монахиня Иулиания (Соколова) Красочный слой После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов: 1) раскрытие иконы (закладка основных тонов); 2) роспись; 3) пробела – высветление одежд, зданий, горок и пр. ; 4) охрение – высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.); 5) нанесение ассиста. Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону – значит, заложить основные тона. При решении этой задачи необходимо помнить, что каждая икона имеет свой особый целостный колорит, который следует беречь. Поэтому не рекомендуется брать цвета или произвольно, или с цветных репродукций; это не рекомендуется особенно начинающим знакомиться с иконописью. Лучше иметь под рукой, хотя и небольшой художественной ценности, подлинную икону и с нее копировать. Начинать надо с простых изображений, например, отдельных святых и переходить к более сложным. Раскрываются сначала основные тона, то есть те, которые наносятся прямо на левкас и лежат в основе последующей работы – высветлений и притенений. На иконах можно наблюдать тона, наложенные и густо-равномерно (достигается нанесением краски в 2–3 слоя), и легко – «наливом», то есть жидко или даже прозрачно – «водка», часто и не вполне равномерно. Лучше всего покрыть один раз, но «в силу», чтобы левкас слегка просвечивал. Некоторая неравномерность создает эффект вибрации тона И придает живописи особую жизненность и легкость. Работа, выполненная в густых непроницаемых тонах, выглядит тяжелой, и этого следует избегать. Но, пользуясь жидкой краской, надо соблюдать осторожность, так как большое количество жидкой краски сохнет медленно и левкас может «закипеть», то есть подняться и начать пузыриться, что трудно поправить. Наносят краску следующим образом: кистью, которой нанесена жидкая краска на левкас, следует легкими движениями разровнять краску в разные стороны, но так, чтобы волос кисти не трогал левкаса, и пока положенная краска еще свежа, надо постоянно добавлять готовый тон, так как жидкая краска, добавленная к просохшей, создает нежелательный рубец.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

И.Ц. Миронович Воспоминания Людмилы Ивановны Столярской С 1983 года я имела возможность и по роду своей службы, и по внутреннему убеждению, будучи из семьи потомственных священников, помогать с госпитализацией и лечением многим больным священнослужителям, студентам Духовной семинарии, преподавателям и монахам (даже некоторые монахи из Москвы обращались). Не помню, кто просил меня тяжелому астматику, студенту Духовной Академии, Кадару Иоанну (ныне настоятель храма в Будапеште) помочь попасть на лечение в Институт пульмонологии. После лечения он неожиданно зашёл меня поблагодарить с корзиной белых сухих грибов и иконой Казанской Божией Матери. В это время я собиралась в отпуск в г. Гагры. Я пригласила Кадара к чаю, затем спросила, что ему рекомендовали врачи. Он сказал: «Рекомендовали к морю, но отец болен, денег нет». Я ему ответила: «Ваня, я дам тебе на билет денег и кормить буду, а когда будешь священником – отдашь». Он мне говорит: «Людмила Ивановна, а можно ещё взять с собой очень хорошего нашего преподавателя, Игоря Цезаревича Мироновича. Каникулы, а он, одинокий, один в пустой Академии. Это такой человек, что Вы духовно обогатитесь». Я согласилась. Так мы уехали в Гагры, а потом – в Пицунду в санаторий. Это был 1985 (или 1986) год. Игорь Цезаревич был больным человеком смолоду (у него был диабет, мочекаменная болезнь и многое другое). Все обследования для его лечения мы прошли вместе, т.к. сам он для своего лечения ничего не мог сделать без руководства. Я вынуждена была уйти в 50 лет как медицинский работник на долевую мизерную пенсию, чтобы продлить жизнь этому светоносному, чистому девственнику по благословению старцев (архимандрита Иоанна (Крестьянкина)  и протоиерея Николая Гурьянова ). Один из них, задолго до моего знакомства с Игорем Цезаревичем, мне говорил, что я буду досматривать Игоря. А у меня родной брат Игорь, но он трагически погиб в 1947 году – вот я и недоумевала, не верила, переспрашивала... Служба в Армии усугубила болезнь Игоря Цезаревича: он там переживал насмешки, издевательства, потерял все зубы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

1. Письмо – судя по содержанию – к Иродиону Жураковскому. Рекомендательное о Маркелле Родышевском Самым яростным и фанатическим врагом Феофана Прокоповича был Маркелл Родышевский, бывший сослуживец его по Киевской академии (ок.1713 г.). Решительный разрыв между Прокоповичем и Родышевским состоялся не ранее половины 1726 г. До того времени они были в ладах. В 1724 г. Феофан сделал Маркелла архимандритом псковского печерского монастыря и судьей архиерейского дома. В 1725 г., перешедши в Новгород, Прокопович взял с собою и Маркелла, определив его архимандритом Юрьева новгородского монастыря и судьей архиерейского дома. Но беда была в том, что еще по доносу псковского провинциального инквизитора от 9 апреля 1725 г. Родышевский был обвиняем в расхищении псковского печерского монастыря, и это дело, запущенное сначала, снова было поднято синодальным обер-прокурором Баскаковым 7 февраля 1726 г. Вместе с Родышевским обвинялся и сам Феофан, если не в соучастии с ним, то по крайней мере в поблажке ему. Сначала Прокопович хотел отправить Родышевского куда-нибудь подальше; а потом, когда дело дошло до формального следствия, решился для собственного спасения пожертвовать Родышевским. Тот в свою очередь озлобился на своего прежнего покровителя, и отсель началась между ними непримиримая вражда. – Настоящее рекомендательное письмо, как видно, было написано в первой половине 1726 г., когда Феофан покушался сбыть Родышевского куда-нибудь подальше. Всеми силами расхвалив Родышевского, Феофан убеждает архиерея, к которому адресовано письмо (кажется, Иродиона Жураковского), дать Родышевскому монастырь в своей епархии. Неизвестно, дошло ли это письмо по назначению; во всяком случае оно не принесло для Феофана желанных результатов. Что в письме идет речь именно о Маркелле Родышевском, в этом убеждаемся из биографии рекомендуемого лица, совершенно сходной с биографией Родышевского. Письмо любопытно, потому что проливает отчасти новый свет на историю взаимных отношений Маркелла и Феофана. Преосвященнейший владыко! Мой любезнейший отче и брате!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

А.В. Антишкин Преподобный Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на каноны богоявления Источник Статья посвящена литературному наследию монаха, отшельника второй половины XII в. преподобному Неофиту Кипрскому . В историю византийской литературы преподобный Неофит вошел как хронист и самый плодотворный писатель средневизантийского периода кипрской истории. Но наиболее выдающейся стороной его творчества являются 12 проповедей на двунадесятые праздники. В качестве комментатора богослужебных канонов преподобный Неофит совершенно не исследован. В настоящей работе мы предпринимаем попытку рассмотреть проповедь преподобного Неофита на каноны Богоявления, которая раскрывает содержание канона в целом и объясняет смысл отдельных неясных выражений и фраз ирмосов и тропарей. Большое количество византийских авторов составляли комментарий на праздник Богоявления. Каноны этого праздника наряду с Рождеством Христовым и Пятидесятницей написаны самым употребительным античным размером – ямбом. История византийской литературы знает четырех авторов, составивших комментарий на праздник Богоявления: святитель Иоанн Мавропод 1 (XI в.) и три автора XII в. − поэт Феодор Продром 2 , митрополит Григорий Коринфский 3 и преподобный Неофит Кипрский 4 . Комментарии этих авторов в доступной форме помогают читателю лучше осмыслить содержание этого праздника. Проповедь преподобного Неофита Кипрского на праздник Богоявления была переведена на французский язык исследователем М.Н. Конгурдо. Преподобный Неофит вносит ясность в проповедь на праздник Богоявления и помогает лучше осмыслить и пережить поэтические строки этого праздника. К сожалению, это произведение не переведено на русский язык. Для нас, как наследников византийской культуры, весьма важным представляется иметь в русском варианте переводы комментариев на каноны великих Господских праздников для их лучшего осмысления, с возможностью последующего их использования и распространения в числе книг, рекомендованных для каждого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвы о семейном благополучии Молитва семьи, как молитва малой Церкви Христовой, угодна Богу, радует Ангелов, стремительно восходит к Небесам. Православной семье, для помощи в молитве, и преподносит наше издательство сей молитвослов — если не на все, то на многие случаи жизни. Да будут молитвы наших семей благоугодны и благоприятны Богу Вышнему! Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Молитвы о семейном благополучии Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-317-2392) Благословление на вступление в брак Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Казанская Тропарь, глас 4-й Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим. Кондак, глас 8-й Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и Богобоящияся рабы Своя. Молитва О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая помощнице и всем людем утверждение и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 100. Утреннее назидание О чтении святоотеческих писаний Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, за кафизмами (седальнами) Устав предписывает назидательные чтения! Кстати, этим самым он выполняет 17 правило Лаодикийского Собора, которое гласит, что «не должно в церковных собраниях псалмы совокуплять непрерывно один к другому, но чрез промежуток по псалме быть чтению». Это же правило касается и утреннего канона, основу которого составляют ветхозаветные песни, похожие на псалмы, так что между песнями (по 3й и 6й песни) так же полагаются чтения. Какова цель седальных чтений? Если учесть, что седальны в некоторых случаях именуются успокоительными, то очевидно, что смысл уставных поучений, состоит не столько в том, чтобы сообщить молящимся что-то интересное, сколько в том, чтобы дать отдохнуть телесно и духовно, а затем с новыми силами продолжить моление. На вопрос, «что читать» Типикон на первое место ставит объяснения текстов Свящ. Писания. В его 10й главе можно найти указания о чтении толкований на Евангелия. Естественно, выбираются толкования на тот отрывок Евангелия, из которого совершается чтение на службе. Кроме евангельских толкований там же предписываются и толкования апостольских посланий. Среди рекомендуемых толкователей, названы имена св. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта, митр. Болгарского. Кроме толкований на Писание, в ней же упомянуты сборники Златоустовых наставлений вроде «Маргарита» (Жемчужины) или его же знаменитого «Шестодневника». В период Четыредесятницы рекомендуются чтения во святем Ефреме и в Лавсаице. Здесь имеются в виду покаянные поучения преп. Ефрема Сирина и собрание жизнеописаний египетских иноков еп. Еленопольского Палладия. Кроме этих книг фигурирует еще Лествица игум. Синайского Иоанна, которую «на часех чтут». И различные «Жития Святых», «Патерики» для чтения на трапезе. Впрочем, «Житие» святого, память которого совершается, читается и во время Утрени, как это видно на примере богослужения четверга 5 седмицы Великого поста, посвященного преп. Марии Египетской!

http://azbyka.ru/video/100-utrennee-nazi...

Г.И. Вениаминова Четвероевангелие. II семестр Почасовой план семинарских занятий курс, семестр) Окончание Галилейского периода общественного служения Господа Иисуса Христа. Начало пути на Страсти. Учение Господа по пути на Страсти: притча о добром самарянине, учение о покаянии, учение о молитве. Учение Господа по пути на Страсти: о богатстве, о рассудительности, о Царствии Божием. Беседы на празднике Кущей. Исцеление слепорожденного. Беседа на празднике Обновления ( Ин 7–10 ). Резервный семинар. (По усмотрению преподавателя возможна контрольная работа по периоду служения Господа «Путь на Страсти»). Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Изгнание торгующих из Храма и проклятие смоковницы. Обличительные притчи и ответы на искусительные вопросы на Страстной седмице. Страстная седмица. Обличительная речь Господа против книжников и фарисеев. Эсхатологические беседы и притчи. Тайная Вечеря. Установление Таинства Евхаристии. История предательства Иуды. Основные темы Прощальной беседы Господа. Первосвященническая молитва. Гефсиманское моление, взятие Господа под стражу. Допрос у Анны. Суд у первосвященника, приговор Синедриона. Отречение ап. Петра. Суд Пилата. Суд Ирода. Голгофа. Смерть и погребение Господа Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явления воскресшего Господа. Вознесение. II – 1 (13). Окончание Галилейского периода общественного служения Господа Иисуса Христа. Начало Пути на Страсти Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 64–72, 76–77; 2, с. 158–159, 170–174, 196–198, 199; 3, т. 2, с. 1–4, 66, 87,165; 4; 5; 6, с. 489; 15; 16] 5 План семинара I . Исповедание ап. Петра как завершение Галилейского периода Повествование синоптических Евангелий о переломном моменте евангельской истории; Плоды воспитания учеников: от окамененного сердца ( Мк. 6:52; 8:17 ) до исповедания ап. Петра; Слова исповедания ап. Петра ( Мф. 16:16 ). Почему это исповедание в точном смысле слова мессианское, а слова ап. Андрея ( Ин. 1:41 ), ап. Нафанаила ( Ин 1:49 ) и в Мф. 14:33 не принято так называть?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Публичное богословское чтение 1 При внимательном наблюдении нельзя не заметить большой разницы в отношении к вопросам веры и обрядам Церкви на востоке и на западе. Тогда как православная Церковь является верною хранительницею первоначальных заветов христианских не только в вероучении, но даже и в обрядах, на западе, свободно посягнувши на многие изменения в вероучении, тем менее стеснились произвести изменения в обрядовой стороне. В православной Церкви пример Господа Спасителя, первых христиан имеет значение священного закона, на изменение которого не могут посягнуть, не только миряне, но и сама высшая церковная власть; там на западе в деле изменения христианских обрядов смело предлагаются образцы языческие, примеры классической древности, смело предлагаются и рекомендуются мирянами и подчас одобряются и принимаются самими руководителями церковной жизни. В православной Церкви прежде всего принимается во внимание и охраняется согласие обряда с вероучением, действие обряда на душу, внутренний его смысл и значение, независимо от посторонних соображений; там в деле изменения обряда нередко над религиозными верованиями берут перевес соображения утилитарные, гигиенические, иногда противные смыслу и духу христианства. Так поступили там в некоторых местах с обрядом погребения. С некоторых пор во Франции, Италии, Германии и Англии ведется усиленная агитация, требующая введения нового погребального обряда. Требуют, чтобы мертвые не предавались земле, а сжигались в особо устроенных печах. Первая мысль ввести в обычай сжигание тел умерших восходит ко временам появления гуманизма и реформации. Гуманисты, восхищавшиеся многими учреждениями классической древности, желали между прочим и восстановления встречавшегося в Греции и у Римлян обычая сжигать тела умерших. Реформаторы, смело изменявшие и преобразовывавшие важнейшие стороны религиозно-нравственной и церковной жизни, не прочь были с своей стороны усвоить мысль гуманистов и наложить руку на прочно установившийся уже в христианском мире обычай погребения умерших в землю – введением языческо-классического обычая погребения посредством сжигания тела; но смелые начинания реформаторов встретили отпор в благочестивом чувстве верующих христиан и на время остановились.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Скачать epub pdf Таинство Исповеди сопровождает жизнь каждого верующего, и его целью является помощь на пути ко Христу. Именно это Таинство более всех других вызывает вопросы у прихожан. Что говорить священнику, а чего не следует говорить? Как правильно относиться к исповеди? Какие рекомендации священника нужно обязательно исполнять, а какие остаются на собственное усмотрение исповедующегося? Как быть, если возникла особая привязанность к духовнику? Какие вопросы священник не должен решать за человека? Можно ли менять духовника? Распространенные затруднения и ошибки, связанные с этим Таинством, разбираются митрополитом Лимассольским Афанасием в данной публикации. Содержание Как приходить на исповедь? Каковы мои отношения с духовником, и что я могу ему сказать?     Церковь лечит. Она функционирует как больница, как лечебное учреждение, а не правовое или судебное. Мы не приходим на исповедь, чтобы получить судебный приговор, не для того, чтобы нам сказали: «Ты знаешь, что тут суд, а священник – это судья. Ты совершил вот это преступление – за это ты проведешь пять дней в КПЗ, или тебя оштрафуют». И сейчас есть люди, которые говорят: «Я пришел на исповедь к моему духовнику, и он оштрафовал меня!» Но мы приходим на исповедь, словно на прием к врачу. Мы знаем, что такое грех – это болезнь, это заболевание нашей сущности. Прародительский грех – это не вина, от которой мы должны освободиться, это не Божье наказание, а болезнь нашей сущности, которая передается из поколения в поколение. Грех – это болезнь, и исповедь – это как прийти на прием к врачу и рассказать ему о симптомах своей болезни: «Доктор, у меня болит тут и тут!» Таким же образом мы приходим исповедоваться духовнику в свой приход или в приход, который мы выбираем, и спокойно рассказываем ему о симптомах нашей болезни. Наши грехи являются симптомами нашей болезни. Когда я говорю, что ворую, завидую, делаю то и то, я не перечисляю нарушения правового или даже морального кодекса, а перечисляю симптомы своей болезни. Согласно этому духовник должен действовать как врач, а не как судья или полицейский, и тогда именно он увидит, что за этим скрывается. Говоришь врачу, что у тебя болит желудок, но он является тем, кто должен понять, что у тебя есть бактерии, какова твоя болезнь, и как она лечится. Мы приходим к священнику на исповедь с полным осознанием того, что приходим к врачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

А.М. Величко Внединастический Император XXXVII. Император Лев V Армянин (813–820) Глава 1. «Рачитель общего блага» О детстве и юности нового Римского царя Льва V, получившего прозвище Армянин, известно немного. Детство он провел в Армении и происходил по одной линии из армянского рода, по другой – из сирийцев. Вскоре юноша перебрался в город Пидру, что находился в феме Анатолии, и там записался в армию. Лев был высок ростом, храбр до отчаяния, его физические возможности казались безграничными, и при этом воин отличался учтивостью и красноречием. Кроме того, Лев был очень набожен и ревностен в делах веры. Больше всего на свете он любил петь в храме с певчими, так что его считали самым искусным в пении псалмов среди всех современников. Нередко он регентовал хором и прекрасно знал церковный устав. Еще совсем молодым человеком он попался на глаза одному монаху-пустыннику, и тот пророчествовал Льву царский престол: не невероятное событие для тех времен, когда сила, отвага и решимость могли проложить дорогу на самый верх политической пирамиды. Неясно, насколько сам Лев придал значение этому пророчеству, но по складу характера он был честолюбив и жаждал славы 390 . Вскоре на юношу обратили внимание командиры, по чьей рекомендации Лев был причислен к самым отважным смельчакам Анатолийской армии. Стратигом Анатолии и пяти других восточных областей, за исключением Армениака, в то время был назначен уже знакомый нам Варданион Турок, включивший в число своих телохранителей двух близких друзей – Льва Армянина и Михаила Травла. Как люди скромного происхождения, они связали свои надежды на карьеру с Варданионом, и, действительно, вскоре получили довольно высокие посты в армии. После этого Лев удачно женился на девушке по имени Феодосия, приходившейся дочерью знатному столичному сановнику Арсавиру. Когда у Льва родился первенец, Михаил Травл стал крестным отцом младенца, то есть друзья породнились духовно. Правда, Льву предстояло поволноваться, когда его тесть организовал заговор против императора Никифора Геника. Но даже крушение планов Арсавира и пострижение его в монахи не сказалось на судьбе Льва – он по-прежнему служил в армии и стремительно продвигался по карьерной лестнице. Когда восточное войско объявило Варданиона императором, Лев и Михаил перебежали на сторону законного царя и были щедро вознаграждены им. Лев получил должность магистра федератов, царский дворец Зенона и Дагисфей. Михаилу достались должность комискорта и дворец Кариан 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010