- Я христианин! Затем они привели врача, который сказал Райко, чтобы он не боялся полученных ран — их можно вылечить. Все присутствующие также обещали ему, что врач исцелит его: - Скажи, что потурчишься, будешь свободен, а мы сделаем тебя великим агой! Но мученик был тверд: - Верую во Христа. Я христианин, им и останусь! Насколько святой оставался тверд в вере, настолько ожесточались посрамленные мучители. Они придумали еще более суровое истязание: разрезали ему кожу на животе и вырезали из нее ремень, а затем — такой же ремень на спине. Но и этого мучения им показалось мало. Они обильно посыпали его раны солью, а после этого жгли его горящими свечами. Кто не вздрогнет от подобных жестокостей и зверств?! Кто не подивится действительно чудесной, сверхъестественной выдержке мученика?! Кто не изумится перед силой Божией, которая проявляется в немощном теле столь кроткого и молодого юноши?! Чего только не доставало, чтобы он был увенчан как победоносный поборник? Так как Подвигоположник Христос не хотел, чтобы он больше страдал, враги Креста не могли придумать, что еще сотворить мученику. Муфтий издал распоряжение, чтобы его перестали истязать и обезглавили, что и произошло. Мученик Райко был обезглавлен; он окончил свою временную жизнь и перешел в жизнь вечную 14 мая 1802 года. Что сталось с его многострадальным телом, сведений не сохранилось. Об этом знает только Бог, Который дивен во святых Своих и Который прославил мученика последовавшими чудесами. Очевидцем всего этого был иеромонах, который во славу Отца, и Сына, и Святого Духа и рассказал о многострадальном и добро-победном мученике Райко, ради молитв которого избавимся и мы от вечного страдания и сподобимся Царствия Небесного! Аминь. Из книги " Будь верен до смерти: судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв. " 26 августа 2005 года Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-3271

Разъяренные агаряне немедленно схватили его и привели к судье. Под влиянием отца девушки судья постановил: или Райко примет ислам и возьмет девушку в жены, или, если он того не пожелает, его будут бить, пока он не умрет. На вопрос о том, что он предпочитает, святой ответил, что отречению от Христа предпочитает смерть. Судья и все присутствовавшие уговаривали его, а больше всех уговаривал отец девушки. Он обещал простить Райко его дерзость, сделать его своим зятем и любить как собственного сына, а впоследствии оставить наследником всего своего имения, лишь бы он принял ислам. Но ничто не могло поколебать решимость святого, он отвечал одно: - Я христианин, христианином и умру! Его били немилосердно, но мучители не смогли склонить его к принятию ислама. Тогда они связали и высоко подвесили Райко, и так он провел остаток дня до вечера. Потом мученика отвязали и вновь принялись убеждать ласками, впрочем, не забывая и об угрозах. Но напрасно трудились суетные безумцы: любовь ко благочестию настолько овладела его душой, что всякая мука казалась ему смешной. По наступлении вечера его бросили в темницу и дали срок в два дня, чтобы он хорошо подумал о своей участи. Спустя два дня Райко вывели из темницы и проверили, не изменилось ли его намерение. Но поскольку желание его оставалось непоколебимым, его опять подвесили на крюках, и он провисел так до вечера, а затем был брошен в затвор. На следующий день Райко снова вывели и снова, ласково обращаясь с ним, попытались соблазнить различными обещаниями, а затем стали угрожать и запугивать. Но блаженный не принял ни ласк, ни обещаний и не испугался угроз. Все это время в качестве единственного ответа в устах его звучали слова: - Я христианин! Не потурчусь! Его подвесили в третий раз, а потом поставили под него мангал и разожгли в нем огонь. Так, поворачивая тело мученика, они жгли и коптили его. Все время пока продолжалось жестокое истязание, то ласками, то угрозами еще больших страданий, они принуждали сказать его, что он хочет принять ислам, но воин Христов мужественно переносил истязания и не произносил ничего, кроме:

http://pravicon.com/info-3271

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Райко-Иоанн Шуменский, Болгарский, мч. - житие Поборник Христов и добропобедный мученик Райко-Иоанн происходил из большого болгарского города Шумен. До нас не дошло сведений о его родителях, но известно, что сам он по роду своего занятия был ювелиром, жил и работал в центре Шумена и было ему от роду около восемнадцати лет. Райко был весьма красив лицом, но еще прекрасней была его душа, а вера его и любовь ко Христу были горячими и твердыми. Как показали последующие события, и он вместе с апостолом Петром обращался ко Христу со словами: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф. 26, 35). Райко показал себя верным подражателем патриарха Иосифа Прекрасного (см. Быт. 39, 7-12) в своем целомудрии, ради которого вступил на мученический подвиг за веру; он и мужественно боролся и чудесно подвизался против видимых и невидимых врагов и наконец умер за Христа как торжествующий победитель. Райко трудился в своей ювелирной мастерской в самом центре Шумена. Напротив стоял дом некоего турка, у которого была незамужняя дочь. Видя неизреченную красоту прекрасного Райко, девушка распалялась нечистой любовью к нему, буквально сгорала от страсти. Не имея возможности достигнуть своей цели иным путем, она задумала прибегнуть к коварству. Однажды она спустилась из дома и, отойдя немного от своих ворот, позвала к себе Райко. Не подозревая о злом умысле, юноша подошел и встал около ворот. Девушка попросила его приблизиться якобы для того, чтобы взять мерку с пальца для изготовления золотого перстня с печатью. Когда прекрасный юноша со страхом и смущением приблизился, эта развратница, новая египтянка, с бесстыдством и сатанинской наглостью схватила его изо всех сил и попыталась втащить в дом. Так поступила эта похотливая развратница, а новый Иосиф с силой вырвался и оттолкнул ее, так что она упала на спину. Сразу же, как и у той древней египтянки, любовь турчанки превратилась в ненависть, и она стала изо всех сил кричать и звать на помощь, а затем оклеветала достойного бесчисленных похвал Райко, обвинив его в том, что он покушался на ее девическую честь.

http://pravicon.com/info-3271

г. Св. муч. Лазарь болгарский. 1/14.V.1816 г. Св. препмученик Акакий Серресский в Константинополе. †2/15.V.907 г. Св. равноапостольный благоверный Царь Борис-Михаил, покреститель болгарский. 5/18.V (XI в.) Свт. Евфимий, Епископ Мадитский, брат св. преп. Матери нашей Параскевы-Петки (Пятницы) Епиватской Болгарской. 14/27.V.1802 г. Св. муч. Райко-Иоанн Шуменский болгарский. 17/30.V.1555 г. Св. муч. Николай Софийский. 21.V/3.VI.1737 (или 1840) г. Св. муч. Константин Софийский. 1530 г. Св. муч. Георгий Новейший Софийский. вв.) Св. свщмуч. Ферапонтий, пресвитер в гор. Трън, Софийский. 28.V/10.VI.1510 г. Св. преподобномуч. Софроний Софийский. 2/15.VI.1330–40 гг. Св. муч. Иоанн Новый Белиградский (Акксрман, Белгород Днестровский), Сучавский. (Купец из гор. Трапезунта, мученичество его описано болгарским писателем Григорием Цамблаком.) 5/18.VI (между III и XIII вв. – 1275 г.). Св. преп. Петр Корицкий. 15/28.VI.1399 г. Свт. Ефрем, Патриарх Сербский, болгарин. г. Св. преп. Паисий, проигумен Хиландарский. после 1380 г. Св. преп. Дионисий Костурский, Афонский, болгарин, основатель афонского монастыря Дионисиат. 25.VI/8.VII.1810 г. Св. препмуч. Прокопий Варненский Афонский в гор. Смирне. (нач. XI в.) Св. преп. монах Давид Болгарский, брат Царя Самуила. 8/21.VII.1548 г. Св. преп. Феофил Мироточивый Битольский Македонский. 11/24.VII.1722 г. Св. препмуч. Никодим Албанский, болгарин. 16/29.VII.1822 г. Св. муч. Иоанн Терновский Трапезицкий. †l7/30.VII.1402 или Св. Патриарх Евфимий Великотерновский. а так же и †5/18.IX.1015 г. Свв. русские первомученики благоверные князья Борис-Роман и Глеб-Давид, болгары по матери, правнуки св. равноап. Царя Бориса-Михаила, покрестителя болгарского. а также и 25.XI/8.XII.916 г. Св. равноапостольный Климент, Епископ Величкий, Охридский чудотворец, просветитель словеноболгарский. †27.VI/9.VIII. Свв. Седмочисленники – Кирил и Мефодий, учители Словеноболгарские и ученики их Климент и Наум, Охридские чудотворцы, Савва, Горазд, Архиепископ Моравский, Ангелярий (и Лаврентий). Общая память словеноболгарских просветителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брат Бошко Топалович: «Не сумею я вам ничего сказать, кроме тех трех слов, о которых где–то слышал от нашего епископа. Вот они: крестославие [т. е. празднование крестной славы. – Ред.], задушбинство и взаимопомощь. И все мы, богомольцы, должны стараться, как и наши предки, всегда отмечать дни крестной славы, строить задушбины и оказывать поддержку нашим ближним. Члены нашего движения в окрестностях Пбжеги захотели и общими усилиями обмолотили все зерно одной бедной вдовы. И, как сами мне рассказывали, в тот вечер ощущали они такую радость, словно побывали на свадьбе. А если чувствуешь отраду в каком–нибудь напряженном труде, то я думаю, что это от Бога. Ведь один человек вряд ли способен помочь целому селу, а все село легко может помочь одному своему бедняку». Брат Райко из Велуча: «Сельская взаимопомощь – прекрасное дело, и у сербов она [существует] испокон веку. Но взаимопомощь может быть разной. Так, общими усилиями воссоздали мы монастырь Руденица. Читал я, что наши братья в селе под Алексинцем собрали деньги и заплатили налоги за какого–то несчастного, у которого власти хотели распродать имущество. «Позор это для нашего села и для всех нас, – говорили они. – Такого никогда у нас не было». Я считаю, что и это – взаимопомощь. Таким образом, можем мы рассматривать ее в широком смысле как любое совместное доброе дело. И к этому мы призваны своим христианским долгом». О. Йован: Брат Райко – хороший гусляр, и мы просим его исполнить какую–нибудь песню. Брат Райко играет на гуслях и поет: Эй, что там издали доносится: Ветры ли иль вихри буйные, Иль шумят леса кленовые, Иль с землей трава беседует, Или звезды в небесах поют. Но не ветры это и не вихри, Не леса листвою шелестят, Не ведут беседу и земля с травой И не пенье звезд доносится, – Но святая литургия служится В Царствии Христовом пренебесном; Служит службу Златоустый Иоанн , Вкупе с ним – епископов три сотни, Все они – земные мученики; И три тысячи честных священников, Досточтимых Божиих угодников. Во диаконах – святой Стефан апостол,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В остальном же мою личную свободу стали ограничивать еще больше. Я не могла выехать с детьми к матери, не могла устроиться на работу и т.д. и т.п.”». Жёсткое подавление воли и тотальный контроль вырвавшегося из-под контроля на время адепта – вот то, что описала здесь нам Любовь Лушникова. И наблюдая за её поведением на судебном заседании в Пролетарском районном суде г. Ростова-на-Дону 16.07.2019 г., куда её привезли под контролем некоего сумрачного типа, представившегося её адвокатом, и Олега Райко, адепта «Царства Бога», и верного вассала Н.В. Лушникова, с которым мы лично пересекались в коридорах Кунцевского районного суда г. Москвы не раз во время «дележа» детей в гражданском процессе семьи Лушниковых, где я оказывал психологическую и материальную поддержку (на адвоката Любови Игоревне). В Ростове она была явно под действием психотропных препаратов и в неадекватном состоянии. При сложных вопросах оборачивалась в сторону «адвоката» и Олега Райко, ища некой поддержки. Дети её по суду в итоге судебным решением отошли к Н.В. Лушникову и она теперь вся в его власти. Но её мать, Валентина Брониславовна, вольна говорить то, что она думает, и что происходит на самом деле. Фрагменты её письма приводит в той же статье “Не «дело Каклюгина» а «дело православных русских людей»” Анна Тимина, которые, как она пишет, “понятно объясняют, почему сейчас Л.И. Лушникова даёт ложные показания против Николая [меня] ” . Однако, Анна в силу неких своих внутренних, неизвестных мне мотивов, не решилась объяснить читателям, кому и когда было написано это письмо. К тому же, исходя из созданного ореола секретности, была вынуждена несколько сократить ряд, как мне кажется, значимых моментов, удалив их из приведённого ей отрывка. Это концовка письма матери Любови Лушниковой, Валентины Брониславовны Райковой ко мне. Оно написано в день, когда меня уже из изолятора временного содержания г. Ростова-на-Дону после отработки поручения «оборотнями в погонах» областного Управления по контролю за оборотом наркотиков и следственного отдела Отдела по расследованию преступлений на территории обслуживания Отдела полиции СУ УМВД г. Ростова-на-Дону, исходящего явно непосредственно от Лушникова Н.В. через центральный аппарат ГУНК МВД России (об этом чуть позже), этапировали в СИЗО-3 г. Новочеркасска Ростовской области. Письмо датировано 29.10.2018 г. Первая часть представляет собой описание попадания одного знакомого парня в некий псевдореабилитационный центр под Москвой и попытки небольшой группой родственников и знакомых его оттуда без договорённости с руководством забрать.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/27/...

октября Acta Ss. Болландистов; наше место в нем гл. IV, , § 29 fin., отдельно самое место в Kalendaria Ассемани, III, 34). Продолжатель Амартола говорит о крещении болгар вслед за событиями, которые другие летописцы (Симеон Логоф.) относят к третьему году правления импер. Михаила. Он пишет следующее: «узнав, что болгарский народ удручается голодом, Михаил вместе с кесарем Вардою, снарядив поход, движется сушею и морем на болгарского князя Михаила [В древнем славянском переводе по сербской редакции так же, как в греческом тексте Муральта: «на Михаила кнеза бльгарскаго», см. Синод. рукоп. 148, л. 385 об. fin., по болгарской редакции: «на князи болгарьскии», которых имен нет и вместо которых ниже так же. как в греческ. тексте и сербск. редакции, один князь, Синод. рукоп. 732, л. 325.]. Болгары, узнав об этом, были поражены как бы громом, и прежде сражений и битв отчаявшись в победе, предложили сделаться христианами и повиноваться императору и римлянам. Император же, крестив и восприняв князя их, нарек его своим именем [В славянск. перев. по болгарск. редакции: «нарек – именем» нет.], а также крестил и бояр его, введши в город» В славянск. перев. по болгарск. ред.: «в цариградь вьведь», по сербск.: «въвед в констянтинь град». (см. Хронику Амартола, изданную Муральтом, стр. 732. Этот же продолжатель Амартола вместе с концом летописи самого Амартола напечатан под именем Георгия монаха в Scriptores post Theophanem, по парижск. изд. наше место там стр. 584). Лев грамматик, как мы сказали, буквально повторяет сего продолжателя (он напечатан в приложении к летописи Феофана, парижск. изд. стр. 462). Симеон Логофет помещает у себя два рассказа, взятые из двух разных источников, именно один из источника неизвестного, другой из сейчас приведенного продолжателя Амартолова. Первый рассказ читается: «Когда еще Феодора содержала царство, Борис князь Болгарии, услышав, что владеет царством римским женщина, дает знать ей, что нарушит мирные договоры и пойдет на римлян войною. Но (императрица) отвечает ему: «и меня найдешь готовою выступить тебе на встречу, и надеемся покорить тебя своей власти; а если же и нет, то и в сем случае одержу над тобою верх, имея (на своей стороне) слишком явную победу, потому что ты одолеешь не мужчину, а женщину».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Предложение было принято. Отец Милан Сретенович предложил не высылать эти два последних обширных отчета оным гостям издалека. – Почувствовал я их дух в Дивостине, – объяснил он. – Довольно им отчетов о чудесах Христа и Христовых Апостолов, записанных в Новом Завете. Не молятся они святым и не ценят устного Предания Божией Церкви. Эти два последних отчета о чудесах святых и о чудесах в наши дни могут их [только] соблазнить и отвратить. Посредством своих реформаторов они отвергли всякое неписаное свидетельство. И даже то, что записано в Священном Писании, ставят под сомнение. Поэтому лучше не направлять им два последних материала. [Но] размножить их только для нашего народа. Однако прежде всего давайте сделаем нечто другое. Так как у нас здесь добрая половина присутствующих не знает, о чем идет речь, то было бы разумно оставить этих людей – пусть и дальше поют и ведут беседы, а правление нашей общины с членами всех четырех комиссий пусть удалится в отдельное помещение и там решит сей вопрос, касающийся наших гостей из далека. Это предложение было принято единогласно. Итак, некоторые удалились на совещание по данной теме, а народ остался с отцом Мисаилом, диаконом Пантелеймоном, братом Райко из обители Святой Троицы, монахом Елисеем и прочими. Тогда отец Мисаил упросил брата Стевана, учителя из Вуковара, исполнить песнопение под аккомпанемент его любимой гитары. Брат Стево тотчас обнял свою гитару и запел: Бог всевидящий На нас Бог милости и истины взирает, Каждому нашему делу внимает, Видит всё изнутри и снаружи – И что завтрашний день обнаружит. Дела добрые, мысли благие Для Него каждый час дорогие. Всех любовью Он здесь покрывает, Благодетелям всем помогает; От злодеев ждет исправленья, Покаянья и слез во спасенье. Всем любовь Он Свою предлагает И от каждого милости чает. Видя грех наш, скорбит Его взор, Братья, сестры, к чему нам позор? Утаить прегрешенья не сможем, Так давайте робость отложим, Поспешим все грехи исповедать, Чтобы вечной беды не изведать. Зрит Господь всё, что в сердце у нас И что в мыслях мы носим сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кирилл (Пейчинович ; ок. 1771-1845), архим. Феодосий Синайский (2-я пол. XVIII в.- 1843), иером. Рильский Неофит (1793 или 1790-1881), братья Д. Миладинов (1810-1862) и К. Миладинов (1830-1862), Йордан Хаджиконстантинов (Константинов; 1818-1882), Нафанаил (Бойкикев ; 1820-1906), митр. Охридский, Г. Пырличев (1830-1893), Райко Жинзифов (1839-1877) и др. Пробуждению национального самосознания у болгар способствовала деятельность рус. славянофилов, большую роль сыграло издание книги Ю. И. Венелина «Древние и нынешние болгары» (1829). Среди молодежи, приезжавшей для получения образования в рус. учебные заведения, были и уроженцы М. (но массовый приток учащихся начался после Крымской войны, когда правительство Александра II взяло курс на поддержку славян). Процесс национального возрождения болгар был связан с обретением не только политической независимости от турок, но и церковной независимости от греков. Уже во 2-й четв. XIX в. они стали выдвигать требование о назначении епископами в епархии с преимущественно болг. населением этнических болгар. В период Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. македон. греки принимали активное участие в боевых действиях. Купец Э. Папас из г. Сере (Серры) вложил состояние в организацию восстания на п-ове Халкидики. В восстании приняли участие также жители п-ова Касандра и афонские монахи. Повстанческие отряды почти дошли до Фессалоники, но туркам удалось подавить восстание. Ответные репрессии опустошили города Центр. М., в особенности Фессалонику. В 1821-1822 гг. повстанческие движения охватили также города Западной М. (Науса, Эдеса) и горный массив Олимп. Оставшиеся в живых повстанцы участвовали в боевых действиях против турок в Центр. Греции и на Пелопоннесе. Но и в это время конфессиональная самоидентификация на Балканах еще оставалась сильнее национальной: главных своих врагов греч. повстанцы видели в мусульманах, а на стороне греков против турок сражались болгары и сербы, напр. отряд болг. серба Кристе Даговича (Хаджихристоса Вулгариса), ставшего впосл.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Однако, главные пути синаитских монашеских переселений в сербские края, вели из Парорийской пустыни через Болгарию и Святую гору, из Святой Горы через Македонию, Албанию и Зету; из Палестины и Синая через Крит, Святую Гору, Македонию и Парорию. Этот путь включал в себя и Цариград, который, благодаря патриархам — исихастам и паламистам, стал еще одним центром византийско–славянской культуры и духовно–политических событий на Балканах. Наиболее известным и выдающимся среди синаитских поселенцев, непосредственно связанных с преподобным Григорием Синаитом, был преподобный Ромило Раваницкий. Его Житие написал близкий его ученик и сподвижник — Григорий Младший Горняцкий, названный «краснописцем», также известный как Синаит.   Ромило родился в Видине, от отца грека и матери болгарки. Был назван Райко (Руско?). Там же вырос и получил первое образование, но тайно покинув родной край, отправляется в Загору близ Тырнова, где принимает монашеский постриг с именем Роман. Жаждущий более строгой духовной жизни, уходит вместе с другом Илларионом, в Парорию, к уже известному тогда Григорию Синаиту, от которого узнает синаитские духовные предания и принимает образ жизни, полный послушания, верности духовному отцу и смирения. После кончины Григория (1346) и упокоения старца, который стал его наставником после Григория, со своим новым старцем и другом Илларионом, несколько раз переходит из Загоры в Парорию, с одной стороны, из–за разбойничьих нападений, с другой, ради уединения и молитвенного безмолвия. В Парории к нему присоединяется и Григорий из Цариграда, позже, автор его жития. После своего возвращения из Загоры в Парорию, он уходит глубоко в горы, строит себе келью, принимает великую схиму с именем Ромило. Там он проводит пять лет, без всякого общения с людьми, затем снова возвращается в Загору, чтобы затем отправиться на Святую Гору. Со временем, вокруг него собираются монахи, особенно из его народа, ради духовных наставлений. Его биограф пишет, что он от ранней молодости обладал даром привлекать к себе других, образом жизни и мудрым словом. В жажде уединения, он и здесь менял места пребывания, пока не поселился в Мелане, в окрестностях Большой Лавры. По свидетельству автора его жития, он имел великую веру в Бога и всем открывал свое милосердное сердце, «И не только людям, но и птицам и насекомым и зверям» (Арх. Иустин Попович, Жития за январь, стр. 510–511).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010