Разделы портала «Азбука веры» Почему Бог не сделал так, чтобы люди после смерти тел могли исчезать навсегда? 335 10.01.2024 Богословие Бог видел всё будущее человеческого рода и мог сделать так, чтобы те, кто неправильно воспользуется свободой выбора, вообще не рождались. Препятствовать их рождению. Рождались бы только те, кто выберет бога, т е правильно воспользуется свободой воли или т п. Он мог и по другому устроить — позволить исчезать, уходить в небытие тем, кто не желает мучиться вечно. 4 Ответа Жизнь это благость, то есть благой дар, и человек создан для вечности. Зачем Богу отменять Своё решение?! И потом, как горшок может задавать вопросы горшечнику о том, зачем он его создал… Небытиё в любом случае хуже небытия. Можно так же предположить, что вечные муки необходимы, чтоб человек имел Страх Божий и сдерживал себя в той уникальной свободе, что ему дана. Кто-то противится Богу, а другой глядя на противника резонно подумает — “да ну его, смысла в вечных муках нет”. А иной грешник вдруг одумается, попросит прощения у Бога и станет счастлив. Вот у Иосифа были братья, которые его ненавилели, и даже чуть не убили и продали в рабство. Но Бог за праведность даровал Иосифу власть и богатство, а Иосиф простил братьям. И такой жизнью грешников Бог показал смыслы, а жестокость братьев Он привёл во благо. Сами раскаявшиеся братья стали отцами, через которых в мир пришло множество пророков и праведников. Быт. 50:15–21 См. Благодать бессмертия в аду . Можно перефразировать вопрос так: Почему Бог не убивает Свои творения, которые отвергли Его? Тогда становится понятнее, ведь и падшие люди (за редким исключением) не убивают детей, которые отвернулись от них. Привет Тарасу Бульбе!) Потому что Вы не чувствуете жизни как дара Божия. А для Бога — источника всякого блага — наше бытие является благом, хотя бы мы того и не хотели. Или Ему надо по всем вопросам с Вами советоваться? А в чем была бы ценность и реальность жизни, в которой невозможно допустить непоправимую ошибку? Это в компьютерной игре можно до бесконечности повторять один сценарий, но на то это и игра, чтобы не иметь серьезных необратимых последствий. Бог сделал все по серьезному и предупредил: человек, будь готов нести ответственность за последствия своего выбора; выберешь грех — погибнешь.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bog-ne-s...

Архимандрит Андрей (Конанос): Хорошая новость — ты попадешь в рай! Поэтому у тебя нет оправдания, чтобы кого-то не любить 8 октября, 2017 Поэтому у тебя нет оправдания, чтобы кого-то не любить Как нам понравится, если в раю вместе с нами будут Гитлер или Диоклетиан, и почему мы хотим даже там выбирать, кого любить — размышляет архимандрит Андрей (Конанос). Хорошая новость — ты попадешь в рай! Архимандрит Андрей (Конанос) У меня для тебя хорошая новость. И надеюсь, что, услышав ее, ты обрадуешься – как всегда радуешься хорошим новостям. Ты попадешь в рай. Ты спасешься и всегда будешь пребывать с Богом. Но еще я хочу сказать тебе, кто будет в раю вместе с тобой. Вероятно, вместе с тобой в раю будут (я потом скажу тебе, откуда и от кого мне это известно) раскаявшиеся грешники, преступники – например, Гитлер, или Диоклетиан, или еще какой-нибудь тиран и деспот. Как тебе такое? Не хочешь? Тебе не нравятся эти люди? А, ну не хочешь, чтобы они были с тобой, хорошо. Давай тогда представим иную картину. Может быть, у тебя будет и другая компания. Например, кто-нибудь из хорошо знакомых тебе людей, с которыми ты сейчас не разговариваешь. Это будет как на свадебном застолье, когда ты оказываешься за соседним столом со своим давним другом, или даже родственником, и делаешь вид, будто не замечаешь его, потому что этот человек тебе неприятен. Неприятен? Хорошо. Ты говорил мне, что развелся с женой. Так вот, в раю вы будете рядом – ты и она. И это тебе не нравится? Но ведь вы будете в раю! А получается, что ты в рай не хочешь – раз не хочешь находиться там вместе с такими людьми. «Да, я не хочу быть в раю с ними, я хочу быть с теми, которые…» Которые что? «…Которые мне нравятся, которых я люблю, с которыми мне хорошо и нет проблем. А с теми, кого не люблю, я не хочу быть рядом». То есть ты хочешь попасть в рай, но чтобы при этом там были не все, а лишь некоторые.   А если в раю с тобой окажется Гитлер? Не спеши ругаться и обвинять меня в глупостях. Я прочел об этом в одной духовной книге. Там говорится: «Представь, что в раю с тобой окажется Гитлер. И каково тебе будет? Ты так уверен в том, что некоторые люди не спасутся… А если все-таки спасутся? Ладно, но пусть тогда их не будет со мною рядом, не хочу их видеть! »

http://pravmir.ru/arhimandrit-andrey-kon...

У меня для тебя радостная новость, и я хочу, чтобы ты принял ее радостно, как когда слышишь что-нибудь приятное. А приятное здесь то, что ты отправишься в рай, спасешься, всегда пребудешь с Богом. Я просто хочу сказать тебе, кто там будет рядом с тобой. А рядом с тобой будут – я потом скажу тебе, откуда узнал все эти новости и кто мне их сообщил, – рядом с тобой, с одной стороны, могут быть какие-нибудь преступники, раскаявшиеся грешники: например, Гитлер, Диоклетиан, еще какой-нибудь гонитель. Ну что? Ты еще хочешь туда? Или тебя это напрягает? А тебе что, не нравятся эти люди? А-а, ты не хочешь, чтобы они были рядом с тобой! Ну, тогда ладно. Давай тогда изменим это условие, потому что можно сделать и так, чтобы там были не они, если тебе этого так не хочется. Пускай тогда в этой группе, которая в раю, будет другой состав, другая компания, в которой будешь находиться и ты. Пускай рядом с тобой будет кое-кто из твоих братьев, с которыми ты не разговариваешь. Вот как когда ты пошел на свадьбу и сделал вид, будто не заметил своего приятеля, т.е. ты будешь рядом со своим братом, который тебе не нравится. Ну что, ты опять не хочешь? Ну, тогда ладно. Ах да, а ты помнишь, – ты, говоривший мне, что развелся, – что в раю будешь со своей женой, той самой, с которой развелся, она ведь будет рядом с тобой. Ты и она. А-а-а! Тебе и это опять не нравится? Но я же сказал тебе, что ты будешь в раю! А ты говоришь: – Я не хочу в рай! Если я буду в раю, а со мной будут такие люди, тогда я не хочу быть в раю! Я хочу, чтобы в раю со мной были… – Так кого же тебе хочется видеть там? – Тех, кто мне приятен, а не тех, кто мне неприятен и кого я не люблю. Я хочу видеть тех, кого люблю, с кем у меня хорошие отношения, с кем у меня не бывает проблем. А кое с кем я не в ладу и не хочу, чтобы все они были со мной! Ты хочешь отправиться в рай, но чтобы там были не все, а только некоторые То есть ты хочешь отправиться в рай, но чтобы там были не все, а только некоторые. И не спеши ругать меня, что я говорю глупости, потому что я это прочел в одной духовной книге, где было сказано: «Представь себе, что в раю рядом с тобой будет Гитлер. Как ты себя будешь чувствовать тогда?» Но ты, во-первых, принимаешь за данность, что это исключено, чтобы такие люди спаслись, а во-вторых, говоришь:

http://pravoslavie.ru/110328.html

По окончании юбилейного года католич. пресв. П. Роза настоял на принятии Н. сана священника. В марте 1551 г. в ц. св. Фомы (Сан-Томмазо-ин-Парионе) Н. получил посвящение в тонзуру, в младшие чины и в чин субдиакона от Джованни Лунелли, титулярного еп. Севастии Киликийской in partibus infidelium, действовавшего по указанию генерального викария Рима Филиппо Аркинто, еп. Салуццо (1546-1556). 29 марта в Латеранской базилике Н. был рукоположен в сан диакона. 23 мая того же года состоялось его рукоположение во священника, совершённое в ц. св. Фомы тем же еп. Дж. Лунелли. После рукоположения Н. переехал от Каччи в дом при ц. св. Иеронима (Сан-Джироламо-делла-Карита), где проживали др. священники, в т. ч. его духовник. Н. не получил конкретного пастырского назначения и стал служить в ц. св. Иеронима. Продолжив проповедническую деятельность в Риме, теперь он не только увещеваниями способствовал возвращению людей к праведной жизни, но и добивался раскаяния грешников, принимал исповедь и давал отпущение грехов. Он старался больше времени проводить в конфессионале (см. Исповедальня ), чтобы принять исповедь у большего числа людей, способствуя т. о. утверждению в католич. Церкви практики частой исповеди. Важной задачей Н. считал организацию духовного просвещения народа, с тем чтобы раскаявшиеся и обратившиеся грешники не вернулись к прежним порокам. Он считал, что для благочестивой жизни наиболее опасна праздность в вечернее время, когда люди свободны от дневных дел, поэтому он стал приглашать после ужина всех желающих в свою комнату, где беседовал с пришедшими о жизни святых, об истории Церкви, о красоте добродетелей и пагубности пороков. В этих беседах Н. часто использовал наставления прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Во время бесед обсуждались отрывки Свящ. Писания, однако Н. стремился строить разговор без погружения в схоластические тонкости, имея целью углубление личной добродетельной жизни каждого участника. Такие беседы всегда сопровождались совместной молитвой. Затягивавшиеся до позднего вечера или даже до глубокой ночи собеседования часто заканчивались тем, что все собравшиеся (сначала их было 7-8 чел.) отправлялись в ц. Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-сопра-Минерва) и участвовали в повечерии (completorium) или в утренней службе (matutinum).

http://pravenc.ru/text/2565068.html

Положенная в основу нашего отбора сюжетная коллизия «нравственное падение и восстание», как правило, организуется согласно богословской триаде «грех – покаяние – спасение», хотя соотношение значимости отдельных частей триады в конкретном тексте может сильно варьироваться. Развернутых жизнеописаний «великих грешников» в предложенном списке не так уж много – не более четырех десятков. Еще меньше среди них «кризисных житий» 11 , для которых душевная метаморфоза заглавного героя играет важную, подчас сюжетообрзующую роль (к ним относится, например, знаменитое Житие Марии Египетской (1 апреля) или Житие-мартирий мученика Вонифатия (19 декабря)). Гораздо чаще грехопадение и покаяние героя составляет отдельный эпизод, обычно завязку действия. Такой эпизод может редуцироваться до краткого упоминания (в Житии благоверной царицы Феодоры (14 ноября)), быть вынесенным в примечания (Житие Ефрема Сирина (28 января)), или только подразумеваться. Так, по церковному преданию, многомужняя самарянка, некогда встреченная Христом у колодца, стала мученицей Фотиной (20 марта), но о перевороте, произошедшем в ее душе, приходится лишь догадываться. Среди агиографических рассказов о мучениках нередки парные и групповые жития, в которых сонмы христиан-страстотерпцев пополняют не только очевидцы гонений, но и их внезапно раскаявшиеся активные участники 12 . Индивидуальной развернутой характеристики каждый из новообращенных мучеников обычно не имеет, но она может быть домыслена, поскольку за каждым из путей спасения раскаявшегося гонителя закреплены определенные сюжетные схемы (так, для языческого жреца или волхва причиной принятия гонимой религии становится поражение его богов в соревновании с христианским Богом). Как уже говорилось, образцами для житий «грешных святых» служили евангельские притчи и эпизоды о раскаявшихся мытарях, блудницах и Благоразумном разбойнике, равно как и истории первоверховных апостолов Петра и Павла (отступника и гонителя). Эти новозаветные образцы положены нами в основу классификации типов «грешных святых», получив при этом несколько расширенное истолкование 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

После крестных страданий Христу дана была «власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ), Он получил ключи от рая и ада ( Откр.1:18 ). Это говорит о том, что есть выход из ада и переход в рай. «Так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – никто не затворит, затворяет – никто не отворит» ( Откр.3:7 ). Свою милость Господь может оказать каждому умершему и во всякое время может освободить душу из ада и ввести ее в Царство Небесное. Господь сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Ин.14:13–14 ). Следовательно, если молить Его об улучшении участи умершего, не согрешившего «к смерти», Он властен исполнить эту просьбу. Потому не безполезны молитвы за умерших, иначе как же понимать тогда слова апостола Павла, воскликнувшего: «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ). Попавшие в ад души пребывают, в зависимости от их греховности, на разных ступенях. Как на небе, соответственно нравственному состоянию праведников, «обителей много», так и в аду, соответственно нравственному состоянию грешников, есть различные затворы и темницы. В одних страждут согрешившие «к смерти», против Духа Святаго ( Мф.12:31–32 ) – это хулители Бога и Его Церкви, отвергающие догмат искупления Христом человечества и, подобно евангельскому богачу, не раскаявшиеся в своих грехах, а также сознательно лишившие себя жизни, т. е. восставшие против Творца. За таких умерших Церковь не молится ( 1Ин.5:16–17 ). В других же местах ада находятся те, кто умер с верой, но по не зависящим от них обстоятельствам не смог покаяться – был убит на войне, скоропостижно скончался, или кто не успел принести плоды, достойные покаяния. За них Православная Церковь возносит молитвы к Богу, твердо веруя, что эти молитвы приносят им пользу и могут полностью вызволить из ада. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 ), – говорит Священное Писание. Следовательно делают вывод протестанты, суд Божий совершается тотчас по смерти, потому молитва за умершего уже безполезна.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Христос также говорит: «Я был наг». Что значит нагой? Значит лишенный одежды, сегодня таких немало. Но есть и те, кто лишены радости, заботы, доброго отношения, уважения. Поэтому одень ближнего! Набрось на него что-нибудь, например, словами: «Ты замечательный человек!» Говоря так, ты одеваешь нагую душу. У меня для тебя сегодня приятные новости. Я хочу, чтобы ты принял от всего сердца то, что я тебе скажу. Чтобы почувствовал ту радость, которую испытываешь, узнав хорошие новости. Хорошая новость сегодня заключается в том, что ты отправишься в рай! Ты спасешься! Ты будешь с Богом вечно. Но хочу обратить твое внимание на одну деталь. Знаешь, кто будет еще рядом с тобой? С одной стороны, вероятно, будут преступники, раскаявшиеся грешники. Поближе, совсем рядом, может быть, будет даже Гитлер или Диоклетиан. И кто знает, кто еще… Тебя это тревожит? Мне кажется, что ты немного озадачился, нахмурился. Тебе не нравятся все эти люди, не так ли? Я чувствую, что ты не хочешь, чтобы они находились рядом с тобой. Хорошо. Ну, тогда давай сядем и поменяем состав людей в раю. Поместим тебя в другую компанию. Итак, в раю, где ты оказался, рядом с тобой будет один из твоих братьев, с которым ты не общаешься. Помнишь? Даже когда ты был на его свадьбе, то делал вид, что не замечаешь его. Вы долго гадали, кого бы отправить к нему на свадьбу от вашей семьи, чтобы не идти всем, так как враждовали. Так вот в раю ты будешь рядом с ним.  Что, и это тебе не нравится? К счастью — ты не Бог. К счастью, и я — не Бог. Потому что Бог совсем иначе мыслит. Он все задумал иначе. Бог любит. И мне очень тяжело принять такого Бога, который любит моего врага так же, как меня. То, что Он любит меня, понятно. Но как Он может любить моего врага и ввести его в рай? Этого мой разум вместить не может. Думал ли ты, что того, кого ты, повстречав, обходишь стороной, Господь принимает, любит, заключает в объятия вместе с другими Своими детьми? И это не просто предположения и фантазии, это реальность. Мы знаем это, Иисус Сам нам об этом говорил: «Я люблю всех людей». Во враче нуждаются больные, но не ты, чувствующий себя, по всей видимости, хорошо.

http://pravmir.ru/polyubi-sebya-ne-nadoe...

Разные степени покаяния отражены в 12-м правиле св. Григория Неокесарийского: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав Писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стояв внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Тайн.» Из текста этого правила мы видим, что существовало четыре ступени покаяния, которые последовательно проходил кающийся грешник. Находящиеся на 1-й ступени именовались плачущими. Они не допускались внутрь храма, но, стоя вне Церкви, с плачем сокрушались о своих грехах и умоляли входивших в храм помолиться о них. 2-я ступень - слушающие. Это те, кто, стоя в притворе, слушали Священное Писание и проповедь, а затем перед началом Таинства Евхаристии, покидал храм вместе с оглашенными. Принадлежащие к 3-й ступени именовались припадающими или коленопреклоненными. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, и епископ читал над ними молитвы, возлагая на них руки, после чего и они покидали храм. И, наконец, находившиеся на 4-й ступени, купно стоящие или вместе стоящие, могли оставаться в храме до конца Божественной Литургии, но не допускались до Чаши и к принесению жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, раскаявшиеся грешники принимались в церковное общение. В дисциплинарных правилах Св. Василия Великого сохраняется разделение срока покаяния на четыре ступени. В своих канонах в зависимости от тяжести греха Св. Василий Великий определяет им разные сроки пребывания на каждой из этих ступеней. В его 75-м каноне, где речь идет о кровосмешении, говорится: «Пришедши в сознание страшнаго греха, три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов, и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания Писаний, по слушании же Писаний и поучений, да изгоняется же из Церкви, и да не удостоивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание. И таким образом, когда покажет плоды, достойные покаяния, в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения; два лета стоя во время молитвы с верными, наконец да удостоится приобщения святынь.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432473/

6) Наконец, из учения учителей Церкви: Св. Климента римского : «Воззрим на кровь Христа, и посмотрим, сколь драгоценна пред Богом кровь Его, которая, быв пролита для нашего спасения, всему миру принесла благодать покаяния. Пройдем все веки, и узнаем, что Господь во все веки желавшим обратиться к Нему давал время на покаяние. Ной проповедывал покаяние, и внявшие ему спаслися. Иона предрек ниневитянам погибель, но раскаявшиеся в своих грехах умилостивили Бога молитвами, и получили спасение, хотя были далеки от Бога. Служители благодати Божией, по вдохновению Духа Св., говорили о покаянии; и сам Господь всего мipa говорил о покаянии с клятвою: живу аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но покаяния ( Иез. 33, 2 )» 754 . Св. Иоанна Златоустог о: «Если (Христос) просвещает всякого человека, грядущего в мip ( Иоан. 1, 9 ): каким образом люди пребывают без освящения? Он действительно просвещает всякого. Но если некоторые, заключая добровольно очи ума своего, не хотят принимать лучей сего света: то пребывание их во тьме зависит не от естества света, а от несчастия тех, которые по своей воле лишают себя дара. Ибо благодать излилась на всех…, и нежелающие пользоваться таким даром должны, по справедливости, самим себе вменять свое ослепление» 755 . Св. Амвросия: «Он, как таинственное солнце правды, взошел для всех, пришел для всех, пострадал для всех, воскрес для всех… Если же кто не верует во Христа: тот сам лишает себя всеобщего благодеяния» 756 . Блаж. Августина: «не посла Бог Сына своего в мip, да судит мipobu, но да спасется им мip ( Иоан. 3, 17 ). Итак, что до Врача: Он пришел исцелить больного; и сам себя погубляет тот, кто не хочет исполнять повелений Врача. Пришел Спаситель в мip: почему и назван он Спасителем мipa, если не потому, что цель Его спасти мip, а не судить мipobu? Не хочешь исцелиться от Него? Сам будешь своим судиею» 757 . Излишне присовокуплять, что и здравый разум при одной мысли о Боге, бесконечно благом и правосудном, не может не согласиться, что Он равно желает спастися всем грешникам, и что, если необходима им для этого благодать, Он подает или готов всегда подать ее также всем. § 192. Предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли, или не воспользуются они благодатию

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вместе с тем пришедший призвать «грешников к покаянию» (Мф 9. 13), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: «Иди и впредь не греши» (Ин 8. 3-11). Раскаявшиеся блудницы, к-рым Господь обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (Мф 21. 31), стали верными Его ученицами, а одна из них, Мария Магдалина , первой увидела Его воскресшим. Б. предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием Б. относится к плотским страстям, т. е. страстям, связанным с потребностями тела. Ап. Павел и св. отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, «а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6. 18), «не как убийца, который против чужого тела [грешит], сохраняя свое неуязвленным, не как любостяжатель, который вредит иному, остерегаясь вреда собственному телу, блудник сам себе вредит, сам себя пронзает стрелой бесчестия... заботится об ограблении собственной плоти» ( Greg. Nyss. Adversus fornic.). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем. Наставляя в неполезности для неискушенных рассуждать о движениях страстей и считать за лучшее пребывание относительно этого в блаженной простоте ( Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 75), прп. Иоанн Лествичник говорит о непосредственных причинах блудной страсти и о ее тесной связи с др. страстями: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Ibid. 15. 20; ср.: Isaac Syr. Sermones. 43, 70, 77). Прп. Исаак Сирин добавляет к причинам блудной страсти «смехотворство и дерзновенное парение мыслей», к-рые «есть дело блудного демона» ( Isaac Syr. Sermo 68).

http://pravenc.ru/text/149399.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010