Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Не читай никаких инославных сочинителей... Духа Святаго нет у них ...» 13 мая - день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) 13.05.2023 1912 Время на чтение 6 минут Ко дню памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807- 30 апреля/13 мая 1867) мы публикуем (в сокращении) одно из его писем к брату, занимающемуся умною молитвою (от 12 октября 1847 г.) Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма. T.VII - М.:Правило веры , 1993.- С.125-137 [Репринт]) Название - РНЛ. + + + Письмо LXXXVIII К брату, занимающемуся умною молитвою Первое письмо твое от 7 сентября я получил. Уже много было написано в ответ на него в пись­ме моем от 5-го. И потому я положил себе дож­даться ответа и тогда на два твои письма отве­чать вместе - что Бог вложит в мое недостойное сердце Получив твое письмо, я прочитал его; спустя несколько часов прочитал еще раз и, когда серд­це мое отделило шум слов и выражений от голо­са души, взял перо, обмакиваю его, больше, ка­жется, в сердце, чем в чернила, - отвечаю тебе. Знай: Бог управляет миром, у Него нет неправ­ды. Но правда Его отличается от правды челове­ческой. Бог отверг правду человеческую, и она - грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою все­святую правду, правду Креста - Ею отверзает нам небо. Ему благоугодно, чтоб мы входили в Цар­ство Небесное многими скорбями. Образ испол­нения этой правды Бог подал Собою: Он, вочело­вечившись единою из поклоняемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничи­жениям и оскорблениям. Святейшее лицо Его подверглось заушениям и заплеваниям, не отвра­тил Он от них лица Своего. Он вменился с безза­конными; в числе их, вместе с ними, осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; какими же людьми? - гнуснейшими злодеями и лицемера­ми. Все мы безответны пред этою всевысшею Правдою;- или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, - несть Мене достоин» ... «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Мф. 10,38; 12,30).

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/12/...

Сортировать по Исключить новости Грубо ошибаются те, которые правила светского этикета европейцев отождествляют с китайскими церемониями, подразумевая под светскостью внутреннюю пустоту, прикрытую внешнею церемонностью. Это неверно уже потому, что светский этикет европейских народов основан на благовоспитанности, а благовоспитанность имеет широкое и серьезное значение! Журнал «Виноград» Дневник непрочитанных книг При необычайном обилии печатной продукции в нашей жизни стало встречаться много редких книг. Редкость этих книг со всей очевидностью объясняется их невостребованностью. Правильно ли это, мы можем решить сами, рассмотрев, что же конкретно так не востребовано современным обществом. Как один из примеров, можно рассмотреть книжку под названием «Хороший тон. Сборник советов и наставлений» 1889 года издания в малотиражном репринтном переиздании 1993 года. И хотя мы взяли за правило предлагать читателю рассуждения о детской и юношеской литературе, нам кажется, родителям было бы небезынтересно узнать, каким внешним правилам поведения в прежние времена в городской семье учили детей, и ответить самим себе на вопрос, а так ли важно быть любезным? Ответить на этот вопрос для пользы детей современных. Книжка, конечно, старая. Но, замени слово мещанский на слово городской, а слово публика на слово читатели, и прочее такое, – многое может показаться не столь безнадежно устаревшим. Да и напоминание о прежде частотных словах, например благовоспитанный, вполне в состоянии обогатить наш современный словарный актив. Конечно же, мы не станем учитывать правила типа «утром носите перстень, вечером же заменяйте его кольцом с одним бриллиантом» и переписывать книжку на этих страницах целиком, но то, к чему можно использовать операцию «применить», мы и применим. Любезность не является популярной моделью поведения в современном обществе. Это легко заметить, даже не напоминая о жующе-спящих юнцах на диванах метро и о бабушке, которой в голову не приходит сказать «спасибо», если редкий из них вдруг опомнится и уступит место.

http://pravmir.ru/article_4174.html

Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 2. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 3. Афанасий Великий, свт. Синопсис//Христианское Чтение. 1841, 24 4. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 5. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Спб.: Сатис, 1995 6. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 7. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 8. Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993. 9. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 10. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 11. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 12. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 13. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 14. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 15. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 16. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 17. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 18. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 19. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 20. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

Библиография Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; 4-е изд. 1884. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Собрание писем к монашествующим. Сергиев Посад, 1908–1909. 2 т.; также см. «Душеполезное чтение» 1892–1893. (Есть также современные репринтные издания.) Антоний (Путилов), игумен. Письма к разным лицам. М., 1869. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Сост. священник Сергий Клюйко. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. Большаков С. Н. На высотах духа. М.: 1993. Боровскова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский . Сборник в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911. Буланов И. Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря. СПб., 1906. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1998. Герасим (Добросердов) , архимандрит. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни, о. архимандрита Моисея . СПб., 1865. Григорий, архимандрит. Первоначальник и основатель Белобережской пустыни схимонах Симон/«Душеполезное чтение». 1896. 6. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир, 1908. Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870. Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Житие старца Серафима Саровской обители, иеромонаха, пустынножителя и затворника. 2-е изд. СПб., 1863, 1884; 4-е изд. Муром, 1893. (Есть также современные репринтные издания.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Источники 1 .   Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского , с объяснительными примечаниями и изображениями святых. В 12 кн. – Репринт. воспроизведение изд. 1902– 1911 гг.; кн. 1, доп., 1908; кн. 2, доп., 1917. – Введенская Оптина Пустынь, 1993. 2 .   Жития святых, чтимых православной церковью, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/сост. святит. Филарет, архиепископ Черниговский. – по изд. Русские святые, чтимые всею церковью или местно: опыт описания жизни их, 1863 – Сретенский монастырь, 2000. 3 .   Месяцеслов (Святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих в соборах, церквах, часовнях и монастырях не только Новгорода и его ближайших окрестностей, но и всей Новгородской Епархии, с историческими, хронологическими сведениями о местах их почивания, и УКАЗАТЕЛЬ чудотворных святых икон, сохраняющихся также не в одних только священных местах Новгорода и его окрестностей, но и некоторых уездных городов и сел епархии, с таковыми же, как и о святых угодниках, сведениями о сих иконах, равно как и о местах их нахождения/сост. свящ. Б Краснянский. – Новгород, 1876. 4 .   Жития святых Российской Церкви, также Иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия/в ред. члена Святейшего Синода A. Н. Муравьева. В 12 т. – СПб., 1836. 5 .     Тихомиров П. И. Кафедра Новгородских святителей (со времен введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.))/протоиерей П. И. Тихомиров. В 2 т. T.1: Новгород, 1891. – Т.2: Новгород, 1895. 6 .     Избранные жития русских святых: Х-Х40; вв. – М.: Молодая гвардия, 1992. 7 .     Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: краткие биографические очерки/сост. К. Я. Здравомыслов , архивариус архива и библиотеки Святейшего Синода. – Новгород, 1897. 8 .     Толстой M. В. Книга глаголемая описание о Российских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых/M. В. Толстой. – Репринт. воспроизведение изд. 1888 г. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Покаяние за предков Размышления ко дню памяти свт. Филиппа и Царственных Страстотерпцев 16.07.2021 3229 Время на чтение 6 минут Фото: Православие.ru 3/16 июля Святая Церковь празднует перенесение мощей Святителя Филиппа Митрополита Московского (1652). Промыслительно, что это и канун дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев 4/17 июля (1918). В этот день особенно важно разоблачать заблуждение о том, что «потомкам каяться не в чем» и, якобы, «нельзя каяться за других». Безусловно, Таинство покаяния сугубо индивидуально, и было бы безумной гордыней пытаться брать на себя грехи других людей и каяться за них. Однако у слова «покаяние» есть и более широкий смысл. Изначальный смысл слова «каяться» – это «скорбеть», «сожалеть» (Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. Репринт. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с 247). Если мы не сожалеем о совершенном (пусть и не нами) зле, если мы не сострадаем и не сочувствует жертвам беззаконий и жестокости и не скорбим о поступках тех, кто совершил преступления, мы принимаем на себя и несём, по крайней мере частично, ответственность за грех. Ещё хуже, если мы пытаемся оправдать зло или отрицать его совершение, фальсифицируя историю. Тогда наступает уже полнота ответственности, как будто мы сами участвовали в преступлении. Разумеется, это не правовая, а духовная проблема. Однако для верующих людей понятно, что самый главный Суд над каждым из нас совершится не по человеческим, а по Божественным законам. Пример царя Алексея I Тишайшего, каявшегося у мощей Святителя Филиппа за своего великого предшественника царя Иоанна IV Грозного, является одним из ярчайших примеров " покаяния за предков " . В своей Грамоте царь, пишет церковный историк А.В. Карташов, обращается к митрополиту Филиппу, как к живому: «Ничто столько не печалит души моей, пресвятой владыко, как то, что ты не находишься в нашем богохранимом царствующем граде Москве , во святой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, вместе с бывшими до тебя и по тебе святителями, чтобы ради ваших совокупных молитв, всегда неподвижной пребывала Святая Соборная и Апостольская Церковь и Вера Христова, которою спасаемся.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/16/po...

Комментарии к книге 3 (к томам 4 и 5) К оглавлению Судьба митр. Иосифа остается неизвестной: источники ничего не сообщают о его смерти. См.: [Поппэ А. В.] Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305)//Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. X–XIII вв. М., 1989. С. 204. 22. Е. Е. Голубинский полагал вероятным, что митрополит вернулся в Византию (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 15). Никея (совр. Изник — Турция) была резиденцией Вселенских патриархов во время существования Никейской империи (1204–1261) — в период между захватом Константинополя крестоносцами и восстановлением Византийской империи. Очевидно, под литовцами автор понимает здесь православных (т. е. преимущественно восточнославянских) подданных великого княжества Литовского, а не этнических литовцев, о поставлении которых в митрополиты нет свидетельств. Чаще в «Новом городе (или «городке») Литовском» (совр. Новогрудок в Гродненской обл. Белоруссии). Митр. Иона продолжал титуловаться «Киевским и всея Руси», как это видно по его грамотам и посланиям; употреблялся также и краткий вариант титула — «митрополит всея Руси». Московские преемники свт. Ионы в XV в. пользовались этим кратким вариантом (Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 81–82. Ср.: Плигузов А. И. О титуле «митрополит Киевский и всея Руси»//РФА. 1992. Вып. 5. С. 1034–1038, 1042). Хронология поездок свт. Кирилла в Орду нуждается в уточнении, поскольку текст жития св. Петра, царевича Ордынского, послужившего источником сведений для митр. Макария, содержит противоречивые известия (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 [репринт: М., 1988]. С. 39–42; Белякова М. М. Некоторые наблюдения над отражением исторических фактов в «Повести о Петре, царевиче Ордынском»//Литература Древней Руси/Источниковедение. Л., 1988. С. 78–79; она же. «Повесть о Петре, царевиче Ордынском в историко-литературном контексте»//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74–87). Лаврентьевская летопись отмечает смерть Берке под 1266 г., а смерть митр. Кирилла под 1262 г., тогда как по житию св. Петра митрополит пережил хана.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

священник Сергей Клюйко Скачать epub pdf Предисловие В наше время, когда потребность в духовных учителях и наставниках особенно остра, мы обращаем свои взоры на подвижников благочестия, на тех, кого называют носителями апостольского и святоотеческого предания, в ком, как солнце в капле росы, отобразился Христос. «Сближайся с праведными, – советует преподобный Исаак Сирин , – и через них приблизишься к Богу. Обращайся с имеющими смирение – и научишься их нравам. Ибо если воззрение на таковых полезно, то кольми паче учение уст их» (Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. Слово 57. Репринт, М.: «Правило веры», 1993). Сам Господь о подобных наставниках говорит: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном» ( Мф.5, 19 ). Без сомнения, одним из тех, кто сотворил и научил, был покойный ныне старец, исповедник Христов схиархимандрит Григорий, до принятия схимы – архимандрит Геннадий (в миру – Григорий Иванович Давыдов). Не ошибусь, если скажу, что еще многое связанное с именем схиархимандрита Григория хранится в памяти людей, которые окружали старца, получали от него благодатную помощь, имели с ним молитвенное общение. Все это должно быть по крупицам собрано и сохранено как составная часть святоотеческого наследия XX века. Детство. Монастырская юность Схиархимандрит Григорий родился в 1911 году (дата указана по паспорту, но она может быть неточной: односельчанка батюшки утверждала в его присутствии, что он с одного года с ее мужем, а тот родился в 1904 году) в селе Жихорево Орловской губернии в благочестивой семье Ивана Федоровича и Анастасии Никифоровны Давыдовых. В семье было десять детей. Первым появился на свет сын Михаил, потом рождались только девочки. Крестьянское хозяйство в прежние годы держалось в основном на плечах мужчин. Поэтому Иван и Анастасия, желавшие иметь помощников в тяжелом труде и опору в преклонные лета, молились о даровании им еще одного сына. Григорий, родившийся девятым, можно сказать, был плодом усердных родительских молитв. Отец будущего старца был краснодеревщиком и с артелью ходил на заработки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Макарий Великий Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Макарий  Великий, или Макарий Египетский (301–391) [греч] – святой, память 19 января. Отец Церкви, автор нравоучительных бесед. Библиография работ о персоне: Макарий Египетский//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.6 – январь дни 15–31. Руфин. Жизнь пустынных отцов/  Пер. с лат.:  – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1991. (Репринт 1898 г.). (Гл. 28). Руфин. Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. (Кн.  II(XI), гл. 4). Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. – Клин: Фонд " Христианская жизнь " , 2001. (Гл. 18: О Макарии Египетском). Беседы аввы Макария //Игнатий (Брянчанинов). Отечник. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    Амвросий (Погодин), архим. Беседы преп. Макария Египетского. – Б.м.: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1979. Аполлов А.И. Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского. – М., 1889. Арсений (Жадиновский), архимандрит. Преподобный Макарий Египетский. – М., 1914. Барсов Н.И. Макарий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.

http://bogoslov.ru/person/2948270

Список использованных книг и документов 1. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993. 2. Библия . Издание Московской Патриархии. 1986. 3. Псалтирь в русском переводе с греческого текста с введением и примечаниями П. Юнгерова . Казань. 1915. 4. Добротолюбие. Репринтное издание. Сергиев Посад. 1900. 5. Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова) . М. – СПб. 1995. 6. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова) . СПб. 1905. 7. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец. Одесса. 1903. 8. Лествица преподобного отца нашего Иоанна. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 9. Монашеское делание. М. 1991. 10.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1859 год. Ярославская губерния. СПб. 1865. 11.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1901 год. Ярославская губерния. СПб. 1903. 12.Сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. 13.Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя отца Варнавы, основателя и строителя Иверско-Выксунского женского монастыря. Сергиев Посад. 1907. 14.Описание Иверско-Выксунского женского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с письмами отца Варнавы духовника обители. М. 1895. 15.Иверский-Выксунский женский монастырь. Троице-Сергиева Лавра. 1900. 16. Введенский Д. И. Старец-утешитель Варнава (с портретом). Издание Гефсиманского скита. Троице-Сергиева Лавра. 1907. 17.Архимандрит Георгий (Тертышников). Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. 18.Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев. 1856. 19.Наставления отца нашего преподобного Серафима Саровского чудотворца. Минск. 1992. 20.Жизнь пустынных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 21.Материалы по вопросам пушного дела, издаваемые П.К. Клепиковым. К. Паас. Обзор пушного дела в России. М. 1915. 22.Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах. СПб. Издания с 1890 по 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010