париж. YMCA-PRESS. 1953, стр. 279 (написана в 1942 г.). 92. П.А. Флоренский. Имяславие как философская предпосылка. Об Имени Божием. – В кн.: П.А. Флоренский. Соч. т. 2. У водоразделов мысли. – М. «Правда», 1990 (написано в 1922 г.). 93. П.А. Флоренский. Имена. – М. «Купина», 1993, стр. 320 (написана в 1923–1926 гг.). 94. Дневники Императора Николая II. – М.: «Орбита», 1991. 95. Л.А. Зандер. Бог и мир, т. I. – Париж. YMCA PRESS. 1948, стр. 53. 96. Письма Сергея Николаевича Булгакова о. Павлу Флоренскому (1918 г.). – «Начала». 1993. стр. 86. 97. Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Указатель литературы Афонского дела и важнейших данных для суждения о нём (машинопись из Архива о. Павла Флоренского). 98. Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Предисловие еп. Никона. – Сергиев Посад, 1911. – Отт. из «Троицкого Слова» за 1911 г. 99. И.М. Как научиться Иисусовой молитве? – Издание Оптиной пустыни. Одесса, 1913; Куйбышев, 1990; Брест, 1994. 100. И.С. Кацнельсон. А.К. Булатович – гусар, землепроходец, схимник, – В кн., А.К. Булатович. С войсками Менелика II. – М. «Наука». 1971, стр. 31. 101. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики российские, т. 2. Джорданвилль. 1957, стр. 248. 102. «Церковный Вестник». 1917. 8 апреля, стр. 69. 103. Архиепископ Никон. Мои дневники, вып. IV. 1913. – Сергиев Посад. 1914, репринт, б/г. – Из «Троицкого Слова». 1913. 104. Воспоминания катакомбного схиепископа Петра (Ладыгина). – «Церковная жизнь». Издаётся двухмесячно при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви за границей. – Нью-Йорк. 1984. 105. Е. Голлербах. Религиозно-философское издательство «Путь» (1910–1919 гг.). «Вопросы философии». 1994. 106. И. Кацнельсон, Г. Терехова. По неизведанным землям Эфиопии. – М. 1975. 107. Священник Роберт Слесинский. Начало своеобразной русской философии языка, имяславие и имяборчество. – «Путь Православия». 1994. 108. Н.А. Семенов. Фабрика святых или Св. Гора Афон. – М. 1924; 2-е доп. – М.-Л., 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

34 О различных позициях, занятых упомянутыми здесь исследователями “Троицы” в рассматриваемом вопросе см. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа, сс. 36, 61; Антонова В. И. и Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963, с. 287; Прот. Л. Воронов. Андрей Рублев — великий художник Древней Руси//Богословские труды. Сб. 14. М., 1975, с. 90; Вздорнов Г. И. Новооткрытая икона “Троицы”… , с. 147, примеч. 80 и с. 148, примеч. 82; Он же. Троица Андрея Рублева, сс. 12–14, 75–76, 97, 105, 115; Прот. А. Салтыков. Иконография “Троицы” Андрея Рублева//Древнерусское искусство. XIV–XV вв. М., 1984, сс. 83–84; Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988, с. 23; Мюллер Л. К вопросу о догматическом содержании “Троицы” святого Андрея Рублева//Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1990. М., 1990, сс. 88–110. 35 См. Воскресное чтение. Киев, 1841, 5, сс. 17–21; у о. Иоанна Мейендорфа вариант перевода: “…один Господь, Один от Одного, Бог от Бога, Образ и Подобие Божества…”. — Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс–Москва, 1992, с. 110. 36 Цит. по: Прот. Г. Флоровский. Восточные Отцы IV-ro века. 2 изд. М., 1992, с. 40. Св. Афанасий здесь повторяет по сути слова из “символа веры” св. мученика Лукиана Антиохийского, который называет Сына “неотличным образом Божества Отца”; этот “символ” был использован во II-й формуле Антиохийского собора 341 г. (см. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994, сс. 57–59). 37 Слово (стихотворение) 2//Творения св. Григория Богослова. Т. 2. (репринт). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 51. 38 Св. Григорий Нисский. Против Евномия//Patrologiae cursus completus. Series graeca (далее — PG). T. 44, col. 636. 39 Св. Василий Великий. О Святом Духе//Творения святых отцев. Год четвертый. Кн. 2. М., 1846, с. 300. 41 Св. Иоанн Дамаскин. Об образах, III, 18.//PG, t. 94, col. 1940AB. Подобные же высказывания позднее мы находим и у преп. Симеона Нового Богослова: “образ Отца — Сын, а образ Сына — Дух Святой. Поэтому видевший Сына видел Отца, видевший Духа Святого видел Сына, ибо апостол хорошо сказал, что Дух есть Господь в Его вопиянии «Авва, Отче!» Не так, будто Сын есть Дух, да не будет! Но что во Святом Духе — видим и созерцаем Сына Божия. И что никогда Сын без Духа или Дух без Сына не открывается кому-нибудь, но что Сын в Самом Духе и посредством Духа вопиет Сам «Авва, Отче!»” (Нравственные слова. — Eth. 3, 361–374); все тексты преп. Симеона даются в нашей статье в переводе архиепископа Василия Кривошеина (далее — а. В. (К.)) и опубликованы им в книге: Преподобный Симеон Новый Богослов. 949–1022. Париж, 1980. Данный текст цит. по: а. В. (К.), с. 244. (Существует новое издание данной книги: Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Нижний Новгород. 1996. — Ред.).

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010