Ректор даже против воли подчиняется их нравственному влиянию. От назначения монахов Ректорами происходит конечно и в академиях те же самые невыгоды, как и в семинариях. Здесь бывает ещё новое зло. По неимению достойного монаха в академии, назначают Ректорами из Ректоров семинарии, которые никогда не были наставниками в академии. От науки они всегда отстали, они вносят семинарские взгляды и приёмы в академию. Приобретать познания им уже поздно и нет времени по многочисленности других занятий и вся их забота в том, чтобы прикрывать свои недалёкие сведения. При часто возникающих учёных вопросах Ректор сам собою ничего не мог бы сделать без участия и содействия старших профессоров. Он умён их умом, учён их учёностью. Потому-то и в других делах должен обращаться к их совету. Самое это положение Ректора в академии приводит к мысли узаконить то, что есть по необходимости на самом деле, то есть управление академией вверить совету профессоров. Дела Ректор не может без них сделать, а капризы свои, свои эгоистические виды может преследовать. На Ректора академии смотрят как на пришлого временщика, которого терпят со всеми недостатками, утешаясь надеждою, что он выдет скоро и на его место поступит другой, лучший. Дух академии и степень её преспеяния определяются старшими профессорами. Гораздо бы лучше было сделать звание Ректора избирательным. Чтобы академия успешнее трудилась на поприще науки, нужно предоставить ей более свободы. Теперь монах Ректор, ожидающий себе повышения от милости архиерея, не сделает шагу, предварительно не спросясь его. Но какой гений ни будь местный архиерей, он не может понимать все нужды академии, все потребности науки в современном её развитии. В конференции знает ο делах только Ректор с секретарём: собраний не бывает. Частное мнение одного члена облекают в значение приговора конференции. Везде отсутствие законности, произвол ректорской власти“. 4) Во всяком случае необходимо семинарии подчинить совершенно местному архиерею. В семинариях воспитываются будущие священники его паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В дискуссии выступили: председатель Совета по исламскому образованию, ректор Российского исламского университета профессор Р.М. Мухаметшин, председатель Совета по протестантскому образованию, ректор Заокского университета Б.Г. Протасевич, член Экспертно-научного совета по образованию при Главном раввине России (ФЕОР), заведующий кафедрой еврейской культуры Института теологии СПбГУ профессор И.Р. Тантлевский, которые познакомили участников с особенностями развития конфессиональных направлений теологии на различных уровнях образования и подготовки кадров высшей квалификации на примере своих вузов и учебно-научных центров. Своими опытом и предложениями с участниками работы научно-отраслевой сессии также поделились: проректор Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой теологии профессор В.В. Страхов, рассказавший о важности теологии для формирования личности учителя и предложивший к активному включению преподавателей теологии и теологических подразделений в реализацию дисциплины (модуля) «История религий России», а также других мировоззренческих дисциплин, которые сейчас внедряются в вузах, а также директор Высшей школы философии, истории и социальных наук Балтийского федерального университета имени И. Канта профессор Р.В. Светлов, который в контексте перспектив развития теологии рассказал об опыте участия университета в реализации Указа Президента РФ от 12 мая 2023 года 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», а также внес перспективные предложения по формулировкам универсальных и профессиональных компетенций с учетом теологической ценностно-мировоззренческой составляющей. Далее в дискуссии выступили: профессор кафедры философии и теологии Национального исследовательского Белгородского государственного университета П.А. Ольхов, ректор Екатеринодарской духовной академии протоиерей Михаил Литвинко, президент Международного института права, экологии и образования Н.Г. Штыков, доцент НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой систематической теологии Российского исламского университета доцент Т.Е. Седанкина, ученый секретарь экспертного совета ВАК при Минобрнауки России В.В. Золотухин, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления Президентской академии РАНХиГС В.М. Сторчак, профессор кафедры библеистики Московской духовной академии Р.М. Рупова. Свои тезисы по теме теологии в медийном пространстве также представила начальник управления проектов в сфере образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня» Н.В. Тюрина.

http://patriarchia.ru/db/text/6078215.ht...

Антония Римлянина. В сан архимандрита по сему указу он возведен был 13 октября. Но едва прошло три месяца после сего, как указом Св. Синода от 10 января 1897 года архимандрит Арсений назначен на должность инспектора в высший разсадник богословскаго образования – в Московскую Духовную Академию с званием исправляющего должность ординарного профессора и с возложением на него чтения лекций по кафедре Библейской истории, оставшейся свободною за выходом со службы и смертью профессора этого предмета Ан И. Смирнова. С этим назначением архимандрита Арсения совпало избрание его в действительные члены выше упомянутого Церковно-археологического общества при Киевской Духовной Академии, доброю памятью памятовавшей своего доброго питомца. Годовой опыт исполнения весьма важных и ответственных обязанностей инспектора был вполне достаточен, чтобы вверить и высшую начальственную, ректорскую должность отцу Арсению, которого, очевидно, с этою последнею целью и переводил Св. Синод с ректорского в семинарии поста на инспекторский в Академии, каковое перемещение вообще было не довольно обычно. В начале марта 1898 года бывший ректор Московской Духовной Академии архимандрит Лаврентий получил высшее назначение–во епископа Курского: а на его место, указом Св. Синода от 3–4 марта того же года за 786, в ректорской должности утвержден инспектор архимандрит Арсений. В должности ректора ему привелось между прочим принимать участие во встрече и проводах Его Величества короля Румынии Карла I 2 , летом посетившего Россию и Сергееву лавру. Последствием этого стало пожалование отцу ректору ордена Румынской короны 3 степени. Высочайшее разрешение на принятие и пошение котораго последовало 5 ноября 1898 года. Но вот в январе следующего 1899 года отец ректор удостоивается и высшего сана, – епископского. Академия есть высшее духовно-учебное заведение, есть храм науки. Само собою разумеется, по этому, что во главе приличествует быть и лицу ученому. И в этом отношении ректор Московской Духовной Академии епископ Арсений является на высоте своего положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В это время обер-прокурор Святейшего Синода граф Протасов и министр внутренних дел граф Строганов получили сведения о событиях в Лифляндии помимо Бенкендорфа. По докладу обер-прокурора Святейшего Синода Протасова Николай I распорядился провести следствие. Генерал-губернатору Палену велено было обратить внимание «на предмет жалоб крестьян – на недостаток продовольствия». Генерал-губернатор Пален предпринял поездку по местам, охваченным волнениями: был в Вольмаре, Валге, Верро, Дерпте и Феллине. Крестьяне жаловались на бедственное положение, барон Пален считал это недозволенным проявлением свободолюбия и нещадно наказывал их, сообщая Бенкендорфу о неповиновении населения местным властям. «Если гражданское начальство, писал Святейшему Синоду епископ Иринарх, нашло нужным прибегнуть к употреблению военной силы, то это не для утишения возмущения, которого не было и нет... а для истребления возродившегося в крестьянах сильного и решительного желания принять Православие. Слышно, что начальник губернии ездит теперь по уездам с жандармами и казаками и отбирает от крестьян показания касательно их религии» 43 . Существенную поддержку Палену оказал его единомышленник граф Бенкендорф, который приехал в Ригу на помощь генерал-губернатору, попавшему в затруднительное положение в связи со следствием по делу об агитаторской деятельности православных священников. Министр внутренних дел граф Строганов был уведомлен, что все дела о движении среди лифляндских крестьян впредь будет вести ведомство Бенкендорфа. 6 октября обер-прокурор Святейшего Синода граф Протасов сообщал Синоду, что «Его Императорское Величество, усмотрев из вновь полученных сведений о неправильных, неблагоразумных действиях Рижского епископа Иринарха по делу лифляндских крестьян, находя по сему неудобным оставлять его при дальнейшем управлении тамошним викариатством, высочайше повелеть соизволил Св. Синоду избрать и представить на место его кандидатов» 44 . Указом Синода 6-го же октября епископ Иринарх был уволен и названы три кандидатуры: архимандрит Филарет, ректор Московской Духовной Академии; архимандрит Стефан, ректор Казанской духовной семинарии; и архимандрит Макарий, ректор Тверской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда разсудили приняться снова за пир, который и прошел весело. Утром именинник и оба комнатные старшие, где происходила пирушка, явились объясняться к ректору. Тот встретил их ласково и сказал: «Господа, вы ввели меня в искушение, я поступил дурно; будете начальниками, не берите с меня примера; кажется, я ударил какого-то студента, прошу у него извинения; я счел его за служителя.» Пришедшие сразу успокоились и заявили только, что чашки у них были чужия. «Это ничего, я заплачу; но мне больно, что я повредил вашему дружескому общению, о чем я забочусь, и что для будущей жизни вашей очень дорого. Если у вас будет собрание подобное, скажите мне, я приду сам; а теперь извините меня неосторожного, забудьте неприятный случай и скажите товарищам, чтоб и они его не помнили». Ректор заплатил за посуду 30 рублей. Спустя недели три, когда случился также именинник, он посетил собрание с инспектором и приезжим архимандритом, пил чай, слушал пение и музыку на гуслях: пробыл два часа и, уходя, позволил продолжать веселие. Архимандрит Филарет нередко вел и частные беседы со студентами, при чем особенное внимание обращал на раскрытие модного в то время мистицизма. Во время ректорства архим. Филарета дважды ревизовал академию Филарет (Дроздов) , тогда ректор петербургской академии. Дружба их укрепилась еще сильнее. Петербургский ректор возложил в знак этих сердечных отношений на архим. Филарета свою панагию. По завету последнего, она положена была с ним в гроб. После кончины владыки Филарета, тогдашний московский митрополит Филарет говорил: «В каких чувствах унесена в могилу моя панагия, в таких же точно она и была дана мною. И я мысленно припадал к его гробу, да помолится в Бозе почивший, да иду по нем в мире. Я в праве и теперь сказать о почившем: поистине, по имени его было и житие его, и служение. Он был мой духовный друг, какого после него нет уже у меня на земле». 1 июня 1819 г. архим. Филарет был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Сразу же по прибытии в епархию, он занялся благоустройством и распределением приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

От 21 мая 1814 г. св. Синод затребовал мнение архиепископа московского Августина: не найдет ли он за полезнейшее поместить будущую (новую) московскую академию в Сергиевской лавре, и кто из наличных наставников старой академии и двух семинарий, Троицкой и Вифанской, может быть рекомендован в профессора академии? От них велено преосвященному потребовать конспекты тех наук, к преподаванию которых они чувствуют себя наиболее способными. Преосвященный Августин, хотя со своей стороны не рекомендовал Гермогена в бакалавры, но комиссия дух. училищ признала его, по рассмотрении представленного им конспекта обличительного богословия, способным к занятию ученой должности в новой академии, открытой 1 октября 1814 г. В качестве бакалавра к чтению лекций о. Гермоген мог приступить не раньше, как по открытии старшего (богословского) класса в 1816 г., а до этого времени он, вместо ученой кафедры, занимал в академии должность библиотекаря. Его трудами приведена в порядок академическая библиотека, в состав которой вошли книги из библиотек бывшей Троицкой семинарии и московской славяно-греко-латинской академии. В этих трудах, помогали ему два студента академии: Николай Терновский и Платон Доброхотов, которым за это назначено было жалованье. Указом комиссии дух. училищ, от 22 декабря 1814 г., предписано учредить при московской академии цензурный комитет. Первыми членами оного назначены бакалавры: архимандрит Никанор (впосл. митрополит новгородский и с.-петербургский), соборный иеромонах Гермоген и Григорий Левицкий. Комитет открыт 9 января 1815 года. Из дел академической конференции видно, что кроме сочинений, предназначавшихся к изданию в свет собственно от академии, он (комитет) рассматривал и сочинения духовного содержания, принадлежащие лицам посторонним, но таких было вообще немного 100 . В июне 1814 года, по поручению комиссии дух. училищ, обозрел московскую академию архимандрит Филарет, ректор петербургской академии, впосл. знаменитый митрополит московский. По отзыву его, представленному в комиссию от 12 августа того же года, «бакалавр богословских наук иеромонах Гермоген, хотя на кафедру богословскую еще не вступал: впрочем виденные обозревающим истолковательные записки его на Псалмы дают право свидетельствовать, что он довольно способен и неутомимо прилежен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Нужно заметить, что наступивший 1892-й год, в истории братства имеет особенное значение; с этого года открывает в Москве свои действия особая комиссия, учреждение которой знаменует собой значительное расширение круга деятельности братства. Два года тому назад, в день академического праздника 1 октября 1889 г., на состоявшемся в Москве товарищеском собрании бывших питомцев академии, по поводу совершившегося ее семидесятипятилетия, было предложено предпринять, что-нибудь в пособие тем из бывших воспитанников академии, которые по каким-либо несчастным обстоятельствам попадают в беспомощные и безвыходные положения, лишаются служебных занятий и необходимых средств к жизни, не имеют определенного приюта, подвергаются неизлечимым болезням и т. п., а также, если можно, в особенных случаях, и семьям умерших бывших воспитанников академии, остающимся в крайней нужде. Само собой разумеется, что эта добрая мысль встречена была всеобщим сочувствием, а для ее практического осуществления признано было наиболее удобным примкнуть к существующей уже организации братства Препод. Сергия. По уставу братства, его благотворительная деятельность может распространяться не только на учащихся в академии студентов, что составляет его главную задачу, но и на бывших ее воспитанников, уже вышедших из стен академии. В последние годы, общие собрания братства находили даже возможным сделать кое-что в этом отношении, ассигнуя ежегодно небольшую сумму на помощь бывшим воспитанникам академии, хотя такая помощь предписывается братству уставом лишь «при значительном расширении его средств». После многих письменных и личных сношений между московскими братчиками и находящимся при академии советом братства, после обсуждения поставленного вопроса на нескольких собраниях в Москве и в посаде, состоялось решение образовать в Москве на известных условиях, в зависимости от совета братства, особую комиссию, которая поставляла бы своей специальной задачей организацию помощи бывшим питомцам академии. На общем собрании братства, 2-го мая 1891 г., в состав этой комиссии избраны были: член совета братства, ректор московской духовной семинарии, протоиерей Н. В. Благоразумов и члены братства: протоиереи А. М. Иванцов-Платонов, Г. П. Смирнов -Платонов и А. О. Некрасов, свящ. В. А. Быстрицкий и инспектор моск. дух. семинарии А. П. Цветков . Организованная, таким образом, комиссия уже по раз собиралась для обсуждения порядка и направления своей деятельности, выработала себе программу и с наступившего января 1892 года постановила открыть свои действия. Да благословит Господь полным успехом ее доброе дело, чтобы каждый питомец московской академии всегда мог носить в душе отрадную уверенность, что его родная академия была и остается для него «alma mater» не в то только время, пока воспитывает его в своих стенах; но и во все продолжение его жизни, – что где бы и когда бы ни постигла его беда, родная академия прежде всех протянет ему свою твердую руку помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Должен при этом заявить, что мною самим уже намечены некоторые §§ этой части к полному исправлению и даже замене. Протоиерей И. Малиновский. Из академической жизни. Магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии протоиерея Н. П. Малиновского 9 апреля в большой аудитории Академии состоялся магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии, протоиерея Н. П. Малиновского. Кроме, председательствовавшего в этом собрании, Преосвященного Ректора Академии, Епископа Евдокима, и членов академического Совета – ординарных и экстраординарных профессоров, – на диспуте этом присутствовали: прочие члены академической корпорации, Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Товия, Синодальный Ризничий архимандрит Феодосий, Ректор и некоторые преподаватели Вифанской Духовной Семинарии и студенты Академии. Диспут открылся в 6 часов вечера. В начале его секретарь Совета Академии Н. Д. Всехсвятский прочитал следующее curriculum vitae диспутанта: „Имеющий защищать в настоящем собрании диссертацию на ученую степень магистра богословия, Ректор Подольской Духовной Семинарии, протоиерей Николай Платонович Малиновский – сын священника из Вологодской епархии. По окончании курса в Вологодской Духовной Семинарии для продолжения образования в 1881 году поступил в Московскую Духовную Академию. В 1885 году окончил полный академический курс со степенью кандидата богословия и правом при искании степени магистра не держать новых устных испытаний, в каковом звании и утвержден Высокопреосвященнейшим Иоанникием Митрополитом Московским и Коломенским 27-го июня. В том же году 19-го октября определен на должность преподавателя догматического, нравственного, основного и сравнительного богословия в Харьковскую Духовную Семинарию. В 1889 году принял священство. В 1894 году – перемещен на должность Инспектора Ставропольской Духовной Семинарии. С 15 августа 1902 года состоит Ректором Подольской Духовной Семинарии. Кроме подлежащей защите диссертации под заглавием: „Православное догматическое богословие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Даже еще много больше – Алексей Петрович чуть не угодил на кафедру метафизики в Киевскую Духовную академию, куда, по запросу этой Академии, он был отрекомендован в качестве подходящего кандидата самим В.Д. Кудрявцевым. Но к счастью для Московской Духовной академии и для самого Алексея Петровича окончательного избрания его в Киевскую Духовную академию не состоялось, потому что Московская Духовная академия не пожелала отпустить от себя своего талантливого питомца и дала ему другую, более подходящую для него кафедру. Об этом знаменательнейшем событии в своей жизни тоном остроумной шутки над собой довольно подробно рассказывает сам Алексей Петрович в своей научно-литературной автобиографии («Богословский Вестник». 1907. Июнь). Здесь он говорит, как ему, только что окончившему академический курс, ректором Академии – известным А.В. Горским было предложено выбрать одну из пяти вакантных тогда академических кафедр, и как он, вопреки даже совету и желанию А.В. Горского, выбрал именно «Древнюю церковную историю» 3 . «Не скрою, – пишет между прочим Алексей Петрович, – что тогдашний ректор, блаженной памяти А.В. Горский, был против моего выбора церковной истории – по различным основаниям. Во-первых, мои успехи по церковной истории были отмечены лишь баллом четыре (какова ирония судьбы!); во-вторых, по каким-то случайным причинам я не писал ни одного семестрового сочинения ни по одной из церковно-исторических наук, а главное: мое магистерское сочинение не имело никакого отношения к церковной истории. О. ректор А.В. Горский настойчиво предлагал мне взять кафедру «Введение в круг богословских наук», но я уперся и стоял на своем». Так, вопреки всему, своим собственным здоровым инстинктом Алексей Петрович почувствовал свое настоящее место и взял кафедру Древней церковной истории, которую с великой славой и для себя, и для Московской Духовной академии он и занимал в ней ровно 25 лет. Очень рано, через каких-нибудь 2–3 года своей доцентуры, молодой ученый уже начал заявлять о себе и в печати серьезными, дельными, а главное – свежими и оригинальными статьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Парфений 418 , отличавшийся, по его словам, «сверх многих других сведений, познаниями философскими и по благонравию и деятельности весьма способный к должности инспектора» 419 . Если таким образом назначался инспектор в академию ради ее блага 420 арх. Филарет, а не Парфений, то понятно, что на него возлагались большие надежды к устройству как самой Академии, так и по постановке в ней учебных занятий. И Филарет, везде и всегда верный самому себе, показал здесь всю приложимость своих научных, религиозных, моральных, экономических, административных и тому подобных знаний. Он работал здесь так много, что даже мало спал. «Служение в Моск. Академии, – говорил он о себе, – стоило мне особенно великих трудов, которые и были вполне благоплодны» 421 . Эта продуктивная работа Филарета в Академии была засвидетельствована многими лицами. Так, сам арх. Августин, который был против назначения Филарета в Академию, через 2 месяца его службы о нем писал в Петербург митрополиту: «О. инспектором архимандритом я очень доволен» 422 . Две ревизии академии, одна во время инспекторства Филарета 423 , а другая во время его ректорства 424 , свидетельствуют о нем с достаточной ясностью как об инспекторе, так и ректоре. «Благочестие и строгая жизнь Филарета Амфитеатрова , читаем мы в отзыве о нем ревизора еп. Филарета Ревельского (Дроздова), дают важность его наставлениям и силу его власти. Он назидает своим примером и учащихся и учащих» 425 . И еще: «Общий характер Академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием характера Филарета» 426 . Наконец, назидательное 427 , беспримерное и ревностное 428 прохождение служения Филарета в званиях инспектора и ректора Академии было отмечено Св. Синодом и государем императором. Св. Синод присвоил ректору Филарету лично степень настоятеля первоклассного монастыря, а затем в 1817 г. назначил его действительным настоятелем первоклассного монастыря Ставропигиального Воскресенского, именуемого Новый Иерусалим 429 . Государь же император сопричислил Филарета к ордену Анны 2-й степени 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010