Закрыть itemscope itemtype="" > Литовская «мягкая сила» в позднесоветской Беларуси «Культпоходы непрошенных вояжеров» 22.12.2023 53 Время на чтение 9 минут Источник: Наука Вера Культура Граница Беларуси и Литвы (Источник: http://wayline.by/uploads/granica-litva.jpg) Аннотация. Гродненская область БССР в период поздней перестройки являлась полигоном, на котором различные «этнические предприниматели» отрабатывали приемы политизации этничности. Безусловным «лидером» в данном виде деятельности являлась польская сторона, в фактическом распоряжении которой находились лояльные ей влиятельные институты (римско-католическая церковь, «Союз поляков Беларуси» и др.). Некоторую активность проявляла и соседняя Литва, ставшая одним из локомотивов центробежных процессов в позднем СССР. Провокационная деятельность литовской интеллигенции в Вороновском и Островецком районах Гродненщины нашла отражение на страницах официального областного издания «Гродненская правда». Первый резонансный визит «литовского десанта» в соседние районы БССР имел место осенью 1988 г. Автор газетной заметки о данном событии отмечал, что прибывшие «гости» вели агитационную работу под прикрытием безобидных на первый взгляд культурных мероприятий. Вторым важным аспектом деятельности «литовских товарищей» стали неформальные беседы с местными жителями, в ходе которых объективно имевшим место в период горбачевской перестройки социально-экономическим трудностям искусственно придавалась этническая окраска («притеснение литовцев белорусско-русской администрацией»): «7 октября в ближнее к Гервятам литовское село Рымдюны нагрянули гости. Три десятка студентов и сотрудников Каунасского политехнического института, никого не предупредив, собрались в деревенском клубе, украсили его литовскими флагами и под предлогом безобидных «Вечорок» попытались устроить митинг. Затея не удалась, и гости разошлись ночевать по домам рымдюнцев. А назавтра по деревне поползла новость: Островецкий район, мол, вскоре присоединят к Литве. Наиболее осведомленные указывали даже конкретный срок: через пять лет. Новостью сельчане поделились и с Людмилой Андреевной (Л.А. Вербицкая – председатель Гервятского сельского Совета народных депутатов Островецкого районаавт.). Причем в разговорах она впервые за долгие годы работы уловила – нет, не враждебные, но уже настороженные нотки. Чуть позже поняла, почему. Оказывается, гости настойчиво выясняли, какие притеснения терпят местные литовцы со стороны белорусско-русской администрации» с. 3].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/litovs...

Кленовское. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 142. с. Кленовая, Николаевская церковь, каменная, построена 1842 г. Престол 1. От консистории 230 в., от благочиния 46 в. 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик. Священник Николай Павл. Тетюев 30 л., ок. П. дух. сем., имеет наб. Диакон Андрей Авт. Баталов 47 л., ок. учит. сем. Диакон – псаломщик Вениамин Вениам. Грамолин 41 г., об. в Екат. дух. уч. © Огарышев С.И., электронная версия, 2008. Свято-Николаевский храм в селе Кленовском относится к типу ротондальных.Он был построен " тщанием прихожан " в 1842 году. Инициатором его возведения был, по преданию Александр I , остановившийся в 1824 году в этом селе на пути в Екатеринбург. Для России он относительно нов. Если не считать церкви в селе Нодмоклово, построенной польским мастером в XVII веке, то собственно российские ротондальные храмы появляются гораздо позже - во второй половине XVIII века. Древне-русское зодчество этот тип храма не использует из-за, в первую очередь, сложности возведения купола относительно большого размера. Впервые ротондальные храмы, сочетающие в себе традиционную схему " кораблей " (расположение по продольной оси колокольни, трапезной и собственно ротонды с абсидой) строятся в Москве по проектам Матвея Казакова. За короткое время и в Подмосковье мастерами его круга строится ещё ряд церквей, во многом повторяющих схему московских. Несколько церквей в этом ряду приписывается авторству В.Баженова, но веских аргументов по этому поводу нет. В Москве и в подмосковье список ротондальных храмов дополнили построенные храмы по проетам О.Бове и Д.Жилярди, в других районах ротондальные храмы крайне редки. Так под Петербургом были построены две подобные церкви (знаменитый " Кулич " архитектора Н.Львова и церковь на Пороховом заводе). Таким образом, можно говорить не только о двух очагах (большом - Московском и малом - Петербургском), но и двух школах, к которым принадлежат ротондальные храмы Москвы и Подмосковья, и окрестностях Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=18647

В 1929 г. процесс закрытия церквей в ряде районов Удмуртии принял бесконтрольный характер, потребовалось вмешательство властей. 9 марта 1930 г. председатель Вотского облисполкома А. С. Медведев на совещании секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов так обрисовал обстановку: «В Ижевском, в Мало-Пургинском, Сюмсинском ёросах (районах.- Авт.) церкви все закрыты… Нужно… приостановить и одернуть тех зарвавшихся работников, которые не могут опомниться» (Там же. Ф. 64. Оп. 1. Д. 26. Л. 235). 12 марта 1930 г. Вотский обком ВКП(б) объявил райкомам выговор «за административный разгул при закрытии церквей» (позиция властей Удмуртии в значительной степени определялась решениями, принятыми в центре: 15 марта 1930 в «Правде» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б), в котором предписывалось прекратить практику закрытия церквей) в адм. порядке. Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Причт Ильинской ц. в Ижевске. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) В 1926 г. в Ижевске, Глазовском и Ижевском уездах организационно оформился «Союз безбожников» (с июня 1929 «Союз воинствующих безбожников»), в к-ром состояло ок. 1,8 тыс. чел. 16 марта 1927 г. на заседании секретариата Вотского обкома ВКП(б) было принято решение о ликвидации Антирелигиозной комиссии при обкоме партии и передаче ее функций «Союзу безбожников». В 1933 г. в удмуртском «Союзе...» насчитывалось ок. 7,5 тыс. членов. К 1941 г. в Удмуртской АССР действовало 957 ячеек «Союза...», в к-рых состояло ок. 6 тыс. членов. Агрессивная антирелиг. кампания вызвала в сельских районах Удмуртии в нач. 30-х гг. ХХ в. неск. массовых выступлений. Ярким примером служат события, происшедшие в марте 1930 г. с храмами во имя арх. Михаила в с. М. Пурга и во имя Св. Троицы в с. Юкаменском. Церковь в М. Пурге закрыли в янв. 1930 г., настоятеля храма свящ. Александра Нагорных арестовали «за агитацию против закрытия церкви». Возмущенные прихожане (250 чел., в основном удмуртки) утром 30 марта захватили здание исполкома. В течение 7 часов верующие требовали открыть храм и восстановить разграбленный иконостас.

http://pravenc.ru/text/293818.html

Практически нет контактов между политическими партиями Казахстана и Российской Федерации, хотя бы на уровне первых руководителей. Как я понимаю, возможно, это не поощряется со стороны Ак орды ( ставка президента Казахстана в Астане - авт. ). «СП»: - Почему вы думаете, что не поощряется? - Я до сих пор точно не знаю, за что приговорили к пяти годам лишения свободы бывшего первого заместителя главы администрации президента Баглана Майлыбаева. Но в лагере, где я отбывал срок, знающие люди, которые до недавнего времени были реальной элитой страны, а теперь являются осужденными, говорили мне, что за разглашение государственных секретов в пользу России. Получается, что под эту статью Уголовного кодекса теперь можно подвести любые несанкционированные контакты казахстанских чиновников со своими российскими коллегами. Это наверняка приводит к тому, что сами казахстанские государственные служащие теперь будут бояться несогласованного общения, снизится их мотивация к взаимному сотрудничеству. Но разве у Российской Федерации и Казахстана, у Кремля и Ак орды могут быть какие либо взаимные секреты? Между настоящими союзниками и стратегическими партнерами никаких тайн быть не может. Тем более против друг друга. «СП»: - Видимо, теперь есть... - Я не совсем могу понять, для чего за прошедшие три года обе страны проводили синхронные военные учения в приграничных районах: Казахстан вдоль своей северной границы, а Россия одновременно вдоль своей южной границы, в 50-100 километрах друг от друга. «СП»: - Оправдан ли предстоящий перевод казахстанского языка на латиницу? - Латинизация казахского алфавита, это мощный разворот Казахстана от Российской Федерации в совершенно другую сторону. Меня поражает то, что практически все общественные объединения единомоментно и разом выступили в поддержку инициатив Ак орды. Либо у руководителей, которые себя именуют представителями народа Казахстана, вообще нет своего мнения, либо я за 25 месяцев изоляции от общества действительно настолько сильно отстал от всего, что даже не заметил, что РК-2017 практически превратилась в ту модель, которая описана в книге «1984» под авторством Джорджа Оруэлла.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/24/r...

 – Владыка, на днях стало известно о положительном заключении экспертов Общественной Палаты о законности строительства храмов на «зеленых» территориях. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом? – Это пока предварительное заключение. Те люди, которые якобы представляли интересы народа и обратились с жалобами на якобы незаконное строительство, повели себя самым недостойным образом (Прим. авт. – На одном из круглых столов в Общественной Палате противники застройки вели себя оскорбительно. В результате заседание покинули двое из трех членов Палаты, присутствовавших на нем – протоиерей Всеволод Чаплин и Елена Зелинская). Я хотел бы напомнить всем: Церковь всегда преследует только одно благо – народное. И ту же цель ставила перед собой Общественная Палата – решить вопрос храмового строительства на благо народа. Подавляющее большинство людей хочет, чтобы храмы были. И, если вспомнить историю, всегда храмы строились в лучших местах. Сегодня префектуры и управы следуют этой традиции и предлагают Церкви разместить новые храмы на зеленых территориях. Это нисколько не противоречит, во-первых, закону, а во-вторых – пожеланиям жителей города. – Как решают в ходе реализации программы «архитектурную» проблематику? Многих волнует, что типовые храмы в разных районах города будут слишком похожи друг на друга. – Мы уже видим, что каждый построенный храм – неповторим. И, можно сказать, что мы идем по пути индивидуализации. Даже если храм на бумаге называется типовым, при реализации все храмы внешне отличаются друг от друга. Одни храмы, к примеру, делают из кирпича, другие монолитом заливают из бетона, третьи имеют и то, и другое – монолитную цокольную часть и кирпичную кладку. Есть храмы, сделанные из специальных блоков, есть деревянные. Кроме того, название каждого храма диктует свое колористическое решение. Один храм будет выполнен в голубом цвете в честь Богоматери. Другой – в зеленом цвете в честь Спасителя или в красном в честь мучеников, воинов. Даже если внешняя архитектурная форма где-то будет повторяться, оформление каждого храма будет разным.

http://pravmir.ru/episkop-podolskiy-tiho...

Точная дата основания К. е. неизвестна. Первое упоминание о Кацарети находится в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли): просветительница Грузии св. Нина после Крещения центральной части царства Картли проповедовала в др. районах страны, спустилась «в Кхоети (Кухети.- Авт.) и остановилась в Кацарети (близ совр. с. Хашми.- Авт.) и крестила кхоетских и соджских князей с их народом; крестила здесь кхоелов и суджов» (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 89; Обращение Грузии. 1989. С. 26). По мнению Ф. Жордании , «старая церковь Кацарети была построена на месте, где святая Нино воздвигла святой крест» ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 33). К. е. не названа в списке кафедр, основанных царем Грузии св. Вахтангом Горгасали (V). Очевидно, она была образована в конце царствования св. Вахтанга или при его преемнике царе Дачи. Территории К. е. охватывали окрестности города-крепости Уджарма, адм. центра Кахети. В колофоне т. н. мцхетского списка (также список еп. Самебского Николая) свода грузинских летописей «Картлис Цховреба» (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.), отражавшем древнюю церковно-географическую традицию, было написано, что кафедра К. е. находилась «у врат Уджармы» ( Климиашвили. 1960. С. 372). Поскольку в результате церковных реформ, проведенных царем св. Вахтангом, пастырем Уджармы и ее окрестностей был ниноцминдели (Ниноцминдский архиерей), можно думать, что К. е. выделилась из Ниноцминдской епархии ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Мон-рь Кацарети. Рис. Т. Бейера. 1925 г. Мон-рь Кацарети. Рис. Т. Бейера. 1925 г. Впервые кацарели (касдраци в арм. источнике) еп. Захария упомянут среди 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. (Книга посланий. 1968. С. 97-98; Какабадзе. 1924. С. 50-52; Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 300). В послании от 607 г. католикоса Картли Кириона I (599-614/6) подтверждены хиротонии 35 епископов, входивших в Картлийский (Мцхетский) Католикосат; очевидно, среди них был и кацарели (Книга посланий. 1968. С. 90).

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Церковь во имя Пресв. Богородицы в Гиши. V–VI вв. Фотография. Нач. XXI в. Церковь во имя Пресв. Богородицы в Гиши. V–VI вв. Фотография. Нач. XXI в. Наиболее раннее упоминание о К. е. относится к нач. VI в.: в 506 г. еп. Гишский Езра вместе с др. архипастырями древнегруз. царства Картли участвовал в церковном Соборе в Двине (Книга Посланий. 1968. С. 97). Одной из главных задач духовных и светских властей Картли являлось обращение в христианство горного населения К. е. Первые попытки, предпринятые в нач. VI в., не имели успеха, и «отступились полностью... нухпатийцы (племя в древнем Дагестане, населявшее верховья р. Белакнисцкали.- Авт.)» ( Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 103). Нухпатийцы были крещены царем св. Арчилом в сер. VIII в.; он же выстроил крепость и церковь Нухпати в верховьях р. Белакнисцкали ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 540; Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 112). В VIII-X вв. церкви были основаны в разных районах К. е.: в Куми, Мачи (позже Тога/Тогаани), Лекети, Кахи, Зиари, Боетани и др. В это время на территории Вост. Кахети существовало независимое царство Эрети, правящая династия к-рого происходила от таронских Багратидов и исповедовала монофизитство. Положение изменилось в сер. X в. По сведениям анонимного груз. историка XI в., «в Эрети до царствования Ишханика (Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.).- Авт.) все его предшественники были еретиками. Ишханик же был сыном дочери Гургена, эриставт-эристава, и мать его, царица Динар, обратила его в Православие» (Летопись Картли. 2008. С. 144). Царица св. Динар была похоронена в Ваанаванке, в центральном правосл. мон-ре княжества Сюник. Впосл. ее мощи были перенесены царем Багратом III (978-1014) в Кутаиси (Там же. С. 149; Майсурадзе. 2002. С. 146-162). Ок. 1020 г. Эрети и остальные территории Кахети объединились в царство ранов и кахов, к-рое в нач. XIII в. вошло в состав единой Грузии. Во время венчания царя Грузии на царство епископ Гишский занимал последнее, 35-е место среди архиереев Вост. и Юж. Грузии (Освящение мира (сер. XIII в.).- ПГП. 1965. Т. 2. С. 49; Груз. док-ты. 1982. С. 83). Епископ Гишский, согласно приписке 1310 г. к Магалашвилевскому Четвероевангелию, именовался архиепископом Курмухским и настоятелем всех горцев ( Джанашвили. 1894. С. 205; Кекелидзе. 1945. С. 314-315). Видимо, в это время кафедра епископа была перенесена из Гиши в Курмухи, и архиереи могли называться гишел-курмухели (приписка 1333 г. к Магалашвилевскому Четвероевангелию) ( Джанашвили. 1894. С. 206).

http://pravenc.ru/text/2462303.html

Усанети с колокольней), Греми (ц. Кочистави), дворцовый комплекс Самеба (во имя Св. Троицы) в городище Греми. Мн. церкви относятся к зальному типу; некоторые были украшены стенной росписью. На окраинах Н. е., в горных районах Юж. Дагестана, процесс христианизации протекал медленно. По описанию анонимного историка царицы св. Тамары, жители этого края, дидойцы, «поклоняются какому-то невидимому черту, а некоторые - черной, без метки, собаке»; иногда они восставали против центральной власти Грузинского царства (История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 111; То же. 2008. С. 291). На рубеже XIV и XV вв. Кахети, как и вся Грузия, жестоко пострадала от набегов Тамерлана. Историк XVII в. Парсадан Горгиджанидзе писал об этом: «Тюрки... вторглись в Кахети. Всех, кого нашли, перебили, церкви разрушили, сады и виноградники вырубили, дома сожгли, а с ореховых деревьев содрали кору... Кахети... была опустошена» ( Парсадан Горгиджанидзе. 1990. С. 42-43). На территории Н. е. помимо других были разрушены г. Ареши и комплекс Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в Греми. После распада Грузии (кон. XV в.) на территории Кахети образовалось независимое царство. На протяжении XVI в. оно переживало экономический и культурный подъем. Для Н. е. показательными являются слова царя Кахети Теймураза I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) об этом времени, обращенные к рус. послам: «В старину, бывало, от Кремля (Греми.- Авт.) до Загени, Базар тож (Базари, Бахтало, ныне в Закатальском р-не, Азербайджан.- Авт.), сходилося шелку 1000 вьюков и мы посылывали в Ерусалим и в Святые горы милостыню вьюков по 20-ти и по 30-ти; а у себя было много и сосудов, были золотые и серебряные» (Материалы по истории… 1937. С. 390). При царях Кахети Георгии I (1466-1476), Александре I (1476-1511), Леване (1520-1574), Александре II (1574-1605) по всей Кахети, в т. ч. в Н. е., восстанавливались разрушенные и строились новые церкви и мон-ри, прежде всего в столице царства Греми: купольная (XV-XVI вв.) и зальные церкви (XVI-XVII вв.) в торговом квартале, ц.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Тимофей Грановский «Освободительный» либерализм был принципиально чужд «охранительному» либералу. «Либеральная доктрина, покончив с корпорациями во имя их привилегий и с обширною деятельностью власти во имя ее старинных злоупотреблений, обратила все свое внимание на вопрос об организации общества на началах личной свободы. Но она оставила без рассмотрения вопрос о том, как будет действовать человек в новой организации, и должно ли «общество» быть не только «собранием неделимых», но и действительною организациею, способную также к действию на общую пользу, - этот вопрос остался открытым [подчеркнуто авт. - Ф.Г.]», - писал склонявшийся ко второму А.Д. Градовский. Однако он был уверен, что радикальный либерализм избирал как раз первое (т.е. что «само общество является простым механическим собранием неделимых, не имеющих между собой внутренней связи»), и настаивал на том, что крайним выражением радикального либерализма (т.е. «индивидуализма») становится «Освободительный» либерализм порождает революцию. «Нигилизм был последним словом западничества как болезни, последним выражением идеи эмиграции в область Либеральный консерватор настаивал на творческом развитии «органических начал», что требовало высвобождения отдельной личности, создания условий для ее самостоятельного существования и деятельности. Развитие «нравственной личности» - первоочередная задача либерального консерватизма. «Для человека с волею, разумом и сердцем всегда будет дорого слово старого философа - perfice te! (совершенствуй В силу этой отличительной особенности либеральный консерватизм никогда не являлся ни доктриной, ни программой и не мог быть платформой широкого политического движения. Аристократический характер направления был его отличительной особенностью: и представители либерального консерватизма и те, к кому они апеллировали, принадлежали к дворянской элите общества. Купец для либерального консерватора в массе своей слишком демократичен и мог восприниматься лишь как будущая аудитория. Отдельные представители этого класса из прагматических соображений в расчет не принимались. «В России ... этот элемент составляет, можно сказать каплю в море. У нас сколько-нибудь зажиточное и образованное купечество можно найти только в столицах и немногих больших городах. Все остальное громадное пространство земли состоит исключительно под влиянием землевладения. Поэтому в России класс независимых, обеспеченных и образованных землевладельцев составляет первую и самую насущную потребность. Этой потребности удовлетворяло русское дворянство настолько, насколько это было важно при существующем материальном и умственном уровне русского общества. Поэтому и разорение этого дворянства нельзя не считать бедствием для страны», - с прискорбием напишет Чичерин уже в 1903 г., в разгар этого разорения и при нарастающих крестьянских бунтах на Левобережной Украине, в районах развитого и доходного помещичьего

http://pravoslavie.ru/54928.html

Приблизительно к 519 году относится первый зафиксированный источниками военный конфликт Византии с антами. В первой половине VI века славяне начинают селиться в окрестностях Фессалоники 351 . Во второй половине того же века славянские племена заселяют Пелопоннес. «Ещё и до сегодня (584 год. – Авт.), – свидетельствует Иоанн Эфесский,– они живут там без всякого страха» 352 . По его словам, они стали богаты, приобрели много золота и серебра, целые табуны коней и научились сражаться лучше самих ромеев. Исидор Севильский пишет, что «на пятом году царствования императора Ираклия славяне отняли у ромеев Грецию...». Македония в источниках того времени именуется «Склавинией», а житие епископа Эйштадского Виллибальда (середина VIII века) называет юг Пелопоннеса «Славянской землёй» 353 . В 623 году славяне появляются на Крите, а в 642-м – в Южной Италии. В итоге славянские племена заселяют всю Северную, Среднюю и Южную Грецию. Об этом свидетельствуют селения с характерными славянскими названиями, а древние Микены переименовываются в Хрвати 354 . Анализируя сообщения о болгарском князе Куврате автора сказаний о чудесах святого Димитрия Солунского, патриарха Никифора и Иоанна, епископа Никийского, Ф. И. Успенский делает вывод о том, что в Фессалониках систематически осуществлялась вербовка славян для колонизации свободных земель 355 . Отношения славян с Византией сложились двояким образом. Те из них, кто поселился во внутренних районах Греции, подпав под обаяние византийской культуры и усвоив греческий язык, постепенно эллинизировались и стали греками. Этому способствовали открытый характер славян, особенности их этнического склада. Христианизация славян началась сразу же после их поселения на территории империи. По-видимому, процесс христианизации славян наиболее активно шёл в Македонии, в районе Солуни и в Малой Азии 356 . Именно здесь возникает своеобразный духовный и культурный феномен, характеризующийся взаимным проникновением и тесным взаимодействием двух элементов: греческого и славянского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010